Книги, статьи, материалы /ИСТОРИЯ СУДАНА в новое и новейшее время /Суданцы

!!!------ОБЪЯВЛЕНИЕ------!!!

ТУР ОПЕРАТОР АФРИКА-ТУР ОБЪЯВЛЯЕТ О ПОЛНОМ ВОССТАНОВЛЕНИИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ c 10 Февраля 2021г.**

Сайт и вся информация продолжает обновляться. В том числе цены на туры будут немного изменены по мере поступления информации в связи с ситуацией с вирусом. Проверяйте актуальность статей и появления новой информации. В общем почаще заглядывайте что-бы не упустить ничего. Туры, которые подвергаются небольшим корректировкам отмечены как "!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!!". Это означает, что в течении нескольких дней они будут изменены окончательно, о чем даст знать подпись "----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----".







САЙТ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ МОЕГО БЛИЗКОГО ДРУГА, И ПРОСТО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА РОМАНА КАШИГИНА, КОТОРЫЙ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ КАМПАЛЫ 2 НОЯБРЯ 2020 г. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!









!!!---ВАЖНО---!!! НЕ БЕРИТЕ ДОЛЛАРЫ ВЫПУЩЕННЫЕ ДО 2009 ГОДА, ТАК КАК БУДУТ ПРОБЛЕМЫ С ИХ ОБМЕНОМ!!!


БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:

ВСЯ УГАНДА ЗА 10 ДНЕЙ (04 Апреля - 13 Апреля)
Активное путешествие по Уганде с посещением горных горилл за 10 дней.

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на Майские праздники (28.04.-15.05.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- САФАРИ ПО ТАНЗАНИИ С ОТДЫХОМ НА ЗАНЗИБАРЕ (29 Июля - 08 Августа 2021)
Великая миграция и отдых на побережье океана.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (13 Сентября - 25 Сентября 2021 г), а так-же дополнительно ЮАР - ЛЕСОТО - СВАЗИЛЕНД
Большое путешествие по странам ЮЖНОЙ АФРИКИ.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ и ДР КОНГО за 12 дней (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулкан Ньирагонго.

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ! (с 29.12.2021 - 12.01.2022)
Лучшие парки Уганды и горные гориллы на Новый Год.


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время):

ВОСХОЖДЕНИЯ НА ВЕРШИНЫ: КИЛИМАНДЖАРО, ПИК МАРГАРЕТ, ВУЛКАН НЬИРАГОНГО И ДРУГИЕ.

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по этим странам Африки - Намибия, Ботсвана, Танзания, Уганда, Кения, Руанда, ЮАР, Замбия, Зимбабве, Бурунди, Камерун, Эфиопия.

-------------------------------------------------
** К СОЖАЛЕНИЮ НАЙТИ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ С ОЛИВЕР НАМБУЯ ВЛАДЕЮЩЕЙ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР (НЫНЕ НЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПО ЦЕЛОМУ РЯДУ ПРИЧИН) НЕ УДАЛОСЬ. В СВЯЗИ С ЭТИМ АФРИКА-ТУР НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЗЯТЫХ НА СЕБЯ РАННЕЕ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР, А ТАКЖЕ НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОПЛАЧЕННЫЕ НА ИМЯ ОЛИВЕР НАМБУЯ И МАРАБУ-ТУР ПРЕДОПЛАТЫ ЗА ТУРЫ И ПУТЕШЕСТВИЯ. НО МЫ ГОТОВЫ ПОЙТИ НА ВСТРЕЧУ И СДЕЛАТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ, ЧТОБЫ ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ВАМИ ПУТЕШЕСТВИЯ СОСТОЯЛИСЬ, И ПРЕДОСТАВИТЬ КАКИЕ-ТО СКИДКИ ТЕМ, КТО ПОТЕРЯЛ ДЕНЬГИ.
-------------------------------------------------
Мы уже потеряли часть клиентов, которые оказались жертвами недобросовестности Оливер Намбуя и ее младшей сестры Риты. Реорганизация заняла очень много времени, так как мы столкнулись со всяческими попытками помешать продолжать деятельность, но уже завершена. Мы будем продолжать водить группы тем же образом, как это осуществлялось раннее, но уже в другом составе.
-------------------------------------------------
Africa Tur Справочные материалы ИСТОРИЯ СУДАНА в новое и новейшее время Суданцы

Суданцы

Рядом со слоем смешанного турецко-африканского населения появился не менее многочисленный слой евро-суданцев, численностью в несколько десятков тысяч человек, поскольку многие европейцы женились на рабынях-эфиопках либо заводили гаремы эфиопских, центрально-суданских и нилотских рабынь. Детей смешанной крови крестили и обучали миссионеры, поэтому они говорили не только по-арабски, но и пофранцузски, по итальянски и т. д.

