Книги, статьи, материалы /ИСТОРИЯ СУДАНА в новое и новейшее время /Периодическая печать

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В АФРИКУ и не только :

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2017)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2017)
Знакомство с огромным островом

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2017)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2017)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2017)
Акулы юга Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2017)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2017)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО БАНГЛАДЕШ И НЕПАЛУ (11.02 - 27.02.2018)
Два азиатских тигра

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (06.03 - 20.06.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (16.05 - 29.05.2018)
Таинственная страна Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (19.06.-25.06.2018)
Сафари и рафтинг

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2018)
Большое путешествие по большому острову


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы ИСТОРИЯ СУДАНА в новое и новейшее время Периодическая печать

Периодическая печать

Первое в Судане периодическое издание появилось в марте 1899 г. в виде официального бюллетеня оккупационных властей. Газета выходила на английском языке и для англичан. В ней публиковались издаваемые властями законы, декреты, инструкции колониальным чиновникам и т. д.

В 1903 г. египтяне основали в Хартуме частную типографию и начали выпускать газету «AcСудан», или «Судан таймз», на арабском и английском языках. По сути, эта газета была дочерним изданием каирской «Аль-Мукаттам». Главными редакторами газеты и ее сотрудниками были в основном египтяне м ливанцы — до 1906 г. египетский журналист Халиль Дауд Га бит, затем, вплоть до 1925 г.— ливанец Лабиб Бутрус аль Джурейдини [83, с. 194]. Газета получала субсидии от властей, она восхваляла «цивилизаторскую» миссию Великобритании. Читательскую аудиторию составляли чиновники — сирийцы, ли ванцы, египтяне и немногочисленная в то время молодая суданская интеллигенция. По отношению к последней газета выполняла просветительские функции.

В 1908 г. с разрешения английской администрации вышел первый в Судане журнал «Маджаллят гурфат аттиджарийя» ( «Журнал торговой палаты»)—печатный орган торговой палаты в Хартуме. В следующем году Асад Ясин Массах начал издавать в Хартуме собственную газету, которая вначале носила название «Джаридат альХартум» ( «Хартумская газета»), а позднее была переименована в «Кашкуль альмассах» ( «Альбом вырезок Массаха», или «Сума тряпичника»).

Многочисленная греческая колония, имевшая в Египте 13 печатных изданий, которые, в свою очередь, распространялись и в Судане, в 1911 г. начала издавать в последнем свою еженедельную газету «Судан геральд» на английском и греческом языках. С 1913 г. стало выходить приложение к «Судан геральд» на арабском языке — «Ар-Раид асСудан», вскоре ставшее самостоятельным изданием [83, с. 58, 59]. С 1917 г. газету возглавил первый суданский редактор — Хусейн Шериф [73, с. 6]. Эта газета, выходившая до 1919 г., стала трибуной суданской публицистики.

В конце первой мировой войны в Судане развернулась антиимпериалистическая борьба. Появились легальные и нелегальные организации: первые занимались просветительской деятельностью, вторые — публиковали и распространяли в народе листовки, разоблачавшие колониальный режим, звали к борьбе за изгнание англичан из долины Нила и объединение Египта и Судана в единое независимое государство. В борьбе с антиимпериалистическим движением колонизаторы использовали и идеологическое оружие. В 1919 г. власти разрешили главе Ансарийи Абд ар-Рахману аль-Махди основать собственную газету. Новое издание называлось «Суданская культура» ( «Хадарат асСудан»), печаталась она в приобретенной анса ами типографии и защищала религиознополитические взгляды ее владельцев. Эта газета стала первым в стране периодическим изданием с отчетливо выраженной национальной позицией. В 1920 г. владельцем «Хадарата» стало правительство кондоминиума, но член секты и ближайший родственник главы секты ансаров — Хусейн аль-Халифа до самой своей смерти: в 1928 г. оставался главным редактором этого издания. Изменения коснулись периодичности газеты (теперь она стала выпускаться два раза в неделю) и состава сотрудников — к ан сарам присоединились представители Хатмийи во главе с Али альМиргани.

С 1917 г. в Хартуме начало выходить первое научное пе~ риодическое издание на английском языке — журнал «Судан ноутс энд рекордз». Оно публиковало материалы и статьи по истории, археологии и этнографии Судана.

