Книги, статьи, материалы /ВОСТОЧНАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА /Население Танзании

СРОЧНО!!! ЖЕЛАЮЩИЕ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПУТЕШЕСТВИЯХ, А ТАК-ЖЕ ТЕ, КТО ОТПРАВЛЯЛ ПРЕДОПЛАТУ, СВЯЖИТЕСЬ ПО УКАЗАННЫМ КОНТАКТАМ!!!

ВАЖНО!!! НЕ БЕРИТЕ ДОЛЛАРЫ ВЫПУЩЕННЫЕ ДО 2009 ГОДА, ТАК КАК БУДУТ ПРОБЛЕМЫ С ИХ ОБМЕНОМ!!!

Так-же прошу обратить внимание на то, что сайт и вся информация обновляется. В том числе цены на туры будут немного изменены по мере поступления информации в связи с ситуацией с вирусом. Проверяйте актуальность статей и появления новой информации. В общем почаще заглядывайте что-бы не упустить ничего.

САЙТ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ МОЕГО БЛИЗКОГО ДРУГА, И ПРОСТО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА РОМАНА КАШИГИНА, КОТОРЫЙ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ КАМПАЛЫ 2 НОЯБРЯ 2020 г. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!

БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ! (с 29.12.2020 - 06.01.2021)
Лучшие парки Уганды и горные гориллы на Новый Год. Поторопитесь, времени остается совсем мало.

СЕВЕРНЫЙ СУДАН (03.01. - 11.01.21)
Путешествие по древней Нубии.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01-31.01.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (17.01 - 27.01.2021)
Таинственная земля Догонов.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2021)
Африка в миниатюре.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 01.04 - 13.04.2021)
В краю вулканов и горных горилл.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские (28.04.-15.05.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (29.07.-05.08.2021)
Великая миграция.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (15.08 - 30.08.2021)
Большое путешествие по большому острову.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (13.09.-25.09.2021)
Большое путешествие по странам ЮЖНОЙ АФРИКИ.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулканы.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ и ДР КОНГО за 12 дней (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулкан Ньирагонго.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ И ДЖИБУТИ (02.01 - 15.01.2022)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо + плавание с китовыми акулами
ТУР ПЕРЕНОСИТСЯ НА ГОД В СВЯЗИ С НАЧАВШИМИСЯ БОЕВЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ В СТРАНЕ.


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии.

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР).

Africa Tur Справочные материалы ВОСТОЧНАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА Население Танзании

Население Танзании

Более 98% жителей страны — коренные африканцы. Выходцев из стран Южной Азии — индийцев (преимущественно гуджаратцев) и пакистанцев и их потомков — свыше 110 тыс., арабов — 110 тыс., европейцев, преимущественно англичан, — 20 тыс.

В древности на территории современной Танзании обитали племена низкорослых охотников, похожих по внешнему облику на бушменов, и земледельцы, принадлежавшие к эфиопской расе. С началом железного века их стали сменять пришельцы с запада — негроидные народы банту. С тех пор в населении преобладают народы негроидной расы — восточные банту; они высокого роста, с темной кожей, шапкой курчавых волос, широким носом и толстыми губами. У многих приморских народов (особенно у суахили) негроидные черты лица выражены не столь четко. Здесь местные жители смешались с пришлыми арабами, персами, индийцами. Особенно интенсивно этот процесс происходил в портовых городах и на островах Занзибар и Пемба.

Черты древних бушменоидов отчасти сохранили охотники хатса (хадзапи) и скотоводысандаве. Они низкого роста, кожа у них светлее.

Кушитоязычные народы — Ираку, мбугу и бурунги — мало отличаются от соседей банту по цвету кожи, но обладают более узким лицом и массивными конечностями.

Основное население Танзании — банту (93,2%). На северовостоке расселены скотоводы масаи, татоги и земледельцы джолуо, языки которых принадлежат к шаринильской группе. Их более 400 тыс. Примерно такова же численность народов кушитской языковой группы — ираку, мбугу и бурунги. Сандава и хатса, родственных готтентотам и бушменам, — 41 тыс. человек.

Колониальные власти стремились создать представление, будто этнический состав населения страны очень разнороден. Однако в действительности все восточные банту весьма близки по культуре и языку. В стране нет народа, который бы занимал господствующее положение по численности, экономическому или культурному развитию. Все это способствует тому, что после завоевания независимости, с устранением искусственных препятствий на пути создания единой нации, стал активно развиваться процесс этнической интеграции, процесс формирования общенационального самосознания.

Центральное плоскогорье занимают восточные банту — ньямвези и родственные им народы общей численностью примерно 3,3 млн. Различные этнотеррито риальные группы ньямвези (сукума — «люди, живущие на севере», сумбве — «люди, живущие на западе», кимбу, ко нонго и др.) издавна тесно связаны общностью экономического, социального и политического развития. Первые государственные образования с довольно развитой административной системой сложились у ньямвези еще в доколониальное время. Достоверно известно, что еще в XV в. деревни ньямвези управлялись должностными лицами «нтеми» или «мтеми». Через территорию ньямвези проходили торговые пути, связывавшие су ахильские города побережья с внутренними областями и государствами Межозерья. Посредничество в торговле золотом и слоновой костью способствовало установлению хозяйственных связей среди ньямвези и с соседними народами. Ньям вези ведут оседлый образ жизни, совмещая земледелие и скотоводство. Основная товарная культура — хлопчатник. Большинство хлопкоробов объединены в снабженческосбытовые кооперативы.

