Книги, статьи, материалы /ИСТОРИЯ СУДАНА в новое и новейшее время /Бюрократическая эволюция военного режима Нимейри

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В АФРИКУ и не только (с русскоязычными гидами):


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2017)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2017)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2017)
Акулы юга Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2017)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2017)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО БАНГЛАДЕШ И НЕПАЛУ (11.02 - 27.02.2018)
Два азиатских тигра

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (23.02 - 09.03.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (16.05 - 29.05.2018)
Таинственная страна Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (19.06.-25.06.2018)
Сафари и рафтинг

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА (05.07 -20.07.2018)
Активное путешествие по островам

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2018)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2018)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2017)
Дикий животный мир Восточной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2018)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ (23.10 - 31.10.2018)
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 18.11 2018)
Восхождение на Рорайму


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы ИСТОРИЯ СУДАНА в новое и новейшее время Бюрократическая эволюция военного режима Нимейри

Бюрократическая эволюция военного режима Нимейри

Июльские события нанесли весьма ощутимый удар по позициям левых сил. Часть средних городских слоев, рабочего класса и интеллигенции, сочувствовавших коммунистам, перешли на сторону Муавия Ибрагима и арабских националистов из опасения подвергнуться преследованиям со стороны властей. После устранения с внутриполитической арены СКП — своего главного противника — Нимейри решил наконец сконцентрировать усилия на создании институционных рамок правящего режима.

На протяжении двух лет в стране существовала военная форма правления, при которой армия выступала основным элементом структуры власти. Военные руководители опирались на новый истеблишмент, созданный в процессе претворения в жизнь преобразований под знаменем майской революции. Разрыв с коммунистами вынудил стоящую у власти военную группировку, с одной стороны, провести соответствующие перестановки в государственном аппарате и в общественных организациях, а с другой — немедленно приступить к обеспечению широкой поддержки режима трудящимися и формированию Суданского социалистического союза по аналогии с насеровским Арабским социалистическим союзом. Решение насущных проблем, стоявших перед страной, и прежде всего прекращения гражданской войны на Юге, представлялось суданскому руководителю не иначе как «на путях достижения единства и осуществления программ экономического развития» [6, с. 4].

Реформа политической системы началась осенью 1971 г., т до этого Совет руководства революцией принял в августе декрет № 5, предназначенный быть временной конституцией страны. В соответствии с положениями декрета в Судане учреждался пост президента, для которого устанавливался шестилетний срок пребывания у власти, 12 октября 1971 г. Джаафар Нимейри официально вступил на пост президента ДРС. По результатам всенародного референдума, состоявшегося в начале октября, примерно из 4 млн. избирателей 98,6% проголосовали за единственную предложенную кандидатуру [6, с. 15]. Кроме того, Нимейри сохранил за собой обязанности премьер-министра, министра планирования и главнокомандующего вооруженными силами. После избрания президента страны в Хартуме было объявлено об упразднении СРР, выполнявшего до этого функции коллективного главы государства. В июле и октябре 1971 г. распускался кабинет. Тем не менее насеристы и сподвижники Муавия Ибрагима попрежнему сохраняли в сформированных правительствах сильные позиции. Нимейри опирался на них во время создания новых институтов власти. Он нуждался в таких демократах, которые использовали фразеологию компартии и добивались, тем самым народной поддержки его режиму.

Для идеологического обоснования введения новых организационных структур в январе 1972 г. была в окончательной редакции обнародована Национальная хартия, которая стала «основной философией революции». В 1971 —1973 гг. в стране учреждались новые общественные и профессиональные организации.. Первые создавались по половому и социальному признакам, а также общественным интересам: Женский союз, Ассоциация по развитию сельских районов, Союз суданской молодежи, созданный в 1969 г. как «Катаиб майю», и др. Вторые учитывали прежде всего профессиональные интересы и объединяли население в союзы рабочих, учителей, торговцев, сельскохозяйственных рабочих и т. п. В мае 1972 г. ВФРПС подвергся значительной реорганизации, многие отраслевые профсоюзы были закрыты. Суданский профцентр вновь стал именоваться Федерацией рабочих профсоюзов Судана (ФРПС).

