Книги, статьи, материалы /ИСТОРИЯ СУДАНА в новое и новейшее время /Второй парламентский период (1964—1969)

!!!------ОБЪЯВЛЕНИЕ------!!!

ТУР ОПЕРАТОР АФРИКА-ТУР ОБЪЯВЛЯЕТ О ПОЛНОМ ВОССТАНОВЛЕНИИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ c 10 Февраля 2021г.**

Сайт и вся информация продолжает обновляться. В том числе цены на туры будут немного изменены по мере поступления информации в связи с ситуацией с вирусом. Проверяйте актуальность статей и появления новой информации. В общем почаще заглядывайте что-бы не упустить ничего. Туры, которые подвергаются небольшим корректировкам отмечены как "!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!!". Это означает, что в течении нескольких дней они будут изменены окончательно, о чем даст знать подпись "----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----".







САЙТ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ МОЕГО БЛИЗКОГО ДРУГА, И ПРОСТО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА РОМАНА КАШИГИНА, КОТОРЫЙ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ КАМПАЛЫ 2 НОЯБРЯ 2020 г. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!









!!!---ВАЖНО---!!! НЕ БЕРИТЕ ДОЛЛАРЫ ВЫПУЩЕННЫЕ ДО 2009 ГОДА, ТАК КАК БУДУТ ПРОБЛЕМЫ С ИХ ОБМЕНОМ!!!


БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:

ВСЯ УГАНДА ЗА 10 ДНЕЙ (04 Апреля - 13 Апреля)
Активное путешествие по Уганде с посещением горных горилл за 10 дней.

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на Майские праздники (28.04.-15.05.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- САФАРИ ПО ТАНЗАНИИ С ОТДЫХОМ НА ЗАНЗИБАРЕ (29 Июля - 08 Августа 2021)
Великая миграция и отдых на побережье океана.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (13 Сентября - 25 Сентября 2021 г), а так-же дополнительно ЮАР - ЛЕСОТО - СВАЗИЛЕНД
Большое путешествие по странам ЮЖНОЙ АФРИКИ.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ и ДР КОНГО за 12 дней (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулкан Ньирагонго.

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ! (с 29.12.2021 - 12.01.2022)
Лучшие парки Уганды и горные гориллы на Новый Год.


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время):

ВОСХОЖДЕНИЯ НА ВЕРШИНЫ: КИЛИМАНДЖАРО, ПИК МАРГАРЕТ, ВУЛКАН НЬИРАГОНГО И ДРУГИЕ.

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по этим странам Африки - Намибия, Ботсвана, Танзания, Уганда, Кения, Руанда, ЮАР, Замбия, Зимбабве, Бурунди, Камерун, Эфиопия.

-------------------------------------------------
** К СОЖАЛЕНИЮ НАЙТИ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ С ОЛИВЕР НАМБУЯ ВЛАДЕЮЩЕЙ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР (НЫНЕ НЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПО ЦЕЛОМУ РЯДУ ПРИЧИН) НЕ УДАЛОСЬ. В СВЯЗИ С ЭТИМ АФРИКА-ТУР НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЗЯТЫХ НА СЕБЯ РАННЕЕ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР, А ТАКЖЕ НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОПЛАЧЕННЫЕ НА ИМЯ ОЛИВЕР НАМБУЯ И МАРАБУ-ТУР ПРЕДОПЛАТЫ ЗА ТУРЫ И ПУТЕШЕСТВИЯ. НО МЫ ГОТОВЫ ПОЙТИ НА ВСТРЕЧУ И СДЕЛАТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ, ЧТОБЫ ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ВАМИ ПУТЕШЕСТВИЯ СОСТОЯЛИСЬ, И ПРЕДОСТАВИТЬ КАКИЕ-ТО СКИДКИ ТЕМ, КТО ПОТЕРЯЛ ДЕНЬГИ.
-------------------------------------------------
Мы уже потеряли часть клиентов, которые оказались жертвами недобросовестности Оливер Намбуя и ее младшей сестры Риты. Реорганизация заняла очень много времени, так как мы столкнулись со всяческими попытками помешать продолжать деятельность, но уже завершена. Мы будем продолжать водить группы тем же образом, как это осуществлялось раннее, но уже в другом составе.
-------------------------------------------------
Africa Tur Справочные материалы ИСТОРИЯ СУДАНА в новое и новейшее время Второй парламентский период (1964—1969)

