Книги, статьи, материалы /ИСТОРИЯ СУДАНА в новое и новейшее время /ВВЕДЕНИЕ В НОВУЮ И НОВЕЙШУЮ ИСТОРИЮ СУДАНА

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо от US 1350

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (08.02 - 20.02.2018)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (23.02 - 09.03.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (16.05 - 29.05.2018)
Таинственная страна Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (19.06.-25.06.2018)
Сафари и рафтинг

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА (05.07 -20.07.2018)
Активное путешествие по островам

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2018)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2018)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2018)
Дикий животный мир Восточной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2018)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2018)
Акулы юга Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ (23.10 - 31.10.2018)
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2018)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 18.11 2018)
Восхождение на Рорайму


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы ИСТОРИЯ СУДАНА в новое и новейшее время ВВЕДЕНИЕ В НОВУЮ И НОВЕЙШУЮ ИСТОРИЮ СУДАНА

ВВЕДЕНИЕ В НОВУЮ И НОВЕЙШУЮ ИСТОРИЮ СУДАНА

Новую историю принято определять в марксистской науке как историю капитализма. По нашему мнению, было бы точнее сказать — история зарождения и становления капиталистической формации в Европе, Америке, Австралии, некоторых странах Азии (прежде всего — в Японии) и до известной степени — в немногих переселенческих колониях Африки. В это же время большинство стран Азии и Африки, в том числе все арабские страны, низводились до роли феодально-колониальной периферии европейского капитализма. Лишь в XX в., преимущественно во второй его половине, началось ускоренное развитие капитализма в афро-азиатском мире, возвращавшем себе политическую самостоятельность, но в экономическом и других отношениях все еще остающемся на периферии Западной Европы — Северной Америки — Японии, где капиталистическая формация достигла высшего развития.

Историю нового времени и раннего капитализма непосредственно предваряет эпоха великих географических открытий и поздних феодальных государств XV — середины XVI в. В этот период произошла важнейшая до первой мировой войны перестройка мировой политической системы, появились такие мощные феодальные державы, как европейская и колониальная империя Габсбургов, Россия, Турция, сефевидский Иран, Монгольская империя в Индии, а также португальская колониальная империя. В Судане окончился период христианских государств и возникли независимые мусульманские султанаты (см. ниже). Такие события европейской истории, как Реформация, освобождение Нидерландов от испанского господства, возвышение абсолютистских монархий Франции, Австрии и России, английская буржуазная революция, — слабо ощущались в Африке, кроме отдельных приморских районов. Для мусульманских стран Африканского континента, а также для соседней с Суданом христианской Эфиопии большее значение имели события в Турции, одной из великих держав середины XV — XVIII в., правитель которой одновременно являлся халифом — главой всех мусульман-суннитов. Влияние же капиталистической Европы ощущалось преимущественно косвенно и в той мере, в какой влияние капиталистического рынка и перемен на мировых путях могла испытывать феодальная экономика этих стран.

Поэтому новое время как исторический феномен наступило в разных арабских и африканских странах не одновременно. Для африканской страны новое время — это эпоха, когда она начала испытывать значительное, обычно непосредственное, воздействие европейско-американского капитализма и в результате теряла экономическую, политическую и культурную независимость. Из соседних с Суданом стран новое время началось в Египте с экспедиции Наполеона Бонапарта и сменявших друг друга французской, английской и турецкой оккупаций; в Ливии — с вмешательства европейских держав в ее внутриполитические дела, за которым последовало введение прямого турецкого управления; в Эфиопии — с английского и турецко-египетского вторжений; в Вадаи (Чад)—с установления здесь французского колониального господства. Для Судана такой исторической вехой было его завоевание войсками Мухаммеда Али Египетского. Следует помнить, что за спиной турецких и турецкоегипетских войск стоял европейский торговый и банковский капитал, использовавший их для проникновения в Африку; эти войска были экипированы и частично организованы и обучены поевропейски, руководимы европейскими или европейски образованными офицерами.

На фоне четыре-хтысячелетней истории Судана почти столетний период 1820—1918 гг. — лишь кратковременный эпизод. Тем более это относится к периоду до 1899 г. — года, когда Судан стал одной из британских колоний под прикрытием англо-египетского кондоминиума. Эта дата, одна из тех, которые отмечали наступление эпохи империализма, означала и начало фактического раздела обширных районов СевероВосточной и Центральной Африки, где расположен Судан, между европейскими колониальными державами.

