Книги, статьи, материалы /ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА /Население и культура Берега слоновой кости

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В АФРИКУ и не только :

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА НОВОЙ ГВИНЕЕ (05.07 - 20.07.2017)
Лучшее в Индонезии

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2017)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2017)
Знакомство с огромным островом

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2017)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2017)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2017)
Акулы юга Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2017)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2017)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО БАНГЛАДЕШ И НЕПАЛУ (11.02 - 27.02.2018)
Два азиатских тигра

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (06.03 - 20.06.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (31.05 - 13.06.2018)
Таинственная страна Догонов


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА Население и культура Берега слоновой кости

Население и культура Берега слоновой кости

На территории Берега.Слоновой Кости живут многочисленные народы, говорящие на разных языках (некоторые исследователи насчитывают до 55 языковых общностей) и образующие сложную мозаику на карте их расселения. По признаку родства языков и культуры можно выделить три основные подгруппы: гвинейскую (кру, бауле, аньи, лагунные племена), включающую около половины всего населения; вольтскую (сенуфо, лоби, бобо, куланго, моей); манде (малинке, бамбара, диула, дан, квени). Народы гвинейской подгруппы занимают южную часть страны; на востоке живут аньи, бауле и лагунные племена; на западе — племена кру, образующие три этно-лингвистические общности— бете, бакве и гере. Народы вольтской подгруппы живут на севере и северо-востоке, манде на северо-западе.

Значительное влияние на современный этнический состав Берега Слоновой Кости оказали переселения некоторых народов Западной Африки, по времени близкие к началу европейской колонизации. Территория страны оказалась на стыке этих переселений.

К народам, осевшим здесь уже много столетий назад, можно отнести только часть населения саванны на севере. Это сенуфо, лоби и куланго. Миграционные волны с севера и востока теснили коренное население, но основная часть мигрантов здесь не задерживалась, и местные жители не подвергались ассимиляции.

Манде, живущие к западу от упомянутых народов, поселились здесь значительно позднее. Северные манде— потомки завоевателей, которые когда-то оттеснили коренных жителей; в отличие от них южные манде смешались с коренным населением лесных районов и восприняли многие элементы их культуры и быта.

Народы, населяющие лесную зону и лесосаванну (южная и центральная часть страны), относимые к гвинейской языковой подгруппе, имеют разную историю и разные культурные традиции, обусловленные прошлой разобщенностью и относительно недавними массовыми миграциями. Наиболее крупные племена — бауле и родственные им аньи закончили переселение лишь к середине XVIII в. (бауле пришли несколько раныпе? чем аньи).

Те, кто искал в лесу убежища от северных завоевателей, обосновались к западу от р. Бандама (южные манде, племена кру), а отступавшие с востока — к востоку от нее. Бандама, таким образом, разделила миграционные потоки и стала важной этнической границей. Народы, живущие к востоку от р. Бандама, ведут свое происхождение от суданских народов, которые на протяжении веков продвигались к лесной зоне и далее к Атлантическому океану. Смешавшись с коренным населением, они образовали совершенно особую этническую провинцию.

В условиях этнокультурной разобщенности ни один из местных языков не мог претендовать на главенствующую роль. Поэтому молодая республика унаследовала в качестве официального язык бывшей колониальной администрации — французский. На французском языке ведется обучение в школах, издаются газеты, действует радиовещание и телевидение.

Преобладающая часть африканского населения — анимисты. Христианство, несмотря на усилия многочисленных католических миссий, не получило широкого распространения. Ислам исповедуют северные манде и некоторые представители других групп, испытавшие их влияние (около 20% населения). Влияние христианства и ислама особенно чувствуется в городах, в деревнях же господствующей формой религии остаются анимистские верования, связанные с культом духов земли и предков. Эти верования тесно переплетаются с традиционным укладом сельской жизни, закрепляют сложившиеся формы использования природной среды.

По данным демографических обследований (переписи в стране до 1975 г. не проводились), естественный прирост населения составляет 2,3—2,4% в год. При сохранении этих темпов число жителей Берега Слоновой Кости может удвоиться за счет одного только естественного прироста менее чем за 30 лет и к 2000 г. превысить 10 млн. человек. Фактически же население растет еще быстрее (на 3,5—3,8% вгод) вследствие иммиграции из соседних стран, которая особенно возросла за последние 20 лет в связи с быстрым развитием экспортных отраслей хозяйства и внешней торговли.

Как и в других странах Африки, высокий естественный прирост обусловлен традициями большой семьи и снижением смертности за последние десятилетия. Тем не менее смертность все еще высока. В 1965—1970 гг. она составляла 23 на 1000 человек, т. е. была все еще в 2 раза выше смертности в индустриальных странах Запада. До сих пор распространены такие тяжелые болезни, как малярия, туберкулез, сонная болезнь, желтая лихорадка. С успехами санитарно гигиенической службы можно ожидать постепенного увеличения средней продолжительности жизни африканцев и соответственно дальнейшего повышения естественного прироста населения.