Значительную часть мелкого торгов-оремесленного люда в городах, а также низших служащих и наемных слуг составляли нубийцы, донгольцы и махасы — представители наиболее развитых в социальном отношении народов Судана. В городах и собственно Нубии, и Дарфура, и арабских провинций Судана, и на правительственных станциях и постах Юга почти все взрослые нубийцы были двуязычны, владея кроме родного арабским языком. Низы городского населения пополнялись за счет арабских крестьян, покидавших разоренные деревни и нанимавшихся чернорабочими или слугами к европейцам, туркам и пр.; женщины становились проститутками.

Эти слои концентрировались по преимуществу в новых городах, основанных или значительно выросших при власти турок: в Хартуме, Новой Донголе, ВадМедани, ЭльОбейде, Бербере, Кассале, Суакине и др. Крупнейшим среди них стал Хартум, возникший в точке пересечения древних речных путей па месте деревушки, рядом с которой черкес-военачальник Усманбей Джаркас основал укрепленный пост. В 1834 г., по свидетельству французского путешественника Э. Комба, в Хартуме насчитывалось уже 15 тыс. жителей, в 1848 г.— 18 тыс. [39, ч. I, с. 143].

К 1883 г. число жителей города достигло 50 тыс., из них около 10 тыс. были европейцами. Суданцы разных этносов составляли примерно 2/з его населения, европейцы, левантинцы, в том числе копты, сирийцы, греки, армяне и пр., — свыше lU [133]. В отличие от крестьянской массы и бедуинов суданские городские слои имели собственную довольно многочисленную городскую элиту, часть которой получила образование за пределами страны, другая часть — в самом Судане, в местных мусульманских и христианских школах. Значительное место в этой элите занимали профессиональные военные.

Источники доходов суданской городской верхушки были разнообразны. Наиболее стабильным были феодальные по существу поборы, связанные с различными злоупотреблениями на официальной или полуофициальной службе в системе управления. Кадии обирали тех, кто у них судился, улемы обучали, наставляли и вместе с тем эксплуатировали послушников и пр. Эти занятия обычно совмещались с торговлей, иногда — с владением рабами, которых отпускали на оброк, и т. п. Характерный источник дохода хартумских «богачей и знати», в том числе «самого кадия и улемов», описал А. Э. Брем. Они заставляли своих рабынь заниматься проституцией под видом торговли хмельным напитком бильбиль. Для этого «они покупали красивых девушек франтих, устраивали для них танкху (городской дом. — Ю. К.) доставляя им все нужное, чтобы продавать бильбиль, и принуждая их к распутству. Девушки были обязаны ежемесячно выплачивать своим владельцам известную сумму — иногда до двухсот пиастров — из этого позорного дохода, и эти последние видели в рабынях весьма прибыльную оброчную статью» [34, с. 172]. Против такой практики боролись наместникич-еркесы Ахмедпаша, Абд альЛатыфпаша и др. [34, с. 172; 58, с. 87], но она возобновлялась снова и снова.

Своеобразную группу населения составляли бродячие торговцы-джеллябы, происходившие из различных арабских и нубийских областей. Они странствовали но всему Египетскому Судану, а также за его пределами. Е. П. Ковалевский, высоко ценивший смелость и предприимчивость джеллябов, получил от них ценные сведения о западных областях Эфиопии [39, ч. II, с. 7, 26]. От джеллябов жители суданской «глубинки» узнавали о событиях в мире [39, ч. И, с. 185, 208]. Турецкие власти на местах контролировали деятельность джеллябов и нередко подвергали их телесным наказаниям. При этом обычным делом были всякого рода вымогательства [58, с. 86].

Независимо от происхождения горожане — арабосуданцы, нубийцы, египтяне, выходцы из стран Магриба и с Аравийского полуострова, потомки от браков турок, европейцев и левантинцев с африканками, большинство невольников и вольноотпущенников — говорили на общем для всех арабском языке. В отличие от крестьян, бедуинов, протокрестьян и прочих традиционных слоев арабоязычные горожане своей родиной, как правило, ощущали весь Судан или, по крайней мере, его мусульманские провинции, в пределах которых в основном и развивалась их социальная мобильность. Правда, в единую этнокультурную общность они еще не сложились, но процесс этнической консолидации в этой среде уже происходил. Недоставало только общественного движения, которое могло бы ускорить этот процесс, придать ему новую для Судана форму и вовлечь в него крестьянско-бедуинское большинство населения.

