Книги, статьи, материалы /ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА /Население и культура Мали

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ВНИМАНИЕ!!! Рядом с Эрта Але недавно родился новый вулкан, и мы его тоже обязательно увидим! Гарантируем незабываемые впечатления вплоть до полного срыва головы)))

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (08.02 - 20.02.2018)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (23.02 - 09.03.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (16.05 - 29.05.2018)
Таинственная страна Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (19.06.-25.06.2018)
Сафари и рафтинг

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА (05.07 -20.07.2018)
Активное путешествие по островам

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2018)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2018)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2018)
Дикий животный мир Восточной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2018)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2018)
Акулы юга Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ (23.10 - 31.10.2018)
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2018)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 18.11 2018)
Восхождение на Рорайму


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА Население и культура Мали

Население и культура Мали

По антропологическим признакам около 90% населения Мали относится к негроидному типу. Только на севере и северо-востоке страны проживают народы, принадлежащие к средиземноморскому типу большой европеоидной расы— арабы, туареги. Характерна большая пестрота этнического состава. По лингвистическому признаку народы Мали относятся к нескольким подгруппам нигеро-кордофанской языковой семьи; манде (куда входят бамбара, малинке, диула, сонинке, сану), западно-атлантической (фульбе, волоф), вольтской (сенуфо, догоны, бобо, моей) и к афразийской языковой семье (арабы, туареги). Самый многочисленный (свыше 1 млн. человек) — народ бамбара, компактно расселенный в западной и центральной частях страны. Язык бамбара — один из наиболее распространенных в Мали. Малинке (свыше 500 тыс. человек) обитают преимущественно на западе и югозападе страны. Малинке, как и бамбара, — оседлые земледельцы, занимающиеся также разведением скота. На крайнем юговостоке живут сенуфо (около 600 тыс. человек). Внешне они мало чем отличаются от народов манде. Большое трудолюбие проявил народ сенуфо в развитии высокой земледельческой культуры в этом краю.

К востоку от расселения сенуфо, на скалистых уступах Бандиагары, обитают догоны, Поселившись в этих малоблагоприятных для земледелия местах, догоны сумели на небольших участках наладить земледелие, обеспечивающее им средства существования. В восточной части страны, в узкой полосе по обе стороны Нигера, на стыке кочевого скотоводства и оседлого земледелия обитают земледель цысонгаи.

Туареги — кочевдй и полукочевой народ, расселенный преимущественно в восточной части излучины Нигера и к востоку от нее. Арабы — скотоводы и торговцы — обитают в сахельской зоне до оз. Фагибин и в Сахаре. Арабы оказали заметное влияние на жизнь населения Мали. Их. религия стала религией большинства малийского населения, а вместе с ней большое распространение получили арабский язык и арабская культура. Фульбе — наиболее многочисленная группа скотоводческого населения. Во внешнем облике фульбе сочетаются признаки как европеоидной (правильные черты лица), так и негроидной (светлокоричневый цвет кожи) рас. Они обитают на обширной территории — от Атлантического океана до оз. Чад и от сахеля до влажных тропических лесов. Зону расселения их в Мали четко определить трудно, но район наиболее компактного обитания фульбе — среднее течение Нигера.

Примерно Уз населения Мали, в основном жители южной части (сенуфо, догоны, бобо, значительная часть бамбара), сохранила местные традиционные верования. Они одухотворяют своих предков, а также некоторых животных, растения, камни, наделяют их сверхъестественной силой и поклоняются им. 70% населения исповедует ислам. Характерно, что многие народы Мали, строго соблюдая внешние мусульманские обычай и обряды, в то же время сохраняют старые языческие верования.

В Мали наблюдаются довольно высокие темпы прироста населения: за последние полтора десятилетия — 2,2% в год (с 3,7 млн. человек в 1956 г. до 5,38 млн. человек в 1973 г. и 6,3 млн. в 1976 г.). Около половины малийцев моложе 15 лет, и только 4—5% старше 60 лет.

По средней плотности населения — 3—4 человека на 1 кв. км — Мали занимает одно из последних мест в Африке. Важнейшим фактором, определяющим размещение населения, служит гидрографическая сеть: где вода, там и жизнь. Население сосредоточено преимущественно в долинах Нигера (около 70%) и близ прочих водотоков. На сахельском участке Нигера, например, плотность населения в прибрежной полосе, шириной 5 — 6 км по обоим берегам, 30—50 человек на 1 кв. км, в то время как во всем административном районе Гао средняя плотность — всего 0,7 человека. Наиболее равномерно заселены центральная и южная части страны (5—15 человек на 1 кв. км). Для полупустынных и пустынных районов кочевого скотоводства на северовостоке страны характерна лишь посезонная плотность населения: в дождливый и сухой прохладный сезон на 1 кв. км приходится 3—5 человек, а в жаркий сухой сезон местность становится безлюдной.

