Книги, статьи, материалы /БЛЕСТЯЩЕЕ НАСЛЕДИЕ АФРИКИ /УЧЕНЫЙ СРЕДИ НАЕМНИКОВ

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо от US 1350

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (08.02 - 20.02.2018)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (23.02 - 09.03.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (16.05 - 29.05.2018)
Таинственная страна Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (19.06.-25.06.2018)
Сафари и рафтинг

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА (05.07 -20.07.2018)
Активное путешествие по островам

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2018)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2018)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2018)
Дикий животный мир Восточной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2018)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2018)
Акулы юга Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ (23.10 - 31.10.2018)
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2018)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 18.11 2018)
Восхождение на Рорайму


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы БЛЕСТЯЩЕЕ НАСЛЕДИЕ АФРИКИ УЧЕНЫЙ СРЕДИ НАЕМНИКОВ

УЧЕНЫЙ СРЕДИ НАЕМНИКОВ

Правитель Египта Мухаммед Али Паша, разумеется, не думал об археологии, когда в июле 1820 года посылал из Каира вверх по течению Нила четырехтысячное войско. Надеясь создать то, что один историк назвал «черной армией его мечты», он жаждал заполучить как можно больше рабов, а заодно — и золотые рудники, которые, по слухам, лежали почти в 3200 километрах от Каира, около деревни Фазугли на Голубом Ниле, рядом с границей Эфиопии. Он нимало не сомневался в необходимости применения силы для достижения этих целей. Он пообещал денежное вознаграждение за каждое ухо, отрезанное у врага. После кровавой резни, учиненной в ноябре того года, его солдаты доставили около 3000 ушей, отрезанных как у мертвых, так и у живых.

Тем не менее предпринятый Мухаммедом Али поход в немалой степени способствовал изучению исследователями Верхнего Нила. Египетский правитель позволил французскому минералогу Фредерику Кайо сопровождать войско. Кайо и его спутник, Пьер Леторсек, оказались таким образом одними из первых европейцев со времен античности, которые увидели такие сооружения, как мероитскис пирамиды в

Нубии (фон) Кайо их описал с аккуратностью археолога и мастерством художника. Выполненные им карты и рисунки, два из которых помещены на соседней странице, стали основой для всех последующих раскопок в Мероэ.

Как это произойдет и несколькими годами позже, когда Маух и Бент достигнут Большого Зимбабве, все достижения культур черных африканцев будут приписаны другой расе. И, как и в случае с Большим Зимбабве, археология сможет вырвать прошлое Нубии из оков предубежденности.

Разумеется, существовали явные признаки египетского влияния на нубийскую культуру. Военная сила Египта доминировала в Нижней Нубии на протяжении многих веков. Но несмотря на постоянные трения и частые конфликты, нубийцы явно благоговели перед многими обычаями своих соседей. Даже в период наибольшего могущества Нубии, когда царство Куш подчинило своей власти Египет и установило собственную династию фараонов, просуществовавшую 60 лет, их правители подражали в одежде и манерах своим египетским предшественникам. Несмотря на это, Нубия имела свою самобытную культуру. Нубийцы, как всякий народ, просто включали в свою культуру элементы другой — в данном случае египетской, — чтобы обогатить собственные традиции.

К решению сложнейшей задачи составления нубийской истории из отдельных осколков не приступали до первой четверти XX века. В 1906 году, с целью увеличения ирригационного и гидроэлектрического потенциала Нила, египетское правительство объявило о своих планах повысить до 5 метров уровень Асуанской плотины — предшественницы знаменитой Высотной Асуанской плотины, построенной в 1960-е. Когда повышение уровня вод стало угрожать затоплением огромной территории с неисследованными нубийскими сокровищами, египетские власти предложили американскому археологу Джорджу Эндрю Райзнеру возглавить то, что официально получило название Первой археологической службы Нубии.

