Книги, статьи, материалы /ИСТОРИЯ СУДАНА в новое и новейшее время /ВВЕДЕНИЕ В НОВУЮ И НОВЕЙШУЮ ИСТОРИЮ СУДАНА

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Записки каннибала



СРОЧНО!!! ЖЕЛАЮЩИЕ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПУТЕШЕСТВИЯХ, А ТАК-ЖЕ ТЕ, КТО ОТПРАВЛЯЛ ПРЕДОПЛАТУ, СВЯЖИТЕСЬ ПО УКАЗАННЫМ КОНТАКТАМ!!!

Так-же прошу обратить внимание на то, что сайт и вся информация обновляется. В том числе цены на туры будут немного изменены по мере поступления информации в связи с ситуацией с вирусом. Проверяйте актуальность статей и появления новой информации. В общем почаще заглядывайте что-бы не упустить ничего.

САЙТ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ МОЕГО БЛИЗКОГО ДРУГА, И ПРОСТО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА РОМАНА КАШИГИНА, КОТОРЫЙ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ КАМПАЛЫ 2 НОЯБРЯ 2020 г. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!

БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ! (с 28.12.2020 - 09.01.2021)
Вся Уганда за 12 дней. Поторопитесь, времени остается совсем мало.

СЕВЕРНЫЙ СУДАН (03.01. - 11.01.21)
Путешествие по древней Нубии.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (17.01 - 27.01.2021)
Таинственная земля Догонов.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2021)
Африка в миниатюре.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 01.04 - 13.04.2021)
В краю вулканов и горных горилл.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские (28.04.-15.05.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (29.07.-05.08.2021)
Великая миграция.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (15.08 - 30.08.2021)
Большое путешествие по большому острову.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (13.09.-25.09.2021)
Большое путешествие по странам ЮЖНОЙ АФРИКИ.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулканы.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ и ДР КОНГО за 12 дней (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулкан Ньирагонго.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ И ДЖИБУТИ (02.01 - 15.01.2022)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо + плавание с китовыми акулами
ТУР ПЕРЕНОСИТСЯ НА ГОД В СВЯЗИ С НАЧАВШИМИСЯ БОЕВЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ В СТРАНЕ.


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии.

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР).

Africa Tur Справочные материалы ИСТОРИЯ СУДАНА в новое и новейшее время ВВЕДЕНИЕ В НОВУЮ И НОВЕЙШУЮ ИСТОРИЮ СУДАНА

ВВЕДЕНИЕ В НОВУЮ И НОВЕЙШУЮ ИСТОРИЮ СУДАНА

Новую историю принято определять в марксистской науке как историю капитализма. По нашему мнению, было бы точнее сказать — история зарождения и становления капиталистической формации в Европе, Америке, Австралии, некоторых странах Азии (прежде всего — в Японии) и до известной степени — в немногих переселенческих колониях Африки. В это же время большинство стран Азии и Африки, в том числе все арабские страны, низводились до роли феодально-колониальной периферии европейского капитализма. Лишь в XX в., преимущественно во второй его половине, началось ускоренное развитие капитализма в афро-азиатском мире, возвращавшем себе политическую самостоятельность, но в экономическом и других отношениях все еще остающемся на периферии Западной Европы — Северной Америки — Японии, где капиталистическая формация достигла высшего развития.

Историю нового времени и раннего капитализма непосредственно предваряет эпоха великих географических открытий и поздних феодальных государств XV — середины XVI в. В этот период произошла важнейшая до первой мировой войны перестройка мировой политической системы, появились такие мощные феодальные державы, как европейская и колониальная империя Габсбургов, Россия, Турция, сефевидский Иран, Монгольская империя в Индии, а также португальская колониальная империя. В Судане окончился период христианских государств и возникли независимые мусульманские султанаты (см. ниже). Такие события европейской истории, как Реформация, освобождение Нидерландов от испанского господства, возвышение абсолютистских монархий Франции, Австрии и России, английская буржуазная революция, — слабо ощущались в Африке, кроме отдельных приморских районов. Для мусульманских стран Африканского континента, а также для соседней с Суданом христианской Эфиопии большее значение имели события в Турции, одной из великих держав середины XV — XVIII в., правитель которой одновременно являлся халифом — главой всех мусульман-суннитов. Влияние же капиталистической Европы ощущалось преимущественно косвенно и в той мере, в какой влияние капиталистического рынка и перемен на мировых путях могла испытывать феодальная экономика этих стран.

