Книги, статьи, материалы /ИСТОРИЯ СУДАНА в новое и новейшее время /Подъем национально-освободительного движения и обострение политической борьбы в 1946—1955 гг.

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В АФРИКУ и не только :

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА НОВОЙ ГВИНЕЕ (05.07 - 20.07.2017)
Лучшее в Индонезии

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2017)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2017)
Знакомство с огромным островом

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2017)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2017)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2017)
Акулы юга Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2017)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2017)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО БАНГЛАДЕШ И НЕПАЛУ (11.02 - 27.02.2018)
Два азиатских тигра

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (06.03 - 20.06.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (31.05 - 13.06.2018)
Таинственная страна Догонов


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы ИСТОРИЯ СУДАНА в новое и новейшее время Подъем национально-освободительного движения и обострение политической борьбы в 1946—1955 гг.

Подъем национально-освободительного движения и обострение политической борьбы в 1946—1955 гг.

Окончательный разрыв между юнионистами и Аль-Уммой произошел в 1946 г. во время англо-египетских переговоров в Каире, имевших целью пересмотр условий договора 1936 г. Одним из важных пунктов повестки дня было определение статуса Судана. Политические партии Судана стремились принять участие в переговорах. С целью объединения сил для решения важнейшей задачи — ликвидации режима кондоминиума — они пришли к компромиссу и выработали программу своих требований. Совместное присутствие партий Судана на переговорах представлялось исключительно важным и потому, что лишало колонизаторов возможности ссылаться на то, что делегация не выражает взгляды всех слоев населения страны. В программе суданской делегации предусматривались создание в Судане демократического правительства, союз с Египтом и альянс с Англией (форму союза и альянса должны были определить суданцы), а также формирование совместного комитета для скорейшей передачи власти суданцам [144, с. 111]. В конце марта, во время отъезда делегации, в Судане прошли многочисленные демонстрации, участники которых выражали ей свою поддержку и требовали скорейшей ликвидации колониального режима в стране [88, с. 104; 165, с. 169].

Хотя суданцы не были допущены к участию в переговорах, они провели ряд встреч с официальными лицами Египта, в ходе которых все партии Египта поддержали позицию Аль-Ашик ки. Представители Аль-Уммы, оказавшиеся в изоляции, покинули Каир, в то время как Аль-Ашикка и другие юнионистские партии остались в Египте [218, с. 194].

Англо-египетские переговоры завершились провалом. Сторонам не удалось прийти к соглашению относительно будущего Судана. В то время как египетское правительство настаивало на объединении двух стран в одно государство, позиция англичан оставалась прямо противоположной. Министр иностранных дел Англии Эрнст Бевин, выступая 26 марта 1946 г. в парламенте, заявил, что не может быть сделано никаких изменений в статусе Судана, пока суданцы не будут проконсультированы по конституционным каналам [19, с. 5]. Несмотря на провал переговоров, в октябре того же года и премьер-министр Египта Сидкипаша и министр иностранных дел Англии Бевин подписали соглашение о предварительных условиях англо-египетского договора. В протоколе был зафиксирован «союз Судана и Египта под короной Египта» [19, с. 5]. Подобная уступка легко объяснима, если учесть, что в 1946 г. Англия планировала создание Ближневосточного командования. Предпринимая шаги навстречу притязаниям короля Фарука, англичане пытались способствовать вступлению Египта в военный блок.

Расплывчатость формулы союза двух стран давала возможность для различных спекуляций. В сборнике документов, касающихся представления независимости Судану, изданном в Англии, отмечается, что английское правительство не имело в виду постоянный союз двух стран в связи с невозможностью «найти приемлемую интерпретацию этой формулы, которая бы обеспечила неотъемлемое право суданцев на выбор» [19, с. 5].

Подписание соглашения вызвало широкие волнения в Судане и Египте. Как отмечает нигерийский историк Л. А. Фабанми, для простого человека в этих странах фраза «союз Судана и Египта под короной Египта» означала все, что угодно, крое того, что имели в виду эксперты Бевина [187, с. 242].