На основании Акта о местных народных правительствах, принятого в ноябре 1971 г., происходили значительные изменения в структуре органов государственной власти на местах. Все население Судана было разделено по территориальному принципу на округа. В них должны были происходить на низовом уровне выборы членов первичного совета для сельских населенных пунктов, городских районов, пустынных территорий кочевий, торговых центров. Вся система местного управления представляла собой пирамиду советов (или правительств). В четырехзвенной системе, помимо первичного уровня, предусматривался уровень города или сельского района, части провинции и провинциальный уровень. Эти советы избирались соответствующими территориальными единицами из числа нижестоящих советов жроме первичного, а также из представителей, выдвинутых общественными и профессиональными организациями. На уровне Провинций в состав местных правительств могли также входить государственные и политические деятели, бывшие министры центрального правительства. К началу 1974 г. в Судане было учреждено (по крайней мере на бумаге) 3993 деревенских, 737 районных (в городах), 281 районных (в пустынной местности), 78 торговых, 15 индустриальных советов на первичном уровне; было создано 228 сельских и 90 городских советов второго уровня, 35 советов—третьего и 10 провинциальных советов [224, с. 269]. В их функцию входили прежде всего обеспечение населения продуктами питания и товарами первой необходимости по стабильным ценам, коммунальные работы, строительство госпиталей, деятельность по искоренению неграмотности и многое другое.

Параллельно с формированием структуры местного управления Нимейри занимался созданием Суданского социалистического союза. В мае 1971 г. был учрежден подготовительный комитет, который разработал «Основные правила ССС», В январе 1972 г. они были утверждены Учредительным съездом ССС, на котором были сформированы его руководящие органы. Центральный комитет, избранный участниками съезда, утвердил кандидатуру Нимейри на пост председателя ССС. По рекомендации председателя проходили частичные выборы членов политбюро (15 человек, прежде всего бывшие члены СРР) и генерального секретариата. Несколько назначений в состав этих органов произвел сам Нимейри. Генеральный секретариат возглавил Маамун Авад Абу Зейд.

В соответствии с «Основными правилами» эта организация рассматривалась не как политическая партия, а как «подлинный союз трудового народа Судана». В основу его создания бы. ли положены «принципы национального единства в условиях примирения классов». ССС создавался по территориально-производственному признаку. Его членом мог быть любой гражданин Судана не моложе 18 лет, разделяющий идеи, закрепленные в «Основных правилах ССС». Структура Союза была схожа с пирамидой местных правительств. Существовало пять уровней: первичный (территориальный), секционный (на рабочих местах), районный, провинциальный и региональный. На конференциях, проводимых раз в три года (на первичном уровне — раз в шесть месяцев), избирались соответствующие комитеты и секретариаты.

Эта структура была призвана укрепить сложившуюся авторитарную форму правления в Судане. Армия и служба безопасности цементировали уже формировавшиеся в Судане тоталитарные элементы власти. В новой политической системе ее творцы зарезервировали пост национального лидера за Нимейри, вполне подходившим на эту роль своими политическими и личными качествами. Однако Нимейри, по замыслам его ближайших сподвижников, должен был быть временной, «проходной» фигурой. Между тем они не приняли во внимание обостренное честолюбие Нимейри и его патологическую боязнь оказаться физически устраненным с политической сцены. Эта опасность, по мнению Нимейри, исходила от правой и левой оппозиции, а также от различных «центров сил» в правящей военной верхушке. Незаурядные способности Нимейри тонко чувствовать внутриполитическую конъюнктуру дали ему возможность удержаться на плаву и ие быть сметенным объективным ходом истории после двух попыток переворота (1971 и 1976).

На рубеже 1971 и 1972 гг. Нимейри приступил к обновлению своей команды. Сначала были сняты со своих постов Муавия Ибрагим, Фарук Абу Иса, Ахмед Ибрагим и другие руководители «фракции коммунистов». В 1972 г. та же участь постигла насеристов и арабских националистов. Вице-президент ДРС Би бикер Авадалла, министр финансов Мухаммед Абд альХалим министр образования Мохи ад-Дин Сабр, министр по делам молодежи Абу аль-Касим Хашим, а также наиболее близкие Нимейри члены СРР Маамун Авад Абу Зейд и Халид Хасан Аббас были выведены из состава руководства главных государственных органов. Им на смену пришли технократы — деятели, занимавшие в предшествующий период нейтральную позицию.

