Книги, статьи, материалы /ИСТОРИЯ СУДАНА в новое и новейшее время /РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ.  Образование

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В АФРИКУ и не только (с русскоязычными гидами):


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2017)
Путешествие по странам Южной Африки

Группа набрана

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2017)
Акулы юга Африки

Группа набрана

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2017)
В краю вулканов и горных горилл

Группа набрана

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2017)
Забытые сокровища пустыни

Осталось 3 места

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

Осталось 6 мест

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (08.02 - 20.02.2018)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (23.02 - 09.03.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (16.05 - 29.05.2018)
Таинственная страна Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (19.06.-25.06.2018)
Сафари и рафтинг

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА (05.07 -20.07.2018)
Активное путешествие по островам

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2018)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2018)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2017)
Дикий животный мир Восточной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2018)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ (23.10 - 31.10.2018)
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 18.11 2018)
Восхождение на Рорайму


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы ИСТОРИЯ СУДАНА в новое и новейшее время РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ. Образование

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ. Образование

Исторические, потрясения, пережитые народом Судана в последнее двадцатилетие XIX в., гибель большей части населения,., прежде всего образованных и просто грамотных людей, привели к деградации арабской культуры и других культур Судана. Резко понизился уровень грамотности. В начале XX в. он не превышал 2%, причем подавляющее большинство грамотных проживало в областях с исламизированным населением и умело читать и писать только поарабски. В период кондоминиума уровень, грамотности повышался очень медленно: 2,5% в 1938 г., 4% в. 1942 г., 5% в 1956 г. При этом целые народы, например нуэры, оставались почти поголовно неграмотными.

В годы независимости грамотность начала быстро распространяться в северных провинциях и крайне медленно — в южных, откуда были высланы миссионеры и где почти без перерыва велись военные действия. В первое десятилетие независимости грамотных суданцев было 17,1% (почти в 3,4 раза больше, чем при кондоминиуме), но подавляющее большинство среди них составляли арабоязычные молодые мужчины и мальчики школьного возраста, тогда как народы Юга оставались в массе (90—95%) неграмотными. В последующие годы положение существенно не менялось, несмотря на кампании по ликвидации неграмотности как со стороны правительства (использовавшего для этого даже авиацию, разбрасывающую листовки), так и со стороны оппозиционных сил и повстанцев, стремившихся обучать народ грамоте для проведения более эффективной политической и идеологической пропаганды.

До 1902 г. в Судане существовали лишь традиционные коранические школы. Такой была первоначально и Омдурманская школа, основанная в 1912 г. и позднее превратившаяся сначала в медресе, затем в полную среднюю мусульманскую школу и, наконец, в Исламский университет.

В 1902 г. появилась первая современная по тому времени школа, фактически начальная, но претенциозно названная «Колледжем памяти Гордона». Лишь в 1924 г. ее программа была расширена до уровня средней школы, причем два последних класса стали специализированными; старшеклассники выбирали между профессиями землемера, техника, канцеляриста, школьного учителя или мусульманского законоучителя. В 1924 г. было также открыто медицинское училище им. Китченера, а несколько раньше — военное училище; оба они представляли собой средние учебные заведения.

Вплоть до 1931 г. отмечалось неуклонное увеличение числа учащихся во всех трех учебных заведениях, но с 1932 по 1936 г.—столь же неуклонное уменьшение (в Колледже памяти Гордона—почти вдвое); это явилось одним из проявлений колониальной реакции в Судане. Лишь с 1937 г. число учащихся вновь начало расти, но до конца второй мировой войны Колледж памяти Гордона не восстановил той численности, которая была до 1931 г. [224, с. 125].

В годы колониальной реакции средних школ не открывали, но в последние два десятилетия кондоминиума в арабо-исламской; части Англо-Египетского Судана была создана сеть школ: четырехклассных начальных, промежуточных (неполных средних) и средних; кроме того, существовали особые английские и египетские школы для детей колониальных чиновников и военнослужащих, частные школы (например, греческие, итальянские),. миссионерские христианские школы. Важное значение имели миссионерские школы на Юге (включая горы Нуба). И все же здесь масса детей (особенно среди нилотов Верхнего Нила и БахрэльГазаля) не посещали учебных заведений. Даже в «открытых районах» Среднего Судана и долины Нила, где находилась большая часть школ, лишь несколько детей из каждых ста оканчивали их.

