Книги, статьи, материалы /АФРИКА В СТРАТЕГИИ КИТАЯ /Стратегия внешней открытости и «выхода за границу»

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо от US 1350

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (08.02 - 20.02.2018)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (23.02 - 09.03.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (16.05 - 29.05.2018)
Таинственная страна Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (19.06.-25.06.2018)
Сафари и рафтинг

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА (05.07 -20.07.2018)
Активное путешествие по островам

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2018)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2018)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2018)
Дикий животный мир Восточной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2018)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2018)
Акулы юга Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ (23.10 - 31.10.2018)
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2018)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 18.11 2018)
Восхождение на Рорайму


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы АФРИКА В СТРАТЕГИИ КИТАЯ Стратегия внешней открытости и «выхода за границу»

Стратегия внешней открытости и «выхода за границу»

Важный компонент китайских реформ политика создания «открытой» экономики. Курс открытости внешнему миру ( «кайфан чжэнцэ») начал проводиться в жизнь с конца 1978 г. На первом этапе практика «открытости» включала создание анклавов, которым предстояло стать витриной осуществляемых в Китае преобразований, Специальных экономических зон (СЭЗ). «Для развития внешней торговли, писал китайский ученый Чжоу Сяочуань, необходимо использовать такие два канала: иностранный капитал и специальные экономические зоны. Использование иностранного капитала позволяет решить проблему нехватки средств у государства: кроме того, оно прямо или косвенно способствует развитию экспорта. Наши специальные экономические зоны носят характер зон экспортной переработки. В процессе развития они, как мы надеемся, смогут сыграть роль „четырех окон“ (для техники, опыта управления, знаний и внешних связей) и обрести функции двусторонних «излучателей» ( «излучать энергию“ внутрь страны и за ее пределы)».

Перед СЭЗ были поставлены задачи привлечения иностранного капитала, передовой техники и технологии, овладения опытом управления, содействия развитию внешней торговли и увеличения экспортной выручки; передачи передовой технологии и опыта управления внутренним районам страны с целью развития экономики в целом.

В 1980 г. было утверждено «Положение о специальных экономических зонах провинции Гуандун», а чуть позже статус СЭЗ получил Сямэнь (провинция Фуцзянь). В 198588 гг. были созданы открытые приморские районы в дельтах рек Янцзы и Чжуцзян в южной части провинции Фуцзянь и на полуостровах Шаньдун и Ляодун, что означало перенос политики «открытости» из городских районов в сельские, продвижение ее вглубь страны. К концу 80х годов многоступенчатая система «открытой» структуры протянулась с севера на юг, включая два города центрального подчинения (Тяньцзинь и Шанхай), 25 городов провинциального подчинения, 67 уездов; система насчитывала 24 открытых экономических района, в том числе 5 СЭЗ, 14 открытых приморских городов и 5 открытых приморских районов55. Были созданы также 32 района техникоэкономического развития, не являющиеся, как СЭЗ, относительно независимыми, а находящиеся под юрисдикцией местных властей. Эти районы были также нацелены на создание новых отраслей промышленности, привлечение иностранных инвестиций и новых технологий. В 1989 г. режим СЭЗ был распространен на остров Хайнань.

В 90е годы центр тяжести «открытой» политики был перенесен с наиболее развитых приморских провинций в дельту реки Янцзы один из древнейших торговых путей, центр внутренней экономики Китая. В 1990 г. было принято постановление о создании зоны Пудун, по статусу близкой к СЭЗ, со свободным перемещением капиталов, товаров и рабочей силы. Здесь предусматривалось поэтапное введение режима «свободного порта», чего не было в других СЭЗ, а также создание предприятий по оказанию финансовых услуг, страхованию, информационному обслуживанию. Была официально разрешена деятельность иностранных банков, хотя и сопровождавшаяся рядом ограничений. Создание зоны Пудун дало толчок интенсивному развитию широкой полосы внутренней территории страны, прилегающей к бассейну реки Янцзы. В 1995 г. был принят план развития долины Янцзы от Шанхая до Чунцина, которую китайские средства массовой информации стали именовать «драконом» экономики страны, основываясь на заявлении тогдашнего Генерального секретаря ЦК КПК Цзян Цзэминя, назвавшего в 1992 г. зону Пудун «головой дракона». Решение китайского руководства обратить особое внимание на развитие внутренних районов представляется достаточно важным с точки зрения обеспечения условий для более активного включения страны в мирохозяйственные связи.

Благодаря мерам по привлечению инвестиций и передовых технологий зоны стали флагманами реформ в Китае. Уже к концу 80-х годов они достигли валютной окупаемости. К началу 1992 г. было подписано свыше 8 тыс. инвестиционных соглашений. Стоимость фактически освоенных капиталовложений составила примерно одну пятую всех освоенных инвестиций в КНР. Объем промышленного производства в пяти СЭЗ составил к концу 1991 г. 1,7% промышленного производства в КНР, внешнеторговый оборот 14,5% общего оборота страны, экспорт 13,4%. Производительность труда здесь оказалась в 3,5 раза выше средней по стране, эффективность капвложений выше в 2 раза, а средние доходы граждан превысили доходы по стране в 5 раз.

