Книги, статьи, материалы /СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ САВАННЫ /ГОСУДАРСТВО КУБА

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В АФРИКУ и не только :

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2017)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2017)
Знакомство с огромным островом

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2017)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2017)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2017)
Акулы юга Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2017)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2017)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО БАНГЛАДЕШ И НЕПАЛУ (11.02 - 27.02.2018)
Два азиатских тигра

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (06.03 - 20.06.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (16.05 - 29.05.2018)
Таинственная страна Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (19.06.-25.06.2018)
Сафари и рафтинг

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2018)
Большое путешествие по большому острову


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ САВАННЫ ГОСУДАРСТВО КУБА

ГОСУДАРСТВО КУБА

Этногенез бакуба. Бакуба сами себя называют «бушонго». Это утвердившееся в африканистике название, под которым они впервые стали известны европейцам, было дано им одним из соседних народов. Оба наименования, и «бакуба» и «бушонго», связаны с «шон- го»— древним неизвестным их соседям оружием — метательным ножом с несколькими обоюдоострыми лезвиями. Бушонго — люди, имеющие шонго. Слово же «куба» на чилуба (язык народа балуба) означает «молния», а «бакуба» — «люди молнии». Вероятно, с ударом молнии ассоциировалась стремительность, молниеносность и точность удара, наносимого этим страшным оружием.

Сейчас в африканистике принято название «бакуба» для всего народа и «бушонго» для этнического ядра — основного из 17 этнических подгрупп, игравшего ведущую роль в государстве.

Долгие годы многие европейские исследователи спорили о происхождении бакуба, народа, многим отличающегося от своих соседей. Ни у одного из соседних народов не существовало ни государства, ни таких особенностей культуры, как деревянная скульптура, метательные ножи, инкрустированные медью парадные мечи, и т. п. Европейцы, первыми побывавшие у бакуба, предполагали даже возможность древнеегипетского влияния [266, с. 258; 147, с. 172].

Это мнение давно опровергнуто. Однако до самых последних лет пользовалась признанием теория происхождения бакуба, предложенная самым первым исследователем этого народа — Э. Тордаи. И сейчас многие африканисты, популяризирующие историю Африки, считают его мнение неоспоримым и часто основываются на выводах Тордаи, когда говорят о происхождении, истории и датировке истории бакуба.

Э. Тордаи полагал, что бакуба не имели никаких корней в данной местности, и именно этим можно объяснять все достижения их развитую культуру, великолепное искусство резьбы по дереву и обработки металла, т. е.: все, что так отличает их от соседей. По мнению Э. Тордаи, эти элементы ; культуры были привнесены бу-шонго в бассейн Конго с севера, с места их прежнего поселения, где они якобы были тесно связаны с I берберскими народами» [231, с. 35—37; 43—481. Несомненно, на создание этой гипотезы Э. Тордаи повлияла распространенная в то время хамитская теория, предложенная известными и Лушаном, которая народов Черной Африки внешними влияниями.

В наше время гипотеза о северном происхождении бакуба отброшена, однако каждый исследователь, изучавший народы этого района, излагал свою теорию этногенеза бакуба. Одни выводили их с востока [74, с. 190—202], другие —с северо-запада [135, с. 108], третьи связывали с монго [158, с. 113—114; с. 341, с. 658]; четвертые полагали, что смешивались переселенцы разных направлений миграций {101, с. 205— 217].

Наиболее разработана гипотеза Я. Вансина [244, с. 79—82; 246, с. 259—261]. По его мнению, часть переселенцев пришла с юга, большинство же — с запада. Толчком же к движению племен с запада и юго-запада послужило, видимо, завоевание португальцами прибрежных областей Анголы и устья Конго. Именно тогда бакуба переселились на берега Кванго, откуда затем яга, или имбангала, вытеснили их в глубь материка. Так как племена яга, разрушившие в 1568 г. столицу государства Конго, пришли, как полагают многие исследователй, с берегов Кванго, Я. Вансина делает вывод, что бакуба были вытеснены ими оттуда ранее, возможно в середине XVI в. Заметим, однако, что Г. Планкер, специально изучавший этнический состав района Кванго накануне вторжения яга, не называет в перечне народов, живших на берегах Кванго, ни одной из этнических групп бакуба [204].