Первое двадцатилетие периода кондоминиума — это, в сущности, время становления колониального Судана, когда здесь сохранялись даже остатки доколониальной государственности (крупнейшее из таких образований — Дарфурский султанат). Однако отделять его от последующих неполных четырех десятилетий периода кондоминиума на том основании, что оно хронологически предшествует Октябрьской революции в России, — значит переносить на историю Судана хронологию истории Евразии. Период кондоминиума в целом — не менее важная эпоха зз Судане, отличная и от предшествующего периода махдистско го государства и от последующего периода независимого пост кол они ал ыюго государства. В целом это было время не только зависимого развития, но и восстановления сил страны после бурных и трагических событий XIX в., унесших больше половины ее населения, сопровождавшихся огромными культурными потерями. Две мировые войны, пришедшиеся на период кондоминиума, мало затронули Судан и не имели для пего разрушительных последствий.

Значение периодов нового времени и кондоминиума для последующего развития Судана чрезвычайно велико. Правда, в отличие от таких соседних стран, как Чад, Центральная Африка, Заир, Кения, сформированных в некое территориально-политическое целое лишь в XX в. в качестве колоний Франции, Анг уши и Бельгии, Судан еще в доколониальный период имел центральное этнокультурное ядро с огромной исторической традицией. Но это ядро было довольно аморфным; в новое время оно обрело новый городской центр, традиции единого независи I, мого государства (махдистского), внутри которого начали формироваться крупнейшие этноконфессиональные группы (прежде всего махдистыансары), устанавливались новые взаимоотношения арабосуданцев с другими этносами. Вместе с тем историю Судана нового времени невозможно понять без осмысления его богатейшего культурного наследия, восходящего к древности и средневековью.

Наряду с Египтом и Эфиопией Судан — одна из древнейших стран Африки, историческая индивидуальность которой сформировалась еще несколько тысячелетий назад. Уже тогда, как и в наше время, в культурно-историческом отношении территория: нынешнего Судана, на которой раскинулись долины Нила, Белого и Голубого Нилов, представляла собой переходную зону между Ближним Востоком (ныне — арабским миром Северной Африки и Западной Азии), кушитской Северо-Восточной Африкой, своеобразными культурами Центрального Судана и Цен j тральной Африки. Вместе с тем очень рано в Судане развился собственный очаг цивилизации, оказавший мощное влияние на Тропическую Африку в целом.

В IV — начале III тысячелетия до н. э. в Египетской и Суданской Нубии уже существовало ранее государство, сходное с тогдашним египетским. Под давлением Египта, завоевавшего земли к северу от III порога, часть населения этого государства отступила на юг, в среднюю Нубию, и, смешавшись с местными племенами, создала здесь новую протоцивилизацию. На ее основе во II тысячелетии до н. э. выросла первая в Тропической Африке цивилизация Кермы — столицы раннего государства Куш. Влияние этой цивилизации на юге простиралось до плато Тигре в Эфиопии. Она поддерживала разнообразные связи с Египтом, откуда заимствовала многие элементы земледелия и художественного ремесла.

В XVI в. до н. э. Куш был завоеван фараонами XVIII древнеегипетской династии и вплоть до XI—X вв. до н. э. составлял феодальную колонию Египта, владения которого простирались от среднего Судана до северной Сирии. Через посредство Египта народы Судана установили связи с цивилизациями Азии и Средиземноморья. В этот период верхушка местного общества перенимает язык, религию и образ жизни завоевателей, чему способствовала практика воспитания заложников из знатных семей Куша при дворах фараона и его наместника (обычно— египетского принца), В сравнительно широких масштабах велась разработка золота в рудниках Нубийской пустыни. Золото Куша вывозилось в Египет, в казну фараонов, и отсюда расходилось по всему миру. Кроме золота в Египет отправлялись скот, древесина и изделия из нее, шкуры скота и диких животных, благовонные смолы и другие дефицитные в Египте, но весьма обычные в Судане продукты.

