Книги, статьи, материалы /ВОСТОЧНАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА /Хозяйство ЮАР

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала


Responsive scroller for адаптивный Скроллер.

БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В АФРИКУ и не только :

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА НОВОЙ ГВИНЕЕ (05.07 - 20.07.2017)
Лучшее в Индонезии

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2017)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2017)
Знакомство с огромным островом

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2017)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2017)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2017)
Акулы юга Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2017)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2017)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО БАНГЛАДЕШ И НЕПАЛУ (11.02 - 27.02.2018)
Два азиатских тигра

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (06.03 - 20.06.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (31.05 - 13.06.2018)
Таинственная страна Догонов


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы ВОСТОЧНАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА Хозяйство ЮАР

Хозяйство ЮАР

ЮАР — индустриально-аграрная страна. На долю ЮАР приходится лишь 5% площади и 7% населения Африки, но более 40% всей промышленной продукции континента (по стоимости).

Многие десятилетия ведущую роль в южноафриканской экономике играла добыча полезных ископаемых. В годы второй мировой войны и после ее окончания быстро развивалась обрабатывающая промышленность, и в настоящее время по доле в совокупном общественном продукте эта отрасль прочно вышла на первое место. Но добыча полезных ископаемых попрежнему определяет особое место ЮАР среди развитых капиталистических государств, для которых страна играет роль поставщика золота, различного минерального сырья и горнопромышленных полуфабрикатов.

ЮАР ежегодно производит до 700— 800 т золота, на нее приходится около % его добычи в капиталистическом мире. Размещение добычи золота в стране существенно изменилось. Прежде почти все золото извлекалось из золотоносных конгломератов хребта Витватерсранд. Накануне и в годы второй мировой войны к востоку, западу и югозападу от старых золотопромышленных районов были разведаны новые крупные месторождения. С конца 40х — начала 50х годов стали действовать новые рудники, откуда и поступает теперь подавляющая часть золота. Но в целом из-за хищнической системы эксплуатации золотоносные месторождения в ЮАР все более и более истощаются.

Немаловажную роль в продлении жизни золотопромышленных предприятий в ЮАР играет извлечение урана, сопутствующего золоту в руде. Уже в 50х годах в ЮАР действовало 17 урановых заводов, и золотопромышленные компании получали огромные дополнительные прибыли. ЮАР и сегодня остается в числе ведущих в мире производителей урана.

По суммарному весу добываемых алмазов ЮАР находится на втором месте в капиталистическом мире после Республики Заир. Однако по стоимости продукции алмазов ЮАР занимает первое место, так как здесь добываются более крупные камни, идущие в ювелирное производство.

В стране два вида алмазных месторождений — россыпные (встречаются в речных долинах ЮАР) и коренные — основной источник алмазов. Коренные месторождения (кимберлитовые трубки) находятся в Трансваале, на югозападе Оранжевой провинции и в северной части Капской провинции. Несколько таких трубок имеется в городе Кимберли, давшем название этому типу алмазных месторождений.

На золото, уран и алмазы приходится свыше 60% стоимости всех добываемых в стране минеральных богатств. Заметное место в экспорте ЮАР занимают марганцевая руда, основной центр добычи которой — в Постмасбурге, и хромиты, добываемые на востоке и западе Трансвааля. С введением в эксплуатацию крупного меднорудного месторождения Пхалабор ва в северовосточной части Трансвааля все большее значение приобретает вывоз меди. Медная руда добывается также в Мессине (на крайнем севере Трансвааля) и на западе Капской провинции.

До начала 70х годов уголь и железную руду добывали главным образом для удовлетворения внутренних потребностей. В последние годы все более растет экспорт этих полезных ископаемых в страны Западной Европы и Японию. Основные угледобывающие районы расположены на севере Оранжевой провинции, в северной части Натала (месторождения Фрейхейд и Данди) и в Трансваале (бассейны Спрингс — Хейделберх, Эрмело — Брейтен и Витбанк — Мид делбург). Бассейн Витбанк — Миддел бург особенно важен благодаря высокому качеству угля и его большим запасам: на него приходится около 40% всей добычи угля в стране. Основные потребители его — крупные тепловые электростанции — расположены обычно в непосредственной близости от мест добычи, так что уголь из шахт нередко поступает прямо в бункера электростанций. В ЮАР более полутора десятков электростанций такого типа. Оми находятся в ведении государственной Комиссии по снабжению электричеством (ЭСКОМ) и производят свыше 4/5 всей электроэнергии в стране.

