Книги, статьи, материалы /ВОСТОЧНАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА /Важнейшие исторические события Кении

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В АФРИКУ и не только :

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА НОВОЙ ГВИНЕЕ (05.07 - 20.07.2017)
Лучшее в Индонезии

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2017)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2017)
Знакомство с огромным островом

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2017)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2017)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2017)
Акулы юга Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2017)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2017)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО БАНГЛАДЕШ И НЕПАЛУ (11.02 - 27.02.2018)
Два азиатских тигра

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (06.03 - 20.06.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (31.05 - 13.06.2018)
Таинственная страна Догонов


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы ВОСТОЧНАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА Важнейшие исторические события Кении

Важнейшие исторические события Кении

Территория страны, как считают многие ученые, входит в область, ставшую прародиной человечества. Здесь, на восточном побережье оз. Рудольф, обнаружены орудия труда и ископаемые останки предков человека, живших около 3 млн. лет назад. Значительно позже территория Кении была заселена людьми, близкими по своим чертам к эфиопской расе. По соседству с ними жили племена койсанского, или южноафриканского, расового типа. Позднее в междуречье Джубы и Таны с запада пришли негроидные бантуязычные племена, предки народов побережья — покомо, суахили и миджикенда. Эти племена в 1м тысячелетии н. э. участвовали в создании суахилийской цивилизации.

Центрами суахилийской цивилизации стали портовые города Пате, Ламу, Малинди, Момбаса, процветание которых в большой мере связано с посреднической торговлей между внутренними районами Африки, с одной стороны, Индией и Аравией — с другой. Из Африки вывозили железо, золото, слоновую кость, рог носорога, которые доставлялись в прибрежные города караванами суахилий ских и арабских купцов. Эти города, кроме того, были и крупными торговоремесленными центрами с развитым в их окрестностях земледелием и с этнически пестрым населением. В городахгосудар ствах жили представители местных африканских народов, а также арабы, персы, индийцы. В их гаванях можно было видеть парусники — доу — многих стран Востока. Белые дома местных богачей, выстроившиеся вдоль океанского берега, сооружались из известняка.

Широкие связи со средневековыми государствами Востока, имевшие большое значение для кенийского побережья, сказываются и по сей день в культурных традициях населения. Эти связи привели в прибрежных центрах к смешению местного населения с выходцами из стран Азии, к распространению на побережье мусульманской культуры, содействовали развитию торговли, мореплавания, товарного хозяйства, распространению денег. Приморские центры поддерживали оживленные торговые и культурные контакты с внутренними областями, где к тому времени сложилась так называемая азаний ская цивилизация.

Создатели азанийской цивилизации — народы, обитавшие на внутренних нагорьях, — были хорошо знакомы с выплавкой железа. От этой цивилизации сохранились многочисленные памятники — фундаменты каменных зданий, остатки ирригационных сооружений, террасированные поля на склонах, дороги и т. п. Своего расцвета азанийская цивилизация достигла в результате взаимного обогащения культур всех восточноафриканских народов. Эти народы принадлежали к трем расовым типам — негроидному, эфиопскому и койсанскому. Археология дает все новые и новые факты связей азанийцев — оседлых земледельцев и ремесленников — с суахилийским побережьем.

В 1498 г. у побережья современной Кении появились суда португальской экспедиции под командованием Васко да Гамы, искавшей морской путь в Индию. Рассматривая восточноафриканские порты как опорные пункты на морском пути в Индию, португальцы, используя военное превосходство, уже в начале XVI в. захватили многие города суахилийского побережья. Однако в конце XVII в. объединенные силы африканцев и арабов Омана разгромили португальцев и взяли штурмом их главный форт в Момбасе. После изгнания португальских захватчиков возрождаются торговые связи африканского побережья со странами Востока и с внутренними районами. Постепенно проникая все дальше на запад, арабы и суахили устанавливают торговые отношения со все новыми и новыми народами Кении.

В 30—40х годах прошлого столетия главными торговыми партнерами суахили и арабов становятся камба. Караваны камба, направлявшиеся к побережью, насчитывали до 500—600 человек и перевозили по нескольку тонн слоновой кости и другие товары.

В 50х годах XIX в. суахили и арабы через посредство камба вступили в контакты с кикуйю, которые занимали плодородные горные долины Центрального Кенийского нагорья. В начале второй половины XIX в. караваны с побережья достигли земель скотоводческих нилотских народов, которые появились здесь еще в XIV—XV вв. Масаи, извест

ные своей стройной военной организацией, преградили прибрежным купцам путь на запад. Масаи сами собирали слоновую кость и рога носорога среди соседних народов, а затем сбывали их суахили и арабам, получая от них нужные им товары. Впоследствии предводители масаев — лайбоны — разрешили караванам чужеземных купцов пересекать земли этого народа, но взимали с них дань за транзитные перевозки.

Именно тогда арабы познакомились с раннефеодальным королевством Ванга, возвысившимся в середине XVIII в. в западной части территории современной Кении, на землях лухья. Правителями его стали традиционные верховные вожди — набонго — из рода Шитсетсе. Набонго считались владельцами «всех земель и вод» лухья. Они имели в своем подчинении разветвленный государственный аппарат, армию и взимали налоги с многочисленных вассалов. Стремившиеся сохранить свои привилегии представители династии Шитсетсе стали главными союзниками работорговцев, а затем, на первых порах, и английских колонизаторов, вербовавших среди них кадры чиновников.

