Книги, статьи, материалы /ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА /Население и культура Заира

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо от US 1350

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (08.02 - 20.02.2018)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (23.02 - 09.03.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (16.05 - 29.05.2018)
Таинственная страна Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (19.06.-25.06.2018)
Сафари и рафтинг

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА (05.07 -20.07.2018)
Активное путешествие по островам

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2018)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2018)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2018)
Дикий животный мир Восточной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2018)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2018)
Акулы юга Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ (23.10 - 31.10.2018)
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2018)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 18.11 2018)
Восхождение на Рорайму


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА Население и культура Заира

Население и культура Заира

По численности населения Заир занимает пятое место на континенте после Нигерии, Египта, Эфиопии и ЮАР. Ежегодный прирост населения — 2,8%. Средняя плотность населения Заира (11 человек на 1 кв. км) примерно та же, что и по континенту в целом. Для Заира характерно очень неравномерное распределение населения по территории. На большей части плотность ниже средней. Практически не заселена зона лесов, где на 1 кв. км приходится 1 человек. В других районах плотность населения выше. Восточное приозерье заселено более других частей: здесь на 1 кв. км проживает порой до 100 человек. На юге Шабы плотность вдвое ниже, но все же достаточно высока. Примерно такая же плотность (в среднем 50 человек на 1 кв. км) в Нижнем Заире и Бандунду. В северных районах на 1 кв. км проживает около 30 человек.

Даже в сравнении с другими странами Тропической Африки, для которых характерна этническая пестрота, этнический состав Заира отличается большой сложностью. Антропологически все населяющие Заир народы — а их насчитывается более 200—относятся к негроидной расе.

Из трех языковых общностей — банту, адама-восточной и нилотской — наиболее распространены языки банту. На этих языках говррит 85% заирцев. В Нижнем Заире и в бассейне р. Квилу живут народы баконго, бапенде, баквезе, баяка, бавили, байомбе, басуку; вверх по течению р. Заир и ее притоков — народы басаката, бакомо, бадзинг и близкие к ним по языку батеке; вдоль среднего течения р. Заир расселились бангала (один из самых крупных народов банту Конго), а далее на восток оба берега реки заселяют народы нгомбе, мбуджа, локеле, мабин джа. В густых лесах к востоку от Кисангани живут народы бабира, барега, ваге ниа. Всю центральную часть бассейна Заира населяют народы группы монго нкунду. Южные и юговосточные районы заселены балуба, батетела, бемба, бакуба, лулуа, вачокве. На востоке страны живут баньяруанда, барунди, баньоро, бакон джо.

Языки банту в пределах Заира многочисленны. Говорящие на них народы проживают в разных, нередко далеко отстоящих один от другого районах, вследствие чего возникло немало диалектов. И все же эти языки имеют много общего в грамматическом строе и словарном фонде. Наибольшее распространение получили четыре языка банту: киконго (в Нижнем Заире), лингала (в среднем течении р. Заир), суахили (в восточных районах страны) и чилуба (на юге и юговостоке). Они широко используются в общественной жизни страны: на них выпускают газеты, журналы, ставят пьесы, ведут радио и телепередачи.

Банту Заира издавна занимаются земледелием. Они практикуют подсечноогневую систему земледелия. Расчистка участков— дело мужчин; обработка полей, посев, уход за растениями, сбор урожая выпадают на долю женщин. Сохраняется общинная собственность на землю, хотя в экономически развитых районах значительное распространение получила частная собственность на землю. У банту, живущих в зоне экваториальных лесов, основные сельскохозяйственные культуры — маниок, ямс, тыква, перец, а у банту, расселившихся в саванне, кроме того, рис, просо, кукуруза, бобы, арахис.

Изза широкого распространения мухи цеце большинство банту не разводят крупный рогатый скот и занимаются разведением коз, овец, домашней птицы. Крупный скот держат лишь банту, проживающие в восточных районах страны. Охота играет определенную роль как источник получения мяса и животных продуктов только у тех народов банту, которые живут в глухих районах экваториального леса.

Немаловажным видом хозяйственной деятельности у банту издавна стала рыбная ловля. Для некоторых народов банту рыболовство — главный источник существования. Женщины и дети нередко ловят рыбу просто руками, мужчины используют для этой цели сети. Самыми искусными рыболовами слывут вагениа.

Они ловят рыбу в стремнинах близ водопадов Стэнли. Отдельные участки реки перегорожены своеобразными плотинами из жердей, к которым с помощью лиан привязывают конусообразные верши. Чтобы выбрать попадающую в них рыбу, вагениа объезжают места установки вершей на лодках, ловко управляя ими в бурном потоке, или добираются до вершей по горизонтальным жердям, расположенным на 3—4метровой высоте от поверхности воды. Выловленную рыбу сушат и коптят для длительного хранения.

