Книги, статьи, материалы /ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА /Внутренние различия и города Заира

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В АФРИКУ и не только (с русскоязычными гидами):


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2017)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2017)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2017)
Акулы юга Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2017)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2017)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО БАНГЛАДЕШ И НЕПАЛУ (11.02 - 27.02.2018)
Два азиатских тигра

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (23.02 - 09.03.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (16.05 - 29.05.2018)
Таинственная страна Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (19.06.-25.06.2018)
Сафари и рафтинг

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА (05.07 -20.07.2018)
Активное путешествие по островам

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2018)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2018)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2017)
Дикий животный мир Восточной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2018)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ (23.10 - 31.10.2018)
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 18.11 2018)
Восхождение на Рорайму


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА Внутренние различия и города Заира

Внутренние различия и города Заира

Территория Заира протянулась с севера на юг и с запада на восток более чем на 2 тыс. км. В стране имеются районы, выделяющиеся высокой плотностью населения, четко сложившейся хозяйственной специализацией. В то же время значительные пространства (северной и особенно центральной части) заняты лесами и еще слабо освоены человеком. Условной границей между ними можно считать 4° ю. ш.

Районы активного хозяйственного развития занимают значительные территории в административных областях Нижний Заир, Бандунду, Шаба, Киву, Западное Касаи и на граничащих с ним участках территории Восточного Касаи. На них приходится около Уз территории страны и ⅔ ее населения. Здесь расположены наиболее крупные города и промышленные центры.

В стране сложились два ведущих района промышленного производства: Шаба — центр добывающей промышленности и Нижний Заир — район, в котором представлены все имеющиеся в стране отрасли обрабатывающей промышленности.

Богатством недр Нижний Заир не может сравниться с Шабой. Сырье для его промышленных предприятий поставляют другие районы страны. Однако здесь имеются немалые запасы бокситов, нефти, возникли новые для страны отрасли про проживает свыше 2,5 млн. человек (1977 г.). Ныне это один из крупнейших городов Тропической Африки. Он возник в конце XIX в. из нескольких маленьких деревушек (одна из них дала городу его нынешнее название) и укрепленного лагеря, основанного здесь Г. Стэнли в ноябре 1881 г. Поначалу город, называвшийся до середины 60х годов Леопольдвилем, рос очень медленно. Только в 1926 г. он был объявлен административным центром бельгийской колонии. Однако и это не очень ускорило его развитие: к середине 30х годов в нем проживало всего 25 тыс. человек. В год провозглашения независимости страны город насчитывал 380 тыс. жителей. За последующие полтора десятилетия его население увеличилось более чем в 5 раз. Быстрый и стихийный рост Киншасы обострил многие социальные проблемы современного капиталистического города, от которых он страдал. Нефтеперерабатывающая, черная металлургия, в перспективе возможно развитие цветной металлургии. Особое значение Нижний Заир приобретает как поставщик электроэнергии (в связи со строительством ГЭС Инга).

Центром тяготения всей хозяйственной жизни Нижнего Заира стала Киншаса — столица страны, ее главный промышленный и транспортный узел. С внешним миром Заир связан прежде всего через этот город.

Киншаса расположена примерно в 500 км от океанского побережья и протянулась вдоль реки на 25 км. Здесь прежде: жилищную, транспортную, санитарную, трудоустройства. Особенно остро они ощущаются в кварталах бедноты, где обитают рабочие и безработные, ремесленники и мелкие торговцы.

Центр и бывшие европейские кварталы вполне современны. Здесь высятся многоэтажные здания, чаще всего строгой архитектуры, но порой весьма причудливые и оригинальные. Среди них выделяются облицованное керамической плиткой и крытое медью административное здание компании «Созаком», комплекс зданий национального радио и телевидения. В центре города находится кафедральный собор св. Анны, построенный в 1919 г. в неоготическом стиле. Вокруг собора разбит парк, расположено несколько выполненных в том же стиле и составляющих единый ансамбль зданий. Широкие улицы центра обсажены деревьями, между домами много тенистых лужаек. Красива главная магистраль города — Бульвар 30 июня. Нередко улицы пересекаются под острым углом, образуя своеобразной конфигурации площади. Торцовые части зданий на таких перекрестках часто имеют закругленную форму.

