Книги, статьи, материалы /ВОСТОЧНАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА /Культура Кении

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо от US 1350

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (08.02 - 20.02.2018)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (23.02 - 09.03.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (16.05 - 29.05.2018)
Таинственная страна Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (19.06.-25.06.2018)
Сафари и рафтинг

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА (05.07 -20.07.2018)
Активное путешествие по островам

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2018)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2018)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2018)
Дикий животный мир Восточной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2018)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2018)
Акулы юга Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ (23.10 - 31.10.2018)
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2018)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 18.11 2018)
Восхождение на Рорайму


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы ВОСТОЧНАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА Культура Кении

Культура Кении

Семь десятилетий английского колониального господства, которым предшествовал длительный период работорговли, привели к тому, что многие кенийские народы в значительной степени утратили культурное достояние прошлого. В деревнях Центральной Кении сегодня редко можно услышать звуки тамтама, увидеть танцы у ночного костра. «Мы слишком уставали днем на полях белых, были слишком голодны вечером, чтобы танцевать по ночам», — говорят жители нагорий. Лишь в северных и южных районах Кении, в меньшей мере затронутых влиянием колонизаторов, лучше сохранились бытовые и культурные традиции населяющих эти области нилотских и кушитских скотоводческих народов.

В процессе исторического развития в Кении сложились три крупные историко культурные области, соответствующие расселению основных этнолингвистических групп народов этой страны: банту, нилотов и кушитов.

Яркая и самобытная культура суахили, возникшая в прибрежной полосе в зоне многовековых контактов африканской, арабской и индийской цивилизаций, вышла далеко за рамки этнических групп, на землях которых она сложилась. Белые халатыгалабеи и расшитые серебром шапочки мужчин, иссинячерные покрыва лабуибуи женщин, просторные прямоугольные дома с окнами в сельской местности, богатая кухня, обильно использующая дары моря, большие базары, неизвестные в Центральной Кении, — все это придает прибрежным поселениям яркий колорит. Средневековый облик суахилий ского города сохранил, например, Ламу, благодаря своему изолированному географическому положению почти полностью избежавший разрушающих влияний колониального периода. Здесь до сих пор работают искусные ремесленники — ювелиры, чеканщики по меди, резчики по дереву и слоновой кости. Жива традиция изготовления огромных резных дверей, украшенных медью, и сундуков, инкрустированных бронзой. В населенных пунктах Пате, Виту, Кипини, Мамбруи и других сохранились развалины величественных сооружений эпохи расцвета средневековой суахилийской цивилизации. Недалеко от Малинди зарослями тропического леса скрыт мертвый город Геди, объявленный неприкосновенным памятником национальной культуры.?

Большинство кенийских народов не знают деревянной маски, широко распространенной в Западной Африке и бассейне Конго. При танцах или ритуальных церемониях раскрашивается непосредственно лицо (луо, кикую, камба) или используются сплетенные из трав капюшоны с прорезью для глаз (лухья). Отсюда и отличие тематики кенийских резчиков по дереву от тематики мастеров других стран Африки: вместо доминирующей повсеместно деревянной маски основной сюжет кенийских скульпторов — фигурки животных и людей. Искусство это сравнительно ново, возникло оно в основном как искусство коммерческое, рассчитанное на туристов. За день резчики вырезают до десятка довольно искусно сделанных, но похожих одна на другую, как две капли воды, фигурок слонов, носорогов или бюстов воинов. Из среды подобных ремесленников выделился ряд талантливых скуль панциря, а также богато орнаментированные изделия из верблюжьей кожи, а у нилотов — украшения из бисера.

Славу лучших танцоров Кении давно завоевали камба, пляшущие во все нарастающем темпе и включающие в танец акробатические номера. Не менее виртуозно искусство меру и эмбу — лучших тамтамистов Кении. В военных танцах меру и эмбу участвуют только мужчины, облаченные в краснозеленые одеяния; их головы увенчивают высокие шапки из меха обезьян. Наконец, гирьямы известны обрядовыми танцами, исполняемыми при свете костра.

В оркестре народных инструментов преобладают струнные и духовые. Кенийский вариант скрипки — олуико — используется на побережье, а лиры — литунга — у лухья. Амадинда — разновидность ксилофона — популярна в Западной Кении, а щипковый инструмент маримба — среди камба. Огромный, до двух метров длиной, рог амбу встречается у луо.

Письменная кенийская литература зародилась в городах побережья. Ламу и Пате считаются главными центрами поэтических школ всего суахилийского побережья. В Пате творил классик литературы суахили Сайд Абдулла (1720— 1820), в Ламу — суахилийский поэт Муяка бин Хаджи аль Гассани (1776— 1840).

