Книги, статьи, материалы /ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА /Население и культура Берега слоновой кости

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Записки каннибала



СРОЧНО!!! ЖЕЛАЮЩИЕ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПУТЕШЕСТВИЯХ, А ТАК-ЖЕ ТЕ, КТО ОТПРАВЛЯЛ ПРЕДОПЛАТУ, СВЯЖИТЕСЬ ПО УКАЗАННЫМ КОНТАКТАМ!!!

ВАЖНО!!! НЕ БЕРИТЕ ДОЛЛАРЫ ВЫПУЩЕННЫЕ ДО 2009 ГОДА, ТАК КАК БУДУТ ПРОБЛЕМЫ С ИХ ОБМЕНОМ!!!

Так-же прошу обратить внимание на то, что сайт и вся информация обновляется. В том числе цены на туры будут немного изменены по мере поступления информации в связи с ситуацией с вирусом. Проверяйте актуальность статей и появления новой информации. В общем почаще заглядывайте что-бы не упустить ничего.

САЙТ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ МОЕГО БЛИЗКОГО ДРУГА, И ПРОСТО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА РОМАНА КАШИГИНА, КОТОРЫЙ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ КАМПАЛЫ 2 НОЯБРЯ 2020 г. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!

БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ! (с 28.12.2020 - 09.01.2021)
Вся Уганда за 12 дней. Поторопитесь, времени остается совсем мало.

СЕВЕРНЫЙ СУДАН (03.01. - 11.01.21)
Путешествие по древней Нубии.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01-31.01.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (17.01 - 27.01.2021)
Таинственная земля Догонов.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2021)
Африка в миниатюре.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 01.04 - 13.04.2021)
В краю вулканов и горных горилл.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские (28.04.-15.05.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (29.07.-05.08.2021)
Великая миграция.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (15.08 - 30.08.2021)
Большое путешествие по большому острову.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (13.09.-25.09.2021)
Большое путешествие по странам ЮЖНОЙ АФРИКИ.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулканы.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ и ДР КОНГО за 12 дней (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулкан Ньирагонго.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ И ДЖИБУТИ (02.01 - 15.01.2022)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо + плавание с китовыми акулами
ТУР ПЕРЕНОСИТСЯ НА ГОД В СВЯЗИ С НАЧАВШИМИСЯ БОЕВЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ В СТРАНЕ.


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии.

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР).

Africa Tur Справочные материалы ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА Население и культура Берега слоновой кости

Население и культура Берега слоновой кости

На территории Берега.Слоновой Кости живут многочисленные народы, говорящие на разных языках (некоторые исследователи насчитывают до 55 языковых общностей) и образующие сложную мозаику на карте их расселения. По признаку родства языков и культуры можно выделить три основные подгруппы: гвинейскую (кру, бауле, аньи, лагунные племена), включающую около половины всего населения; вольтскую (сенуфо, лоби, бобо, куланго, моей); манде (малинке, бамбара, диула, дан, квени). Народы гвинейской подгруппы занимают южную часть страны; на востоке живут аньи, бауле и лагунные племена; на западе — племена кру, образующие три этно-лингвистические общности— бете, бакве и гере. Народы вольтской подгруппы живут на севере и северо-востоке, манде на северо-западе.

Значительное влияние на современный этнический состав Берега Слоновой Кости оказали переселения некоторых народов Западной Африки, по времени близкие к началу европейской колонизации. Территория страны оказалась на стыке этих переселений.

К народам, осевшим здесь уже много столетий назад, можно отнести только часть населения саванны на севере. Это сенуфо, лоби и куланго. Миграционные волны с севера и востока теснили коренное население, но основная часть мигрантов здесь не задерживалась, и местные жители не подвергались ассимиляции.

Манде, живущие к западу от упомянутых народов, поселились здесь значительно позднее. Северные манде— потомки завоевателей, которые когда-то оттеснили коренных жителей; в отличие от них южные манде смешались с коренным населением лесных районов и восприняли многие элементы их культуры и быта.

