Книги, статьи, материалы /ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА /Население и культура Анголы

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В АФРИКУ и не только (с русскоязычными гидами):


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2017)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2017)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2017)
Акулы юга Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2017)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2017)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО БАНГЛАДЕШ И НЕПАЛУ (11.02 - 27.02.2018)
Два азиатских тигра

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (23.02 - 09.03.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (16.05 - 29.05.2018)
Таинственная страна Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (19.06.-25.06.2018)
Сафари и рафтинг

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА (05.07 -20.07.2018)
Активное путешествие по островам

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2018)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2018)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2017)
Дикий животный мир Восточной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2018)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ (23.10 - 31.10.2018)
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 18.11 2018)
Восхождение на Рорайму


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы ЗАПАДНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АФРИКА Население и культура Анголы

Население и культура Анголы

Анголу населяют народы негроидной расы, которые говорят на языках банту. На северозападе страны живут близкие друг другу по языку народы баконго (около 700 тыс. человек) и бамбунду (1 600 тыс. человек). Первые занимают крайний север атлантического побережья и пограничные с Заиром районы, вторые живут южнее, в бассейне р. Кванза. Центральнозападную часть страны от океана до верховьев Кунене и Кубанго населяет народ овимбунду (тоже около 2 млн. человек). К востоку отсюда расселены близкородственные народы валучази, ва луимбе и вамбунду, умбе, иногда объединяемые под названием вагангела. На северовостоке, в бассейне Касаи и в районе водораздела Конго — Замбези, обитают вачокве и валуэна, а на крайнем востоке, в верховьях Замбези, — балунда. В южной части атлантического побережья и далее на восток вплоть до водораздела рек Кунене — Кубанго расселены ванья нека, на крайнем юге, вдоль границы с Намибией, — овагереро и овамбо, на юговостоке, в бассейнах Кубанго и Квандо, — вамбуэла и вайейе. Коегде на юге и юговостоке Анголы встречаются отдельными небольшими группами бушмены.

При колониализме в Анголе было много лиц европейского происхождения (окрло 600 тыс.). Среди них преобладали португальцы; к койцу 1975 г. страну покинули свыше 300 тыс. человек.

Несмотря на многовековую активную деятельность европейских миссионеров — католических и отчасти (на севере) протестантских, большинство коренных жителей Анголы до сих пор придерживается анимистских традиционных верований. Христиане (это преимущественно католики) составляют немногим более У3 населения страны. Некоторым влиянием на севере Анголы пользуются христианскоафриканские секты, сочетающие христианские догмы с местными традициями.

В последние годы колониального правления продолжался процесс расслоения африканской общины, росла пролетаризация ангольской деревни. Стала появляться и местная буржуазия. Это фермеры, занимавшиеся выращиванием кофе, и отчасти торговцы и предприниматели. Процесс социальной дифференциации захватил в основном густонаселенные районы Анголы, ближайшие к крупным городам и промышленным центрам.

Средняя плотность населения — около 5 человек на 1 кв. км. Большая часть (% населения) сосредоточена на % территории страны. Наиболее густо заселена центральнозападная часть внутреннего плоскогорья с ее здоровым, относительно прохладным климатом — она охватывает (не полностью) провинции Уамбо, Биё, Южная Кванза, Уила и Бенгела. Здесь плотность населения превышает 15 человек, местами же достигает 30—40 человек на 1 кв. км. Менее значительные по площади ареалы с плотностью более 10 человек на 1 кв. км имеются на западе внутреннего плоскогорья, в провинциях Северная Кванза, У иже, Ма ланже. Два ареала большой плотности населения имеются в береговой зоне — в районах Луанды и Лобиту, что связано с наличием здесь двух крупнейших в стране городов. В целом же засушливая береговая полоса заселена слабо (1—2 и даже менее 1 человека на 1 кв. км). Редко населена и вся восточная половина Анголы.

Темпы прироста населения в 1960— 1972 гг. были одними из самых низких в Африке — всего 1,3% в год. Зато относительно быстро увеличивалось городское население: за 15 лет оно выросло более чем вдвое, составив к 1975 г. около % населения Анголы.

Из городов страны можно выделить 10 крупнейших — и по численности населения, и по темпам его прироста к началу 70х годов. Прежде всего это Луанда — единственный город с числом жителей, достигшим 600 тыс. С начала текущего века город стал возрождаться после десятилетий запустения, вызванного запретом работорговли. Население Луанды росло одновременно с ее экономическим развитием: только с 1960 по 1970 г. оно увеличилось вдвое. Ангольская столица по числу жителей обогнала все прочие города Центральной Африки, кроме Киншасы. За Луандой по числу жителей следуют два города с более чем 60тысячным населением — Уамбо (бывший Новый Лиссабон) и Лобиту, далее — Бенгела (свыше 40 тыс. человек), Лубанго (бывший СадаБандейра, свыше 30 тыс. жителей), Маланже (свыше 30 тыс.), Кабинда (свыше 20 тыс.) и Биё (бывший СилваПорту, около 20 тыс.), прирост населения которых в 1960—1970 гг. составил от 100 до 350%, а также Савримо (бывший Энрики диКарвалью, 13 тыс.) и Мосамедиш (12 тыс.).

Города строились в прошлом по образу и подобию провинциальных городов Португалии. Сейчас для них (по крайней мере для благоустроенных кварталов) характерна современная архитектура, но в облике старых городов еще сохраняются черты колониального периода. Планировка городов в целом однотипна: на побережье — порт или причал, вдали от побережья — железнодорожная станция или аэровокзал, затем деловая часть, административные, а также бывшие аристократические кварталы и рабочие пригороды.