Активное торговое проникновение во внутренние районы арабов и суахили, чьи купцы и крупные землевладельцы, пользуясь междоусобными распрями восточноафриканских народов, в широких масштабах занимались работорговлей, совпало по времени с началом экспансии европейских держав — Великобритании, Германии и Франции в Восточную Африку. Английские колонизаторы, которые прикрывали свои захватнические устремления лозунгами борьбы с работорговлей, в значительной мере пользовались путями арабских и суахилийских караванов. Укрепившись в 70х годах XIX в. на побережье, англичане стремились привлечь на свою сторону зажиточную верхушку суахили, камба и лухья, представители которой вскоре стали основными проводниками колониальной политики в Восточной Африке. В 1890 г. территория Кении в соответствии с англогерманским договором стала британским протекторатом, а позднее вошла в состав созданного в 1895 г. Восточноафриканского протектората. В 1920 г. внутрима териковая часть Кении была провозглашена британской колонией, а узкая прибрежная полоса у Индийского океана, ранее номинально контролировавшаяся султаном Занзибара, сохранила статус протектората.

Уже в начале XX в. главным районом английской колонизации стало плодородное Центральное нагорье, по своим климатическим и почвенным условиям привлекавшее европейских поселенцев (сеттлеров). У кикуйю, нанди, кипсигис, ндоробо были отобраны огромные земельные площади, в результате чего в среднем во владении одного европейца в центральных районах Кении находилось земли почти в 400 раз больше, чем у одного африканского крестьянина. Лишенные земли, местные жители были вынужде

ны идти в батраки на фермы европейцев. Рост антиколончальных настроений среди кикуйю, больше других пострадавших от земельных захватов, вызвал особенно сильную дискриминацию рядовых представителей этого народа колониальными властями. В то же время колонизаторы стремились разобщить кикуйю, усилить среди них социальное расслоение, старались привлечь на свою сторону коллаборационистски настроенных вождей, проводили политику создания зажиточной фермерской прослойки, давали возможность сыновьям состоятельных кикуйю получить образование в Великобритании и ЮАС, где они подвергались соответствующей идеологической обработке.

В Ньянзе, не привлекавшей сеттле ров из-за жаркого и влажного климата, главным средством колониальной эксплуатации живших здесь лухья и луо были непосильные налоги. Угроза попасть в тюрьму или на принудительные работы в случае неуплаты долгов гнала мужчин из деревень в города, где они становились рабочими, шоферами, слугами, а те, кому удавалось получить образование, — учителями, фельдшерами, клерками. Так, в колониальное время основная масса кенийского несельскохозяйственного пролетариата формировалась из рядов луо, а административных служащих — из лухья. Таким образом, проводившаяся колонизаторами политика «разделяй и властвуй» привела к существенному социальноэкономическому отличию Центральной Кении от Ньянзы, что впоследствии оказало известное влияние на развитие политической жизни страны в период независимости.

Центральная Кения дала стране многих руководителей, увлекших за собой крестьянские массы, Ньянза — профсоюзных лидеров. Кикуйю и лухья, требуя независимости, одновременно выдвигали лозунги возвращения земли тем, кто ее обрабатывает. При этом традиционные вожди и зажиточные фермеры, сумевшие прийти к руководству африканскими политическими партиями, пропагандировали возврат земель на основе частной собственности. В то же время лидеры луо отождествляли независимость с уничтожением иностранного засилья в экономике, особенно в промышленности и торговле, усилением роли государства, гарантиями профсоюзных свобод. В 1960 г. эти два основные направления национально освободительного движения Кении слились воедино, что привело к образованию широкого антиколониального фронта — Национального союза африканцев Кении (КАНУ), возглавляемого Джомо Кениатой.

Английские колонизаторы, используя этнические различия, попытались внести раскол в ряды африканцев. Зажиточные суахили, диго и сегеджи, чиновники из среды лухья, партии нилотских народов РифтВалли, отражавшие интересы состоятельной верхушки масаев и кален джин, сомалийские шейхи, поддерживавшиеся англичанами, образовали Демократический союз африканцев Кении (КАДУ), составивший правую оппозицию КАНУ.

В то время как КАНУ выступал за создание в независимой Кении сильного центрального правительства, КАДУ, отражавший сепаратистские устремления традиционной элиты, стремился к расчленению страны на ряд автономных областей.

Однако на первых в истории страны всеобщих выборах 1963 г. сторонники автономного устройства — маджимби сты — потерпели поражение. 12 декабря

1963 г. была провозглашена «ухуру» — независимость Кении. КАНУ сформировал правительство, среди лидеров которого преобладали представители национальной буржуазии и интеллигенции.

Именно этим правительством был провозглашен официальный лозунг «Харам бе!» ( «Потянем вместе!»), который по замыслу идеологов КАНУ должен был сплотить все народы, населявшие страну, — африканцев, азиатов, европейцев, в кенийскую нацию, объединившихся для строительства единой, независимой Кении. Исходя из принципа «Харамбе!», правительство заявило, что оно не намерено полностью вытеснять крупных европейских землевладельцев из страны. В 1964 г. было объявлено о слиянии КАДУ с КАНУ, что привело к укреплению позиций правых, открыто выступивших за развитие Кении по капиталистическому пути. В КАНУ произошел раскол, приведший к выходу из его рядов радикальных деятелей, главным образом выходцев из Ньянзы, сформировавших в

1966 г. левую оппозиционную партию Союз народа Кении (КПУ). Но в 1969 г. она была запрещена, а ведущие деятели оппозиции арестованы.

Под влиянием представителей традиционной верхушки и нарождающейся африканской буржуазии, входивших в правительство, руководители Кении практически отказались от проведения в жизнь радикальных предвыборных обещаний КАНУ, смирились с засильем в стране крупного иностранного капитала. В государственном административном аппарате было нарушено пропорциональное представительство народов страны в пользу выходцев из центральных районов. В 1978 г. в числе главных целей нового руководства Кении были провозглашены восстановление «пропорционального этнического баланса» в администрации и хозяйстве, борьба с трайбализмом.