На более засушливой восточной окраине Центрального плоскогорья по соседству с ньямвези живут близкие между собой ньятуру, ирамба, иранги и мбугве, занимающиеся преимущественно разведением скота и в меньшей степени — земледелием. По образу жизни они в известной мере напоминают скотоводов масаев. Юговосточнее ньямвези расселены гого, зарамо, сагара, лугуру, руфиджи. В этой группе скотоводы гого стоят несколько особняком, их 640 тыс. Остальные — оседлые земледельцы.

К югу от гого, в верхней части бассейна Руфиджи, живут хехе, бена, погоро, матумби и мдемдеуле общей численностью свыше 1 млн. Среди них наиболее многочисленны хехе и бена. Центр расселения хехе — Иринга, а бена — Нджом бе. На юговостоке страны зону парковой саванны у побережья Индийского океана населяют маконде, яо и макуа, основная масса которых живет южнее, в соседнем Мозамбике. Маконде вместе с родственными им народами расселены на всем южном участке танзанийского побережья — от Мтвары до Килвы. На культуру маконде большое влияние оказали суахили и арабы.

Склоны вулканических гор, спускающиеся к оз. Ньяса, густо населены народами банту — ньякьюса, пангва, кинга и сафва (около 850 тыс. человек). Главное их занятие — тропическое земледелие с зерновыми культурами, клубнеплодами и корнеплодами. На плато Матенго, в окрестностях Сонгеа, обитают выходцы из Южной Африки — ангони. Они появились здесь в середине XIX в. Основная масса ангони осела в соседней Малави на берегах озера Ньяса. Ангони можно встретить теперь во многих районах страны.

По обе стороны границы между Танзанией и Замбией горные области с тропическими лесами заселяют фипа и некоторые другие небольшие народы. По языку и культурным традициям они занимают промежуточное положение между ньямвези и бемба Замбии.

Северо-западная часть страны, граничащая с Бурунди, Руандой и Угандой, заселена северными банту — ха, рунди, хайя. На восточных берегах оз. Виктория живут народы, родственные лухья Кении. Общая численность всех северных банту в Танзании — 2,3 млн. человек.

На северо-востоке, за обширным плато,где еще кочуют со своими стадами масаи, возвышается горный массив Килиманджаро. Его склоны освоены земледель цамичагга — основными производителями идущего на экспорт кофе. Их численность — 820 тыс. В бассейне р. Пангани и на прилегающей прибрежной равнине обитают паре, шамбала, зигуа и др. На плантациях сизаля, кофе и других товарных культур в этой части страны можно встретить представителей почти всех народов Танзании.

Возникновение средневековой суахиль ской цивилизации связано с торговыми городами на восточноафриканском побережье, смешанное население которых было объединено общностью исторических судеб, языка и культуры. Этническую основу формирования народа суахили составили местные береговые народы банту, а также потомки арабов Омана, Адена, левантийцев, персов из Шира зи, индийцы. Суахили восприняли от арабов ислам и некоторые особенности материальной и духовной культуры, сохранив в то же время исконные черты африканской культуры народов банту. Основная часть суахили живет в приморских городах и на островах Занзибар и Пемба.

Среди близких между собой языков банту Танзании язык суахили служит средством общения многих народов. Это официальный государственный язык страны. В Танзании наиболее распространен диалект Занзибара — «киунгуд жа», который и был положен в основу так называемого «стандартного суахили».

Возникнув еще в X в. в приморских торговых городах, язык суахили начиная с XIV—XV вв. стал распространяться и во внутренних областях Танзании, куда проникали караваны суахильских и арабских купцов. На суахили издаются газеты, журналы, книги, ведутся радиопередачи; в школах преподают на суахили и на английском. Все большее число жителей Танзании используют язык суахили в быту.

Литературный суахили первоначально использовал арабский алфавит, а позднее был переведен на латинский. Распространение суахили по территории Танзании обогатило лексику других языков страны и способствовало их сближению.

Религиозный состав населения довольно пестрый. Свыше половины всего населения — большинство народов центральных южных и западных областей — придерживается местных традиционных верований, сохраняющих пережитки тотемизма и культа предков. Это многие народы банту — су кума, чагга и др., ша ринильские народы — масаи и др.

Все еще большую роль играют обряды и обычаи, связанные с такими событиями в жизни человека, как возмужание, брак, а также погребальные обряды. Традиционные религиозные обряды выполняют жрецы и колдуны.

Христиан более 3 млн. Среди них преобладают католики. В Танзании более 2 млн. мусульман. Ислам суннитского толка исповедуют суахили, многие жители острова Занзибар и другие народы. Шииты встречаются на Занзибаре; к ним относятся также выходцы из Пакистана и их потомки.