Между 1907 и 1911 годами Райзнер — куратор Бостонского музея изобразительных искусств, ставший известным благодаря своей работе в великих пирамидах в Гизе — предпринял систематические раскопки, в ходе которых было исследовано 150 километров территории Нижней Нубии. Во время этой широкомасштабной спасательной операции было обнаружено 151 кладбище, содержащее приблизительно 8000 погребений. При изучении останков Райзнер выделил среди них различные группы — результат, как он считал, миграции населения. Последующие исследования, однако, предоставили свидетельства более высокой степени культурной преемственности, чем предполагал Райзнер.

Не располагая письменными памятниками или чем-либо иным, при помощи чего можно было бы определить самоназвания этих народов, Райзнер достаточно непоэтично обозначил их буквами алфавита, например, А-группа и С-группа. Появившаяся около 3800 года до н. э. полукочевая А-группа являлась побегом из того семени, из которого позже вырастет самостоятельная цивилизация. В могилах этих древних людей — хорошо сохранившихся благодаря засушливому климату — Райзнер определил появление первых признаков богатства и ритуалов.

Умершие помещались в овальные или прямоугольные ямы, покрытые горизонтальной кладкой из необработанных камней. Внутри лежало на боку в скорченном положении высохшее тело, ориентированное головой на запад. Тела были одеты в длинные полотняные или кожаные юбки с бахромой и завернуты в соломенные циновки и траву. На многих были разнообразные ожерелья, подвески и амулеты, изготовленные из раковин, костей, железа, камня или сине-зеленого фаянса. Головные уборы из перьев и кожи украшали их головы.

Относящиеся к А-группе могилы людей обоих полов содержали хрустальные и кварцитовые палитры, которые использовались для перетирания и смешивания зеленой малахитовой краски для глаз, модной как в Египте, так и в Нубии. Часто рядом с умершими стояли в карауле крошечные глиняные фигурки людей и животных, кроме того, там находили корзины с остатками семян и фруктов, а также восхитительную тонкостенную керамику, покрытую красной охрой и украшенную геометрическим орнаментом. Несколько погребений выделялись особым богатством. Одно содержало несколько тяжелых медных топоров, голову льва из розового кварца, покрытую глазурью, слюдяное зеркало и два церемониальных жезла с золочеными рукоятками, вокруг которых шло рельефное изображение ряда животных.

Поскольку большинство из этих предметов попало сюда из Египта, ученые предположили, что они были преподнесены в дар египетскими торговцами выдающемуся представителю А-группы —вероятно, верховному правителю или королю. Медные топоры в египетском стиле, извлеченные из погребений многих не столь значительных личностей, а также часто встречающиеся кувшины с египетским пивом и вином подкрепили предположение о существовании торговых отношений между нубийцами и египтянами. А-группа, вероятно, получала подобные предметы роскоши в обмен на посредническую деятельность в доставке тропи-еских товаров, таких, как железо, на египетский рынок в Асуане.

Позже, как показывает количество и качество египетских экспортных товаров в погребениях А-группы, наблюдался заметный упадок. По-видимому, с объедине-ием Верхнего и Нижнего Египта под властью единого правителя около 3100 года до н. э. счастливая звезда А-группы закатилась. В этот ранний период династического правления, известный как Древнее Царство (период правления I —II династий, приходящийся на это время, обычно называют Ранним Царством. Древнее Царство начинается с III династии, т. е. приблизительно с XXVIII века до н. э. — Примеч. пер.), объединенный, могущественный Египет мог бы теперь захватить силой все, что раньше приобреталось в Нубии по обмену. Рисунок, вырезанный на камне недалеко от второго порога в Египте и относящийся к третьему тысячелетию до н. э., графически изображает эту перемену. Нубийский вождь изображен привязанным к носу египетского корабля, в то время как за бортом плавают тела побежденных. Этот рельеф запечатлел победу египетского царя Джера над двумя поселениями А-группы.

Видимо, в результате подобной агрессии и погибла культура А-группы. По крайней мере, с начала третьего тысячелетия до н. э. почти все следы этой культуры исчезают из поля зрения археологов.

