Книги, статьи, материалы /ВОСТОЧНАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА /Население Танзании

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В АФРИКУ и не только (с русскоязычными гидами):


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2017)
Путешествие по странам Южной Африки

Группа набрана

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2017)
Акулы юга Африки

Группа набрана

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2017)
В краю вулканов и горных горилл

Группа набрана

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2017)
Забытые сокровища пустыни

Осталось 3 места

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

Осталось 6 мест

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (08.02 - 20.02.2018)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (23.02 - 09.03.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (16.05 - 29.05.2018)
Таинственная страна Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (19.06.-25.06.2018)
Сафари и рафтинг

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА (05.07 -20.07.2018)
Активное путешествие по островам

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2018)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2018)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2017)
Дикий животный мир Восточной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2018)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ (23.10 - 31.10.2018)
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 18.11 2018)
Восхождение на Рорайму


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы ВОСТОЧНАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА Население Танзании

Население Танзании

Более 98% жителей страны — коренные африканцы. Выходцев из стран Южной Азии — индийцев (преимущественно гуджаратцев) и пакистанцев и их потомков — свыше 110 тыс., арабов — 110 тыс., европейцев, преимущественно англичан, — 20 тыс.

В древности на территории современной Танзании обитали племена низкорослых охотников, похожих по внешнему облику на бушменов, и земледельцы, принадлежавшие к эфиопской расе. С началом железного века их стали сменять пришельцы с запада — негроидные народы банту. С тех пор в населении преобладают народы негроидной расы — восточные банту; они высокого роста, с темной кожей, шапкой курчавых волос, широким носом и толстыми губами. У многих приморских народов (особенно у суахили) негроидные черты лица выражены не столь четко. Здесь местные жители смешались с пришлыми арабами, персами, индийцами. Особенно интенсивно этот процесс происходил в портовых городах и на островах Занзибар и Пемба.

Черты древних бушменоидов отчасти сохранили охотники хатса (хадзапи) и скотоводысандаве. Они низкого роста, кожа у них светлее.

Кушитоязычные народы — Ираку, мбугу и бурунги — мало отличаются от соседей банту по цвету кожи, но обладают более узким лицом и массивными конечностями.

Основное население Танзании — банту (93,2%). На северовостоке расселены скотоводы масаи, татоги и земледельцы джолуо, языки которых принадлежат к шаринильской группе. Их более 400 тыс. Примерно такова же численность народов кушитской языковой группы — ираку, мбугу и бурунги. Сандава и хатса, родственных готтентотам и бушменам, — 41 тыс. человек.

Колониальные власти стремились создать представление, будто этнический состав населения страны очень разнороден. Однако в действительности все восточные банту весьма близки по культуре и языку. В стране нет народа, который бы занимал господствующее положение по численности, экономическому или культурному развитию. Все это способствует тому, что после завоевания независимости, с устранением искусственных препятствий на пути создания единой нации, стал активно развиваться процесс этнической интеграции, процесс формирования общенационального самосознания.

Центральное плоскогорье занимают восточные банту — ньямвези и родственные им народы общей численностью примерно 3,3 млн. Различные этнотеррито риальные группы ньямвези (сукума — «люди, живущие на севере», сумбве — «люди, живущие на западе», кимбу, ко нонго и др.) издавна тесно связаны общностью экономического, социального и политического развития. Первые государственные образования с довольно развитой административной системой сложились у ньямвези еще в доколониальное время. Достоверно известно, что еще в XV в. деревни ньямвези управлялись должностными лицами «нтеми» или «мтеми». Через территорию ньямвези проходили торговые пути, связывавшие су ахильские города побережья с внутренними областями и государствами Межозерья. Посредничество в торговле золотом и слоновой костью способствовало установлению хозяйственных связей среди ньямвези и с соседними народами. Ньям вези ведут оседлый образ жизни, совмещая земледелие и скотоводство. Основная товарная культура — хлопчатник. Большинство хлопкоробов объединены в снабженческосбытовые кооперативы.

На более засушливой восточной окраине Центрального плоскогорья по соседству с ньямвези живут близкие между собой ньятуру, ирамба, иранги и мбугве, занимающиеся преимущественно разведением скота и в меньшей степени — земледелием. По образу жизни они в известной мере напоминают скотоводов масаев. Юговосточнее ньямвези расселены гого, зарамо, сагара, лугуру, руфиджи. В этой группе скотоводы гого стоят несколько особняком, их 640 тыс. Остальные — оседлые земледельцы.

