Книги, статьи, материалы /ИСТОРИЯ СУДАНА в новое и новейшее время /Религиозные движения в Египетском Судане

!!!------ОБЪЯВЛЕНИЕ------!!!

ТУР ОПЕРАТОР АФРИКА-ТУР ОБЪЯВЛЯЕТ О ПОЛНОМ ВОССТАНОВЛЕНИИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ c 10 Февраля 2021г.**

Сайт и вся информация продолжает обновляться. В том числе цены на туры будут немного изменены по мере поступления информации в связи с ситуацией с вирусом. Проверяйте актуальность статей и появления новой информации. В общем почаще заглядывайте что-бы не упустить ничего. Туры, которые подвергаются небольшим корректировкам отмечены как "!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!!". Это означает, что в течении нескольких дней они будут изменены окончательно, о чем даст знать подпись "----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----".







САЙТ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ МОЕГО БЛИЗКОГО ДРУГА, И ПРОСТО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА РОМАНА КАШИГИНА, КОТОРЫЙ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ КАМПАЛЫ 2 НОЯБРЯ 2020 г. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!









!!!---ВАЖНО---!!! НЕ БЕРИТЕ ДОЛЛАРЫ ВЫПУЩЕННЫЕ ДО 2009 ГОДА, ТАК КАК БУДУТ ПРОБЛЕМЫ С ИХ ОБМЕНОМ!!!


БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:

ВСЯ УГАНДА ЗА 10 ДНЕЙ (04 Апреля - 13 Апреля)
Активное путешествие по Уганде с посещением горных горилл за 10 дней.

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на Майские праздники (28.04.-15.05.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- САФАРИ ПО ТАНЗАНИИ С ОТДЫХОМ НА ЗАНЗИБАРЕ (29 Июля - 08 Августа 2021)
Великая миграция и отдых на побережье океана.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (13 Сентября - 25 Сентября 2021 г), а так-же дополнительно ЮАР - ЛЕСОТО - СВАЗИЛЕНД
Большое путешествие по странам ЮЖНОЙ АФРИКИ.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ и ДР КОНГО за 12 дней (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулкан Ньирагонго.

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ! (с 29.12.2021 - 12.01.2022)
Лучшие парки Уганды и горные гориллы на Новый Год.


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время):

ВОСХОЖДЕНИЯ НА ВЕРШИНЫ: КИЛИМАНДЖАРО, ПИК МАРГАРЕТ, ВУЛКАН НЬИРАГОНГО И ДРУГИЕ.

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по этим странам Африки - Намибия, Ботсвана, Танзания, Уганда, Кения, Руанда, ЮАР, Замбия, Зимбабве, Бурунди, Камерун, Эфиопия.

-------------------------------------------------
** К СОЖАЛЕНИЮ НАЙТИ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ С ОЛИВЕР НАМБУЯ ВЛАДЕЮЩЕЙ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР (НЫНЕ НЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПО ЦЕЛОМУ РЯДУ ПРИЧИН) НЕ УДАЛОСЬ. В СВЯЗИ С ЭТИМ АФРИКА-ТУР НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЗЯТЫХ НА СЕБЯ РАННЕЕ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР, А ТАКЖЕ НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОПЛАЧЕННЫЕ НА ИМЯ ОЛИВЕР НАМБУЯ И МАРАБУ-ТУР ПРЕДОПЛАТЫ ЗА ТУРЫ И ПУТЕШЕСТВИЯ. НО МЫ ГОТОВЫ ПОЙТИ НА ВСТРЕЧУ И СДЕЛАТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ, ЧТОБЫ ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ВАМИ ПУТЕШЕСТВИЯ СОСТОЯЛИСЬ, И ПРЕДОСТАВИТЬ КАКИЕ-ТО СКИДКИ ТЕМ, КТО ПОТЕРЯЛ ДЕНЬГИ.
-------------------------------------------------
Мы уже потеряли часть клиентов, которые оказались жертвами недобросовестности Оливер Намбуя и ее младшей сестры Риты. Реорганизация заняла очень много времени, так как мы столкнулись со всяческими попытками помешать продолжать деятельность, но уже завершена. Мы будем продолжать водить группы тем же образом, как это осуществлялось раннее, но уже в другом составе.
-------------------------------------------------
Africa Tur Справочные материалы ИСТОРИЯ СУДАНА в новое и новейшее время Религиозные движения в Египетском Судане

Религиозные движения в Египетском Судане

В годы турецкого владычества возникли характерные явления в духовной жизни народов Судана. В отличие от того, что происходило в прошлом, они имели не локальное, а широкое распространение.