С самой высокой точки столицы, горы Нгалиема, открывается вид на город. Река здесь очень широкая, но на противоположном берегу отчетливо виден Браззавиль — столица соседней Народной Республики Конго. Между Киншасой и Браззавилем установлено паромное сообщение. Катера с мощными двигателями не без труда преодолевают сильное течение и от пристани к пристани ходят по большой дуге. С горы Нгалиема можно увидеть самую широкую в нижнем течении часть реки — ПулдеМалебо, а в другом направлении — первые пороги водопадов Ливингстона. На горе Нгалиема расположены правительственные учреждения, комплекс зданий, предназначенных для проведения международных конференций. Неподалеку сооружена скуль птурноархитектурная композиция в память о заирцах, которые в конце XIX в. с оружием в руках защищали свою землю от колонизаторов. В центре композиции — установленная на постаменте медная фигура африканца с копьем и щитом в руках.

В одном из кварталов, расположенных на берегу р. Конго (Заир), находится увенчанное куполом здание парламента и неподалеку — здания ряда министерств. В Бинзе, квартале дорогих вилл высшего чиновничества и предпринимателей, построен Мраморный дворец — резиденция для прибывающих в страну глав иностранных государств. В этом же квартале расположена «Окапи» — одна из самых оригинальных гостиниц Киншасы: комплекс одноэтажных домиков, соединенных крытыми галереями.

Киншаса — крупный промышленный, транспортный и культурный це^тр. В городе имеются прядильноткацкие и ко жевеннообувные предприятия, предприятия по производству стройматериалов, химические комбинаты, фабрики по изготовлению мебели и предметов домашнего обихода, здесь почти полностью сосредоточено производство пластмассовых изделий. Действуют шинный и недавно построенный автотракторный заводы. Различными видами транспорта столица связана с основными городами и районами страны. Важную роль играет Киншасский речной порт.

Неподалеку от города на плато Ким венза раскинулись корпуса Киншасского отделения Национального университета Заира. На его 10 факультетах обучается свыше 3 тыс. студентов. Здесь действует ряд научноисследовательских институтов, центр ядерных исследований, располагающий двумя атомными реакторами, библиотеки, историкоэтнографический музей. В Киншасе находятся другие учебные, научные и культурные учреждения. Руководство всей научной работой в стране осуществляет Институт научных исследований. В столице работают Государственный архив Заира, Национальная публичная библиотека, библиотека партии НДР, Агентство печати, сеть больниц и диспансеров. На городском стадионе, вмещающем 80 тыс. зрителей, проводятся спортивные и прочие массовые мероприятия.

Административный центр облает Нижний Заир — Матади (около 150 тыс. жителей) — является основным морским портом страны. На языке киконго «матади» означает «камень». Название городу дано не случайно: он расположен в 137 км от океана на скалистом берегу р. Конго. Вдоль берега разместились портовые сооружения, сразу же за ними — железнодорожная станция и торговый центр. Далее улицы круто уходят вверх и начинаются богатые кварталы; обособленно разместились районы, заселенные городской беднотой.

Промышленность города представлена деревообрабатывающими и химическими предприятиями, крупнейшим в стране мукомольным заводом. В Матади имеется рыболовецкий порт.

Здесь же в Нижнем Заире расположены два других морских порта. Город порт Бома (90 тыс. жителей) был столицей средневековой империи Сонго. С 1886 по 1926 г. здесь находилась администрация бельгийской колонии. Как порт он специализируется на вывозе продуктов сельского хозяйства. В городе работают предприятия пищевой, маслодельной и химической промышленности. Западнее в одной из бухт океанского побережья расположен морской порт Банана, в котором предполагается соорудить глубоководные причалы.