Второй парламентский период (1964—1969)

Ликвидация военного режима в Судане, осуществленная столь стремительно, происходила в условиях, когда лидеры традиционных партий и мусульманских тарикатов оказались не готовыми быстро включиться в борьбу против диктатуры и уж тем более возглавить ее. Во время октябрьских событий 1964 г. и в последующий период ведущее место на политической арене занял Национальный фронт (профессиональных) организаций. Он представлял собой прогрессивный блок, созданный в кульминационный период анти-аббудовского движения. В структуре этого блока, как отмечалось, были представлены самые различные социальные группы. Характер руководства демократическим движением в октябре 1964 г. был одним из факторов, давших в дальнейшем право-националистическим силам значительные возможности для политических маневров с целью раскола этого блока. Выполнение поставленной задачи — устранение военного режима — явилось главной причиной постепенного распада НФО, который не замедлил произойти через несколько месяцев после сформирования переходного правительства и не без «помощи» правых сил. К тому же НФО не имел опытных политических лидеров и квалифицированных исполнителей, готовых в ограниченные сроки переходного периода осуществить основные положения Национальной хартии.

30 октября 1964 г. было сформировано переходное правительство Судана, которое возглавил Хатем аль-Халифа, занимавший в прошлом ответственные посты в министерстве образования и не принадлежавший ни к одной политической партии. В это правительство вошли семь представителей НФО, по одному— от Аль-Уммы, НЮП, НДП, СКП и «Братьевмусульман». Созданный осенью 1964 г. Южный фронт получил два министерских портфеля [203, с. 182]. В начале ноября переходное правительство аль-Халифы осуществило ряд важных мероприятий по упразднению учреждений и организаций аббудовского режима. Была произведена замена военных губернаторов и районных комиссаров гражданскими лицами. Постепенно проходила чистка органов государственной безопасности. Из тюрем были освобождены политзаключенные, в том числе южане. Была создана комиссия по разработке аграрной реформы.

Оставаясь президентом Республики Судан, Ибрагим Аббуд попытался использовать верные ему воинские подразделения, чтобы свергнуть переходное правительство аль-Халифы. 8 ноября 1964 г. заговор был раскрыт. 15 ноября Аббуд подал в отставку, а затем покинул страну, найдя политическое убежище в Великобритании. Полномочия главы государства были переданы воссозданному после шестилетнего перерыва Верховному государственному совету из пяти членов.

Союз лидеров традиционных партий и тарикатов, компра дорской буржуазии и высшего офицерства привел к созданию противовеса демократическому блоку на суданской политической сцене и сыграл немаловажную роль в ограничении срока полномочий переходного правительства. Стремясь воспрепятствовать активной деятельности Объединенного национального фронта и его влиянию на политику правительства альХалифы, традиционные партии вышли из ОНФ и сформировали в январе 1965 г. так называемый Объединенный националистический фронт, ядром которого стал триединый блок Аль-Умма — НЮП — «Братьямусульмане». Эти партии в категоричной форме отвергли возможность сотрудничества с СКП, ВФРПС и другими организациями в Объединенном секретариате ОНФ, который был создан 9 ноября 1964 г. из представителей НФО и политических партий и организаций, подписавших Национальную хартию. Влияние НФО в стране начало ослабевать.

В октябре—ноябре 1964 г. была образована новая политическая партия — Фронт исламской хартии (ФИХ), во главе которого встал преподаватель исламской философии и права в Хартумском университете Хасан атТураби. Фронт представлял собой конгломерат ультраправых группировок, ведущую роль, в котором играла религиозно-политическая ассоциация «Братьямусульмане». Апеллируя к догмам ислама, ФИХ удалось быстро укрепить свои позиции в стане консервативных сил.

