Книги, статьи, материалы /ИСТОРИЯ СУДАНА в новое и новейшее время /Военный режим Ибрагима Аббуда

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо от US 1350

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (08.02 - 20.02.2018)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (23.02 - 09.03.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (16.05 - 29.05.2018)
Таинственная страна Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (19.06.-25.06.2018)
Сафари и рафтинг

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА (05.07 -20.07.2018)
Активное путешествие по островам

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2018)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2018)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2018)
Дикий животный мир Восточной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2018)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2018)
Акулы юга Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ (23.10 - 31.10.2018)
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2018)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 18.11 2018)
Восхождение на Рорайму


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы ИСТОРИЯ СУДАНА в новое и новейшее время Военный режим Ибрагима Аббуда

Военный режим Ибрагима Аббуда

17 ноября 1958 г. в Хартуме произошел бескровный государственный переворот. Высшим органом власти был объявлен Верховный совет вооруженных сил (ВСВС), в состав которого вошли 12 высших армейских офицеров (в их числе — генерал майоры Ахмед Абд аль-Ваххаб и Мухаммед Талаат Фарид, бригадные генералы Ахмед Абдалла Хамид, Ахмед Рида Фарид, Хасан Бешир Наср, Ахмед Мадуб аль-Бахари, Мохи ад-Дин Абдалла, Мухаммед Ахмед Ирва, аль-Макбуль аль-Амин аль Хадж, Абд ар-Рахим Шеннан). Председателем ВСВС, премьерминистром, министром обороны и командующим вооруженными силами Судана стал генерал-лейтенант Ибрагим Аббуд, который впоследствии провозгласил себя маршалом и президентом страны. Вся власть на местах была передана командующим военными округами.

Антидемократический характер переворота проявился не сразу, а несколько месяцев спустя, когда был распущен парламент, запрещены все общесуданские политические партии, профсоюзы и другие общественные организации. В стране было введено чрезвычайное положение, отменена временная конституция 1955 г., закрыты газеты демократической направленности. Руководители профсоюзов и коммунисты подверглись преследованиям. По инициативе министра внутренних дел А. Абд альВах хаба, игравшего поначалу особо важную роль в правительстве Аббуда, был издан чрезвычайный закон «Об обороне Судана». Он предусматривал длительное тюремное заключение за создание политических партий, призывы к забастовке или свержению существующего режима. Устанавливалась практически неограниченная цензура в печати, на радио и даже узаконивался досмотр личной корреспонденции. Полиция получала право обыска и ареста без санкции прокурора.

В условиях открытой военной диктатуры суданские коммунисты и руководство ФРПС выступили с призывом объединиться в «национальном антиимпериалистическом фронте в целях ниспровержения военной хунты», денонсации соглашения об американской помощи, разрешения острого социально-экономического кризиса в стране с учетом интересов трудящихся. Однако буржуазноклерикальные партии отказались сотрудничать с коммунистами. Южно-суданские партии с недоверием относились как к левой оппозиции, так и к центральным властям.

Внутриполитический курс военного режима Аббуда явился продолжением политики правительства Халиля, направленной на поощрение частного предпринимательства во всех областях экономики. Правительство Аббуда неоднократно прибегало к займам МБРР и МВФ. Помощь, полученная Суданом, направлялась главным образом в отрасли инфраструктуры и на расширение производства сельскохозяйственной продукции. Всемерно поощряя западные инвестиции, новое правительство стремилось при этом создать благоприятные условия и для развития национального частного капитала. Военный режим не имел прочной социальной опоры и должен был заручиться поддержкой буржуазно-помещичьего блока, интересы которого не всегда совпадали с интересами иностранных монополий. В то же время Аббуд не имел особых возможностей для политического маневрирования, поскольку социально-экономическая политика военного режима на финансировалась за счет иностранных инвесторов. Национальная буржуазия была вынуждена считаться с этой реальностью.