Локомотивами дальнейшего подъема экономики страны стали дельта реки Чжуцзян (провинция Гуандун), район, примыкающий к СЭЗ Шэньчжэнь, Чжухай и Сямэнь, где производятся 10% ВВП Китая; дельта реки Янцзы, включающая район г. Шанхая, часть территории про винций Цзянсу и Чжэцзян (18% ВВП Китая); а также столичный район гг. Пекина и Тяньцзинь (17,8% ВВП КНР)57. В ходе проведения политики реформ и открытости эти районы оказались наиболее экономически развитыми. Так, например, провинция Чжэцзян по показателям ВВП в расчете на душу населения занимает 4е место в стране. Число частных предприятий здесь уже в 2002 г. превысило 300 тыс., частных торговых и производственных фирм 1.6 млн. На конец 2003 г. провинция установила прямые торговоэкономические связи с 218 регионами мира. В 2003 г. 61 из 500 крупнейших предприятий мира инвестировали в 147 проектов на территории провинции, которая занимает ведущие позиции по темпам прироста экономики.

Несмотря на успехи, зоны страдают, хотя и в меньшей степени, теми же болезнями, что и вся китайская экономика. Иностранные предприниматели не всегда охотно передают свои технологии и ноухау, предпочитая создавать предприятия с незаконченным циклом; квалификация китайских специалистов и рабочих не всегда на уровне; как и во всем Китае, здесь ощущается нехватка сырья и электроэнергии. Про гресс тормозят некомпетентность и коррумпированность чиновников, несовершенство законодательства, бюрократические рогатки.

После присоединения Китая к ВТО в стране идет дискуссия о дальнейших путях развития СЭЗ. Поскольку зоны в целом выполнили возложенные на них задачи, ставится вопрос о поэтапной отмене существующего в них льготного режима, в первую очередь, таможенных льгот. Многие китайские экономисты видят будущее зон в постепенной трансформации их в комплекс минизон различной направленности. Предполагается, что зоны сохранят свою привлекательность для иностранных инвестиций не за счет льготного режима, а благодаря развитой в них инфраструктуре, наличию квалифицированных управленческих кадров и рабочей силы, опыта современного менеджмента.

Открытость внешнему миру предполагает не только создание специальных зон, больше других районов Китая вовлеченных во внешнеэкономическую деятельность. Она ставит задачей интернационализацию китайской экономики, что выражается в стимулировании процессов инвестирования за рубеж, в перемещении за границу производственных мощностей, в подготовке к созданию китайских транснациональных корпораций. Эта стратегия включает все виды внешнеэкономической деятельности: внешнюю торговлю, инвестирование, экспорт рабочей силы, сервисных услуг и т.д., выход китайских предприятий на мировой рынок.

В 1998 г. на 2-м Пленуме ЦК КПК 15го созыва тогдашний председатель КНР Цзян Цзэминь призвал стимулировать вывод за границу государственных предприятий и создавать совместные предприятия в Африке, Центральной Азии, Европе, Латинской Америке. Официально стратегия «выхода за границу» была озвучена в марте 2000 г. на 3й сессии ВСНП 9-го созыва, где Цзян Цзэминь призвал активно участвовать в международной конкуренции и стремиться захватить в ней инициативу; осуществлять политику «выхода за границу», сочетая ее с привлечением в страну инвестиций и технологий. Принцип всестороннего повышения уровня открытости всему миру путем сочетания «привлечения в страну» с собственным «выходом за границу» был провозглашен XVI съездом КПК в 2002 г. и положен в основу государственной политики Китая.

Приток иностранного капитала, создание совместных и иностранных предприятий позволили китайским предприятиям расширяться, модернизироваться, повышать свою конкурентоспособность и выживаемость на мировых рынках. В 2005 г. число предприятий с участием китайского капитала за рубежом превысило, по данным Министерства коммерции КНР, 10 тысяч. Такие предприятия, как «Чжун шию», «Чжун шихуа», «Хай ер» сумели сформировать глобальные сети реализации своих товаров, явились прообразами ТН. Особенно широко пропагандируется в Китае опыт компании «Хайер», расположенной в г. Циньдао провинции Шаньдун, которая стала производить настолько качественные электробытовые товары, что они оказались конкурентоспособными во многих странах мира. Более того, эта компания создала филиалы своих предприятий в США.

Следствием бурного роста китайской экономики стало укрепление международных позиций китайских компаний. Так, например, в 2003 г. бумаги оператора сотовой и цифровой связи Чайна телеком выросли в цене на 93%, акции китайского Интернетпортала Соху на 128%, другого портала Сина на 372%62. Компании «Чайна Мобил» и «Чайна Уником», ведущие в КНР операторы мобильной связи, инвестировали в 2005 г. в развитие сетей стандарта GSM от 43,1 млрд до 47,2 млрд юаней и должны были вложить примерно столько же в 2006 году6. «Чайна Коммюникейшнс Констракшн», самая крупная компания, занимающаяся строительством портовых сооружений, в 2006 г. контролировала 90% рынка дизайна и строительства портов в Китае64. А мировой рынок пор товых кранов для погрузки и разгрузки контейнерных судов оказался на 95% в руках китайского производителя65. В целом за 2006 год стоимость компаний континентальной части Китая выросла на 170%.

