Книги, статьи, материалы /ИСТОРИЯ СУДАНА в новое и новейшее время /СУДАН В XIX в. Судан накануне турецкоегипетского завоевания

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В АФРИКУ и не только (с русскоязычными гидами):


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2017)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2017)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2017)
Акулы юга Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2017)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2017)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО БАНГЛАДЕШ И НЕПАЛУ (11.02 - 27.02.2018)
Два азиатских тигра

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (23.02 - 09.03.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (16.05 - 29.05.2018)
Таинственная страна Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (19.06.-25.06.2018)
Сафари и рафтинг

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА (05.07 -20.07.2018)
Активное путешествие по островам

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2018)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2018)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2017)
Дикий животный мир Восточной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2018)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ (23.10 - 31.10.2018)
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 18.11 2018)
Восхождение на Рорайму


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы ИСТОРИЯ СУДАНА в новое и новейшее время СУДАН В XIX в. Судан накануне турецкоегипетского завоевания

СУДАН В XIX в. Судан накануне турецкоегипетского завоевания

В начале XIX в., накануне турецкого завоевания, на территории нынешнего Судана существовало множество слабо связанных друг с другом обществ, уровень развития которых резко различался — от первобытно-общинного до феодального.

Социально-экономический строй Донголы и Нубии начала нового времени в целом можно считать развитым феодальным, других частей Сенпарского султаната — переходным от раннефеодального к развитому феодальному. Основу вооруженных сил Сеннара составляли отряды военных поселенцев, а также гвардия султана; в случае войны к ним присоединялись дружины вассальных князей и ополчения арабских племен. Примерно на таком же уровне находилась социально-экономическая структура Дарфура. Отдельные княжества (Такали и др.) были раннефеодальными.

Во второй половине XVIII — начале XX в. Сеннарский султанат находился в упадке; от него отделились северные княжества, что резко подорвало экономическую и военную мощь Сеннара (из Нубии султанат получал лошадей для своей конницы). Положение Дарфура было более стабильным. Оба государства во многом зависели от торговли рабами, которые захватывались в набегах на иеисламизированные народы, обитавшие к югу от границ Сеннара и Дарфура.

Эти народы представляли собой известное этнокультурное единство (нилотская общность) и говорили на языках нилоса харской лингвистической семьи, главным образом нилотской группы. Они занимались полуоседлым и оседлым мотыжным земледелием в сочетании со скотоводством. Ремесла (важнейшее из них — кузнечное) были занятием низших каст. Оружие — копья и щиты из бычьих шкур — было доступно всем, каждый здоровый мужчина был воином. Ополчения общин строились по возрастным группам. Отдельные общины и племена часто воевали друг с другом. Наибольшей воинственностью отличались народы, не имевшие даже зачаточной государственной власти, такие, как нуэры. Несколько более развитым был социальный строй динка — крупнейшего из народов Южного Судана, делив шегося на племена. У родственных им джуров, ануаков, ачоли и др., а также у занде, принадлежавших к центрально-африканским народам, уже выделились аристократические роды, стремившиеся подчинить себе свободные общины, а у шиллуков даже образовалось раннее государство во главе с сакрализирован ным царем.

В начале XIX в. этот обширный нилотский мир, в основе своей первобытно-общинный, ничего не знал о развивавшейся капиталистической Европе, которой он также был совершенно неизвестен, о соседней с ним цивилизованной Эфиопии, переживавшей феодальную раздробленность, об Османской империи, олицетворявшей в арабском мире цивилизацию и политическое могущество, но на арене мировой политики все больше обнаруживавшей слабость перед экспансией европейских держав.

Однако распад Османской империи затянулся более чем на столетие, причем параллельно этому делались попытки ее модернизации, укрепления военной мощи, даже территориальной экспансии. Этот процесс затронул и Египет, правитель которого. Мухаммед Али (1805—1849) решил присоединить к своим владениям Судан.