План экономического и социального развития на 1961/62 — 1970/71 гг., разработанный при деятельном участии американских экспертов, был ориентирован в основном на сохранение монокультурности сельского хозяйства и традиционных торгово экономических связей. При содействии западных фирм в Судане осуществлялось интенсивное строительство объектов инфраструктуры. Были сооружены железные дороги — ЭльОбейд — Ньяла длиной 700 км и Бабанус — Вау протяженностью 448 км. В 1964 г. был завершен проект «Манакиль», позволивший расширить площади орошаемых водами Сеннарского водохранилища хлопковых плантаций Эль-Гезиры с 406 тыс. до 801 тыс. федданов. Вторым национальным проектом развития стало строительство у г. Эр-Росейрес на Голубом Ниле плотины и гидроэлектростанции. В 1962—1964 гг. вступили в строй два текстильных комбината в Северном Хартуме и Омдурмане, а также гидротехнические сооружения в Джебель-Марра и Рахаде.

В начале 60-х годов были сделаны первые шаги в строительстве крупных, по суданским масштабам, промышленных предприятий государственного сектора в отсталых районах страны. С этой целью, вопреки условиям соглашений с США и МБРР, правительство Аббуда приняло советские и югославские предложения о предоставлении Судану экономической и финансовой помощи. При содействии СССР в стране началось строительство консервных заводов в Карейме и Вау, предприятий по производству молочных продуктов в Бабанусе, электро-элеваторов в Гедарефе и ПортСудане и других объектов. Югославские специалисты приняли участие в строительстве кожевенно-обувной фабрики в Хартуме и предприятия по производству картона в Ароме.

Иностранные капиталовложения в суданскую экономику привели к резкому увеличению государственного долга Судана, который в 1964 г. в 26 раз превысил размер долга 1956 г. и составил 130 млн. суд. ф. [283, 10.12.1964].

Унаследовав от периода кондоминиума трудноразрешимую в рамках унитарного государства проблему Юга, правительство Аббуда проводило политику, направленную на подавление в этом регионе оппозиционных Хартуму настроений, что вело к дальнейшему росту напряженности между двумя частями страны. В отношении населения южных провинций осуществлялась политика «твердой руки», здесь насильственно распространялись ислам и арабский язык. После принятия в 1962 г. Акта о миссионерских обществах деятельность христианских миссий была подвергнута значительным ограничениям. На всех важных административных должностях на юге страны находились северяне. Планы экономического развития Юга центральным правительством систематически не выполнялись. Репрессивные меры властей Хартума привели к росту недовольства среди жителей южных районов. В 50—60-е годы там действовало около 20 различных политических партий и движений, выступавших главным образом с сепаратистскими лозунгами.

В феврале 1962 г. в Леопольдвиле (ныне Киншаса) был сформирован Судано-африканский национальный союз (САНУ).

Его генеральный секретарь Уильям Денг отстаивал идею федерации трех южных провинций и создания собственной армии, государственного аппарата, органов внешних сношений. Кроме САНУ южане были объединены в Ассоциацию суданских христиан, Федеральный блок, Африканский союз и другие партии. В 1963 г. резко активизировала свои боевые операции военно-политическая организация «АньяНья» ( «Жало змеи»), созданная в 1955 г. Ее лидер Джозеф Лагу выступил за военное решение Южно-суданской проблемы, поставил задачу дестабилизировать правящий режим и прежде всего физически устранить идейного вдохновителя политики «твердой руки» заместителя председателя ВСВС Хасана Бешира Насра. В начале 1964 г. правительственные войска предприняли меры по пресечению военных действий повстанцев Юга, однако властям Хартума так и не удалось установить полный контроль в этом регионе: здесь продолжались вооруженные столкновения противоборствующих сторон.

Антидемократический внутриполитический курс Аббуда явно диссонировал со значительно более сбалансированной, чем при Халиле, внешней политикой. В своем программном заявлении от 19 ноября 1958 г. военный режим декларировал антиколониализм, право наций на самоопределение, борьбу за мир и разоружение, неприсоединение, а также укрепление отношений с арабскими и африканскими государствами в качестве основополагающих принципов суданской внешней политики. В своем понимании неприсоединения И. Аббуд всегда исходил из «равноудаленное™ своей страны от обоих блоков» и придерживался тьермондистской политологической концепции «богатых и бедных наций».

