Книги, статьи, материалы /ИСТОРИЯ СУДАНА в новое и новейшее время /РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ.  Образование

СРОЧНО!!! ЖЕЛАЮЩИЕ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПУТЕШЕСТВИЯХ, А ТАК-ЖЕ ТЕ, КТО ОТПРАВЛЯЛ ПРЕДОПЛАТУ, СВЯЖИТЕСЬ ПО УКАЗАННЫМ КОНТАКТАМ!!!

ВАЖНО!!! НЕ БЕРИТЕ ДОЛЛАРЫ ВЫПУЩЕННЫЕ ДО 2009 ГОДА, ТАК КАК БУДУТ ПРОБЛЕМЫ С ИХ ОБМЕНОМ!!!

Так-же прошу обратить внимание на то, что сайт и вся информация обновляется. В том числе цены на туры будут немного изменены по мере поступления информации в связи с ситуацией с вирусом. Проверяйте актуальность статей и появления новой информации. В общем почаще заглядывайте что-бы не упустить ничего.

САЙТ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ МОЕГО БЛИЗКОГО ДРУГА, И ПРОСТО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА РОМАНА КАШИГИНА, КОТОРЫЙ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ КАМПАЛЫ 2 НОЯБРЯ 2020 г. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!

БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:


Вся Уганда за 10 дней (25.02. - 6.03.21)
Активное путешествие по Уганде за 10 дней.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2021)
Африка в миниатюре.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 01.04 - 13.04.2021)
В краю вулканов и горных горилл.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские (28.04.-15.05.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (29.07.-05.08.2021)
Великая миграция.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (15.08 - 30.08.2021)
Большое путешествие по большому острову.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (13.09.-25.09.2021)
Большое путешествие по странам ЮЖНОЙ АФРИКИ.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулканы.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ и ДР КОНГО за 12 дней (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулкан Ньирагонго.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ И ДЖИБУТИ (02.01 - 15.01.2022)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо + плавание с китовыми акулами
ТУР ПЕРЕНОСИТСЯ НА ГОД В СВЯЗИ С НАЧАВШИМИСЯ БОЕВЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ В СТРАНЕ.

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ! (с 29.12.2021 - 06.01.2022)
Лучшие парки Уганды и горные гориллы на Новый Год.


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии.

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР).

Africa Tur Справочные материалы ИСТОРИЯ СУДАНА в новое и новейшее время РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ. Образование

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ. Образование

Исторические, потрясения, пережитые народом Судана в последнее двадцатилетие XIX в., гибель большей части населения,., прежде всего образованных и просто грамотных людей, привели к деградации арабской культуры и других культур Судана. Резко понизился уровень грамотности. В начале XX в. он не превышал 2%, причем подавляющее большинство грамотных проживало в областях с исламизированным населением и умело читать и писать только поарабски. В период кондоминиума уровень, грамотности повышался очень медленно: 2,5% в 1938 г., 4% в. 1942 г., 5% в 1956 г. При этом целые народы, например нуэры, оставались почти поголовно неграмотными.

В годы независимости грамотность начала быстро распространяться в северных провинциях и крайне медленно — в южных, откуда были высланы миссионеры и где почти без перерыва велись военные действия. В первое десятилетие независимости грамотных суданцев было 17,1% (почти в 3,4 раза больше, чем при кондоминиуме), но подавляющее большинство среди них составляли арабоязычные молодые мужчины и мальчики школьного возраста, тогда как народы Юга оставались в массе (90—95%) неграмотными. В последующие годы положение существенно не менялось, несмотря на кампании по ликвидации неграмотности как со стороны правительства (использовавшего для этого даже авиацию, разбрасывающую листовки), так и со стороны оппозиционных сил и повстанцев, стремившихся обучать народ грамоте для проведения более эффективной политической и идеологической пропаганды.

До 1902 г. в Судане существовали лишь традиционные коранические школы. Такой была первоначально и Омдурманская школа, основанная в 1912 г. и позднее превратившаяся сначала в медресе, затем в полную среднюю мусульманскую школу и, наконец, в Исламский университет.

В 1902 г. появилась первая современная по тому времени школа, фактически начальная, но претенциозно названная «Колледжем памяти Гордона». Лишь в 1924 г. ее программа была расширена до уровня средней школы, причем два последних класса стали специализированными; старшеклассники выбирали между профессиями землемера, техника, канцеляриста, школьного учителя или мусульманского законоучителя. В 1924 г. было также открыто медицинское училище им. Китченера, а несколько раньше — военное училище; оба они представляли собой средние учебные заведения.

Вплоть до 1931 г. отмечалось неуклонное увеличение числа учащихся во всех трех учебных заведениях, но с 1932 по 1936 г.—столь же неуклонное уменьшение (в Колледже памяти Гордона—почти вдвое); это явилось одним из проявлений колониальной реакции в Судане. Лишь с 1937 г. число учащихся вновь начало расти, но до конца второй мировой войны Колледж памяти Гордона не восстановил той численности, которая была до 1931 г. [224, с. 125].

