Книги, статьи, материалы /ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА /Население и культура Ганы

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ВНИМАНИЕ!!! Рядом с Эрта Але недавно родился новый вулкан, и мы его тоже обязательно увидим! Гарантируем незабываемые впечатления вплоть до полного срыва головы)))

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (08.02 - 20.02.2018)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (23.02 - 09.03.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (16.05 - 29.05.2018)
Таинственная страна Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (19.06.-25.06.2018)
Сафари и рафтинг

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА (05.07 -20.07.2018)
Активное путешествие по островам

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2018)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2018)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2018)
Дикий животный мир Восточной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2018)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2018)
Акулы юга Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ (23.10 - 31.10.2018)
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2018)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 18.11 2018)
Восхождение на Рорайму


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА Население и культура Ганы

Население и культура Ганы

Около 10% населения составляют народы гвинейской языковой подгруппы. Из них наиболее многочисленны акан, на которых приходится около 65% представителей данной языковой общности и почти 40% всего населения Ганы. В состав акан входят тви (ашанти), фанти (в лесной зоне), акваиим и аким (прибрежная зона), а также нзима, анья и бауле, живущие на югозападе страны. Некоторые ученые относят к акан и народы гонжа, расселившиеся по берегам искусственного водохранилища в среднем течении р. Вольта. Родственными акан часто считаются адангме, га, живущие в окрестностях города Аккры, и эве— на побережье к востоку от столицы. Язык акан имеет четыре основных литературных формы — тви, фанти, аквапим и аким. Используя их, большая часть населения гвинейской языковой подгруппы может объясняться между собой. Но, например, эве и некоторые иные народы гвинейской языковой подгруппы в общении друг с другом используют английский язык.

Северная часть страны населена народами вольтской подгруппы (более 20% населения Ганы)— моей, гурма, груси и другими, общающимися между собой на языках море (моле) и хауса.

Колонизация затормозила формирование единого литературного языка акан, который мог бы стать со временем языком межэтнического общения. Поэтому официальным языком остается пока английский, объясняться на котором в той или иной мере может большинство окончивших начальную школу. В настоящее время предпринимаются попытки ускорить развитие литературных языков обеих частей страны.

В городах выходцы из одной местности или одного племени селятся компактными группами, в своих кварталах. Это облегчает мигрантам оседание в городе, поскольку сородичи обязаны им всячески помогать: если нужно— обеспечивать пищеи, одеждой, кровом, содействовать в подыскании работы и т. п. В результате и за пределами своей деревни человек вынужден соблюдать существующие в ней отношения соподчинения и взаимозависимости. У большинства народов Ганы ближайшим считается родство по материнской линии. Число жен (у нехри стиан) в среднем дветри, а количество детей колеблется в пределах четырех — шести и более.

Традиционная, праздничная мужская одежда народов, населяющих прибрежную и лесную зоны, — кенте (подобие римской тоги). Женский наряд состоит из нескольких кусков ткани, намотанных в виде юбки, и блузки. В обычные дни мужчины. носят либо европейский костюм, либо кенте из фабричной ткани, женщины— платья типа сарафана. Когдато кенте носили главным образом ашанти, а сейчас оно становится по существу национальным костюмом большинства ганцев.

Праздничная одежда северян состоит из длинных полотняных рубах в черную и белую вертикальную полоски, с короткими рукавами.

Традиционные вожди и местные верования — неотъемлемые и взаимосвязанные институты племенной организации. Параллельно с официальными административными единицами в Гане существует 108 племенных «государств», в свою очередь объединяющихся в «федерации» и «конфедерации» различного уровня и масштаба. Они управляются вождями соответствующих рангов, а в рамках административных областей — палатами вождей. Самые «мелкие» вожди управляют не более 2 тыс. человек, а самые «крупные» — около 200 тыс. Наиболее влиятелен верховный вождь ашанти — асантехене, традиционный владыка Кумаси, главного города народов ашанти.

В современной Гане законодательным путем ограничиваются права вождей распоряжаться землей и своими подданными. Однако эти права и влияние вождей до сих пор еще довольно значительны.

Большинство населения придерживается традиционных местных верований, остальные ганцы — это мусульмане и христиане. Ислам распространен главным образом на севере страны, христианство— преимущественно в узкой прибрежной полосе.

Прирост населения Ганы за 1965— 1970 гг. составлял в среднем 2,4% в год. В последующие годы он, повидимому, несколько сократился, главным образом из-за оттока мужского населения из сельской местности в города.