Пища банту состоит в основном из растительных продуктов и рыбы. Мяса они едят мало, молочные продукты вовсе не входят в их рацион. Из маниока делают муку, используемую для выпечки хлеба, приготовления каши. Весьма популярен арахис: его едят в сыром виде, варят, используют для приготовления хлеба и некоторых других блюд. Банту считают своим любимым блюдом пудинг юума, приготовленный из бананов, маниоковой муки, арахиса, пальмового масла и специй. Из напитков самым популярным остается пальмовое вино, употребляется и настойка из. сахарного тростника.

Банту предпочитают строить свои деревни ближе к путям сообщения. Большие деревни тянутся вдоль дороги или реки на 1—2 км. В таких деревнях насчитывается до 500 домов и число жителей достигает 3 тыс. В маленьких деревнях бывает #е более 20 хижин и живет 50—60 человек. Самый распространенный принцип расположения домов в деревне— несколько параллельных рядов. Но есть и другой тип: дома в деревнях балуба располагаются в один ряд по обе стороны дороги.

Чаще всего банту строят прямоугольные дома. Крыши делают двух или четырехскатные, материалом для них служат пальмовые листья, тростник или трава. Никакой дождь не страшен такой крыше.

Банту Заира— большие мастера по выплавке и обработке металла. Не меньшего совершенства достигли они в обработке дерева, плетении, ткачестве и других ремеслах. Украшением многих музеев мира и частных коллекций служат деревянные статуэтки, выполненные резчиками бакуба; разнообразная резная мебель вачокве; ритуальные и декоративные маски бапенде; искусно орнаментированные деревом или слоновой костью музыкальные инструменты баконго и балунда; деревянные мужские и женские фигурки, выполненные мастерами балуба с использованием растительных волокон; подвески из слоновой кости и так называемые «трости словопрений»— деревянные жезлы, украшенные фигурками предков,— работы умельцев баяка; танцевальные уборы из волокна пальмы рафии и птичьих перьев, сделанные басаката; многочисленные и разнообразные изделия кузнецов балунда и некоторых других У некоторых народов банту распространены круглые, а не прямоугольные хижины. Вачокве и балунда делают над своими круглыми домами конические крыши и ставят дома по кругу, цен!ром которого служит «дом собраний», где собираются мужчины для обсуждения вопросов деревенской жизни народов банту: копья, метательные топоры, скребки, ножи, мотыги. Из окрашенной соломы изготовляются различные по рисунку корзины, циновки, а из тыквы — легкая и прочная посуда — калебасы. Безвестные художники умело расписывают их, превращая предметы повседневного домашнего обихода в настоящие произведения искусства.

Бантугорожане чаще всего исповедуют христианство, тогда как крестьяне в массе своей остаются приверженцами традиционных анимистских верований. Среди них распространены представления о душе, духах предков и духах природы — покровителях рода, деревни, семейного очага. Духов умерших предков почитают повсеместно. В деревнях ставят специальные хижины, где, по поверью, эти духи обитают. Считается, что духи предков продолжают жить, оставаясь членами общины; их надо почитать и снабжать пищей, тогда можно рассчитывать на их помощь в случае эпидемий, неурожая.

Второе место по численности после народов банту занимают народы, говорящие на различных языках адамауавос точной подгруппы. Их насчитывается в Заире более 2,5 млн. человек, т. е. почти 10% населения страны. Населяют эти народы северные районы Заира, и появились они здесь, по мнению ученых, в XVI в. Самые многочисленные среди этих народов — азанде. Расселились они в междуречье Нила и Конго (Заира). Юго восточнее, в бассейне р. Уэле, живет группа народов морумангбету. К западу от азанде живут гбайя, нгбака, банда, а к востоку — балеса, бал и. Некоторые суданские народы (барумби, мба) живут на территории расселения банту.

Эти народы Заира, как и их соседи, сохранили свою традиционную культуру. Они искусно изготовляют глиняную и деревянную посуду, владеют техникой плавки и обработки металла. Известны они и своим умением строить фортификационные сооружения, изготовлять оружие, в частности пинга — метательные ножи.

Мангбету достигли большого совершенства в украшении жилищ, общественных построек. В местечке Ниангира (Верхний Заир) сохранился наиболее яркий образец этого искусства— «здание суда», стены которого расписаны многоцветными композициями из изображений крокодилов, змей, рыб, символизирующими мудрость предков. С большим искусством мангбету делают деревянную мебель, украшая ее железными пластинами. Живописны танцы мангбету, сопровождаемые оркестром из деревянных гонгов, металлических колокольчиков, рожков из слоновой кости, кожаных муфт и барабанов. Эти же музыкальные инструменты, а также своеобразные ксилофоны и арфы распространены и у других суданских народов Заира.

