Книги, статьи, материалы /ВОСТОЧНАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА /Хозяйство Мозамбика

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала


Вагонка-блокхаус-доска пола Скидк - вагонка штиль лиственница.

БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В АФРИКУ и не только :

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА НОВОЙ ГВИНЕЕ (05.07 - 20.07.2017)
Лучшее в Индонезии

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2017)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2017)
Знакомство с огромным островом

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2017)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2017)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2017)
Акулы юга Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2017)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2017)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО БАНГЛАДЕШ И НЕПАЛУ (11.02 - 27.02.2018)
Два азиатских тигра

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (06.03 - 20.06.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (31.05 - 13.06.2018)
Таинственная страна Догонов


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы ВОСТОЧНАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА Хозяйство Мозамбика

Хозяйство Мозамбика

Мозамбик — аграрная страна, ускоренными темпами восстанавливающая и развивающая свое народное хозяйство после освобождения от колониализма. В государственных доходах высока доля поступлений от инфраструктурных отраслей (благодаря перевозке транзитных грузов соседних стран и экспорту электроэнергии). Существенны также денежные переводы, присылаемые отходниками, уходящими на заработки за рубеж. В колониальное время большую часть экспортной продукции давали созданные еще в XIX в. крупные плантационные хозяйства, использовавшие дешевый труд африканцев. После установления народной власти эти плантации либо переходят под контроль государства, либо служат базой для создания кооперативов. Сельское хозяйство дает около 50%, промышленность — не более 10% валового внутреннего продукта.

В основу развития народного хозяйства Мозамбика положены принятые III съездом ФРЕЛИМО «Директивы развития НРМ» на 1977—1981 гг. Ведущая роль в развитии Национальной экономики отводится государственному и кооперативному секторам. Государство будет «планировать, координировать и контролировать все отрасли народного хозяйства», а также осуществлять контроль над деятельностью частного сектора. Намечено значительно увеличить долю государственных хозяйств и кооперативов в производстве сельскохозяйственной продукции.

Сельское хозяйство остается преобладающей народнохозяйственной отраслью, сырьевой базой и источником средств для подъема и создания других отраслей. Для ускоренного роста сельского хозяйства, обеспечения страны продовольствием собственного производства предусмотрено освоение новых земель, развитие ирригации и борьба с эрозией почв, повышение уровня агротехники. Одновременно намечено расширить площадь под товарными культурами в мелких частных хозяйствах, где все еще занято более 85% сельскохозяйственного населения НРМ.

Сельскохозяйственные угодья занимают 60% территории НРМ, в том числе 56% — пастбища и луга и только 4% — пашня и сады. Национализация позволяет ввести в сельскохозяйственный оборот много плодородных земель, ранее принадлежавших колонизаторам, но не использовавшихся ими. В ближайшее десятилетие предполагается увеличить пахотные площади почти вдвое. Эти меры и развитие ирригации позволят значительно расширить товарное сельскохозяйственное производство, ныне ограниченное в основном окрестностями Мапуту и Бейры, провинцией Замбезия и предгорьями Мландже.

На сельское хозяйство приходится около 80% стоимости экспорта. В производстве экспортной продукции доля частного сектора и иностранного капитала пока еще высока, однако и здесь их серьезно теснит государство. Так, например, владельцы португальской компании «Бо рор», которой принадлежали одни из самых больших в мире плантаций кокосовой пальмы (2,5 млн. деревьев) и обширные массивы концессионных земель, занятые хлопчатником, агавой, сахарным тростником, в 1976 г. были уличены в незаконных финансовых сдел^ ках. После этого вся собственность «Бо рора» поставлена под контроль государства, которое осуществляет его через рабочие комитеты.

