Книги, статьи, материалы /ИСТОРИЯ СУДАНА в новое и новейшее время /Первый парламентский период (1956—1958)

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо от US 1350

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (08.02 - 20.02.2018)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (23.02 - 09.03.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (16.05 - 29.05.2018)
Таинственная страна Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (19.06.-25.06.2018)
Сафари и рафтинг

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА (05.07 -20.07.2018)
Активное путешествие по островам

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2018)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2018)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2018)
Дикий животный мир Восточной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2018)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2018)
Акулы юга Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ (23.10 - 31.10.2018)
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2018)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 18.11 2018)
Восхождение на Рорайму


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы ИСТОРИЯ СУДАНА в новое и новейшее время Первый парламентский период (1956—1958)

Первый парламентский период (1956—1958)

Первое национальное однопартийное правительство Исмаила аль-Азхари продержалось у власти всего месяц после провозглашения независимости. Между лидером НЮП аль-Азхари и главной тариката Хатмийя Али аль-Миргани вспыхнул конфликт по поводу выработки стратегии экономического и политического развития Судана, обострились личные разногласия. Этому способствовало наметившееся осенью 1955 г. сближение клерикальнополитического руководства обоих тарикатов — Хатмийи и Ансарийи, а также укрепление позиций партии Аль-Ум ма, поддерживаемой британским правительством. Причиной конфликта в НЮП, который назревал в 1954—1955 гг. и разразился после провозглашения независимости, было резкое недовольство сторонников Али аль-Миргани секуляристским националистическим курсом, проводимым альАзхари после выборов 1953 г. Опасаясь потерять влияние среди своих последователей, духовный предводитель Хатмийи добился раскола в стане аль Азхари. Сначала Миргани Хамза, Халифалла Халид и другие видные депутаты парламента, члены НЮП выразили свою не. лояльность главе партии, а затем заместитель председателя. НЮП Мухаммед Нур адДин, отстаивавший идею единства с Египтом, также разошелся взглядами с альАзхари, а позднее. покинул ряды партии.

После того как 4 июля 1956 г. парламент страны выразил 1Тютум недоверия правительству аль-Азхари, 7 июля было сформировано новое коалиционное правительство, которое возглавия лидер Аль-Уммы Абдаллабей Халиль. Этот политический деятель с момента образования партии в 1945 г. являлся ее генеральным секретарем, а прежде находился на британской воен ной службе и вышел в отставку в звании бригадного генерала. В правительстве, основу которого составил блок Аль-Умма — НДП, вошли также представители Либеральной партии Южного Судана, Социалистической республиканской партии и других политических организаций. НЮП была вынуждена уйти в оппозицию.

Несмотря на активность суданских коммунистов в составе Антиимпериалистического фронта в последние годы кондоминиума, левые силы оказались за пределами основных институциональных структур независимого Судана. Постепенный распад антиколониального альянса был предрешен осуществлением поставленной задачи—достижением независимости.

В феврале 1956 г. в Хартуме проходил III съезд Суданского движения за национальное освобождение, участники которого одобрили переименование СДНО в Суданскую коммунистическую партию (СКП). На нем были приняты устав партии и программный документ «Путь Судана к укреплению независимости, демократии и миру» [80, с. 33]. Суданская коммунистическая партия, хотя и получила возможность легального существования, оставалась малочисленной и не пользовалась заметным влиянием внутри страны. Несмотря на то что марксистско-ленинская идеология, сторонниками которой выступали суданские коммунисты во главе с Абд альХаликом Махджубом, генеральным секретарем партии, и Хасаном атТахиром Зарруком, главным редактором газеты СКП «АльМайдан», была весьма привлекательна для небольшой части рабочего класса, студенчества и интеллигенции, СКП так и не удалось пополнить ряды своих сторонников ни в крупных городах, ни тем более в аграрной периферии, где сильными оставались позиции традиционных партий, находившихся под патронажем мусульманских сект.

Одним из первых мероприятий, проведенных суданским правительством в экономической области, была национализация ряда предприятий обрабатывающей промышленности, ирригационных систем, железных дорог. Государство получило в свои руки собственность британской колониальной администрации, заняло ключевые позиции в сельском хозяйстве, промышленности и на транспорте. В 1956 г. при помощи английских экспертов был составлен пятилетний план экономического и социального развития Судана [78, с. 27], во многом ориентированный на привлечение частного иностранного капитала в современные отрасли промышленности. Для его правового обеспечения были приняты соответствующие законы (см. гл. 4 настоящей монографии), в одном из которых, в частности, оговаривалась прямая зависимость между льготностью капиталовложений и величиной инвестированного капитала [114, с. 214]. В 1956 г.

Судан стал членом Международного банка реконструкции и развития и Международного валютного фонда.