Поэтому новое время как исторический феномен наступило в разных арабских и африканских странах не одновременно. Для африканской страны новое время — это эпоха, когда она начала испытывать значительное, обычно непосредственное, воздействие европейско-американского капитализма и в результате теряла экономическую, политическую и культурную независимость. Из соседних с Суданом стран новое время началось в Египте с экспедиции Наполеона Бонапарта и сменявших друг друга французской, английской и турецкой оккупаций; в Ливии — с вмешательства европейских держав в ее внутриполитические дела, за которым последовало введение прямого турецкого управления; в Эфиопии — с английского и турецко-египетского вторжений; в Вадаи (Чад)—с установления здесь французского колониального господства. Для Судана такой исторической вехой было его завоевание войсками Мухаммеда Али Египетского. Следует помнить, что за спиной турецких и турецкоегипетских войск стоял европейский торговый и банковский капитал, использовавший их для проникновения в Африку; эти войска были экипированы и частично организованы и обучены поевропейски, руководимы европейскими или европейски образованными офицерами.

На фоне четыре-хтысячелетней истории Судана почти столетний период 1820—1918 гг. — лишь кратковременный эпизод. Тем более это относится к периоду до 1899 г. — года, когда Судан стал одной из британских колоний под прикрытием англо-египетского кондоминиума. Эта дата, одна из тех, которые отмечали наступление эпохи империализма, означала и начало фактического раздела обширных районов СевероВосточной и Центральной Африки, где расположен Судан, между европейскими колониальными державами.

Первое двадцатилетие периода кондоминиума — это, в сущности, время становления колониального Судана, когда здесь сохранялись даже остатки доколониальной государственности (крупнейшее из таких образований — Дарфурский султанат). Однако отделять его от последующих неполных четырех десятилетий периода кондоминиума на том основании, что оно хронологически предшествует Октябрьской революции в России, — значит переносить на историю Судана хронологию истории Евразии. Период кондоминиума в целом — не менее важная эпоха зз Судане, отличная и от предшествующего периода махдистско го государства и от последующего периода независимого пост кол они ал ыюго государства. В целом это было время не только зависимого развития, но и восстановления сил страны после бурных и трагических событий XIX в., унесших больше половины ее населения, сопровождавшихся огромными культурными потерями. Две мировые войны, пришедшиеся на период кондоминиума, мало затронули Судан и не имели для пего разрушительных последствий.

Значение периодов нового времени и кондоминиума для последующего развития Судана чрезвычайно велико. Правда, в отличие от таких соседних стран, как Чад, Центральная Африка, Заир, Кения, сформированных в некое территориально-политическое целое лишь в XX в. в качестве колоний Франции, Анг уши и Бельгии, Судан еще в доколониальный период имел центральное этнокультурное ядро с огромной исторической традицией. Но это ядро было довольно аморфным; в новое время оно обрело новый городской центр, традиции единого независи I, мого государства (махдистского), внутри которого начали формироваться крупнейшие этноконфессиональные группы (прежде всего махдистыансары), устанавливались новые взаимоотношения арабосуданцев с другими этносами. Вместе с тем историю Судана нового времени невозможно понять без осмысления его богатейшего культурного наследия, восходящего к древности и средневековью.

Наряду с Египтом и Эфиопией Судан — одна из древнейших стран Африки, историческая индивидуальность которой сформировалась еще несколько тысячелетий назад. Уже тогда, как и в наше время, в культурно-историческом отношении территория: нынешнего Судана, на которой раскинулись долины Нила, Белого и Голубого Нилов, представляла собой переходную зону между Ближним Востоком (ныне — арабским миром Северной Африки и Западной Азии), кушитской Северо-Восточной Африкой, своеобразными культурами Центрального Судана и Цен j тральной Африки. Вместе с тем очень рано в Судане развился собственный очаг цивилизации, оказавший мощное влияние на Тропическую Африку в целом.

В IV — начале III тысячелетия до н. э. в Египетской и Суданской Нубии уже существовало ранее государство, сходное с тогдашним египетским. Под давлением Египта, завоевавшего земли к северу от III порога, часть населения этого государства отступила на юг, в среднюю Нубию, и, смешавшись с местными племенами, создала здесь новую протоцивилизацию. На ее основе во II тысячелетии до н. э. выросла первая в Тропической Африке цивилизация Кермы — столицы раннего государства Куш. Влияние этой цивилизации на юге простиралось до плато Тигре в Эфиопии. Она поддерживала разнообразные связи с Египтом, откуда заимствовала многие элементы земледелия и художественного ремесла.