Планировка ангольских деревень круговая: в центре селения находится «дом собраний» (чаще всего просто большой навес), вокруг него располагаются жилые хижины, за ними — хозяйственные постройки, за которыми начинаются огороды и поля.

Итоги четырехсотлетней «цивилизаторской» деятельности португальцев в Анголе оказались весьма жалкими: среди коренного населения неграмотность составляла более 90%. Несмотря на рост числа учебных заведений и количества учащихся, в 1965—1970 гг. системой начального и среднего образования была охвачена примерно г/4 детей школьного возраста. Нужда в рабочих кадрах заставляла колонизаторов организовывать профессиональную подготовку очень небольшого числа специалистов из среды местного населения.

Центром культурной жизни Анголы была и остается столица страны —Луанда. Здесь помимо многочисленных школ и лицея находится единственный в стране университет.

Массовый отъезд из страны европейцев сказался на состоянии кадров интеллигенции. Народная власть предприняла ряд экстренных мер по налаживанию всеобщего бесплатного образования в Анголе, воспитанию национальных кадров. Был принят, в частности, закон о национализации системы образования и здравоохранения. В стране введено бесплатное медицинское обслуживание.

Материальная культура ангольцев за период португальской колонизации не претерпела больших изменений. Традиционное сельское жилище осталось таким же, каким было столетия назад. Оно большей частью прямоугольной формы, с двускатной, иногда пирамидальной крышей; на востоке и на юге Анголы встречаются также круглые хижины с конической кровлей. Основу строения образует каркас из кольев, оплетенный прутьями и обмазанный глиной. Крышу кроют травой или соломой. На стенах хижин нередко можно видеть рисованный красками геометрический орнамент, дощатые двери тоже украшены росписью или резьбой. Расположенный позади каждой хижины амбар для хранения зерна и других припасов по сути дела большая корзина, обмазанная глиной, снабженная остроконечной соломенной крышей и поднятая на сваи, чтобы уберечь продукты от сырости и грызунов.

Главное орудие труда в сельском хозяйстве — мотыга, широко используемая и по сей день. Новое заключается в распространении домашней утвари, хлопчатобумажных тканей фабричного производства, а во многих районах, и прежде всего в городах, — также одежды европейского покроя. Основной пищей ангольца остаются маниок, рис, пальмовые продукты, бобы, фасоль; иногда к этому рациону добавляют немного свинины или иного мяса, а также молоко.

Наводнение внутреннего рынка промышленными товарами широкого потребления способствовало упадку традиционного ремесленного производства, однако в сельской «глубинке» оно представлено все же достаточно широко, а вместе с ним сохраняется и прикладное изобразительное искусство.

В Анголе развиты художественная резьба и плетение. Резные изображения, которыми украшается мебель, иногда представляют собой сложные скульптурные композиции, отражающие различные бытовые сцены. Из дерева вырезают и предметы религиозных культов — стилизованные статуэтки людей и животных, которым приписывается магическая сила. Распространены резные деревянные ритуальные маски. Еще чаще для изготовления масок используют ткань из пальмового волокна; поверх нее накладывается смола, из которой вылепляют лицевую часть и затем раскрашивают ее красной и белой глиной. Изготовленные из тростника, травы, веток или соломы корзины, циновки и другие плетеные изделия имеют четкий геометрический орнамент. Изделия местных гончаров тоже украшаются геометрическим узором.

В стране развито музыкальное и танцевальное искусство. Музыкальные и хореографические жанры тесно связаны не только с трудовыми процессами, но и с различными традиционными обычаями, религиозномистическими церемониями, в том числе траурными. Нередко в танцах участвует почти все население деревни. Пляшут под аккомпанемент барабанов, разного рода ксилофонов, труб из слоновых бивней и других музыкальных инструментов.

Богатое устное творчество ангольского народа — множество мифов и легенд, сказок, пословиц, поговорок, поэм изучено еще не полностью, но ангольские деятели культуры провели в этом направлении большую работу. На основе народных легенд современный ангольский писатель Каштру Сороменью создал книгу «История Черной Земли» (1960 г.).

Письменная литература, в основном португалоязычная, зародилась в конце XIX в. Ее представляли такие деятели культуры, как Кордейру да Матта, Тадеу Бастуш, Силвериу Феррейра, Пайшао Франку, Асиз Жуниор. В произведениях современных ангольских писателей, таких, как Антониу Жазинту и другие, выражен призыв к живущим и будущим поколен

иям ангольцев создавать нового человека, готового отстоять свое национальное единство. И не случайно послевоенное поколение Анголы, вдохновленное чтением этой литературы, в 1948 г. основало движение культурного направления «Идем открывать Анголу», которое воспитало многих борцов национально освободительного движения.

 

В ангольской литературе развивается патриотическое направление, для которого характерны темы, посвященные разоблачению колониализма и империализма, борьбе за свободу и человеческое достоинство, революционной войне и трудовым подвигам сегодняшнего дня. Появилась плеяда молодых талантливых поэтов и писателей. К числу выдающихся поэтов современной Анголы и Африки принадлежит президент Агостиньо Нето, творчество которого пронизано идеями борьбы за освобождение народа Анголы, всей Африки и человечества от гнета колониализма и эксплуатации.