Книги, статьи, материалы /ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА /Хозяйство Конго

СРОЧНО!!! ЖЕЛАЮЩИЕ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПУТЕШЕСТВИЯХ, А ТАК-ЖЕ ТЕ, КТО ОТПРАВЛЯЛ ПРЕДОПЛАТУ, СВЯЖИТЕСЬ ПО УКАЗАННЫМ КОНТАКТАМ!!!

ВАЖНО!!! НЕ БЕРИТЕ ДОЛЛАРЫ ВЫПУЩЕННЫЕ ДО 2009 ГОДА, ТАК КАК БУДУТ ПРОБЛЕМЫ С ИХ ОБМЕНОМ!!!

Так-же прошу обратить внимание на то, что сайт и вся информация обновляется. В том числе цены на туры будут немного изменены по мере поступления информации в связи с ситуацией с вирусом. Проверяйте актуальность статей и появления новой информации. В общем почаще заглядывайте что-бы не упустить ничего.

САЙТ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ МОЕГО БЛИЗКОГО ДРУГА, И ПРОСТО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА РОМАНА КАШИГИНА, КОТОРЫЙ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ КАМПАЛЫ 2 НОЯБРЯ 2020 г. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!

БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:


Вся Уганда за 10 дней (25.02. - 6.03.21)
Активное путешествие по Уганде за 10 дней.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2021)
Африка в миниатюре.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 01.04 - 13.04.2021)
В краю вулканов и горных горилл.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские (28.04.-15.05.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (29.07.-05.08.2021)
Великая миграция.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (15.08 - 30.08.2021)
Большое путешествие по большому острову.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (13.09.-25.09.2021)
Большое путешествие по странам ЮЖНОЙ АФРИКИ.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулканы.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ и ДР КОНГО за 12 дней (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулкан Ньирагонго.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ И ДЖИБУТИ (02.01 - 15.01.2022)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо + плавание с китовыми акулами
ТУР ПЕРЕНОСИТСЯ НА ГОД В СВЯЗИ С НАЧАВШИМИСЯ БОЕВЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ В СТРАНЕ.

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ! (с 29.12.2021 - 06.01.2022)
Лучшие парки Уганды и горные гориллы на Новый Год.


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии.

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР).

Africa Tur Справочные материалы ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА Хозяйство Конго

Хозяйство Конго

Конго — страна с развитым лесным хозяйством и быстро растущей добывающей промышленностью. Высокая доля городского населения и малочисленность сельского, преобладание мелких крестьянских хозяйств потребительского типа с крайне низкой производительностью труда предопределяют слабое развитие первичных отраслей (сельского хозяйства, рыболовства, охоты, собирательства), которые в валовом внутреннем продукте составляют около 15%. Производство товарных культур (за исключением сахарного тростника) незначительно. Для Конго в отличие от большинства других африканских стран характерна ничтожная доля сельскохозяйственной продукции в экспорте (менее 5% стоимости против 50—90% во многих других странах). На фоне застоя в сельском хозяйстве (ежегодный прирост продукции — менее 1,5%) выделяется динамичность промышленного сектора. Конго остается главным распределительным центром для ряда стран Центральной Африки; транзитная торговля и перевозки — важный источник доходов страны.

Народная Республика Конго избрала путь социалистической ориентации, экономической основой которого становится государственный сектор, создаваемый в условиях много-укладного хозяйства. Позиции государственного сектора наиболее значительны в транспорте и промышленности. Возрастают ежегодные темпы роста экономики, в среднем составляющие 10%.

По уровню экономического развития в Конго выделяются два района: незначительный по площади, но наиболее развитый в хозяйственном отношении юг и обширный, чрезвычайно отсталый север. Южная часть Конго отличается выгодным экономико-географическим положением, более благоприятными экологическими условиями и разнообразием природных богатств, относительно более плотной заселенностью, развитой транспортной сетью. Вся электроэнергетическая, добывающая и обрабатывающая промышленность сосредоточена на юге страны. Здесь же расположены и все основные города, в которых проживает свыше половины всего населения юга.

Обширный и крайне слабо заселенный север — район преимущественно потребительского земледелия, рыболовства и частично развивающегося лесного хозяйства. Посевные площади разбросаны небольшими островами среди обширных лесных и других мало используемых пространств.

