Книги, статьи, материалы /БЛЕСТЯЩЕЕ НАСЛЕДИЕ АФРИКИ /ВОСХОЖДЕНИЕ К ВЕЛИЧИЮ

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В АФРИКУ и не только :

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА НОВОЙ ГВИНЕЕ (05.07 - 20.07.2017)
Лучшее в Индонезии

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2017)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2017)
Знакомство с огромным островом

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2017)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2017)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2017)
Акулы юга Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2017)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2017)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО БАНГЛАДЕШ И НЕПАЛУ (11.02 - 27.02.2018)
Два азиатских тигра

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (06.03 - 20.06.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (31.05 - 13.06.2018)
Таинственная страна Догонов


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы БЛЕСТЯЩЕЕ НАСЛЕДИЕ АФРИКИ ВОСХОЖДЕНИЕ К ВЕЛИЧИЮ

ВОСХОЖДЕНИЕ К ВЕЛИЧИЮ

В качестве жеста благословения они разбрызгивали воду на камни гробниц и уходили в молчании, с трудом сдерживая рыдания, ибо знали, что покидают это место навсегда. Затем они присоединялись к своим семьям, собирали свои пожитки и спускались к лодкам, которые должны были увезти их в негостеприимное будущее. Прежде чем уйти, некоторые люди целовали землю, которую они столь долго возделывали. Другие пытались в горстях увезти с собой частицу этой земли.

Такую же сцену можно было видеть и в десятках других деревень, расположенных между первым и третьим нильскими порогами, на 480-километровой полоске территории юга Египта и севера Судана, которая некогда была частью древней Нубии. Подчиняясь воле своих правительств и признавая, что обстоятельства оказались сильнее их, 100 000 нубийцев были вынуждены покинуть земли своих предков и переселиться в другие места. «Во время плавания, — говорил один из переселенцев, — мне вспомнился Ноев ковчег. Наше судно было переполнено людьми, их пожитками, домашней птицей, скотом, кошками и собаками. Все мы плыли в неизвестность». Причиной нубийского исхода было строительство высотной плотины и образование водохранилища на Ниле. Дома местных жителей должны были быть покрыты водами искусственного озера.

Египетское правительство решило осуществить этот грандиозный проект, со всем его грандиозным воздействием на людей и природу, в ответ на предостережения демографов об угрожающих размерах роста населения, могущих привести к катастрофическим последствиям. Природные ресурсы страны были также серьезно подорваны. Лидеры государства опасались наступления голода и хаоса в экономике в том случае, если производство в сельском хозяйстве и промышленности не будет усовершенствовано самым серьезным образом.

Чтобы избежать подобной опасности, египтяне решили обратиться, как они это делали на протяжении тысячелетий, к своему вечному источнику жизни — реке Нил. Фараоны в древности строили каналы, стремясь контролировать разливы, а в 1902 году их потомки возвели плотину около Асуана, в 400 километрах к северу от современной границы Судана. Результатом постройки этой первой Асуанской плотины было временное сезонное затопление храмового комплекса в Филах, расположенного к югу от Асуана. В течение шести месяцев в году под водой находилась и часть территории древней Нубии. Но новая Высотная Асуанская плотина представляла собой гораздо большую угрозу. В итоге под воду навсегда ушла бы значительная часть нубийской земли. Дамба, протяженностью в 3,2 километра, должна была почти в два раза увеличить прежний уровень воды во время разлива Нила и создать озеро длиной в 480 и шириной в 9,6 километра. Разработчики проекта рассчитывали прекратить разрушительные наводнения, происходящие в те годы, когда разливы бывали особенно сильными. В то же время они стремились обеспечить поля водой в засушливые периоды. Плотина также была призвана снабжать Египет дешевой электроэнергией, потребности в которой постоянно возрастали.

Но эти приобретения были связаны с неизбежными потерями. В ходе создания водохранилища должны были быть уничтожены все деревни в египетской Нубии и почти треть от их числа в Судане. Египетские крестьяне были переселены в новые деревни в местности Ком Омбо, которая также расположена в районе Асуана, но тамошний ландшафт был лишен пальмовых рощ, песчаных дюн, скалистых холмов и столь любимого народом Нила. Однако суданским нубийцам повезло значительно меньше. Они были переселены в местность, которую от их прежних домов отделяют почти 800 километров. Она находится недалеко от границы с Эфиопией, и ее климат и почва настолько сильно отличаются от условий их родины, что переселенцам, чтобы выжить, пришлось осваивать новые методы обработки земли. Вдобавок все нубийцы лишились своей истории. Все наследие древних времен — храмы, дворцы, гробницы — навсегда исчезло под водой.

