Книги, статьи, материалы /ВОСТОЧНАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА /Хозяйство Восточной Африки

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В АФРИКУ и не только (с русскоязычными гидами):


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2017)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2017)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2017)
Акулы юга Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2017)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2017)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО БАНГЛАДЕШ И НЕПАЛУ (11.02 - 27.02.2018)
Два азиатских тигра

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (23.02 - 09.03.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (16.05 - 29.05.2018)
Таинственная страна Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (19.06.-25.06.2018)
Сафари и рафтинг

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА (05.07 -20.07.2018)
Активное путешествие по островам

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2018)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2018)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2017)
Дикий животный мир Восточной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2018)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ (23.10 - 31.10.2018)
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 18.11 2018)
Восхождение на Рорайму


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы ВОСТОЧНАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА Хозяйство Восточной Африки

Хозяйство Восточной Африки

Хозяйство. Экономикогеографическое выделение Восточноафриканского региона в известной мере условно. Хозяйственные связи между странами, входящими в регион, относительно слабы. Вместе с тем эти страны обладают определенной общностью географического положения, природных условий, этнического состава населения. Территория региона расположена симметрично относительно экватора, по обе стороны от которого происходит чередование аналогичных природных зон. Это определяет известную повторяемость типов и специализации сельскохозяйственного производства к северу и к югу от экватора. Общее для стран региона — их транспортное тяготение к портам и морским путям Индийского океана.

В наследство от колониального периода странам Восточной Африки досталось слаборазвитое хозяйство. На мировом рынке эти страны выступают в основном как поставщики сельскохозяйственного и минерального сырья, а также цветных металлов. По большинству ведущих экспортных товаров страны региона занимают далеко не первое место в мировой торговле. Лишь Замбия входит в число крупнейших мировых поставщиков меди, а Танзания (остров Занзибар) занимает первое место по экспорту гвоздики и является одним из основных экспортеров сизаля.

Хозяйство многих стран региона еще связано с бывшими метрополиями и другими экономически развитыми капиталистическими странами. Важное значение приобретает координация планов развития и региональное экономическое сотрудничество, которое жизненно необходимо прежде всего для расширения современной обрабатывающей промышленности, так как емкость рынка одной страны обычно недостаточна для рентабельной работы крупных предприятий.

Сложной проблемой остается перестройка структуры хозяйства каждой страны, и прежде всего сельского хозяйства. До сих пор существенна роль натурального и полунатурального сельского хозяйства. В нетоварном секторе занята значительная часть экономически активного населения.

В горнодобывающей промышленности и некоторых отраслях обрабатывающей сохраняет позиции монополистический капитал, хотя роль государственного сектора здесь быстро возрастает (Замбия, Танзания, Эфиопия). В производстве некоторых видов сельскохозяйственного сырья важную роль играет крупное плантационное хозяйство, частично все еще находящееся под контролем иностранных компаний. Железнодорожный и воздушный транспорт, сеть автомобильных дорог, энергетика и средства связи в основном находятся в ведении государства или контролируемых им организаций. В производстве товаров широкого потребления, автомобильном транспорте, сельском хозяйстве, розничной торговле большое значение имеют средние и мелкие частные предприятия.

Для стран Восточной Африки типично очаговое развитие товарного (в том числе экспортного) хозяйства на фоне территориально преобладающего полунатурального сельского хозяйства. Такая картина сложилась еще в колониальное время. Колонизаторы стремились разрабатывать в первую очередь те природные ресурсы, использование которых приносило им наибольшую прибыль: богатые месторождения цветных и редких металлов и минералов; наиболее плодородные и выгодно расположенные по отношению к внешним и внутренним рынкам сбыта и источникам дешевой рабочей силы сельскохозяйственные угодья, пригодные под плантации агавы, сахарного тростника, чайного куста, табака и некоторых других культур.

Система налогообложения, а в начале колонизации и прямой принудительный труд привели к массовому отходничеству мужского населения африканских деревень на рудники, плантации и в города.

Основные хлопководческие районы расположены к северу и югу от оз. Виктория. Близ северного берега этого озера находятся и крупные плантации сахарного тростника. Плантации агавы сосредоточены около океанского побережья Танзании, большей частью в районе Танги. Более половины мировой продукции гвоздики дают острова Пемба и Занзибар. Насаждения кофе «арабика» и чайного куста занимают, как правило, склоны горных массивов — Килиманджаро, Меру, Элгона, Мландже и др.

Хлопок, кофе, гвоздика, чай, сизаль, пиретрум, табак дают странам региона основную часть (а вместе с цветными металлами — около 90%) дохода от экспорта.