Народы, населяющие лесную зону и лесосаванну (южная и центральная часть страны), относимые к гвинейской языковой подгруппе, имеют разную историю и разные культурные традиции, обусловленные прошлой разобщенностью и относительно недавними массовыми миграциями. Наиболее крупные племена — бауле и родственные им аньи закончили переселение лишь к середине XVIII в. (бауле пришли несколько раныпе? чем аньи).

Те, кто искал в лесу убежища от северных завоевателей, обосновались к западу от р. Бандама (южные манде, племена кру), а отступавшие с востока — к востоку от нее. Бандама, таким образом, разделила миграционные потоки и стала важной этнической границей. Народы, живущие к востоку от р. Бандама, ведут свое происхождение от суданских народов, которые на протяжении веков продвигались к лесной зоне и далее к Атлантическому океану. Смешавшись с коренным населением, они образовали совершенно особую этническую провинцию.

В условиях этнокультурной разобщенности ни один из местных языков не мог претендовать на главенствующую роль. Поэтому молодая республика унаследовала в качестве официального язык бывшей колониальной администрации — французский. На французском языке ведется обучение в школах, издаются газеты, действует радиовещание и телевидение.

Преобладающая часть африканского населения — анимисты. Христианство, несмотря на усилия многочисленных католических миссий, не получило широкого распространения. Ислам исповедуют северные манде и некоторые представители других групп, испытавшие их влияние (около 20% населения). Влияние христианства и ислама особенно чувствуется в городах, в деревнях же господствующей формой религии остаются анимистские верования, связанные с культом духов земли и предков. Эти верования тесно переплетаются с традиционным укладом сельской жизни, закрепляют сложившиеся формы использования природной среды.

По данным демографических обследований (переписи в стране до 1975 г. не проводились), естественный прирост населения составляет 2,3—2,4% в год. При сохранении этих темпов число жителей Берега Слоновой Кости может удвоиться за счет одного только естественного прироста менее чем за 30 лет и к 2000 г. превысить 10 млн. человек. Фактически же население растет еще быстрее (на 3,5—3,8% вгод) вследствие иммиграции из соседних стран, которая особенно возросла за последние 20 лет в связи с быстрым развитием экспортных отраслей хозяйства и внешней торговли.

Как и в других странах Африки, высокий естественный прирост обусловлен традициями большой семьи и снижением смертности за последние десятилетия. Тем не менее смертность все еще высока. В 1965—1970 гг. она составляла 23 на 1000 человек, т. е. была все еще в 2 раза выше смертности в индустриальных странах Запада. До сих пор распространены такие тяжелые болезни, как малярия, туберкулез, сонная болезнь, желтая лихорадка. С успехами санитарно гигиенической службы можно ожидать постепенного увеличения средней продолжительности жизни африканцев и соответственно дальнейшего повышения естественного прироста населения.

В составе коренного населения высока доля детей и соответственно низка доля лиц трудовых возрастов. Однако в этом отношении Берег Слоновой Кости имеет некоторое преимущество перед многими странами Африки: нехватка рабочих рук отчасти возмещается притоком иммигрантов, прибывающих сюда на постоянное или временное жительство. Для участия в сборе урожая кофе и какао из одной только Верхней Вольты ежегодно приезжают десятки тысяч сезонных рабочих-отходников. В 1975 г. в стране насчитывалось до 1,75 млн. африканцев— уроженцев других стран (главным образом Верхней Вольты, Мали и Гвинеи). Очевидно, что значительный подъем, которым отмечено экономическое развитие страны в последние годы, — результат использования не только собственного трудового потенциала, но и немалой части трудовых ресурсов соседних африканских стран.

Берег Слоновой Кости— страна мелких крестьянских хозяйств. Подавляющая часть населения — самостоятельные земледельцы и члены их семей. Среди независимых хозяев необходимо различать тех, кто вовлечен в сферу товарного производства, и тех, кто по-прежнему существует за счет потребительского хозяйства. Первая группа земледельцев, численно растущая, представляет непосредственный резерв африканской буржуазии, и в ее среде последняя находит свою главную опору. Правда, капиталистов плантаторов среди африканских сельских хозяев очень немного. Общинная собственность на землю и существование свободных земель, доступных для каждого члена общины, ограничивают рост подлинно капиталистического предпринимательства в сельском хозяйстве.