В начале 70х годов около половины всего населения страны составляли дети и подростки до 15 лет включительно, около Уз — лица старше 45 лет, что в современных африканских условиях считается «преклонным возрастом». Большинство сельского населения ^аны относится к этим двум категориям. В города уходят прежде всего мужчины в наиболее работоспособном возрасте — от 16 до 35 лет.

Средняя плотность населения — около 40 человек на 1 кв. км, однако на севере страны она едва достигает 12 человек, а в центральной части — примерно 35 человек, тогда как в прибрежной зоне Ганы — 60 человек на 1 кв. км. В столичном округе Большая Аккра этот показатель составляет около 400. В урбанизованных районах, прежде всего в столице и ее округе, вследствие притока из деревень численность населения в 60—70х годах росла особенно бурно.

В 1975 г. в сельской местности проживало около % всего населения. Из 4,5 млн. человек экономически активного населения около 800 тыс. работали по найму (в том числе в сельском хозяйстве, на лесоразработках и рыбных промыслах несколько более половины). Каждый седьмой наемный работник занят в промышленности, каждый шестой— в торговле. Численность мигрантовсезонни ков колеблется в пределах 150—200 тыс. человек. Они прибывают преимущественно из северных районов и Верхней Вольты в районы плантаций какао.

Рацион питания широких масс населения небогат. Крахмалосодержащие корнеплоды, особого вида бананы, предназначенные для жарения (плантэн), зерновые, плоды манго и дынного дерева папайи, цитрусовые (в прибрежной зоне), маслянистая «груша» авокадо, растительные жиры, различные виды специй и зелени— вот почти весь набор продовольствия, потребляемого простым ганцем. Остро ощущается недостаток ценных белковых продуктов— мясомолочных, рыбы.

Культура Ганы имеет давние и богатые традиции. Всемирную известность получило литье из золота. Всевозможные подвески для браслетов и ожерелий, изображения людей и животных, различные предметы обихода, начиная от орудий труда и оружия, кончая музыкальными инструментами, — все представлено в богатых коллекциях ганских музеев и современных мастеров.

Уже в последние годы колониального периода получили известность скульпторы О. Ампофо, Э. Опоку, скульптор и живописец Д. Окьери, живописцы А. Бартемиус, О. Дарти и др. Творчество ганских художников (например, Кофи Антубама, Э. Свитинга, А. Ананга и др.) сохраняет национальные черты, несмотря на влияние современного европейского и американского искусства.

Письменная литература в Гане появилась лишь в конце XIX в. преимущественно на английском языке. В 50х годах появились публикации и на местных языках. Ганская литература развивается на основе национальных сюжетов и традиций. Большую популярность получили произведения Р. Арматту, К. Арма, К. Дуоду, Дж. Окай и др. Многие современные писатели пишут пьесы для театральных постановок — Э. Сатерленд, Дж. Де Графт и др. Кроме произведений ганских авторов на сцене ставят произведения авторов из других стран — африканских и европейских.

Большую роль в развитии современной ганской культуры играет Институт искусств и культуры Ганы, который занимается изучением наследия материальной и духовной культуры народов Ганы, оказывает помощь в развитии местной художественной самодеятельности, ремесел, музыкальной культуры.

Ганская музыка представляет своеобразный синтез характерных особенностей музыки многочисленных народов Ганы. При наличии общенациональных традиций она характеризуется разнообразием вокальных традиций, техники и манеры исполнения у различных этнических групп. В ганском оркестре национальной музыки участвуют разнообразные ударные и духовые инструменты — от барабанов и флейт до колокольчиков и труб из бивней слона. В северной Гане преобладают струнные инструменты — музыкальные луки, однострунные скрипки, лютни и др.

После второй мировой войны в музыкальных ансамблях Ганы стали применяться также европейские инструменты.

Одним из основоположников современной африканской музыки в Гане стал композитор Аму. Филип Гбехо, автор национального гимна Ганы, популярный композитор и музыковед, воспитал немало талантливых музыкантов. Крупной фигурой в истории африканской музыкальной культуры является профессор Квабена Нкетия. Его музыковедческие труды положили начало серьезному изучению музыкальной культуры народов Африки. Большую роль в развитии национальной культуры играют различные творческие союзы: писательские и журналистские объединения, организации художников.

В Гане издается много газет и журналов. Некоторые периодические издания публикуют материалы на местных языках. Радиовещательная и телевизионная служба Ганы хорошо налажена, вещание осуществляется на многих местных языках и английском.