В Египте начала XIX в. рассказывали удивительные истории о богатствах государств Судана, откуда в Египет ежегодно приходило по каравану. Сеннарский караван состоял из нескольких сот (до 500) верблюдов, дарфурский же насчитывал свыше двух тысяч верблюдов. Торговля Египта с Сеннаром и Дарфуром конца XVIII в. детально проанализирована в настоящей монографии Д. А. Макаровым (в основном по [54]).

Дарфурский караван доставлял товары на сумму около 85,5 млн. пара, 67,5% стоимости которых составляли рабы, сеннарский— на 15 млн. пара, причем лишь 20% этой суммы приходилось на рабов, а 62%—на гуммиарабик. Кроме того, караваны доставляли в Египет слоновую кость, страусовые перья, тамаринд и пр. Значительная часть этих товаров ре-экспортировалась в Европу (весь гуммиарабик и страусовое перо, 2/з слоговой кости, 2/5 тамаринда и т. д.), часть суданских товаров и рабов вывозилась из Египта в другие арабские страны и в Тур. цию.

Взамен этого суданские купцы покупали в Египте товары местного производства (для Дарфура —на 6,3 млн. пара, для Сеннара — на 3,7 млн. пара), азиатского производства (для Дарфура — на 4,4 млн. пара, для Сеииара — на 0,63 млн. пара) и главным образом европейского (для Дарфура — на 18,5 млн. пара, для Сеннара — на 6,3 млн. пара).

С точки зрения возможности увеличения экспорта из Египта в европейские и азиатские страны наиболее желанной добычей представлялись Дарфур и государства, расположенные к югу и западу от него. Однако Сеннар и Донгола были известны как плодородные страны с крестьянским населением, за счет которых можно было увеличить сумму феодальной ренты. налога.

В Нубии, Сеннаре, Кордофане, Дарфуре, Суакине знали о захвате Египта французами в 1798—1801 гг. и о вторжении в эту страну англичан в 1801 г. и в 1807 г., знали и о том, что арабы-мусульмане Османской империи ведут борьбу с европейскими завоевателями. Информация поступала с торговыми караванами. Вместе с купцами из Египта, Триполи и Туниса путешествовали образованные люди, среди них тунисец Мухаммед ибн Омар атТуниси (1789—1857), отец и дед которого долгое время жили в Сеннаре. Сам Мухаммед ибн Омар пробыл здесь у своих родственников восемь лет, затем жил в Дарфуре и Ва даи и оставил ценное описание этих государств. В 1813—1857 гг. он находился на египетской службе [199, с. 277]. В начале XIX в. Судан посетил замечательный азербайджанский путешественник Зейн алАбидин, также описавший увиденные им страны. В городах Судана в то время проживало немало образованных мусульман, которые прежде обучались в Египте или странах Магриба, имели там родственников, друзей и поддерживали с ними связь.

Иногда здесь поселялись и европейские авантюристы вроде грека Янни Гаэты, принявшего в Египте ислам и вступившего в мамлюки, который в 1796 г., по инициативе австрийского консула в Египте К Россетти, прибыл в Дарфур и поступил на службу местного султана в качестве начальника артиллерии: он руководил постройкой цитадели в г. Коббе; в 1798 г. обвиненный в намерении отравить султана Гаэта был убит [199, с. 130, 131].

Турки, освободившие Египет от французов и англичан, рассматривались скорее как объединители арабоисламского мира, а не колониальные захватчики. Это облегчило им завоевание Судана.

Утвердившись в Египте, Мухаммед Али начал создавать внутри Османской свою собственную империю. В 1811 —1819 гг. он покорил Аравию и летом следующего года двинул хорошо вооруженный четырехтысячный корпус на завоевание Сеннара. В 1811 —1812 гг. в Нубию из Египта отступили отряды мамлюков (в большинстве кавказцев по происхождению) под командованием Ибрахимбея (Абрама Шинджикашвили). После его смерти (в 1813 г.) они оставались непримиримыми врагами Мухаммеда Али, истребившего их товарищей в Египте. Направленная в Донголу в 1819 г. военная экспедиция против мамлюков явилась как бы «разведкой боем» в направлении Судана.