На пути из Киншасы в Матади находится город Нгунгу (84 тыс. жителей). Это значительный торговый и промышленный центр Нижнего Заира, здесь работают самые крупные в стране железнодорожные мастерские.

Шаба — кладовая полезных ископаемых — стала главным районом добычи и переработки минерального сырья, на базе которого возник ряд отраслей обрабатывающей промышленности. В Шабе самая густая сеть железных дорог, У3 из которых электрифицирована. С введением в строй ряда новых объектов — ГЭС Инга, линии электропередач Нижний Заир—Шаба, а в последующем железной дороги Илебо—Киншаса — юговосточный промышленный район, существовавший с колониальных времен в значительной мере самостоятельно, все более интегрируется в общенациональную экономику.

В Шабе несколько крупных городов и промышленных центров. Самый значительный из них — административный центр области город Лубумбаьии. Прибывающие сюда самолеты совершают посадку в аэропорту Луано, из которого в город ведет автострада Патриса Лумум бы. В непосредственной близости от аэропорта под сенью высоких деревьев стоит небольшой фермерский дом, где в январе 1961 г. была учинена расправа над главой первого национального правительства.

Лубумбаши в течение многих десятилетий был вторым по числу жителей городом Заира. Теперь в нем насчитывается 330 тыс. жителей, и он стоит на третьем месте. До 1966 г. город назывался Элизабетвилем и в истории страны известен как место пребывания катангских сепаратистов и штабквартиры их хозяев — компании ЮМОК. Город возник в начале XX в. и рос вместе с развитием добычи полезных ископаемых. После Киншасы Лубумбаши — второй по значению промышленный и культурный центр страны. Здесь находятся самый большой в Заире медеплавильный завод, химические заводы, действуют предприятия пищевкусовой, текстильной промышленности, расположено множество мастерских. Различными видами транспорта город связан не только с внутренними районами страны, но и с соседними государствами.

В Лубумбаши находятся отделение Заирского университета, одно из трех педагогических училищ страны и один из двух заирских институтов горного дела, центр по изучению этнографии и африканских языков, а в 1965 г. создан центр по исследованию промышленного развития Центральной Африки. Достопримечательностями города являются красивая мечеть, кафедральный собор св. Петра и Павла. Внутренние помещения построенной в 1965 г. городской гостиницы украшены панно из меди, выполненными с большим мастерством заирскими чеканщиками. Местные художники и ремесленники пользуются широкой известностью, их приглашают оформлять здания и монументы в других городах страны.

Два других центра добычи меди в Шабе — Ликаси и Колвези — связаны с Лубумбаши железной дорогой и шоссе. Ликаси — второй по значению промышленный центр Шабы — расположен в живописной долине, где течет несколько мелких речушек, одна из которых дала название городу. Ликаси расположен на разных уровнях и состоит как бы из двух ярусов. В верхнем — торговый центр, жилые дома состоятельной части горожан, в нижнем находятся заводы. Ныне в Ликаси проживает более 150 тыс. человек. В городе действует центр научных исследований компании «Жекамин», открыт минералогический музей, в котором наряду с геологическими имеются ценные археологические экспонаты: древние слитки — эквиваленты денег, мотыги, молотки, металлические трубки мехи.

Колвези расположен на одном из самых высоких плато Шабы. Он стал быстро расти в конце 30х годов с введением в строй завода электролитической меди. Ныне в городе действуют также предприятия лакокрасочной и пищевой промышленности. В Колвези насчитывается около 80 тыс. жителей.

К северозападу от Шабы находится район алмазодобывающей промышленности — области Восточное Касаи и Западное Касаи. Обе области Касаи представляют собой большой сельскохозяйственный район. Население занимается здесь выращиванием продовольственных культур, разведением мелкого и отчасти крупного скота. (Частично продовольствие вывозится отсюда в прилегающие промышленные зоны Шабы.) Здесь нет важных промышленных центров. Но добыча алмазов обладает столь большой притягательной силой, что оба административных центра — Кананга и Мбужи Майи— заняли по численности населения второе и четвертое места в Заире.

