Книги, статьи, материалы /ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА /Население и культура Сенегала

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Записки каннибала



СРОЧНО!!! ЖЕЛАЮЩИЕ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПУТЕШЕСТВИЯХ, А ТАК-ЖЕ ТЕ, КТО ОТПРАВЛЯЛ ПРЕДОПЛАТУ, СВЯЖИТЕСЬ ПО УКАЗАННЫМ КОНТАКТАМ!!!

Так-же прошу обратить внимание на то, что сайт и вся информация обновляется. В том числе цены на туры будут немного изменены по мере поступления информации в связи с ситуацией с вирусом. Проверяйте актуальность статей и появления новой информации. В общем почаще заглядывайте что-бы не упустить ничего.

САЙТ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ МОЕГО БЛИЗКОГО ДРУГА, И ПРОСТО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА РОМАНА КАШИГИНА, КОТОРЫЙ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ КАМПАЛЫ 2 НОЯБРЯ 2020 г. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!

БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ! (с 28.12.2020 - 09.01.2021)
Вся Уганда за 12 дней. Поторопитесь, времени остается совсем мало.

СЕВЕРНЫЙ СУДАН (03.01. - 11.01.21)
Путешествие по древней Нубии.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (17.01 - 27.01.2021)
Таинственная земля Догонов.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2021)
Африка в миниатюре.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 01.04 - 13.04.2021)
В краю вулканов и горных горилл.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские (28.04.-15.05.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (29.07.-05.08.2021)
Великая миграция.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (15.08 - 30.08.2021)
Большое путешествие по большому острову.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (13.09.-25.09.2021)
Большое путешествие по странам ЮЖНОЙ АФРИКИ.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулканы.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ и ДР КОНГО за 12 дней (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулкан Ньирагонго.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ И ДЖИБУТИ (02.01 - 15.01.2022)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо + плавание с китовыми акулами
ТУР ПЕРЕНОСИТСЯ НА ГОД В СВЯЗИ С НАЧАВШИМИСЯ БОЕВЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ В СТРАНЕ.


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии.

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР).

Africa Tur Справочные материалы ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА Население и культура Сенегала

Население и культура Сенегала

Территорию Сенегала издавна населяли народы негроидной расы.

Современные народы Сенегала заметно различаются между собой как по особенностям социальной организации, так и по методам ведения хозяйства. У волоф и тукулер, чьи этнические территории лежали ближе к торговым путям бассейна р. Нигер, уже в раннем средневековье сформировалось классовое общество с кастовой иерархией. Этому способствовала и постепенная исламизация. У тукулер, живущих в долине Сенегала, из года в год обрабатывающих пойменные участки, сложилась редко наблюдаемая в Тропической Африке частная собственность на землю. Богарное же земледелие у тукулер, как и у волоф и мандинго, основывалось на огневой переложной системе и общинном землевладении. Эти земледельческие народы и сейчас почти не занимаются скотоводством.

Процесс развития товарно-денежных отношений и разложения деревенской общины захватил волоф и тукулер более других народов Сенегала. Волоф и тукулер многочисленны в городах, где они играют ведущую роль в политической и культурной жизни страны.

Близкие к волоф по языку земледельцы серер и диола отстали от своих соседей по уровню социальной организации. К началу колонизации диола представляли собой группу родоплеменных объединений, обитавших изолированно в лесах нижнего Казаманса. Серер находились на переходной стадии от родовой к соседской общине. И те и другие не восприняли ислам и сохранили традиционные верования. В колониальный период товарная культура арахиса у серер и диола распространялась гораздо медленнее, чем у волоф. В то же время методы ведения хозяйства у серер и диола лучше приспособлены к особенностям среды их обитания. Переложное земледелие волоф целиком основано на использовании естественного плодородия почв и естественном его восстановлении. Система обработки земли у серер, сочетающая зачатки севооборота и внесение в почву органических удобрений путем выпаса скота (в отличие от волоф серер держат крупный рогатый скот), представляет известную ступень в интенсификации земледелия. Что касается диола, то они издревле занимались рисосеянием по долинам рек, достигнув немалого совершенства в искусственном орошении.

Земледельцы мандинго, проникшие на территорию современного Сенегала в XIII—XIV вв. в период процветания древнего государства Мали, по методам хозяйства и социальной организации близки к волоф, но принадлежат к иной языковой подгруппе нигерокордофанской семьи.

Скотоводы фульбе, появившиеся в пределах Сенегала в X—XI вв., позднее распались на несколько этнических групп. Завоевав в XVI в. долину р. Сенегал, часть фульбе перешла к оседлости, образовав прослойку знати, собиравшей дань с коренного населения; другая часть проникла в приморскую полосу на территорию, заселенную волоф, и ассимилировалась с последними, сохранив свое основное занятие. Фульбе Казаманса, смешавшись с мандинго, перешли к оседлому земледелию. Менее других изменились фульбе, живущие в пустыне Ферло и до сего времени занимающиеся полукочевым скотоводством.