Впервые после гибели средневековых христианских государств и Нубийской монофиситской церкви в этой стране появились тысячи христиан, притом разных вероисповеданий: монофи ситского, православного, католического, некоторых протестантских, принадлежащих к более чем десятку церквей.

Монофиситы и православные, как правило, являлись подданными Османской империи. Наиболее привилегированной и наименее многочисленной этноконфессиональной группой среди них были армяне. Следующее место занимали копты. Уже при установлении турецкого владычества в Судан были посланы из Египта сорок коптов-письмоводителей; часть из них служила в Хартуме, другая — в центрах провинций [201, с. 14] (при каждом губернаторе провинции был собственный копт-письмоводитель [39, ч. I, с. 136, 137, 140]). В 70-х годах XIX в. коптская община в Хартуме выстроила церковь и школу. Другая коптская школа появилась в ЭльОбейде [201, с. 14, 15]. Самую многочисленную (несколько тысяч) этноконфессиональную группу мо нофиситов в Египетском Судане составляли эфиопские христиане. В большинстве это были невольники, рано или поздно принимавшие веру своих хозяев. Если хозяином был копт или армянин, невольнику или невольнице удавалось сохранить свое вероисповедание, если грек или западно-европеец — христианскую религию, но приходилось перейти в вероисповедание господина.

Греко-православная община, состоявшая в 60—70-х годах из нескольких десятков купцов, врачей и чиновников (греков и арабоязычных сирийцев), занимала промежуточное положение между европейцами и коптами. Следует учесть, что среди турецких офицеров, управлявших отдельными областями и округами Египетского Судана, имелись сотни принявших ислам греков, сирийцев, грузин, мегрелов, абхазцев, южных славян, сохранявших симпатию к своим бывшим единоверцам-православным и поддерживавшим их.

Основной христианской церковью в Египетском Судане была римско-католическая церковь.

Многочисленные итальянские и другие католики в Хартуме долгое время не имели ни церкви, ни школы, ни даже кладбища. Все это у них появилось в 1842 г., когда в Хартум из Эфиопии прибыл итальянский католический миссионер Луиджи Мон туори. В 1844 г. он передал заботу о пастве и имуществе церкви другому католическому священнику, Дж. Серрао, а сам вернулся в Эфиопию (вскоре за ним последовал и Серрао) [201, с. 241]. Позднее в Хартумской католической церкви время от времени служили заезжие патеры.

Между тем в Риме обсуждался вопрос о создании сильной католической церкви не только в Северо-Восточной, но и в Центральной Африке. Мечты о возрождении христианства в ислами зированной Нубии (им отдали дань и русские путешественники и церковники) не могли осуществиться, но зато в южных провинциях Египетского Судана, где обитали еще не исламизиро ванные народы, пропаганда христианства могла иметь успех. В 1846 г. папа Григорий XVI утвердил самостоятельный викариат Центральной Африки, передал его иезуитам и назначил русского подданого Максимильяна Рылло первым апостолическим провикарием этой новой церкви. Вместе с Рылло в Судан отправились другие иезуиты, словенец Игнаций Кноблехар и итальянцы (из Вероны и Генуи) А. Винко и Э. Педемонте. Деньги на пропаганду католичества в Центральной Африке пожертвовала австрийская императорская фамилия, и австрийский консул в Хартуме получил предписание оказывать миссии М. Рыл ло и И. Кноблехара всевозможное содействие. В 1848 г. католические миссионеры прибыли в Хартум. Здесь они основали? школу для африканских детей, выкупленных из рабства и крещенных в католическую веру [199, с. 205, 206, 323, 373, 374].

