Книги, статьи, материалы /ИСТОРИЯ СУДАНА в новое и новейшее время /Первый парламентский период (1956—1958)

!!!------ОБЪЯВЛЕНИЕ------!!!

ТУР ОПЕРАТОР АФРИКА-ТУР ОБЪЯВЛЯЕТ О ПОЛНОМ ВОССТАНОВЛЕНИИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ c 10 Февраля 2021г.**

Сайт и вся информация продолжает обновляться. В том числе цены на туры будут немного изменены по мере поступления информации в связи с ситуацией с вирусом. Проверяйте актуальность статей и появления новой информации. В общем почаще заглядывайте что-бы не упустить ничего. Туры, которые подвергаются небольшим корректировкам отмечены как "!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!!". Это означает, что в течении нескольких дней они будут изменены окончательно, о чем даст знать подпись "----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----".







САЙТ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ МОЕГО БЛИЗКОГО ДРУГА, И ПРОСТО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА РОМАНА КАШИГИНА, КОТОРЫЙ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ КАМПАЛЫ 2 НОЯБРЯ 2020 г. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!









!!!---ВАЖНО---!!! НЕ БЕРИТЕ ДОЛЛАРЫ ВЫПУЩЕННЫЕ ДО 2009 ГОДА, ТАК КАК БУДУТ ПРОБЛЕМЫ С ИХ ОБМЕНОМ!!!


БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:

ВСЯ УГАНДА ЗА 10 ДНЕЙ (04 Апреля - 13 Апреля)
Активное путешествие по Уганде с посещением горных горилл за 10 дней.

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на Майские праздники (28.04.-15.05.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- САФАРИ ПО ТАНЗАНИИ С ОТДЫХОМ НА ЗАНЗИБАРЕ (29 Июля - 08 Августа 2021)
Великая миграция и отдых на побережье океана.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (13 Сентября - 25 Сентября 2021 г), а так-же дополнительно ЮАР - ЛЕСОТО - СВАЗИЛЕНД
Большое путешествие по странам ЮЖНОЙ АФРИКИ.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ и ДР КОНГО за 12 дней (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулкан Ньирагонго.

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ! (с 29.12.2021 - 12.01.2022)
Лучшие парки Уганды и горные гориллы на Новый Год.


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время):

ВОСХОЖДЕНИЯ НА ВЕРШИНЫ: КИЛИМАНДЖАРО, ПИК МАРГАРЕТ, ВУЛКАН НЬИРАГОНГО И ДРУГИЕ.

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по этим странам Африки - Намибия, Ботсвана, Танзания, Уганда, Кения, Руанда, ЮАР, Замбия, Зимбабве, Бурунди, Камерун, Эфиопия.

-------------------------------------------------
** К СОЖАЛЕНИЮ НАЙТИ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ С ОЛИВЕР НАМБУЯ ВЛАДЕЮЩЕЙ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР (НЫНЕ НЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПО ЦЕЛОМУ РЯДУ ПРИЧИН) НЕ УДАЛОСЬ. В СВЯЗИ С ЭТИМ АФРИКА-ТУР НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЗЯТЫХ НА СЕБЯ РАННЕЕ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР, А ТАКЖЕ НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОПЛАЧЕННЫЕ НА ИМЯ ОЛИВЕР НАМБУЯ И МАРАБУ-ТУР ПРЕДОПЛАТЫ ЗА ТУРЫ И ПУТЕШЕСТВИЯ. НО МЫ ГОТОВЫ ПОЙТИ НА ВСТРЕЧУ И СДЕЛАТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ, ЧТОБЫ ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ВАМИ ПУТЕШЕСТВИЯ СОСТОЯЛИСЬ, И ПРЕДОСТАВИТЬ КАКИЕ-ТО СКИДКИ ТЕМ, КТО ПОТЕРЯЛ ДЕНЬГИ.
-------------------------------------------------
Мы уже потеряли часть клиентов, которые оказались жертвами недобросовестности Оливер Намбуя и ее младшей сестры Риты. Реорганизация заняла очень много времени, так как мы столкнулись со всяческими попытками помешать продолжать деятельность, но уже завершена. Мы будем продолжать водить группы тем же образом, как это осуществлялось раннее, но уже в другом составе.
-------------------------------------------------
Africa Tur Справочные материалы ИСТОРИЯ СУДАНА в новое и новейшее время Первый парламентский период (1956—1958)

Первый парламентский период (1956—1958)

