Книги, статьи, материалы /ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА /Население и культура Мали

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Записки каннибала


Салат из крабов и авокадо пошаговые рецепты салат с крабовым мясом и авокадо рецепт.

СРОЧНО!!! ЖЕЛАЮЩИЕ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПУТЕШЕСТВИЯХ, А ТАК-ЖЕ ТЕ, КТО ОТПРАВЛЯЛ ПРЕДОПЛАТУ, СВЯЖИТЕСЬ ПО УКАЗАННЫМ КОНТАКТАМ!!!

Так-же прошу обратить внимание на то, что сайт и вся информация обновляется. В том числе цены на туры будут немного изменены по мере поступления информации в связи с ситуацией с вирусом. Проверяйте актуальность статей и появления новой информации. В общем почаще заглядывайте что-бы не упустить ничего.

САЙТ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ МОЕГО БЛИЗКОГО ДРУГА, И ПРОСТО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА РОМАНА КАШИГИНА, КОТОРЫЙ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ КАМПАЛЫ 2 НОЯБРЯ 2020 г. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!

БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ! (с 28.12.2020 - 09.01.2021)
Вся Уганда за 12 дней. Поторопитесь, времени остается совсем мало.

СЕВЕРНЫЙ СУДАН (03.01. - 11.01.21)
Путешествие по древней Нубии.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (17.01 - 27.01.2021)
Таинственная земля Догонов.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2021)
Африка в миниатюре.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 01.04 - 13.04.2021)
В краю вулканов и горных горилл.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские (28.04.-15.05.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (29.07.-05.08.2021)
Великая миграция.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (15.08 - 30.08.2021)
Большое путешествие по большому острову.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (13.09.-25.09.2021)
Большое путешествие по странам ЮЖНОЙ АФРИКИ.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулканы.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ и ДР КОНГО за 12 дней (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулкан Ньирагонго.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ И ДЖИБУТИ (02.01 - 15.01.2022)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо + плавание с китовыми акулами
ТУР ПЕРЕНОСИТСЯ НА ГОД В СВЯЗИ С НАЧАВШИМИСЯ БОЕВЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ В СТРАНЕ.


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии.

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР).

Africa Tur Справочные материалы ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА Население и культура Мали

Население и культура Мали

По антропологическим признакам около 90% населения Мали относится к негроидному типу. Только на севере и северо-востоке страны проживают народы, принадлежащие к средиземноморскому типу большой европеоидной расы— арабы, туареги. Характерна большая пестрота этнического состава. По лингвистическому признаку народы Мали относятся к нескольким подгруппам нигеро-кордофанской языковой семьи; манде (куда входят бамбара, малинке, диула, сонинке, сану), западно-атлантической (фульбе, волоф), вольтской (сенуфо, догоны, бобо, моей) и к афразийской языковой семье (арабы, туареги). Самый многочисленный (свыше 1 млн. человек) — народ бамбара, компактно расселенный в западной и центральной частях страны. Язык бамбара — один из наиболее распространенных в Мали. Малинке (свыше 500 тыс. человек) обитают преимущественно на западе и югозападе страны. Малинке, как и бамбара, — оседлые земледельцы, занимающиеся также разведением скота. На крайнем юговостоке живут сенуфо (около 600 тыс. человек). Внешне они мало чем отличаются от народов манде. Большое трудолюбие проявил народ сенуфо в развитии высокой земледельческой культуры в этом краю.

К востоку от расселения сенуфо, на скалистых уступах Бандиагары, обитают догоны, Поселившись в этих малоблагоприятных для земледелия местах, догоны сумели на небольших участках наладить земледелие, обеспечивающее им средства существования. В восточной части страны, в узкой полосе по обе стороны Нигера, на стыке кочевого скотоводства и оседлого земледелия обитают земледель цысонгаи.

Туареги — кочевдй и полукочевой народ, расселенный преимущественно в восточной части излучины Нигера и к востоку от нее. Арабы — скотоводы и торговцы — обитают в сахельской зоне до оз. Фагибин и в Сахаре. Арабы оказали заметное влияние на жизнь населения Мали. Их. религия стала религией большинства малийского населения, а вместе с ней большое распространение получили арабский язык и арабская культура. Фульбе — наиболее многочисленная группа скотоводческого населения. Во внешнем облике фульбе сочетаются признаки как европеоидной (правильные черты лица), так и негроидной (светлокоричневый цвет кожи) рас. Они обитают на обширной территории — от Атлантического океана до оз. Чад и от сахеля до влажных тропических лесов. Зону расселения их в Мали четко определить трудно, но район наиболее компактного обитания фульбе — среднее течение Нигера.

Примерно Уз населения Мали, в основном жители южной части (сенуфо, догоны, бобо, значительная часть бамбара), сохранила местные традиционные верования. Они одухотворяют своих предков, а также некоторых животных, растения, камни, наделяют их сверхъестественной силой и поклоняются им. 70% населения исповедует ислам. Характерно, что многие народы Мали, строго соблюдая внешние мусульманские обычай и обряды, в то же время сохраняют старые языческие верования.