Через четыре месяца по прибытии в Хартум Рылло умер, и: провикарием стал Кноблехар. В 1850 г. он отправился в Австро Венгрию, где создал миссионерское общество, которое начало оказывать финансовую и другую помощь его викариату. Благодаря этому он смог в 1852 г. основать миссионерскую станцию Гондокоро, а через два года — еще одну близ нынешнего г. Бор (миссия Святого Креста). Сюда прибывали европейские миссионеры (итальянские священники Дж. Бельтраме, Даниэле Ком бони, австрийцы И. X. Миттерютцер, А. Юбербрахер и Ф. Мор ланг, баварец М. Кирхнер, начавшие изучение местных языков: динка, бари и др.)» а также обращенные в христианство и обученные в католической школе нилоты. В 1856 г. Кноблехар отправил в Европу для изучения католического богословия первых: восемь юношейнилотов. После отъезда самого Кноблехара в Европу и его смерти в 1858 г. епископом стал М. Кирхнер, но ок вскоре тоже уехал [199, с. 77, 103, 203, 206, 240, 362].

По свидетельству П. Санти и Р. Хилла, католические миссионеры, принадлежа к космополитической римской церкви, не забывали и о своем подданстве, иными словами, они проводили политику тех европейских держав, с которыми были связаны.. В результате войн в Европе это подданство могло меняться, по этим и другим причинам нередко менялась политическая ориентация миссионеров. Характерно, что мальтиец епископ А. Ка золани, направляясь в 1847 г. по Нилу в Хартум, поднял над своей дахабией (баркой) британский флаг, а двумя годами позднее словенец епископ И. Кноблехар отплыл на собственном судне из Гондокоро в Хартум под австрийским флагом. Епископ Массая и руководимые им миссионеры из ордена лазаритов, будучи итальянцами, проводили про-французскую политику [58,. с. 33]. В 1857 г. в миссии Святого Креста, руководимой Кноб лехаром, были переведены на язык бари с немецкого верноподданнические вирши «Дай победу, Боже, Австрии и ее главе» [58, с. 115, примеч.].

Отчасти из-за разницы в политической ориентации, но главным образом из-за различия позиций по вопросу о работорговле католические миссионеры далеко не всегда пользовались поддержкой у европейцев в Судане. Некоторые французские торговцы и правительственные служащие помогали миссионерам в их деятельности, но значительная часть европейских купцов, так или иначе связанных с работорговлей, активно им противодействовала. Отдельные представители этого слоя (например, француз Ж.Б. Пабан) даже переходили в ислам, другие щеголяли вольнодумством в сочетании с восточными, мусульманскими нормами поведения в быту. В 1862 г. францисканец Ф. Пфейффер предоставил в австрийской миссии убежище двум беглым рабыням. Когда австрийский вицеконсул А. Кастельболоньези который не был христианином, потребовал вернуть их хозяевам, возмущенный миссионер перевел миссию под покровительство Франции [58, с. 16, 17, 30—32].

Французский вицеконсул Ж.А. Вейссьер повел себя не лучше своего австрийского коллеги. Задолжав значительную сумму австрийской миссии Святого Креста, он старался разорить и выжить миссионеров. По словам Ф. Морлаига, Вейссьер воровал принадлежавший миссии скот, фрукты из ее сада; то же самое делали и другие европейские торговцы и их люди [58, с. 32]. В результате миссию Святого Креста пришлось закрыть.

Но и в среде самого католического духовенства в Судане появилась оппозиция епископу Киоблехару, которую можно назвать антииезуитской, но не антиавстрийской. Эту тенденцию выражал Даниэле Комбони, выступавший за расширение и усиление пропаганды католицизма в южных провинциях Египетского Судана, что оказалось не под силу иезуитам. Когда Д. Комбони. начал действовать, он был австрийским подданным и ему удалось добиться высокого покровительства в АвстроВенгрии. В отличие от других миссионеров Комбони не связывал распространение христианства в Африке с успехами торговли и установлением политического господства христианских европейских. держав. Он ратовал за устройство миссионерских семинарий и технических школ, в которых бы обучались коренные африканцы— новообращенные католики, будущие проповедники слова божьего среди своих соплеменников [52].

Комбони основал миссионерскую конгрегацию монахинь «Наложные матери Нигриции» (теперь они называются «Веронскими сестрами»). На деньги, собранные в различных европейских странах (Великобритании, Франции, Испании, Италии, Германии, Австрии), он в 1867 г. основал в Вероне Миссионерский институт Нигриции с особым женским отделением, где с помощью монаховбенедиктинцев начал подготовку миссионеров; филиал этого Института был открыт в Каире [199, с. 103].

