Книги, статьи, материалы /АФРИКАНСКИЙ СБОРНИК - 2007 /О.Ю. Завьялова - ФОЛЬКЛОР КАК МЕХАНИЗМ ОБУЧЕНИЯ

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В АФРИКУ и не только (с русскоязычными гидами):


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2017)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2017)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2017)
Акулы юга Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2017)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2017)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО БАНГЛАДЕШ И НЕПАЛУ (11.02 - 27.02.2018)
Два азиатских тигра

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (23.02 - 09.03.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (16.05 - 29.05.2018)
Таинственная страна Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (19.06.-25.06.2018)
Сафари и рафтинг

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА (05.07 -20.07.2018)
Активное путешествие по островам

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2018)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2018)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2017)
Дикий животный мир Восточной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2018)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ (23.10 - 31.10.2018)
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 18.11 2018)
Восхождение на Рорайму


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы АФРИКАНСКИЙ СБОРНИК - 2007 О.Ю. Завьялова - ФОЛЬКЛОР КАК МЕХАНИЗМ ОБУЧЕНИЯ

О.Ю. Завьялова - ФОЛЬКЛОР КАК МЕХАНИЗМ ОБУЧЕНИЯ

Фольклор выполняет различные функции в культуре, однако обучающая функция является одной из основных. Фольклор обучает основным законам жизни, нормам поведения. Одни жанры представляют готовую модель действий на тот или иной случай, другие заставляют слушателя самого искать решение, учат критическому мышлению. Есть жанры, обучающие системе символов, образному мышлению, принятым в данном социуме.

Фольклор моделирует различные аспекты личности, при этом у каждого жанра свои задачи. Фольклор влияет на каждого члена общества, он участвует в формировании личности. Именно фольклор может влиять особенно сильно на совокупность осознаваемых и неосознаваемых факторов, побуждающих человека к совершению определенных действий, сюда входит и система ценностных ориентаций. Что касается системы ценностей, то она весьма сильно подвержена влиянию фольклора, особенно в традиционном обществе. Многие жанры предлагают модели поведения или варианты разрешения различных ситуаций на примере выдуманных или невыдуманных историй либо иносказательно. При этом те модели поведения, которые представляет фольклор, строят поведение каждого члена общества, в котором этот фольклор функционирует. Также фольклорные тексты могут влиять и на самооценку человека, так как он станет сравнивать себя именно с теми идеалами, которые он знал с детства, в частности с героями эпоса или сказок.

Для традиционного общества характерно обучение посредством образов и моделей, так как мифологическое сознание в большей степени воспринимает модели, а не абстракции. «Есть достаточно веские основания полагать, что филогенетически» «первичное“ мышление людей — это по своим когнитивноинформационным характеристикам мышление преимущественно образное, правополушарное». Поскольку сказка живет в традиционном обществе, как и многие другие фольклорные жанры, и является одним из наиболее действенных обучающих инструментов культуры, она построена таким образом, чтобы аудитория могла усвоить всю информацию, заложенную в ней. Сказка представляет образцы и модели в доступной форме. Ориентирована она на молодежь, что позволяет обществу воздействовать на становление личности, закрепляя основные понятия и оценки и влияя на скрытую личность слушателя.

Отметим, что многие развивающие жанры фольклора предназначены именно для молодежной среды: сказки-загадки и загадки, формирующие образное мышление и систему понятий и представлений о мире, загадываются подросткам или молодежным группам, а арбитрами служат представители более старших возрастов. Пословицы, которые молодежь воспринимает с детства, как правило, в большей степени работают на уровне подсознания.

Мы рассмотрим основную функцию фольклора — обучающе-воспитательную. Фольклор обучает нормам и правилам поведения и истории общества, причем с точки зрения, принятой в данном обществе; мировосприятию, характерному именно для данного социума. Таким образом, фольклор помогает социализации молодого человека, адаптации его к условиям жизни в природе и социуме, фольклор формирует стереотипы поведения, характерные для всех членов данного общества.

Согласно современным психологическим теориям, каждому человеку в той или иной степени присуща потребность принадлежности к группе. Эта потребность особенно ярко выражена во время переходных периодов развития общества, когда людям необходимо воспринимать себя членом «семьи» — маленькой или большой, что позволяет ощутить себя частью некоего целого, найти психологическую поддержку в традиции. Отсюда особое внимание к этнической идентификации, сохранение и обособление своего фольклора, мифологии, культуры.

Фольклор является основным передатчиком норм поведения из поколения в поколение — взаимоотношений как между мирами, так и в своем мире. При этом если сказка предоставляет две модели поведения (положительную и отрицательную), то эпос дает модель мужского поведения лидера, вождя. Сегодня сказка преподает уроки жизни в игровой, развлекательной форме. В каждом обществе ребенок или молодой человек усваивает основные нормы поведения, воспринимает, «что такое хорошо и что такое плохо» для данного социума, слушая сказки, поговорки или эпические сказания. По сказкам мы можем представить, какие нормы поведения в данном обществе являются наиболее важными. Однако поскольку сказка, очевидно, является «азбукой поведения и норм», то в ней акцентируются как «глобальные» нормы, которые для многих народов едины, так и частные нормы, характерные именно для данного общества. Частным является и решение некоторых вопросов. Из этого вытекает и частая схожесть сюжетов по всему миру и характерные различия.

Сказки моделируют, как правило, необычную, часто утрированную ситуацию, при помощи которой особенно наглядно можно показать, какого рода действия к какому результату (положительному или отрицательному) могут привести. Таким образом, модель может быть правильного (положительного) поведения и неправильного (отрицательного).

