Книги, статьи, материалы /ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА /Население и культура Ганы

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Записки каннибала



СРОЧНО!!! ЖЕЛАЮЩИЕ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПУТЕШЕСТВИЯХ, А ТАК-ЖЕ ТЕ, КТО ОТПРАВЛЯЛ ПРЕДОПЛАТУ, СВЯЖИТЕСЬ ПО УКАЗАННЫМ КОНТАКТАМ!!!

Так-же прошу обратить внимание на то, что сайт и вся информация обновляется. В том числе цены на туры будут немного изменены по мере поступления информации в связи с ситуацией с вирусом. Проверяйте актуальность статей и появления новой информации. В общем почаще заглядывайте что-бы не упустить ничего.

САЙТ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ МОЕГО БЛИЗКОГО ДРУГА, И ПРОСТО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА РОМАНА КАШИГИНА, КОТОРЫЙ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ КАМПАЛЫ 2 НОЯБРЯ 2020 г. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!

БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ! (с 28.12.2020 - 09.01.2021)
Вся Уганда за 12 дней. Поторопитесь, времени остается совсем мало.

СЕВЕРНЫЙ СУДАН (03.01. - 11.01.21)
Путешествие по древней Нубии.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (17.01 - 27.01.2021)
Таинственная земля Догонов.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2021)
Африка в миниатюре.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 01.04 - 13.04.2021)
В краю вулканов и горных горилл.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские (28.04.-15.05.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (29.07.-05.08.2021)
Великая миграция.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (15.08 - 30.08.2021)
Большое путешествие по большому острову.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (13.09.-25.09.2021)
Большое путешествие по странам ЮЖНОЙ АФРИКИ.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулканы.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ и ДР КОНГО за 12 дней (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулкан Ньирагонго.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ И ДЖИБУТИ (02.01 - 15.01.2022)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо + плавание с китовыми акулами
ТУР ПЕРЕНОСИТСЯ НА ГОД В СВЯЗИ С НАЧАВШИМИСЯ БОЕВЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ В СТРАНЕ.


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии.

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР).

Africa Tur Справочные материалы ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА Население и культура Ганы

Население и культура Ганы

Около 10% населения составляют народы гвинейской языковой подгруппы. Из них наиболее многочисленны акан, на которых приходится около 65% представителей данной языковой общности и почти 40% всего населения Ганы. В состав акан входят тви (ашанти), фанти (в лесной зоне), акваиим и аким (прибрежная зона), а также нзима, анья и бауле, живущие на югозападе страны. Некоторые ученые относят к акан и народы гонжа, расселившиеся по берегам искусственного водохранилища в среднем течении р. Вольта. Родственными акан часто считаются адангме, га, живущие в окрестностях города Аккры, и эве— на побережье к востоку от столицы. Язык акан имеет четыре основных литературных формы — тви, фанти, аквапим и аким. Используя их, большая часть населения гвинейской языковой подгруппы может объясняться между собой. Но, например, эве и некоторые иные народы гвинейской языковой подгруппы в общении друг с другом используют английский язык.

Северная часть страны населена народами вольтской подгруппы (более 20% населения Ганы)— моей, гурма, груси и другими, общающимися между собой на языках море (моле) и хауса.

Колонизация затормозила формирование единого литературного языка акан, который мог бы стать со временем языком межэтнического общения. Поэтому официальным языком остается пока английский, объясняться на котором в той или иной мере может большинство окончивших начальную школу. В настоящее время предпринимаются попытки ускорить развитие литературных языков обеих частей страны.

В городах выходцы из одной местности или одного племени селятся компактными группами, в своих кварталах. Это облегчает мигрантам оседание в городе, поскольку сородичи обязаны им всячески помогать: если нужно— обеспечивать пищеи, одеждой, кровом, содействовать в подыскании работы и т. п. В результате и за пределами своей деревни человек вынужден соблюдать существующие в ней отношения соподчинения и взаимозависимости. У большинства народов Ганы ближайшим считается родство по материнской линии. Число жен (у нехри стиан) в среднем дветри, а количество детей колеблется в пределах четырех — шести и более.

Традиционная, праздничная мужская одежда народов, населяющих прибрежную и лесную зоны, — кенте (подобие римской тоги). Женский наряд состоит из нескольких кусков ткани, намотанных в виде юбки, и блузки. В обычные дни мужчины. носят либо европейский костюм, либо кенте из фабричной ткани, женщины— платья типа сарафана. Когдато кенте носили главным образом ашанти, а сейчас оно становится по существу национальным костюмом большинства ганцев.

Праздничная одежда северян состоит из длинных полотняных рубах в черную и белую вертикальную полоски, с короткими рукавами.

Традиционные вожди и местные верования — неотъемлемые и взаимосвязанные институты племенной организации. Параллельно с официальными административными единицами в Гане существует 108 племенных «государств», в свою очередь объединяющихся в «федерации» и «конфедерации» различного уровня и масштаба. Они управляются вождями соответствующих рангов, а в рамках административных областей — палатами вождей. Самые «мелкие» вожди управляют не более 2 тыс. человек, а самые «крупные» — около 200 тыс. Наиболее влиятелен верховный вождь ашанти — асантехене, традиционный владыка Кумаси, главного города народов ашанти.

