Книги, статьи, материалы /ВОСТОЧНАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА /Культура ЮАР

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В АФРИКУ и не только (с русскоязычными гидами):


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2017)
Путешествие по странам Южной Африки

Группа набрана

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2017)
Акулы юга Африки

Группа набрана

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2017)
В краю вулканов и горных горилл

Группа набрана

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2017)
Забытые сокровища пустыни

Осталось 3 места

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

Осталось 6 мест

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (08.02 - 20.02.2018)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (23.02 - 09.03.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (16.05 - 29.05.2018)
Таинственная страна Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (19.06.-25.06.2018)
Сафари и рафтинг

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА (05.07 -20.07.2018)
Активное путешествие по островам

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2018)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2018)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2017)
Дикий животный мир Восточной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2018)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ (23.10 - 31.10.2018)
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 18.11 2018)
Восхождение на Рорайму


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы ВОСТОЧНАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА Культура ЮАР

Культура ЮАР

В силу своеобразия исторических условий развития культура ЮАР разнообразна и разнолика. Это и культура развитой капиталистической страны, и традиционная культура отдельных населяющих ее народов. В целом судьба современной культуры ЮАР трагична из-за античеловеч ной системы апартеида.

Традиционным занятием народов банту на территории ЮАР были скотоводство и мотыжное земледелие. Крупный рогатый скот считался главным богатством у банту; они использовали молочные продукты, а скот забивали редко. Готтентоты сочетали занятие скотоводством с охотой. Бушмены жили охотой и собирательством.

Традиционные жилища готтентотов — плетенные из прутьев круглые куполообразные хижины, которые сверху либо покрываются шкурами, либо обмазываются глиной. Оружие готтентотов — копья с металлическими наконечниками, луки, стрелы, длинные метательные палицы «кирри».

Наиболее распространенный тип жилища у банту Южной Африки — круглая хижина с конусообразной крышей из тростника или соломы. Основное поселение — «крааль»: хижины стоят по кругу, внутри которого расположен загон для скота. Жилые хижины имеют пристройки: кухни, кладовые. Рядом с хижинами располагаются зернохранилища — ямы или огромные куполообразные корзины на подмостках.

У зулу хижины имеют сферическую форму. Внутри крыша поддерживается несколькими столбами. Каркас хижины плетеный, обмазанный снаружи и внутри глиной. Многообразны хижины у сото — овальные с конусообразной крышей, прямоугольные с двускатной или четырехскатной крышей. В горных районах стены хижин возводятся из камней или необожженного кирпича и часто украшаются узорами. Примечательны жилища народа ндебеле. Их дома, овальной или прямоугольной формы, возводятся неподалеку один от другого и соединяются украшенной декоративными арками и колоннами стеной, которая образует внутренний двор. Дома л соединяющие их стены ндебеле аккуратно белят и наносят сверху яркий геометрический орнамент, сочетающий черный, серый, желтый, красный и синий цвета. Покраска стен — обязанность женщин.

В прошлом банту изготовляли одежду — плащи-кароссы, закрепляемые на плече ремнями, набедренные повязки, передники — из выделанных шкур. Традиционный наряд басуто — накинутый на плечи каросс с ярким рисунком и конусообразная шляпа, реже — шапка из меха. Живописна одежда коса — накидки яркорыжего цвета, окрашенные охрой. Женщины коса на голове завязывают тюрбан из яркой материи, по которому можно различать замужних и незамужних женщин, вдов. Примечательна одежда женщин народности педи: длинное в складках платье, обычно голубого цвета, с широкими треугольными рукавами. Украшено оно кантами и полосками контрастных цветов, а сверху — металлическим бисером. Замужние женщины зулу делают высокие прически и красят волосы охрой. Женщины ндебеле, напротив, бреют головы, оставляя лишь отдельные пучки волос. Очень сложные прически делают себе пондо. Украшениями у народов банту Южной Африки служат нитки бус, раковины каури, бисер, кольца из меди и железа. Из бисера делают ожерелья, передники, декоративные украшения на стены.