В Хартуме прошли анти-египетские демонстрации Аль-Уммы.. Сторонники партии совершили нападение на клуб конгресса в Омдурмане, Юнионисты провели ответные выступления, в которых участвовало 40 тыс. человек [88, с. 116]. Ситуация была настолько напряженной, что сам Абд ар-Рахман аль-Махди выразил желание отправиться в Англию, чтобы «сказать премьер-министру Этли, что должен быть предел уступкам ненавистным египтянам» [186, с. 245].

С 5 августа по 10 сентября по инициативе Египта суданский вопрос обсуждался в Совете Безопасности ООН. Ситуация оказалась настолько запутанной взаимными обвинениями двух стран, что проект резолюции Совета Безопасности предусматривал всего две рекомендации: возобновить англо-египетские переговоры и постоянно информировать Совет Безопасности о ситуации в Судане. Однако даже эта резолюция не была принята, Окончательное решение было отложено на неопределенный срок [187 с. 258].

В 1944 г. часть суданских студентов, посланных Конгрессом в Египет, примкнула к Коммунистической партии Египта. Несколько позже они сформировали самостоятельную организацию, насчитывавшую 30 членов. Наиболее известными из них стали впоследствии А. X. Махджуб, Юсеф аль-Маджид, Авад Абд ар-Разиг, Ахмед Сулейман, ар-Рашид Наил, Хасан ат-Тахир Заррук, Салех Бушра [92, с. 43].

После возвращения на родину в 1946 г. студенты создали первую коммунистическую организацию в Хартумском колледже. В этот же год коммунистическая организация была создана среди железнодорожных рабочих в Атбаре. Вместе они образовали партию «Суданское движение за национальное освобождение». В марте 1946 г. СДНО организовало выступление студентов за ликвидацию колониального режима.. Год спустя в Атбаре при активном участии коммунистов была создана Ассоциация по делам рабочих железнодорожников. В нее вошло 20 тыс. человек [88, с. 132]. В начале июля 1947 г. Ассоциация организовала шествие к зданию Управления железной дороги с целью вручить петицию, в которой содержалось требование признать ее в качестве профсоюза. Произошли столкновения шествия с полицией. На следующий день лидеры Ассоциации были арестованы. Последовала забастовка 20 тыс. рабочих, продолжавшаяся до 23 июля, в результате которой профсоюз был признан. [188, с. 56].

Каирские переговоры 1946 г. отразились на молодом коммунистическом движении Судана. Часть членов партии во главе с Абд арРазигом и большинством ЦК высказалась в поддержку объединения Египта и Судана под короной Фарука [134, с. 62]. Борьба в партии особенно ужесточилась в 1947 г. и закончилась выводом сторонников арРазига из состава ЦК [87, с. 46].

В 1948 г. англичане, подтверждая прежде высказанные заверения о постепенной передаче власти в стране суданцам, опубликовали «Указ о создании Исполнительного комитета и Законодательного собрания». Созданные органы были призваны заменить прежний Консультативный совет при генералгубернаторе. В соответствии с указом Исполнительный комитет состоял из 12—15 человек, не менее половины которых должны были быть суданцами. В задачи комитета входила подготовка законодательных актов, которые затем рассматривались в Законодательном собрании и утверждались генерал-губернатором. Генерал-губернатор имел также право назначать и сменять министров и их заместителей, он обладал правом вето. Его решения рассматривались как решения исполнительного комитета [88, с. 120]. Законодательное собрание было призвано выполнять функции парламента. Однако оно не имело полномочий принимать решения по всем сколько-нибудь важным вопросам, таким, как конституция страны, отношения с Египтом и Англией, подданство суданцев [88, с. 121]. Генерал-губернатор имел право наложить запрет на любое решение Законодательного собрания и распустить его.

Опубликование указа об образовании Законодательного собрания и Исполнительного комитета было призвано снять напряженность в стране. Действительно, Аль-Умма и СРП, объединившиеся в Независимый фронт, поддержали англичан. За участие в предстоящих выборах выступила часть коммунистов во главе с Абд ар-Разигом [87, с. 47].