Разнородные по происхождению и социальному облику суданские и египетские городские слои были все, хотя и в разной степени, недовольны засильем европейцев, произволом и хищиичеством администрации, колониальным положением страны. Особенно велико было недовольство нубийских и арабских ремесленников, разоряемых конкуренцией иностранных промышленных товаров; мелких торговцев, вытесняемых европейскими и левантинскими купцами; солдат, месяцами не получавших жалованья; всего мусульманского населения, которым впервые за много веков (со времен христианских нубийских царств) управляли иноверцы-христиане.

Недовольство городских слоев, особенно низших, не утративших связи с деревней, смыкалось с отчаянием и растущим возмущением крестьянского и протокрестьянского большинства Судана, нещадно эксплуатируемого и доводимого до полного разорения. Эта часть населения по-прежнему была разделена на племена и общины более низкого порядка, разобщена этнически на арабов среднего Судана и неарабские народы окраин. Однако все они — арабы, нубийцы, донгольцы, махасы, мидобы, горные нубийские этносы, фуры, загава и другие — испытывали феодально-колониальный гнет турецкого режима; участь «язычников» гор Нуба, Фазугли и Южного Судана была особенно тяжела, а произвол администрации в отношении их — почти безграничен. Привилегии отдельных нубийских и арабских общин с течением времени были отменены или утратили свое значение; более того, феодальный гнет низводил даже их верхушку до уровня эксплуатируемого народа.

К концу турецкого владычества в Судане, за исключением Юга, впервые в его истории образовался единый класс крестьянства, главным эксплуататором которого было феодальное государство. Кроме крестьянства и феодально-бюрократической иерархии в Судане турецкого периода имелись многочисленные группы с неразвитой классовой структурой. К ним принадлежали арабские бедуинские племена: группа племен баггара, кабабиш и др. (на западе), а также кочевые племена группы беджа и бениамер (на востоке), горные нубийские и горные ге зирские малые этносы, нилотские (и близкие к ним паранило тские и др.) полуоседлые и оседлые этносы (на юговостоке), этносы занде, мангбету, мору, мади, лугбара на юге и др. Воинственные, свободолюбивые, сильные своей общинно-родовой спайкой и военной демократией половозрастных групп, они представляли собой наиболее непокорную часть населения. В то время как арабское и нубийское крестьянство было разоружено (в 1850 г. были запрещены традиционные копья) и не имело средств на приобретение огнестрельного оружия, кочевые племена сохранялй вооружение.

Наиболее грозной силой среди них были богатые скотом баггара, населявшие обширные саванны на юге Кордофана и Дарфура, на западе БахрэльГазаля и далее вплоть до озера Чад. Баггара высоко ценились в отрядах джеллябов как опытные охотники на слонов [32, т. II, с. 172] и воины. Шейхи — вожди племен баггара — имели отряды воиновневольников, вооруженных ружьями, а также ополчения свободных бедуинов. Шейхи баггара сумели использовать возможности, которые появились в результате объединения Судана и развития работорговли. Во второй половине XIX в. они стали наиболее богатыми и могущественными людьми в провинциях Кордофан, Дарфур и БахрэльГазаль. Хотя и в меньшей степени, чем крестьяне, бедуины баггара испытывали возраставший гнет турецкого абсолютистско-бюрократического государства, за спиной которого стоял европейский капитал и колониальные планы Великобритании.

Все прежние противоречия: между крестьянами (или протокрестьянами) и кочевыми скотоводами, пастухами и знатью, «деревенщиной» и горожанами— отступили на второй план перед главным противоречием: между всеми угнетенными суданцами, с одной стороны, и «союзом» хедивской администрации (турецкой и европейской) с компрадорской буржуазией (христианской, еврейской и мусульманской), причем обе эти силы выступали как агенты европейского капитала.

При Гордоне, когда хедивская бюрократия стала меисе «иррегулярной», хотя и не менее феодальной, чем прежде, ее гнет усилился.

Все не включенные в бюрократическую иерархию феодальные и купеческие элементы вытеснялись на периферию социальной системы и лишались источников доходов. В той степени, в которой эта задача выполнялась, она не только означала победу турецкого режима над суданской «вольницей», но и несла в себе угрозу его гибели, так как сопровождалась сплочением враждебных ему сил, ростом классовой борьбы крестьянства (и протокрестьянства) против феодально-колониальной бюрократии и зарождением освободительного движения, направленного против белых угнетателей.

Это движение неизбежно принимало религиозную форму.