Первое место по стоимости в экспорте (около 30%) занимает орех кешью (200 тыс. т в 1977 г.). Еще в колониальные времена кешью был единственным видом сельскохозяйственной продукции, почти полностью поставлявшейся на рынок африканцами. Дерево акажу, дающее этот орех, завезено в Африку в XVI в. из Бразилии. Распространившись в Мозамбике вдоль побережья, оно одичало и практически нигде в стране не культивируется. Сбором дикорастущих орехов занято около 1,5 млн. человек. После обработки, во время которой из орехов извлекаются ценные технические масла, их употребляют в пищу. По экспорту орехов кешью Мозамбик стоит на первом месте в мире.

В будущем одной из главных экспортных культур НРМ должен стать чай (14 тыс. т в 1977 г.). Многочисленные, но мелкие чайные компании и плантации, принадлежавшие португальцам (в основном на восточных склонах Мландже), были заброшены их владельцами и ныне возрождаются, находясь под народным управлением.

Около половины всех земель под сахарным тростником (2,7 млн. т в 1977 г.) расположено в дельте р. Замбези. Обширны сахаропроизводящие ареалы также в долинах рек Инкомати, Пунгве и Бузи. Крупные рисосеящие хозяйства находятся в провинции Замбезия. Важными поставщиками риса должны стать также коллективные хозяйства, создаваемые на орошаемых землях в долинах Замбези, Лимпопо и их притоков.

Производство копры (85 тыс. т в 1977 г.), по экспорту которой НРМ занимает первое место в Африке, сосредоточено вдоль побережья. Гигантскими кокосовыми плантациями, вытянувшимися на десятки километров вдоль океана, здесь владеют помимо «Борора» «Сосье дади агрикола до Мадал» (2,2 млн. деревьев) и «Компаньия ду Замбезия» (1 млн. деревьев). Выращиванием пальм занимаются также около 250 тыс. африканских крестьян (6 млн. деревьев, дающих около Уз копры). Ведется работа по кооперированию и этих хозяйств.

Производство хлопка (80 тыс. т), также одной из важнейших статей экспорта Мозамбика, сосредоточено на крупных плантациях в провинциях Замбезия, Нам пула, КабуДелгаду. На долю мелких африканских хозяйств (неимущественно в провинциях Ньяса, Тете, КабуДелга ду) приходится не более 20% его производства. Вывозят также немного сизаля (провинции КабуДелгаду, Замбезия, Нампула, Иньямбане), табака (Тете), ананасов (Замбезия, Софала).

Основные малотоварные продовольственные культуры — маниока и другие тропические корнеплоды, кукуруза и сорго, арахис и бананы. Эти культуры выращиваются в полунатуральных хозяйствах африканских крестьян. Районы традиционного более продуктивного африканского земледелия не могут снабжать продовольствием крупные населенные пункты из-за плохой транспортной связи, а пригородные зоны товарного хозяйства не удовлетворяют нужды крупных городов. В результате в Мапуту, Бейре и Нампуле ощущается нехватка овощей, фруктов. Страна не обеспечивает свои потребности в зерне.

Животноводство, на долю которого приходится менее 1% стоимости всей сельскохозяйственной продукции, развито слабо. В 1977 г. было 1,35 млн. голов крупного рогатого скота, 350 тыс. коз, 185 тыс. свиней, 95 тыс. овец. В стране заметна нехватка мясомолочных продуктов. Основная масса скота сосредоточена в районах, населенных ангони и макуа. Отдаленность центров производства продукции животноводства еще больше осложнила продовольственную проблему в городах. В значительной степени она решается путем расширения бройлерной промышленности в Мапуту и Бейре.

Большое значение для преодоления продовольственных трудностей имеет развитие рыболовства. Улов (1978 г.) — 10,5 тыс. т. Для создания национального рыболовного флота закуплены современные траулеры. В изучении рыбных богатств прибрежных вод и организации промышленного лова Мозамбику оказывает помощь СССР.