Однако руководство страны не раз заявляло, что процесс «выхода за рубеж» идет слишком медленно. Ускоренный переход к новой модели роста внешней торговли и дальнейшей реализации стратегии «выхода на внешний рынок» стал, в частности, темой «Доклада о работе правительства», с которым выступил премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао на открытии 3й сессии ВСНП 3го созыва в марте 2005 г. Комментируя поставленную правительством задачу, член Комитета по делам ученых степеней при Академии общественных наук Китая Ян Шэнмин заявил, что в настоящее время Китай зарабатывает капитал, в основном, за счет предоставления дешевой рабочей силы. Он сообщил, что в 2004 г. объем внешней торговли КНР достиг 1,15 трлн долл. США, тогда как объем китайских инвестиций за рубеж составил лишь более 30 млрд долл. Между тем, в США и ряде других развитых стран объем инвестиций за рубеж 3 раза превышает объем внешней торговли, а в некоторых странах Европы даже в 5 раз.

Инвестиции Китая за рубеж стали заметно расти в последние годы. Малые и средние предприятия, наряду с крупными предприятиями использовали предоставленное им право выхода на внешние рынки. На конец 2006 г. в Китае насчитывалось более 30 тысяч предприятий, занимающихся транснациональным инвестированием и бизнесом; их инвестиции вложены в более чем 160 стран. К концу 2006 г. свыше 5 тысяч китайских субъектов внешнеэкономической деятельности разных форм собственности открыли за рубежом свои предприятия; число предприятий, созданных за рубежом при участии китайского капитала превысило 10 тысяч. При этом объем инвестиций этих субъектов за рубежом составил 90,63 млрд долл. Согласно данным Министерства коммерции КНР, с 2001 по 2006 гг. объем прямых инвестиций за рубеж рос, в среднем, на 66% в год; торговый оборот подрядных объектов за рубежом на 25%; сотрудничество в сфере трудовых услуг на 11% в год.

Чтобы стимулировать «выход за рубеж» и между народну ю хозяйственную деятельность, Китайский комитет содействия развитию между народной торговли, Министерство коммерции и китайский Экспортноимпортный банк организовали в мае 2007 г. симпозиум по инвестициям китайских предприятий за рубеж. В ходе симпозиума Министерство коммерции, Государственный комитет по делам реформы, Государственное налоговое управление и китайский Экспортноимпортный банк рассказали о мерах по поддержке выхода предприятий во внешний мир. Представители посольств зарубежных стран ознакомили китайских инвесторов с инвестиционным климатом в своих странах; консалтинговые компании обязались предоставить услуги в разных сферах, включая юридические, бухгалтерские, арбитражные и др., с целью помочь выходу предприятий за границу69. О том, что китайское правительство намерено и впредь поощрять размещение капитала отечественных предприятий за рубежом, заявил в интервью корреспонденту агентства Синьхуа 16 октября 2007 г. помощник министра коммерции КНР Чун Цюань. В последние годы активность инвестирования за рубеж китайскими предприятиями резко выросла. За один только 2006 год сумма прямых инвестиций китайских предприятий за рубежом составила 17,63 млрд долл. А в 1м полугодии 2007 г. объем ПИИ вырос еще на 21,1%71. В 2007 г. китайские ПИИ в нефинансовый сектор зарубежных стран составили 18,7 млрд долл., что в 8 раз превысило показатель 2002 г. Эго позволило стране переместиться с 26го в 2002 г. на 13е в 2007 г. место в мире и выйти на 1е место среди развивающихся стран по этому показателю 2. А в первом квартале 2008 г., как заявил на конференции по вопросам инвестиций в Восточной Азии замминистра коммерции КНР Чэнь Цзянь, прямые зарубежные инвестиции Китая составили 19,34 млрд долларов73. Китайские ученые выражают надежда, что в 20202030 гг. Китай станет крупной инвестиционной державой.

Но поистине двигателем китайской экономики, во многом способствовавшим нынешнему «взлету» страны, стала внешняя торговля. Взамен национальной замкнутости была поставлена задача вовлечения страны в мировой товарообмен, обеспечения широкого доступа ее продукции на внешний рынок, что предполагало необходимость высоких темпов роста экспорта путем расширения экспортного производства; в то же время в импорте был сделан акцент на ввозе передовой технологии и но-ухау при одновременном развитии импортозамещающих производств.

Важным фактором роста внешней торговли КНР стала ее децентрализация. Министерство внешней торговли и экономического сотрудничества МОФТЭК (в настоящее время Министерство коммерции) и подчиненные ему внешнеторговые компании были лишены монопольного права на осуществление экспортно-импортных операций. В середине 80-х годов все провинции, города центрального подчинения и автономные районы, а также ряд созданных открытых экономических зон имели право автономного осуществления внешней торговли. В тот период в стране насчитывалось уже свыше 820 внешнеторговых компаний.