Папа Пий IX принял план Комбони и в 1872 г. назначил его на давно уже вакантный пост протовикария Центральной Африки. Одновременно был рукоположен в священники и назначен членом миссии Комбони получивший образование в Италии уроженец Судана (из выкупленных рабов) Пий Хадриан. Они прибыли в ЭльОбейд, где первый католический священниксуданец вскоре умер. Однако Комбони начал энергично готовить ему замену из выкупленных им мальчиков-невольников. В их числе ¦был и Д. Денг Сурур, впоследствии первый католический священникдинка. В последующие годы Комбони удалось организовать миссию в горах Нуба, просуществовавшую до махдистско го восстания [199, с. 103, 144, 351].

К началу 80-х годов в городах Судана, особенно в Хартуме и в горах Нуба, имелись католические общины, в которые наряду с европейцами, левантинцами и евроафриканцами входили коренные суданцы — горные нубийцы, динка и др. Однако они составляли лишь небольшую часть населения Египетского Судана.

Большое значение имели движения в среде исламизированно го ’населения. Суданский народный ислам еще более резко отличался от народного ислама турок и египтян, чем маликитский мазхаб суданских улемов от ханафитского мазхаба турецких и шафиитского египетских улемов. При этом турки во многом объединялись с европейцами, левантинцами и иудеями. Весь этот светлокожий привилегированный слой воспринимался суданскими мусульманами как одна масса «неверных» чужаков угнетателей.

На изменение религиозной ситуации в уже исламизированных провинциях Египетского Судана неизбежно повлияла и политика турецких властей, для которых ислам, несмотря на большую терпимость по отношению к христианству и иудаизму, оставался государственной религией.

Объективно это была политика поздне-феодального государства в преимущественно раннефеодальных обществах. Ее следующим образом охарактеризовал английский историк П. М. Холт: «Политика египетской администрации по отношению к суданскому исламу имела два аспекта. Прежде всего завоевание (Судана „турками“.— Ю. К.) более тесно связало суданский ислам с ортодоксальным исламом и его институтами. Первоначально шариат — религиозное исламское право — имел небольшое значение в жизни суданцев, хотя номинально они признавали маликитский мазхаб… Египтяне ввели систему религиозных судов, регулярно действовавшую на основе шариата соответственно ханафитскому мазхабу. Строились мечети. В Каире, в Аль Азхаре, где суданские студенты имели собственное общежитие, ,Ривак асСиннарийя“, велась подготовка улемов… Рост слоя улемов угрожал престижу старого сословия факи (традиционные толкователи ислама, правоведы. — /О. /С.). Другой аспект политики Египта состоял в использовании духовных руководителей— шейхов, как и племенных вождей, в качестве орудия управления» [201, с. 20, 21].

Еще при завоевании Нубии и Сеннарского султаната из Египта в Судан была направлена группа маликитских улемов во главе с Ахмедом эсСалави альМагриби, который в 1821 г. был назначен маликитским муфтием [199, с. 39]. Во второй половине XIX в. в Судане оставались некоторые из этих улемов или их дети. Так, сын Ахмеда асСалави Мустафа занял его должность и после различных перипетий в 1865 г. был назначен кадием Хартума [199, с. 286]. У ханафитов был свой муфтий (из египетских турок) и свои улемы, у шафиитов — свои.

Вторая волна улемов прибыла из Египта во второй половине 30—40-х годах XIX в., когда МухаммедАли подверг гонениям некоторые тарикаты (мусульманские духовные ордены, или братства) и часть их членов переселилась в Судан [58, с. 82].

В это время среди белых мусульман (включая египтян), а также их потомков от африканок в городах и гарнизонах Судана начали распространяться учения тарикатов, действовавших в Египте и других частях Османской империи: Ибрагимийя (Да сукийя), Бадавийя, Баюмийя, Бекташийя, Накшбандийя, Ри фаийя и др.

Адепты различных тарикатов проповедовали и среди суданцев, чаяниям которых были созвучны их мистические учения. В период турецкого господства в Судане наблюдались повышенная активность тарикатов, появление новых учений, переходы верующих из одной секты в другую, их частые переселения и т. п. Среди множества новых тарикатов выделялись своими успехами Мадждубийя, Хатмийя, или Мирганийя, Исмаилийя, Идрисийя (Ахмадийя), Самманийя, Тиджанийя и Кадирийя.