Во всяком случае, можно считать доказанным отно-сительно недавнее переселение бакуба в занимаемые ими сейчас районы и существование как восточных, так и западных связей [150, с. 328—333; 189, с. 419].

До сих пор вопрос о происхождении бакуба остается открытым. Возможно, будущие археологические раскопки в западных районах Заира и на территории, занимаемой бакуба, прольют некоторый свет на эту нерешенную проблему.

Образование государства Куба. Как полагают современные исследователи, государство Куба сложилось, вероятно, к концу XVI в. Пережив периоды становления и бурного подъема, оно просуществовало до бельгийской колонизации Конго.

Вансина начинает историю государства Куба с 1568 г. Первый период, по его мнению,— архаический (1568—1630). Его сменяет период расцвета (1630— 1680), затем следует период стабилизации (1680— 1885). И наконец, четвертый (после 1885 г.) характеризуется постепенным ослаблением государства Куба и проникновением европейского влияния в эти районы [242, с. 333]. Однако имеющиеся сведения об истории государства Куба позволяют думать, что ослабление государства началось значительно ранее (скорее всего после 1680 г.).

Трудно согласиться с Вансина и относительно определения 1568 г. как даты основания государства. Во-первых, связь миграций бакуба с завоевательными походами яга в Конго далеко не доказана, пока это лишь гипотеза. Во-вторых, как известно, создание государства — процесс сложный и длительный, и попытка свести его к одному году в корне неверна. Правильней было бы говорить, что государство Куба возникло- к концу XVI столетия.

Ранние периоды истории бакуба окутаны легендами и мифами и плохо поддаются научному изучению. Предания бушонго рассказывают о некоем Бумба, который сотворил мир, животных и людей, а также о Локо Йима, одном из его сыновей. Локо Иима стал якобы богом земли, прародителем бушонго и обладал властью над всеми людьми, живущими в лесах^ и саваннах. Два же других сына Бумба — Думанчала и Йеле (прародители бангенди и бангонго)—во всем подчинялись ему и регулярно платили дань. Этот миф, однако, наверняка сложился после окончательного сформирования внутреннего устройства государства, когда бушонго уже заняли ведущее место среди других этнических групп ба-куба. Этот миф был призван узаконить власть ньими5 (титул правителя бакуба) и гегемонию бушонго.

В этот период истории бакуба твердая государственная власть отсутствовала. Скорее всего налицо был союз племен. Он возник, вероятно, благодаря необходимости объединения во время переселения и захвата новых земель.

Первые годы существования союза племен отмечены ожесточенной борьбой за власть вождей разных этнических групп. Известно, что Мансу ми Шьянг, принадлежавший к этнической группе бьенг, был свергнут (примерно к 1600 г.) Мбоонгом, вождем бушонго. С этого времени бушонго — ядро государства, к ним принадлежит как правящая династия, так и большинство лиц, занимавших различные посты административно-управленческого аппарата в государстве Куба.

Неизвестны причины явного и быстрого возвышения бушонго, но постепенно многие этнические группы бакуба признали свое зависимое положение в когда-то  свободном союзе племен и начали выплачивать бушонго дань. Это признание было, однако, далеко не добровольным. История бакуба пестрит рассказами о войнах бушонго с другими этническими подразделениями. Первыми вассалами бушонго стали бангенде (это подтверждают устные предания последних). В то же время добиться полнейшей покорности таких этнических групп, как бьенг и пьянг, было нелегко.

К началу XVII в. сложился уже определенный статус главы государственного объединения. Из вождя военно-демократического союза племен вырос верховный правитель (ньими), отождествляемый с солнцем, орлом, соколом и попугаем. Со времени правления Мише ми Шьянга (приблизительно 1620 г.) признавалось сверхъестественное происхождение ньими.