Позитивный подход Судана к международным отношениям проявился в осуждении правительством Аббуда американской интервенции в Ливане в 1958 г., поддержке борьбы алжирского народа за обретение национальной независимости. Судан в этот период активно выступал за прекращение Францией испытаний атомного оружия в Сахаре, поддержал идею создания в Африке безъядерной зоны, присоединился к Московскому договору о запрещении испытания ядерного оружия в трех средах. В 1963 г. Судан был одним из основателей Организации африканского единства и вместе с другими государствами стал инициатором признания в качестве принципа межафриканских отношений нерушимости государственных границ, унаследованных от периода колониальной зависимости.

В 1960—1962 гг. Аббуд встречался с президентом Югославии Иосипом Броз Тито, премьером Госсовета КНР Чжоу Эньлаем; нанес офицйальные визиты в СССР и. США. В 1961 г. Аббуд выступил с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН как представитель Движения неприсоединения. В 1963 г. Судан стал одним из инициаторов дипломатического и экономического бойкота в отношении Португалии и Южно-Африканской Республики. Во время конголезского кризиса Судан придерживался политики «строгого нейтралитета».

16 марта 1959 г. было заключено первое торговое соглашение между СССР и Суданом. В ходе официального визита в Судан Председателя Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнева 21 ноября 1961 г. было заключено двусторонее соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве. В начале 60-х годов Советский Союз предоставил Республике Судан кредит в размере 20 млн. рублей и оказал техническую помощь в строительстве ряда предприятий государственного сектора. В 1960—1964 гг. СССР закупал около 12% произведенного в Судане хлопкасырца. В этот период происходило развитие отношений Судана с ЧССР, СРР, НРБ, Югославией, а также с КНР.

Отношения с соседними Египтом и Эфиопией традиционно играли важную роль для Судана. Крупной внешнеполитической победой режима Аббуда явилась нормализация отношений с Объединенной Арабской Республикой. Видную роль в этом процессе сыграл министр иностранных дел Ахмед Хейр, поддерживавший тесные связи с проегипетским тарикатом Хатмийя. Благодаря его деятельному участию 8 ноября 1959 г. произошло подписание пакета соглашений между Суданом и Египтом: первое— о торговле и платежах сроком на один год (устанавливало объем товарооборота в 11 млн. суд. ф.), второе — таможенное, сроком на три года и, наконец, третье, долгосрочное, — о комплексном использовании вод Нила. Стороны пришли к согласию по поводу строительства высотной Асуанской плотины, а также возведения поблизости от суданского города ЭрРосейреса на Голубом Ниле гидротехнического комплекса. Было условлено после окончания строительства этих сооружений распределить между двумя государствами нильские воды для целей орошения из расчета: Египту 55,5 млрд. куб. м, а Судану — 18,5 млрд. Соглашение предусматривало также выплату Египтом компенсации Судану за ущерб, который будет нанесен сельским жителям ВадиХальфы в результате возведения Асуанской плотины и создания водохранилища, в сумме 15 млн. ег. ф. [203, с. 174]. Эти соглашения урегулировали многие аспекты экономических отношений Судана с Египтом и открыли новый этап в их сотрудничестве на арабской и мировой аренах. Он знаменовался официальным визитом в Хартум в ноябре 1960 г. президента ОАР Насера.

В начале 60-х годов в связи с ликвидацией федеративного статуса Эритреи и превращением ее по указу императора Эфиопии Хайле Селассие I в четырнадцатую эфиопскую провинцию режим Аббуда выступил в поддержку эритрейских мусульман и их военизированных формирований, оказал им помощь и предоставил политическое убежище на территории Судана. В свою очередь, часть Южно-суданских сепаратистов нашли поддержку и пристанище в монархической Эфиопии.

Как и в большинстве стран арабо-африканского мира, армия в Судане на протяжении всего периода независимого развития располагала реальной силой, способной в определенные периоды истории обеспечить ей действенную власть в государстве. Представители старшего поколения офицерства, пришедшие к власти осенью 1958 г., многое сделали для расширения социальной базы своего режима. Они создали благоприятные условия для развития национальной буржуазии и привлечения в экономику страны иностранного капитала. Однако ликвидация демократических свобод, репрессии и террор в отношении левых сил, пренебрежение к интересам Южно-суданской элиты привели правительство Аббуда к внутренней изоляции.