В долине Среднего Нила, почва которой в течение долгого времени формировалась рекой и определялась периодическими разливами, места расположения поселений мало изменились за прошедшие тысячелетия, сохранив следы пребывания древних нубийцев. Повсюду, кроме долины в излучине Донгола, созданной изгибом русла реки, существовала лишь узкая полоска плодородной земли, которая шла вдоль берега. С другой стороны ее ограничивали скалы из песчаника или зеленые островки растительности, оставляя небольшое количество годной для обработки почвы. В окрестностях порогов земля была усеяна гранитными валунами и являлась совершенно непригодной для земледелия. Тем не менее эта жаркая, засушливая, негостеприимная земля была домом для удивительно одаренного народа.

Древние египтяне знали Нубию под несколькими названиями, в том числе Та-Сети (Земля Луков), Иам и Уауат. Поздние египетские тексты и Библия называют ее Кушем. Древние историки знали кушитов как народ, завоевавший Египет в VIII веке до н. э. и управлявший им в течение 60 лет. Греки и римляне называли ее Эфиопией, или «Страной обожженных лиц». Это название в настоящее время относится к стране, находящейся значительно южнее, которую древние географы называли Абиссинией. Классические авторы с вдохновением описывали великолепие «эфиопского» царства Мероэ, а иноземные купцы охотились за его ладаном, слоновой костью, черным деревом и золотом. Паломники из многих стран посещали его прославленные гробницы. Когда западные ученые в XIX веке вновь открыли давно забытые города древней Нубии, то большинство из них сочли невозможным признать эти города творением африканцев, предполагая вместо этого, что их возвели чужеземцы.

К XX веку некоторые исследователи этого региона начали изучать его прошлое, но изолированное положение Нубии свело к минимуму количество проводимых здесь раскопок. Теперь, когда Нубия оказалась перед лицом фактического уничтожения, археологи стали осознавать ценность того, что они рисковали потерять навсегда. И тогда узкий коридор между средиземноморским миром и внутренними областями Африки моментально превратился в поразительное по своему богатству хранилище накопившихся за 6000 лет человеческого опыта и созидательной деятельности — от эпохи палеолита до современности.

Международное научное сообщество забило тревогу. В зону затопления попали выдающиеся археологические памятники, такие, как вырубленный в скале огромный комплекс в Абу Симбеле, при помощи которого фараон Рамсес II пытался поразить нубийцев могуществом Египта. В такой же ситуации оказались и многочисленные неисследованные поселения и памятники, полные материальных сокровищ и жизненно важной информации о древних цивилизациях, существовавших на берегах Нила. Разумеется, археологи тут же заключили, что вся Нубия являлась, по словам одного из них, «крупнейшим в мире музеем под открытым небом».

Однако сокрушительную силу экономического давления остановить было уже невозможно. И Египет, и его более бедный сосед Судан, который видел не очень большую для себя пользу в этих проектах, пред-принимали отчаянные попытки найти выход из создавшейся ситуации, но они вынуждены были признать, что альтернативы строительству дамбы не существует. Оба государства обратились за помощью в Организацию Объединенных Наций. Открывая кампанию по сбору средств, Витторио Веронезе, генеральный директор Организации по образованию, науке и культуре при ООН (ЮНЕСКО), объявил, что правительства этих двух стран делают открытыми для раскопок и изучения территории, оказавшиеся под угрозой затопления. В том случае, если это возможно, памятники будут перемещены благодаря героическим и дорогостоящим усилиям инженеров на безопасные участки, которым не грозит затопление, или даже за океан (как это было в случае с храмом Дендура, построенном в Нубии римским императором Августом, который перевезли в музей Метрополитен в Нью-Йорке, где он до сих пор и находится). Те сооружения, которые переместить на новое место невозможно, должны были быть тщательно обмерены, изучены и описаны командами археологов, фотографов, архитекторов, проектировщиков, копировальщиков и специалистов по древним языкам. Сами оригиналы должны были оказаться под водой, но их изображения и все детали конструкции и внешнего вида сохранялись. Египетское правительство даже организовало для подготовки новых специалистов и хранения рисунков и копий древних текстов Центр документирования и изучения истории искусства и цивилизации Древнего Египта. Решение проблемы не было идеальным, но в той ситуации оно казалось единственным выходом.