В колониальный период в Сенегале появилась значительная прослойка европейцев, проживавших преимущественно в Дакаре, и ливанцев, занимавшихся мелкой торговлей в городах и селениях западного Сенегала.

За последнюю четверть века численность населения страны увеличилась более чем вдвое. В 50х годах ежегодный прирост населения Сенегала превышал 5 %, преимущественно за счет миграции из соседних более отсталых в экономическом отношении стран. Кроме переселенцев в Сенегал ежегодно устремлялись для работы на плантациях арахиса десятки тысяч отходников из Мали, Гвинеи, Мавритании. После распада Французской Западной Африки приток мигрантов в Сенегал резко сократился, в то же время выросла эмиграция сенегальцев в Европу в поисках заработка.

Внутренняя миграция населения — из одной части страны в другую —связана с неравномерным развитием районов. Из экономически отсталых областей (долина р. Сенегал, восточная часть страны) мигранты направляются в поисках денежного дохода в район производства арахиса и в города. Тем самым сохраняется сложившаяся еще в доколониальный период под влиянием природных различий концентрация населения в западной части междуречья Сенегала и Гамбии.

В подавляющем большинстве города Сенегала возникли как центры колонизации в районах производства арахиса. В 60х годах в городах с численностью населения более 20 тыс. человек проживало свыше г/5 населения страны.

Экономический центр и столица страны — Дакар, где проживает около 798,7 тыс. человек (с пригородами), т. е. почти 15% всего населения. Гипертрофия

Дакара по отношению ко всей стране связана с тем, что в колониальный период он играл роль экономического и административного центра всей Французской Западной Африки, а в последующие годы именно в нем сосредоточилось большинство промышленных и других предприятий. Значительно уступает Дакару по численности населения и по многообразию хозяйственных функций группа средних городов Сенегала — Каолак, Тиес, Рюфиск, СенЛуи, Зигиншор, Диурбель — с населением более 20 тыс. человек. Они развивались как торгово-транспортные и административные центры с зачатками промышленности, обслуживавшие прилегающие районы. Группу малых городов образуют города с числом жителей от 5 до 20 тыс. человек, сложившиеся в колониальный период как сугубо местные торгово-транспортные центры.

В условиях ограниченности местного спроса на рабочую силу устойчивый рост миграции из сельских местностей в города создал в последних застойное перенаселение. В результате в городах, особенно в Дакаре, десятки тысяч людей живут случайными заработками.

Народы Сенегала имеют богатые культурные традиции. Из поколения в поколение передают они свое устное творчество — сказы, басни, песни, полные мудрости, доброты и. фантазии. Его носителями и хранителями являются народные сказители — гриоты. Фольклор находит отражение в произведениях современных талантливых писателей.

В искусстве и литературе все более усиливается демократическая струя. Сказки Бираго Диопа, стихи Давида Диопа, романы Сембена Усмана посвящены простым труженикам — крестьянам, рабочим, ремесленникам, их тяжелому положению и борьбе за свои права. Ряд произведений издан на русском языке. Все более широкую известность приобретает сенегальская живопись. Картины молодого художника Мустафы Вада экспонировались во Франции, Испании, СССР.

В стране зарождается национальное киноискусство. Фильмы Сембена Усмана, Абабакара Самба, Полена Виэйры посвящены актуальным проблемам развития страны, зачастую носят остро сатирический характер. Они получили широкое признание на многих международных кинофестивалях, в том числе в Москве и Ташкенте. После провозглашения независимости страны ее столица Дакар превращается в культурный центр, значение которого выходит далеко за пределы Сенегала.

В социальном отношении население Сенегала разнородно. В нем преобладает крестьянство; оно состоит из нескольких групп, расположенных на разных ступенях социальной лестницы. Значительное число крестьян — полуобщинники, зачастую объединенные государственными сбытовыми кооперативами. Другую группу образуют наемные сельскохозяйственные рабочие, многие из которых имеют только сезонную работу. Растет прослойка зажиточных крестьян, использующих наемный труд. Значительное политическое влияние в стране имеют крупные феодалы в лице марабутов — духовных руководителей мусульманских сект.

Наемным трудом в стране занято 130—150 тыс. человек, из которых 55—60% — промышленные рабочие. Большая часть кадровых промышленных рабочих сосредоточена на предприятиях в районе Дакара и Тиеса.

В городах образовалась прослойка буржуазии. Наиболее многочисленную ее часть составляют мелкие торговцы и предприниматели. За последние 15 лет численно возросла «бюрократическая» буржуазия, состоящая из различных администраторов и чиновников.

Руководящие буржуазные круги страны стремятся упрочить свое политическое влияние. Официальной доктриной их стали теории «африканского социализма» и «негритюда», наиболее полно разработанные JI. С. Сенгором. Эти теории абсолютизируют своеобразие африканской культуры, образа жизни и психологического склада африканцев, пропагандируют «особый сенегальский» путь к социализму. В своей практической деятельности правящие круги поддерживают тесные связи с империалистической буржуазией, привлекают в страну иностранный капитал и поощряют частное национальное предпринимательство.