Социальная апатия населения страны, проявившаяся сначала в форме «благожелательного нейтралитета», сменилась ростом недовольства среди широких народных масс. Не обошло оно и армию. 4—9 марта, 21—22 мая и 9 ноября 1959 г. были предприняты три безуспешные попытки государственного переворота [224, с. 236]. Главными организаторами и вдохновителями первых двух были бригадные генералы Абд арРахим Шеннан и Мохи адДин Абдалла. Под давлением введенных в тройственную столицу подразделений северного и восточного округов Аббуд был вынужден реорганизовать ВСВС, удалив из его состава министра внутренних дел А. Абд альВаххаба, приходившегося зятем лидеру Аль-Уммы А. Халилю. Однако сам Аббуд остался у власти. В конце мая он расформировал ВСВС, выведя из него генералов, симпатизировавших НЮП. Вторая попытка переворота также потерпела неудачу. Аббуд отказался вывести из состава Верховного совета вооруженных сил своего ближайшего сторонника X. Бешира Насра. А. Шеннан и М. Абдалла были приговорены к длительным срокам тюремного заключения.

9 ноября 1959 г. курсанты пехотного училища в Омдурмане, связанные с подпольной организацией «Свободные офицеры», готовили заговор с целью свержения правительства Аббуда. Это восстание было подавлено, а его руководители — полковник Али Хамид и майор Якуб Кибайда — казнены. Аббудовский режим обрушился на активистов организации с репрессиями. Более 100 офицеров были уволены с военной службы. В тюрьмы оказались брошенными многие демократы из числа военных, а1 также руководители Антиимпериалистического фронта и профсоюзов.

1 ноября 1959 г. несколько профсоюзных активистов Хартума, Омдурмана и Атбары представили в Верховный совет вооруженных сил петицию с требованием легализации деятельности профсоюзов и восстановления трудового законодательства 1948 г. В 1960 г. военные власти согласились принять новое трудовое законодательство, по которому право на создание профсоюзной организации получали рабочие, численность которых на предприятии превышала 50 человек. Закон не распространялся на тех работников, которые не трудились постоянно у одного работодателя. Под его действие не подпадали также сельскохозяйственные рабочие и государственные служащие. Принятый закон предоставлял право государственным органам при необходимости вмешиваться во внутренние дела профсоюзов, разрешенных правительством.

Суданская коммунистическая партия, находясь в тесном контакте с профсоюзами, явилась одним из инициаторов демократического движения за ликвидацию военного режима. В середине 1961 г. она выдвинула лозунг «всеобщей политической забастовки как средства свержения военной диктатуры». Летом того же года профсоюз железнодорожников провел семидневную забастовку, требуя отмены чрезвычайного положения и антидемократического трудового законодательства 1960 г., а также восстановления в стране гражданских прав и свобод. В ответ на это власти разогнали участников забастовки и распустили их профсоюз.

В августе 1963 г. в Хартуме прошел съезд Федерации рабочих профсоюзов Судана, на котором тактическая установка СКП на организацию всеобщей политической забастовки как: средства свержения военного режима нашла полную поддержку. Съезд принял решения, требовавшие от властей восстановления профсоюза железнодорожников, отмены трудового законодательства 1960 г. и правового оформления Всеобщей федерации рабочих профсоюзов Судана (ВФРПС), а также присоединения этой организации к Все-африканской федерации: профсоюзов и Международной конфедерации арабских профсоюзов.

Правящий режим был вынужден пойти на уступки, и в ноябре 1963 г. профсоюз рабочих железнодорожников был восстановлен. Власти согласились на создание ВФРПС и внесение поправок в трудовое законодательство. В августе 1963 г. был восстановлен Союз арендаторов ЭльГезиры, распущенный правительством в ноябре 1958 г. Его возглавил член СКП АльАмин Мухаммед альАмин [9, с. 48].