По переписи 1978 г., численность населения континентальной части Танзании — 17,1 млн. человек, Занзибара и Пембы — 476 тыс. Среднегодовой прирост населения на материке — около 2,8%, на Занзибаре и Пембе — около 2,3%. Все еще высока детская смертность — до 125 на тысячу новорожденных.

В континентальной части страны, в Танганьике, численно преобладают женщины (51,7%), а на островах больше мужчин (52,3%).

Средняя плотность населения материковой части Танзании — 19 человек на 1 кв. км, Занзибара и Пембы — 118 человек на 1 кв. км. Примерно 2/з территории страны заселены редко. Это прежде всего обиталище мухи цеце — зона миомбо (Центральное плоскогорье и юговосток). Низкая плотность населения и на плато Масаи — одиндва человека на 1 кв. км, а также в лесных районах по среднему течению р. Руаха и по берегам оз. Руква.

Высока плотность населения на хорошо увлажняемых, плодородных землях вулканических массивов северовостока и югозапада и на прибрежных равнинах в районах концентрации насаждений товарных культур (агава, кофейное дерево, кокосовая пальма). Это окрестности и склоны гор Килиманджаро, Меру, Паре, Усамбара, Улугуру, Рунгве, плато Уфипа, районы Танги, ДарэсСалама, Иринги. Густо заселены также острова оз. Виктория (Укереве и Укара) и равнина к югу от озера, где сукума возделывают хлопчатник и зерновые. В этих районах плотность населения местами достигает нескольких сот человек на 1 кв. км. Так, на острове Укереве она доходит до 800 человек на 1 кв. км, на югозападных и южных склонах Килиманджаро — до 500 человек на 1 кв. км. На острове Пемба средняя плотность превышает 250 человек на 1 кв. км. Остров Занзибар заселен неравномерно; большая часть сельского населения сосредоточена на западе.

С древних времен для сельского населения Танзании была характерна довольно большая подвижность. Скотоводы перегоняли свой скот с одного пастбища на другое, перенося за ним и жилища. С ростом численности земледельцев часть крестьян покидала родные места и осваивала новые участки на окраинах зоны расселения данного народа.

Направление миграций нового времени связано уже с размещением плантационного хозяйства и горнорудных центров. В недавнем колониальном прошлом налоговая система заставляла значительное количество трудоспособных мужчин искать заработок за пределами родных деревень и даже своей страны. И теперь значительная часть мужчин уходит на заработки на плантации и в районы добывающей промышленности. Много рабочей силы привлекают городские центры, приморские портовые города, особенно Дар эсСалам.

Миграционные потоки идут из областей Центрального плоскогорья на северо восток и восток — в районы Килиманджаро — Меру, Танги — Корогве, Дарэс Салама, на Занзибар и Пембу — и с юга в ДарэсСалам и в другие районы побережья. Еще значителен приток сезонных мигрантов из соседних стран: Бурунди, Руанды, Мозамбика, Малави.

До недавнего времени у нилотов и в меньшей мере у народов банту сохранялись некоторые черты общинной организации и остатки родоплеменной структуры, что отражалось на характере общественного сознания, быте, семейных отношениях и формах землевладения и землепользования. Однако развитие товарного хозяйства, товарноденежных отношений, рост числа грамотных, распространение газет, журналов, радиовещания, трудовые миграции, знакомство широких слоев сельского населения с городской культурой — все это разрушает традиционные социальные отношения и соответствующие им формы общественного сознания.

Городов в Танзании немного, и в них живет лишь 7% всего населения.

В самом большом городе страны — ДарэсСаламе около 540 тыс. жителей (оценка 1977 г.), в Танге — 100 тыс., в Занзибаре — 90 тыс., в Мванзе — 60 тыс., в Аруше — 50 тыс., в Моши — 40 тыс., в Морогоро и Додома — по 35 тыс., в Мусоме — 23 тыс.

Города развивались как портовопромышленные центры на побережье Индийского океана и как транспортноторговые и административные центры на пересечении путей во внутренних областях. Небольшие города сохраняют вид деревенских поселений, их строения по внешнему виду мало отличаются от сельских. В то же время более крупные города приобретают современный вид по своей планировке, хозяйственным функциям, темпу жизни. В первую очередь это относится к ДарэсСаламу. В городах постепенно стираются этнические и культурные различия между представителями разных народов Танзании, происходит все более интенсивное их сближение. В них живет также основная масса неафриканского населения (свыше 70%).

ДарэсСалам, Танга, Аруша сочетают функции административнополитических, торговопромышленных, транспортных и культурных центров. Ряд городов расположен в зоне товарного сельскохозяйственного производства. Это Аруша и Моши на северовостоке, Морогоро на востоке, Мванза в Приозерье на южном берегу оз. Виктория. Особую группу образуют небольшие торговораспределительные центры обширных сельских округов — Нджомбе, Иринга, Мбея. Большинства городов связаны между собой и с соседними государствами железными и автомобильными дорогами.