Книги, статьи, материалы /ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА /Хозяйство Конго

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В АФРИКУ и не только (с русскоязычными гидами):


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2017)
Путешествие по странам Южной Африки

Группа набрана

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2017)
Акулы юга Африки

Группа набрана

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2017)
В краю вулканов и горных горилл

Группа набрана

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2017)
Забытые сокровища пустыни

Осталось 3 места

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

Осталось 6 мест

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (08.02 - 20.02.2018)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (23.02 - 09.03.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (16.05 - 29.05.2018)
Таинственная страна Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (19.06.-25.06.2018)
Сафари и рафтинг

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА (05.07 -20.07.2018)
Активное путешествие по островам

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2018)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2018)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2017)
Дикий животный мир Восточной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2018)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ (23.10 - 31.10.2018)
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 18.11 2018)
Восхождение на Рорайму


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА Хозяйство Конго

Хозяйство Конго

Конго — страна с развитым лесным хозяйством и быстро растущей добывающей промышленностью. Высокая доля городского населения и малочисленность сельского, преобладание мелких крестьянских хозяйств потребительского типа с крайне низкой производительностью труда предопределяют слабое развитие первичных отраслей (сельского хозяйства, рыболовства, охоты, собирательства), которые в валовом внутреннем продукте составляют около 15%. Производство товарных культур (за исключением сахарного тростника) незначительно. Для Конго в отличие от большинства других африканских стран характерна ничтожная доля сельскохозяйственной продукции в экспорте (менее 5% стоимости против 50—90% во многих других странах). На фоне застоя в сельском хозяйстве (ежегодный прирост продукции — менее 1,5%) выделяется динамичность промышленного сектора. Конго остается главным распределительным центром для ряда стран Центральной Африки; транзитная торговля и перевозки — важный источник доходов страны.

Народная Республика Конго избрала путь социалистической ориентации, экономической основой которого становится государственный сектор, создаваемый в условиях много-укладного хозяйства. Позиции государственного сектора наиболее значительны в транспорте и промышленности. Возрастают ежегодные темпы роста экономики, в среднем составляющие 10%.

По уровню экономического развития в Конго выделяются два района: незначительный по площади, но наиболее развитый в хозяйственном отношении юг и обширный, чрезвычайно отсталый север. Южная часть Конго отличается выгодным экономико-географическим положением, более благоприятными экологическими условиями и разнообразием природных богатств, относительно более плотной заселенностью, развитой транспортной сетью. Вся электроэнергетическая, добывающая и обрабатывающая промышленность сосредоточена на юге страны. Здесь же расположены и все основные города, в которых проживает свыше половины всего населения юга.

Обширный и крайне слабо заселенный север — район преимущественно потребительского земледелия, рыболовства и частично развивающегося лесного хозяйства. Посевные площади разбросаны небольшими островами среди обширных лесных и других мало используемых пространств.

Земель, пригодных для сельского хозяйства, в Конго достаточно, но используются они пока еще слабо. Размеры участков во владении одной семьи в среднем оцениваются в 0,5 га, в долине Ниари — в 2 га. Считают, что земельные ресурсы.в Конго могут обеспечить существование населения, в 10 раз превышающего по численности современное (даже при сохранении традиционных экстенсивных методов ведения хозяйства). Господствующей формой землевладения остается общинное. Характерно также наличие европейского фермерского землевладения. Новый тип аграрных отношений складывается в государственных хозяйствах (плантации сахарного тростника, масличной пальмы, фермы и опытные станции).

В Конго повсеместно распространена переложная подсечно-огневая система земледелия. В отдельных районах применяются ее усовершенствованные местные методы. Так, в заболоченных местностях Мосаки и нижней Ликвалы крестьяне практикуют земледелие на искусственных насыпных грядах. В наиболее густо населенных юго-восточных районах, в долине Ниари и на плато Кукуя применяется оригинальный метод повышения плодородия почв: собранные растительные остатки покрываются землей или перевернутым дерном, а затем сжигаются. Земледельческие навыки крестьян на юге страны проявляются в выборе и чередовании культур, комбинации посевов их на одном поле. Традиционные методы земледелия довольно хорошо приспособлены к местным природным условиям, однако применение ручного труда ограничивает возможности развития сельского хозяйства. Современная техника применяется лишь в государственных и крупных европейских хозяйствах.