Ослабить движение за предоставление независимости не удалось. Даже англичане сознавали, что созданные конституционные органы далеки от «демократического самоуправления, которого желают все суданские партии» (цит. по [221, с. 179]). Резкую критику со стороны Аль-Ашикки и других юнионистских партий, СДНО вызвала совещательная роль создаваемых конституционных органов, неподотчетность Исполнительного комитета Законодательному собранию, неограниченная власть генерал-губернатора. Названные партии, а к ним позднее присоединились Федерация рабочих профсоюзов Судана (ФРПС) и Союз суданской молодежи, в 1949 г. создали в противовес Независимому фронту Национальный фронт под председательством Мухаммеда Османа аль-Миргани, который призвал население страны к бойкоту выборов. В результате активной деятельности Национального фронта в городах прошли массовые демонстрации. В Хартуме, Атбаре, Порт-Судане рабочие провели однодневную забастовку протеста против выборов [88, с. 127]. Прошедшие в декабре 1948 г. выборы в Законодательное собрание, в которых участвовало 18—19% избирателей [117, с. 266], подтвердили правильность оценки Национальным фронтом ситуации в стране и его способность возглавить движение за независимость.

В последующий период выступления населения страны за предоставление независимости приобретали все более массовый характер. Они были связаны с развитием профсоюзов — рабочих, крестьян и др. В 1950 г. была основана уже упоминавшаяся Федерация рабочих профсоюзов Судана, объединившая 53 профсоюза со 180 тыс. рабочих. Генеральным секретарем ФРПС был избран член ЦК СДНО Шафиа Ахмед аш-Шейх. В мае 1950 г. коммунисты из профсоюза железнодорожников оказали гезирским крестьянам-арендаторам помощь в создании Ассоциации арендаторов ЭльГезиры (с 1953 г. — Союз арендаторов ЭльГезиры). В начале 50-х годов в руководстве СДНО усиливается атбарская группировка, возглавляемая энергичным лидером Абд аль-Халиком Махджубом. На съезде партии, состоявшемся в 1950 г., была принята ее первая программа. Стала выходить газета суданских коммунистов «Аль-Лива аль-ахмар» ( «Красное знамя»).

Под руководством ФРПС в стране было проведено несколько забастовок. Исключительно болезненно англичане восприняли забастовку полицейских столицы, считавшихся опорой существовавшего режима. В течение трех дней, с 6 по 9 июня 1950 г., полицейские занимали казармы, в которых хранилось оружие. Для подавления забастовки пришлось перебросить войска из Эль-Обейда и Гедарефа. Полицейских поддержали жители Ат бары, Порт-Судана, Кассалы [234, с. 142, 143]. Нормализовать обстановку в стране англичанам удалось только к концу месяца. В этой ситуации партиям, участвовавшим в работе Законодательного собрания, грозила опасность оказаться в изоляции. Поэтому оно приняло резолюцию, в которой потребовало от генерал-губернатора обратиться к Англии и Египту с просьбой опубликовать совместную декларацию, гарантировавшую Судану самоуправление [184, с. 241],

Фактором, ускорившим предоставление независимости Судану, явилось решение Египта в октябре 1951 г. расторгнуть англо-египетскую конвенцию 1899 г. и договор 1936 г. Одновременно 16 и 17 октября Фарук подписал два парламентских акта, в соответствии с которыми он становился королем Египта и Судана. К его компетенции относились вопросы обороны и внешней политики Судана. Король получал право назначать и распускать кабинет министров. Планировалось создать палату представителей, в задачу которой входило бы принятие законов, подлежащих затем утверждению королем [222 с. 192].

Акция Египта вызвала неоднозначную реакцию у суданцев. Расторжение договоров лишало англичан юридического обоснования их присутствия в Судане и тем самым способствовало скорейшему достижению независимости. Однако провозглашение Фарука королем обеих стран и планируемые египтянами формы объединения Судана и Египта были абсолютно неприемлемыми для организаций, входивших в Независимый фронт. Важно отметить, что и руководство Аль-Ашикки и других юнионистских партий, их сторонники настороженно восприняли действия египтян. Особую озабоченность лидеров движения за нр зависимость путем союза с Египтом вызвало то, что египетское правительство, идя на столь ответственный шаг, не сочло нужным проконсультироваться с ними.