Были приняты меры для повышения конкурентоспособности китайской продукции на мировых рынках. Ставка делалась, в частности, на увеличение в экспорте доли высокотехнологичной продукции. Экспортная политика строилась с учетом мировой конъюнктуры: стимулировался опережающий вывоз готовой продукции, увеличение в ее объеме доли наукоемкой продукции, приближение качества экспортных товаров к мировым стандартам. Некоторые предприятия переориентировались на выпуск экспортной продукции, субъектам внешнеторговой деятельности предоставлялись таможенные и налоговые льготы при импорте высоких технологий. При этом была вдвое снижена налоговая ставка для компаний, получающих 70% выручки от экспорта своей продукции76. Большое внимание уделялось импорту в Китай новых технологий, что было призвано создать условия для технического перевооружения промышленности, в том числе работающей на экспорт, что, в свою очередь, должно было стимулировать дальнейший рост экспорта и внешней торговли.

Привлечение иностранных капиталов помогло Китаю модернизировать ряд экспортных отраслей, повысить технологический уровень выпускаемой продукции, создать совместные предприятия, отличающиеся высокой производительностью труда и высоким качеством товаров и услуг.

Важным фактором роста и совершенствования структуры китайской внешней торговли стали предприятия с иностранным капиталом. В 1999 г. свыше 52% всего экспорта Китаем такой высокотехнологичной продукции, как автоматическое оборудование, микроэлектроника, телевизоры, стерео-системы, магнитофоны и прочее, пришлись на долю предприятий с иностранным капиталом; доля такого рода продукции в экспорте данных предприятий росла быстрее, чем в целом по стране.

Таблица. Экспортно-импортные операции китайских предприятий с иностранным капиталом в 1996-2000 гг. (млрд долл.)

В XXI веке помимо предприятий с иностранным капиталом, активными участниками внешнеэкономической деятельности стали предприятия национального частного капитала. Последний, только успев прорваться на мировой рынок, уже обеспечил себе значительную часть внешнеторговой прибыли. Создав рабочие места для миллионов крестьян-мигрантов в городах и сельской местности (по состоянию на конец июня 2006 г., на долю средних и мелких предприятий приходилось соответственно 60% и 70% занятого населения)77, частные предприниматели сумели опередить других участников внешнеэкономической деятельности. Хотя на их долю приходились в 2002 г. менее 9% внешнеторгового оборота страны, они смогли получить свыше 40% общей суммы внешнеторговой прибыли.

А в 1м полугодии 2007 г. на долю частных предприятий пришлись 19,2 % общего объема внешней торговли КНР. Показатели для предприятий с иностранным капиталом составили соответственно 21,3% и 57,5%, для государственных предприятий 17% и 23,3%.

Немалая заслуга в этом государства, оказывающего поддержку малому и среднему бизнесу, который рассматривается им как важная часть рыночной экономики. Понимая, какие сложные проблемы приходится решать малым и средним предприятиям в борьбе с монополизмом, правительство принимает меры с целью создать им условия равной конкуренции с крупными предприятиями. Так, например, на состоявшемся в сентябре 2007 г. в г. Гуанжчоу форуме малых и средних предприятий министерство финансов КНР сообщило, что в 2008 г. в Китае вступит в силу новый закон, в соответствии с которым малым предприятиям будут предоставлены налоговые льготы.

Таблица. Роль предприятий разных форм собственности во внешней торговле Китая в 2002 г.

Важную роль в процессе развития и совершенствования китайской внешней торговли сыграло восстановление членства Китая в ВТО, ставшее очередным шагом в направлении создания открытой экономики, наряду с мерами по привлечению иностранного капитала, созданием СЭЗ, вступлением в международные финансовые организации (Всемирный Банк и Международный Валютный Фонд). Китай был в числе странучредительниц Генерального Агентства по тарифам и торговле (ГATT); в дальнейшем его исключение из организации было стимулировано тайваньскими властями, так что китайское руководство ставило вопрос не о вступлении в ВТО, а о восстановлении членства в этой организации. При этом Китай рассчитывал получить в рамках ВТО статус развивающейся страны, определяемый соглашениями Токийского раунда о предоставлении развивающимся странам преференциального ре жима. С 1982 г. Китай принимал участие в работе органов ГАТТВТО в качестве наблюдателя с правом совещательного голоса. В 1987 г. была создана рабочая группа Г ATT по рассмотрению заявления Китая о вое становлении, которая в 1992 году завершила в целом рассмотрение документов, касающихся внешнеторговой системы КНР.