Письменная литература народов внутренней Кении возникла лишь в XX в. Крупнейшие современные писатели и поэтыреалисты, посвятившие свое творчество теме национальноосвободительной борьбы, деколонизации культуры африканцев, — Нгуги Ва Тхионго, М. Мванги, Г. Огот, М. Гикару, Окот д’Битек, Д. Кариуки.

В недалеком прошлом творческая литературная деятельность была сосредоточена в основном вокруг университетов, литературные опыты студентов публиковались на страницах университетских журналов. За рубежом (в основном в Великобритании) вышло считанное число произведений кенийцев. В настоящее время государственное издательство «Ист африкэн паблишинг хауз» в Найроби систематически публикует лучшие работы кенийских прозаиков, поэтов и публицистов.

Заметный вклад в становление кенийского романа внес талантливый романист, драматург и очеркист Джеймс Нгуги (Нгуги Ва Тхионго, род. 1938 г.). Борьбе за независимость посвящен его роман «Не плачь, дитя» (1964 г.). В романе «На разных берегах» (1965 г.) писатель показал приход европейцев в Кению и воздействие христианских догматов на мораль патриархальной общины. Роман «Пшеничное зерно» (1967 г.) завершает трилогию Нгуги о борьбе за независимость.

В жанре новеллы работают Дж. Кариара (рассказы «Ее воин», «Ибо младенец родился нам» и др.), Р. Нжау, М. Нжеру и др. Быт и нравы патриархальной общины показали в своих произведениях М. Гикару ( «Страна солнца», 1958 г.), М. Гатеру ( «Дитя двух миров», 1964 г.), К. Асалаче ( «Калебас жизни», 1967 г.) и др. Откликом на гражданскую войну в Нигерии стал роман А. Маз руи «Суд над Кристофером Окигбо» (1971 г.), в котором поднят вопрос о роли писателя в современном обществе. В начале 70х годов в литературу Кении пришел прозаик Чарльз Мангуа, два романа которого — «Сын женщины» (1972 г.) и «В поисках самого себя» (1973 г.) — стали широко известны в Африке. Глубокий реализм, проникновение во внутренний мир героев характерны для одаренного молодого писателя Меджа Мванги. Его роман «Улица Ри верроуд» и повести «Неприкаянные» (1975 г.) и «Тараканий танец» (1977 г.), посвященные жизни городских низов Найроби, приобрели широкую популярность в Восточной Африке.

Из кенийских поэтов наиболее известен Окот д’Битек. В поэмах «Песнь Лавино» (1956 г.), «Песнь Окола» (1970 г.), «Песнь узника» (1971 г.), «Звук рога моей любви» (1974 г.) и других он поднимается до широких социальных обобщений, выступает с острой критикой нарождающейся африканской буржуазии, зовет к единству всех революционных сил Африки в борьбе против империализма, за полное освобождение от колониализма.

Развитие единой общенациональной культуры Кении зависит от успехов системы просвещения и информации, призванных разрушить психологические этнические перегородки, способствовать распространению суахили как общенационального языка. Правительство независимой Кении провозгласило борьбу с неграмотностью одной из своих главных целей. Число учащихся начальных школ увеличилось за период независимости в 3,5 раза, средних — в 10 раз. В 1975 г. было официально объявлено о введении бесплатного образования в начальной школе, но школ не хватает, и даже в начальную школу в 1977 г. ходило не более 70% детей школьного возраста. 73% взрослого населения не умеют читать и писать. В Кении существует план ликвидации неграмотности среди взрослых к 1983 г. В университете Найроби, имеющем 10 факультетов, в 1977 г. обучалось 5 тыс. студентов. В Найроби, Момбасе и Накуру создано также несколько колледжей. Более тысячи кенийских юношей и девушек получили среднее специальное и высшее образование в СССР и других социалистических странах.

Только после завоевания независимости начала развиваться система здравоохранения для африканцев. В соответствии с планом развития на 1979—1983 гг. один врач должен приходиться в Кении на 8 тыс. человек. В ряде районов, особенно на побережье оз. Виктория и в долине р. Тана, многие жители болеют бильгарциозом и малярией. Около 500 тыс. кенийцев, главным образом нилоты и кушиты, страдают от глазных болезней. Высока детская смертность. Распространенные причины смерти — столбняк и заражение крови, вызываемые тем, что по традиции новорожденным, появляющимся на свет не в больничных условиях, пуповину залепляют сырой глиной.

Предрассудки, дороговизна пребывания в больнице, удаленность амбулаторий от населенных пунктов заставляют большинство сельских жителей обращаться за помощью к лекарям и знахарям.

Спорт практически стал доступен африканскому населению только после провозглашения независимости. Сенсационным был успех кенийских бегунов на международных соревнованиях. Наибольшей популярностью среди африканского населения пользуются футбол, бокс, борьба.