В годы колониальной реакции средних школ не открывали, но в последние два десятилетия кондоминиума в арабо-исламской; части Англо-Египетского Судана была создана сеть школ: четырехклассных начальных, промежуточных (неполных средних) и средних; кроме того, существовали особые английские и египетские школы для детей колониальных чиновников и военнослужащих, частные школы (например, греческие, итальянские),. миссионерские христианские школы. Важное значение имели миссионерские школы на Юге (включая горы Нуба). И все же здесь масса детей (особенно среди нилотов Верхнего Нила и БахрэльГазаля) не посещали учебных заведений. Даже в «открытых районах» Среднего Судана и долины Нила, где находилась большая часть школ, лишь несколько детей из каждых ста оканчивали их.

В 1936—1940 гг. появилось шесть новых колледжей. Как и Колледж памяти Гордона и училище им. Китченера, они находились р Хартуме и в послевоенное время были формально объединены в так называемый Хартумский университетский колледж.

Среди средних учебных заведений высоким качеством преподавания в это время отличались коптская школа в Хартуме и католический Колледж им. Камбони, в котором получали образование молодые люди из Южного Судана.

Заметный сдвиг в развитии народного образования в Англо Египетском Судане произошел в годы, непосредственно пред шествовавшие независимости. В 1932 г. крупный чиновник кондоминиума и известный историк и этнограф, исследователь арабских племен Судана Дж. Мак Майкл заявил: «Образование в Судане должно ограничиться средней школой. Я сомневаюсь, „что умственные способности суданцев достаточно развиты, чтобы можно было ввести высшее образование“ [217, с. 238]. Целью введенной в стране системы образования было готовить из ме ¦ стного населения элементарно грамотных слуг, рабочих, клерков и мелких чиновников колониального управления. Но в начале 50-х годов встал вопрос о «суданизации» этого управления ;как форме его передачи в руки специально отобранных и подготовленных колонизаторами кадров из местного населения. Теперь упор делался на расширение сети среднего образования. В 1950 г. было основано еще одно среднее специальное учебное заведение, названное «Хартумским технологическим институтом». Когда в 1951 г. в Университетский колледж памяти Гордона вошло медицинское училище им. Китченера, Технологический институт сохранил самостоятельность. Программы обоих учебных заведений оставались в рамках британских колониальных колледжей с английским языком преподавания. К этому времени Омдурманская медресе уже достигла уровня средней школы. Все три стали зародышами высших учебных заведений.

Первые в Судане университеты появились вследствие назревшей в 50-х годах потребности страны в кадрах, имеющих современное высшее образование. Уже в 1955 г. по соглашению между правительствами Судана и Египта был создан Хартумский филиал Каирского университета. Его деятельность была связана с планами объединения двух стран долины Нила, ои служил одним из «инкубаторов» проегипетской части суданской интеллигенции. Эта традиция сохранилась и после преобразования филиала в самостоятельный университет.

Немногим более чем через полгода после провозглашения независимости Хартумский университетский колледж был преобразован в университет. В последующие три десятилетия он развивался, несмотря на все перемены социально-экономического и политического положения в стране. Появлялись новые факультеты, расширялись старые, росло число студентов и преподавателей. В 1970 г. Хартумский университет поглотил Исламский университет в Омдурмане (созданный в 1965 г. на базе местной медресе). Университет стал центром системы высшего образования, в которую входили вновь созданные институты и двухгодичные колледжи, в том числе Омдурманский педагогический институт. Развивалась также система средних специальных учебных заведений — коммерческих, промышленных, сельскохозяйственных, военных, полицейских и др. В 1983 г. на весь Судан было лишь 300 средних школ, из них 36 коммерческих,. 15 промышленных, 4 сельскохозяйственных.

Хартумский университет стал главным центром научной исследовательской работы в стране. И все же в этой области Судан отставал в 60—80-е годы и отстает до сих пор не только от Египта, но и от Эфиопии. В то же время суданские ученые работали по найму в Ливии, в Саудовской Аравии, в странах Персидского залива. Сюда, а также в Египет из страны уезжает большая часть специалистов различного профиля. Значительная часть преподавателей Хартумского университета и других высших учебных заведений, особенно в первые два десятилетия независимости, были иностранцами. Иностранные специалисты работали в основных областях экономики, вели геологические исследования, археологические раскопки и пр. Тем не менее тысячи различных специалистов получили высшее образование в Судане. Однако многие из них, оставшись в стране после окончания высшего учебного заведения или вернувшись на родину после учебы за границей, чаще всего превращаются здесь в чиновников.

В области образования Судан в арабском мире занимает периферийное положение. По уровню неграмотности с ним соперничает лишь Мавритания. Качество преподавания в школах, всех степеней и число учащихся средней и высшей школы на 1 тыс. жителей здесь одно из самых низких в Северной Африке, причем по сравнению с 60—70-ми годами разрыв между Суданом и другими арабскими странами значительно увеличился.

На этом фоне действительно выдающимся явлением стал расцвет изобразительного искусства, музыкальной культуры, литературы, особенно поэзии арабского Судана, завоевавших все арабскую и (в лице отдельных представителей) даже всемирную известность.