В январе 1960-го начались работы по сооружению Высотной Асуанской плотины. В то же время команды археологов со всего мира прибывали в Нубию, чтобы объединить усилия со своими коллегами из египетской и суданской Служб древностей. Группы экспертов и отдельные ученые из 20 стран приступили к работе в долине Нила, прекрасно осознавая, что строители плотины медлить не собираются. В распоряжении ученых имелось пять лет, чтобы исследовать всю Нижнюю Нубию, от относительно хорошо изученных памятников на территории Египта до не отмеченных до сих пор на карте местностей в северной части Судана. Спасательная археологическая операция началась.

Вновь прибывшие создавали свои базовые лагеря во временных палаточных городках, на плавающих по реке баржах или в деревенских домах. Нубийские деревни часто располагались непосредственно на древних слоях, содержащих остатки прежних поселений и являвшихся самой лучшей отправной точкой для начала раскопок. Рекс Китинг, сотрудник ЮНЕСКО, вспоминал интересный случай, произошедший с ним во время посещения штаб-квартиры скан-динавской экспедиции, разместившейся в нубийском доме. «Мы наслаждались ужином, когда внезапно ножка моего стула провалилась в древнюю гробницу, расположенную, ко всеобщему удивлению, под слоем земли, служившим полом, прямо под обеденным столом». Члены экспедиции, продолжал Китинг, уже привыкли к тому, что их ленд- роверы увязали в канавах и ямах, которые в итоге оказывались давно забытыми могилами.

Перемещение огромных сооружений Абу Симбела на возвышенные участки приковало к себе внимание мировой прессы. Однако были и другие, столь же драматичные спасательные операции. Особенно следует отметить те, которые связаны со спасением храмового комплекса на острове Филы, расположенном к югу от Асуана. Остров, на котором находился комплекс, был невелик — не более 450 метров в длину и 144 метров в ширину. На этом пространстве теснились колоннады и стены, огромные пилоны с изображениями богов и царей, сцен битв и жертвоприношений, колонны, увенчанные изящными капителями, львы из розового гранита, обелиски, алтари и святилища.

Несмотря на относительно небольшие размеры, Филы являлись важным религиозным и политическим центром, сыгравшим большую роль в истории. В III веке до н. э. остров стал средоточием культа Исиды, богини плодородия. Она на протяжении тысячелетий присутствовала в египетском пантеоне, однако в позднюю эпоху, когда последние фараоны египетского происхождения были вытеснены греками Птолемеями, культ Исиды приобрел по- истине интернациональный характер. Нубийцы, египтяне, греки, римляне и кочевники из пустыни — все поклонялись ей и превратили Филы, которые они называли Священным Островом, в место паломничества.

Стены храма несут на себе следы посещения этого места паломниками из различных земель. Официальные надписи, выполненные жрецами или царями, пожертвовавшими что-либо храму, располагаются вперемешку с граффити на многочисленных языках, в том числе на египетском, греческом, латинском, коптском и меро- итском — до сих пор не расшифрованном языке великого нубийского царства Мероэ (страница 44), расцвет которого пришелся на период между 300 годом до н. э. и 350 годом н. э. Нубийский принц, который воспользовался египетским иератическим письмом, молит Исиду, чтобы она защитила его во время его возвращения домой: «О моя госпожа, ты, которая раздаешь земли богам, позаботься обо мне, когда я буду возвращаться в Мероэ, прекрасный город твоего сына возлюбленного». В VI веке н. э. византийский император Юстиниан, пытаясь уничтожить все следы язычества, приказал закрыть святилище. Однако, как отметил историк Юстиниана Прокопий, «храмы превратились в романтические руины, которые вызывают интерес у новых поколений.