Железная руда встречается во многих районах, но наиболее крупные разведанные месторождения сосредоточены в Трансваале. В северозападной части этой провинции расположено основное из разрабатываемых месторождений — Та базимби, снабжающее сырьем заводы государственной Корпорации по производству чугуна и стали (ИСКОР). Второй по значению район добычи железных руд — месторождение Сайшен в Капской провинции недалеко от Постмасбурга.

Полезные ископаемые в стране добывают в основном на крупных рудниках и шахтах, которые требуют оснащения сложной техникой. В добывающей промышленности ЮАР трудится более 650 тыс. человек, 90% из них — африканцы. Повсеместно владельцы рудников не соблюдают даже элементарных норм техники безопасности, в результате чего рабочие трудятся в тяжелейших условиях. Ежегодно в забоях рудников горнопромышленных предприятий гибнет много людей.

Почти все горнорудные предприятия контролируются 8—10 крупными монополистическими объединениями, деятельность которых помимо ЮАР охватывает ряд других стран Африки. Предприятия южноафриканских горнопромышленных концернов разбросаны и в других частях света. Еще в конце прошлого века С. Родсом был основан концерн «Консо лидейтед голфилдс оф Саут Африка», который и сейчас играет важную роль в золотодобыче.

Капиталы действующего в ЮАР концерна «АнглоАмерикэн корпорейшн оф Саут Африка» (ААК) оцениваются более чем в 5 млрд. фунтов стерлингов. Принадлежащие концерну рудники в ЮАР дают около Уз всего золота, добываемого в капиталистическом мире, а филиал этой монополии — компания «Де Бирс консолидейтед майнз» почти всецело контролирует мировой капиталистический рынок алмазов. Группа ААК включает также многочисленные предприятия по добыче угля, медных, марганцевых, железных руд, компании, ведущие геологоразведочные работы, различные компании обрабатывающей промышленности, финансовые фирмы и т. д.

В контроле над горнодобывающей промышленностью ЮАР участвуют и другие монополии, как, например, «Англо Трансвааль консолидейтед», «Юнион корпорейшн», «Дженерал майнинг». Главные акционеры этих концернов и корпораций в большинстве случаев представители местной буржуазии европейского происхождения, в основном англичане, в меньшей степени — африканеры. Местная буржуазия действует в тесном сотрудничестве с монополистическими кругами стран Запада, от финансовой помощи и поддержки которых она находится в большой зависимости.

Важные позиции во всей экономике ЮАР, в том числе в горнодобывающей промышленности, занимает капитал Великобритании. Свои отделения и филиалы имеют здесь около 1000 английских фирм. Быстро растут инвестиции и других стран Западной Европы, США и Японии. В конце 1976 г. на долю стран ЕЭС приходилось 57,5% общей суммы иностранных капиталовложений в ЮАР, составлявшей 22,7 млрд. рандов (0,84ранда = 1 долл. США—июнь 1979г.).

В обрабатывающей промышленности ЮАР важное место занимает металлургия. В стране ежегодно выплавляется более 6 млн. т чугуна и свыше 6 млн. т стали. Растет также производство ферросплавов. Основная продукция черной металлургии поступает с двух крупных предприятий корпорации ИСКОР, расположенных в Претории и в Фандербейлпарке (провинция Трансвааль). Третий металлургический комбинат ИСКОР сооружен в Ньюкасле (провинция Натал). В районах меднорудных месторождений находятся несколько медеплавильных заводов. Производится также небольшое количество алюминия и цинка.

Быстро развиваются металлообработка и машиностроение. Предприятия, преимущественно в индустриальных центрах Южного Трансвааля и на севере Оранжевой провинции, выпускают некоторые виды горнопромышленного оборудования (шахтные подъемники, буровые установки и пр.), вагоны, сельскохозяйственную технику, подъемные краны, электромоторы, двигатели внутреннего сгорания, котлы, трубы, электрокабель, рельсы. Иностранным фирмам ( «Форд», «Дже нерал моторе», «Крайслер», «Фольксваген», «Тойота» и др.) принадлежат автосборочные предприятия, размещающиеся в основном в портовых городах — ПортЭлизабете, ИстЛондоне, Кейптауне.