Типичный африканский сельский хозяин, приобщившийся к рыночной экономике, опирается в основном на семейную рабочую силу; наряду с культурами экспортного значения (кофе или какао) он продолжает возделывать продовольственные культуры для собственных нужд, а наемных рабочих привлекает лишь в период страды. При этом наемный труд далеко не всегда обеспечивает дополнительные доходы хозяину насаждений: использование этого труда зачастую диктуется не экономическими, а социальными стимулами традиционной общины. Чем больше людей работает под началом того или иного хозяина, тем выше его общественный статус, тем большим влиянием он пользуется в общине. В еще большей степени общественное положение сельского хозяина зависит от того, как он распоряжается своими доходами. Само по себе богатство не дает престижа: наиболее почитается тот, кто больше всех тратится на нужды общины (не только содержит рабочих или помогающих ему сородичей, что уже немаловажно, но и делает крупные взносы на всяческие праздники и культовые церемонии).

Такая мотивированность экономического поведения, конечно, затрудняет капиталистическую рационализацию сельского хозяйства и классовое расслоение по европейскому образцу, но в то же время вызывает своеобразные и очень важные социальные сдвиги в традиционной общине: нарушается вековая система возрастной иерархии, система власти стариков— глав больших семей; молодые члены общины, имеющие только малые семьи, но организующие достаточно большие коллективы наемных рабочих и финансирующие сельские праздники, приобретают престижные позиции и общественныи вес, которыми они не могли обладать раньше, при экономической изоляции деревни.

Рабочий класс страны еще очень малочислен и слабо организован. Преобладают сезонные рабочие, занятые главным образом в сельском хозяйстве, преимущественно иммигранты. Тем не менее уже формируется ядро промышленного пролетариата, состоящее из рабочих растущей обрабатывающей промышленности. Большинство их сосредоточено в Абиджане.

Особое место в социальной структуре населения занимает быстрорастущая категория государственных служащих. Это привилегированная группа, сформировавшаяся еще в колониальное время и оказывающая через аппарат правящей Демократической партии и государства большое влияние на общественно-политическую и хозяйственную жизнь страны.

Средняя плотность населения страны — 20 жителей на 1 кв. км, т. е. в 3—4 раза меньше, чем, например, в Нигерии, что объясняется не природными условиями (во многом сходными), а главным образом историческими причинами.

Размещение населения за пределами столицы большей частью относительно равномерно. Наиболее плотно населенные районы как на севере, так и на юге тяготеют к речной системе Нзи — Бандама. Слабее всего заселены районы юго-запада, северо-востока и северо-запада, где плотность падает до 3—5 человек на 1 кв. км. Названные территории либо малодоступны, либо являются зонами контакта народов, имеющих разное происхождение или враждовавших в прошлом.

Внутренние миграции до сравнительно недавнего времени были невелики. Но быстрое развитие Абиджана после 1950 г., улучшение его связи с глубинными районами увеличили притягательную силу столицы для сельских жителей. Нарастающие миграционные потоки порождают острые социальные и градостроительные проблемы города, а в последние годы и опасность обезлюдения деревни. Остро ощущаемый недостаток рабочих рук во многих деревнях лесной зоны отчасти возмещается внешними миграциями.

Городское население страны в последние годы растет бурными темпами. Его доля за пять лет (1965—1970 гг.) увеличилась с 23 до 35%. В итоге Берег Слоновой Кости стал одной из самых урбанизо ванных стран Тропической Африки. Этот процесс вовсе не свидетельствует о столь же бурной индустриализации, а отражает социальные болезни города и деревни. Рост торговли и промышленности — только один из факторов урбанизации, который сам по себе не мог бы обеспечить столь высокие ее темпы. Другой фактор — рост бюрократического аппарата, усиление роли городов как механизма политического контроля центральной администрации над провинцией.

Контакты с западной культурой и капиталистической цивилизацией, ставшие особенно тесными с развитием внешней торговли и современных средств связи, не разрушили традиционной культуры народов Берега Слоновой Кости, хотя и внесли немалые изменения в их жизненные уклады. Народы страны имеют разные культурные традиции, разные трудовые навыки в зависимости от их происхождения и условий жизни.