К югу от гого, в верхней части бассейна Руфиджи, живут хехе, бена, погоро, матумби и мдемдеуле общей численностью свыше 1 млн. Среди них наиболее многочисленны хехе и бена. Центр расселения хехе — Иринга, а бена — Нджом бе. На юговостоке страны зону парковой саванны у побережья Индийского океана населяют маконде, яо и макуа, основная масса которых живет южнее, в соседнем Мозамбике. Маконде вместе с родственными им народами расселены на всем южном участке танзанийского побережья — от Мтвары до Килвы. На культуру маконде большое влияние оказали суахили и арабы.

Склоны вулканических гор, спускающиеся к оз. Ньяса, густо населены народами банту — ньякьюса, пангва, кинга и сафва (около 850 тыс. человек). Главное их занятие — тропическое земледелие с зерновыми культурами, клубнеплодами и корнеплодами. На плато Матенго, в окрестностях Сонгеа, обитают выходцы из Южной Африки — ангони. Они появились здесь в середине XIX в. Основная масса ангони осела в соседней Малави на берегах озера Ньяса. Ангони можно встретить теперь во многих районах страны.

По обе стороны границы между Танзанией и Замбией горные области с тропическими лесами заселяют фипа и некоторые другие небольшие народы. По языку и культурным традициям они занимают промежуточное положение между ньямвези и бемба Замбии.

Северо-западная часть страны, граничащая с Бурунди, Руандой и Угандой, заселена северными банту — ха, рунди, хайя. На восточных берегах оз. Виктория живут народы, родственные лухья Кении. Общая численность всех северных банту в Танзании — 2,3 млн. человек.

На северо-востоке, за обширным плато,где еще кочуют со своими стадами масаи, возвышается горный массив Килиманджаро. Его склоны освоены земледель цамичагга — основными производителями идущего на экспорт кофе. Их численность — 820 тыс. В бассейне р. Пангани и на прилегающей прибрежной равнине обитают паре, шамбала, зигуа и др. На плантациях сизаля, кофе и других товарных культур в этой части страны можно встретить представителей почти всех народов Танзании.

Возникновение средневековой суахиль ской цивилизации связано с торговыми городами на восточноафриканском побережье, смешанное население которых было объединено общностью исторических судеб, языка и культуры. Этническую основу формирования народа суахили составили местные береговые народы банту, а также потомки арабов Омана, Адена, левантийцев, персов из Шира зи, индийцы. Суахили восприняли от арабов ислам и некоторые особенности материальной и духовной культуры, сохранив в то же время исконные черты африканской культуры народов банту. Основная часть суахили живет в приморских городах и на островах Занзибар и Пемба.

Среди близких между собой языков банту Танзании язык суахили служит средством общения многих народов. Это официальный государственный язык страны. В Танзании наиболее распространен диалект Занзибара — «киунгуд жа», который и был положен в основу так называемого «стандартного суахили».

Возникнув еще в X в. в приморских торговых городах, язык суахили начиная с XIV—XV вв. стал распространяться и во внутренних областях Танзании, куда проникали караваны суахильских и арабских купцов. На суахили издаются газеты, журналы, книги, ведутся радиопередачи; в школах преподают на суахили и на английском. Все большее число жителей Танзании используют язык суахили в быту.

Литературный суахили первоначально использовал арабский алфавит, а позднее был переведен на латинский. Распространение суахили по территории Танзании обогатило лексику других языков страны и способствовало их сближению.

Религиозный состав населения довольно пестрый. Свыше половины всего населения — большинство народов центральных южных и западных областей — придерживается местных традиционных верований, сохраняющих пережитки тотемизма и культа предков. Это многие народы банту — су кума, чагга и др., ша ринильские народы — масаи и др.

Все еще большую роль играют обряды и обычаи, связанные с такими событиями в жизни человека, как возмужание, брак, а также погребальные обряды. Традиционные религиозные обряды выполняют жрецы и колдуны.

Христиан более 3 млн. Среди них преобладают католики. В Танзании более 2 млн. мусульман. Ислам суннитского толка исповедуют суахили, многие жители острова Занзибар и другие народы. Шииты встречаются на Занзибаре; к ним относятся также выходцы из Пакистана и их потомки.

По переписи 1978 г., численность населения континентальной части Танзании — 17,1 млн. человек, Занзибара и Пембы — 476 тыс. Среднегодовой прирост населения на материке — около 2,8%, на Занзибаре и Пембе — около 2,3%. Все еще высока детская смертность — до 125 на тысячу новорожденных.

В континентальной части страны, в Танганьике, численно преобладают женщины (51,7%), а на островах больше мужчин (52,3%).