Правящие круги приложили немало усилий к наращиванию военного потенциала ЮАР. С помощью империалистических монополий и правительств ряда стран Запада в 60е и 70е годы в ЮАР была создана и получила значительное развитие военная промышленность. В настоящее время в стране по лицензиям, приобретенным у некоторых французских, западногерманских, бельгийских, израильских и других фирм, производятся самолеты, ракеты, броневики, артиллерийские орудия и другое военное снаряжение. Есть достаточно оснований полагать, что в сентябре 1979 г. ЮАР провела взрыв атомного устройства.

Развитие химических производств в ЮАР связано с горнодобывающей промышленностью, потребляющей большое количество взрывчатых веществ и химических реагентов, а также с военным производством. Крупнейшие предприятия химической промышленности принадлежат компании «Африкен эксплозивс энд ке микл индастриз». Компания имеет в ЮАР несколько заводов, которые кроме взрывчатых веществ выпускают искусственные удобрения, кислоты и пр. Завод компании в Моддерфонтейне — одно из крупнейших в мире предприятий по производству взрывчатки.

Важную роль в химической промышленности ЮАР играет государственная Корпорация угля, нефти и газа (САСОЛ), специализирующаяся на производстве синтетической нефти из угля. На заводах и фабриках компании производятся многие химические продукты — синтетический каучук, лаки, краски, пластмассы и т. п. Мощности предприятий компании САСОЛ, которая уже сейчас обеспечивает У10 потребностей ЮАР в нефти, планируется значительно расширить в ближайшие годы. Крупнейшие в стране нефтеочистительные и нефтеперерабатывающие заводы в Дурбане и Кейптауне принадлежат англоголландской компании «Шелл» и американским монополиям «Мобил» и «Калтекс».

В руках иностранных монополий «Филлипс», «Сименс», «Стандард телефон энд кэйблз», «Плесси» и др. находятся также и появившиеся в последние 10—15 лет предприятия радиотехнической и радиоэлектронной аппаратуры — производство радиоприемников, сигнального оборудования и т. п.

Многочисленные предприятия пищевкусовой и легкой промышленности почти все работают на внутренний рынок. Экспортное значение имеет производство вин, фруктовых консервов, табака, сахара.

Как и во всех других отраслях хозяйства ЮАР, подавляющее большинство занятых в обрабатывающей промышленности — африканцы. На предприятиях этой отрасли в середине 70х годов работало свыше 1,5 млн. человек, из которых европейцев лишь немногим более 300 тыс. Политика апартеида определяет и оплату труда: белый получает заработную плату в несколько раз большую, чем африканец.

Развитию обрабатывающей промышленности правящие круги ЮАР придают особо важное значение. Они стремятся всячески форсировать экспорт готовой промышленной продукции в другие страны Африки, считая, что это позволит ЮАР укрепить свое политическое положение на Африканском континенте и влиять на политику независимых африканских государств. Однако большинство африканских стран не желают поддерживать никаких отношений с расистским правительством Претории.

Реакционная социальная политика cоподствующих кругов ЮАР тормозит развитие производительных сил страны.

Правительство приносит в жертву доктрине апартеида объективные потребности хозяйственного развития. Растущая промышленность требует закрепления трудовых кадров, необходимого для совершенствования рабочими навыков, повышения квалификации и в конечном счете для роста производительности труда. Между тем у африканского рабочего, живущего в городе или промышленном центре, нет никакой уверенности в том, что в любое время ему не будет приказано возвратиться в бантустан. Африканцу чрезвычайно трудно получить работу, требующую высокой профессиональной квалификации. Имеющееся же в стране белое население не может полностью обеспечить растущий спрос на квалифицированный труд.

Существование «цветного барьера» вызывает недовольство значительной части предпринимателей. Местные промышленные магнаты, как и иностранцы, владеющие акциями южноафриканских предприятий, считают, что устранение некоторых расовых ограничений принесло бы им дополнительные материальные выгоды. Они понимают, что африканцы могут выполнять работу любой сложности. Но при этом в соответствии с господствующими в стране расистскими порядками им можно платить меньше, чем белым. «Цветной барьер» длительное время нарушался владельцами фабрик и заводов, поручавшими африканцам выполнение полуквалифицированных, а иногда и квалифицированных работ.

Под давлением местных и иностранных предпринимателей, выступавших за более полное и рациональное использование трудовых ресурсов, а также из-за роста забастовочного движения африканских рабочих и непрекращающейся критики ЮАР в международных сферах, находящиеся у власти расисты стали искать пути «примирения» доктрины апартеида с нуждами экономического развития. В последние годы в политике «цветного барьера» появились значительные трещины. Правительство вынуждено разрешать предпринимателям использовать африканцев на некоторых полуквалифицированных и квалифицированных работах.