Расцвет и упадок государства. Со времени правления Шьяама а Мбул а Нгоонга (1630—1640) начался расцвет государства Куба, длившийся несколько десятилетий. Это был период завершения территориальных захватов и формирования государственного аппарата. По свидетельству Э. Тордаи, в начале нашего столетия имя Шьяама было самым известным и самым уважаемым в длинном списке правителей бакуба.

Со временем Шьяам стал своеобразным культурным героем бакуба. Одна из легенд рассказывает: «Еще будучи наследником, Шамба (так Э. Тордаи записал это имя.— Авт.) решил отправиться путешествовать, посетить народы, живущие за пределами государства бакуба. Мать отговаривала его, убеждая, что, так как после смерти дяди (а у бакуба до наших дней сохраняется материнский счет родства, и наследование как имущества, так и власти идет от дяди по материнской линии к племяннику.— Авт.) он должен стать главой государства, ему в интересах своего народа нельзя рисковать своей жизнью. На это молодой человек ответил:, Так как я буду королем, величайшим из людей, я должен быть и мудрейшим; путешествуя, я увижу достоинства и недостатки других племен и смогу исполь-зовать их у себя на родине: достоинства — чтобы следовать их примеру, недостатки — чтобы их избежать» [231, с. 25]. Устная хроника рассказывает, что он путешествовал в течение нескольких лет, посетил племена к западу от земель бакуба и, вернувшись наконец на родину, много сделал для процветания государства. Некоторые исследователи истории бакуба полагали, что во время этих странствий Шьяам посетил Конго и именно оттуда заимствовал и систему управления и многие черты культуры [230, с. 160—169], либо был беглым рабом из Конго [242, с. 342—343]. Однако сами авторы вынуждены признать, что это чисто теоретическое предположение не находит никаких подтверждений.

Скорее всего многие достижения были приписаны именно Шьяаму гораздо позднее, но несомненно, что при нем произошло значительное расширение ассортимента сельскохозяйственных культур, интенсивное развитие земледелия. Бакуба начали возделывать кукурузу, табак и маниоку, сахарный тростник, а также земляные орехи6. Во время правления преемника Шьяама — Мбоонг а Леенга — бушонго познакомились с возделыванием бобов, а несколько позднее (при Мбо Мбоше — во второй половине XVII в.) научились получать из маниоки муку.

Именно в широком распространении земледелия, давшего надежный источник существования и возможность накопления прибавочного продукта, кроется причина относящегося к этому времени расцвета ремесла и торговли.

Можно с уверенностью сказать, что к XVII в. уже существовала твердая государственная власть, управление государством стало централизованным, были основаны суды. Административно-управленческий аппарат, сложившийся в этот период, почти без изменений существовал до конца XIX в. В столице на основе известного всем африканским народам института возрастных классов были созданы постоянные воинские подразделения. Нерегулярный сбор дани заменили налоговой системой [242; с. 343; 231, с. 84], а при Мбоонг а Леен-ге (1640—1650) впервые появились сервильные поселения, жители которых работали непосредственно на нужды двора [242, с. 344].

Ко второй половине XVII в. окончательно сложилось и территориальное единство Куба. Еще Шьяам присоединил к своим владениям земли, населенные нгомбе, идинг и бакеле. Его преемники добились после долгих ожесточенных войн покорения пьянг.

Много сил и времени потребовало от Мбоонг а Леенга подчинение бьенг и бакете, живших к югу от бушонго. Его преемнику Мбо Мбошу для борьбы с Локоно, Ингома и Лончала (вождями банкуту) пришлось созвать ополчение, так как его дружине это оказалось не под силу.

Интенсивное развитие земледелия, ремесел, процесс образования аппарата управления свидетельствуют о появившихся отношениях господства и подчинения в среде бакуба. Войны, проводимые бакуба после XVII в., в основном были вызваны необходимостью подавлять сопротивление подчиненных групп и отдельных деревень (т. е. это были скорее полицейские акции) или отражать нападения, а не стремлением завоевывать новые земли.