Согласно Национальной хартии функции правительства Ха тема аль-Халифы сводились прежде всего к разработке избирательного закона и подготовке выборов в Учредительное собрание. Лидеры Аль-Уммы и НЮП настаивали на приближении сроков выборов. Вопреки сопротивлению правого альянса, левым силам удалось добиться демократизации избирательной системы. Накануне выборов в парламент был разработан закон, согласно которому избирательный ценз был снижен с 21 до 18 лет, а женщины получили право избирать и быть избранными.. Были также восстановлены избирательные округа в городах для выпускников средних школ и институтов, ликвидированные в соответствии с избирательным законом 1957 г.

Кабинет аль-Халифы приступил к реформе консервативной системы «племенной администрации». В проекте реформы, одобренном коллегией адвокатов в декабре 1964 г., провозглашалась идея разделения административной и судебной власти в сельской местности и лишения феодалов и племенной знати— назиров, омд, шейхов — привилегий в области судопроизводства. Суданская феодальная знать яростно воспротивилась этой реформе и решительно поддержала «правую оппозицию»— тарикаты Ансарийя и Хатмийя, а также Объединенный националистический фронт в борьбе против НФО и коммунистов с целью отстранения их от власти.

В правительстве X. аль-Халифы неоднократно возникали расхождения между представителями Аль-Уммы, НЮП и ФИХ, с одной стороны, и СКП, НДП, ВФРСП — с другой, по вопросу о предании суду министров правительства Аббуда, о размерах чистки в вооруженных силах и госаппарате, о создании вооруженной народной гвардии и о путях решения проблемы Юга. В феврале 1965 г. правые партии, и прежде всего «Братьяму сульмане», встали на путь жесткой конфронтации, дестабилизируя переходное правительство. Формальным поводом к этому послужила «нерешительная» политика правительства на Юге. Объединенный националистический фронт развернул против НФО пропагандистскую кампанию, обвинив его в «коммунистических устремлениях». Параллельно с этим осуществлялись нападки лично на главу правительства Хатема альХалифу, которого обвиняли в проведении «комунистической» внутренней и внешней политики и в насеристских симпатиях. Под давлением правых сил 18 февраля 1965 г. премьерминистр был вынужден подать в отставку, за которой последовала отставка кабинета.

23 февраля 1965 г. было сформировано второе коалиционное правительство, в котором традиционные партии — Аль-Умма, НЮП, НДП, а также Южный фронт имели по три представителя, а СКП и ФИХ — по одному. Под давлением правых сил НФО оказался за пределами нового кабинета. В связи с отсутствием других кандидатур, удовлетворявших все политические партии, правительство вновь возглавил Хатем альХалифа.

Демократические организации (СКП, НДП, НФО и ВФРПС) выступили за отсрочку проведения выборов в Учредительное собрание ввиду невозможности их осуществления на всей территории страны (причина прежде всего заключалась в обструкционистской позиции САНУ, Южного фронта и других Южно-суданских партий, выступавших против унитарной системы и требовавших заключения федерального союза). Однако, чтобы избежать правительственного кризиса, альХалифа пошел в этом вопросе на уступки правым силам, назначив дату выборов на. 21 апреля 1965 г.

Третьи за всю историю Судана парламентские выборы были проведены в конце апреля — начале мая 1965 г. только в северных и центральных провинциях страны. (Дополнительные выборы на Юге проводились в марте—апреле 1967 г.) В выборах в нижнюю палату (сенат был упразднен) приняло участие лишь 40% избирателей. Аль-Умма получила наибольшее число депутатских мандатов (76 из 173 мест). НЮП завоевала 54 места, СКП — восемь, ФИХ — пять [224, с. 229]. Выборы проходили в сложной внутриполитической обстановке. Избирательный закон 1957 г. с поправками 1965 г. давал некоторые преимущества традиционным партиям. Избирательные округа были созданы в основном по племенному, а не по территориальному принципу, что сыграло на руку Аль-Умме и НЮП. Не были обеспечены условия для подлинного волеизъявления. В некоторых районах результаты выборов были фальсифицированы, прогрессивные кандидаты исключались из избирательных списков. К тому же в стане демократических сил не было единства. НДП бойкотировала выборы, ссылаясь на их ограниченный характер. Коммунисты же в последний момент выставили свои кандидатуры, нарушив таким образом альянс с НДП. В общей сложности представители СКП и сотрудничавшие с ними кандидаты от профсоюзов получили 132 тыс. голосов (в 1958 г.— около 10 тыс.). Только в столице за них голосовало почти 27% избирателей [80, с. 139]. Впервые в истории страны в парламенте оформилась оппозиционная группировка во главе с коммунистами.