Более 90% населения проживает в сельской местности. По роду занятий и образу жизни можно выделить оседлое, преимущественно земледельческое, население и скотоводов кочевников и полукочевников. Кочевники со своими стадами перемещаются в течение года на большие расстояния и не создают постоянных поселений. Основной тип поселений у оседлых земледельцев — довольно крупные деревни, в которых просеивает 200—300 человек. Деревни обычно расположены в форме круга или прлукруга и состоят из нескольких кварталов, разделенных узкими и кривыми улочками. Во внутренней дельте Нигера деревни, насчитывающие 1 тыс. человек и более, не производят впечатления крупных селений, так как кварталы и даже семейные владения разбросаны по отдельным островам и берегам рукавов и озер. А в сахельской долине Нигера такие крупные деревни иногда растянуты вдоль берега на 10—20 км.

Наиболее распространенные типы жилищ на юге сахельской и севере суданской областей — прямоугольные глинобитные дома с плоской кровлей или крышамитеррасами. В южной части страны — преимущественно цилиндрические глиняные хижины с коническими соломенными крышами. У земледельцев сон гаев, живущих в районе от Томбукту до Ансонго, распространены хижинычерепахи, т. е. жилища из соломенных циновок, натянутых на деревянные дуги; в период разлива Нигера такие дрма легко перемещать. Временные жилища кочевников — палатки шатрового типа из шкур или циновок.

В городах проживает менее 10% населения, причем примерно 40% городского населения сосредоточено в столбце республики Бамако (около 404 тыс. жителей). Это относительно молодой город. Как и во всех африканских городах, застраивавшихся в колониальную эпоху, четко выделяются центральная (бывшая «европейская») часть города и африканские кварталы. В центре размещены административные здания, банки, торговые предприятия, одноэтажные виллы с террасами, утопающие в зелени садов j широкие асфальтированные улицы по обе стороны засажены развесистыми манговыми деревьями. В пригороде Кулуба, расположенном в 3 км от Бамако, находится большинство правительственных учреждений. Африканские кварталы не случайно называют деревнями, — кинде. Вдоль немощеных улиц вытянуты ряды глинобитных домов с плоскими террасообразными крышами и окнами, обращенными во внутренний двор.

Бамако — главный политический, культурный и торговый центр страны, важнейший транспортный узел. Его еще трудно назвать промышленным центром, хотя в нем и сосредоточено большинство предприятий страны.

На западе важнейший центр — Каес (более 30 тыс. жителей). Город раскинулся по обоим берегам р. Сенегал в узкой долине, окаймленной скалистыми б^регамй; он пользуется репутацией одного из самых жарких городов на земле. Каес был первым административным центром колонии Французский Судан. Уступив впоследствии пальму первенства Бамако, он остался важным торговотранспортным центром; здесь находится крупный рынок скота.

Расположенный на правом берегу Нигера город Сегу в прошлом был столицей средневековой империи бамбара, а в XIX в. — империи ЭльХадж Омара и его сына Ахмаду. В XX в. рост города связан с созданием «Офис дю Нижер». Сегу — крупный административный и торговый центр страны (свыше 30 тыс. жителей). Здесь развиты ремесла, построены текстильный комбинат, кирпичный завод и др. Город хорошо распланирован и озеленен.

На юге страны в живописном возвы^ шенном месте среди лесистой саванны расположен административно-торговый город Сикасо (свыше 20 тыс. жителей).

Основной экономический и торговый центр северовостока Мали — Мопти (свыше 30 тыс. жителей). Город раскинулся на правом берегу р. Бани при впадении ее в Нигер на трех островах, соединенных искусственными дамбами. Его называют малийской Венецией. Наиболее живописна торговая часть города с центральной рыночной площадью, особенно рыбный рынок.

Гао — административный центр одноименного района — расположен на левом берегу Нигера в восточной части страны. Основан он в конце VII в.; в средние века был столицей империи Сонгай (Гао). В настоящее время город насчитывает немногим более 10 тыс. жителей.