В XVI в. до н. э. Куш был завоеван фараонами XVIII древнеегипетской династии и вплоть до XI—X вв. до н. э. составлял феодальную колонию Египта, владения которого простирались от среднего Судана до северной Сирии. Через посредство Египта народы Судана установили связи с цивилизациями Азии и Средиземноморья. В этот период верхушка местного общества перенимает язык, религию и образ жизни завоевателей, чему способствовала практика воспитания заложников из знатных семей Куша при дворах фараона и его наместника (обычно— египетского принца), В сравнительно широких масштабах велась разработка золота в рудниках Нубийской пустыни. Золото Куша вывозилось в Египет, в казну фараонов, и отсюда расходилось по всему миру. Кроме золота в Египет отправлялись скот, древесина и изделия из нее, шкуры скота и диких животных, благовонные смолы и другие дефицитные в Египте, но весьма обычные в Судане продукты.

В X—IX вв. до н. э. Куш отделяется от пришедшей в упадок державы фараонов; возрождается сильное государство Куш, просуществовавшее до начала средневековья (оно известно также как Мероэ, Мероитское царство, по названию его столицы). Его границы доходили на юге до Сеинара, охватывая всю северную и центральную части Судана; на западе влияние Мероэ проникало до нынешнего Чада, на юго-востоке — до Эфиопии. В этот период Куш поддерживал связи с различными азиатскими странами: Южной Аравией, Месопотамией, Ираном, Индией и даже Китаем, а также со странами Средиземноморья, Эфиопией и Египтом. В VIII — середине VII в. до н. э. цари Куша завоевали Египет и вели в Палестине войны с Ассирией — сильнейшей державой того времени.

Потерпев поражение от ассирийцев (в середине VII в. до н. э.), древние суданцы были изгнаны из Египта, однако ни ассирийцы, ни позднее персы и греки — правители Египта — не смогли покорить Куш. В I в. до н. э. римляне совершили сюда поход и сумели захватить Иапату— религиозный центр Куша, но вынуждены были ее оставить и заключить с мероитами мир С этих пор между Римской империей и царством Мероэ установились добрососедские отношения.

В последующие 400 лет мероитская цивилизация достигла наивысшего расцвета. Росли города, развивались земледелие (на севере — орошаемое с помощью водоливных колес), ремесла (особенно керамическое, стеклодувное, ювелирное, железоделательное), различные науки, в том числе астрономия; был изобретен оригинальный алфавит, и мероитский язык стал письменным (до этого писали по-египетски). В качестве международного языка изучался также греческий.

В IV в. царство Мероэ ослабело. На его территорию вторгаются окраинные племена. В середине IV в. его завоевывают ак сумиты, создатели сильного государства на севере Эфиопии. Отныне цари Аксума называют себя также царями Касу (Куша). В V—VI вв. в Судане существовало несколько государств, сильнейшими из которых были Макурия, или Мукурра (в средней части Нубии), и Алва — к югу от нее. Собственное царство было и у народа беджа. Алва и Беджа находились под гегемонией Аксума, небольшое царство Нобадия (между Египтом и Макурией) —в зависимости от Византии. Под влиянием Византии и Аксума государства Судана христианизируются. Наступает почти тысячелетний период христианской Нубии.

В начале VII в. Макурия подчиняет себе Нобадию, в IX в.— Алву; средневековая Нубия образует одно политическое и культурное целое от границ Египта до низовий Голубого и Белого Нилов и от гор Дарфура почти до Красного моря. Ее население делилось на множество этносов и говорило на языках различных лингвистических групп и семей. Наиболее распространены были нубийские языки, на западе наряду с ними кордофанские и другие, на востоке — кушитские, на юге, вероятно, различные нильские.

Средневековая нубийская цивилизация достигла расцвета в X—XIII вв. Она поддерживала интенсивные связи с Эфиопией, Грузией, Арменией, но больше всего — с Египтом [97; 101; 102}. В то время (и позднее, до XV в.) нубийские цари считали себя преемниками Рима. Греческий язык наряду со старо-нубийским употреблялся в богослужении и литературе. Вместе с тем постепенно усиливалась роль арабского языка как международного и торгового. В городах Нубии, на золотых приисках Нубийской пустыни, в приморских городах и деревнях, на степных окраинах поселялись арабы. В конце XIII — начале XIV в. Макурия была завоевана египетскими мамлюками и арабами бедуинами; бедуинские племена хлынули в долину Нила, а затем начали расселяться по просторам степей и саванн. В XV — начале XVI в. пали остальные христианские царства Судана. На их территории быстро распространялись ислам, арабская культура и арабский язык. Бывшая христианская Нубия стала частью империи египетских мамлюков, арабского мира, исламской цивилизации. От египетских арабов происходит и нынешнее название страны — Судан (что значит «Черные»).