Результаты выборов отразились на структуре исполнительной власти, главенствующую роль в которой стал играть блок Аль-Умма — НЮП. 14 июня 1965 г. было сформировано правительство, во главе которого стал один из лидеров партии Аль Умма, Мухаммед Ахмед Махджуб, занимавший в правительствах Халиля и альХалифы посты министра иностранных дел. В новом кабинете Аль-Умма добилась семи, а НЮП — шести мест. Вскоре САНУ присоединился к правящей коалиции, получив при этом три министерских портфеля [80, с. 140]. Монополизация власти при помощи парламентских средств традиционными партиями привела к постепенной ликвидации демократа ческих завоеваний, достигнутых правительством альХалифы. Было разрешено издание проаббудовских газет, члены ВСВС были освобождены из-под ареста.

Опасаясь возросшего влияния СКП, правительство Махджу ба поощряло антикоммунистические акции, проводимые «Братьями-мусульманами» и другими экстремистскими группиров ками. 8 ноября 1965 г. член суданской левацкой организации, сириец по происхождению, выступил с провокационным заявлением от имени СКП, в котором нанес оскорбление святыням ислама. Осенью 1965 г. «Братьямусульмане», играя на религиозных чувствах населения, спровоцировали беспорядки в крупных городах страны, во время которых они потребовали запрещения СКП. Председатель Аль-Уммы Садык альМахди в категорической форме осудил коммунистов и потребовал объявить их вне закона. Под давлением ФИХ, Аль-Уммы и НЮП

Учредительное собрание большинством голосов приняло 8 декабря 1965 г. закон «о запрещении публичной коммунистической и атеистической деятельности», в соответствии с которым пропаганда коммунистических идей каралась тюремным заключением сроком до пяти лет. 9 декабря члены парламента проголосовали за запрещение СКП и лишение депутатов-коммунистов их полномочий. 10 декабря центральный орган СКП газета «АльМайдаи», а также ряд профсоюзных и демократических изданий были закрыты. В январе 1966 г. из армии была уволена группа офицеров, сочувствовавших коммунистам.

После восстановления в Судане парламентского строя одной из важнейших задач руководства страны явилась разработка новой конституции. 4 января 1966 г. Учредительное собрание создало по рекомендации правительства «национальную конституционную комиссию», состоявшую из 44 членов. В ней большинство мест досталось представителям Аль-Уммы и НЮП. В ее состав вошли три деятеля от трех Южно-суданских партий [80, с. 150]. Для представителей левых сил мест в комиссии не нашлось. Аль-Умма и ФИХ упорно настаивали-ка том, чтобы будущая конституция основывалась на принципах ислама, а шариат стал основным источником законодательства [2, с. 26]. По этому вопросу шли оживленные дискуссии.

Отличительной особенностью правящих кругов Судана, да, пожалуй, и всей общественно-политической жизни этой страны является то обстоятельство, что многие политические деятели связаны между собой семейным родством, либо личной дружбой или в крайнем случае хорошим знакомством [119, с. 20]. При наличии довольно прочных племенных, клановых и семейных связей политические различия зачастую несут на себе отпечаток личных отношений. Египетский политолог Абд арРаз зак Хусейн в этой связи весьма тонко иронизирует: «Как бы ни были остры политические противоречия между суданцами, традиционная беседа после захода солнца объединяет всех. Часто в душные вечера коммунист встречается с братом-мусульманином“, член НЮП — с уммовцем, как будто политическая борьба — это всего лишь спортивные состязания» [132, с. 17].