Земель, пригодных для сельского хозяйства, в Конго достаточно, но используются они пока еще слабо. Размеры участков во владении одной семьи в среднем оцениваются в 0,5 га, в долине Ниари — в 2 га. Считают, что земельные ресурсы.в Конго могут обеспечить существование населения, в 10 раз превышающего по численности современное (даже при сохранении традиционных экстенсивных методов ведения хозяйства). Господствующей формой землевладения остается общинное. Характерно также наличие европейского фермерского землевладения. Новый тип аграрных отношений складывается в государственных хозяйствах (плантации сахарного тростника, масличной пальмы, фермы и опытные станции).

В Конго повсеместно распространена переложная подсечно-огневая система земледелия. В отдельных районах применяются ее усовершенствованные местные методы. Так, в заболоченных местностях Мосаки и нижней Ликвалы крестьяне практикуют земледелие на искусственных насыпных грядах. В наиболее густо населенных юго-восточных районах, в долине Ниари и на плато Кукуя применяется оригинальный метод повышения плодородия почв: собранные растительные остатки покрываются землей или перевернутым дерном, а затем сжигаются. Земледельческие навыки крестьян на юге страны проявляются в выборе и чередовании культур, комбинации посевов их на одном поле. Традиционные методы земледелия довольно хорошо приспособлены к местным природным условиям, однако применение ручного труда ограничивает возможности развития сельского хозяйства. Современная техника применяется лишь в государственных и крупных европейских хозяйствах.

Выращивают разнообразные продовольственные культуры: из корнеплодов — маниок (ежегодный сбор в среднем за последние 10 лет — 500 тыс. т), батат и ямс (100 тыс. т), занимающие первое место по объему производства и распространению; из зерновых — кукурузу (5 тыс. т) и рис (3—5 тыс. т); культивируют также арахис (20 тыс. т), практически все овощи, известные в странах умеренных широт, фрукты (цитрусовые, ананасы, бананы, папайя, гуаява). На крайнем северозападе (Сембе — Сванке) выращивают какао (2 тыс. т), в лесных местностях Ниари и на северозападе впадины Конго — кофе (2 тыс. т), в районах Плато и Пул — табак (1 тыс. т). Внедрение товарных, в том числе экспортных, культур в африканские хозяйства не внесло существенных изменений в традиционные агротехнические методы; малые размеры участков позволяют большинству хозяйств обходиться без наемной рабочей силы. Особое место занимает сахарный тростник (500 тыс. т в год). Выращивание его на плантациях агропромышленного комплекса «СИА — Конго» (ныне государственное предприятие) в долине Ниари за относительно короткий срок сделало Конго одним из крупных производителей сахара в Африке.

Крайне слабое развитие животноводства в Конго объясняется распространением мухи цеце на большей части территории, а также отсутствием традиций и навыков разведения скота у народов Конго. В стране насчитывается всего 50 тыс. голов крупного рогатого скота (1976 г.), 153 тыс. овец и коз, 44 тыс. свиней; почти все поголовье сосредоточено в долине Ниари и в районе Пул. В настоящее время развитию животноводства придается большое значение. Создаются крупные государственные фермы и ранчо, скот разводят также в смешанных хозяйствах европейских колонистов. Небольшие стада крупного рогатого скота содержатся в мелких африканских хозяйствах: крестьяне получают от Службы животноводства одного быка, 4—5 коров, а через несколько лет расплачиваются за них молодняком и становятся собственниками скота. Несмотря на малое пока поголовье скота, товарная оривается доля африканцев. Основной район лесозаготовок — Ниари. Определенное внимание начинают уделять обогащению и более рациональному использованию естественных лесных ресурсов, а также искусственным лесонасаждениям (главным образом эвкалиптовых и хвойных тропических пород для обеспечения сырьем бумажной промышленности).

В хозяйстве конголезцев большое место сохраняют охота и рыболовство. В рационе питания многих районов рыба и дичь — основные белковые продукты. С 60х годов существенную роль начинает играть промышленное морское рыболовство. Улов рыбы составляет примерно 40 тыс. т в год (35 тыс. т рыбы вылавливают в море и 5 тыс. т — в пресных водах).