Подготовка Китая к вступлению во Всемирную Торговую Организацию потребовала проведения реформ, призванных перестроить внешнюю торговлю в соответствии с международной практикой, приблизить торгово-экономические связи Китая с внешним миром к требованиям и правилам ВТО. Эти реформы включали реструктуризацию государственных внешнеторговых компаний, поэтапное снижение тарифов и сокращение нетарифных барьеров, открытие сельскохозяйственных рынков и рынков услуг. Реформы были направлены и на увеличение прозрачности импортных правил. К началу 1996 г. 40% объема импорта находились под правительственным контролем. К 2000 г. этот показатель удалось снизить до 20%81. Частью усилий стало сокращение перечня товаров, подлежащих экспортным ограничениям. При этом иностранным компаниям разрешалось вывозить любые товары, не значащиеся в новом ограничительном списке, в то время как китайские предприятия имели право вывозить лишь собственную продукцию. Отдельные товары (представляющие угрозу национальной безопасности, изготовленные с применением труда заключенных, реликвии, растения и животные, занесенные в «Красную книгу», медь, платина) было вообще запрещено экспортировать. Меры по либерализации внешней торговли включали и снижение импортных таможенных тарифов. Китаю пришлось также отменить регулирующий налог на импорт, введенный в 1985 г. для защиты внутреннего рынка.

В начале нового тысячелетия, эксперты ВТО, проанализировав хозяйственную систему КНР, выдвинули ряд новых требований: либерализация и децентрализация банковской сферы, доступ к ней иностранных партнеров, увеличение числа городов, открытых для зарубежной розничной торговли, либерализация внешнеторговых операций, снятие тарифных и нетарифных барьеров. Они отметили положения, не отвечающие требованиям ВТО, в частности, наличие нетарифных барьеров на 36 товарных групп, сохранение государственной монополии на зерновые, хлопок, мясомолочные продукты, сахар, закрытость сельскохозяйственного рынка для зарубежных компаний, протекционизм в производстве и распределении сельскохозяйственной продукции, разрешение создавать иностранные компании лишь в определенных городах приморского пояса.

В 2002 г. Китай стал членом ВТО с одним важным ограничением: он вступил в эту организацию в качестве страны с «нерыночной экономикой». По правилам ВТО это означало право любого государства вводить антидемпинговые пошлины на импорт китайских товаров, если последний наносит ущерб местной промышленности. Членство в ВТО потребовало от Китая углубления системы внешней торговли и перехода на методы ее регулирования, признанные ВТО. Так, например, с 1 мая 2002 г. введена в действие новая система обязательной сертификации импортируемых товаров: создан единый перечень из 132 позиций83. Реформированию подвергся механизм государственной поддержки экспорта. Важной мерой стало принятие Госсоветом КНР в 2003 г. решения о реформе действующей системы возврата налога на добавленную стоимость (НДС) при экспорте.

Членство в ВТО явилось для Китая стимулом к продолжению реформ, усовершенствованию рыночной системы. Правительство взяло курс на освобождение бизнеса от чрезмерной опеки государства, дальнейшее разгосударствление малых и средних предприятий, создание на основе действующих предприятий современных корпораций, способных действовать в условиях растущей конкуренции со стороны зарубежных товаропроизводителей. 11 декабря 2006 г. завершился переходный период с момента вступления КНР в ВТО. В тот же день Китай провозгласил открытие полного доступа в свою банковскую сферу. В конце 2007 г. китайские банки стали активизировать «продвижение за рубеж», открывая свои филиалы и приобретая акции иностранных банков. Наряду с банковской сферой набирает обороты процесс открытия таких отраслей, как транспорт, связь, туризм. Новая для Китая форма открытости Зоны свободной торговли (ЗСТ). Идет процесс создания ЗСТ с 29 странами. Со 123 странами подписаны соглашения о взаимной защите инвестиций. Итогом преобразований в сфере открытости Китая внешнему миру стал процесс признания его страной с рыночной экономикой. Первой это сделала в апреле 2004 г. Новая Зеландия. К настоящему моменту рыночный статус Китая признали уже 76 стран.

По мнению ряда китайских экономистов, вступление Китая в ВТО в течение первых 10 лет будет иметь больше негативных последствий, но по прошествии этого времени выгоды для экономического развития страны станут очевидны. Однако в ходе дебатов перевес на стороне тех, кто полагает, что восстановление членства в ВТО дает Китаю важные преимущества. Их аргументы сводятся к тому, что соглашение автоматически предоставляет своим участникам режим наибольшего благоприятствования в торговле, и как член ВТО Китай может успешно осваивать новые рынки, экспортируя свои товары по льготным тарифам. Наряду с этим, вступление в ВТО позволяет Китаю решить многие проблемы двусторонних торговых отношений, устранить дискриминационные ограничения, получить доступ к информации о торгово-экономическом положении страну частниц, что способствует повышению его роли как мировой экономической державы. Плюсами от вступления в ВТО являются вовлечение в торговую среду с многосторонними льготами, возможность играть более конструктивную роль в достижении нового мирового экономического порядка и путем участия в переговорах отстаивать свои интересы, на равных участвовать в разрешении торгово-экономических споров между государствамичленами. Как пишет известный российский ученый М.А. Потапов, «общий баланс плюсов и минусов для Китая от вступления в ВТО, в значительной степени, будет определяться ходом маркетизации госсектора и структурной перестройкой экономики страны. Многое будет зависеть от того, насколько болезненной окажется миграция трудовых ресурсов КНР вслед за переливом капитала из убыточных в более рентабельные, производительные и конкурентоспособные на мировом рынке отрасли экономики. В конечном счете, речь идет о том, в какой мере Китаю удастся реализовать свои „плюсы“, использовать благоприятные условия торгового и инвестиционного режима в отношениях со своими торговыми партнерами и минимизировать «минусы“ (экономические издержки) от вступления в ВТО».