Правительство Махджуба продолжало политику «с позиции силы» в отношении Юга. Там было сосредоточено свыше 60% численности суданской армии. Однако она была плохо обеспечена оружием, боеприпасами, продовольствием и транспортом, часты были случаи инфекционных заболеваний. Отряды «Анья Нья», используя тактику партизанской войны, наносили суданской армии потери в живой силе и технике. Увеличился поток беженцев в соседние страны.

Серьезной проблемой, наложившей отпечаток на политическую жизнь Судана, стал раскол в рядах Аль-Уммы. В этой, самой влиятельной из традиционных партий страны возникли резкие разногласия между сторонниками имама альХади аль Махди, духовного главы Аль-Уммы, и младоуммовцами, которых возглавлял тридцатилетний председатель партии Садык альМахди. (24 марта 1959 г. умер предводитель Ансарийи Абд арРахман альМахди, пост которого наследовал его сын Сид дык альМахди. После его смерти в 1961 г. было решено, что духовным главой тариката и одновременно партии Аль-Умма станет имам альХади альМахди, а председателем партии — его племянник Садык альМахди.) В июне 1966 г. С. альМахди стал депутатом парламента, возглавив там фракцию младоум мовцев.

Основной причиной конфликта в партии Аль-Умма явилось стремление к модернизации партии со стороны Садыка аль Махди и его сторонников, получивших в основном образование на Западе и тяготившихся недостатком свободы действий в рядах консервативной партии, а также постоянной опекой старшего поколения — представителей традиционной элиты. Они ратовали за ускоренное развитие страны по капиталистическому пути, создание модели «исламского социализма», отражавшей интересы средних слоев города и деревни, а также ограничение влияния в партии феодально-мусульманской аристократии. Глава правительства М. А. Махджуб поддерживал тесные связи с группировкой имама альХади. Однако в результате интриг мла доуммовцев, заручившихся поддержкой председателя Верховного государственного совета Исмаила аль-Азхари, Махджуб был вынужден уйти в отставку. 25 июля 1966 г. Садыку аль Махди было поручено сформировать новое правительство. 26 июля имам альХади заявил, что он возглавит руководство партией Аль-Умма, сместив тем самым своего племянника с поста председателя партии.

4 августа 1966 г. Садык альМахди сформировал правительство, в котором семь постов принадлежало младоуммовцам, шесть — представителям НЮП, а три — южанам [268, 05.08. 1966].

Политика правительства аль-Махди не внесла корректив в предшествующий внутриполитический курс. Активизировали свою деятельность «Братья-мусульмане». Пренебрегая решением Верховного суда от 22 декабря 1966 г. о неконституционно сти запрещения СКП, Садык аль-Махди стремился не допустить коммунистов к участию в работе парламента. Руководители Ан сарийи и ФИХ спровоцировали ряд антикоммунистических манифестаций в тройственной столице, в которых приняли участие десятки тысяч ансарови приверженцев «Братьев-мусульман». Суданская компартия призвала народ дать отпор правым. 28 декабря во время организованной левыми силами демонстрации небольшая армейская группировка из Омдурмана во главе со старшим лейтенантом Халидом Хасаном предприняла безуспешную попытку переворота. Было арестовано несколько офицеров, симпатизировавших коммунистам. Этим фактом воспользовались правые силы. Было арестовано руководящее ядро СКП и ВФРПС — всего 400 человек — по обвинению в «подстрекательстве к мятежу» [109, с. 112]. В стране было объявлено чрезвычайное положение.

Для популяризации разработанного комиссией проекта исламской конституции С. альМахди совершил поездку в западные и центральные провинции страны, являвшиеся оплотом Ан~ сарийи. Южно-суданские политические организации выступили: с резким осуждением представленного проекта, поскольку он противоречил устремлениям неарабского населения. САНУ, Южный фронт и Демократическая партия Юга выступали за принятие конституции светского характера, которая не наносила бы ущерба правам и интересам граждан Юга. Непоследовательность правительства С. альМахди в отношении проблемы Юга, его стремление ввести в стране исламскую конституцию и всемерное финансово-экономическое закабаление Судана западными монополиями вызвали негативную реакцию со стороны оппозиции. Разразился новый правительственный кризис. В результате очередной вспышки внутрипартийной борьбы победу одержала группировка имама. 26 мая 1967 г. М. А. Махджуб расформировал кабинет, заменив сторонников Садыка альМахди представителями крыла имама альХади. Основу коалиции на этот раз составили НЮП, НДП и Аль-Умма. Каждая партия получила по четыре министерских портфеля [265, 27.05.1967].

