Книги, статьи, материалы /ИСТОРИЯ СУДАНА в новое и новейшее время /Основные направления и этапы внешней политики Судана

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В АФРИКУ и не только (с русскоязычными гидами):


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2017)
Путешествие по странам Южной Африки

Группа набрана

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2017)
Акулы юга Африки

Группа набрана

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2017)
В краю вулканов и горных горилл

Группа набрана

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2017)
Забытые сокровища пустыни

Осталось 3 места

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

Осталось 6 мест

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (08.02 - 20.02.2018)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (23.02 - 09.03.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (16.05 - 29.05.2018)
Таинственная страна Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (19.06.-25.06.2018)
Сафари и рафтинг

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА (05.07 -20.07.2018)
Активное путешествие по островам

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2018)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2018)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2017)
Дикий животный мир Восточной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2018)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ (23.10 - 31.10.2018)
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 18.11 2018)
Восхождение на Рорайму


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы ИСТОРИЯ СУДАНА в новое и новейшее время Основные направления и этапы внешней политики Судана

Основные направления и этапы внешней политики Судана

Внешняя политика Судана, как и абсолютного большинства других государств Азии и Африки, добившихся национальной независимости в 50—60-е годы нынешнего века, формировалась и развивалась под определенным воздействием внутренних — экономических, политических, социальных, культурных, религиозных и иных факторов, а также под влиянием политической обстановки в регионе, на континенте и в мире в целом.

Унаследовав от колониального режима крайне отсталую структуру экономики, пестрый социальный, этнокультурный и конфессиональный состав населения, обостренную проблему национальных меньшинств на Юге страны и в Дарфуре, а также многие другие трудности, первые руководители независимого Судана оказались перед необходимостью выбора оптимальной модели социально-экономического развития.

Еще с начала 50-х годов между Республикой Судан и бывшей метрополией — Великобританией — начал складываться новый комплекс связей и взаимоотношений, охватывающий прежде всего военную и торгово-экономическую области, а также частично сферу образования и культуры. В отличие от «патерналистской опеки» Франции в отношении ее бывших колоний и протекторатов, англичане не стремились укреплять этатичные структуры Судана в период кондоминиума, а лишь слегка модернизировали традиционные институты власти по образцу и подобию других своих доминионов, широко поощряя феодально-мусульманскую элиту на административных должностях во всех звеньях управления протекторатом. Располагая прочными экономическими позициями в стране, британские правящие круги были убеждены в том, что в силу ужасающей бедности и отсталости Судан не найдет другого выхода, кроме как послушно следовать в фарватере британской политики. Поэтому в конце 50-х — начале 60-х годов правящие круги Великобритании, не теряя Судан из сферы своей внешней политики, попытались сосредоточить основные усилия прежде всего на восстановлении британского влияния в Египте и улучшении отношений с правительством Насера, а также определении будущего статуса британских колоний в Восточной Африке с учетом интересов Лондона.

Вторым существенным моментом, повлиявшим на осторожное поведение британской дипломатии в отношении Судана, была постоянная напряженность между Севером и Югом страны, чреватая возникновением вооруженного конфликта. Взвешенный подход британского правительства к развитию отношений с Суданом определялся интересами поддержания своего политического и культурного влияния в не арабских районах страны и в регионе Восточной Африки. Юг Судана, тесно связанный с историческим прошлым Кении и Уганды в этнокультурном отношении, рассматривался британским правительством с точки зрения возможностей укрепления позиций Англии на Черном континенте.

Борьба за упрочение государственного суверенитета Судана в пост-колониальный период проходила под определяющим воздействием суданского национализма, который правящая в Хартуме верхушка истолковывала как «государственные», или «национальные», интересы страны.

На формирование основных принципов и целей внешней политики Судана, равно как и внесение отдельных, часто конъюнктурных изменений в ее приоритетные направления, оказал влияние ряд объективных и субъективных факторов. Судан — самая крупная по территории африканская страна, расположенная на стыке арабского мира и Тропической Африки, имеет важное геополитическое значение. Она соседствует как с потенциально взрывоопасным регионом Африканского Рога, так и с Египтом и районом Ближнего Востока. Этим объясняется постоянная заинтересованность великих держав в установлении и поддержании тесных политических отношений с правящими режимами Судана.

В 1956 г. перед первыми суданскими правительствами стоял вполне определенный выбор: либо ориентироваться преимущественно на Великобританию и другие ведущие капиталистические государства и иметь от этого несомненные финансово-экономические выгоды, обрекая тем самым внешнюю политику на определенную пассивность, либо играть более активную роль в арабо-африканском мире и, встав на позиции «равноудаленное» от блоков, диверсифицировать сотрудничество как с капиталистическими, так и с социалистическими странами, а также с государствами «третьего мира», получая при этом более скромные материальные приобретения. В процессе выбора внешнеполитических ориентиров большую роль играл субъективный фактор — характер тех социально-политических сил, которые одерживали победу в борьбе за государственную власть. Это четко прослеживается на протяжении всего тридцатипятилетнего периода независимости от первого переходного правительства Исмаила альАзхари до военного режима Омара альБашира. На реализацию внешнеполитического курса Судана заметный отпечаток наложили взгляды и воззрения отдельных политических и государственных деятелей, находившихся у власти в Хартуме или возглавлявших внешнеполитическое ведомство в различные периоды истории независимого Судана. В условиях политической пассивности подавляющего большинства населения страны w элитарного характера государственного руководства личностный субъективизм и семей-ноклановый прагматизм, нередко проявляемые в принятии ответственных политических решений (особенно после переворотов, выборов и других изменений соотношения сил в правительстве или в правящей верхушке), приводили к резким зигзагам в суданской внешней политике.