Основой внешней политики стала не война, а торговля: посредническая — медью, солью, в небольшой степени рабами и монопольная — латунью.

Период стремительного подъема сменился постепенным спадом. Время правления Мбакама и ряда его преемников (конец XVII—XVIII вв.) характеризуется усиливающимися центробежными тенденциями. Правителям бакуба приходилось силой удерживать в повиновении многочисленные непокорные районы внутри государства. Ряд восстаний, причины которых достоверно неизвестны, вспыхнули в областях, заселенных нгонго. Мбакам жестоко подавил восставших пьянг и кайювенг. С волнениями внутри государства столкнулись и Кот а Мбвееки (1695—1710) и Кот а Мбул (1785—1800), которому пришлось бороться против кофа, пьянг и нгенди.

Восстания нгенде, пьянг, кель, шова, нгонго продол-жались и в правление Мбоп а Мабиинка (1835—1884) [231, с. 32; 242, с. 348]. К восстаниям, вспыхивавшим в разных частях страны, прибавлялись и междоусобицы. Особенно яростная борьба разгорелась между наследниками Мбоп а Мабиинка. Тот назначил преемником своего сына Мботе Кумамбиа, хотя согласно обычаю права на власть должен был унаследовать племянник Мико Мабиинк. Ожесточенная борьба закончилась победой законного (с точки зрения обычного права бакуба) наследника.

На это время распрей и междоусобиц в районе поселения бакуба приходится первое появление здесь европейцев. Правители бакуба, несомненно, давно слышали о европейцах, появившихся в Центральной Африке, и догадывались об их истинных целях. Поэтому, стремясь сохранить свободу, они закрыли европейцам доступ на территорию государства Куба, а Мбоп а Мабиинк даже штрафовал деревни, нарушившие запрет и принимавшие белых. В наказание за проступок такая деревня посылала ко двору ньими раба. Поэтому Силва да Порту, первый европеец, достигший в 1880 г. границ государства Куба, не смог проникнуть в его внутренние области [218]. Только в 1884 г., когда бакуба были поглощены борьбой между Мботе Кумамбиа и Мико Ма-биинком (Микопе Буимбе в записи Вольфа), Л. Вольфу [266] удалось побывать в самом сердце государства Куба.

Бакуба не допускали даже основания миссий в своем государстве. Первая из них (и в течение многих лет единственная) — Американская пресвитерианская хри-стианская миссия — была основана только в 1897 г.

Между тем уже в 1884—1885 гг. было провозглашено создание Независимого государства Конго, и земли бакуба, на которые не допускались европейцы, официально вошли в состав нового государства. Фактически бакуба по-прежнему сохраняли свою независимость.

«До конца XIX в. бушонго представляли собой могучий, гордый народ, сохранивший непреклонность, свойственную расе победителей, и живший так замкнуто и обособленно, что европейские товары и продукты никогда не появлялись на его территории.

Если бы тогда одному из бушонго сказали, что его страна будет порабощена иностранцами, он так же мало поверил бы этому, как римлянин времен Августа предсказанию о варварском нашествии» — так писал о бакуба Тордаи [66, с. 118].

Лишь в 1899 г. на территорию бакуба вторглись войска Независимого государства Конго и воинские подразделения его союзника Типпу Типа, некоронованного короля Восточного Конго. Вооруженные огнестрельным оружием солдаты разграбили пограничные деревни, покорили их, но не смогли захватить страну. Потеряв свои юго-восточные владения, государство Куба еще продолжало существовать.

Понадобился еще не один год упорной борьбы, чтобы заставить правителя бакуба признать суверенитет Независимого государства Конго. В 1900 г. европейцы захватили столицу, разбили войско ньими. Жители столицы и сам правитель бежали. В этот день около 400 человек было убито, более 150 попали в плен. Спустя несколько месяцев, уплатив значительную контрибуцию, бакуба возвратились в свою столицу.

Это поражение было для бакуба тяжелым психоло-гическим ударом. Оказался разрушенным миф о непобедимости бакуба. Хаос в государстве усилился еще из-за возникшей эпидемии, унесшей с собой множество жизней, в том числе и двух ньими.