В состав ближайшего окружения Нимейри вошли Мансур Халид (министр иностранных дел), Джаафар Бахейт (министр по делам местных правительств), Ибрагим Монейм Мансур (министр финансов), Башир Аббади (министр коммуникаций), Абдалла Абд ар-Рахман (министр по делам административной реформы) и др. [224, с. 265]. В условиях укрепления институционных основ власти в Судане почти все эти деятели удачно вписывались в новую концепцию режима, основанную на идее народного представительства без четких привязок.

Важным этапом в политическом развитии Судана явилась принятая 12 апреля 1973 г. Народным собранием новая конституция Судана, согласно которой Судан провозглашался «демократическим социалистическим государством». В ней было записано, что государственная власть в ДРС осуществляется «союзом трудовых сил», состоящим из представителей крестьянства, интеллигенции, рабочего класса, национальной буржуазии, а также среднего и младшего офицерства и солдат. Ядром и политическим инструментом этого союза провозглашался Суданский социалистический союз. По своему государственному устройству ДРС объявлялась унитарным государством, в котором южному региону предоставлялся статус региональной автономии.

Конституция 1973 г. устанавливала в Судане президентскую форму правления. Исполнительная власть предоставлялась президенту республики, который совместно с правительством был уполномочен разрабатывать и осуществлять на практике общие принципы внутренней и внешней политики. Он формировал кабинет министров, назначал вицепрезидентов, министров и губернаторов провинций. Президент обладал правом законодательной инициативы. С одобрения парламента мог объявлять войну, вводить в стране чрезвычайное положение, заключать международные договоры, досрочно распускать парламент и назначать новые выборы.

Высшим законодательным органом ДРС объявлялось однопалатное Народное собрание, которое было призвано осуществлять контроль за деятельностью исполнительной власти. Однако президент располагал значительными властными полномочиями. Народное собрание квалифицированным большинством голосов могло лишь заставить неугодного министра подать в отставку, но только президент был в праве принять или не принять прошение об отставке. Парламент Судана не имел права корректировать политику, проводимую президентом, и мог тольт вынести тот или иной внутриполитический вопрос на всенародный референдум. Однако это разрешалось лишь в случае, если две трети членов Народного собрания поддерживали данное предложение. Президент обладал правом приостанавливать и отменять закон, принятый парламентом страны.

Первые после военного переворота 25 мая 1969 г. выборы в парламент состоялись в октябре 1972 г. После принятия конституции и нового избирательного закона (1973 г.) в апреле—мае 1974 г. прошли новые выборы в Народное собрание, в ходе которых было избрано 225 депутатов (оставшиеся 25 депутатов, были назначены президентом страны). Все кандидаты выдвигались через комитеты ССС и избирались по территориальным округам, в общественных и профессиональных организациях и на городском, субпровинциальном и провинциальном уровнях.

Институционализация политических структур Судана в середине 70-х годов привела к некоторому смещению идеологических акцентов. В руководстве государством и ССС ключевые позиции заняли националистически настроенные деятели. Популистские лозунги, которые они использовали, были не чем иным, как средством мобилизации масс на достижение поставленных целей в максимально короткий срок. Руководители ДРС выступали за особый «национальный путь» к социализму, понимая его в основном как распределение материальных благ. Они делали упор на ключевую роль армии в политической системе (по крайней мере на первом этапе революции). Они ратовали за однопартийность и сосредоточение всей полноты власти в руках национального лидера и лиц из его ближайшего окружения.

Относительная слабость национальной буржуазии и одновременно неразвитость и малочисленность рабочего класса, большой вес мелкобуржуазных слоев, а также живучесть докапиталистических укладов предопределили наличие сильного влияния в Судане националистической идеологии, облеченной в социалистическую фразеологию. В этих условиях Суданский социалистический союз был призван объединить под одним знаменем противоречивые политические интересы различных слоев населения. Социальная база ССС состояла из различных слоев крестьянства, части рабочего класса, интеллигенции, средних слоев города и деревни, мелкой буржуазии и непролетарских слоев трудящихся. Все эти социальные силы вдохновлялись призывами Нимейри и национальных демократов о построении «эгалитаристского» общества и достижения социального прогресса. Почти поголовное вовлечение взрослого населения в политик-оидеологические структуры ССС, осуществлявшееся главным образом на основе директив его руководящих органов, не только не содействовало, но нередко препятствовало самодеятельной активности трудящихся. Однако настойчивое желание суданского руководства миновать капиталистическую стадию социально-экономического развития с помощью модернизации и одновременного использования добуржуазных коллективистских структур привело к проведению ряда радикальных реформ в экономике без должной подготовки, форсированному созданию государственного сектора в отдельных отраслях, что не обошлось без бюрократических искажений во взаимоотношениях центра страны с периферией.

