Книги, статьи, материалы /ВОСТОЧНАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА /Культура Эфиопии традиции и современность

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В АФРИКУ и не только :

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА НОВОЙ ГВИНЕЕ (05.07 - 20.07.2017)
Лучшее в Индонезии

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2017)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2017)
Знакомство с огромным островом

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2017)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2017)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2017)
Акулы юга Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2017)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2017)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО БАНГЛАДЕШ И НЕПАЛУ (11.02 - 27.02.2018)
Два азиатских тигра

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (06.03 - 20.06.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (31.05 - 13.06.2018)
Таинственная страна Догонов


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы ВОСТОЧНАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА Культура Эфиопии традиции и современность

Культура Эфиопии традиции и современность

Многие особенности современной культуры народов Эфиопии тесно связаны с издавна сложившимися хозяйственнокультурными различиями. Так, образ жизни, жилища и вся материальная культура ведущих земледельческоскотовод ческое хозяйство оседлых жителей Эфиопского нагорья отличны от образа жизни и культуры кочевниковскотово дов пустынь и полупустынь СевероВо сточной и Южной Эфиопии. Весьма своеобразна культура полуоседлых народов на юге страны, сочетающих скотоводство с земледелием. С середины XX в. эти различия начали стираться. Однако часть населения, особенно в глубинных районах страны, еще не втянутая в товарное производство, сохраняет традиционные формы культуры.

В центральных и северных провинциях все еще существует соседская (сельская) община, часто территориально совпадающая с деревней и включающая до 100 и более семейств. Внутри общины уже давно развивалось социальноимущественное расслоение; старосты и наиболее богатые общинники широко пользовались трудом бедняков, в деревне складывалась эксплуататорская прослойка. После того как вся земля была объявлена общенародной собственностью, началось создание объединений — ассоциаций сельских жителей, которые выбирают органы местной власти. Образуются производственные кооперативы.

Расселение в сельской местности по типу напоминает хуторское. Иногда жилища огорожены и образуют усадьбу, но чаще стоят без ограды на расстоянии 100—300 м одно от другого. На Эфиопском нагорье преобладают жилища круглой или овальной формы, с конической крышей, покрытой толстым слоем высушенной травы или соломы. Обстановка в доме простая. Ложе для сна обычно сооружено из камней, покрытых слоем глины с соломой; на ней — постельные принадлежности. Внутри помещения нередко расположены и зернохранилища — гота. Часто гота имеют сбоку глиняные выступы для домашней утвари или керосиновых ламп. Печей в домах, как правило, нет, а внутри помещения находится очаг. Стоят деревянные или плетеные столики, плетеные корзины, низкие, сделанные из цельного куска дерева скамейки. На полу — деревянные ступки, всевозможных форм и размеров горшки и миски. На стенах — глиняные или металлические сковороды. В больших плетеных корзинах хранят одежду, в сосудах из тыкв — молоко и масло. Повсюду на полу и на стенах можно увидеть циновки. Иногда утварь, одежду и оружие вешают на деревянные крючки, вбитые в стены дома.

Первой в доме просыпается хозяйка. Засучив рукава своего длинного плотного домотканого платья — традиционной одежды эфиопских крестьянок, она принимается за приготовление пищи: печет на больших сковородах в открытом очаге огромные тонкие лепешки, напоминающие русские блины. Это ынджэра — наиболее распространенный вид мучных изделий; их пекут главным образом из тефовой муки. Название «ынджэра» подчас употребляется и в более широком смысле: так же называют иногда лепешки вместе с какимнибудь овощным или мясным острым соусом — уот. Завтрак состоит обычно не только из ынджэры, но и кофе или тэллы (напиток, напоминающий одновременно и пиво, и квас). На обед или ужин снова едят ынджэру с овощным уотом пли кашей, пьют молоко или черный кофе.

В сельских районах сохраняется традиционная эфиопская национальная одежда. Крестьянки кроме длинного платья носят накидкишаммы. В праздник они надевают платья, расшитые по вороту и рукавам цветным шелком. Мужчины крестьяне носят узкие длинные штаны, длинные подпоясанные рубахи и на кидкишаммы. В холодную погоду поверх шаммы надевают бурнусы, свалянные из черной шерсти. В местностях выше 3000 м над ур. моря в такую пору можно встретить крестьян и в наброшенных на плечах овчинах шерстью наружу.