Большинство индустриальных объектов, появившихся в начале 60х годов, создавались либо для удовлетворения нужд метрополии в сырье, либо в целях «экономической интеграции» колонии с расистскими ЮАР и Южной Родезией. Последнее в первую очередь относится к развитию энергетической базы. В стране вырабатывается около 1,8 млрд. кВт ч электроэнергии (1977 г.). Половина ее производится на мелких, плохо оборудованных тепловых станциях, неспособных полностью обеспечить растущие потребности городов и промышленных предприятий Мозамбика. Вместе с тем крупные ГЭС были построены для передачи электроэнергии за рубеж. ГЭС «КабораБасса» (проектная мощность 3,6 млн. кВт) принадлежит международному консорциуму ЗАМКО (созданному с участием компаний ЮАР, Португалии, ФРГ, Франции). Высоковольтные ЛЭП идут от этой ГЭС в ЮАР и Зимбабве, но не связывают ее с потребителями электроэнергии внутри страны. Несколько ГЭС и ТЭС в районе Бейра — Шимои было создано исключительно для удовлетворения нужд Южной Родезии. В то же время электростанции зоны Мапуту не покрывают даже потребностей столицы, получающей значительную часть электроэнергии из ЮАР. Ряд других районов также остро нуждаются в электроэнергии. Развитие в НРМ национальной промышленности, и в первую очередь освоение месторождений полезных ископаемых в непосредственной близости от «КабораБассы», в провинциях Тете и Замбезия, позволит полностью использовать существующие энергетические мощности.

Мозамбик имеет хорошие предпосылки для создания черной металлургии, работающей на местном сырье. Возрастает добыча коксующихся углей на национализированных шахтах в Моатизе (370 тыс. т в 1976 г.), в 12 км от города Тете. Перспективное месторождение железных руд выявлено в Онди (в 70 км к северозападу от Шимойо), титаномаг нетитов в Массамба (в 40 км севернее Тете).

Полугосударственная компания «Эм преза минейра ду АлтуЛигонья» в конце 1970х годов начала освоение месторождений мирового значения руд редких металлов (тантала, ниобия, бериллия, лития) в провинции Нампула. Там же добываются полудрагоценные камни — турмалины, гранаты и т. д. В провинции Маника с 1978 г. ведется добыча золота, меди и асбеста. В этой же провинции обнаружены значительные запасы алюминиевого сырья. Россыпи ильменита, монацита, рутила выявлены на побережье Индийского океана от Мвебазе до Набури.

Обрабатывающая промышленность развита пока слабо. По стоимости выпускаемой продукции наибольшее значение имеет пищевая промышленность (около 35%) и нефтепереработка (30%), затем производство строительных материалов и удобрений, текстильная промышленность, металло и деревообработка. Предприятия обрабатывающих отраслей концентируются в трех портовых городах — Мапуту, Бейре и Накале, на долю которых приходится около 85% стоимости всей выпускаемой продукции.

В Мапуту находятся металлообрабатывающий завод, фабрика несложного сельскохозяйственного инвентаря и алюминиевых изделий, предприятия по сборке автомобильных двигателей, вагонов, велосипедов, дешевых радиоприемников. Крупный завод государственной компании Петромок, расположенный также в столице, перерабатывает импортную нефть. Здесь же — завод удобрений. Цементные заводы (250 тыс. т в 1975 г.) — в Мапуту, Бейре и Накале.

Производство мебели и фанеры из древесины ценных тропических пород — в Мапуту и Нампуле. Текстильная промышленность занята исключительно обработкой хлопка. Хлопкоочистительные предприятия расположены в районах производства сырья, прядильноткацкие — в Бейре, Нампуле, Шимойо. Выработка канатов из сизаля налажена в Накале.