Выращивают разнообразные продовольственные культуры: из корнеплодов — маниок (ежегодный сбор в среднем за последние 10 лет — 500 тыс. т), батат и ямс (100 тыс. т), занимающие первое место по объему производства и распространению; из зерновых — кукурузу (5 тыс. т) и рис (3—5 тыс. т); культивируют также арахис (20 тыс. т), практически все овощи, известные в странах умеренных широт, фрукты (цитрусовые, ананасы, бананы, папайя, гуаява). На крайнем северозападе (Сембе — Сванке) выращивают какао (2 тыс. т), в лесных местностях Ниари и на северозападе впадины Конго — кофе (2 тыс. т), в районах Плато и Пул — табак (1 тыс. т). Внедрение товарных, в том числе экспортных, культур в африканские хозяйства не внесло существенных изменений в традиционные агротехнические методы; малые размеры участков позволяют большинству хозяйств обходиться без наемной рабочей силы. Особое место занимает сахарный тростник (500 тыс. т в год). Выращивание его на плантациях агропромышленного комплекса «СИА — Конго» (ныне государственное предприятие) в долине Ниари за относительно короткий срок сделало Конго одним из крупных производителей сахара в Африке.

Крайне слабое развитие животноводства в Конго объясняется распространением мухи цеце на большей части территории, а также отсутствием традиций и навыков разведения скота у народов Конго. В стране насчитывается всего 50 тыс. голов крупного рогатого скота (1976 г.), 153 тыс. овец и коз, 44 тыс. свиней; почти все поголовье сосредоточено в долине Ниари и в районе Пул. В настоящее время развитию животноводства придается большое значение. Создаются крупные государственные фермы и ранчо, скот разводят также в смешанных хозяйствах европейских колонистов. Небольшие стада крупного рогатого скота содержатся в мелких африканских хозяйствах: крестьяне получают от Службы животноводства одного быка, 4—5 коров, а через несколько лет расплачиваются за них молодняком и становятся собственниками скота. Несмотря на малое пока поголовье скота, товарная оривается доля африканцев. Основной район лесозаготовок — Ниари. Определенное внимание начинают уделять обогащению и более рациональному использованию естественных лесных ресурсов, а также искусственным лесонасаждениям (главным образом эвкалиптовых и хвойных тропических пород для обеспечения сырьем бумажной промышленности).

В хозяйстве конголезцев большое место сохраняют охота и рыболовство. В рационе питания многих районов рыба и дичь — основные белковые продукты. С 60х годов существенную роль начинает играть промышленное морское рыболовство. Улов рыбы составляет примерно 40 тыс. т в год (35 тыс. т рыбы вылавливают в море и 5 тыс. т — в пресных водах).

По сравнению со многими странами Африки Конго выделяется более значительной ролью промышленности в хозяйстве. Добывающая промышленность до недавнего времени ограничивалась старательской добычей золота и разработкой небольших месторождений свинцово медноцинковых руд. Нефтяное месторождение Пуэнт-Индиенн, эксплуатируемое с 1960 г., практически истощено. В последнее десятилетие началось ускоренное развитие горнодобывающей промышленности, что связано с разработкой богатых месторождений калийных солей в Олле (к северу от Пуэнт-Нуара) и месторождений нефти в зоне прибрежного шельфа. Добыча калийных солей фирмой «Компани-дэ-потас-дю-Конго» (КПК) составляла 444 тыс. т в 1973 г. В 1970 г. фирма «ЭЛФ— Конго» начала экспериментальную разработку подводного месторождения нефти «Эмерод», где в 1973 г. было добыто 2 050 тыс. т. В последнее время началась разработка нового подводного месторождения Лоанго фирмой «Ад жип». В мировом масштабе добыча нефти в 2—3 млн. т — величина небольшая, но ее значение для Конго трудно переоценить. Недаром здесь говорили о «нефтяном буме». Экспорт нефти стал новым источником крупных валютных поступлений, а следовательно, и финансирования создаваемых промышленных предприятий, новых отраслей экономики. В 1974 г отчисления в госбюджет нефтяной компанией «ЭЛФ—Конго» составили ¾ всех бюджетных поступлений.