Во второй половине 1962 г. всеобщее недовольство режимом военной диктатуры привело к росту политической активности различных слоев и групп населения. Причиной этому стал затяжной политический кризис, возникший из-за неспособности правительства Аббуда решить насущные экономические и социально-политические проблемы, и в первую очередь в связи с продолжавшейся гражданской войной на Юге, ростом коррупции и непотизма в государственном аппарате и в армии. Перед прогрессивными силами Судана встала задача добиться сплоченности и единства действий всех патриотических организаций, заинтересованных в ликвидации военного режима. Традиционные партии и тарикаты были также настроены весьма негативно в отношении диктатуры военных, однако вынашивали свои: планы устранения их от власти.

Осенью 1964 г. в столице проходили студенческие волнения. Б ответ на это власти закрыли Хартумский университет. Вопреки официальному запрету администрации Союз студентов. Хартумского университета организовал 21 октября в своем клубе дискуссию по вопросу о политике правительства в отношении Юга. Власти разогнали участников собрания. Во время стычки с полицией был смертельно ранен студент коммунист Ахмед Курши, десять других студентов получили тяжелые ранения. Это событие вызвало возмущение у жителей Хартума. На следующий день похороны вылились в 30тысячную демонстрацию протеста. 23 октября, после призыва ЦК СКП ко всем демократическим силам организовать общенациональную забастовку, в Хартуме, Омдурмане, ПортСудане, Атбаре, ВадМедани прошли антиаббудовские манифестации. Правительство Аббуда прибегло к жестоким репрессиям. В Хартуме и других городах страны был введен комендантский час.

Образованный усилиями СКП, ВФРПС, Союза арендаторов ЗльГезиры, Ассоциации учителей, Союза врачей, Союза адвокатов и других общественных организаций и объединений Национальный фронт (профессиональных) организаций (НФО) ¦опубликовал 25 октября обращение с призывом начать всеобщую политическую забастовку с целью свержения военной диктатуры. 24—26 октября в тройственной столице вновь прошли массовые демонстрации. Активное участие всех слоев населения, прежде всего прогрессивной интеллигенции, студенчества, рабочих, крестьян арендаторов, средних слоев и городских низов во всеобщей забастовке парализовало экономическую жизнь страны и в конечном итогое предопределило свержение режима.

Решающее значение в этот период имела позиция армии, на. которую оказывало сильное воздействие антиаббудовское движение. Когда заместитель главнокомандующего вооруженными силами Судана X. Бешир Наср, пытаясь спасти военный режим, объявил об учреждении военных трибуналов для. расправы с членами НФО и коммунистами, подразделения омдурманского. гарнизона двинулись в Хартум, блокировали президентский дворец и заявили Аббуду, что «армия не выступит против народа» к[267, 27.10.1964]. Сформированный армейскими офицерами комитет совместно с НФО настаивал на роспуске ВСВС и правительства. Поздно ночью 26 октября Аббуд был вынужден принять условия комитета, сохранив, однако, за собой всю полноту государственной власти.

На совещании лидеров НФО и представителей запрещенных ранее политических партий, состоявшемся 27 октября, был определен состав будущего правительства. НФО, СКП, НДП, Аль Умма, НЮП и ассоциация «Братьямусульмане» приняли в тот: же день решение образовать широкий общенациональный блок — Объединенный национальный фронт (ОНФ), призванный ; вступить с Аббудом в переговоры о ликвидации военного режи ша, Эти переговоры завершились 29 октября подписанием Национальной хартии между Аббудом и лидерами ОНФ и формированием переходного правительства. В соответствии с Национальной хартией военный режим в Судане подлежал упразднению, отменялись чрезвычайное положение, введенное в 1958 г., закон «Об обороне Судана» и другие антидемократические акты; были распущены Центральный и муниципальные советы, созданные Аббудом в 1962—1963 гг.; была провозглашена независимость судебной системы, освобождались все политические заключенные, вновь вводилась в действие временная конституция 1955 г. (с некоторыми поправками); узаконивалась деятельность всех политических партий.