По сравнению со многими странами Африки Конго выделяется более значительной ролью промышленности в хозяйстве. Добывающая промышленность до недавнего времени ограничивалась старательской добычей золота и разработкой небольших месторождений свинцово медноцинковых руд. Нефтяное месторождение Пуэнт-Индиенн, эксплуатируемое с 1960 г., практически истощено. В последнее десятилетие началось ускоренное развитие горнодобывающей промышленности, что связано с разработкой богатых месторождений калийных солей в Олле (к северу от Пуэнт-Нуара) и месторождений нефти в зоне прибрежного шельфа. Добыча калийных солей фирмой «Компани-дэ-потас-дю-Конго» (КПК) составляла 444 тыс. т в 1973 г. В 1970 г. фирма «ЭЛФ— Конго» начала экспериментальную разработку подводного месторождения нефти «Эмерод», где в 1973 г. было добыто 2 050 тыс. т. В последнее время началась разработка нового подводного месторождения Лоанго фирмой «Ад жип». В мировом масштабе добыча нефти в 2—3 млн. т — величина небольшая, но ее значение для Конго трудно переоценить. Недаром здесь говорили о «нефтяном буме». Экспорт нефти стал новым источником крупных валютных поступлений, а следовательно, и финансирования создаваемых промышленных предприятий, новых отраслей экономики. В 1974 г отчисления в госбюджет нефтяной компанией «ЭЛФ—Конго» составили ¾ всех бюджетных поступлений.

Ведущее место в энергетическом балансе занимает электроэнергия. Богатейшие гидроэнергетические ресурсы страны используются пока слабо. Почти половина установленных мощностей электростанций общего пользования приходится на ГЭС Джуэ (15 тыс. кВт). Работают также ТЭС Браззавиль, Пуэнт-Нуар, Лубомо, Жакоб. Общее производство энергии — 98,6 млн. кВтч (1974 г.). Кроме того, такие крупные общества и предприятия, как «СИА—Конго» в Жакобе, КПК в Олле, цементный завод в Лутете и другие, имеют свои ТЭС.

Из отраслей обрабатывающей промышленности главную роль играет пищевкусовая, представленная сахарными заводами Мутелы и Жакоба, пивоваренными заводами и заводами газированных и фруктовых вод Браззавиля и Пуэнт Нуара, сигаретной фабрикой, предприятиями по производству пальмового и арахидного масла, мыла. Лесо-обрабатывающая промышленность насчитывает около 20 лесопильных и фанерных заводов, обрабатывающих среди прочих пород древесину ценного дерева окуме. Свыше 10 предприятий производят строительные материалы, среди, них основное — цементный завод Лутете (52 тыс. т в 1976 г.). В Кинсунди (пригороде Браззавиля) сооружен крупный государственный текстильный комбинат СОТЕ КСО. Предприятия химической промышленности Браззавиля и ПуэнтНуара производят кислород и ацетилен, парфюмерные и косметические изделия, краски и инсектициды, изделия из пластмасс. Следует отметить также металлоремонтные предприятия ПуэнтНуара, новую судоверфь Браззавиля.

Многие предприятия обрабатывающей промышленности были созданы еще в колониальный период в расчете на рынки стран бывшей Французской Экваториальной Африки. В настоящее время осуществляется промышленная координация в рамках Таможенного и экономического союза стран Центральной Африки (ТЭСЦА), в который входит Конго; эта координация, однако, нередко наталкивается на своеобразный экономический национализм странчленов, на стремление каждой из них развивать свою, зачастую однотипную промышленность.

Существующие система и конфигурация транспортной сети сложились в 30х годах XX в. Характерно, что созданию автомобильных путей предшествовало сооружение железной дороги Конго — Океан (1921 —1934 гг.), соединившей Браззавиль с Пуэнт-Нуаром. 517 км этой дороги проложены через горы Майомбе, заболоченные пространства, труднопроходимые леса и саванны практически без применения техники; даже туннели в скалах Майомбе прорыты вручную, лишь с помощью лома и молота. Строительство этой железной дороги — трагическая страница в истории Конго, отмеченная гибелью десятков тысяч африканцев от непосильного принудительного труда, голода, истощения, болезней. Но сооружение дороги оказало большое влияние на развитие хозяйства страны. В 1959— 1962 гг. построена железная дорога фирмы «Комилог» для вывоза марганцевой руды из Габона через порт ПуэнтНуар: от рудников Мванды до пункта Мбин да— канатная дорога (76 км), а далее железная дорога до соединения с главной магистралью Конго—Океан в пункте МонБело. Грузооборот железной дороги Конго — Океан в 1972 г. составлял 3,7 млн. т (из них 1,9 млн. т — транзит «Комилог»). Общая протяженность основных железных дорог — 795 км.