Тарикат Мадждубийя был основан в XVIII в. выходцем из джаали по имени Хамад ибн Мухаммед аль-Мадждуб как ответвление тариката Шадилийя. Ко времени турецкого завоевания в г. ЭдДамер существовала община Мадждубийи. Ее глава Мухаммед аль-Мадждуб, внук основателя тариката, во время разгрома восстания джаали бежал в Мекку, где познакомился с учением Ахмеда ибн Идриса (основателя Идрисийи) и принял многие его положения. В 1830 г. он вернулся в Судан, поселился в Суакине и создал здесь новую общину Мадждубийи, постепенно распространившую свое влияние на часть Восточного Судана. Здесь, как и в долине Нила, этот тарикат соперничал с Хатмийей [249, с. 224—226].

Тарикат Хатмийя (Хаким аттурук — буквально «Конец путей» или «Завершающая печать тарикатов») был основан в период турецкого владычества хиджазцем, шерифом (потомком пророка) Мухаммедом Османом альМиргани, который соединил в своем учении элементы пяти тарикатов: Накшбандийи, Кадирийи, Шадилийи, Джунадийи и Мирганийи — учения своего деда, знаменитого улема из г. ЭтТаиф. Главное в учении Хатмийя— требование от учеников полной преданности своим наставникам как условие обретения ими святости и пути в рай. Громким коллективным зикром (повторением слов «Аллах ак бар» — «Бог велик») члены тариката доводили себя до экстаза. Вместе с тем аскетизм не поощрялся, хотя и не считался недопустимым.

Главным из учителей Мухаммеда Османа был известный реформатор суфизма марокканский шейх Ахмед ибн Идрис аль Фаси (ученики которого позднее основали несколько тарикатов). Но еще прежде аль-Миргани побывал в Судане, с 1813 г. жил в разных частях страны, а также в Аравии. После завоевания турками области Така и основания г. Кассала Мухаммед Осман со своими последователями поселился в этой области; они образовали селение ЭльХатмийя, ставшее центром тариката (1840 г.). Отсюда Мухаммед Осман альМиргани совершал поездки по Таке и нынешней северной Эритрее, проповедуя свое учение. В его деревне собралось множество учеников, принадлежавших к разным этносам Судана и северной Эритреи. Однако в 1853 г. основатель Хатмийи уехал в Аравию и умер в Мекке.

Один из сыновей аль-Миргани — аль-Хасан — возглавил суданских и эфиопских последователей своего отца. При его жизни число последователей тариката значительно выросло, причем не только в Восточном, но и в Северном Судане. Когда в 1865 г. в Таке произошло восстание, альХасан попытался выступить посредником между турецкими властями и повстанцами, но потерпел фиаско. Вплоть до своей смерти (1869) он, как и его отец, сохранял безусловную лояльность властям. Эту линию поведения продолжил сын и наследник Хасан Мухаммед Осман II дльМиргани, пришедший к руководству тарикатом Хатмийя в 1869 г. [190, с. 35—58; 247, с. 155, 202, 235, 244; 249, с. 143, 147, 158, 199—2351.

Тарикат Исмаилийя был основан одним из учеников Мухаммеда Османа альМиргани—нубийцем из Кордофана Исмаилом ибн Абдаллой. После возвращения из хаджа в Мекку он начал проповедовать учение, несколько отличное от хатмийского. Отношение к властям членов тариката Исмаилийи не было единодушным. Один из сыновей его основателя, Ахмед аль-Азхари, получивший духовное образование в Каире, был назначен турецкими властями духовным главой (шейх альислам) мусульман Кордофана и Дарфура. Другие же были настроены оппозиционно к туркам [249, с. 235].

Тарикат Идрисийя, или Ахмадийя, назван по имени марокканца Ахмеда ибн Идриса альФаси, учителя основателей тарикатов Сенусийя, Рашидийя и Хатмийя, сыгравших важную роль в истории стран Северной Африки, Сахары, Восточного и Центрального Судана. Учение Ахмеда ибн Идриса оказало влияние и на основателя Мадждубийи. В свою очередь, оно испытало влияние аравийского ваххабизма и, в общем, имело антиевро пейскую и антитурецкую направленность, а следовательно, рассматривалось как оппозиционное правителям Египта.