Азанде, мангбету и другие народы этой подгруппы поклоняются духам природы, духам предков, верят в гадания, опасаются вредоносного колдовства — мангу и чтут колдовство благотворное — нгуи.

Хижины в деревнях этих народов только круглые, под начинающимися почти от самой земли коническими крышами. Непременно, как и у банту, в каждой деревне есть «дом собраний», но здесь это сооружение под односкатной, а не двускатной крышей. Своеобразны по форме и общественные зернохранилища: они цилиндрические, накрыты маленькими коническими колпакамикрышами. Хижины, принадлежащие одной большой семье, ставят по кругу, чтобы в центре образовался общий внутренний двор. Эти народы Заира — земледельцы; они выращивают сорго, просо, кукурузу, маниок. В меньшей мере они занимаются разведением скота.

Далее по численности населяющих Заир народов следуют нилоты: алур, бари, бонго, мади, лого. Большая их часть живет в соседних странах, а в Заире они расселились в районах, граничащих с Суданом и Угандой. Говорят нилоты на схожих между собой языках. Главное занятие нилотов — скотоводство.

Хотя скота у нилотов достаточно, мясо в пищу идет редко. Из молока приготовляется сыр, масло. Кукурузу и просо используют для выпечки лепешек. Нилоты научились из некоторых дикорастущих растений получать путем длительной обработки пищевую соль. Умело выделывают они кожи, плетут корзины и циновки, изготовляют глиняную посуду. Из стволов деревьев нилоты выдалбливают прочные и устойчивые лодки. Жилища в деревнях нилотов конической формы. Стены делают из глины, для изготовления каркаса крыши используются прутья, сама крыша соломенная или из пальмовых листьев.

В тропических лесах северной части страны живут пигмеи: племена эфе, басуа, бакве, бамбути, акка, батва, бабинга и др. Ученые полагают, что пигмеи поселились в бассейне р. Заир задолго до других народов, а некоторые исследователи считают пигмеев аборигенами этих мест. Говорят пигмеи на языках своих соседей — банту и адамауавосточ ных. Они ведут весьма обособленный образ жизни, хотя и вступают в хозяйственные связи с соседними народами, обменивая продуктьгохоты на земледельческие — бананы, маниок, просо.

Свои деревушки пигмеи ставят в глубине леса, часто переселяются с места на место. Жилищем им служат шалаши, сооружаемые из пальмовых листьев. Несмотря на кажущуюся неказистость, эти шалаши сделаны очень прочно и представляют собой хорошее укрытие от тропических ливней. Домашнюю утварь пигмеи изготовляют только из растительного материала — листьев и коры деревьев. Нередко это предметы однократного употребления.

Основное занятие пигмеев — охота и собирательство. С примитивным оружием мужчины смело идут на самых крупных зверей. Убитое животное является достоянием всей общины. Собирательством заняты женщины и дети. Никогда не выходя за пределы своего участка леса, они отыскивают съедобные коренья, траву, кору, листья деревьев и кустарников; весь этот «урожай» делится поровну между семьями. Продукты собирательства идут в дищу в сыром виде или вареными, из них приготовляют различные блюда.

Пигмеи поклоняются духам, верят в колдовство. Обрядовые церемонии играют большую роль в их повседневном быту. Пигмеи музыкальны, любят танцы и пляски, в которых прославляют своих предков и мифических героев.

Неафриканцы составляют менее 1% населения Заира. Это, как правило, европейцы — технические специалисты, чиновники, торговцы, предприниматели, служители культов. Значительный отток европейцев произошел в первой половине 60х годов. В последующем стал меняться и профессиональный состав неафриканского населения, поскольку к предпринимательской деятельности и, особенно к службе в государственном аппарате, начали привлекаться местные граждане.

Экономически активное население, т. е. лица в возрасте от 15 до 60 лет, составляет немногим более половины населения страны и распределяется по отраслям хозяйства примерно следующим образом: в сельском хозяйстве, рыболовстве и охоте занято 72%, в промышленности—13 (в том числе 3% —в горнодобывающей), в строительстве— 3, на транспорте и предприятиях связи — 2, в торговле, сфере услуг и прочих видах деятельности— 10%. Эти данные свидетельствуют о том, что в 70х годах экономика страны сохраняла аграрносырьевую направленность, но общая тенденция перераспределения трудовых ресурсов говорит о развитии промышленности и увеличении управленческого аппарата.