Пытаясь не допустить роста социальной напряженности в стране, правительство Нимейри было вынуждено постепенно прибегать к государственным дотациям на товары первой необходимости. Однако для покрытия платежного дефицита были необходимы новые иностранные инвестиции. Диверсифицируя источники финансирования, режим Нимейри столкнулся с двумя основными трудностями: явным нежеланием и боязнью иностранного частного капитала участвовать в развитии экономики Судана (из опасения радикальных мер суданского правительства), а также сдержанностью СССР и некоторых восточноевропейских государств после разгрома правительством Нимейри левых сил.

Таким образом, правящий режим оказался в крайне затруднительном положении и был вынужден пересматривать принципы своей внешней политики. Он решил эту проблему следующим образом: Нимейри стал осуществлять дифференцированный подход к отношениям с социалистическими странами, основной акцент сделав на сотрудничестве с КНР, КНДР, Румынией и Югославией. Суданское правительство сочло нецелесообразным резко свертывать сотрудничество с СССР, Болгарией, Чехословакией и другими государствами Восточной Европы. В то же время эти страны оказались не в состоянии обеспечить возросшие потребности Судана в вооружении и повой технологии. Нимейри был вынужден прибегнуть к помощи стран Запада.

С 1972 г. в стране начался процесс денационализации. В последующие годы английским банкам и компаниям были выплачены компенсации. Ранее национализированные предприятия были вновь переданы в руки суданских или иностранных владельцев. «Актом о промышленном развитии и о поощрении капиталовложений в промышленность» (1972 г.) предусматривалось предоставление привилегий иностранному частному капиталу и компенсации в случае национализации, льгот в отношении перевода прибылей и иностранного капитала. В 1973 г. был принят «Акт об организации и поощрении экономических услуг», относящийся к туризму и отраслям инфраструктуры. Три года спустя был утвержден и вступил в силу «Акт о содействии сельскохозяйственным инвестициям». После принятия в 1974 г. нового «Акта о промышленном развитии» стала осуществляться поэтапная приватизация.

Предприниматели стран Запада и аравийских монархий шли на партнерство не только с национальным частным, но и с государственным капиталом. Арабские страны — экспортеры нефти выдвинули проект превращения Судана в крупного производителя сельскохозяйственной продукции в арабском мире. Проект, разработанный экспертами Арабского фонда экономического и социального развития, был рассчитан на период с 1976 по 2000 г. Он предусматривал инвестиции в размере 6 млрд. долл. Правительство Судана обязалось взять на себя 35% всех расходов. Со значительным увеличением притока в страну инвестиций, главным образом из стран Персидского залива, от Арабского фонда экономического развития стран Африки и от Фонда сельскохозяйственного развития Лиги арабских государств, Судану удалось преодолеть некоторый спад в экономике, оживить внутренний рынок, обеспечить новые рабочие места, стабилизировать социально-политическую обстановку в стране.

Внешняя политика Нимейри претерпела значительную эволюцию. После неудавшейся попытки переворота 2—3 июля 1976 г., инспирированной при поддержке Ливии, происходило сначала выравнивание политических отношений с Западом, а затем открытый поворот в сторону США и их союзников по НАТО. Прозападный прагматизм Нимейри предопределил новые внешнеполитические приоритеты. Укреплялись отношения с аравийскими монархиями. После того как создание мертворож денной Федерации арабских республик окончательно закончилось неудачей, Нимейри более взвешенно относился к идеям различных союзов. Однако основополагающими для Судана оставались отношения с соседними государствами, и прежде всего с Египтом. 15 июля 1976 г. в Александрии Судан и Египет заключили договор о совместной обороне сроком на 25 лет, в соответствии с которым в Судане должны были находиться египетские войска численностью в 20 тыс. человек. Египет получил большие привилегии в среднем течении Нила и почти беспрепятственно контролировал использование его вод. На протяжении 70-х годов правительство Нимейри шло на уступки правонационалистическим силам преимущественно в экономических вопросах, политическую же власть режим Нимейри делить не собирался. Однако непрекращающиеся попытки государственых переворотов (с июля 1971 по конец 1976 г. было совершено восемь таких попыток) вынудили Нимейри прибегнуть к тактике умиротворения правой оппозиции и мусульманских экстремистов. Особую опасность для режима Нимейри представлял созданный в 1973 г. Национальный фронт (НФ), объединивший находившиеся под запретом партии Аль-Умма, ЮДП и организацию «Братьямусульмане“.