Аньи и бауле, некогда переселившиеся с востока и происходящие от акан, во многом сходны по культуре и образу жизни. Как те, так и другие имеют вековые традиции возделывания ямса и многолетних культур. Не случайно именно эти народы первыми стали успешно возделывать деревья какао и кофе.

Ямс занимает особое место в традиционном укладе групп, происходящих от акан. У бауле он до сих пор остается главной сельскохозяйственной культурой. Аньи, поселившиеся в отличие от бауле в лесах, не имеют такой же возможности возделывать его, но всюду у них сохраняется культ ямса, который выражается, в частности, в своеобразных обрядах. Ежегодно проводится праздник ямса — один из важнейших праздников этого народа.

Народы, живущие к западу от Бандамы, принадлежат к так называемой цивилизации риса. Рисоводство— характерное традиционное занятие народов, относящихся к гвинейско-либерийскому этническому массиву. Граница между территориями, где распространены культуры ямса и риса (по р. Бандама), делит не только Берег Слоновой Кости, но и всю Западную Африку на две зоны земледелия, отражающие различные этно-исторические влияния. Рисосеянием занимаются главным образом народы группы манде, особенно дан (якуба), которым эта культура обязана своим проникновением в страну. Верные своей традиции, дан остаются рисоводами, хотя живут в области сомкнутого леса.

Гагу, живущие к востоку от дан, отличаются чрезвычайно архаичными формами общественного уклада. У них сохранились древние обряды, представляющие большой интерес для этнографов. Антропологи находят в облике низкорослых гагу определенные пигмейские черты (это один из немногих доводов в пользу гипотезы о том, что самыми древними обитателями Берега Слоновой Кости были пигмеи).

Сенуфо и лобибобо на севере страны— типичные жители саванны, издавна занимающие свою нынешнюю территорию. Те и другие живут иерархически организованными племенными обществами, которые мало изменились за прошедшие столетия. Традиции коллективного труда в рамках сельской общины имеют у них особенно прочные корни. Сенуфо выделяются весьма высокой культурой земледелия. Среди них встречаются также искусные ремесленники, в частности мастера по изготовлению ритуальных масок, находящих сбыт у иностранных туристов. У лоби система земледелия более примитивна, чем у сенуфо, и ведет к быстрому истощению почвы, что вынуждает этот народ постоянно, хотя и медленно, мигрировать. Зато лоби в отличие от сенуфо — прекрасные охотники. Изображение охотника с луком из племени лоби часто можно видеть на иллюстрациях, показывающих пластическую красоту жителей африканской саванны.

Традиционная культура народов Берега Слоновой Кости — бесписьменная, питаемая богатым фольклором, тесно связанная с анимистскими верованиями, которые своеобразно истолковывают и обобщают опыт многих поколений.

Национальная литература зародилась лишь недавно. Она создается на французском языке и связана с именами поэта и романиста Бернара-Дадье, писателя Аке Лобы, поэтов Ж. М. Боньини, Ш. Нока на и др. Эта литература, использующая традиции фольклора, проникнута духом национального самоутверждения.

Система народного образования сделала большой шаг вперед за годы независимости. В стране введено всеобщее обязательное начальное обучение. Однако школу все еще посещает менее половины детей школьного возраста. Более 80% населения остается неграмотным. Для ликвидации неграмотности созданы вечерние школы для взрослых. В особых радио и телевизионных программах передаются элементарные учебные курсы. Остается нерешенной чрезвычайно острая для всех африканских стран проблема африканизации образования. Получая образование, которое ведется на французском языке и по французским учебникам, школьники приобщаются к французской культуре и отрываются от собственной культуры, от родителей и оставшихся вне школы сверстников. В результате даже те, кто оканчивает только начальную школу, зачастую стремятся в город, что затрудняет культурный и экономический прогресс в деревне.

В Абиджане с 1964 г. действует университет, на четырех факультетах которого обучается несколько тысяч студентов. Более 1 тыс. молодых людей получают на средства государства высшее образование за границей, главным образом во Франции.

Медицинское обслуживание осуществляется подчиненными министерству общественного здравоохранения больницами, амбулаториями и другими медицинскими центрами, а также специальными передвижными отрядами.