Первое национальное однопартийное правительство Исмаила аль-Азхари продержалось у власти всего месяц после провозглашения независимости. Между лидером НЮП аль-Азхари и главной тариката Хатмийя Али аль-Миргани вспыхнул конфликт по поводу выработки стратегии экономического и политического развития Судана, обострились личные разногласия. Этому способствовало наметившееся осенью 1955 г. сближение клерикальнополитического руководства обоих тарикатов — Хатмийи и Ансарийи, а также укрепление позиций партии Аль-Ум ма, поддерживаемой британским правительством. Причиной конфликта в НЮП, который назревал в 1954—1955 гг. и разразился после провозглашения независимости, было резкое недовольство сторонников Али аль-Миргани секуляристским националистическим курсом, проводимым альАзхари после выборов 1953 г. Опасаясь потерять влияние среди своих последователей, духовный предводитель Хатмийи добился раскола в стане аль Азхари. Сначала Миргани Хамза, Халифалла Халид и другие видные депутаты парламента, члены НЮП выразили свою не. лояльность главе партии, а затем заместитель председателя. НЮП Мухаммед Нур адДин, отстаивавший идею единства с Египтом, также разошелся взглядами с альАзхари, а позднее. покинул ряды партии.

После того как 4 июля 1956 г. парламент страны выразил 1Тютум недоверия правительству аль-Азхари, 7 июля было сформировано новое коалиционное правительство, которое возглавия лидер Аль-Уммы Абдаллабей Халиль. Этот политический деятель с момента образования партии в 1945 г. являлся ее генеральным секретарем, а прежде находился на британской воен ной службе и вышел в отставку в звании бригадного генерала. В правительстве, основу которого составил блок Аль-Умма — НДП, вошли также представители Либеральной партии Южного Судана, Социалистической республиканской партии и других политических организаций. НЮП была вынуждена уйти в оппозицию.

Несмотря на активность суданских коммунистов в составе Антиимпериалистического фронта в последние годы кондоминиума, левые силы оказались за пределами основных институциональных структур независимого Судана. Постепенный распад антиколониального альянса был предрешен осуществлением поставленной задачи—достижением независимости.

В феврале 1956 г. в Хартуме проходил III съезд Суданского движения за национальное освобождение, участники которого одобрили переименование СДНО в Суданскую коммунистическую партию (СКП). На нем были приняты устав партии и программный документ «Путь Судана к укреплению независимости, демократии и миру» [80, с. 33]. Суданская коммунистическая партия, хотя и получила возможность легального существования, оставалась малочисленной и не пользовалась заметным влиянием внутри страны. Несмотря на то что марксистско-ленинская идеология, сторонниками которой выступали суданские коммунисты во главе с Абд альХаликом Махджубом, генеральным секретарем партии, и Хасаном атТахиром Зарруком, главным редактором газеты СКП «АльМайдан», была весьма привлекательна для небольшой части рабочего класса, студенчества и интеллигенции, СКП так и не удалось пополнить ряды своих сторонников ни в крупных городах, ни тем более в аграрной периферии, где сильными оставались позиции традиционных партий, находившихся под патронажем мусульманских сект.

Одним из первых мероприятий, проведенных суданским правительством в экономической области, была национализация ряда предприятий обрабатывающей промышленности, ирригационных систем, железных дорог. Государство получило в свои руки собственность британской колониальной администрации, заняло ключевые позиции в сельском хозяйстве, промышленности и на транспорте. В 1956 г. при помощи английских экспертов был составлен пятилетний план экономического и социального развития Судана [78, с. 27], во многом ориентированный на привлечение частного иностранного капитала в современные отрасли промышленности. Для его правового обеспечения были приняты соответствующие законы (см. гл. 4 настоящей монографии), в одном из которых, в частности, оговаривалась прямая зависимость между льготностью капиталовложений и величиной инвестированного капитала [114, с. 214]. В 1956 г.

Судан стал членом Международного банка реконструкции и развития и Международного валютного фонда.

Однако внутриполитическая нестабильность удерживала иностранных инвесторов от вложения своих капиталов в экономику Судана. Правительство Халиля поначалу не получало также внешних государственных займов. Действовавшие в стране семь иностранных коммерческих банков вели дела вопреки национальным интересам и предоставляли займы и кредиты под высокий процент — до 8% годовых. В 1957 г. суданское правительство сделало важный шаг в сторону стабилизации внутреннего рынка—в обращение был введен суданский фунт, приравненный к находившемуся ранее в обращении британскому фунту. Основными источниками пополнения центрального бюджета стали прямые и косвенные налоги, намного увеличенные в сравнении с периодом кондоминиума. В 1957 г. они составили 42,4%, а в 1958 г. — 48% доходов правительства. Расходы на образование и здравоохранение возросли в 3—5 раз по сравнению с колониальным периодом. В то же время происходило резкое увеличение военных расходов. На содержание министерства внутренних дел и администрации на местах, аппарат которых заметно увеличился и подвергся суданизации прежде всего за счет суданцев-северян, приходилось также направлять значительные средства.