В связи с возникновением недовольства в обществе» особенно в армии и в среде интеллигенции, руководство страны поспешило пойти на диалог с правой оппозицией. Демократов и других представителей левого крыла оппозиции, а также мусульманских фундаменталистов власти слушать не пожелали. Провозгласив в 1977 г. курс на национальное примирение, Нимейри пытался расширить социальную базу правящего режима. Многие ведущие деятели правой оппозиции, вернувшиеся из эмиграции, были назначены на высокие посты в правительстве и ССС. Однако в результате невыполнения основных условий оппозиции относительно реорганизации социальнополитических структур в стране и отказа от поддержки кэмпдэвидских соглашений Нимейри сам скомпрометировал идею сотрудничества с лидерами традиционных партий. Основная цель курса на национальное примирение — нейтрализация оппозиции — не была достигнута.

Лицо правящего режима определяла авторитарная власть Нимейри, опиравшегося на армию, службу безопасности и другие тоталитарные структуры. Заручившись поддержкой национальной буржуазии в проведении экономических и социальных мероприятий, президент продолжал шлифовку управленческих звеньев политсистемы. В результате подбора в государственный аппарат лояльных правящему режиму исполнителей — «кадровой технократии» происходила последовательная бюрократизация режима, поступившегося ранее провозглашенными принципами в угоду сохранения режима личной власти Нимейри.

Внутриполитическая обстановка в начале 80-х годов оставалась напряженной. Усиливалась борьба за власть между правящим режимом и правой оппозицией. Диалог с представителями правых оппозиционных партий не привел к положительным результатам. Нимейри периодически прибегал к перестановкам в руководстве ССС, в Национальном народном собрании (ранее Народном собрании), центральном и региональных правительствах. Неспособность правящего военно-бюрократического режима решить насущные социальные проблемы вела к росту недовольства населения. Чтобы преодолеть кризисные явления в экономике, правительство было вынуждено прибегать к чрезвычайным мерам: созданию параллельного валютного рынка, неоднократным девальвациям суданского фунта, предоставлению дополнительных гарантий и льгот иностранному капиталу.

В стране сохранялась острая нехватка средств для осуществления проектов экономического развития. Выполняя, рекомендации МВФ, правительство Нимейри было вынуждено сократить площади под зерновыми для поощрения производства экспортных культур. Это поставило страну в еще более зависимое положение от импорта продовольствия. Промышленность Судана находилась в состоянии застоя и была загружена на 30% своей мощности. Многие промышленные предприятия бездействовали либо работали с недогрузкой по причине кризиса в энергоснабжении, недостатка средств на закупку нефтепродуктов, неразвитости инфраструктуры. Изза нехватки сырья и иностранной валюты для закупки запчастей из-за границы, утечки квалифицированных кадров (свыше 1,5 млн; человек покинули Судан в период с 1977 по 1985 г. в поисках работы), неудовлетворительного планирования и управления экономикой Нимейри был вынужден пойти на укрепление позиций иностранного частного и государственного капитала в рамках политики «открытых дверей». С 1980—1981 гг. активно продолжалась денационализация госпредприятий: в 1982 г. доля частного сектора в лромышленности достигла 62%. В мае 1983 г. была обнародована политическая программа «опоры на собственные силы», предусматривавшая стимулирование национального частного капитала.

В период с 1981 по 1984 г. катастрофическими темпами росла внешняя задолженность страны: от 4 млрд. (1981 г.) до 9 млрд. (1984 г.). В то же время в двадцатимиллионном Судане — одной из беднейших стран арабского мира — национальный доход на душу населения резко снижался. В 1979 г. он составлял 361 долл., а в 1983 г. — 229 долл. на душу населения. Кризисное положение в экономике, острая социальная напряженность,. провал политики «национального примирения» предопределили для режима Нимейри необходимость укрепления военнополитического и экономического сотрудничества с. США и другими капиталистическими странами. Активизировалась линия, направленная на развитие «особых отношений» с Египтом. Несмотря на резко негативную реакцию арабского мира на подписание кэмпдэвидских соглашений, только Судан и Оман не разорвали с Египтом дипломатические отношения. Кроме того, руководство Судана согласилось предоставить военные льготы американским силам быстрого развертывания. Суданские военнослужащие неоднократно принимали участие в американо-египетских военных маневрах.