В Мали наблюдаются довольно высокие темпы прироста населения: за последние полтора десятилетия — 2,2% в год (с 3,7 млн. человек в 1956 г. до 5,38 млн. человек в 1973 г. и 6,3 млн. в 1976 г.). Около половины малийцев моложе 15 лет, и только 4—5% старше 60 лет.

По средней плотности населения — 3—4 человека на 1 кв. км — Мали занимает одно из последних мест в Африке. Важнейшим фактором, определяющим размещение населения, служит гидрографическая сеть: где вода, там и жизнь. Население сосредоточено преимущественно в долинах Нигера (около 70%) и близ прочих водотоков. На сахельском участке Нигера, например, плотность населения в прибрежной полосе, шириной 5 — 6 км по обоим берегам, 30—50 человек на 1 кв. км, в то время как во всем административном районе Гао средняя плотность — всего 0,7 человека. Наиболее равномерно заселены центральная и южная части страны (5—15 человек на 1 кв. км). Для полупустынных и пустынных районов кочевого скотоводства на северовостоке страны характерна лишь посезонная плотность населения: в дождливый и сухой прохладный сезон на 1 кв. км приходится 3—5 человек, а в жаркий сухой сезон местность становится безлюдной.

Более 90% населения проживает в сельской местности. По роду занятий и образу жизни можно выделить оседлое, преимущественно земледельческое, население и скотоводов кочевников и полукочевников. Кочевники со своими стадами перемещаются в течение года на большие расстояния и не создают постоянных поселений. Основной тип поселений у оседлых земледельцев — довольно крупные деревни, в которых просеивает 200—300 человек. Деревни обычно расположены в форме круга или прлукруга и состоят из нескольких кварталов, разделенных узкими и кривыми улочками. Во внутренней дельте Нигера деревни, насчитывающие 1 тыс. человек и более, не производят впечатления крупных селений, так как кварталы и даже семейные владения разбросаны по отдельным островам и берегам рукавов и озер. А в сахельской долине Нигера такие крупные деревни иногда растянуты вдоль берега на 10—20 км.

Наиболее распространенные типы жилищ на юге сахельской и севере суданской областей — прямоугольные глинобитные дома с плоской кровлей или крышамитеррасами. В южной части страны — преимущественно цилиндрические глиняные хижины с коническими соломенными крышами. У земледельцев сон гаев, живущих в районе от Томбукту до Ансонго, распространены хижинычерепахи, т. е. жилища из соломенных циновок, натянутых на деревянные дуги; в период разлива Нигера такие дрма легко перемещать. Временные жилища кочевников — палатки шатрового типа из шкур или циновок.

В городах проживает менее 10% населения, причем примерно 40% городского населения сосредоточено в столбце республики Бамако (около 404 тыс. жителей). Это относительно молодой город. Как и во всех африканских городах, застраивавшихся в колониальную эпоху, четко выделяются центральная (бывшая «европейская») часть города и африканские кварталы. В центре размещены административные здания, банки, торговые предприятия, одноэтажные виллы с террасами, утопающие в зелени садов j широкие асфальтированные улицы по обе стороны засажены развесистыми манговыми деревьями. В пригороде Кулуба, расположенном в 3 км от Бамако, находится большинство правительственных учреждений. Африканские кварталы не случайно называют деревнями, — кинде. Вдоль немощеных улиц вытянуты ряды глинобитных домов с плоскими террасообразными крышами и окнами, обращенными во внутренний двор.

Бамако — главный политический, культурный и торговый центр страны, важнейший транспортный узел. Его еще трудно назвать промышленным центром, хотя в нем и сосредоточено большинство предприятий страны.

На западе важнейший центр — Каес (более 30 тыс. жителей). Город раскинулся по обоим берегам р. Сенегал в узкой долине, окаймленной скалистыми б^регамй; он пользуется репутацией одного из самых жарких городов на земле. Каес был первым административным центром колонии Французский Судан. Уступив впоследствии пальму первенства Бамако, он остался важным торговотранспортным центром; здесь находится крупный рынок скота.

Расположенный на правом берегу Нигера город Сегу в прошлом был столицей средневековой империи бамбара, а в XIX в. — империи ЭльХадж Омара и его сына Ахмаду. В XX в. рост города связан с созданием «Офис дю Нижер». Сегу — крупный административный и торговый центр страны (свыше 30 тыс. жителей). Здесь развиты ремесла, построены текстильный комбинат, кирпичный завод и др. Город хорошо распланирован и озеленен.

На юге страны в живописном возвы^ шенном месте среди лесистой саванны расположен административно-торговый город Сикасо (свыше 20 тыс. жителей).