Однако внутриполитическая нестабильность удерживала иностранных инвесторов от вложения своих капиталов в экономику Судана. Правительство Халиля поначалу не получало также внешних государственных займов. Действовавшие в стране семь иностранных коммерческих банков вели дела вопреки национальным интересам и предоставляли займы и кредиты под высокий процент — до 8% годовых. В 1957 г. суданское правительство сделало важный шаг в сторону стабилизации внутреннего рынка—в обращение был введен суданский фунт, приравненный к находившемуся ранее в обращении британскому фунту. Основными источниками пополнения центрального бюджета стали прямые и косвенные налоги, намного увеличенные в сравнении с периодом кондоминиума. В 1957 г. они составили 42,4%, а в 1958 г. — 48% доходов правительства. Расходы на образование и здравоохранение возросли в 3—5 раз по сравнению с колониальным периодом. В то же время происходило резкое увеличение военных расходов. На содержание министерства внутренних дел и администрации на местах, аппарат которых заметно увеличился и подвергся суданизации прежде всего за счет суданцев-северян, приходилось также направлять значительные средства.

Провозгласив антиколониализм и неприсоединение основными направлениями своей внешней политики, правительство Судана заявило о поддержке «панча шила» — пяти принципов мирного сосуществования, выдвинутых на первой конференции афроазиатских стран в Бандунге (1955 г.). В январе 1956 г. Судан стал членом Лиги арабских государств, а в ноябре того же года был принят в ООН. Поддерживая хорошие отношения с Египтом, что в немалой степени определялось проегипетской линией руководства НЮП, а затем НДП в коалиционном правительстве Халиля, Судан приветствовал решение президента Насера о национализации Суэцкого канала. Однако по мере размежевания групповых и клановых интересов в правящей верхушке происходили некоторые переоценки внешнеполитических установок. Представитель Аль-Уммы Мухаммед Ахмед Махджуб, являвшийся в правительстве Халиля министром иностранных дел, внес в принятие внешнеполитических решений больший праг матизм.

Кабинет Халиля, декларируя свою приверженность политическому курсу, направленному на борьбу с империализмом, колониализмом и неоколониализмом, проводил тем не менее весьма непоследовательную внешную политику. В связи с суэцким кризисом — тройственной англо-франко-израильской агрессией против Египта в октябре—ноябре 1956 г. — в Судане было введено чрезвычайное положение и официально объявлено о том, что суданские добровольцы готовы сражаться против агрессоров на египетском фронте. В то же время правительство Судана, вопреки позиции ряда арабских государств, продолжало поддерживать дипломатические отношения с Францией и Англией. Введя запрет на посадку британских военых самолетов на суданских аэродромах, Судан, однако, не распространил этот запрет на гражданские и военно-транспортные самолеты.

Правительство Халиля согласилось принять «доктрину Эйзенхауэра» (март 1957 г.): за предлагавшуюся Судану военную помощь и экономическое содействие США потребовали увеличения численности суданской армии, оснащения ее американским оружием, а также разрешения на строительство американских военных баз на Красноморском побережье, вблизи границ с Египтом. Все демократические силы страны, начиная от СКП и Федерации рабочих профсоюзов Судана (ФРПС) и кончая НДП, союзницы Аль-Уммы по правительственной коалиции, резко осудили проамериканскую линию Халиля. По стране прокатилась волна многотысячных манифестаций, что привело к отклонению парламентом большинством голосов «доктрины Эйзенхауэра». В ответ на это правительство США совместно с правительством Великобритании и других западных государств наложило ограничения на покупку суданского хлопка. В результате убытков, понесенных от не проданного в 1957 г. за границу хлопка, а также в связи с неурожаем этой культуры в 1958 г. заметно ухудшилось экономическое положение страны, образовался большой бюджетный дефицит.

Стремясь найти средства для преодоления острого экономического кризиса, кабинет Халиля начал зондировать почву относительно получения финансовой и экономической помощи из СССР и других стран Восточной Европы. При этом консультации в Хартуме с советскими представителями были использованы правящей суданской верхушкой как фактор давления на государства Запада с целью добиться интересовавшего ее решения вопроса. 31 марта 1958 г. Халиль подписал с США соглашение об американской экономической и технической помощи Судану [109, с. 100]. После продолжительных дебатов 5 июля 1958 г. суданский парламент большинством голосов ратифицировал этот документ.

Весьма сложные взаимоотношения сложились у руководителей партии Аль-Умма с египетским Советом руководства революцией. Опасаясь насеристского влияния и делая традиционную ставку на Великобританию, они способствовали усилению анти египетских настроений в стране. Причиной роста напряженности в судано-египетских отношениях было недовольство суданской национальной буржуазии и земельных собственников условиями соглашения 1929 г. о разграничении вод Нила, которое, по утверждению суданской стороны, после обретения Суданом независимости не отвечало экономическим’ интересам страны и, в частности, препятствовало вводу в действие Сен нарской плотины и функционированию оросительной системы Манакиль. К тому же аграрное население Северного Судана высказалось против строительства на территории Египта высотной Асуанской плотины, что могло бы нанести ущерб сельскохозяйственной деятельности в районе ВадиХальфы.