Ведущее место в энергетическом балансе занимает электроэнергия. Богатейшие гидроэнергетические ресурсы страны используются пока слабо. Почти половина установленных мощностей электростанций общего пользования приходится на ГЭС Джуэ (15 тыс. кВт). Работают также ТЭС Браззавиль, Пуэнт-Нуар, Лубомо, Жакоб. Общее производство энергии — 98,6 млн. кВтч (1974 г.). Кроме того, такие крупные общества и предприятия, как «СИА—Конго» в Жакобе, КПК в Олле, цементный завод в Лутете и другие, имеют свои ТЭС.

Из отраслей обрабатывающей промышленности главную роль играет пищевкусовая, представленная сахарными заводами Мутелы и Жакоба, пивоваренными заводами и заводами газированных и фруктовых вод Браззавиля и Пуэнт Нуара, сигаретной фабрикой, предприятиями по производству пальмового и арахидного масла, мыла. Лесо-обрабатывающая промышленность насчитывает около 20 лесопильных и фанерных заводов, обрабатывающих среди прочих пород древесину ценного дерева окуме. Свыше 10 предприятий производят строительные материалы, среди, них основное — цементный завод Лутете (52 тыс. т в 1976 г.). В Кинсунди (пригороде Браззавиля) сооружен крупный государственный текстильный комбинат СОТЕ КСО. Предприятия химической промышленности Браззавиля и ПуэнтНуара производят кислород и ацетилен, парфюмерные и косметические изделия, краски и инсектициды, изделия из пластмасс. Следует отметить также металлоремонтные предприятия ПуэнтНуара, новую судоверфь Браззавиля.

Многие предприятия обрабатывающей промышленности были созданы еще в колониальный период в расчете на рынки стран бывшей Французской Экваториальной Африки. В настоящее время осуществляется промышленная координация в рамках Таможенного и экономического союза стран Центральной Африки (ТЭСЦА), в который входит Конго; эта координация, однако, нередко наталкивается на своеобразный экономический национализм странчленов, на стремление каждой из них развивать свою, зачастую однотипную промышленность.

Существующие система и конфигурация транспортной сети сложились в 30х годах XX в. Характерно, что созданию автомобильных путей предшествовало сооружение железной дороги Конго — Океан (1921 —1934 гг.), соединившей Браззавиль с Пуэнт-Нуаром. 517 км этой дороги проложены через горы Майомбе, заболоченные пространства, труднопроходимые леса и саванны практически без применения техники; даже туннели в скалах Майомбе прорыты вручную, лишь с помощью лома и молота. Строительство этой железной дороги — трагическая страница в истории Конго, отмеченная гибелью десятков тысяч африканцев от непосильного принудительного труда, голода, истощения, болезней. Но сооружение дороги оказало большое влияние на развитие хозяйства страны. В 1959— 1962 гг. построена железная дорога фирмы «Комилог» для вывоза марганцевой руды из Габона через порт ПуэнтНуар: от рудников Мванды до пункта Мбин да— канатная дорога (76 км), а далее железная дорога до соединения с главной магистралью Конго—Океан в пункте МонБело. Грузооборот железной дороги Конго — Океан в 1972 г. составлял 3,7 млн. т (из них 1,9 млн. т — транзит «Комилог»). Общая протяженность основных железных дорог — 795 км.