Провозгласив антиколониализм и неприсоединение основными направлениями своей внешней политики, правительство Судана заявило о поддержке «панча шила» — пяти принципов мирного сосуществования, выдвинутых на первой конференции афроазиатских стран в Бандунге (1955 г.). В январе 1956 г. Судан стал членом Лиги арабских государств, а в ноябре того же года был принят в ООН. Поддерживая хорошие отношения с Египтом, что в немалой степени определялось проегипетской линией руководства НЮП, а затем НДП в коалиционном правительстве Халиля, Судан приветствовал решение президента Насера о национализации Суэцкого канала. Однако по мере размежевания групповых и клановых интересов в правящей верхушке происходили некоторые переоценки внешнеполитических установок. Представитель Аль-Уммы Мухаммед Ахмед Махджуб, являвшийся в правительстве Халиля министром иностранных дел, внес в принятие внешнеполитических решений больший праг матизм.

Кабинет Халиля, декларируя свою приверженность политическому курсу, направленному на борьбу с империализмом, колониализмом и неоколониализмом, проводил тем не менее весьма непоследовательную внешную политику. В связи с суэцким кризисом — тройственной англо-франко-израильской агрессией против Египта в октябре—ноябре 1956 г. — в Судане было введено чрезвычайное положение и официально объявлено о том, что суданские добровольцы готовы сражаться против агрессоров на египетском фронте. В то же время правительство Судана, вопреки позиции ряда арабских государств, продолжало поддерживать дипломатические отношения с Францией и Англией. Введя запрет на посадку британских военых самолетов на суданских аэродромах, Судан, однако, не распространил этот запрет на гражданские и военно-транспортные самолеты.

Правительство Халиля согласилось принять «доктрину Эйзенхауэра» (март 1957 г.): за предлагавшуюся Судану военную помощь и экономическое содействие США потребовали увеличения численности суданской армии, оснащения ее американским оружием, а также разрешения на строительство американских военных баз на Красноморском побережье, вблизи границ с Египтом. Все демократические силы страны, начиная от СКП и Федерации рабочих профсоюзов Судана (ФРПС) и кончая НДП, союзницы Аль-Уммы по правительственной коалиции, резко осудили проамериканскую линию Халиля. По стране прокатилась волна многотысячных манифестаций, что привело к отклонению парламентом большинством голосов «доктрины Эйзенхауэра». В ответ на это правительство США совместно с правительством Великобритании и других западных государств наложило ограничения на покупку суданского хлопка. В результате убытков, понесенных от не проданного в 1957 г. за границу хлопка, а также в связи с неурожаем этой культуры в 1958 г. заметно ухудшилось экономическое положение страны, образовался большой бюджетный дефицит.

Стремясь найти средства для преодоления острого экономического кризиса, кабинет Халиля начал зондировать почву относительно получения финансовой и экономической помощи из СССР и других стран Восточной Европы. При этом консультации в Хартуме с советскими представителями были использованы правящей суданской верхушкой как фактор давления на государства Запада с целью добиться интересовавшего ее решения вопроса. 31 марта 1958 г. Халиль подписал с США соглашение об американской экономической и технической помощи Судану [109, с. 100]. После продолжительных дебатов 5 июля 1958 г. суданский парламент большинством голосов ратифицировал этот документ.

Весьма сложные взаимоотношения сложились у руководителей партии Аль-Умма с египетским Советом руководства революцией. Опасаясь насеристского влияния и делая традиционную ставку на Великобританию, они способствовали усилению анти египетских настроений в стране. Причиной роста напряженности в судано-египетских отношениях было недовольство суданской национальной буржуазии и земельных собственников условиями соглашения 1929 г. о разграничении вод Нила, которое, по утверждению суданской стороны, после обретения Суданом независимости не отвечало экономическим’ интересам страны и, в частности, препятствовало вводу в действие Сен нарской плотины и функционированию оросительной системы Манакиль. К тому же аграрное население Северного Судана высказалось против строительства на территории Египта высотной Асуанской плотины, что могло бы нанести ущерб сельскохозяйственной деятельности в районе ВадиХальфы.