Можно предположить, что это послужило предупреждением юнионистам: в случае осуществления союза с Египтом весьма возможна такая ситуация, в которой им придется довольствоваться второстепенными ролями в управлении страной.

В течение 1951 —1952 гг. в Судане наблюдался дальнейший подъем движения за независимость, в котором участвовали широкие слои населения страны. Суданский историк Мекки Аббас, описывая данный период, отмечал, что «оружие забастовок и неповиновения сильней методов, используемых политическими партиями» [144, с. 147].

Неприятие большинством суданцев паллиативных мер, предпринятых англичанами, мощное анти-английское движение, контролируемое политическими противниками Независимого фронта, заставили руководство Аль-Уммы и СРП пересмотреть свою позицию, сделать ее более гибкой. В мае 1952 г. в Каире начались переговоры между Независимым фронтом и премьер-министром Египта Ахмедом Нагибом Хилалипашой. Хотя сторонам не удалось достичь компромисса по основному вопросу — будущему статусу Судана, сам факт ведения переговоров представляется весьма значительным. Он свидетельствует о том, что к весне 1952 г. Аль-Умма и СРП уже не связывали достижение независимости только с англичанами.

В июле 1952 г. в Египте пришли к власти «свободные офицеры». Для нового руководства Египта главным в его суданской политике стало скорейшее удаление англичан из этой страны. Причин было несколько: это и обеспечение безопасности своих южных границ, и ликвидация английского контроля за истока ми Нила. Важно также, что «свободные офицеры» рассматривали раздельно вопрос о деколонизации страны и ее будущем статусе. В 1952 г. в условиях, когда власть англичан была полностью дискредитирована, а влияние юнионистов, потенциальных союзников египтян, возрастало, у египетского руководства имелись, серьезные основания полагать, что предоставление независимости Судану не приведет к вступлению этой страны в Британское содружество и, следовательно, союз двух стран в той или иной форме может быть осуществлен. Новая, более гибкая позиция правительства Египта позволила ему достичь соглашения с Аль Уммой и СРП. В соглашении отмечалось, что самоуправление должно быть предоставлено суданцам немедленно, вслед за этим суданцы должны получить право па самоопределение. Жители страны сами определят свою судьбу, либо провозгласив, независимость Судана как от Англии, так и от Египта, либо объединившись с Египтом при условии, что этому будет предшествовать установление в Судане режима полного самоуправления [10, с. 9; 94, с. 154].

Египетское руководство активно способствовало консолидации сил своих сторонников в Судане [225, с. 207]. В свою очередь, юнионисты также стремились к объединению сил, ведь их противники, опиравшиеся на крупнейший из тарикатов — Ан сарийю, были многочисленны. Как отмечает Г. И. Молчанов, «только действуя единым фронтом, они (юиионисты. —ред.) могли не допустить своего поражения на выборах» [106, с. 97].

Отказ Египта от осуществления союза двух стран как обязательного условия государственного устройства Судана после деколонизации лишил англичан маневра, так как именно па это требование они ссылались, говоря о невозможности ликвидации режима кондоминиума в Судане. Выступая в парламенте своей страны, английский прсмьер-министр признал, что «это полностью изменило ситуацию». «Тогда как ранее мы не могли найти основы для переговоров, с данного момента (имеется в виду нота египетского правительства от 2 ноября 1952 г., в которой излагались новые принципы политики Египта по отношению к Судану.— Д. М.) есть все основания надеяться, что мы сможем достичь соглашения» [19, с. 9].