Значение существующих в стране автомобильных дорог огромно. Но прохождение их по слабо освоенным районам снижает экономическую эффективность автомобильного транспорта. Общая протяженность дорог — 8,3 тыс. км, из них с битумным покрытием — 444 км. Основные дороги: ПуэнтНуар — Браззавиль — Весо, Лубомо — граница с Габоном, ПуэнтНуар — граница с Анголой, ПуэнтНуар — устье р. Квилу — граница с Габоном. В настоящее время осуществляется модернизация главной оси — ПуэнтНуар — Браззавиль — Весо.

Весьма разветвленная речная сеть создает прекрасные предпосылки для развития водного транспорта. Судоходные линии по Конго — Убанги и Конго — Санге играют важную роль в осуществлении межгосударственных связей; внутренние водные пути особенно важны в районе впадины Конго — по рекам Нке ни, Алима, Куйю и Ликвала. Главный речной порт — Браззавиль, находящийся на перекрестке водных, железнодорожных, автомобильных и воздушных путей; грузооборот его — около 500 тыс. т.

Порт ПуэнтНуар — конечный пункт трансэкваториального пути, образуемого железной дорогой Конго — Океан, р. Конго и ее притоком Убанги. Он создан в 1934— 1942 гг. как крупный современный океанский порт. Здесь сооружены специализированные глубоководные причалы, в частности лесной, нефтяной, рыболовный, пассажирский. С 1962 г. функционирует специальный причал по отгрузке габонской марганцевой руды; в 1969 г. в 3 км от основного порта сооружен причал для экспорта калийных солей. Грузооборот порта возрос со 100 тыс. т в 1946 г. до 3,3 млн. т в 1973 г.

История развития воздушного транспорта Конго началась лишь после второй мировой войны. Теперь он имеет первостепенное значение в международных пассажирских и почтовых перевозках, а в последние годы его роль стала существенной и во внутренних связях. В Конго 45 аэродромов, но большинство их имеют лишь взлетнопосадочные грунтовые полосы для легких самолетов.

В Браззавиле и Пуэнт-Нуаре созданы крупные современные аэродромы международного класса. Практически вся транспортная сеть находится в ведении крупнейшего государственного общества АТС ( «Ажанс Трансконголез дэ коммюника сьон»).

Сложившаяся в колониальный период структура хозяйства предопределила подчиненное положение Конго в системе международного разделения труда и большую зависимость страны от внешней торговли. Как и все развивающиеся страны, Конго вывозит преимущественно сырьевые товары. До недавнего времени ведущее место в экспорте занимал круглый лес (60—70% стоимости). Экспортируется также часть продукции обрабатывающей промышленности — главным образом в страны Таможенного и экономического союза Центральной Африки (сахар, цемент, пиво, сигареты, мыло). В последние годы примерно половина лесной продукции обрабатывается в стране и поступает на внешние рынки в виде фанеры и пиломатериалов. С 1972—1973 гг. особое место в экспорте заняла продукция добывающей промышленности — калийные соли, нефть. Свыше 80% стоимости экспорта приходится на лес, лесоматериалы и нефть.

Структура импорта Конго примерно такая же, как и большинства стран Африки. Ускоренное развитие национальной экономики, в частности промышленное и транспортное строительство, предопределяет значительную долю импорта машин и оборудования, стоимость которых в отдельные годы достигает половины стоимости импорта. В импортируемом сырье и полуфабрикатах преобладают товары производственного назначения (металлы, стройматериалы, удобрения), в импорте продовольствия — молочные и мясные продукты, консервы, мука, вина.

Главным поставщиком промышленных товаров на конголезский рынок остается Франция; на нее приходится больше половины стоимости импорта; ее доля в экспорте в 3,5 раза меньше. Ассоциация Конго с «Общим рынком» привела к резкому увеличению торговли с его странамичленами (свыше 20% импорта и 40% экспорта). Важное место во внешней торговле занимают страны ТЭСЦА, с которыми у Конго положительное сальдо торгового баланса.

За последние годы страна значительно расширила круг своих торговых партнеров. Она заключила соглашения о торговле и экономическом и техническом сотрудничестве с социалистическими странами.