В эфиопской деревне еще в значительной степени сохраняются служившийся издавна образ жизни и многие особенности материальной культуры прошлого, однако в поселках и городах старые традиционные черты сочетаются с новыми формами городского быта. В домах, преимущественно четырехугольных с двускатной или четырехскатной кровлей, все чаще встречаются деревянные или металлические кровати, посуда фабричного производства. Горожанки носят белые платья, собранные в талии, сшитые из тонкой ткани. Подол платья и края шамм украшают одинаковой цветной полосой. Молодежь, особенно школьницы женщины, ведущие верблюдов, нагруженных нехитрым скарбом кочевников. Мужчины переходят из одной группы в другую, следя за порядком. Когда приходят на место, на женщин возлагается возведение жилищ и устройство лагеря.

Кочевое и полукочевое население пользуется различными формами переносного жилища. У одних — это решетчатый овальный каркас, покрытый или циновками, или выделанной кожей. Кочевники Северной Эфиопии используют палатки — натянутые на шесты и веревки хлопчатобумажные и другие полотнища. Скотоводы, перешедшие к оседлости, живут в таких же жилищах, как и крестьяне Центральной Эфиопии.

Амхара, тиграи, оромо Центральной Эфиопии, гураге и другие живут малыми семьями, состоящими из мужа, жены и детей. Эти семьи ведут самостоятельное хозяйство. Еще недавно браки совершались в очень раннем возрасте: девушек отдавали замуж в 12—13 лет. В настоящее время брачный возраст стал выше. Семьи оромо, особенно в Центральной и Западной Эфиопии, как правило, моногамны. Полигамия сохранялась преимущественно у кочевников. Богатые скотоводы нередко имели по нескольку жен.

В течение ряда столетий духовная жизнь многих народов Эфиопии находилась под большим влиянием христианской церкви. Образование было ее монополией. До свержения монархии почти все население страны было неграмотным. Исключение составляли только горожанемужчины. После революции в Эфиопии началось создание широкой сети государственных школ. Правительство проводит мероприятия по постепенному переходу ко всеобщему бесплатному обязательному обучению. В 1975—1976 гг. школа была отделена от церкви и все частные учебные заведения национализированы; строятся новые школы и педагогические училища.

В 1950 г. в АддисАбебе создано первое высшее учебное заведение в стране — университетский колледж, затем появилось еще несколько колледжей. В 1961 г. все они были объединены в Национальный университет, при котором действует несколько научноисследовательских институтов, в том числе Институт эфиопских исследований. В 1958 г. основано высшее учебное заведение в Асмэре, получившее в 1964 г. статут университета.

Широко развернута кампания по ликвидации неграмотности, она проходит с учетом экономических и этнических особенностей каждого района. В этом активно участвуют старшеклассники, студенты, энтузиастыучителя. Число учащихся начальных и средних школ увеличилось с 1042 тыс. в 1974 г. до 1671 тыс. в 1978 г. За этот же период число студентов университета в Аддис Абебе возросло с 2166 до 10700 человек.

Характерное для сегодняшней Эфиопии стремление как можно быстрее преодолеть отсталость, унаследованную от прошлого, диктует необходимость скорейшей подготовки национальных кадров. В БахрДаре открыта Академия педагогических наук, коренным образом изменены учебные программы, в высших учебных заведениях введено преподавание марксизмаленинизма. Особое внимание уделяется подготовке политических кадров, которые должны составить ядро создаваемой в стране авангардной партии трудящихся. Настоящей кузницей таких кадров стала Политическая школа в АддисАбебе, где люди из разных районов страны, посланцы многих народностей знакомятся с основами теории социалистической революции, опытом социалистических стран, прогрессивных государств Азии и Африки. Большую помощь в области образования оказывают Эфиопии социалистические страны. Только в Советском Союзе обучается свыше 1200 эфиопских юношей и девушек. С ростом национального самосознания эфиопов повышается интерес к историческому прошлому страны, а также к научной разработке проблем, связанных с путями развития современного эфиопского общества.