Кананга (прежде Лулуабург) нынешнее свое название получил от имени одного из вождей лулуа, о котором народ хранит память как о добром и справедливом человеке. В середине 70х годов в городе проживало 450 тыс. жителей. Кананга — важный транспортный узел: через него проходит железная дорога, идущая от Илебо на крайний юговосток, а затем в Замбию. В городе интересный краеведческий музей, располагающий богатой коллекцией изделий местного ремесленного производства.

Мбужи-Майи (около 270 тыс. жителей) в колониальный период назывался Бак ванга, долгое время был провинциальным населенным пунктом. Лишь во второй половине 50х годов город стал расти за счет притока балуба, спасавшихся от разжигаемых колонизаторами этнических конфликтов с лулуа. Сразу же после провозглашения независимости местные сепаратисты при поддержке американобельгийской алмазодобывающей компании «Форминьер» объявили Баквангу столицей просуществовавшего два года «независимого горнорудного государства Южное Касаи». Ныне в МбужиМайи находится штабквартира государственной компании по добыче алмазов «Миба».

Кананга и Мбужи-Майи, несмотря на значительную численность населения, остаются провинциальными городами. Промышленности здесь, кроме нескольких пивоваренных и мукомольных предприятий, практически нет, современные кварталы маленькими островками лежат в море традиционных застроек деревенского типа.

В западной части области Западное Касаи на стыке железнодорожного, речных и автомобильных путей лежит один из самых важных транспортных центров Заира — город Илебо (40 тыс. жителей). Одновременно Илебо является центром знач ительного сельскохозяйственного района.

К районам активного хозяйственного развития относится расположенная в восточном приозерье область Киву — житница страны. Отсюда поступают многие продовольственные и технические культуры, как экспортные, так и потребляемые внутри страны, продукты животноводства и озерного рыболовства.

На востоке страны находятся два больших города — Букаву (150 тыс. жителей) и Калима (60 тыс.). Административный центр области Киву город Букаву возник после первой мировой войны из деревушки НьяЛукемба и сначала имел значение только как военный аванпост. С развитием здесь сельскохозяйственного производства Букаву превратился в значительный транспортный узел и центр большого аграрного района. К концу 50х годов в городе насчитывалось 30 тыс. жителей, возникли предприятия по первичной переработке сельскохозяйственного сырья, а также текстильная и мебельная фабрики, несколько небольших предприятий химической и металлообрабатывающей промышленности. Через Букаву по озеру Киву и автодорогам осуществляется связь Заира с восточно африканскими странами. Возросло значение Букаву и как научного центра. В 1947 г. здесь был основан Институт научных исследований Центральной Африки, располагающий сетью опытных ботанических и климатологических станций в разных районах страны. С 1962 г. работает институт горного дела.

Город Калима обязан своим развитием прежде всего тому, что стал конечным пунктом железной дороги, связывающей восточное приозерье с железной дорогой Камина — Кинду. Как и Букаву, Калима обеспечивает связь Заира со странами Восточной Африки. В Калима имеются предприятия пищевой и строительной промышленности, фармацевтические фабрики, судоремонтная верфь. Очень живописен маленький рыбацкий порт Калима, разместившийся в устье р. Лукуга. Целый день здесь дремлют, покачиваясь на волнах, десятки пирог и утлых суденышек. После захода солнца озеро Танганьика расцвечивается массой огней: рыбаки отправляются на ночную рыбную ловлю. Возвращаются они только утром, и их прибытие превращается в торжественный и красочный праздник, в котором участвуют все члены семей рыбаков.