Оценивая реформы в китайской внешней торговле в целом, следует признать, что они позволили обеспечить ее беспрецедентный по масштабам рост. В начале 80-х годов Китай был 20-м в списке торговых держав мира. Во 2-й половине 90-х гг. он стал 11-м по величине экспортером и 12м импортером. За 1990-2003 гг. экспорт Китая вырос в 8 раз. Доля экспорта первичных продуктов сократилась в общем объеме китайского экспорта с 53,5% в 1978 г. до 10,2% в 1999 г. при том, что доля промышленной продукции выросла с 46,5% в 1978 г. до 89,% в 1999 году. С 1985 по 1999 гг. доля готовой продукции в экспорте выросла с 37% до 87%; при этом 17% составили изделия высокой технологии. В число предметов экспорта вошли электронное оборудование, пластмассы, точные станки и инструменты.

В новом тысячелетии бурный рост китайской внешней торговли продолжился: с 2002 по 2003 гг. она выросла с 620 млрд долл. до 851,2 млрд долл., то есть на 37,1%89. В 2004 г. общий объем внешнеторгового оборота Китая перешагнул рубеж 1 трлн долл., составив 1.154,8 трлн долл. и увеличившись на 35% по сравнению с показателями 2003 года. В 2005 г., по подсчетам экономистов Всемирной торговой организации, торговый оборот КНР составил 1,4 трлн долл.91, а в 2006 г. достиг цифры 1.760,69 трлн долл. Сводный отдел Министерства коммерции КНР и Научно-исследовательского института по международному торгово-экономическому сотрудничеству опубликовали 17 мая 2007 г. совместный «Доклад о ситуации в области внешней торговли» за весенний сезон 2007 г., в котором предполагалось, что общий объем товарооборота Китая в 2007 г. вырастет на 20% и составит более 2,1 трлн долл. В Докладе отмечалось также, что внешняя торговля КНР поддерживает тенденцию неуклонного роста, и Китай занимает по этому показателю 3е место в мире. По данным таможни КНР, внешнеторговый оборот страны в 2007 г. впервые перешагнул рубеж в 2 трлн, составив 2.173,8 трлн долларов. Как сообщала ВТО, по объему внешней торговли Китай передвинулся с 5-го места на 3-е. При этом удельный вес общего объема товарооборота Китая в мировой торговле вырос с 4,7% в 2002 г. до 7,2% в 2006 году.

Что касается структуры внешнеторгового оборота КНР, то уже в 2004 г. объем экспорта продукции машиностроения и транспорта превысил объем импорта. А доля продукции машиностроения в объеме экспорта увеличилась с 35,7% в 2001 г. до 46,2% в 2005 году. В 2007 г. Министерство коммерции КНР констатировало, что структура внешнеторговой сферы характеризуется устойчивостью экспорта трудоемкой продукции, продукции с высокой добавленной стоимостью, ограничением экспортной продукции энергоемких и загрязняющих отраслей и ресурсов, активным расширением импорта энергоресурсов, передовой технологии и оборудования.

В последние годы Китай постоянно имеет положительное сальдо в своей внешней торговле. В 2005 г. оно более чем утроилось по сравнению с 2004 г., составив 102 млрд долл.97, в 2006 г. увеличилось на 74%, достигнув 177 млрд долл. Согласно данным Министерства коммерции КНР, за первое полугодие 2007 г. активное сальдо составило 112,5 млрд долларов. В начале нового тысячелетия Китай экспортировал четверть выпускаемой продукции (20 лет назад эта доля составляла 5%). В 2003 г. Китай вышел на 4е место в мире по объему экспорта; при этом ½ экспорта пришлась на долю дочерних компаний иностранных фирм, осуществляющих прямые капиталовложения в экономику КНР.

Самой конкурентоспособной экспортной продукцией Китая являются обувь и одежда. Текстильная промышленность КНР первая в мире; ее продукция представлена в большинстве стран. Текстильные предприятия рассеяны по всей стране; наиболее крупные находятся в Шанхае, Кантоне и Харбине. При этом экспортная продукция, поставляемая в США, Японию, Западную Европу, производится в приморских провинциях страны, где сосредоточены филиалы зарубежных фирм, и имеет высокие стандарты качества. В северных и внутренних районах базируются кустарные предприятия, многие из которых выпускают контрафактную продукцию ведущих брендов мира, отличающуюся невысоким качеством и низкой ценой.