Значение существующих в стране автомобильных дорог огромно. Но прохождение их по слабо освоенным районам снижает экономическую эффективность автомобильного транспорта. Общая протяженность дорог — 8,3 тыс. км, из них с битумным покрытием — 444 км. Основные дороги: ПуэнтНуар — Браззавиль — Весо, Лубомо — граница с Габоном, ПуэнтНуар — граница с Анголой, ПуэнтНуар — устье р. Квилу — граница с Габоном. В настоящее время осуществляется модернизация главной оси — ПуэнтНуар — Браззавиль — Весо.

Весьма разветвленная речная сеть создает прекрасные предпосылки для развития водного транспорта. Судоходные линии по Конго — Убанги и Конго — Санге играют важную роль в осуществлении межгосударственных связей; внутренние водные пути особенно важны в районе впадины Конго — по рекам Нке ни, Алима, Куйю и Ликвала. Главный речной порт — Браззавиль, находящийся на перекрестке водных, железнодорожных, автомобильных и воздушных путей; грузооборот его — около 500 тыс. т.

Порт ПуэнтНуар — конечный пункт трансэкваториального пути, образуемого железной дорогой Конго — Океан, р. Конго и ее притоком Убанги. Он создан в 1934— 1942 гг. как крупный современный океанский порт. Здесь сооружены специализированные глубоководные причалы, в частности лесной, нефтяной, рыболовный, пассажирский. С 1962 г. функционирует специальный причал по отгрузке габонской марганцевой руды; в 1969 г. в 3 км от основного порта сооружен причал для экспорта калийных солей. Грузооборот порта возрос со 100 тыс. т в 1946 г. до 3,3 млн. т в 1973 г.

История развития воздушного транспорта Конго началась лишь после второй мировой войны. Теперь он имеет первостепенное значение в международных пассажирских и почтовых перевозках, а в последние годы его роль стала существенной и во внутренних связях. В Конго 45 аэродромов, но большинство их имеют лишь взлетнопосадочные грунтовые полосы для легких самолетов.

В Браззавиле и Пуэнт-Нуаре созданы крупные современные аэродромы международного класса. Практически вся транспортная сеть находится в ведении крупнейшего государственного общества АТС ( «Ажанс Трансконголез дэ коммюника сьон»).

Сложившаяся в колониальный период структура хозяйства предопределила подчиненное положение Конго в системе международного разделения труда и большую зависимость страны от внешней торговли. Как и все развивающиеся страны, Конго вывозит преимущественно сырьевые товары. До недавнего времени ведущее место в экспорте занимал круглый лес (60—70% стоимости). Экспортируется также часть продукции обрабатывающей промышленности — главным образом в страны Таможенного и экономического союза Центральной Африки (сахар, цемент, пиво, сигареты, мыло). В последние годы примерно половина лесной продукции обрабатывается в стране и поступает на внешние рынки в виде фанеры и пиломатериалов. С 1972—1973 гг. особое место в экспорте заняла продукция добывающей промышленности — калийные соли, нефть. Свыше 80% стоимости экспорта приходится на лес, лесоматериалы и нефть.

Структура импорта Конго примерно такая же, как и большинства стран Африки. Ускоренное развитие национальной экономики, в частности промышленное и транспортное строительство, предопределяет значительную долю импорта машин и оборудования, стоимость которых в отдельные годы достигает половины стоимости импорта. В импортируемом сырье и полуфабрикатах преобладают товары производственного назначения (металлы, стройматериалы, удобрения), в импорте продовольствия — молочные и мясные продукты, консервы, мука, вина.

Главным поставщиком промышленных товаров на конголезский рынок остается Франция; на нее приходится больше половины стоимости импорта; ее доля в экспорте в 3,5 раза меньше. Ассоциация Конго с «Общим рынком» привела к резкому увеличению торговли с его странамичленами (свыше 20% импорта и 40% экспорта). Важное место во внешней торговле занимают страны ТЭСЦА, с которыми у Конго положительное сальдо торгового баланса.

За последние годы страна значительно расширила круг своих торговых партнеров. Она заключила соглашения о торговле и экономическом и техническом сотрудничестве с социалистическими странами.