Подписание соглашения о предоставлении Судану самоуправления, а в дальнейшем самоопределения состоялось 12 февраля 1953 г. в Каире. По нему в течение переходного периода, который не мог превышать трех лет, власть в стране осуществлял генералгубернатор с помощью комиссии во главе с пред ставителем Пакистана как нейтральной страны. В комиссию должны были войти два суданца и по одному представителю от Англии и Египта. Другая смешанная комиссия (с участием представителей Англии, США, Индии и Египта и Судана) создавалась для наблюдения за предстоящими выборами в парламент. В задачу третьей входило проведение суданизации государственного аппарата страны.

Все крупные партии поддержали это соглашение, лишь крайне левые деятели суданской компартии и профсоюзов подвергли его резкой критике и потребовали немедленного предоставления стране независимости.

К выборам готовилась и колониальная администрация. В октябре 1953 г. был издан закон «О подрывной деятельности», использованный как против коммунистов, так и против юнионистов. Колониальные власти способствовали созданию Южной партии (с 1954 г.— Либеральная партия Южного Судана), объединившей знать пилотов, занде и народов морумади, мелких чиновников, христианское духовенство, образованную молодежь.

В ноябре—декабре 1953 г. прошли выборы в двухпалатный парламент. Абсолютное большинство в обеих палатах получили юнионисты (46 мест из 92 в палате представителей и 32 из 50 в сенате); Аль-Умма завоевала 23 места (вдвое меньше, чем юнионисты) в палате представителей и только 7 — в сенате. Южной партии и Южной политической ассоциации достались места, выделенные для южных провинций. Коммунисты, которые создали и возглавили Антиимпериалистический фронт, смогли провести: одного депутата в палату представителей, СРП — трех в эту палату и одного — в сенат.

Причин победы Национально-юнионистской партии (НЮП) па выборах в первый суданский парламент несколько. Завершающий этап борьбы за независимость начался с деятельности Суданского конгресса, т. е. той организации, которую долгое время возглавляли представители юнионистских партий. Основной соперник НЮП — Аль-Умма в течение ряда лет тесно сотрудничала с англичанами, и ее политика во многом воспринималась как политика англичан. Но крайне важным, и это, на наш взгляд, определило победу НЮП, было то, что отдать свой голос за НЮП для избирателей означало проголосовать прежде всего против англичан, за их скорейший уход из страны, и уже затем за возможный союз с Египтом.

1 января 1954 г. парламент назначил премьер-министром Судана Исмаила альАзхари, сформировавшего однопартийный кабинет. С победой НЮП внутриполитическое соперничество не только не ослабло, но и приобрело новую остроту. Сразу после выборов Сиддык альМахди — председатель Аль-Уммы — заявил, что его партия «не признает подлинность выборов, которые проводились под влиянием египетских денег и пропаганды, и предпримет меры, чтобы разъяснить свою позицию суданцам и мировому общественному мнению» [160, с. 182]. С этой целью» к 1 марта 1954 г., когда должна была открыться вторая сессия парламента, для участия в которой прибыл из Египта генерал Нагиб, Аль-Умма сконцентрировала в столице значительное количество своих сторонников. Во время их демонстрации произошли столкновения с полицией. Имелись убитые и раненые: [202, с. 166].

Острые разногласия были и внутри НЮП. Объединение юнионистских партий в 1952 г. можно считать тактическим, так как оно произошло в результате стремления юнионистов консолидировать свои силы перед выборами. В созданную партию влились организации, в программных требованиях которых содержались различные точки зрения на будущее страны. Глава правительства теперь склонялся к созданию независимой республики, тогда как другие деятели НЮП и члены правительства, такие, как Мухаммед Нур адДин, поддерживаемые Али альМиргапи, продолжали курс на объединение Судана с Египтом. Али альМиргани все более настойчиво претендовал на роль лидера ШОП, в которую входили организации, находившиеся в различной степени зависимости от него.