В сельском хозяйстве ЮАР существуют два типа производства: высокотоварные фермерские хозяйства белых и низкопро дуктивньге полунатуральные хозяйства африканцев в бантустанах, где 30% территории поражено сильной эрозией, 44% территории подвержено эрозии в несколько меньшей степени. Более 8 млн. африканцев, которые, согласно официальной статистике, живут в бантустанах, испытывают острый недостаток земель. Их земли не хватает ни под пастбища для скота, ни под посевы. Господствуют традиционные системы земледелия. Основным орудием возделывания земли, как и прежде, служит мотыга. В почву не вносится почти никаких удобрений. Урожайность сельскохозяйственных культур низкая. Сбор кукурузы, основного продукта питания африканцев, лишь наполовину покрывает потребности в зерне. Ежегодно сотни тысяч тонн зерна ввозится в бантустаны из районов хозяйств белых фермеров.

Большую роль в сельском хозяйстве играет животноводство. В ЮАР 12 млн. голов крупного рогатого скота, 38 млн. овец и около 5 млн. коз. Более 90% всех овец и около 60% крупного рогатого скота находится в собственности белых. Ферм белых более 110 тыс. Ведущей отраслью остается экстенсивное пастбищное животноводство, прежде всего овцеводство шерстного направления. По настригу шерсти ЮАР принадлежит одно из ведущих мест в капиталистическом мире. Овечья шерсть и кожи играют видную роль в экспорте страны.

Основные животноводческие районы размещаются на возвышенных засушливых плато внутренних частей страны. Крупный рогатый скот разводится также и на прибрежной равнине.

Значительная часть земель ЮАР малоплодородна и нуждается в постоянном внесении удобрений и орошении. В полеводстве используется около 14% сельскохозяйственных земель. На фермах белых широко применяются удобрения и техника; в их пользовании свыше 150 тыс. тракторов. Основные зерновые культуры, выращиваемые на фермах, — кукуруза, пшеница и сорго. Урожайность их из-за недостатка влаги низкая — в среднем 8—10 ц кукурузы и 5—6 ц пшеницы с 1 га. Сеют также ячмень, рожь, овес. Отдельные участки отведены под бобовые, картофель, овощи, арахис, табак. Провинция Натал и восточная часть Трансвааля — основные районы выращивания сахарного тростника. Наряду с сахаром видную роль в экспорте ЮАР играют виноград, яблоки, груши, персики, бананы, ананасы и цитрусовые. Их выращивают в различных местах прибрежной полосы, а также в северных и в северовосточных округах Трансвааля.

Основной межрайонный вид транспорта в ЮАР — железные дороги. Длина их — около 24 тыс. км (1978 г.). Главные железнодорожные магистрали протянулись от портовых городов к промышленным районам Трансвааля с центром в Йоханнесбурге. Электрифицирована У5 железных дорог. С соседними странами ЮАР связана несколькими железнодорожными линиями. Одна из них ведет в Намибию, другая — в Ботсвану и Зимбабве, третья соединяет Йоханнесбург с мозамбикским портом Мапуту.

Длина автомобильных дорог с твердым покрытием — 7,7 тыс. км. Их направления в основном совпадают с направлениями главных железнодорожных магистралей. Морской транспорт играет основную роль в обслуживании экономических связей с другими странами. Несмотря на это, страна практически не имеет собственного флота. Зато в ее порты ежегодно заходят тысячи иностранных судов, привозящих в ЮАР пассажиров и грузы или огибающих южную оконечность Африки. Общая протяженность причалов портов Кейптауна, Дурбана, ПортЭлиза бета и ИстЛондона превышает 21 км. С каждым годом все более заметную роль во внешних связях ЮАР играет авиационный транспорт. В стране два международных аэропорта. Регулярными рейсами ЮАР связана с Лондоном и другими западноевропейскими столицами, а также с США, Австралией, Аргентиной и странами ЮгоВосточной Азии. Поддерживается воздушное сообщение со странами Африки — Зимбабве, Мозамбиком, Лесото, Ботсваной, Свазилендом, Намибией, Малави, Маврикием. Внутренние рейсы связывают Йоханнесбург и Кейптаун с другими крупными городами страны.