Среди предприятий пищевой промышленности выделяются государственные фабрики по переработке кешью в Мапуту, Бейре, Иньямбане. Крупные сахарные заводы находятся в Шинде и Маррумеу (провинция Замбезия), а также в окрестностях Бейры. Обработка чая — в районе Миланже—Соконе. Основные предприятия других отраслей пищевой промышленности — мукомольной, мясомо лочной, маслобойной, рыбной, табачной, консервной — сосредоточены в Мапуту и Бейре.

Большую роль в экономике НРМ играет транспорт. Кроме обеспечения внутренних перевозок, порты и железные дороги страны обслуживают обширный внутриматериковый район юга Африки. Через мозамбикскую территорию идут транзитные перевозки грузов южноафриканской провинции Трансвааль, а также соседних стран, не имеющих выхода к морю, — Свазиленда, Малави, Зимбабве, Замбии. Транзитнотранспортные услуги дают значительную часть валового внутреннего продукта и от У4Д0 Уз валютных поступлений страны. Порты Мапуту, Бейра, а также Накала имеют международное значение. Их грузооборот в 1977 г. превысил 10 млн. т. Среди портов, обслуживающих каботажные перевозки, выделяются Келимане и Шинде, через которые вывозится продукция богатой сельскохозяйственной провинции Замбезия, порт Пемба, обслуживающий северные районы.

Конфигурация сети принадлежащих государству железных дорог (общая протяженность — 3,7 тыс. км) подчинена в первую очередь нуждам транзитных перевозок. Финансирование строительства основных железнодорожных линий велось не португальской администрацией, а английскими компаниями, прокладывавшими в начале века дороги в широтном направлении, от портов в сторону границ владений Великобритании. И хотя по густоте железнодорожной сети НРМ превосходит многие африканские государства, единой железнодорожной сети в Мозамбике нет. Главный железнодорожный узел НРМ — Мапуту. Отсюда начинается транзитная магистраль Мапуту — РесаноГарсия — Трансвааль (ЮАР); железная дорога «Лимпопо»: Мапуту — Шикуалакуала — Баннокберн (Зимбабве) и Мапуту — Гоба — Кадаке (Свазиленд). В Бейре начинаются линии: Бейра — Шимойо — Солсбери (Зимбабве) — Ндола (Замбия) и Бейра — Сена — Салима (Малави) с важной веткой на Моатизе, дающей выход к океану богатой полезными ископаемыми провинции Тете. Железная дорога из Накалы делится в Куамба на две ветки. Одна из них идет в Малави, другая — в Лишингу.

Автомобильных дорог — 40 тыс. км, в том числе свыше 4 тыс. км с твердым покрытием. Безрельсовые дороги играют важную роль в обслуживании перевозок в меридиональном направлении. Магистраль, соединяющая Мапуту и Бейру, проходит вдоль побережья. Лучшие шоссейные дороги сосредоточены в центральной части страны и были построены колонизаторами в стратегических целях: Бейра — Шимойо — Умтали (Зимбабве) с ответвлением на Тете и Келимане — Мокуба — Нампула — Пемба.

После провозглашения независимости большое внимание уделяется дорожному строительству в северных провинциях. Сооружение «моста дружбы» через р. Ру вуму позволит соединить дороги НРМ и Танзании.

Реконструируется шоссе, связывающее Лишингу и Монтепвез. Прокладывается также шоссе к замбийской границе. Многие сельские дороги сооружаются членами кооперативов.

Авиационное сообщение осуществляется компанией ЛАМ. Аэропорты международного значения расположены в Мапуту, Бейре и Нампуле.

Снижение экономической активности вследствие послевоенной разрухи, агрессивных действий Южной Родезии привело к сокращению экспорта, в то время как нужды народнохозяйственного развития обусловили значительный рост импорта. Главными внешнеторговыми партнерами НРМ остаются ЮАР, Португалия, США, Великобритания, ФРГ, Ирак. Расширяется торговля с СССР, ГДР, НРБ и другими социалистическими странами. В 1977 г. между СССР и НРМ подписан Договор о дружбе и сотрудничестве.