В 1952 г. в составе НЮП оформился так называемый Революционный совет, который видел свою главную задачу в противодействии влиянию альМиргани и его сторонников. Рост влияния альМиргани вызвал беспокойство и у самого Исмаила аль Азхари, пользовавшегося большой популярностью в стране и полагавшего, что поддержка Али альМиргани не являлась главным фактором, обеспечившим победу партии. Для противодействия альМиргани Исмаил альАзхари стремился уменьшить число его сторонников в правительстве. Так, в декабре

1954 г. из состава кабинета были удалены Миргани Хамза, Халафалла Халид и Ахмед Джайли — ближайшие сторонники аль Миргани — как «не уважающие коллективную ответственность кабинета» [225, с. 208]. В июне 1955 г. по инициативе альАзхари, несмотря на требования альМиргани, был лишен министерского портфеля Мухаммед Нур адДин. Подобные действия аль Азхари вызвали крайнюю обеспокоенность не только у Али альМиргани, но у Абд арРахмана альМахди. Оба сеида увидели в них попытку уменьшить их влияние на политическую жизнь в стране. В 1955 г. впервые за предшествовавшие 20 лет состоялась встреча двух религиозных лидеров. Основная задача заключалась в координировании усилий по устранению аль Азхари. Последний со своей стороны также провел ряд консультаций с лидерами Аль-Уммы, Антиимпериалистического фронта (который выразил ему поддержку) и партиями Юга. В сентябре 1955 г. на съезде НЮП между сторонниками и противниками Исмаила аль-Азхари разгорелась борьба. Нур адДин, возглавивший оппозицию лидеру партии, оказался в меньшинстве.

Накануне съезда в Хартуме и на Юге произошли события, отразившие существенное изменение политических сил. 16 августа 1955 г. депутаты чрезвычайной сессии парламента единодушно проголосовали за предоставление Судану полной независимости и эвакуацию из страны в трехмесячный срок всех иностранных войск, как британских, так и египетских. На Юге «су данизация» администрации выразилась в замене британских чиновников и офицеров арабскими, начались волнения. 18 августа

1955 г. в г. Торит вспыхнуло восстание двухтысячного Экваториального корпуса, быстро распространившееся на все гарнизоны южных провинций. Солдаты и политические деятели Юга требовали широкой автономии. Но британское правительство, к которому они обращались, вместо помощи покровительствуемым им южанам предоставило войска хартумскому правительству. В течение нескольких недель английские и северо-суданские войска подавили восстание нилотов. 30 тыс. жителей Юга бежали от карателей в соседние страны.

В начале октября, используя восстание солдат в Экваториальной провинции как предлог, парламент выразил вотум недоверия правительству аль-Азхари. Ситуация сложилась крайне напряженная.

Во время голосования в палате представителей за Миргани Хамзу, соперника аль-Азхари, было подано 46 голосов. Но аль Азхари, получив на два голоса больше, чем его конкурент, смог удержаться у власти [106, с. 101].

В 1955 г. была завершена суданизация страны, иностранные войска покинули территорию Судана. 15 декабря 1955 г. аль-Азхари, выступая в парламенте, объявил о намерении провозгласить независимость страны в ближайшее время [213, с. 57]. 31 декабря была принята временная конституция, в соответствии с которой Судан объявлялся унитарной демократической республикой с коллективным руководством. Требование южан об автономии не было в ней отражено.

Причины отказа лидера юнионистского движения от планов объединения Судана и Египта в момент, когда это было наиболее возможным, во многом связаны с изменениями, происшедшими в Египте в период с 1952 по 1955 г. Устранение генерала Нагиба, родом нубийца, пользовавшегося популярностью среди суданских политических деятелей, запрещение буржуазно-демократических партий не могли не вызвать у аль-Азхари и его сторонников подозрения в том, что в случае союза с Египтом суданцам будет отведена роль исполнителей решений египетского руководства. Кроме того, события в Хартуме в 1954 г. показали юнионистам, что их противники готовы пойти на развязывание гражданской войны, но не допустить объединения двух стран.

Объявив о провозглашении независимости, аль-Азхари, таким образом, нейтрализовал лидеров Аль-Уммы. Это решение устраивало и аль-Миргани, которого не могли не беспокоить репрессии, проводимые «Свободными офицерами» против «Братьев-мусульман».

1 января 1956 г. Судан был провозглашен независимой республикой.