В современной Гане законодательным путем ограничиваются права вождей распоряжаться землей и своими подданными. Однако эти права и влияние вождей до сих пор еще довольно значительны.

Большинство населения придерживается традиционных местных верований, остальные ганцы — это мусульмане и христиане. Ислам распространен главным образом на севере страны, христианство— преимущественно в узкой прибрежной полосе.

Прирост населения Ганы за 1965— 1970 гг. составлял в среднем 2,4% в год. В последующие годы он, повидимому, несколько сократился, главным образом из-за оттока мужского населения из сельской местности в города.

В начале 70х годов около половины всего населения страны составляли дети и подростки до 15 лет включительно, около Уз — лица старше 45 лет, что в современных африканских условиях считается «преклонным возрастом». Большинство сельского населения ^аны относится к этим двум категориям. В города уходят прежде всего мужчины в наиболее работоспособном возрасте — от 16 до 35 лет.

Средняя плотность населения — около 40 человек на 1 кв. км, однако на севере страны она едва достигает 12 человек, а в центральной части — примерно 35 человек, тогда как в прибрежной зоне Ганы — 60 человек на 1 кв. км. В столичном округе Большая Аккра этот показатель составляет около 400. В урбанизованных районах, прежде всего в столице и ее округе, вследствие притока из деревень численность населения в 60—70х годах росла особенно бурно.

В 1975 г. в сельской местности проживало около % всего населения. Из 4,5 млн. человек экономически активного населения около 800 тыс. работали по найму (в том числе в сельском хозяйстве, на лесоразработках и рыбных промыслах несколько более половины). Каждый седьмой наемный работник занят в промышленности, каждый шестой— в торговле. Численность мигрантовсезонни ков колеблется в пределах 150—200 тыс. человек. Они прибывают преимущественно из северных районов и Верхней Вольты в районы плантаций какао.

Рацион питания широких масс населения небогат. Крахмалосодержащие корнеплоды, особого вида бананы, предназначенные для жарения (плантэн), зерновые, плоды манго и дынного дерева папайи, цитрусовые (в прибрежной зоне), маслянистая «груша» авокадо, растительные жиры, различные виды специй и зелени— вот почти весь набор продовольствия, потребляемого простым ганцем. Остро ощущается недостаток ценных белковых продуктов— мясомолочных, рыбы.

Культура Ганы имеет давние и богатые традиции. Всемирную известность получило литье из золота. Всевозможные подвески для браслетов и ожерелий, изображения людей и животных, различные предметы обихода, начиная от орудий труда и оружия, кончая музыкальными инструментами, — все представлено в богатых коллекциях ганских музеев и современных мастеров.

Уже в последние годы колониального периода получили известность скульпторы О. Ампофо, Э. Опоку, скульптор и живописец Д. Окьери, живописцы А. Бартемиус, О. Дарти и др. Творчество ганских художников (например, Кофи Антубама, Э. Свитинга, А. Ананга и др.) сохраняет национальные черты, несмотря на влияние современного европейского и американского искусства.

Письменная литература в Гане появилась лишь в конце XIX в. преимущественно на английском языке. В 50х годах появились публикации и на местных языках. Ганская литература развивается на основе национальных сюжетов и традиций. Большую популярность получили произведения Р. Арматту, К. Арма, К. Дуоду, Дж. Окай и др. Многие современные писатели пишут пьесы для театральных постановок — Э. Сатерленд, Дж. Де Графт и др. Кроме произведений ганских авторов на сцене ставят произведения авторов из других стран — африканских и европейских.

Большую роль в развитии современной ганской культуры играет Институт искусств и культуры Ганы, который занимается изучением наследия материальной и духовной культуры народов Ганы, оказывает помощь в развитии местной художественной самодеятельности, ремесел, музыкальной культуры.

Ганская музыка представляет своеобразный синтез характерных особенностей музыки многочисленных народов Ганы. При наличии общенациональных традиций она характеризуется разнообразием вокальных традиций, техники и манеры исполнения у различных этнических групп. В ганском оркестре национальной музыки участвуют разнообразные ударные и духовые инструменты — от барабанов и флейт до колокольчиков и труб из бивней слона. В северной Гане преобладают струнные инструменты — музыкальные луки, однострунные скрипки, лютни и др.

После второй мировой войны в музыкальных ансамблях Ганы стали применяться также европейские инструменты.

Одним из основоположников современной африканской музыки в Гане стал композитор Аму. Филип Гбехо, автор национального гимна Ганы, популярный композитор и музыковед, воспитал немало талантливых музыкантов. Крупной фигурой в истории африканской музыкальной культуры является профессор Квабена Нкетия. Его музыковедческие труды положили начало серьезному изучению музыкальной культуры народов Африки. Большую роль в развитии национальной культуры играют различные творческие союзы: писательские и журналистские объединения, организации художников.

В Гане издается много газет и журналов. Некоторые периодические издания публикуют материалы на местных языках. Радиовещательная и телевизионная служба Ганы хорошо налажена, вещание осуществляется на многих местных языках и английском.