Пролетело шесть веков, в течение которых Нижняя Нубия казалась практически необитаемой, если не считать рассеянных групп кочевников. И вот около 2300 года до н. э. в полупустынной долине между первым и вторым порогами неожиданно возникла новая культура. Это была С-группа (согласно классификации Райзнера), оседлые люди, чьи похоронные обряды и производство товаров предполагают тесную связь с исчезнувшей культурой А-группы. Они тоже хоронили умерших — в простом одеянии — в овальных ямах, но сверху они насыпали груду земли, сооружая таким образом могильный курган. Позже места захоронений С-группы включали также наземные часовни в честь умерших.

Изображения крупного рогатого скота на керамике, камнях и могильных плитах позволили Райзнеру предположить, что появился новый домашний скот, который не был распространен среди нубийцев раньше. В более поздних захоронениях Райзнер обнаружил скелеты жертвенных овец, коз, газелей и собак. В самых богатых погребениях камеру украшали груды черепов крупного рогатого скота.

Захоронения С-группы отражают также очень важное событие — возобновление торговых связей с Египтом. Райзнер обнаружил многочисленные отпечатки амулетов, принадлежащих по своему типу культуре Древнего Царства, а также египетские керамические сосуды с круглым дном для хранения продовольствия. Отсутствовали, однако, косметические палитры, весьма популярные в А-группе Нубии. Изредка находили скелет, держащий египетское медное зеркало перед лицом.

В этот период власть Египта постепенно ослабевает, так как Древнее Царство теряет былую силу. Эпитафия, украшающая могилу правителя Элефантинского нома (район Асуана) — того официального лица, которое было уполномочено контролировать торговлю Египта с южными соседями, — намекает на то, что прежняя форма торговли с Нубией была вытеснена вымогательством и грабежом. Иногда египтяне были вынуждены покупать расположение правителей С-группы, чтобы получить возможность пробраться на юг и приобрести там скот, лес и наемников для своей армии.

Славу самого известного из таких посмертных сообщений имеет захоронение Хуфхора, правителя Элефантинского нома в детские годы египетского царя Пепи II. Хуфхор возглавлял несколько экспедиций (продолжительностью восемь месяцев каждая) через земли Нижней Нубии к таинственному южному царству, которое египтяне называли Иам. Они шли по суше с караваном ослов, чтобы обойти второй порог. Сообщается, что из своего третьего путешествия правитель вернулся с 300 ослами, груженными леопардовыми шкурами, слоновыми бивнями, черным деревом, ладаном и благовониями. Вновь набранные войска иамитских наемников сопровождали Хуфхора, помогая ему миновать земли С-группы невредимыми. Во время своей последней поездки в Иам он купил карлика-танцора, чтобы доставить удовольствие своему молодому монарху.

Независимость нубийской С-группы оставалась незыблемой до начала второго тысячелетия до н. э. Тогда египтяне вступили в новую эру могущества и процветания, известную как Среднее Царство. Цари Сенусерт I и Сенусерт III начали военную кампанию, впервые распространившую египетскую власть за второй порог.

Египтяне охраняли свои новые владения при помощи крупных крепостей, построенных из кирпича. Они занимали стратегически важное положение между первым и вторым порогами. Их бастионы охраняли как подвластное нубийское население, так и приносящую немалые прибыли нильскую торговлю. Все товары, направляемые в Египет, проходили через самое мощное укрепление, расположенное в Миргиссе, около второго порога.

В ходе раскопок, проводимых здесь французской экспедицией в середине 60-х, был открыт большой волок, покрытый илом, по которому можно было перетаскивать суда в обход порогов. Высохший ил до сих пор несет на себе отпечатки корабельных килей и человеческих ног. Внутри укрепления были найдены каменные формы, использовавшиеся для изготовления кожаных щитов, и большое количество древесины, из которой делали для этих щитов ручки. Около стен лежали более 75 кремневых наконечников дротиков и копий.