Дженне (около 10 тыс. жителей) — исторический город, основанный около 800 г. на территории, окруженной речными рукавами Бани. Население занято в основном ремеслами (гончарное дело, вышивка различных изделий и т. д.) и торговлей (копченая рыба, зерно).

«Королевой пустыни», «жемчужиной Сахары» называют «таинственный» Томбукту — широко известный исторический город, основанный в XI в. В средние века Томбукту играл роль крупного культурного, религиозного и торгового центра и насчитывал 40 тыс. жителей; теперь в нем проживает всего 10 тыс. человек. Основное занятие населения — ремесла (изготовление ножей, сабель, кожевенных и ювелирных изделий).

Многие малийские «города» (с числом жителей свыше 2 тыс. человек) трудно назвать городами в полном смысле этого слова; большинство их жителей не потеряло связи с сельским хозяйством, и внешне такие города отличаются от сельских населенных пунктов лишь своими размерами.

В этой аграрной стране с крайне малочисленным городским населением подавляющая часть экономически активного населения работает в собственных хозяйствах (крестьяне, ремесленники, торговцы). Только 2,5% (в 1968 г.) работает по найму, из них почти половина — на государственной службе.

Подавляющее большинство населения Мали составляет трудящееся крестьянство. Рабочий класс крайне малочислен: промышленные, транспортные, сельскохозяйственные рабочие и строители составляют лишь 1% экономически активного населения. По своему положению к пролетариату близка многочисленная категория ремесленников. Характерна крайняя слабость буржуазии как по численности, так и по занимаемым экономическим позициям. Важную роль в политической жизни страны играют прослойка чиновничества и офицерство.

Исследования археологов и труды историков свидетельствуют о том, что народы, с давних времен населявшие Западную Африку, и в частности территорию современного Мали, обладали довольно высокой материальной и духовной культурой.

На территории Мали в средние века существовали крупные культурные центры Томбукту и Дженне. Уже в XIV в. в Томбукту плодотворно развивалась литература на арабском языке. До сих пор сохранились такие архитектурные памятники, как мечети Джингербер, Санкоре и СидиЯхья (XIV—XV вв.) в Томбукту и мечеть XII в. в Дженне (разрушенная в 1830м и восстановленная в 1905 г.). Однако впоследствии исторические условия сложились для этих народов так, что их социально-экономическое развитие стало замедляться; они даже оказались отброшенными на несколько веков назад.

До приобретения независимости население страны было почти поголовно неграмотно. К концу 50х годов одна школа приходилась на 14 тыс. человек, в сельской местности расстояние между школами достигало 70—80 км. Большие усилия правительства по развитию образования в стране после получения независимости позволили повысить уровень охвата детей школьным обучением с 9 до 28%. С 1968 г. стала вводиться письменность на национальных языках. Преподавание в средних учебных заведениях ведется на французском языке. После 1960 г. в стране создан ряд высших учебных заведений: Высшая педагогическая школа, Сельский институт, Национальная административная школа, построенная Советским Союзом, готовящая экономистов, финансистов, юристов, администраторов, Национальная инженерная школа и т. д. Существовавшая с 1932 г. школа кустарно-художественного производства — так называемый Дом ремесел в Бамако — ныне преобразована в Национальный институт искусств королевской власти), разнообразные ритуальные маски. Особую художественную ценность представляют маски догонов. Они изображают стилизованные лица людей, мифических птиц и животных. Интересны и скульптурные работы бытового назначения: резные барельефы, украшающие двери; резьба на рукоятках ножей, мотыг, ступок и т. п.

В основе изобразительного искусства, танцев, музыки заложены народные традиции, всевозможные ритуалы, религиозные обряды. Искусство африканцев несет важные социальные функции. Танцы сопровождают все коллективные церемонии и ритуалы, как праздничные, так и похоронные. Удивительное зрелище — танцы масок догонов. Многие танцы представляют своеобразные этнохореографические спектакли, отображающие жизнь народа, сельскохозяйственные работы, охоту и т. д.

Большое место в духовной жизни народа занимает фольклор. Замечательные легенды, сказки, песни, рассказы под звуки тамтама заключают в себе богатый жизненный опыт и народную мудрость. Существует своего рода каста профессионалов-сказителей — гриотов. Они являются как бы хранителями истории народов и пользуются особым уважением. Художественная литература на французском языке, возникшая еще в эпоху колониализма, пока доступна лишь небольшому кругу интеллигенции.