Основной экономический и торговый центр северовостока Мали — Мопти (свыше 30 тыс. жителей). Город раскинулся на правом берегу р. Бани при впадении ее в Нигер на трех островах, соединенных искусственными дамбами. Его называют малийской Венецией. Наиболее живописна торговая часть города с центральной рыночной площадью, особенно рыбный рынок.

Гао — административный центр одноименного района — расположен на левом берегу Нигера в восточной части страны. Основан он в конце VII в.; в средние века был столицей империи Сонгай (Гао). В настоящее время город насчитывает немногим более 10 тыс. жителей.

Дженне (около 10 тыс. жителей) — исторический город, основанный около 800 г. на территории, окруженной речными рукавами Бани. Население занято в основном ремеслами (гончарное дело, вышивка различных изделий и т. д.) и торговлей (копченая рыба, зерно).

«Королевой пустыни», «жемчужиной Сахары» называют «таинственный» Томбукту — широко известный исторический город, основанный в XI в. В средние века Томбукту играл роль крупного культурного, религиозного и торгового центра и насчитывал 40 тыс. жителей; теперь в нем проживает всего 10 тыс. человек. Основное занятие населения — ремесла (изготовление ножей, сабель, кожевенных и ювелирных изделий).

Многие малийские «города» (с числом жителей свыше 2 тыс. человек) трудно назвать городами в полном смысле этого слова; большинство их жителей не потеряло связи с сельским хозяйством, и внешне такие города отличаются от сельских населенных пунктов лишь своими размерами.

В этой аграрной стране с крайне малочисленным городским населением подавляющая часть экономически активного населения работает в собственных хозяйствах (крестьяне, ремесленники, торговцы). Только 2,5% (в 1968 г.) работает по найму, из них почти половина — на государственной службе.

Подавляющее большинство населения Мали составляет трудящееся крестьянство. Рабочий класс крайне малочислен: промышленные, транспортные, сельскохозяйственные рабочие и строители составляют лишь 1% экономически активного населения. По своему положению к пролетариату близка многочисленная категория ремесленников. Характерна крайняя слабость буржуазии как по численности, так и по занимаемым экономическим позициям. Важную роль в политической жизни страны играют прослойка чиновничества и офицерство.

Исследования археологов и труды историков свидетельствуют о том, что народы, с давних времен населявшие Западную Африку, и в частности территорию современного Мали, обладали довольно высокой материальной и духовной культурой.

На территории Мали в средние века существовали крупные культурные центры Томбукту и Дженне. Уже в XIV в. в Томбукту плодотворно развивалась литература на арабском языке. До сих пор сохранились такие архитектурные памятники, как мечети Джингербер, Санкоре и СидиЯхья (XIV—XV вв.) в Томбукту и мечеть XII в. в Дженне (разрушенная в 1830м и восстановленная в 1905 г.). Однако впоследствии исторические условия сложились для этих народов так, что их социально-экономическое развитие стало замедляться; они даже оказались отброшенными на несколько веков назад.

До приобретения независимости население страны было почти поголовно неграмотно. К концу 50х годов одна школа приходилась на 14 тыс. человек, в сельской местности расстояние между школами достигало 70—80 км. Большие усилия правительства по развитию образования в стране после получения независимости позволили повысить уровень охвата детей школьным обучением с 9 до 28%. С 1968 г. стала вводиться письменность на национальных языках. Преподавание в средних учебных заведениях ведется на французском языке. После 1960 г. в стране создан ряд высших учебных заведений: Высшая педагогическая школа, Сельский институт, Национальная административная школа, построенная Советским Союзом, готовящая экономистов, финансистов, юристов, администраторов, Национальная инженерная школа и т. д. Существовавшая с 1932 г. школа кустарно-художественного производства — так называемый Дом ремесел в Бамако — ныне преобразована в Национальный институт искусств королевской власти), разнообразные ритуальные маски. Особую художественную ценность представляют маски догонов. Они изображают стилизованные лица людей, мифических птиц и животных. Интересны и скульптурные работы бытового назначения: резные барельефы, украшающие двери; резьба на рукоятках ножей, мотыг, ступок и т. п.

В основе изобразительного искусства, танцев, музыки заложены народные традиции, всевозможные ритуалы, религиозные обряды. Искусство африканцев несет важные социальные функции. Танцы сопровождают все коллективные церемонии и ритуалы, как праздничные, так и похоронные. Удивительное зрелище — танцы масок догонов. Многие танцы представляют своеобразные этнохореографические спектакли, отображающие жизнь народа, сельскохозяйственные работы, охоту и т. д.

Большое место в духовной жизни народа занимает фольклор. Замечательные легенды, сказки, песни, рассказы под звуки тамтама заключают в себе богатый жизненный опыт и народную мудрость. Существует своего рода каста профессионалов-сказителей — гриотов. Они являются как бы хранителями истории народов и пользуются особым уважением. Художественная литература на французском языке, возникшая еще в эпоху колониализма, пока доступна лишь небольшому кругу интеллигенции.