В X—IX вв. до н. э. Куш отделяется от пришедшей в упадок державы фараонов; возрождается сильное государство Куш, просуществовавшее до начала средневековья (оно известно также как Мероэ, Мероитское царство, по названию его столицы). Его границы доходили на юге до Сеинара, охватывая всю северную и центральную части Судана; на западе влияние Мероэ проникало до нынешнего Чада, на юго-востоке — до Эфиопии. В этот период Куш поддерживал связи с различными азиатскими странами: Южной Аравией, Месопотамией, Ираном, Индией и даже Китаем, а также со странами Средиземноморья, Эфиопией и Египтом. В VIII — середине VII в. до н. э. цари Куша завоевали Египет и вели в Палестине войны с Ассирией — сильнейшей державой того времени.

Потерпев поражение от ассирийцев (в середине VII в. до н. э.), древние суданцы были изгнаны из Египта, однако ни ассирийцы, ни позднее персы и греки — правители Египта — не смогли покорить Куш. В I в. до н. э. римляне совершили сюда поход и сумели захватить Иапату— религиозный центр Куша, но вынуждены были ее оставить и заключить с мероитами мир С этих пор между Римской империей и царством Мероэ установились добрососедские отношения.

В последующие 400 лет мероитская цивилизация достигла наивысшего расцвета. Росли города, развивались земледелие (на севере — орошаемое с помощью водоливных колес), ремесла (особенно керамическое, стеклодувное, ювелирное, железоделательное), различные науки, в том числе астрономия; был изобретен оригинальный алфавит, и мероитский язык стал письменным (до этого писали по-египетски). В качестве международного языка изучался также греческий.

В IV в. царство Мероэ ослабело. На его территорию вторгаются окраинные племена. В середине IV в. его завоевывают ак сумиты, создатели сильного государства на севере Эфиопии. Отныне цари Аксума называют себя также царями Касу (Куша). В V—VI вв. в Судане существовало несколько государств, сильнейшими из которых были Макурия, или Мукурра (в средней части Нубии), и Алва — к югу от нее. Собственное царство было и у народа беджа. Алва и Беджа находились под гегемонией Аксума, небольшое царство Нобадия (между Египтом и Макурией) —в зависимости от Византии. Под влиянием Византии и Аксума государства Судана христианизируются. Наступает почти тысячелетний период христианской Нубии.

В начале VII в. Макурия подчиняет себе Нобадию, в IX в.— Алву; средневековая Нубия образует одно политическое и культурное целое от границ Египта до низовий Голубого и Белого Нилов и от гор Дарфура почти до Красного моря. Ее население делилось на множество этносов и говорило на языках различных лингвистических групп и семей. Наиболее распространены были нубийские языки, на западе наряду с ними кордофанские и другие, на востоке — кушитские, на юге, вероятно, различные нильские.

Средневековая нубийская цивилизация достигла расцвета в X—XIII вв. Она поддерживала интенсивные связи с Эфиопией, Грузией, Арменией, но больше всего — с Египтом [97; 101; 102}. В то время (и позднее, до XV в.) нубийские цари считали себя преемниками Рима. Греческий язык наряду со старо-нубийским употреблялся в богослужении и литературе. Вместе с тем постепенно усиливалась роль арабского языка как международного и торгового. В городах Нубии, на золотых приисках Нубийской пустыни, в приморских городах и деревнях, на степных окраинах поселялись арабы. В конце XIII — начале XIV в. Макурия была завоевана египетскими мамлюками и арабами бедуинами; бедуинские племена хлынули в долину Нила, а затем начали расселяться по просторам степей и саванн. В XV — начале XVI в. пали остальные христианские царства Судана. На их территории быстро распространялись ислам, арабская культура и арабский язык. Бывшая христианская Нубия стала частью империи египетских мамлюков, арабского мира, исламской цивилизации. От египетских арабов происходит и нынешнее название страны — Судан (что значит «Черные»).

Итак, в истории Судана третий раз произошла смена господствующих этноса, языка, письма, официальной религии и культурно-исторической ориентации. Особенно значительные перемены произошли в центре страны. В отличие от соседней Эфиопии, где местная цивилизация, несмотря на постоянные войны, медленно эволюционировала, в нильском Судане, с его сравнительно более мирной историей, трижды сменялась цивилизация. Вместе с тем сохранялись такие достижения древней (мероитской) и средневековой (нубийской) суданских цивилизаций, как развитое земледелие и феодальные отношения [93; 207].

