Книги, статьи, материалы /ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА /Население и культура Бенина

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 15.11 2018)
Водопад Анхель и восхождение на Рорайму

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (02.01 - 13.01.2019)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2019)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2019)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (06.03 - 18.03.2019)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2019)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 - 04.09.2019)
Большое путешествие по большому острову

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (07.09.-14.09.2019)
Великая миграция

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2019)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (02.11 - 16.11.2019)
Забытые сокровища пустыни


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА Население и культура Бенина

Население и культура Бенина

В стране более 60 различных народов, относящихся к двум большим этно-лингвистическим общностям. На севере расселены народы вольтской подгруппы, говорящие на языках гур; на юге и в центральных районах живут народы гвинейской подгруппы, говорящие на языках ква. Ядро народов, населяющих юг, составляют восточные эве, к которым относятся фон, насчитывающие более 1 млн. человек, родственные им аджа, аизо и др.

Основное занятие народа фон — сельское хозяйство. Возделывают кукурузу, ямс, маниок, батат, арахис, хлопчатник, кофе. Большую часть доходов крестьяне в южных и центральны^ районах страны живут йоруба, называемые в Бенине анаго. Они занимаются земледелием и тор Бенин говлей.

К народам вольтской языковой подгруппы относятся сомба, берба, пила пила, бариба и др. У народов, населяющих северные районы, сильнее переполучают от масличной пальмы. Задолго до европейской колонизации у народа фон были высоко развиты гончарное ремесло, бронзовое литье, резьба по кости и дереву, ткачество. Богатый фольклор народа фон отражает историю страны с середины XVII в. У этого народа сохраняются отдельные черты общинно родовых и феодальнопатриархальных отношений, однако в районах возделывания масличной пальмы и в южных городах все более широкое распространение получают товарноденежные отношения.

Народ гун, живущий в деревнях на сваях в районе прибрежных лагун, славится искусными рыболовами. Хижины 1 ун строят на сваях из тека, древесина которого не поддается гниению.

На востоке, на границе с Нигерией, житки общиннородовых и патриархальнофеодальных отношений, однако и здесь значительное распространение получили товарноденежные отношения.

Земледельцы и животноводы сомба живут в горах Атакора. Они выращивают просо, из просяной муки варят каши, пекут лепешки; из проса же варят пиво. Сомба редко селятся деревнями. Они живут большими обособленными семьями в замкнутых двухэтажных постройках — «замках». Нижний этаж — это загон для скота и склад для инвентаря, каждая «башня» второго этажа служит либо жилым помещением, либо зернохранилищем.

В восточной и центральной областях живут бариба. Это в основном земледельцы; они возделывают рис, просо, кроме того, содержат крупный рогатый скот. Хозяйственное значение сохраняет сбор плодов карите и капока. В полупустынных районах и по всей стране кочуют скотоводы фульбе. Другие земледельческие народы часто поручают им пасти свой скот.

У народов Бенина (особенно фон, йоруба, сомба, берба) сильны традиционные верования, которые исповедует 70% населения. На юге страны сильно влияние католической церкви. Христианство исповедует 14% населения, ислам — 16%.

Ежегодный прирост населения высок — 2,8—3%, однако детская смертность, несмотря на ее снижение в последнее десятилетие, все еще велика. Многие жители, особенно в северных засушливых районах страны, страдают от хронического недоедания. Развитие народного здравоохранения — одна из неотложных задач, стоящих перед Бенином.

Население неравномерно размещено по территории страны. Земли, удобные для возделывания масличной пальмы в сочетании с продовольственными культурами, богатые рыбой лагуны и портовые города издавна притягивали население в южные районы, где его плотность превышает 100 человек на 1. кв. км. На северовостоке страны плотность населения падает до одного человека на несколько квадратных километров.

Большинство населения (свыше 80%) живет в сельской местности. Однако быстро растет городское население, составляющее уже более 16%.

В городах все более уреличивается число работающих по найму, достигающее ныне около 5б тыс. человек. Около % их составляют промышленные, строительные и транспортные рабочие. % работающих по найму — служащие банков, торговых предприятий и государственных учреждений. Высшее чиновничество — так называемая бюрократическая буржуазия — служило опорой прежних режимов страны. Многие горожане занимаются мелкой розничной торговлей, ремеслами. Местные ремесленники, живущие, как правило, в городах, издавна славились своим бронзовым и серебряным литьем по восковым моделям, которое отличается высокой художественностью. Сосуды из тыквы с тонким орнаментом, сложные резные композиции из кости и дерева, яркие вышивки и аппликации, изображающие леопарда — символ царской власти или акулу — символ короля Беханзина, преграждающего путь завоевателям, — все эти изделия народных умельцев можно видеть как в городских музеях, так и у торговцев.

Столица страны — Порто-Ново насчитывает около 120 тыс. жителей. Здесь находятся президентский дворец и здание Национального собрания, ботанический сад, где представлена флора страны, филиал бывшего Французского института Черной Африки, а ныне Институт научных прикладных исследований, где работают ученые — географы, историки, социологи, специалисты по народной медицине. При институте имеются библиотека и музей.

Самым крупным городом Бенина является Котону (около 180 тыс. жителей). Главную роль в жизни города играет глубоководный морской порт, через который осуществляется внешняя торговля Бенина и Нигера. В Котону сосредоточено большинство промышленных предприятий страны.

Города в Бенине издавна были центрами культурной жизни. В них сосредоточивались основные учебные заведения еще в колониальный период. Именно тогда страна служила «кузницей» и «экспортером» кадров для всех бывших французских колоний, чем снискала себе название Латинского квартала Западной Африки.

Бенину предстоит решить много задач в области развития народного образования и подготовки национальных кадров. Часть учебных заведений все еще принадлежит церкви. Охват детей школьного возраста обучением составляет в среднем по стране около 40%, в городах Порто Ново и Котону он достигает 60—70%, а в северных районах снижается до 13—14%.

Культурная жизнь в стране очень интенсивна. Здесь с 20х годов XX в. развивается журналистика, ведутся исторические исследования. Широко известны труды историков и литераторов П. Хазу ме, М. Кенума, К. Агбо, А. Акенделе, С. Агесси, А. Тевоеджра. В годы независимости приобрели популярность лоэт Р. Догбе, драматург Ж. Плийя. Появляются первые бенинские кинематографисты-документалисты — П. Абиканлу, Р.-де Медерос. Большую просветительную работу ведут Информационное агентство Бенина, национальное радио, ведущее передачи на французском и языках фон, йоруба, мина, бариба, денди.