Вопреки опасениям, высказывавшимся ранее, после вступления Китая в ВТО на внешний рынок выходит его сельскохозяйственная продукция. После вступления Китая в ВТО ожидалось резкое увеличение импорта иномарок. Однако китайские автомобилестроители произвели реорганизацию и реструктуризацию предприятий, и их продукция оказалась конкурентоспособной на внутреннем рынке: в 2002 г. показатели продаж оказались лучшими за все годы после образования КНР. Китай добился определенных сравнительных преимуществ в пищевой, металлургической, химической, фармакологической и электронной промышленности. Кроме того, он обладает прикладными технологиями в производстве бытовой электротехники, электроники, легких видов транспорта. Эти изделия и технологии находят, в частности, спрос в развивающихся странах. Из чистого импортера многих изделий Китай превратился в чистого их экспортера. Так, с 2000 г. до 2006 г. производство стали в стране выросло в 3 раза, что помогло Китаю до 2003 г. импортеру этого вида продукции стать его экспортером. Импортируя сырье и комплектующие, используя собственную рабочую силу, Китай изготавливает конечный продукт, находящий растущий спрос на мировых рынках. Так, если в 2000 г. изделия местного производства составляли 50% экспорта электроники, то в 2006 г. на их долю пришлись уже 75%: аналогичная ситуация со стекловолокном и пластмассами.

Китай последовательно переходит ко все более сложным технологическим процессам, производя компьютеры, ноутбуки, мобильные телефоны и вытесняя за счет демпинга аналогичную продукцию других развивающихся стран. Копируя чужое, Китай создает при этом много своего и нового. Так, мировой рынок обязан Китаю широким распространением DVD технологий, в частности, плееров и плазменных телевизоров. Способность копировать является важным ресурсом китайской экономики, позволяющей ей экономить на закупках технологий, рекламе, программном обеспечении. Однако если в 90е гг. китайцы считались копировщиками, то позже ими были созданы собственные марки, завоевывающие мировой рынок. Китайские бренды переживают бум во всех отраслях экономики страны, начиная от розничных товаров и кончая автомобилями. Китай предлагает на мировой рынок множество популярных торговых марок. Компания «Lenovo» с доходами в 3 млрд долл. лидер на рынке ПК, «LiNing Co. LTD» занимает высшие места в рейтинге по продажам спортивной обуви и одежды. Низкие цены, постоянная модификация продукции, успешное осваивание науки конкуренции способствуют росту популярности китайских товаров. Одно из слагаемых успеха рекламная стратегия. В 2004 г. расходы на рекламу в Китае составили 24 млрд долл., поставив страну на третье место в рекламном мировом рынке.

В последние годы Китай вышел в мировые лидеры по объему экспорта продукции, основанной на информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ). К такому выводу пришли эксперты, проанализировавшие данные о международной торговле товарами этой группы от телефонов до компьютеров в 2004 году. Выяснилось, что Китай экспортировал товары этой группы на сумму 180 млрд долл., тем самым опередив США с их годовым объемом поставок на сумму 149 млрд долл. ЕС и Японию он опередил по этому показателю еще в 2003 году. Специалисты ОЭСР отмечают, что цифра была бы еще более впечатляющей, если бы учитывался объем товаров, поступивших на рынок через Гонконг. Сегодня на долю Китая приходится 30% совокупного экспорта всей Азии в области электроники. В период 2002-2006 гг. объем экспорта компьютеров и информационных услуг увеличился с 640 млн долл. до 2,96 млрд долл., а его доля в объеме экспорта в отрасли сервисной торговли выросла с 1,6% до 3,2%.

Несмотря на впечатляющие успехи, у китайских компаний немало проблем. В их числе расходы на инновации, растущая конкуренция с западными международными компаниями, рост подделок товаров в мире, перенасыщенность рынка такими изделиями, как телевизоры и пр. Пример: в 20002003 гг. китайские бренды мобильных телефонов сумели благодаря низким ценам и ярким дополнениям побить «Nokia», «Motorolla» и другие международные бренды, завоевав 59% рынка. Однако в 2004 г. западные компании предложили по низким ценам множество новинок с различными функциями. В результате доля рынка у китайских компаний снизилась, а продажи упали, и, несмотря на усилия местных производителей, начиная с 2004 г., темпы роста продаж их изделий приостановились.

Ожидается рост конкуренции и в розничной торговле в связи с при ходом в Китай крупных западных розничных гигантов. Хотя покупательная способность китайского населения ограничена, его численность создает растущий спрос, а значит, и рынок сбыта для товаров мировых производителей. Важный вопрос, который предстоит решить китайским компаниям при завоевании внешних рынков, менеджмент. В целом, Китаю предстоит еще долгий путь, прежде чем он сможет достичь желаемого уровня продаж вне страны. И все же у него имеются огромные преимущества перед Западом благодаря привязке курса юаня к доллару США, низких затрат на производство, дешевой рабочей силы.

«Движущей силой» китайской внешней политики и торговли можно, без преувеличения, назвать потребность Китая в ресурсах. Индустриализация с акцентом на развитие тяжелой промышленности сопровождается тратой больших объемов энергоресурсов. Производство энергоносителей в Китае растет, однако энергетическая проблема остается основной проблемой китайской экономики. Хотя на долю Китая приходится 1/5 населения Земли, он обладает лишь 5% мировых энергетических и природных ресурсов, занимая по уровню обеспеченности ресурсами 80-е место в мире.