Менее развита в экономическом отношении часть страны, расположенная к северу от 4° ю. ш. Это главным образом Верхний Заир и Экваториальная область. Огромные пространства заняты здесь лесами, но значительные площади освоены под сельское хозяйство. Произрастают масличная пальма и гевея, крестьяне выращивают хлопчатник, многие продовольственные культуры, держат коз, овец, домашнюю птицу. Коегде, особенно на северовостоке, получила развитие промышленность по переработке сельскохозяйственной продукции. Она тяготеет к нескольким городам, самый крупный из которых —Кисангани, административный центр области Верхний Заир.

Кисангани — один из старейших городов страны. Он был основан в 1883 г. Г. Стэнли и до 1966 г. назывался его именем. Развивался город медленно, хотя и был на протяжении всего колониального периода четвертым по величине городом страны. Ныне это пятый по численности населения город (250 тыс. жителей). Кисангани вошел в историю страны как один из центров активной антиколониальной и антиимпериалистической борьбы народов Заира. Здесь прошла значительная часть жизни и деятельности П. Лумумбы, здесь повстанцы в 1964 г. объявили о создании своей республики.

Город и его речной порт — один из крупнейших в стране — расположились на берегах р. Заир. В левобережной части находится станция железнодорожной ветки, связывающей Кисангани с городком У бунду в обход порожистого, несудоходного участка реки. Основные кварталы города разместились на другом берегу. Кисангани располагает аэропортом, который реконструируется для приема современных самолетов.

В городе развита пищевая и текстильная промышленность; имеются предприятия по переработке хлопка, риса. Одно из новейших предприятий — ткацкий комбинат. Работают также предприятия химической и строительной промышленности. Кисангани — крупный научный центр, где находится одно из трех отделений национального университета, в составе которого действует научноиссле довательский центр гуманитарных наук. Более 40 лет назад основан Институт агрономических исследований.

На полпути из Киншасы в Кисангани, в междуречье Заира и Руки, находится город Мбандака (150 тыс. жителей) — административный центр Экваториальной области, важный речной порт. Он был основан в 1891 г. В Мбандаке действует несколько фабрик по переработке сельскохозяйственного сырья, имеются металлообрабатыва ющие предприятия, строится пивоваренный завод.

Одна из достопримечательностей города — большой ботанический сад Эала, основанный более 75 лет назад и занимающий площадь 400 га. В парке собрано более 5 тыс. видов растений. Большую работу по изучению тропической флоры, селекции сельскохозяйственных растений проводит в Эала Институт агрономических исследований. Другая достопримечательность города — Музей экватора, в котором собрана интересная коллекция оружия, масок, предметов быта населяющих Заир народов.

Один из важных сельскохозяйственных районов страны — область Бандунду, снабжающая столицу продовольствием и сырьем для пищевкусовой промышленности.

Административный центр области — Бандунду отличается своеобразием. Расположенный на правом берегу р. Квилу, он насчитывает около 90 тыс. жителей, но по сей день почти лишен черт современного города: в нем нет асфальтированных улиц, больших зданий, практически отсутствует снабжение электроэнергией. Центр всей его хозяйственной жизни — речной порт.

Вверх по течению р. Квилу, на левом ее берегу, расположен Киквит (120 тыс. жителей), бывший до 1971 г. административным центром области Бандунду. Название города происходит от имени одного из вождей народа мбала. Ныне Киквит — центр маслоперерабатывающей промышленности, важный транспортный узел: здесь заканчивается судоходная часть р. Квилу, а автодорога из Киншасы разветвляется на две, ведущие в Чикапу и в Илебо. Аэропорт Кик вита — транзитный пункт ряда местных линий.

Огромные природные богатства Заира выдвинули его на одно из первых мест среди африканских государств по возможностям экономического развития. Завершение деколонизации поставило бы ресурсы страны на службу не только народам Заира, но и всей Африки. Однако реализация этих возможностей наталкивается на огромные трудности, связанные главным образом с сохраняющейся зависимостью страны от империалистических держав как в экономической, так и в политической областях.