Преобладающие мелкотоварные и полунатуральные крестьянские хозяйства, занятые выращиванием продовольственных, а также отдельных товарных культур, сильно зависят от почвенно-климатических условий. Ведущая отрасль почти повсеместно — растениеводство. Выращиваются такие культуры, как кукуруза, просо, сорго, маниока, батат, банан, арахис. В некоторых странах распространены посевы риса и пшеницы. Во влажных саваннах возделывают зерновые — кукурузу и рис, корнеплоды — маниоку и батат, а также бананы и некоторые технические культуры. На засушливых землях сухих саванн пшеницу и кукурузу сменяют просо и сорго, распространены посевы арахиса. Урожайность культур, особенно зерновых, как правило, низкая и сильно зависит от погодных условий. Нередко случаются неурожаи от засух и других стихийных бедствий: наводнений, массового нашествия насекомых вредителей.

Сельскохозяйственные угодья страдают от эрозии, вызванной нарушением естественной смены пашни и залежи в традиционных системах африканского переложного земледелия. Захват лучших земель колонизаторами, хищническая эксплуатация иностранными компаниями и европейскими плантаторами земельных ресурсов региона, механическое перенесение агротехнических методов хозяйствования из стран умеренного пояса нанесли большой вред сельскому хозяйству Восточной Африки. Перед странами региона стоит серьезная задача постепенной, соответствующей местным условиям модернизации сельского хозяйства, выработки новых систем агротехники для подъема урожайности при сохранении и повышении плодородия почв.

В районах, где нет мухи цеце — переносчика возбудителя наганы (тяжелой болезни рогатого скота), с земледелием сочетается скотоводство. Опустыненные саванны Эфиопии, Сомали, Кении, Карамоджа в Уганде, засушливое плато Масаи в Танзании используются под отгоннопастбищное и полукочевое скотоводство. Население, занимающееся кочевым и полукочевым скотоводством, как правило, не забивает скот на мясо, а использует лишь молоко и кровь (масаи и Др.).

На экономической карте региона среди очагов товарного хозяйства особенно заметно выделяется агломерация городов Медного пояса Замбии, где ежегодно добывается, выплавляется и рафинируется 600—700 тыс. т меди. За последние годы здесь возникли также предприятия отраслей обрабатывающей промышленности — нефтеперегонной, механосборочной, пищевой. Другие центры цветной металлургии — Джинджа в Уганде, Кабве в Замбии — значительно меньше по объему производства.

Богатые месторождения каменного угля в Танзании и железных руд во многих странах региона — потенциальная база для развития черной металлургии (небольшие передельные заводы уже построены в Момбасе, Джиндже, Танге И др.).

Предприятия обрабатывающей промышленности и сферы обслуживания сосредоточены преимущественно в немногих крупных и средних городах региона, в первую очередь в столицах — Аддис Абебе, Могадишо, Найроби, Кампале, ДарэсСаламе, Лусаке, в портовых городах (Момбаса), в областных центрах.

Железнодорожные линии метровой колеи связывают Кению, Уганду, Танзанию. Танзания соединена с Замбией железной дорогой более широкой колеи. Благоприятствуют региональным связям имеющиеся улучшенные автомобильные дороги. Несколько изолированы страны северовостока — Эфиопия и Сомали, а также Малави, которая имеет железнодорожную связь только с мозамбикскими портами Государства, не имеющие непосредственного выхода к морю, в значительной степени зависят от приморских стран, по территории которых транзитом осуществляются их внешнеторговые перевозки. Беспрепятственная связь с океанскими портами способствует развитию внутри континентальных государств. Разработка и осуществление крупных международных транспортных проектов в регионе связаны со стремлением внутриконтинен тальных стран, например Замбии, получить новые выходы к океану.

Определенными чертами «внутрикон тинентальности» обладает и Эфиопия, хотя ее береговая линия имеет довольно большую протяженность. Основная транспортная артерия этой страны — железная дорога от столицы АддисАбебы выходит к морскому порту уже на территории другого государства — Джибути.

Одна из важнейших задач восточноафриканских стран — выравнивание уровня хозяйственного развития разных районов, подъем экономики отсталых глубинных областей. С этим связана и необходимость развития транспорта, и в частности грузовых и пассажирских воздушных перевозок. Уже реконструированы старые или построены новые аэропорты в Аддис-Абебе, Найроби, Энтеббе, Момбасе, Дарэс-Саламе, Лусаке, «Килиманджаро» в районе Моши (Танзания), что способствует притоку в Восточную Африку иностранных туристов, которых привлекают всемирно известные национальные парки и заповедники, пляжи побережья Индийского океана.