В составе коренного населения высока доля детей и соответственно низка доля лиц трудовых возрастов. Однако в этом отношении Берег Слоновой Кости имеет некоторое преимущество перед многими странами Африки: нехватка рабочих рук отчасти возмещается притоком иммигрантов, прибывающих сюда на постоянное или временное жительство. Для участия в сборе урожая кофе и какао из одной только Верхней Вольты ежегодно приезжают десятки тысяч сезонных рабочих-отходников. В 1975 г. в стране насчитывалось до 1,75 млн. африканцев— уроженцев других стран (главным образом Верхней Вольты, Мали и Гвинеи). Очевидно, что значительный подъем, которым отмечено экономическое развитие страны в последние годы, — результат использования не только собственного трудового потенциала, но и немалой части трудовых ресурсов соседних африканских стран.

Берег Слоновой Кости— страна мелких крестьянских хозяйств. Подавляющая часть населения — самостоятельные земледельцы и члены их семей. Среди независимых хозяев необходимо различать тех, кто вовлечен в сферу товарного производства, и тех, кто по-прежнему существует за счет потребительского хозяйства. Первая группа земледельцев, численно растущая, представляет непосредственный резерв африканской буржуазии, и в ее среде последняя находит свою главную опору. Правда, капиталистов плантаторов среди африканских сельских хозяев очень немного. Общинная собственность на землю и существование свободных земель, доступных для каждого члена общины, ограничивают рост подлинно капиталистического предпринимательства в сельском хозяйстве.

Типичный африканский сельский хозяин, приобщившийся к рыночной экономике, опирается в основном на семейную рабочую силу; наряду с культурами экспортного значения (кофе или какао) он продолжает возделывать продовольственные культуры для собственных нужд, а наемных рабочих привлекает лишь в период страды. При этом наемный труд далеко не всегда обеспечивает дополнительные доходы хозяину насаждений: использование этого труда зачастую диктуется не экономическими, а социальными стимулами традиционной общины. Чем больше людей работает под началом того или иного хозяина, тем выше его общественный статус, тем большим влиянием он пользуется в общине. В еще большей степени общественное положение сельского хозяина зависит от того, как он распоряжается своими доходами. Само по себе богатство не дает престижа: наиболее почитается тот, кто больше всех тратится на нужды общины (не только содержит рабочих или помогающих ему сородичей, что уже немаловажно, но и делает крупные взносы на всяческие праздники и культовые церемонии).

Такая мотивированность экономического поведения, конечно, затрудняет капиталистическую рационализацию сельского хозяйства и классовое расслоение по европейскому образцу, но в то же время вызывает своеобразные и очень важные социальные сдвиги в традиционной общине: нарушается вековая система возрастной иерархии, система власти стариков— глав больших семей; молодые члены общины, имеющие только малые семьи, но организующие достаточно большие коллективы наемных рабочих и финансирующие сельские праздники, приобретают престижные позиции и общественныи вес, которыми они не могли обладать раньше, при экономической изоляции деревни.

Рабочий класс страны еще очень малочислен и слабо организован. Преобладают сезонные рабочие, занятые главным образом в сельском хозяйстве, преимущественно иммигранты. Тем не менее уже формируется ядро промышленного пролетариата, состоящее из рабочих растущей обрабатывающей промышленности. Большинство их сосредоточено в Абиджане.

Особое место в социальной структуре населения занимает быстрорастущая категория государственных служащих. Это привилегированная группа, сформировавшаяся еще в колониальное время и оказывающая через аппарат правящей Демократической партии и государства большое влияние на общественно-политическую и хозяйственную жизнь страны.

Средняя плотность населения страны — 20 жителей на 1 кв. км, т. е. в 3—4 раза меньше, чем, например, в Нигерии, что объясняется не природными условиями (во многом сходными), а главным образом историческими причинами.

Размещение населения за пределами столицы большей частью относительно равномерно. Наиболее плотно населенные районы как на севере, так и на юге тяготеют к речной системе Нзи — Бандама. Слабее всего заселены районы юго-запада, северо-востока и северо-запада, где плотность падает до 3—5 человек на 1 кв. км. Названные территории либо малодоступны, либо являются зонами контакта народов, имеющих разное происхождение или враждовавших в прошлом.

Внутренние миграции до сравнительно недавнего времени были невелики. Но быстрое развитие Абиджана после 1950 г., улучшение его связи с глубинными районами увеличили притягательную силу столицы для сельских жителей. Нарастающие миграционные потоки порождают острые социальные и градостроительные проблемы города, а в последние годы и опасность обезлюдения деревни. Остро ощущаемый недостаток рабочих рук во многих деревнях лесной зоны отчасти возмещается внешними миграциями.