В 1873 году писательница викторианской эпохи, страстно увлекавшаяся египтологией, Змелия Эдварде с пафосом писала о

Настоящее сокровище из Нубии, амулет- шар из горного хрусталя, был изготовлен в VIII веке до н. з. Некогда он являлся деталью ожерелья, принадлежавшего кушитской царице. Его украшает головка Хатор. богини, которая ассоциировалась с женской сексуальностью, чужими землями и экзотическими камнями и веществами. Цилиндрической формы полость, которую можно разглядеть внутри шара, видимо, являлась вместилищем для подобного вещества, обладающего магической силой, «совершенном изяществе и утонченной красоте» Фил. «Самый прекрасный вид открывается при приближении по воде, — писала она. — Когда смотришь на него, сидя в маленькой лодочке, остров, с его пальмами, его колоннадами, его пилонами, кажется, поднимается из реки, подобно миражу. Похожие на столбы скалы обрамляют его с обеих сторон, и пурпурные горы закрывают горизонт. Лодка скользит между сверкающими валунами, и его причудливые башни поднимаются все выше и выше на фоне неба. Они не несут на себе признаков разрушения или почтенного возраста. Все выглядит прочным, величественным, совершенным. На мгновение забываешь, что все изменилось. Если бы в тихом воздухе возникли звуки древней песни и между пальмами и пилонами появилась процессия жрецов в белых одеждах, несущих на руках покрытый пеленами ковчег Бога, — это не показалось бы нам странным».

Прошло менее четверти века со времени посещения Эдварде, и произведенные во имя прогресса изменения почти завершили то, что было начато Юстинианом. Строительство первой Асуанской плотины в начале XX века привело к тому, что большую часть года остров оставался затопленным. Только с июля по октябрь храмы возвышались над водой. Теперь, после сооружения новой плотины,

Священный Остров должен был быть затоплен раз и навсегда. Перед лицом этой угрозы международное сообщество стало просчитывать различные варианты стратегии спасательных работ. Некоторые специалисты предлагали окружить Филы защитной дамбой. Другие предполагали, что храмы можно временно демонтировать, что позволит насыпать новые слои земли на то место, где они стояли, а затем вернуть храмы на прежнее место, но уже на новый уровень, который на 8 метров выше прежнего. Но все эти проекты проваливались по техническим, финансовым или эстетическим причинам. Специалисты сконцентрировали свое внимание на том, каким образом сберечь то, что называется «целостностью памятников».

В конце концов эксперты выбрали самый дерзкий план из всех предложенных. Строения Фил должны были быть разобраны, камень за камнем, и перенесены на остров Аджилкия, который, хотя и находился всего лишь в четверти мили от Фил, должен был остаться выше уровня водохранилища. Там храмы Фил будут восстановлены в том же виде, в каком они существовали на прежнем месте. Инженерные работы начались в 1972 году, а 29 марта 1977 года первый камень храма Исиды был торжественно помещен на свое новое место. К августу 1979 года работы по спасению Фил были завершены.

Однако впечатляющие инженерные подвиги, совершенные во время спасения археологических памятников Нубии, оказались гораздо более простым делом, чем переселение самих нубийцев. «О нас бы лучше заботились, если бы мы были статуями, — эту фразу можно было часто услышать от тех, кто был вынужден покинуть землю, бывшую домом для их предков в те времена, когда краска на стенах храмов в Филах еще не просохла, а тысячи лет до строительства Асуанских плотин нубийцы жили в тени своего более могущественного северного соседа. Вплоть до первого тысячелетия до н. э. Египет доминировал в Нубии экономически и долгое время политически. На ранних египетских фресках нубийцы изображаются подносящими дань фараону или его придворным. Росписи в одной из фиванских гробниц представляют процессию статных нубийских принцев, подносящих шкуры экзотических животных, слоновую кость и, что было наиболее интересно для получателей этих даров, большие кольца из золота, добытого в нубийских копях.

Археологические находки в гробницах позволяют сказать, что нубийцы подпали под культурное и религиозное влияние своих иноземных повелителей. Действительно, нубийские принцы царских кровей часто получали воспитание в Египте. Но несмотря на то, что нубийцы поклонялись египетским богам и носили такие же одеяния из льняных тканей, в глазах египтян они оставались людьми второго сорта. В своих надписях египтяне редко забывали, ведя речь о Куше, приме-нить такие эпитеты, как «жалкие», «низкие» и «разгромленные». Традиционно фараон носил сандалии, на подошвах которых были изображены нубийцы и азиаты, дабы постоянно напоминать себе — и им, — что он попирал их ногами.