Очень острой проблемой в отношениях Судана с Египтом в 1958 г. неожиданно стал территориальный вопрос. Англо-египетское соглашение 1899 г. о кондоминиуме определило границу Судана к югу от 22° с. ш. Для облегчения взаимоотношений с племенами в пограничных районах власти кондоминиума договорились в 1907 г. о совместном управлении частью территории в районе Красного моря (к северу от 22° с. ш.), формально остававшейся египетской. Другая часть этой территории, к югу от 22° с. ш., была передана для управления непосредственно Египту [203, с. 168]. На 21 февраля 1958 г. в Египте был назначен плебисцит по вопросу об объединении Египта и Сирии, в Судане же на 27 февраля намечались выборы в парламент. Как Египет, так и Судан включили жителей района Халаиб на Красноморском побережье (севернее 22° с. ш.) в избирательные списки. Правительство Египта в ноте от 16 февраля 1958 г. уведомило суданское правительство о намерении послать в спорные районы избирательную комиссию под охраной пограничной полиции [78, с. 60]. 17 февраля правительство Халиля ввело туда суданские войска, спровоцировав пограничные инциденты с египетскими войсками. Обвинив правительство Насера в «эскалации напряженности и вооруженной агрессии» в районе Халаиба, Судан разорвал экономические и торговые отношения с Египтом, поставил вопрос о египетской агрессии на заседании Лиги арабских государств и в Совете Безопасности ООН. Позиция, занятая лидером Аль-Уммы в отношении соседней страны, нашла понимание и поддержку у правящих кругов Великобритании и США. Проегипетские настроения в рядах НДП были сильно поколеблены.

С 27 февраля по 8 марта 1958 г. в Судане проходили выборы в обе палаты парламента. Они проводились на основании нового избирательного закона (от 8 мая 1957 г.), в соответствии с которым увеличилось число периферийных избирательных округов, главным образом в аграрных областях на западе Судана, где сильными позициями располагала Аль-Умма. Повысился избирательный ценз для мужчин — до 21 года при выборах в палату представителей и до 30 лет — при выборах в сенат. Отменялись образовательный ценз и избирательные округа для лиц, окончивших высшие учебные заведения, однако женщины по прежнему были лишены избирательных прав. Итак, в ходе выборов Аль-Умма добилась 63 мест в палате представителей и 14 мест в сенате. НЮП соответственно 44 и 5, НДП — 26 и 4, а Южно-суданские партии вместе — примерно 40 в нижнюю и 7 в верхнюю палату парламента [224, с. 215]. 20 марта 1958 г. на первом заседании нового состава парламента А. Халиль вновь был утвержден в качестве главы правительства. В его кабинет вошли десять представителей от Аль-Уммы и шесть — от НДП.

Крайне тяжелое экономическое положение страны, дискриминационная политика в отношении племен и народов Юга и открыто прозападная ориентация правительства Халиля вызывали недовольство оппозиционных сил. По призыву ФРПС и Антиимпериалистического фронта 21 октября 1958 г. началась всеобщая забастовка, в которой участвовало 42 из 46 отраслевых профсоюзов. В Хартуме, Омдурмане и других городах прошли демонстрации, участники которых требовали прекращения вмешательства США и Великобритании во внутренние дела страны, изгнания иностранцев из госаппарата, выработки и принятия демократической конституции. Активное участие в этом движении приняли студенты, мелкие торговцы, рабочие.

В правительственной коалиции назревал раскол. Южно-суданские партии вышли из парламента ввиду отказа правительства Халиля демократическим путем решить проблему Юга. В этих условиях НЮП, Антиимпериалистический фронт и Национальный союз студентов объединились 29 октября 1958 г. в Национальный фронт, добиваясь отставки правительства Халиля. В ответ власти прибегли к жестоким репрессиям. Опасаясь потерять бразды правления, лидеры Аль-Уммы и Ансарийи обратились к армии как к единственной силе, способной если не подавить, то, во всяком случае, на время успокоить нарастающее демократическое движение. А. Халиль созвал 1 ноября в Омдурмане совещание, на котором присутствовали высшие офицеры суданской армии во главе с командующим вооруженными силами Судана Ибрагимом Аббудом и его заместителем Ахмедом Абд аль-Ваххабом. На нем было принято решение о временной передаче власти военным во избежание любого социального взрыва, чреватого победой левых сил. Увлеченные демократическими формами борьбы, руководители НЮП, НДП, Антиимпериалистического фронта, ФРПС и других прогрессивных национальных организаций не приняли во внимание возможность сговора между верхушкой Аль-Уммы и высшими армейскими кругами.