Внешнеполитические установки правительств М. А. Махд жуба и С. альМахди существенно не отличались от курса их предшественников, попрежнему характеризуясь прагматизмом, вызванным постоянной заинтересованностью в получении экономической помощи извне. В этот период активно развивалось экономическое сотрудничество с США, Великобританией, ФРГ, Японией, а также Китаем. При этом наметилось некоторое охлаждение в отношениях с Советским Союзом и странами Восточной Европы. На арабской сцене Судан стремился укрепить отношения с аравийскими монархиями — Саудовской Аравией,. Иорданией и Кувейтом. Король Саудовской Аравии Феисал оказал суданскому правительству значительную финансовую помощь для ликвидации внутренней оппозиции в лице СКП. Планировалось вступление Судана в создаваемый арабскими монархическими режимами «Исламский пакт». Опасаясь взрыва народного недовольства, премьер-министр С. аль-Махди выступил 21 декабря 1966 г. с опровержением этой идеи, подтвердив, что «Судан не откажется от политики неприсоединения».

Израильская агрессия в отношении арабских стран (5—10 июня 1967 г.) вынудила правительство М. А. Махджуба объявить, что Судан находится в состоянии войны с Израилем, и направить суданский пехотный батальон на египетский фронт, а также оказать ОАР продовольственную помощь. Судан разорвал дипломатические отношения с США и Великобританией, закрыл свои аэродромы для их самолетов. По инициативе Судана 29 августа— 1 сентября 1967 г. в Хартуме состоялась конференция глав государств и правительств арабских стран, в ходе которой было достигнуто соглашение об оказании нефтедобывающими государствами (Саудовской Аравией, Кувейтом и Ливией) экстренной финансовой помощи ОАР, Сирии и Иордании как жертвам агрессии. Второе соглашение было направлено на прекращение конфронтации в Северном Йемене и урегулирование экономических и политических отношений между ОАР и Саудовской Аравией.

Напряженная обстановка в районе Ближнего Востока не располагала государства и деловые круги Запада к значительным капиталовложениям. В этой ситуации правительство Судана активизировало связи с социалистическим лагерем. В октябре—ноябре 1967 г. было достигнуто соглашение об использовании Суданом советских кредитов для строительства (при техническом содействии СССР) лечебных учреждений в Судане. 3 октября 1967 г. в Москве было подписано советскосуданское соглашение о культурном и научном сотрудничестве.

Суданская коммунистическая партия и профсоюзы страны в 1965—1967 гг. настойчиво добивались от правительства улучшения социально-экономического положения рабочих и служащих, а также предоставления дополнительных гарантий профсоюзных свобод. Правительствам. А. Махджуба и С. аль-Махди постепенно шли на некоторые уступки. В октябре 1966 г. правительством был официально признан суданский профцентр — ВФРПС, восстановленный в 1963 г. с небольшими структурными изменениями. 28 января 1968 г. между правительством и профсоюзами было достигнуто соглашение, на основании которого минимум заработной платы рабочих повысился с 6 до 9,5 суд. ф. в месяц; представители профсоюзов вводились в посреднические комиссии, созданные на предприятиях для улаживания производственных конфликтов, при увольнении рабочих требовалось обязательное согласие профсоюзов [78, с. 312].