В VIII веке до н. э. ситуация изменилась. Власть правителей Египта ослабла, и страна распалась на две части. Северная часть превратилась в скопление мелких полуавтономных царств, в то время как южная стала управляться фиванскими жрецами Амона. Под влиянием египетских жрецов нубийские цари стали считать себя единственными законными претендентами на трон фараонов. Около 750 года до н. э. кушитский царь по имени Кашта отважился предпринять поход из своей столицы Напаты, расположенной у четвертого порога, на север, в район Асуана. Пройдя 800 километров вниз по течению Нила, он воздвиг стелу, которая объявляла его «царем Верхнего и Нижнего Египта». Хотя Кашта, вероятно, дошел до Фив, он не пытался использовать оказавшуюся в его руках царскую власть и вернулся в Напату.

При жизни следующего поколения правители Напаты укрепили свою власть. После 20-летнего правления в Нубии сын Кашты Пианхи двинулся со своей армией на север. Возможно, сделать это его заставили призывы о помощи, прозвучавшие со стороны фиванских жрецов. Им угрожало вторжение войска Тефнахта, князя-воина из дельты (960 километров севернее), враждебно относившегося к теократии в Фивах. Нубийская армия Пианхи разбила Тефнахта и его союзников и завоевала все их земли. Победоносный Пианхи и его наследники стали фараонами XXV династии и управляли Египтом большую часть столетия (Пианхи не был фараоном XXV династии, ее основал его преемник Шабака. — Примеч. пер.).

Пианхи запечатлел свой военный триумф на стеле, воздвигнутой в Великом храме Амона в Напате. Исписанный египетскими иероглифами гранитный обелиск был найден среди развалин гробницы в 1862 году. В настоящее время он находится в Каирском музее. Текст в деталях повествует об одержанной нубийцами победе и со-общает о чертах характера самого Пианхи. В надписи говорится, что Пианхи «рассвирепел, как пантера», когда узнал о продвижении врагов, и поклялся: «Клянусь любовью Ра ко мне, клянусь благоволением отца моего Амона ко мне, что я сам отправлюсь на север!» Несмотря на охватившую его ярость, Пианхи предпочел переговоры военной конфронтации. Он даже — как продолжает повествовать стела — послал свою супругу-царицу на переговоры с женами своих врагов.

Он стремился избегать кровопролития даже в военное время и объявил, что простит любого бывшего врага, который поклянется не выступать против него.

Пианхи потребовал от покоренных царьков дать ему в качестве дани лошадей. Из всех жестокостей, совершенных его оппонентами, самым непростительным грехом Пианхи считал небрежное отношение к этим животным. Как сообщает стела Пи- анхи, во время пребывания во дворце побежденного царя Немарета в Гермополисе «Его Величество проследовал в конюшню и помещение для жеребят. Когда он увидел, что они терпели голод, он сказал своему поверженному врагу: „Клянусь любовью Ра ко мне, клянусь моим носом, вдыхающим жизнь, то, что ты заставил моих лошадей голодать, причиняет мне больше страданий, чем любое иное дело, совершенное тобой!“

Самым известным династическим преемником Пианхи был, видимо, его сын Тахарка, который правил с 690 по 664 год до н. э. Библия называет его угрозой для ассирийцев. После коронации Тахарки его мать, судя по записям, предприняла путешествие на север, из Верхней Нубии в Мемфис, где «возрадовалась весьма, увидев красоту Его Величества, восседавшего на троне Верхнего и Нижнего Египта».

Тахарка не ощущал себя в Египте посторонним. Во время своего правления он восстановил древние египетские храмы, построил новые. Он возглавил культурное возрождение в том царстве, которое клонилось к закату после эпохи процветания. Проявлял он и любовь к спорту. Иероглифическая надпись упоминает забег на длинную дистанцию, в котором приняли участие воины для увеселения своего правителя. Чтобы избежать палящих лучей солнца, 50-километровый марафон по пескам пустыни был проведен ночью. Царь на лошади