В результате нерешенности острых социально-экономических проблем, насильственной арабизации и исламизации нилотов резко обострилась политическая обстановка на Юге. В городах и других населенных пунктах Южного Судана прошли антиправительственные выступления, вспыхнули военные мятежи в Бахраль-Газале и Верхнем Ниле. Для укрепления своих позиций хартумские власти прибегли к арестам политических противников, чисткам в армии и госаппарате, разгону ряда профсоюзов. Южно-суданцы ответили на это сплочением своих организаций. В мае 1983 г. было создано Суданское народно-освободительное движение (СНОД) во главе с бывшим полковником суданской армии Джоном Гарангом, которое сформировало к осени свои вооруженные силы — Суданскую народно-освободительную армию (СНОА).

Наибольшую опасность правящему режиму, как полагал Нимейри, представляли «Братьямусульмане» и другие группировки фундаменталистов. Желая умиротворить мусульманских экстремистов и добиться значительной финансово-экономической помощи из Саудовской Аравии и стран Персидского залива, Нимейри объявил в сентябре 1983 г. о введении исламского законодательства и замене гражданского судопроизводства шариатом на всей территории страны, включая и южные провинции Судана. Эта правительственная акция привела практически к возобновлению военных действий на Юге. С ноября 1983 г. НОАС начала боевые действия против центрального правительства. Выступая не с сепаратистскими, а с общедемократическими лозунгами, Южно-суданские повстанцы призвали Нимейри осуществить «демократические преобразования, в том числе решить национальные и региональные проблемы в рамках единого социалистического Судана». Военные действия охватили фактически всю территорию Юга. В ходе успешных боевых действий против центрального правительства СНОА удалось к началу 1985 г. захватить треть территории Южного Судана.

Обострение социально-политических проблем Судана в значительной степени было связано с притоком беженцев из соседних стран, главным образом из Уганды, Чада и Эфиопии. Зимой 1984 г. в Судане насчитывалось свыше 600 тыс. беженцев — т. е. около четверти общей численности беженцев на Африканском континенте.

Суданское руководство было поставлено в тупик нарастанием экономического и социально-политического кризиса в стране. В 1983—1985 гг. Нимейри осуществлял мероприятия по упрочению режима личной власти. Расширялся и укреплялся репрессивный аппарат: увеличилась численность полиции и служб безопасности. Призывы Нимейри к «сохранению национального единства народа перед коммунистической угрозой» резко диссонировали с ростом коррупции и непотизма в верхних эшелонах власти, нарушением законов, репрессиями в отношении левой и правой оппозиции. К концу своего пребывания у власти Нимейри контролировал обстановку в стране в основном при помощи военно-полицейских мер.

К весне 1985 г. социально-политическая обстановка в Судане обострилась до предела. Затяжной экономический кризис и полное банкротство правительственной политики в отношении Юга постоянно вынуждали Нимейри прибегать к политическому маневрированию. Возложив на некоторых «некомпетентных» министров всю полноту ответственности за провал «исправительной революции» и невыполнение многих социально-экономических программ, Нимейри в очередной раз осуществил реорганизацию правительства. 18 марта 1985 г. он сложил с себя полномочия министра обороны и главнокомандующего вооруженными силами страны, назначив своим преемником на этом посту генерал-лейтенанта Абд ар-Рахмана Сивара ад-Дагаба [265, 19.03.1985]. Были также произведены перестановки в руководящих звеньях государственного аппарата. Однако эти меры не привели к улучшению положения в стране.

Опасаясь активизации экстремистской деятельности в стране, президент Судана попытался ликвидировать потенциальную угрозу, исходившую от мусульманских фундаменталистов. В середине марта 1985 г. организация «Братьямусульмане» была обвинена в том, что ее боевики ведут работу по дестабилизации существующего режима и по подготовке к захвату власти в стране. Вслед за этим органы безопасности провели серию арестов среди активистов «Братьевмусульман».