Большое количество оружия в Миргиссе отражает ту настороженность, с которой египтяне относились к своим южным соседям. В эпоху Среднего Царства С-группа была подчинена более централизованным и более могущественным образованием — царством Куш. Его правитель находился вне досягаемости египтян, в Керме, расположенной к югу от третьего порога в плодородной долине в излучине Донгола. По всей вероятности, как считают многие археологи, Иам и Куш — это одна и та же страна, известная в разное время под разными именами.' Но в то время как Иам имел с Египтом дружественные торговые связи, к Кушу египтяне относились со страхом и презрением. Небольшие глиняные таблички, найденные в некоторых крепостях Среднего Царства, содержат слова «Куш» или «правитель Куша». Каждая такая табличка была преднамеренно разбита. Видимо, таким образом египтяне пытались при помощи магии ослабить это южное царство.

В конце XVII века до н. э. Египет оказался перед лицом огромной опасности, которая надвигалась на него с севера. Пришедшие из Палестины захватчики, известные как гиксосы, оккупировали Дельту и лишили власти фараона, которому пришлось бежать на юг, в Фивы. Существенно ослабленный Египет был вынужден оставить свои укрепления в районе второго порога и отступить на север, к Асуану. На 300 лет Нижняя Нубия была лишена управления. Куш не терял времени, стремясь заполнить возникший вакуум. В Миргиссе, совсем близко от стен египетской крепости, археологи нашли кладбище с захоронениями 22 кермских воинов. Множество других погребений в стиле Кермы было обнаружено по всей территории Нижней Нубии. Особенно много их находится около крупных египетских крепостей. Все они датируются периодом гиксосского владычества в северной части Египта. Археологи пришли к заключению, что правитель Кермы разместил свои гарнизоны в бывших египетских укреплениях и объявил себя господином всего этого региона, заставив сокрушаться по этому поводу фиванского правителя: «Я управляю совместно с азиатом и нубийцем, каждый из нас владеет своей частью Египта.

Одновременно с оккупацией Нижней Нубии Керма вступила в золотой век. Контролируя южные торговые пути, это царство вело торговлю с северными областями Египта на крайне выгодных для себя условиях, увеличивая свои богатства до огромных размеров. Царящее в ту эпоху изобилие отражено в погребениях на кладбище, примыкающем к Керме.

Впервые оно было раскопано Райзнером в 1913 году. Он обнаружил тысячи могил. Восемь из них оказались особенно великолепными. Они были покрыты круглыми холмами земли, самый крупный из которых по длине равнялся футбольному полю.

В каждом холме находилась погребальная камера, которая по своим размерам превосходила погребальные камеры великих пирамид. В камере на анагрибе — ложе на четырех ножках, сделанное из переплетенных веревок или пальмовых волокон, натянутых на деревянный каркас, которое было характерно для кушитских погребений — лежало тело человека, занимавшего высокую должность. Ложе было усыпано золотом и окружено изящно выполненными предметами из бронзы, слоновой кости и фаянса.

Но эта картина мира и покоя резко контрастирует с тем, что можно увидеть внутри холмов помимо этого. В коридорах с кирпичными стенами, примыкающих к погребальной камере, лежат скрюченные тела мужчин, женщин и детей. В одной из гробниц Райзнер насчитал 322 жертвы — самое большое в мире количество человеческих жертв, когда-либо найденное в одном погребении. Из положения тел он заключил, что люди были похоронены живыми.

В своей книге «Раскопки в Керме», вышедшей в 1923 году, Райзнер попытался восстановить картину происходящего в гробнице во время погребальной церемонии: «Они проследовали не в почтительном молчании, как принято у нас, а со всеми теми завываниями и воплями, которые характерны для обитателей нильской долины». После того, как ложе с телом устанавливается внутри камеры, «двери покоев закрываются и опечатываются. Жрецы и чиновники уходят. Женщины и слуги располагаются в примыкающем к камере узком коридоре. Все причитания и движения прекращаются. Подается сигнал. Люди, собранные для погребального пиршества, разбрасывают землю из своих корзин на неподвижные, но живые жертвы, лежащие на полу, а затем бросаются из помещения за новой порцией земли.