Городское население страны в последние годы растет бурными темпами. Его доля за пять лет (1965—1970 гг.) увеличилась с 23 до 35%. В итоге Берег Слоновой Кости стал одной из самых урбанизо ванных стран Тропической Африки. Этот процесс вовсе не свидетельствует о столь же бурной индустриализации, а отражает социальные болезни города и деревни. Рост торговли и промышленности — только один из факторов урбанизации, который сам по себе не мог бы обеспечить столь высокие ее темпы. Другой фактор — рост бюрократического аппарата, усиление роли городов как механизма политического контроля центральной администрации над провинцией.

Контакты с западной культурой и капиталистической цивилизацией, ставшие особенно тесными с развитием внешней торговли и современных средств связи, не разрушили традиционной культуры народов Берега Слоновой Кости, хотя и внесли немалые изменения в их жизненные уклады. Народы страны имеют разные культурные традиции, разные трудовые навыки в зависимости от их происхождения и условий жизни.

Аньи и бауле, некогда переселившиеся с востока и происходящие от акан, во многом сходны по культуре и образу жизни. Как те, так и другие имеют вековые традиции возделывания ямса и многолетних культур. Не случайно именно эти народы первыми стали успешно возделывать деревья какао и кофе.

Ямс занимает особое место в традиционном укладе групп, происходящих от акан. У бауле он до сих пор остается главной сельскохозяйственной культурой. Аньи, поселившиеся в отличие от бауле в лесах, не имеют такой же возможности возделывать его, но всюду у них сохраняется культ ямса, который выражается, в частности, в своеобразных обрядах. Ежегодно проводится праздник ямса — один из важнейших праздников этого народа.

Народы, живущие к западу от Бандамы, принадлежат к так называемой цивилизации риса. Рисоводство— характерное традиционное занятие народов, относящихся к гвинейско-либерийскому этническому массиву. Граница между территориями, где распространены культуры ямса и риса (по р. Бандама), делит не только Берег Слоновой Кости, но и всю Западную Африку на две зоны земледелия, отражающие различные этно-исторические влияния. Рисосеянием занимаются главным образом народы группы манде, особенно дан (якуба), которым эта культура обязана своим проникновением в страну. Верные своей традиции, дан остаются рисоводами, хотя живут в области сомкнутого леса.

Гагу, живущие к востоку от дан, отличаются чрезвычайно архаичными формами общественного уклада. У них сохранились древние обряды, представляющие большой интерес для этнографов. Антропологи находят в облике низкорослых гагу определенные пигмейские черты (это один из немногих доводов в пользу гипотезы о том, что самыми древними обитателями Берега Слоновой Кости были пигмеи).

Сенуфо и лобибобо на севере страны— типичные жители саванны, издавна занимающие свою нынешнюю территорию. Те и другие живут иерархически организованными племенными обществами, которые мало изменились за прошедшие столетия. Традиции коллективного труда в рамках сельской общины имеют у них особенно прочные корни. Сенуфо выделяются весьма высокой культурой земледелия. Среди них встречаются также искусные ремесленники, в частности мастера по изготовлению ритуальных масок, находящих сбыт у иностранных туристов. У лоби система земледелия более примитивна, чем у сенуфо, и ведет к быстрому истощению почвы, что вынуждает этот народ постоянно, хотя и медленно, мигрировать. Зато лоби в отличие от сенуфо — прекрасные охотники. Изображение охотника с луком из племени лоби часто можно видеть на иллюстрациях, показывающих пластическую красоту жителей африканской саванны.

Традиционная культура народов Берега Слоновой Кости — бесписьменная, питаемая богатым фольклором, тесно связанная с анимистскими верованиями, которые своеобразно истолковывают и обобщают опыт многих поколений.

Национальная литература зародилась лишь недавно. Она создается на французском языке и связана с именами поэта и романиста Бернара-Дадье, писателя Аке Лобы, поэтов Ж. М. Боньини, Ш. Нока на и др. Эта литература, использующая традиции фольклора, проникнута духом национального самоутверждения.

Система народного образования сделала большой шаг вперед за годы независимости. В стране введено всеобщее обязательное начальное обучение. Однако школу все еще посещает менее половины детей школьного возраста. Более 80% населения остается неграмотным. Для ликвидации неграмотности созданы вечерние школы для взрослых. В особых радио и телевизионных программах передаются элементарные учебные курсы. Остается нерешенной чрезвычайно острая для всех африканских стран проблема африканизации образования. Получая образование, которое ведется на французском языке и по французским учебникам, школьники приобщаются к французской культуре и отрываются от собственной культуры, от родителей и оставшихся вне школы сверстников. В результате даже те, кто оканчивает только начальную школу, зачастую стремятся в город, что затрудняет культурный и экономический прогресс в деревне.

В Абиджане с 1964 г. действует университет, на четырех факультетах которого обучается несколько тысяч студентов. Более 1 тыс. молодых людей получают на средства государства высшее образование за границей, главным образом во Франции.

Медицинское обслуживание осуществляется подчиненными министерству общественного здравоохранения больницами, амбулаториями и другими медицинскими центрами, а также специальными передвижными отрядами.