Богата духовная культура народов Эфиопии, их самобытный фольклор. Народные рассказы, басни, пословицы и поговорки, сказки и песни знакомят с самыми разнообразными сторонами жизни амхара, тиграи, оромо и других народов. В коротких рассказах, сказках, пословицах и поговорках осуждаются человеческие пороки — жадность, глупость, нечестность, эгоизм. Народный фольклор отражал реальную картину социального неравенства в эфиопской деревне; высмеивался, например, деревенский богач стяжатель, обкрадывавший даже собственного брата. Для устного творчества последнего времени характерны патриотические темы.

Революция открыла перед эфиопской литературой новые возможности. Нужды простого человека, его борьба за лучшую жизнь, социальную справедливость стали объектом внимания многих эфиопских писателей. Поэт Айяльнех Мулату наполнил революционным содержанием сложные традиционные формы стихов на амхарском языке. Успешно и плодотворно трудятся автор бытовых комедий и лирических стихов Мэнгысту Лемма, поэт Ассэфа Гэбрэ Марьям, писатели реалисты Бырхану Зэрюхун и Баалу Гырма. Раньше эфиопские писатели ограничивались в основном историческими сюжетами, теперь же они все чаще обращаются к злободневным проблемам современной жизни страны.

Изобразительное искусство Эфиопии имеет давние традиции. Искусство и архитектура позднейших периодов истории Эфиопии тесно связаны с искусством дохристианского Аксума. Высеченные в скалах христианские церкви Лалибэлы и замки XVII в. в Гондэре — замечательные памятники культуры — продолжают и развивают архитектурные традиции древнего Аксума.

Эфиопская живопись близка к религиозной византийскокоптской живописи (росписи церквей, иконопись на холсте и дереве, миниатюры). Определенное влияние на нее оказали арабская, персидская живопись и даже итальянское искусство XVI в. С XIX в. стали появляться и произведения со светской тематикой. Художники обращаются к живой натуре, портретам и даже к батальным сюжетам. В 30х годах XX в. появляются профессиональные художники, получившие образование за границей, но сохранившие тесную связь с народной культурой своей страны.

Современные художники Афэуорк Тэкле, Але-Фэллегэ Сэлям, Йигэзу Бысрат и другие отображают в своих произведениях красочную природу Эфиопии, в то же время они и крупные портретисты. Афэуорк Тэкле в 1979 г. закончил панно для Дома героев — ветеранов в Дэб рэЗейте, на котором изобразил эфиопских тружеников, строящих новую жизнь. Ему же принадлежит витраж «Освобождение Африки». Художники Абдель Рахман М. Шериф, Гэбрэ Кристос Дзета, Кэссэла Маркос и другие создали картины о современной жизни эфиопского народа, его быте и обычаях. Развивая традиции и используя лучшие достижения мировой живописи, они утверждают в современном искусстве Эфиопии реалистическое направление.

Успешно развивается музыкальнотанцевальное искусство. В Аддис-Абебе в 50х годах была основана театральная группа «Народная патриотическая ассоциация», объединившая певцов и танцоров из различных областей страны. В 1955 г. в столице открылся первый профессиональный театр (с середины 70х годов — Национальный театр).

Эфиопские деятели культуры и искусства собирают и изучают народные песни и танцы. Эфиопия издавна славится своими бродячими певцами — азмари. Они роды Эфиопии отмечают различные христианские и мусульманские праздники. Однако Новый год (11 сентября) и праздник «Мэскэль» (27 сентября) празднуются по всей стране. Они совпадают с окончанием периода больших дождей и по существу посвящены сбору урожая.

Широко отмечаются такие общенациональные праздники, как день победы под Адуа (в честь разгрома итальянских войск в марте 1896 г.), День освобождения от фашистской Италии (6 апреля 1941 г.), а также интернациональные праздники — 1 Мая — День международной солидарности трудящихся, Международный женский день. С особой торжественностью празднуется 12 сентября — День народной революции.

В Эфиопии происходит процесс создания общенациональной культуры, впитывающей элементы культуры различных народов страны. В произведениях писателей, художников, ученых находит выражение растущее национальное самосознание эфиопов. На формирующуюся эфиопскую культуру оказывает влияние и современная культура других народов мира.