На этой базе в начале XVI в. сформировалось новое сильное государство — Сеннарский султанат (по имени столицы — г. Сеннар,— расположенной на южной границе разрушенной нубийской цивилизации). Фунги (арабоязычный господствующий этнос Сеннара) подчинили себе различные по происхождению и языку народы Южной Гезиры, нубийские этносы долины Нила и большую часть арабских племен Судана. В районе III порога они остановили турецких завоевателей, двигавшихся навстречу им вверх по Нилу. Временами фунгам подчинялся и Кор дофан. Но на запад от него образовалось сильное царство Дарфур (господствующий этнос — фуры), подчинившее себе ряд окрестных княжеств и кочевых арабских племен.

Борьба между фунгами и фурами за господство в Судане была одним из существенных моментов истории этой страны в XVII—XVIII вв. Другой важный момент — господство Османской империи на путях, связывавших Судан с внешним миром (туркам принадлежали выходы Судана к Средиземному и Красному морям), особое положение турецкого султана как халифа мусульман-суннйтов. Наконец, временами Сеннар и Дарфур вели войны с соседними африканскими империями Эфиопией и Вадаи. Государства Судана контролировали основные караванные пути, связывавшие эти империи со Средиземноморьем, а Эфиопию— также с Западной и Восточной Европой. После присоединения Нубии к исламскому миру через Судан пролегли караванные пути мусульманских паломников, направлявшихся в священные города, расположенные в Аравии. По дороге попутно велась торговля, некоторые паломники оседали в Судане.

Экономически наиболее развитой частью Судана в то время (как и в средние века) была долина Нила, особенно область Донголы и небольшие речные оазисы Нижней Нубии. Здесь процветало плужное орошаемое земледелие с применением тягловой силы животных (буйволов и верблюдов), тянувших за собой плуг или вращавших водоливное колесо. Сеяли пшеницу, ячмень; выращивали много фиников, различных овощей и фруктов. Наиболее обычным типом поселения был небольшой городок, застроенный просторными каменными или глинобитными домами. Эти городки были расположены там, где было больше пригодной для обработки земли: в устьях вади — высохших притоков Нила, на речных островах и в тому подобных местах, заселенных еще с глубокой древности. Над речной долиной возвышались замки местных феодалов; характерной чертой ландшафта были архитектурные памятники древности и христианского средневекового периода, характерной чертой духовной культуры — предания о прошлом.

В этом краю большинство оседлого населения еще говорило на нубийских языках доигола, фадиджа, махас, но другая часть и скотоводы-кочевники окружающих долину полупустынь — на арабских диалектах.

Нубийские языки сохранились отдельными островками и в среднем поясе: на ове Тути (диалект тути, ныне вымерший), в горах Нуба на юге Кордофана (горные нубийские языки), в Дарфуре (язык мидоб, а также язык донгола в городах); в горах и долинах Кордофана сохранилось еще несколько десятков языков различных лингвистических групп, но большинство населения среднего пояса (включая долину Нила в районе г. Бербер и выше) было арабоязычным. Однако различные племенные группы значительно отличались одна от другой по диалектам (так, в районе г. Бербер и в Нубии арабские диалекты изобиловали нубийскими словами, на востоке — словами кушитского языка бедауэ и т. д.) и особенно — по культуре, в частности хозяйственно-культурному типу. В долинах Голубого и Белого Нилов, в Кордофане и Дарфуре земледелие было ручным и богарным, главной возделываемой культурой — сорго, второй по значению— просо. Финиковая пальма здесь не выращивалась. Зато было широко распространено скотоводство, кочевое, полукочевое и отгонно-пастбищное, не связанное с земледелием органически, как в Нубии. Очень сильно различались типы жилищ, поселений и т. п.

Проведенные в XX в. исследования выделили в Судане десятки арабоязычных этнических групп [194; 216].

Вместе с тем в разных арабосуданских субкультурах прослеживаются и сходные черты, частично восходящие к общему культурному наследию (вопервых, арабскому, а во-вторых, местному — мероитскому и христианско-нубийскому), частично же распространившиеся из культурных центров Судана уже в арабо-исламский период.