Переживания жертв мы, вероятно, преувеличиваем: их поддерживали их религиозные верования, и они занимали свои места охотно и без колебании, но в последний момент, как мы видим по тем позам, в которых застала их смерть, по ним прошла волна ужаса и в некоторых случаях были судороги во время агонии.

Райзнер также обследовал массивное кирпичное строение, получившее название Западная Дефуффа (страница 26), которое находится в трех километрах от кладбища. Башнеобразное сооружение сейчас достигает высоты 18 метров, но некогда оно было значительно выше. Сложенные из кирпича стены Дефуффы весьма прочны. Во внутренние помещения ведет единственная лестница. К западному фа-саду Дефуффы примыкают несколько комнат, стены которых также сложены из кирпича. В них были обнаружены фрагменты различных египетских предметов, в том числе алебастровых кувшинов для притираний, фаянсовых и каменных сосудов, а также бусы и кусочки бронзы. Кроме того, Райзнер идентифицировал 565 египетских печатей, которыми были запечатаны сосуды и корзины, и большое ко-личество разнообразного сырья, например, крупные куски смолы и глыбы слюды, которые использовались для изготовления и отделки товаров, предназначавшихся на продажу. По этим находкам Райзнер заключил, что Западная Дефуффа являлась одновременно мастерской и складом, которые служили нуждам нильской торговли.

Однако более поздние раскопки, предпринятые Шарлем Бонне из Женевского университета, позволяют предположить, что ранее Де- фуффа была святилищем. Маленький внутренний коридор мог являться самым священным местом в этом храме. В нем находился круглый алтарь из известняка, на котором, скорее всего, приносили в жертву Согласно Бонне, Западная Дефуффа была духовным и физическим центром древней Кермы. Из скромного поселка, появившегося в конце четвертого тысячелетия до н. э., ко времени своего расцвета в начале XVI века до н. э. Керма превратилась в обнесенный стенами город, площадь которого достигала 10 гектаров, а население — 2000 человек. Ремесленники, жрецы, чиновники, торговцы и земледельцы жили в удобных домах, построенных из кирпича или дерева. Каждый дом обладал внутренним двором, где содержался скот. По периметру его окружали сухие канавы и сложенные из кирпича стены.

Несмотря на свою мощь и грозный вид, оборонительные сооружения Кермы не могли навечно обеспечить защиту ее могущества. К концу XVI века до н. э. вновь обретшие силу фиванские цари вытеснили гиксосов из Дельты и начали с помощью военной силы возвращать утраченные Египтом земли. После изгнания иноземных захватчиков фараон Яхмос сконцентрировал свое внимание на южном направлении. Во время своего южного похода египетская армия прошла по плодородным долинам Верхней Нубии, сжигая на своем пути хранилища с зерном и разрушая тростниковые хижины и каменные дома. Достигнув Кермы, солдаты взобрались на древние оборонительные валы и подожгли город. Некогда шумный торговый центр был разрушен до основания, и Западную Дефуффу осквернили чужеземцы. Следы пожара и разрушений до сих пор заметны на массивных стенах Кермы.

Пятьдесят лет спустя фараон Тутмос I вместе с армадой боевых кораблей поднялся вверх по Нилу, чтобы добиться покорности от беспокойных кушитов. Впервые благополучно преодолев стремнины четвертого порога, Тутмос I установил новую границу Египта в районе излучины Абу Хамед. Вероятно, подражая изображению на скале, сделанному в эпоху Древнего Царства в районе второго порога, он возвратился в Фивы на корабле, к носу которого был привязан захваченный в Керме воин. Его преемник, Тутмос III, официально присоединил к Египту все нубийские земли, лежащие к северу от четвертого порога, навсегда ликвидировав кушитское царство.

Египетское владычество в Нубии длилось 500 лет. За эти пять веков нубийская знать восприняла египетский стиль одежды, верования и погребальные ритуалы. Однако под слоем чужеродной культуры народ Нубии сохранил сознание своей самобытности. Упорство духа в конце концов заставит нубийцев бросить вызов и завоевать своих египетских противников, дав толчок к развитию величайших нубийских цивилизаций — царств Напата и Мероэ.