Китайская промышленность породила огромные потребности в энергетическом сырье и минеральных ресурсах. Достигнув беспрецедентного уровня, эти потребности толкают государственные компании Китая на поиски контрактов на эксплуатацию зарубежных ресурсов, включая золото Боливии, уголь Филиппин, медь Чили, газ Австралии и африканскую нефть, и ввоз их в страну. В последние годы наблюдается бум на мировых рынках сырья, и Китай играет в этом далеко не последнюю роль. Если раньше эта страна была малозаметным игроком, то сегодня она определяет динамику сырьевого рынка.

Таблица. Производство энергоносителей в КНР в 2003 г.

Китай ведущий в мире производитель стали (в 2003 г. 220 млн т, в 2004 г. 245 млн т; рост 11%.). С 1998 по 2004 г. импорт Китаем железной руды, необходимой для производства стали, вырос с 55 млн т до 200 млн т. В 2003 г. китайский импорт вырос на 40%, в том числе импорт стали составил 36 млн т рекордный показатель для любого государства. Импорт Китаем железной руды утроился с 1999 по 2003 гг.; страна покупает 2530% всей продаваемой в мире железной руды, 21% платины, 15% алюминия.

С одной стороны, растущая потребность в импорте энергоресурсов и металлов заставляет Китай расширять экспорт, чтобы иметь источник доходов, что позволяет ему активнее интегрироваться в мирохозяйственные связи. С другой стороны, выдвижение его как ведущей торговой державы меняет мировые рынки сырья, повышая значимость таких его производителей, как Африка, Латинская Америка, Австралия. Последствием растущего импорта Китаем сырьевых ресурсов становится рост цен на отдельные виды сырья на мировом рынке: цены на медь, никель, платину уже в 2003 г. достигли самого высокого уровня за предыдущие 8 лет.

В выигрыше оказываются и страны Восточной Азии. В опубликованном в июне 2007 г. докладе Всемирного Банка отмечается, что Китай как крупнейший торговый партнер стран Восточной Азии занимает особое место в возрождении региона. После вступления Китая в ВТО быстро растущий китайский рынок создал больше возможностей для экспорта азиатских стран, и на страны Восточной Азии приходится сегодня свыше 50% общего объема китайского импорта.

Несмотря на впечатляющие успехи в развитии внешней торговли Китая, эта сфера предмет неустанной заботы руководства страны, рассматривающего внешнеэкономические связи как один из «китов» роста и процветания страны. Создан Китайский Совет по развитию внешней торговли, объединяющий более 70 тыс. предприятий и имеющий 49 региональных, 18 отраслевых отделений и 15 зарубежных представительств. Правительство создает для отечественных компаний и предприятий за рубежом благоприятные условия, предоставляет льготные кредиты, страхует экспортные риски. В Китае действует разветвленная государственная система информационного обеспечения отечественных экспортеров. В Министерстве коммерции имеется компьютерная база данных по информированию экспортеров о меняющейся торгово экономической обстановке на товарных рынках и в отдельных странах, которой могут пользоваться бесплатно все китайские предприятия и организации. Все это, несомненно, способствует расширению объемов и улучшению структуры внешней торговли Китая.

Выступая 13 января 2005 г. на Всекитайском рабочем совещании по содействию развитию торговли, председатель Китайского комитета содействия развитию международной торговли Вань Цзифэй отметил, что углубление реформ, повышение конкурентоспособности предприятий способствовали развитию и совершенствованию внешней торговли. В числе положительных моментов он назвал оптимизацию структуры импорта и экспорта, растущую роль в экспорте продукции с высокой добавленной стоимостью и техноемкой продукции, а также расширение использования иностранного капитала, эффективность взаимного стимулирования инвестиций и торговли, эффект от вступления Китая в ВТО. Однако, по словам Вань Цзифэя, у китайской внешней торговли еще немало недостатков: «формы торговли не отшлифованы, конкурентоспособность в целом не сильна, не хватает собственных изделий известных марок и маркетинговых сетей, мало продукции, обладающей собственной интеллектуальной собственностью и ключевыми технологиями, уровень экспортной продукции еще слишком низок. Значительная часть продукции все еще находится на начальном этапе в цепи между народно го разделения труда, ее добавленная стоимость невысока, все еще не создана группа предприятий с высоким уровнем управления и сильной комплексной мощью».

Внутреннее потребление недостаточно для того, чтобы поглотить производимую в стране продукцию, и в широкой макроэкономической перспективе помогает понять причину рекордного плюса Китая во внешней торговле. Хотя китайская экономика испытывает беспрецедентный рост, большая часть последнего достигается за счет экспорта. Минусом бурного развития внешней торговли является и то, что последняя растет опережающими темпами: общий прирост экономики составил в 2006 г. 10,7%, тогда как внешнеторговый оборот увеличился на 23,8%. При этом внутренний рынок неразвит: на 400 млн горожан приходится более 800 млн сельских жителей, чья покупательная способность остается крайне низкой. Во внешней торговле реализуется 50% ВВП Китая, и такая зависимость от внешних факторов чревата негативными последствиями для страны.