Эта общность прослеживается в арабо-суданской народной музыкальной культуре, обнаруживающей черты сходства и различия с арабо-египетской, в народной поэзии, каллиграфии, художественном ремесле и т. п. Вместе с тем уже отмеченная резкая смена цивилизации и доминирующего языка в истории Судана явилась причиной разрыва местной преемственности в литературном развитии между мероитской эпохой, христианским средневековьем и арабским периодом. Если христианская литература Нубии продолжала византийские традиции, то арабо-суданская, утратив со своей христианской предшественницей всякие связи, целиком вытекала из средневековой арабо-исламской и составляла ее периферийное ответвление. Характерные ее образцы — генеалогии (ансаб), составителем которых считается выходец из Самарканда ас-Самарканди. Не менее характерно произведение араб-осуданского автора XVIII в. Мухаммеда вад Дайфалла аль-Джаали (1728—1809) «Степени правителей, святых, ученых и поэтов» ( «Табакат»)—биографический словарь различных местных деятелей и литераторов. Наиболее оригинальное произведение адаба — классической словесности арабского Судана — «Хроника фунгов», главным автором которой был Ахмед ибн Иса Катиб ашШуни (1784 —ок. 1840), написанная уже в XIX в.

Типичны для обще-арабской литературы такие устные жанры суданской литературы того времени, как анекдоты, некоторые из которых упоминают сеннарских царей, былички о святыхсу фиях, а также стихи поэтов-песешшков.

Известная общность культуры арабоязычных этносов Судана не дает нам права говорить о существовании в XVIII — начале XIX в. арабосуданской народности (ср. [116]), наподобие народностей тогдашней Европы или восточноазиатского региона.

Для арабского мира исторически более характерно разделение не на народности, а на племена или союзы племен и этно-конфессиональные арабизированные группы доарабского и доисламского времени. В Судане отдельные союзы племен «обычно представляли собой такие арабизированные этносы, включившие в себя и группы пришельцеварабов, а также завоевателей иного происхождения. В период быстрой, но формальной и поверхностной исламизации их конфессиональная неоднородность определялась в основном местными разновидностями религиозного синкретизма ислама с нубийским христианством и мощным субстратом дохристианских верований и ритуалов. Так, сформировался особый народный ислам Донголы, Такали (на юге Кордофана) и др. Ведь на всю страну первоначально имелось лишь несколько мечетей (в городах Сеннар, Суакин, Донгола, где в соборную мечеть был переделан христианский собор, и др.) Правда, в Дарфуре султан Ахмед Букр (1682—1722) построил мечети во всех крупных населенных пунктах, но даже здесь масса арабовбедуинов, гордясь своим «исконно арабским и мусульманским» происхождением, была поразительно невежественна в вопросах религии и цивилизации ислама, не знала классического арабского языка и, разумеется, была неграмотна.

Углубленная исламизация Судана началась в результате деятельности суфийских духовных орденов, или братств (тарика тов), представители которых прибывали из разных арабских стран. Уже в середине XV в. на севере Алвы проповедовалось учение тариката Шадилийя, а в XVI—XVII в. почти по всему Судану действовали шейхи тариката Кадирийя. В основном суданские мусульманские духовные лица придерживались маликитского мазхаба, но некоторые — шафиитского.. Свое образование они чаще всего завершали в Египте. Последователи отдельных тарикатов или их ответвлений принадлежали к тем или иным родам, племенам, племенным союзам. Однако в доколониальный период эта связь не имела такого всеобщего и определяющего значения, как в XX в.

Этноплеменные градации в известной мере совпадали с политическими. Большая часть арабоязычных этнических групп входила в состав Сеннарского султаната, меньшая находилась в зависимости от Дарфура. Сеннарский султанат, подобно его предшественникам — средневековым христианским царствам и древнему царству Мероэ, имел основное ядро — территорию арабоязычного земледельческого народа фунг, населявшего северную часть ЭльГезиры, и вассальные княжества. Особое значение в его структуре имели экономически сравнительно развитые северные княжества, расположенные вблизи наиболее мощного в регионе египетского очага цивилизации. Здесь же проходили караванные пути из Египта в Эфиопию и Дарфур, из Централь лого Судана — к берегам Красного моря.