Еще в 1817 г. один из сыновей Ахмеда ибн Идриса — Абд аль-Мутал стал последователем Мухаммеда Османа альМиргани, ученика своего отца. Он сопровождал его при переездах из Донголы в Бару и другие города Судана, но позднее обосновался в Донголе, где и умер. Идрисийя — тарикат его учеников [249, с. 229, 230] Одним из них был шейх альБирайр вад аль Хасин, проповедовавший в области Джаали и на Белом Ниле и привлекший в Идрисийю множество новых членов [199, с. 80].

Характерно, что сын Абд аль-Мутала Мухаммед, переселившись в Аравию, основал здесь собственный тарикат с сильной военной организацией. В сущности, между Аравией, Египтом, Суданом, Ливией, где обосновались сенуситы, Алжиром и другими арабскими странами в XIX в. происходил интенсивный обмен идеями. Тарикат Самманийя, основанный в XVIII в. в Медине Абдаль-Каримом асСаммани, появился в Судане в начале XIX в.. после того, как с его учением во время хаджа познакомился суданский араб Ахмед атТейиб альБашир. В период турецкого владычества благодаря энергичной деятельности Нура ад Даима в различных районах среднего Судана возникли общины Самманийи [249, с. 227, 228].

Как и в других африканских странах, в Судане XIX в. распространялось учение тариката Тиджанийя, возникшего в Марокко в 1781 г. Его основателем был шейх Ахмед ибн Мухаммед ат Тиджани. Около середины XIX в. тиджанийцы уже пользовались болыпим влиянием в Марокко, Алжире, странах Западного и Центрального Судана. В Судан они проникли вместе с магриб скими купцами и западноафриканскими паломниками, направлявшимися в Мекку. Главой (мукаддамом) Тиджанийи в Дарфуре в последние десятилетия его независимости стал знатный алжирец, богатый купец Мухаммед ибн альМухтар ашШанк ти, более известный как Вад альАлия. Он действовал в различных областях Судана в 1847—1882 гг. Сам дарфурский султан Хусейн стал его последователем. Занимаясь торговлей, с большой выгодой продавая рабов в Египет, Вад альАлия выполнял: здесь и различные дипломатические поручения дарфурского султана. При присоединении Дарфура к Египту этот мукаддам местного ответвления Тиджанийи проявил себя другом и союзником турецких захватчиков [249, с. 237].

Кроме того, в Судане того времени проповедовали свое учение члены старейшего в исламе тариката Кадирийя. Одним из них был иранец Абд ар-Рахман альХорасани, прибывший в г. Бербер в 1870 г. и вскоре приобретший здесь большое влияние [199, с. 17].

В 1838—1848 гг. среди самых известных проповедников ислама был один из шейхов арабского племени бидайрия (в Кордо фане) —Бадави вад Сафия. «Язычники» — горцы нуба — во время набега на Кордофан, когда они дошли до ЭльОбейда, убили сестру шейха Бадави. Потрясенный этим, он начал проповедь джихада с целью обращения горцев в ислам. Обращаясь к турецким властям, которые не могли ни усмирить горцев, ни защитить от них кордофанцев, шейх Бадави говорил: «Вы называете себя мусульманами. Одному Аллаху известно, так ли это. А для меня вы только угнетатели моей страны» [64, с. 189, 190]. Турки пытались его схватить, но он бежал в горы Нуба и здесь проповедовал ислам. Вернувшись в ЭльОбейд, шейх Бадави собрал общину своих последователей, в число которых включил освобожденных из рабства и обращенных в ислам пленниковну ба. Он посылал их к соплеменникам для пропаганды мусульманского вероучения. Незадолго до своей смерти в 1848 г. Бадави был свидетелем поражения хукумдара Халида Хуршида пытавшегося покорить такалийцев и других горных нуба [199, с. 65, 66]. Могила шейха Бадави стала местом паломничества, а его миссионерская деятельность противопоставлялась поведению сомнительных, с точки зрения суданцев, мусульман — турок.

Деятельность мусульманских проповедников — членов новых тарикатов — была частью идейного брожения в стране. Общее недовольство как членов тарикатов, так и всех вообще мусульман (не исключая и турок) вызывало появление на ключевых административных постах и на самой вершине пирамиды власти Египетского Судана европейцев-христиан.