Очень острой проблемой в отношениях Судана с Египтом в 1958 г. неожиданно стал территориальный вопрос. Англо-египетское соглашение 1899 г. о кондоминиуме определило границу Судана к югу от 22° с. ш. Для облегчения взаимоотношений с племенами в пограничных районах власти кондоминиума договорились в 1907 г. о совместном управлении частью территории в районе Красного моря (к северу от 22° с. ш.), формально остававшейся египетской. Другая часть этой территории, к югу от 22° с. ш., была передана для управления непосредственно Египту [203, с. 168]. На 21 февраля 1958 г. в Египте был назначен плебисцит по вопросу об объединении Египта и Сирии, в Судане же на 27 февраля намечались выборы в парламент. Как Египет, так и Судан включили жителей района Халаиб на Красноморском побережье (севернее 22° с. ш.) в избирательные списки. Правительство Египта в ноте от 16 февраля 1958 г. уведомило суданское правительство о намерении послать в спорные районы избирательную комиссию под охраной пограничной полиции [78, с. 60]. 17 февраля правительство Халиля ввело туда суданские войска, спровоцировав пограничные инциденты с египетскими войсками. Обвинив правительство Насера в «эскалации напряженности и вооруженной агрессии» в районе Халаиба, Судан разорвал экономические и торговые отношения с Египтом, поставил вопрос о египетской агрессии на заседании Лиги арабских государств и в Совете Безопасности ООН. Позиция, занятая лидером Аль-Уммы в отношении соседней страны, нашла понимание и поддержку у правящих кругов Великобритании и США. Проегипетские настроения в рядах НДП были сильно поколеблены.

С 27 февраля по 8 марта 1958 г. в Судане проходили выборы в обе палаты парламента. Они проводились на основании нового избирательного закона (от 8 мая 1957 г.), в соответствии с которым увеличилось число периферийных избирательных округов, главным образом в аграрных областях на западе Судана, где сильными позициями располагала Аль-Умма. Повысился избирательный ценз для мужчин — до 21 года при выборах в палату представителей и до 30 лет — при выборах в сенат. Отменялись образовательный ценз и избирательные округа для лиц, окончивших высшие учебные заведения, однако женщины по прежнему были лишены избирательных прав. Итак, в ходе выборов Аль-Умма добилась 63 мест в палате представителей и 14 мест в сенате. НЮП соответственно 44 и 5, НДП — 26 и 4, а Южно-суданские партии вместе — примерно 40 в нижнюю и 7 в верхнюю палату парламента [224, с. 215]. 20 марта 1958 г. на первом заседании нового состава парламента А. Халиль вновь был утвержден в качестве главы правительства. В его кабинет вошли десять представителей от Аль-Уммы и шесть — от НДП.

Крайне тяжелое экономическое положение страны, дискриминационная политика в отношении племен и народов Юга и открыто прозападная ориентация правительства Халиля вызывали недовольство оппозиционных сил. По призыву ФРПС и Антиимпериалистического фронта 21 октября 1958 г. началась всеобщая забастовка, в которой участвовало 42 из 46 отраслевых профсоюзов. В Хартуме, Омдурмане и других городах прошли демонстрации, участники которых требовали прекращения вмешательства США и Великобритании во внутренние дела страны, изгнания иностранцев из госаппарата, выработки и принятия демократической конституции. Активное участие в этом движении приняли студенты, мелкие торговцы, рабочие.

В правительственной коалиции назревал раскол. Южно-суданские партии вышли из парламента ввиду отказа правительства Халиля демократическим путем решить проблему Юга. В этих условиях НЮП, Антиимпериалистический фронт и Национальный союз студентов объединились 29 октября 1958 г. в Национальный фронт, добиваясь отставки правительства Халиля. В ответ власти прибегли к жестоким репрессиям. Опасаясь потерять бразды правления, лидеры Аль-Уммы и Ансарийи обратились к армии как к единственной силе, способной если не подавить, то, во всяком случае, на время успокоить нарастающее демократическое движение. А. Халиль созвал 1 ноября в Омдурмане совещание, на котором присутствовали высшие офицеры суданской армии во главе с командующим вооруженными силами Судана Ибрагимом Аббудом и его заместителем Ахмедом Абд аль-Ваххабом. На нем было принято решение о временной передаче власти военным во избежание любого социального взрыва, чреватого победой левых сил. Увлеченные демократическими формами борьбы, руководители НЮП, НДП, Антиимпериалистического фронта, ФРПС и других прогрессивных национальных организаций не приняли во внимание возможность сговора между верхушкой Аль-Уммы и высшими армейскими кругами.