В 1936—1940 гг. появилось шесть новых колледжей. Как и Колледж памяти Гордона и училище им. Китченера, они находились р Хартуме и в послевоенное время были формально объединены в так называемый Хартумский университетский колледж.

Среди средних учебных заведений высоким качеством преподавания в это время отличались коптская школа в Хартуме и католический Колледж им. Камбони, в котором получали образование молодые люди из Южного Судана.

Заметный сдвиг в развитии народного образования в Англо Египетском Судане произошел в годы, непосредственно пред шествовавшие независимости. В 1932 г. крупный чиновник кондоминиума и известный историк и этнограф, исследователь арабских племен Судана Дж. Мак Майкл заявил: «Образование в Судане должно ограничиться средней школой. Я сомневаюсь, „что умственные способности суданцев достаточно развиты, чтобы можно было ввести высшее образование“ [217, с. 238]. Целью введенной в стране системы образования было готовить из ме ¦ стного населения элементарно грамотных слуг, рабочих, клерков и мелких чиновников колониального управления. Но в начале 50-х годов встал вопрос о «суданизации» этого управления ;как форме его передачи в руки специально отобранных и подготовленных колонизаторами кадров из местного населения. Теперь упор делался на расширение сети среднего образования. В 1950 г. было основано еще одно среднее специальное учебное заведение, названное «Хартумским технологическим институтом». Когда в 1951 г. в Университетский колледж памяти Гордона вошло медицинское училище им. Китченера, Технологический институт сохранил самостоятельность. Программы обоих учебных заведений оставались в рамках британских колониальных колледжей с английским языком преподавания. К этому времени Омдурманская медресе уже достигла уровня средней школы. Все три стали зародышами высших учебных заведений.

Первые в Судане университеты появились вследствие назревшей в 50-х годах потребности страны в кадрах, имеющих современное высшее образование. Уже в 1955 г. по соглашению между правительствами Судана и Египта был создан Хартумский филиал Каирского университета. Его деятельность была связана с планами объединения двух стран долины Нила, ои служил одним из «инкубаторов» проегипетской части суданской интеллигенции. Эта традиция сохранилась и после преобразования филиала в самостоятельный университет.

Немногим более чем через полгода после провозглашения независимости Хартумский университетский колледж был преобразован в университет. В последующие три десятилетия он развивался, несмотря на все перемены социально-экономического и политического положения в стране. Появлялись новые факультеты, расширялись старые, росло число студентов и преподавателей. В 1970 г. Хартумский университет поглотил Исламский университет в Омдурмане (созданный в 1965 г. на базе местной медресе). Университет стал центром системы высшего образования, в которую входили вновь созданные институты и двухгодичные колледжи, в том числе Омдурманский педагогический институт. Развивалась также система средних специальных учебных заведений — коммерческих, промышленных, сельскохозяйственных, военных, полицейских и др. В 1983 г. на весь Судан было лишь 300 средних школ, из них 36 коммерческих,. 15 промышленных, 4 сельскохозяйственных.

Хартумский университет стал главным центром научной исследовательской работы в стране. И все же в этой области Судан отставал в 60—80-е годы и отстает до сих пор не только от Египта, но и от Эфиопии. В то же время суданские ученые работали по найму в Ливии, в Саудовской Аравии, в странах Персидского залива. Сюда, а также в Египет из страны уезжает большая часть специалистов различного профиля. Значительная часть преподавателей Хартумского университета и других высших учебных заведений, особенно в первые два десятилетия независимости, были иностранцами. Иностранные специалисты работали в основных областях экономики, вели геологические исследования, археологические раскопки и пр. Тем не менее тысячи различных специалистов получили высшее образование в Судане. Однако многие из них, оставшись в стране после окончания высшего учебного заведения или вернувшись на родину после учебы за границей, чаще всего превращаются здесь в чиновников.

В области образования Судан в арабском мире занимает периферийное положение. По уровню неграмотности с ним соперничает лишь Мавритания. Качество преподавания в школах, всех степеней и число учащихся средней и высшей школы на 1 тыс. жителей здесь одно из самых низких в Северной Африке, причем по сравнению с 60—70-ми годами разрыв между Суданом и другими арабскими странами значительно увеличился.

На этом фоне действительно выдающимся явлением стал расцвет изобразительного искусства, музыкальной культуры, литературы, особенно поэзии арабского Судана, завоевавших все арабскую и (в лице отдельных представителей) даже всемирную известность.