Итак, в истории Судана третий раз произошла смена господствующих этноса, языка, письма, официальной религии и культурно-исторической ориентации. Особенно значительные перемены произошли в центре страны. В отличие от соседней Эфиопии, где местная цивилизация, несмотря на постоянные войны, медленно эволюционировала, в нильском Судане, с его сравнительно более мирной историей, трижды сменялась цивилизация. Вместе с тем сохранялись такие достижения древней (мероитской) и средневековой (нубийской) суданских цивилизаций, как развитое земледелие и феодальные отношения [93; 207].

На этой базе в начале XVI в. сформировалось новое сильное государство — Сеннарский султанат (по имени столицы — г. Сеннар,— расположенной на южной границе разрушенной нубийской цивилизации). Фунги (арабоязычный господствующий этнос Сеннара) подчинили себе различные по происхождению и языку народы Южной Гезиры, нубийские этносы долины Нила и большую часть арабских племен Судана. В районе III порога они остановили турецких завоевателей, двигавшихся навстречу им вверх по Нилу. Временами фунгам подчинялся и Кор дофан. Но на запад от него образовалось сильное царство Дарфур (господствующий этнос — фуры), подчинившее себе ряд окрестных княжеств и кочевых арабских племен.

Борьба между фунгами и фурами за господство в Судане была одним из существенных моментов истории этой страны в XVII—XVIII вв. Другой важный момент — господство Османской империи на путях, связывавших Судан с внешним миром (туркам принадлежали выходы Судана к Средиземному и Красному морям), особое положение турецкого султана как халифа мусульман-суннйтов. Наконец, временами Сеннар и Дарфур вели войны с соседними африканскими империями Эфиопией и Вадаи. Государства Судана контролировали основные караванные пути, связывавшие эти империи со Средиземноморьем, а Эфиопию— также с Западной и Восточной Европой. После присоединения Нубии к исламскому миру через Судан пролегли караванные пути мусульманских паломников, направлявшихся в священные города, расположенные в Аравии. По дороге попутно велась торговля, некоторые паломники оседали в Судане.

Экономически наиболее развитой частью Судана в то время (как и в средние века) была долина Нила, особенно область Донголы и небольшие речные оазисы Нижней Нубии. Здесь процветало плужное орошаемое земледелие с применением тягловой силы животных (буйволов и верблюдов), тянувших за собой плуг или вращавших водоливное колесо. Сеяли пшеницу, ячмень; выращивали много фиников, различных овощей и фруктов. Наиболее обычным типом поселения был небольшой городок, застроенный просторными каменными или глинобитными домами. Эти городки были расположены там, где было больше пригодной для обработки земли: в устьях вади — высохших притоков Нила, на речных островах и в тому подобных местах, заселенных еще с глубокой древности. Над речной долиной возвышались замки местных феодалов; характерной чертой ландшафта были архитектурные памятники древности и христианского средневекового периода, характерной чертой духовной культуры — предания о прошлом.

В этом краю большинство оседлого населения еще говорило на нубийских языках доигола, фадиджа, махас, но другая часть и скотоводы-кочевники окружающих долину полупустынь — на арабских диалектах.

Нубийские языки сохранились отдельными островками и в среднем поясе: на ове Тути (диалект тути, ныне вымерший), в горах Нуба на юге Кордофана (горные нубийские языки), в Дарфуре (язык мидоб, а также язык донгола в городах); в горах и долинах Кордофана сохранилось еще несколько десятков языков различных лингвистических групп, но большинство населения среднего пояса (включая долину Нила в районе г. Бербер и выше) было арабоязычным. Однако различные племенные группы значительно отличались одна от другой по диалектам (так, в районе г. Бербер и в Нубии арабские диалекты изобиловали нубийскими словами, на востоке — словами кушитского языка бедауэ и т. д.) и особенно — по культуре, в частности хозяйственно-культурному типу. В долинах Голубого и Белого Нилов, в Кордофане и Дарфуре земледелие было ручным и богарным, главной возделываемой культурой — сорго, второй по значению— просо. Финиковая пальма здесь не выращивалась. Зато было широко распространено скотоводство, кочевое, полукочевое и отгонно-пастбищное, не связанное с земледелием органически, как в Нубии. Очень сильно различались типы жилищ, поселений и т. п.

Проведенные в XX в. исследования выделили в Судане десятки арабоязычных этнических групп [194; 216].