Гончарную утварь южноафриканские банту изготовляют путем наращивания колец из глины. Из дерева вырезаются различные предметы домашнего обихода: ложки, кубки, скамейки, богато украшенные резным орнаментом. Традиционное оружие банту — копья с металлическими наконечниками; воины зулу были вооружены ассегаями — короткими метательными дротиками.

У народа коса были распространены своеобразные сани, которые изготовлялись из раздвоенного ствола дерева и запрягались несколькими парами быков. Такие сани иногда до сих пор используются ими для перевозки грузов. Некоторые южноафриканские народы переняли у европейцев верховую езду. Своей конницей в прошлом веке прославились сото, которые и в наше время известны как отличные наездники.

Некоторые своеобразные черты сложились в культуре и быту первых европейских поселенцев на юге Африки. Традиционным средством передвижения у африканеров с XVIII в. стал двухосный фургон на деревянных колесах с упряжкой из шестнадцати волов. На самом юге Капской провинции в ранний период колонизации сложился своеобразный архитектурный стиль, получивший позже название капскоголландского. До сих пор в районе Кейптауна можно встретить немало построек в этом стиле, носящем черты как типично голландской архитектуры, так и своеобразные южноафриканские.

Духовная культура африканских народов ЮАР находит яркое выражение в фольклоре, песнях и темпераментных танцах. Богат и до сих пор еще слабо изученный фольклор бушменов. Излюбленные сюжеты песен и сказаний народов банту — исторические. Танцы и песни — это и любимое развлечение их в часы досуга, и обязательный элемент многих торжеств и церемоний. Хор поет обычно без музыкального сопровождения, солистам — певцам и танцорам — аккомпанируют музыканты.

Разнообразны музыкальные инструменты южноафриканских банту. Барабаны представлены двумя основными видами. Большой барабан «нгома» ставят на землю и играют на нем при помощи палок; сравнительно небольшой «маримба» зажимают между колен и барабанят руками. Среди разнообразных струнных инструментов наиболее распространены смычковые. Духовые инструменты изготовляют из дерева, тростника, рогов животных.

Многочисленны верования и обряды южноафриканских народов. При выполнении обряда вызывания дождя, распространенного у банту, в жертву «небесам» приносят черную овцу или быка и используют для приготовления колдовских зелий морскую воду или ракушки, морских ежей, кости океанских рыб.

Важнейший древний памятник художественного творчества южноафриканских народов — наскальная живопись. Множество наскальных изображений, найденных в Южной Африке, создано бушменами, в частности разноцветные фрески с различными животными, сценами охоты, сражений, танцев. Больше всего таких фресок в районе Драконовых гор.

На скалах и больших камнях по берегам рек в Трансваале и на севере Капской провинции встречаются петроглифы, которые считаются еще более древними. Они изображают слонов, антилоп, жираф и очень редко — сцены охоты. Инструментом для выполнения петроглифов, возможно, служил алмаз.

Техника бушменской живописи изучена достаточно хорошо. Краски приготовлялись из цветных минералов и угля, смешанных с животным жиром. Наиболее древние фрески сделаны одной краской, более поздние — полихромны. Существует мнение, что часть поздних наскальных изображений выполнена народами банту. Приход в страну с севера скотоводческих племен банту нашел свое отражение в бушменской живописи: на скалах появляются сцены военных схваток между банту и бушменами. На более поздних рисунках встречаются уже парусные корабли и европейцы в широкополых шляпах и с ружьями.

На севере Трансвааля обнаружены руины африканских поселений средневековья. На холме, некогда обнесенном каменной стеной, расположены руины Мачемма. За стеной находятся остатки также огороженной каменной резиденции правителя. Около входа в нее сохранились развалины конической башни. При раскопках в долине Лимпопо остатков укрепления Мапунгубве, относящегося к XIV—XVIII вв., были найдены полированная керамика, многочисленный железный инвентарь и золотые украшения. Археологические данные позволяют говорить о тесной связи этих сооружений с культурой Зимбабве.