Готовясь к новым парламентским выборам, правящие партии были готовы допустить существование сильно ослабленной левой оппозиции. Образованные демократы из среды передовых рабочих и сочувствующей их нуждам интеллигенции предприняли попытку создать прогрессивную политическую партию. В январе 1967 г. была основана Социалистическая партия Судана, которую возглавил председатель Ассоциации адвокатов Судана Амин атТахир ашШибли. В ее состав вошли многие коммунисты. 24—25 ноября 1967 г. в Хартуме состоялся учредительный съезд Социалистической партии, принявший ее программу и устав. Руководство СКП рассматривало эту партию как легальную трибуну, где коммунисты смогли бы пропагандировать оппозиционные правительству взгляды.

В октябре 1967 г. в Хартуме нелегально проходил IV съезд Суданской коммунистической партии, на котором была принята новая программа «Марксизм и проблемы суданской революции». Подход коммунистов к Южно-суданской проблеме сводился к взаимосвязи проблемы Юга и общесуданского процесса демократизации. СКП выступала за предоставление южным провинциям страны статуса региональной автономии.

В декабре 1967 г. под покровительством тариката Хатмийи завершились переговоры между лидерами НЮП и НДП об их объединении. После включения четырех представителей НДП в коалиционное правительство М. А. Махджуба 12 декабря 1967 г. было официально объявлено о создании объединенной Юнионистско-демократической партии (ЮДП). Председателем ЮДП стал Исмаил аль-Азхари, который по-прежнему возглавлял Верховный государственный совет. Его заместителем по партии был объявлен Али Абд арРахман, а Али альМиргани являлся духовным предводителем тариката Хатмийя. Образование новой политической партии стало по существу перегруппировкой сил в борьбе за власть. В то же время объединение партий не прекратило соперничества между радикальным и консервативным блоками внутри партии. Однако в связи с предстоявшими выборами в парламент был достигнут компромисс. В программе ЮДП был зафиксирован ряд уступок платформе бывшей НДП. Провозглашалась борьба за осуществление буржуазно-демократических преобразований, национализацию иностранных предприятий, банков и компаний, преимущественное развитие государственного сектора экономики [78, с. 282].

В начале 1968 г. на рассмотрение суданского парламента был вновь вынесен проект конституции, разработанный депутат ской командой от Аль-Уммы и ФИХ. Наряду с социалистической фразеологией в ней широко были представлены известные идеи исламизации общественной жизни унитарного Судана. 29 января 1968 г. парламент в целом одобрил представленный проект. Началась дискуссия по этому вопросу в правящих кругах. Решительный протест выразили все Южно-суданские партии и левая оппозиция. Произошли новые вооруженные столкновения в южных районах страны. Экстремистские группировки, «Братья-мусульмане», а также крыло С. альМахди в Аль-Умме потребовали продления срока легислатуры парламента. Правительству не удалось прийти к соглашению с оппозицией; разразился правительственный кризис.

7 февраля 1968 г. премьер-министр М. А. Махджуб, опасаясь, что парламент может выразить вотум недоверия правительству, с санкции Председателя Верховного государственного совета, распустил его и возложил на себя всю полноту государственной власти. На следующий день по приказу правительства все стратегические объекты были взяты под охрану военными подразделениями, в столице введен комендантский час. Вопрос о принятии новой конституции был отложен. После осуществления столь решительных мер последовали заявления правительства М. А. Махджуба о том, что демократическое развитие страны ни в коем случае не будет прервано. Были объявлены сроки выдвижения кандидатов для выборов в новый парламент. Согласно избирательному закону от 10 октября 1967 г. устанавливалось 158 избирательных округов на севере и 60 на юге страны. 15 избирательных округов в Хартуме для лиц, окончивших. высшие и средние учебные заведения, были ликвидированы. На новых парламентских выборах разрешалась регистрация кандидатов компартии во всех избирательных округах, а также совместное выдвижение кандидатур несколькими партиями. В ходе предвыборной кампании Социалистическая партия Судана, Демократическая партия Юга, СКП, ВФРПС и Союз арендаторов Судана образовали Союз социалистических сил, который выдвинул 30 кандидатов в парламент (в том числе пять от СКП).