В 1901 г. была основана международная акционерная Компания Касаи, активно эксплуатирующая природные богатства и население этого района. Она получила монополию на торговлю слоновой костью и каучуком. Кольцо ее факторий постепенно сжималось вокруг остатков владений правителей бакуба.

В эти тяжелые дни во главе бакуба встал Кот а Пе. По описаниям хорошо знавшего его Тордаи, он был незаурядным человеком. Кот а Пе любил свой народ и пытался обратить ему на пользу знакомство с европейскими достижениями: «Квете (так у Тордаи записано имя Кот а Пе.— Авт.) мечтал сделать грамотными всех своих подданных, возродить старинные искусства. Он рассказывал о европейских „чудесах“, торговле, научных открытиях. Хотел возвеличить свой народ и надеялся достичь этого с помощью бельгийцев» [66, с. 121].

Видимо, Кот а Пе сознавал, что не сумеет помешать проникновению европейцев и усилению их влияния. По-этому он принял в столице трех миссионеров, согласился на строительство часовни и католической миссии неподалеку от своей резиденции. Кот а Пе готов был даже сотрудничать с европейцами. Но в феврале 1904 г. все иллюзии о мире и согласии с европейцами рассеялись — те не пожелали считать «туземного царька» равноправным партнером. Летом этого же года началось восстание бакуба против бельгийцев. Отряды бакуба атаковали фактории Компании Касаи, и управляющему районом Лубуди и его агентам пришлось спасаться бегством. Движение быстро распространялось по всей стране бакуба. В нем принимали участие все этнические группы бакуба: и бушонго, и бакете, и пьянг, и бангонго. К ноябрю в руках восставших были уже все фактории и посты на юге Куба. Европейцы в панике отступили в Луэбо. Однако в рядах восставших не было согласия, страна была ослаблена многолетними усобицами, вооружение армии составляли лишь луки, копья и мечи, которые, конечно же, не могли противостоять ружьям и пушкам.

Уже в феврале 1905 г. с помощью новых подкреплений сопротивление восставших было сломлено. Столицу заняли карательные отряды, ньими пришлось бежать и скрываться в болотах.

Еще недавно были живы старики — свидетели этих событий. Вот как рассказывал об этом сражении один из них: «Офицеры государства (Независимого государства Конго.— Авт.) услышали, что здесь война, и они привели солдат, и их ружья убили много людей. Когда люди в столице услышали это, они пошли им навстречу. Но ружья белых снова убили много людей. Мы поняли тогда, что наши заговоры бессильны против их ружей! Все бежали и спрятались в лесу. Они пришли в столицу и потребовали короля. Но король скрылся. Когда офицер увидел, что короля нет, он сказал:, Если король не покажется, я останусь здесь и не уйду. И он, и его солдаты расположились лагерем. Когда король увидел, что они не хотят уходить, он вышел и объявил:, Нет больше войны. Нужно сдаться европейцам“. Короля взяли и посадили в тюрьму в Лусамбо. Он был шесть месяцев в тюрьме. Он понял, что нужно покориться белым, и тогда ему разрешили вернуться»7.

Добавим к этому, что вернулся «король» лишь после того, как за него заплатили громадный выкуп — 500 рабов [240, с. 22]. Восставшие не смогли противостоять хорошо вооруженным войскам Независимого государства Конго.

Кот а Пе, вернувшийся в родные края в 1905 г., понимал безнадежность дальнейшей борьбы, но его политика сближения с белыми не встретила поддержки в стране. Ньими был вынужден, чтобы сохранить власть в своих руках, опираться на чужеземцев — охранников-батетела. В 1910 г. в столице появился военный пост бельгийской администрации.

Перестав существовать как самостоятельное государство, Куба все же надолго сохранило известную самостоятельность и культурную целостность. Земли, населенные бакуба, всегда составляли отдельную административную единицу (территорию Мвека) и во времена колониального раздела государства, и в независимой Республике Заир.