Модель 1. Данная модель описывает межличностное пове- дени, индифферентное к моральным и социальным нормам (оцениваются только личные качества героя). В таких сказках ум и хитрость оцениваются как положительные качества <+>, а глупость, базирующаяся на жадности, лени и т. д., как отрицательное качество (модель ↔). Мы можем назвать это моделью выживания. Она учит побеждать любой ценой и отражает биологическую сущность человека.

Модель 2. Поведение героя в этих сказках основано на социальных и моральных нормах, с точки зрения этих норм оно и оценивается. Отметим при этом, что нормы поведения в различных обществах при их общечеловеческой схожести имеют огромное количество отличий. Естественно, поведение оценивается с точки зрения носителя данного фольклора.

Эту модель можно обозначить как модель проживания. Ключевые слова для описания этой модели — «долг» (в плане поведения) и «добро». Характерное отличие сказок с первой моделью от сказок со второй моделью в том, что, в первых герои сами вершат свою жизнь, а во вторых либо помощь приходит от представителей чужого мира, либо бог или судьба награждает героя (особенно в сказках о взаимоотношении миров). Соответственно сказки демонстрируют как свободу воли человека и его способность самому строить свою жизнь, так и зависимость человека от окружающего мира и сил, ему не подвластных.

Сказки показывают человека и его поступки с двух точек зрения: человек как часть природы и часть социума (культуры), что отражено в двух вышеописанных моделях поведения и в делении сказок по видам. Модели поведения отражают две тенденции в развитии культуры (прогресс и консерватизм): 1. ориентация на вариативность поведения; 2. выработка стереотипов поведения.

Отметим, что сказка выполняет функцию обучения на начальном этапе в плане становления личности и адаптации ее в социуме значительно лучше школы. Она не учит считать и писать, но учить жить и выживать, а также дает мотивационное обоснование будущим достижениям.

Фольклор должен быть максимально усвоен аудиторией, и, следовательно, пройти путь «информация ≥ знание» с минимальными потерями. Знание, в отличие от информации, имеет личностный смысл. Для максимального усвоения информации требуется использование понятий, близких к понятиям слушателя (простой, понятный слушателям язык, шутки, актуализация и т. д.), так же, как и использование всех вариантов повторов. Однако отметим, что усвоению информации служат и другие литературные приемы: художественный текст, как правило, значительно лучше воспринимается и запоминается. Вспомним основные характеристики фольклора: вариативность, устность и художественность. Вариативность и устность позволяют фольклору выжить и быть усвоенным любым обществом, так как он может подстраиваться под аудиторию. Народность определяет наличие понимания между повествователем и аудиторией.

Отметим приемы, используемые рассказчиком фольклора (гриотом в Западной Африке) при повествовании эпоса или сказки.

Чередование песенных отрывков с прозаическими в сказках и других жанрах, что заставляет слушателя постоянно держать внимание на повествовании, реагировать на смену темы.

Выделение основной идеи при помощи следующих приемов:
— тяготение темы к инициальной позиции;
— использование специальных словоформ (если это позволяет строй языка);
— использование служебных слов;
— прием клефта;
— использование оборотов, вводящих тему;
— использование паузы, следующей за словом или синтагмой;
— использование просодики, прежде всего мелодической.

В некоторых жанрах используется звуковая организация (определенная схема тонирования в строках, звуковые повторы, интонационный рисунок). В ходу аллитерация, различные виды противопоставления и т.д. Система бинарных оппозиций также помогает высокой степени усвояемости информации. Все эти приемы входят в канон фольклорных жанров Африки. Актуализация темы, связь, например, эпического повествования с настоящим моментом, с насущными проблемами повышает заинтересованность аудитории.

Для понимания текста важны: 1) ситуация, 2) индивидуумы 1 и 2; 3) цель акта. Гриот всегда вынужден учитывать аудиторию, при этом он может менять не только построение сказания или лексику, но и (частично) тему при смене аудитории. Иногда необходимы утрированные примеры. Для многих жанров характерен определенный подбор героев, максимально подходящий для описания данной ситуации: например, герои-животные в сказках. Известно, что красочные обороты, метафоры также способствуют лучшему запоминанию. Кроме речевого аспекта важен и психологический: сказитель должен располагать публику к себе, привлекать к себе внимание и т.д.

Необходимо также учитывать общность знаний о мире и языке. Язык не единственное средство общения. Гриот использует и жесты, и мимику, и музыку. Содержание повествования находится не только в тексте, но и в контексте.

Из литературных приемов особо важны повторы различного свойства. Пронизывающий повтор указывает на основную идею отрывка; обрамляющий в большей степени связывает отрывки, закрепляя доминирующую тему и т. д. Использование параллельных конструкций, поговорок как аргумента (ориентировка на более старые жанры) также играет важную роль в передаче информации с минимальными потерями.

Гриотом постоянно поддерживается диалог. Это изначальная форма общения. Как правило, это вопрос — ответ — рассуждения; чередование сюжетных стихов с устойчивыми, которые часто произносятся скороговоркой, и внесюжетными, произносимыми речитативом. Данная форма повествования обрела новую жизнь в современном рэпе, явно имеющем корни в африканской манере исполнения эпоса. Заданный ритм речи также позволяет гриоту держать внимание публики, а смена ритма акцентирует смену темы.

Отметим и такую особенность: многие слушатели полагают некоторые жанры фольклора чем-то незначительным, неважным, часто имеющим отношение к прежним временам или к детской аудитории. Может быть, это также помогает им быть воспринятыми в большей степени, поскольку не вызывает у слушателя протеста и не активирует психологических защит.