На проведенных в апреле—мае 1968 г. четвертых (общесуданских) парламентских выборах победу одержала ЮДП (101 из 218 мест). Группировка имама получила 30, а младоуммов цы — 35 мест. САНУ, Южный фронт и другие мелкие партии Юга добились вместе 29 мест в парламенте, ФИХ обеспечил себе три депутатских мандата. От Союза социалистических сил в парламент были избраны генеральный секретарь СКП Абд аль Халик Махджуб и заместитель генерального секретаря ВФРПС альХадж Абд арРахман [80, с. 181].

27 мая 1968 г. с одобрения ЮДП М. А. Махджуб сформировал третье коалиционное правительство (ЮДП — Аль-Умма — Южный фронт), которое в основном придерживалось прежнего внутриполитического курса.

После серьезной неудачи партии Аль-Умма на выборах в парламент произошло сближение двух противоборствующих группировок. Лидер младоуммовцев Садык аль-Махди первым сде. лал шаг к примирению с имамом аль-Хади и воссоединению двух фракций Аль-Уммы. 4 марта 1969 г. в резиденции аль-Хади на ове Аба состоялась встреча имама со своим племянником Садыком альМахди, в ходе которой было достигнуто соглашение о восстановлении единства Аль-Уммы под руководством имама альХади.

Лидеры Аль-Уммы стремились оказать нажим на руководство ЮДП, требуя перераспределения руководящих министерских постов в правительстве. 18 марта 1969 г. на совещании с участием аль-Хади аль-Махди, Садыка аль-Махди, с одной стороны, и Исмаила аль-Азхари, Мухаммеда Османа аль-Миргани (последний наследовал пост главы Хатмийи после смерти своего отца Али аль-Миргани 21 февраля 1968 г.) —с другой, было достигнуто соглашение о сформировании нового правительства Махджуба [133, с. 294], где Аль-Умма получила равное с ЮДП количество министерских портфелей. 23 апреля 1969 г. прежнее правительство подало в отставку, однако формирование нового кабинета затянулось в связи с ожесточенной борьбой внутри коалиции. Лидеры ЮДП отвергли кандидатуру Садыка аль-Махди, объяснив свое решение его политическим авантюризмом и личными амбициями, а также родственными связями с лидерами ФИХ X. ат-Тураби. Возник острый политический кризис. Аль-Умма вынашивала планы военного переворота. Для этих целей аль-Хади аль-Махди зондировал почву среди, суданского генералитета.

Политика временных союзов и тактических интриг, проводимых лидерами традиционных партий, сузила сферу влияния: этих партий на широкие народные массы. Ставя общенациональные интересы в зависимость от узко-партийных и клановых политических выгод, ни одно коалиционное правительство страны не смогло решить насущные социально-экономические проблемы, установить в Судане стабильную политическую систему, урегулировать Южно-суданскую проблему. Лидеры традиционных партий рассматривали свою политическую деятельность сквозь призму личного материального благополучия и обогащения той части правящих и привилегированных слоев, которая их поддерживала.

Буржуазный парламентаризм, положенный в основу государственного устройства Судана, требовал от традиционной элиты современных методов ведения политической борьбы, однако феодально-мусульманская верхушка была не способна быстро изменить своим весьма консервативным принципам. В то же время старые лидеры суданского общества, стремясь сохранить свои политические позиции, широко привлекали представителей новой интеллигенции к руководству партиями и управлению государством. Однако, строго говоря, эта новая политическая элита не была полностью новой, а отчасти развивалась из традиционной, так как большинство представителей первого поколения современной интеллигенции были выходцами из семей родоплеменной верхушки, религиозных лидеров, крупных землевладельцев и торговцев [76, с. 105]. Несмотря на это, в кругах суданского истеблишмента нередко происходили: конфликты «отцов и детей», приводившие к успеху все чаще новую политическую элиту.

Буржуазно-бюрократический режим вверг страну в состояние затяжного политического и социально-экономического кризиса. К концу 60-х годов в Судане сложился «баланс политического бессилия», который вновь вывел на арену борьбы армию. Политизация суданской армии в условиях экономической отсталости страны и широких возможностей буржуазного парламентаризма еще более обнажила социальные антагонизмы в армейской среде. Это привело к созданию ряда нелегальных военных группировок и организаций, одной из которых удалось совершить государственный переворот.