Выполняя рекомендации Международного валютного фонда, Нимейри подписал 26 марта 1985 г. указ об отмене государственных субсидий на продовольственные товары, предметы первой необходимости и нефтепродукты. Ранее, в начале марта, ¦был девальвирован на 42% суданский фунт, что повлекло за собой повышение цен на хлеб, сахар, одежду и другие товары первой необходимости [276, 30.03.1985].

27 марта в Хартуме возникли волнения, а в последующие дни состоялись массовые манифестации протеста против режима Нимейри, в которых приняли участие десятки тысяч жителей столицы. Власти ответили жестокими репрессиями: несколько демонстрантов были убиты, около сотни — ранены, свыше 2 тыс.— арестованы. Центром антиправительственных выступлений стал Хартумский университет, закрытый властями в феврале 1985 г. На митингах, проходивших в Хартуме и Омдурмане, студенты и преподаватели Хартумского университета, рабочие, средние городские слои и мелкая буржуазия выдвигали требования о ликвидации скомпрометировавшего себя режима и восстановлении в стране парламентской демократии.

Вдохновителем и организатором антиправительственных выступлений стали профсоюзы врачей, учителей, адвокатов, инженеров, банковских служащих. Под руководством профсоюзов активность народных масс приобрела ярко выраженный политический характер. По призыву профсоюзов и других прогрессивных организаций 3 апреля 1985 г. в районе тройственной столицы началась двадцатитысячная забастовка, в которой приняли участие служащие государственных учреждений. 4 апреля в Хартуме проходила всеобщая забастовка. Была парализована вся система коммуникаций; бездействовал столичный аэропорт, оказалась прерванной телефонная и телеграфная связь.

Волна демонстраций и забастовок дала мощный импульс возрождению деятельности политических партий. В конце Марата 1985 г. отраслевые профсоюзы совместно с партиями Аль

Умма, ЮДП, СКП, Исламской социалистической партией и другими профессиональными организациями и творческими ассоциациями создали оппозиционный блок — Союз национальных сил спасения Судана (СНСС). 5 апреля руководители партий и: профсоюзов, входивших в СНСС, приняли совместную декларацию— Хартию национальных действий, отражавшую основные требования суданских демократических сил. В Хартии отмечалось, что целью СНСС после свержения диктатуры Нимейри должно стать установление национально-демократического режима на основе коллективного политического руководства, действующего в соответствии с временной конституцией 1955 г. и поправок, внесенных в нее в 1964 г., а также в духе настоящей Хартии, утвержденной СНСС. В Хартии особо подчеркивалась необходимость восстановления в стране политического плюрализма, утверждения гражданских прав и свобод. В Хартии содержалось также требование о предании суду Нимейри и сотрудничавших с ним лиц, виновных в совершении «государственных преступлений и коррупции» [120, с. 131].

Недовольство большинства населения военно-бюрократическим режимом Нимейри способствовало сплочению демократических организаций и гражданских ассоциаций. Однако это же обстоятельство дало возможность суданской армии вновь выйти на политическую арену. Группа националистически настроенных высших офицеров суданской армии во главе с недавно назначенным на пост министра обороны генерал-лейтенантом Абд ар-Рахманом Сиваром ад-Дагабом, перехватив инициативу у СНСС и других левых сил, совершила ранним утром 6 апреля 1985 г. бескровный государственный переворот. Президент Нимейри, его заместители и все члены правительства были смещены со своих постов, а Национальное народное собрание, правящая политическая организация ССС и региональные советы Юга — распущены; была также отменена конституция 1973 г. Ведущие деятели режима во главе с вице-президентом и начальником службы безопасности Омаром ат-Тайебом были помещены под домашний арест, а позднее предстали перед судом. Сам Нимейри, находившийся в момент переворота с визитом в США, избежал наказания. Ему не удалось вернуться в Судан, и он был вынужден искать политическое убежище, которое и получил в АРЕ с согласия египетского президента Хосни Мубарака.

Падение диктатуры Нимейри явилось закономерным концом антинародного режима, приведшего страну к глубокому политическому и экономическому кризису. В области внешней политики Нимейри втянул Судан в орбиту военно-стратегических планов США. В условиях возникновения революционной ситуации в стране военное командование взяло власть в свои руки, воспользовавшись слабостью оппозиционных сил. По своему размаху и глубине политическая активность различных слоев населения в апреле 1985 г. превзошла выступление в октябре 1964 г., которое привело к свержению диктатуры Аббуда.