Вместе с тем в разных арабосуданских субкультурах прослеживаются и сходные черты, частично восходящие к общему культурному наследию (вопервых, арабскому, а во-вторых, местному — мероитскому и христианско-нубийскому), частично же распространившиеся из культурных центров Судана уже в арабо-исламский период.

Эта общность прослеживается в арабо-суданской народной музыкальной культуре, обнаруживающей черты сходства и различия с арабо-египетской, в народной поэзии, каллиграфии, художественном ремесле и т. п. Вместе с тем уже отмеченная резкая смена цивилизации и доминирующего языка в истории Судана явилась причиной разрыва местной преемственности в литературном развитии между мероитской эпохой, христианским средневековьем и арабским периодом. Если христианская литература Нубии продолжала византийские традиции, то арабо-суданская, утратив со своей христианской предшественницей всякие связи, целиком вытекала из средневековой арабо-исламской и составляла ее периферийное ответвление. Характерные ее образцы — генеалогии (ансаб), составителем которых считается выходец из Самарканда ас-Самарканди. Не менее характерно произведение араб-осуданского автора XVIII в. Мухаммеда вад Дайфалла аль-Джаали (1728—1809) «Степени правителей, святых, ученых и поэтов» ( «Табакат»)—биографический словарь различных местных деятелей и литераторов. Наиболее оригинальное произведение адаба — классической словесности арабского Судана — «Хроника фунгов», главным автором которой был Ахмед ибн Иса Катиб ашШуни (1784 —ок. 1840), написанная уже в XIX в.

Типичны для обще-арабской литературы такие устные жанры суданской литературы того времени, как анекдоты, некоторые из которых упоминают сеннарских царей, былички о святыхсу фиях, а также стихи поэтов-песешшков.

Известная общность культуры арабоязычных этносов Судана не дает нам права говорить о существовании в XVIII — начале XIX в. арабосуданской народности (ср. [116]), наподобие народностей тогдашней Европы или восточноазиатского региона.

Для арабского мира исторически более характерно разделение не на народности, а на племена или союзы племен и этно-конфессиональные арабизированные группы доарабского и доисламского времени. В Судане отдельные союзы племен «обычно представляли собой такие арабизированные этносы, включившие в себя и группы пришельцеварабов, а также завоевателей иного происхождения. В период быстрой, но формальной и поверхностной исламизации их конфессиональная неоднородность определялась в основном местными разновидностями религиозного синкретизма ислама с нубийским христианством и мощным субстратом дохристианских верований и ритуалов. Так, сформировался особый народный ислам Донголы, Такали (на юге Кордофана) и др. Ведь на всю страну первоначально имелось лишь несколько мечетей (в городах Сеннар, Суакин, Донгола, где в соборную мечеть был переделан христианский собор, и др.) Правда, в Дарфуре султан Ахмед Букр (1682—1722) построил мечети во всех крупных населенных пунктах, но даже здесь масса арабовбедуинов, гордясь своим «исконно арабским и мусульманским» происхождением, была поразительно невежественна в вопросах религии и цивилизации ислама, не знала классического арабского языка и, разумеется, была неграмотна.

Углубленная исламизация Судана началась в результате деятельности суфийских духовных орденов, или братств (тарика тов), представители которых прибывали из разных арабских стран. Уже в середине XV в. на севере Алвы проповедовалось учение тариката Шадилийя, а в XVI—XVII в. почти по всему Судану действовали шейхи тариката Кадирийя. В основном суданские мусульманские духовные лица придерживались маликитского мазхаба, но некоторые — шафиитского.. Свое образование они чаще всего завершали в Египте. Последователи отдельных тарикатов или их ответвлений принадлежали к тем или иным родам, племенам, племенным союзам. Однако в доколониальный период эта связь не имела такого всеобщего и определяющего значения, как в XX в.

Этноплеменные градации в известной мере совпадали с политическими. Большая часть арабоязычных этнических групп входила в состав Сеннарского султаната, меньшая находилась в зависимости от Дарфура. Сеннарский султанат, подобно его предшественникам — средневековым христианским царствам и древнему царству Мероэ, имел основное ядро — территорию арабоязычного земледельческого народа фунг, населявшего северную часть ЭльГезиры, и вассальные княжества. Особое значение в его структуре имели экономически сравнительно развитые северные княжества, расположенные вблизи наиболее мощного в регионе египетского очага цивилизации. Здесь же проходили караванные пути из Египта в Эфиопию и Дарфур, из Централь лого Судана — к берегам Красного моря.