Крестьяне составляют немногим менее % населения Заира. Среди них численно преобладают общинники. В глубинных районах страны и поныне сохраняется натуральное и полунатуральное хозяйство. В деревне господствует традиционный уклад жизни. Современная культура проникает очень медленно. Школ не хватает, сельские жители неграмотны, больниц мало.

Проникновение товарноденежных отношений, наблюдаемое в местностях, прилегающих к крупным городам, промышленным центрам и основным путям сообщения, не очень изменило сельский быт, но вызвало численный рост зажиточной прослойки деревенского населения. Это прежде всего вожди племен, родовые и деревенские старейшины, а также представители традиционной знати — служители местных культов и знахари. Вожди и старейшины смогли обзавестись личными хозяйствами и эксплуатировать в них как своих домочадцев, так и других крестьян. Они использовали для этого традиционное право распоряжаться общинной землей и трудом соплеменников. Денежные средства, необходимые для ведения хозяйства, вожди и старейшины получали чаще всего за службу в колониальной администрации. В период независимости из среды вождей и старейшин выдвинулись лица, ставшие владельцами плантаций и небольших предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья.

Еще одну прослойку деревенского населения составляют наемные рабочие — сельскохозяйственный пролетариат, сезонники, периодически уходящие на заработки. В 20—30х годах с развитием промышленного производства среди крестьян начали вербовать рабочих для новых отраслей хозяйства. Вплоть до конца 30х годов вербовки проводились принудительным путем.

На рубеже 30—40х годов в стране начал формироваться рабочий класс. Ныне по числу лиц наемного труда Заир занимает одно из первых мест в Африке. Это не только многочисленный отряд сельскохозяйственных рабочих, но и фабричнозаводские рабочие, горняки, транспортники, строители, чиновники, служащие различных контор и банков, разнорабочие в сфере обслуживания, учителя, медики, военнослужащие, прислуга. Среди промышленных рабочих все более увеличивается прослойка высококвалифицированных специалистов. В основных промышленных районах страны доля индустриального пролетариата составляет уз лиц наемного труда.

В социальном плане современное заирское общество все более дифференцируется. Торгово-ремесленническая и сельская буржуазия, по преимуществу мелкая и средняя, стала складываться в стране еще в колониальный период. Тогда же возникла очень немногочисленная группа состоятельных лиц — оптовых торговцев, владельцев плантаций, небольших полу ремесленных предприятий, связанных с иностранными фирмами. За годы независимости страны местная буржуазия изменилась прежде всего структурно. В период колониального господства африканцев не допускали в ведущие и наиболее доходные отрасли экономики; после завоевания независимости они смогли проникнуть в промышленное производство, а из чиновников и администраторов государственного аппарата сложилась так называемая бюрократическая буржуазия. Жизненный уровень заирских трудящихся— один из самых низких в Африке. Минимальная заработная плата рабочего в 3—4 раза ниже, чем в ряде других африканских стран; ее увеличение было незначительным и не поспевало за повышением цен и девальвацией национальной валюты. Рост денежной выручки кре стьянинаобщинника, составлявшей неских городов перешли рубеж 100тысячного населения, к началу 80х годов таких городов станет еще больше. Доля городского населения достигает почти 30%. Важную роль в жизни страны играют центры областей. Эти города — и прежде всего Киншаса — выполняют административные функции, в них размещены многие промышленные предприятия.

Значительна роль городов и как центров развития культуры и науки. В них сосредоточены научноисследовательские институты, высшие учебные заведения, просветительные учреждения, редакции газет и журналов, центры радиовещания и телевидения. Преподавательскую работу ведут Национальная школа музыки и драматического искусства* архитектурные курсы и курсы по подготовке административных работников, педагогические училища.

Сегодняшняя городская культура, уходящая корнями в традиционное народное искусство, представлена многими талантливыми художниками, скульпторами, чеканщиками, резчиками, а также литераторами и артистами. Д. Мутомбо, А. Boамба, А. Бокванго и другие писатели в своем творчестве нередко обращаются к историческим сюжетам, обрабатывают народные предания, сказки. В городах организуются танцевальнопесенные фольклорные ансамбли, самодеятельные театры. В 1969 г. создана профессиональная Национальная театральная группа. В театрах особым успехом пользуются пьесы о героическом прошлом народов Заира, их борьбе против колониального угнетения. В послевоенный период городская культура сыграла немалую роль в пробуждении самосознания народа. Многие деятели заирского искусства известны за пределами страны, некоторые из них удостаивались международных художественных премий. Произведения П. Лу мумбы, Ж. Балути, А. Боламбы, Э. Дон гала, Ж. Китиквы и других заирских поэтов и прозаиков переведены на русский язык.