Современная культура ЮАР задыхается в оковах системы апартеида, насильственно насаждающей барьеры на пути сближения культур различных расовых групп. Доктрина апартеида служит главной причиной нынешнего духовного застоя и нищеты официальной, утверждаемой властями культуры ЮАР. Условия раздельного развития рас подавляют яркие и самобытные таланты. Политика апартеида привела к массовой эмиграции из страны лучших представителей ее творческой интеллигенции. Другая отличительная черта современной культуры ЮАР — ее значительная вестернизация в последние годы. В гораздо большей степени, чем в других странах Африканского континента, в ЮАР получила распространение так называемая «массовая культура» Запада.

Структура системы образования в ЮАР также определяется политикой апартеида. Дети разных рас учатся раздельно. ⅔ африканских детей покидают школу, не окончив даже начального курса, а доступ в высшие учебные заведения, особенно технические, практически закрыт для представителей небелого населения.

Занятие научной деятельностью в ЮАР — монопольная привилегия верхушки белого населения. Южноафриканские научные центры оснащены современной техникой. С 1965 г. действует атомный реактор. В ЮАР активно ведутся секретные работы по созданию ядер ного оружия.

Профессиональная литература в Южной Африке появилась в конце XIX — начале XX в. К этому времени относится творчество видной писательницы и общественной деятельницы О. Шрайнер. Ее перу принадлежат романы «История африканской фермы» (1883 г.), повесть «Рядовой Питер Халькет из Машонален да» (1897 г.), «От одного к другому» (1926 г.) «Ундина» (1928 г.), несколько сборников рассказов и ряд публицистических работ. Творчество О. Шрайнер оказало значительное влияние на развитие демократических тенденций в южноафриканской литературе. Наиболее крупным и известным писателем банту был Томас Мофоло. Его исторический роман «Чака» широко известен и за пределами ЮАР. Популярен также Соломон Плаатье — писатель, переводчик и общественный деятель, поэты Зломо и Вилакази.

Откровенная фашизация страны в 60х годах, запрещение основных национальных демократических организаций и их органов печати, жестокая цензура и произвол властей заставили многих прогрессивных писателей и поэтов покинуть родину (Э. Хатчинсон, П. Абрахамс и др.). Но и вдали от родины, в эмиграции, писатели и поэты ЮАР ведут активную борьбу против расистского режима. В эмиграции создает многие повести и сборники рассказов известный писатель, журналист, общественный и политический деятель А. Ла Гума. Его первая повесть «Скитания в ночи» вышла в свет в 1962 г. За ней последовали «И нитка втрое скрученная» (1966 г.), «Каменная страна» (1967 г.), «В конце сезона туманов» (1972 г.). Разоблачению политики бантустанизации посвящена новая повесть А. Ла Гу мы «Время сорокопута» (1979 г.). Широко известны во всем мире имена таких писателей, как Н. Гор димер и А. Пэйтон, произведения которых имеют острую антирасистскую направленность.

Гражданскими тенденциями, выражающимися в «литературе протеста», проникнута и поэзия. Она представлена стихами поэтов, которые почти все были вынуждены покинуть родину и продолжать работу в эмиграции. Среди них — Д. Брутус, Б. Брейтенбах, М. Р. Куне не, К. Питерс, Б. Фейнберг и др. Люди разных рас, они объединены ненавистью к расизму; их произведения, запрещенные на родине, — важное орудие в борьбе с апартеидом.

Несмотря на огромные трудности, стоящие перед прогрессивными писателями, оставшимися в ЮАР, литература продолжает развиваться и внутри страны.

В крупных городах есть театры. Наиболее известна труппа Б. Брука в Йоханнесбурге. Среди театральных коллективов, в которых играют лишь актеры африканцы, самый популярный — йоханнесбургская труппа «Банту компани».

Система здравоохранения ЮАР рассчитана на обслуживание в первую очередь белого населения. В 1972 г. один врач приходился на 440 белых, а среди африканцев — на 44 тыс. человек. Уровень развития медицинской науки в ЮАР достаточно высок. Однако достижения медицины доступны лишь белым жителям страны. Африканское население страдает не только от нехватки медицинского персонала и лечебных учреждений, но и из-за непомерно высокой платы за лечение. Среди наименее обеспеченных слоев африканского населения широко распространены туберкулез, полиомиелит и т. д., а около половины детей не доживает и до пяти лет.