После образования Республики Судан практически все правительства страны провозглашали антиколониальный внешнеполитический курс, основанный на принципах позитивного нейтралитета, неприсоединения к блокам, поддержки национально освободительных движений, борьбы народов против расизма и: апартеида; они стремились развивать отношения со всеми странами на основе полного равноправия, уважения суверенитета, невмешательства во внутренние дела других государств. Судан установил и поддерживает дипломатические отношения более чем с 90 странами мира. Он принимает участие в деятельности целого ряда авторитетных международных организаций: является одним из государство основателей Организации африканского’ единства, состоит членом Организации Объединенных Наций и Лиги арабских государств, участвует в работе Организации Исламская конференция (с ее основания в 1969 г). Судан неизменно выступает за единство арабских стран в борьбе за всеобъемлющее политическое урегулирование ближневосточного конфликта, вывод израильских войск со всех оккупированных в 1967 г. арабских территорий, за восстановление законных прав арабского народа Палестины, в том числе его права на самоопределение и создание независимого государства.

Историю внешней политики независимого Судана можно условно разделить на три этапа. На первом этапе, — с момента провозглашения независимости до военного переворота 1969 г.— происходило становление суданской внешней политики. Все национальные правительства, находившиеся у власти, вне зависимости от идеологических ориентиров и установок, первым делом декларировали антиколониализм и неприсоединение в качестве основных внешнеполитических приоритетов. Однако различные правительства по-своему трактовали эти концептуальные положения. Корректировка принципов внешней политики, во многом объяснялась спецификой характера политической власти в Судане и особенностями международной обстановки.

Отношения Судана с ведущими капиталистическими государствами всегда находились в числе приоритетных направлений суданской внешней политики. В период с 1956 по 1969 г. руководители Судана всячески поощряли приток в страну государственных и частных капиталовложений, которые направлялись на нужды. инфраструктуры и развитие производительной сферы. Однако, если в период правления Халиля и Аббуда страны Запада стимулировали и укрепляли в основном частное предпринимательство, то в течение второго парламентского периода акценты постепенно смещались в сторону государственного сектора. Стремление получить как можно больше займов от отдельных стран и международных организаций вынуждало суданские правящие круги принимать на себя обязательства, которые сопровождались определенными политическими условиями государств инвесторов. Из общей суммы иностранной помощи, полученной Суданом в период с 1956 по 1971 г., в 311 760 тыс. суданских фунтов на долю развитых стран Запада, а также. МВФ, МБРР и других международных финансовых организаций приходилось около 52% от общей суммы помощи [119, с. 172].

Несмотря на интенсивные внешнеэкономические связи Суда: на с ведущими капиталистическими государствами, в 50—60-е. годы он сохранял (за исключением периода правления А. Хали ля) относительную свободу от идеологических привязок к внешней политике стран Запада. Это объяснялось тем, что на суданское руководство оказывали большое воздействие процессы политической консолидации на антиколониальной основе, происходившие тогда в афро-азиатском мире (конференция в Бандунге, становление Движения неприсоединения, создание ОАЕ), а также региональный арабский фактор — во-первых, влияние насеровского Египта, с которым Судан имел родственные религиозные и культурные корни и общность исторических судеб, а во: вторых, противостояние Израилю в ближневосточном конфликте вместе с другими арабскими странами.

Моральная поддержка и материальная помощь, оказанные Судану со стороны Советского Союза, Китая, Болгарии, Чехословакии, Румынии, Югославии в период укрепления его политической независимости, нашли отражение в динамичном характере взаимоотношений, складывавшихся между Суданом и эти ;ми странами. После установления 17 марта 1956 г. советско-суданских дипломатических отношений и подписания ряда торгово-экономических соглашений СССР участвовал в строительстве на суданской территории предприятий государственного ¦сектора. В период с 1956 по 1971 г. Судан получил от СССР, КНР, СФРЮ и других стран Восточной Европы кредиты и займы на сумму 78 620 тыс. суд. ф. (25,2% от общего объема иностранной помощи), из них 36490 тыс. суд. ф. приходилось на страны — члены СЭВ [119, с. 176].

Между тем к началу второго десятилетия своей истории Судан испытывал серьезные трудности не только в области экономики, но и в функционировании государственных институтов власти. Назревал острый социально-экономический кризис, продолжалась нескончаемая борьба между лидерами цолитических партий, группировок и религиозных течений, что компрометировало многие реалистичные начинания в области внешней по. литики.