Средняя плотность населения материковой части Танзании — 19 человек на 1 кв. км, Занзибара и Пембы — 118 человек на 1 кв. км. Примерно 2/з территории страны заселены редко. Это прежде всего обиталище мухи цеце — зона миомбо (Центральное плоскогорье и юговосток). Низкая плотность населения и на плато Масаи — одиндва человека на 1 кв. км, а также в лесных районах по среднему течению р. Руаха и по берегам оз. Руква.

Высока плотность населения на хорошо увлажняемых, плодородных землях вулканических массивов северовостока и югозапада и на прибрежных равнинах в районах концентрации насаждений товарных культур (агава, кофейное дерево, кокосовая пальма). Это окрестности и склоны гор Килиманджаро, Меру, Паре, Усамбара, Улугуру, Рунгве, плато Уфипа, районы Танги, ДарэсСалама, Иринги. Густо заселены также острова оз. Виктория (Укереве и Укара) и равнина к югу от озера, где сукума возделывают хлопчатник и зерновые. В этих районах плотность населения местами достигает нескольких сот человек на 1 кв. км. Так, на острове Укереве она доходит до 800 человек на 1 кв. км, на югозападных и южных склонах Килиманджаро — до 500 человек на 1 кв. км. На острове Пемба средняя плотность превышает 250 человек на 1 кв. км. Остров Занзибар заселен неравномерно; большая часть сельского населения сосредоточена на западе.

С древних времен для сельского населения Танзании была характерна довольно большая подвижность. Скотоводы перегоняли свой скот с одного пастбища на другое, перенося за ним и жилища. С ростом численности земледельцев часть крестьян покидала родные места и осваивала новые участки на окраинах зоны расселения данного народа.

Направление миграций нового времени связано уже с размещением плантационного хозяйства и горнорудных центров. В недавнем колониальном прошлом налоговая система заставляла значительное количество трудоспособных мужчин искать заработок за пределами родных деревень и даже своей страны. И теперь значительная часть мужчин уходит на заработки на плантации и в районы добывающей промышленности. Много рабочей силы привлекают городские центры, приморские портовые города, особенно Дар эсСалам.

Миграционные потоки идут из областей Центрального плоскогорья на северо восток и восток — в районы Килиманджаро — Меру, Танги — Корогве, Дарэс Салама, на Занзибар и Пембу — и с юга в ДарэсСалам и в другие районы побережья. Еще значителен приток сезонных мигрантов из соседних стран: Бурунди, Руанды, Мозамбика, Малави.

До недавнего времени у нилотов и в меньшей мере у народов банту сохранялись некоторые черты общинной организации и остатки родоплеменной структуры, что отражалось на характере общественного сознания, быте, семейных отношениях и формах землевладения и землепользования. Однако развитие товарного хозяйства, товарноденежных отношений, рост числа грамотных, распространение газет, журналов, радиовещания, трудовые миграции, знакомство широких слоев сельского населения с городской культурой — все это разрушает традиционные социальные отношения и соответствующие им формы общественного сознания.

Городов в Танзании немного, и в них живет лишь 7% всего населения.

В самом большом городе страны — ДарэсСаламе около 540 тыс. жителей (оценка 1977 г.), в Танге — 100 тыс., в Занзибаре — 90 тыс., в Мванзе — 60 тыс., в Аруше — 50 тыс., в Моши — 40 тыс., в Морогоро и Додома — по 35 тыс., в Мусоме — 23 тыс.

Города развивались как портовопромышленные центры на побережье Индийского океана и как транспортноторговые и административные центры на пересечении путей во внутренних областях. Небольшие города сохраняют вид деревенских поселений, их строения по внешнему виду мало отличаются от сельских. В то же время более крупные города приобретают современный вид по своей планировке, хозяйственным функциям, темпу жизни. В первую очередь это относится к ДарэсСаламу. В городах постепенно стираются этнические и культурные различия между представителями разных народов Танзании, происходит все более интенсивное их сближение. В них живет также основная масса неафриканского населения (свыше 70%).

ДарэсСалам, Танга, Аруша сочетают функции административнополитических, торговопромышленных, транспортных и культурных центров. Ряд городов расположен в зоне товарного сельскохозяйственного производства. Это Аруша и Моши на северовостоке, Морогоро на востоке, Мванза в Приозерье на южном берегу оз. Виктория. Особую группу образуют небольшие торговораспределительные центры обширных сельских округов — Нджомбе, Иринга, Мбея. Большинства городов связаны между собой и с соседними государствами железными и автомобильными дорогами.