Военный переворот 25 мая 1969 г. знаменовал собой начало ;второго этапа в истории внешней политики Судана. Новые руководители ДРС заявили, что на передний план выдвигается задача «развития и укрепления отношений с социалистическими государствами и прогрессивными режимами третьего мира“» [224, с. 242]. Произошло установление дипломатических отношений с ГДР, Монголией, ДРВ и Южным Вьетнамом. В ходе визита в Москву председателя Совета руководства революцией Дж. Нимейри 21 ноября 1969 г. состоялось подписание нового соглашения об экономическом и научно-техническом сотрудничестве. Быстрыми темпами стали развиваться советско-суданские отношения в военно-технической области.

Разногласия внутри СРР и конфликт между группировкой Нимейри и руководством компартии весьма негативно отразились на состоянии отношений Судана с некоторыми социалиста государствами. Репрессии в отношении суданских коммунистов и профсоюзных активистов, последовавшие за событиями 19—22 июля 1971 г., сопровождались правительственной кампанией травли СКП и ВФРПС; в официальных речах и выступлениях Нимейри прозвучали также обвинения в адрес СССР, Болгарии и других государств. Нимейри расценил заявление ТАСС от 27 июля 1971 г., содержащее протест советского правительства против физического уничтожения лидеров СКП и профсоюзов, как одну из форм поддержки «контрреволюционной вылазки оппозиции» и как открытое вмешательство во внутренние дела Судана.

Сдержанно отнеслись к обстановке в Судане Румыния, Северная Корея, Китайская Народная Республика и Югославия. Учитывая отношение к июльским событиям, Нимейри взял курс на дифференцированный подход к социалистическим странам, свертывая развитие политических отношений с теми из них, кто осудил репрессии против СКП, и продолжая сотрудничать с государствами, воздержавшимися от комментариев на эту тему. В частности, были подписаны торговое соглашение и договор об экономическом и техническом сотрудничестве с КНР, объявлено о предоставлении Китаем Судану займа в 20 млн. ф. ст [119, с. 117],

После июльских событий 1971 г. обозначился третий этап, характеризовавшийся постепенной эволюцией внешнеполитического курса в сторону либерализации и тесного политического и экономического сотрудничества с ведущими капиталистическими государствами, а также с Египтом и нефтяными монархиями Аравийского полуострова. После принятия нескольких актов о приватизации и о гарантиях неприкосновенности иностранного капитала значительно улучшились отношения с США, ФРГ, Великобританией, Францией и Японией, Нимейри провозгласил политику «открытых дверей», активно способствуя проникновению в страну иностранного частного и государственного капитала. С конца 70-х годов значительно усилились экономические, политические и военные позиции США в Судане. На его территории были размещены американские военно-морские и военно-воздушные базы. Суданские вооруженные силы принимали участие в совместных маневрах с военными подразделениями США, Египта и Омана. В 1983 г. правительство Судана дало согласие на формирование на суданском побережье Красного моря штабных структур «сил быстрого развертывания». Судан превратился в крупнейшего в Африке после Египта получателя американской военной и экономической помощи. Стремление США привлечь Судан к созданию блока арабских режимов, поддержавших кэмпдэвидский процесс, увенчалось успехом. Произошло сближение Судана с Саудовской Аравией и государствами Персидского залива. Ориентируясь на Каир и ЭрРияд, Судан практически лишился своего влияния в Лиге арабских государств.

После свержения Нимейри внешняя политика Судана претерпела значительные изменения. Были восстановлены и подняты на более высокий уровень отношения с Ливией, Эфиопией, Ираком, Ираном, Сирией, странами Латинской Америки, а также с Советским Союзом, Кубой и государствами Восточной Европы.

Стремление переходного правительства Дафааллы и коалиционных правительств, во главе которых с 1986 по 1989 г. стоял Садык аль-Махди, развивать отношения «по всем азимутам» привело Судан к более сбалансированному и взаимовыгодному сотрудничеству со многими государствами мира. В данном случае прагматизм выступал как стремление к наибольшему соответствию внешнеполитических акций национальным интересам страны [125, с. 123]. Причем определение и толкование этих интересов принадлежало в основном ограниченному кругу лиц северо-суданского истеблишмента, входящих в новую политическую элиту и приближенную к руководству традиционных партий — Аль-Уммы, ЮДП и НИФ.

Происшедший 30 июня 1989 г. военный переворот привел к власти представителей высшего армейского эшелона и националистически настроенную среднюю буржуазию, которые поддерживали связи с «Братьями мусульманами». Глава военного режима Омар Хасан Ахмед аль-Башир выступил за незамедлительное прекращение гражданской войны на Юге. Однако он категорически отверг все ранее ратифицированные соглашения со СНОД. Он также объявил о своем намерении «укрепить армию для защиты мира». [266, 09.09.1989], В августе—сентябре 1990 г. суданская дипломатия не приняла участия в совещаниях Лиги арабских государств на уровне министров иностранных дел в связи с агрессией Ирака против Кувейта, поддержав линию иракского президента Саддама Хусейна на аннексию эмирата. Это явилось причиной ухудшения суданско-египетских отношений.