В 1926—1931 гг. издавалась «Коммерческая газета» ( «Джа ридат аттиджара“), печатавшая не только торгово-экономические, но и многие другие материалы по самой разной тематике»

Таким образом, можно сказать, что 20-е годы стали годами создания национальной суданской прессы.

Полицейский террор и политическая реакция после подавления антибританского восстания 1924 г. в Судане продолжались до начала 30-х годов, когда британская администрация вынуждена была пойти на некоторые уступки (например, ослабить цензуру печати, расширить сеть специальных учебных заведений и т. д.). Именно к этому периоду относится усиленное развитие суданской прессы. Оживилась культурно-просветительская деятельность, возникали клубы и литературные кружки в городах. Начали выходить литературно-публицистические журналы и газеты. В 1933 г. был создан первый литературный журнал «АнНахда ассудапийя» ( «Суданское возрождение»), во главе которого встал Аббас Абу арРиша, затем в 1934 г.— «АльФаджр» ( «Рассвет») и «Мираатас-Судан» ( «Зеркало Судана»), возникновение которых связано с Мухаммедом Абдаллой Урфатом и профессором Сулейманом Кяшша. На страницах этих изданий публиковались различные статьи просветительного характера. Все они ставили своей целью пробуждение и развитие национального самосознания суданцев и носили патриотический характер.

На страницах журналов также публиковались и поэтические произведения суданских романтиков, велась дискуссия о путях развития суданской литературы. Расцветает публицистика, появляются первые опыты национальной прозы. Политическое развитие суданского общества, несмотря на реакционную политику властей, требовало политической прессы. Периодические издания становились трибуной борьбы за независимость Судана, поэтому подвергались гонениям, а некоторые были закрыты [73, с. 6].

Общественно-политическое движение способствовало созданию общенациональной легальной организации интеллигенции— Генерального конгресса выпускников (1938 г.) со штаб квартирой в Омдурмане. Конгресс издавал журнал «АльМуа тамар» ( «Конгресс»), со страниц которого велась патриотическая пропаганда для суданской молодежи.

С подъемом антиколониального движения и образованием политических партий, представлявших различные социальные группы, в Судане обострилась внутриполитическая борьба. Рупором и идейным оружием этих политических сил стала периодическая печать. В 1943 г. образовалась партия «Аль-Ашикка» ( «Братья»). Тарикат Хатмийя, поддерживающий эту партию, основал собственную газету «Саут ас-Судан» ( «Голос Судана»), которая стала печатным органом сначала партии «Аль-Ашикка», а впоследствии, с образованием в 1953 г. Национально-юнионистской партии, она влилась в арсенал печатных изданий НЮП: «Аль-Иттихад», «АльАлям», «Аль-Ашикка».

Юнионисты выступали за изгнание колонизаторов и соединение двух стран Нила.

Ансарийя и партия Аль-Умма тоже издавали свою газету «Ан-Нил» и официальный орган партии — газету «Аль-Умма» ( «Нация»). Печатные органы Аль-Уммы защищали интересы крупных феодалов, разжигали религиозный фанатизм и нетерпимость, поддерживали колониальный режим, нанося тем самым большой урон национально-освободительному движению.

Наряду с изданиями политических партий, профсоюзов, общественных организаций появились частные издания отдельных лиц — так называемая свободная пресса. Так, «независимая газета» «АсСайха» поддерживала ансаров и Аль-Умму.

На Юге, отделенном языковым и расовым барьерами, циркулировали газеты, издаваемые христианскими миссиями на английском языке: «Точ», «Мессинджер» и «Миссионер». Газеты имели религиозное направление, пропагандировали христианство, но преследовали и политические задачи: восхваляли европейскую культуру, примиряли верующих с колониальным режимом и разжигали ненависть негритянского населения Юга к арабам-северосуданцам.

Суданская компартия имела достаточно большой и влиятельный арсенал печатных изданий, сочетая в своей издательской практике принципы легальной и нелегальной работы: в 1947 г. ЦК СДНО начал издавать журнал «АльКадир» ( «Кадры»), освещавший в основном внутрипартийную деятельность, с 1950 г. стала издаваться подпольная нелегальная газета коммунистов «Аль-Лива альахмар» ( «Красное знамя»), которая перепечатывалась и распространялась в провинциях; в 1952 г. выходит теоретический и политический журнал «Аль Уай» ( «Сознание»). Коммунисты также использовали легальные органы печати юнионистов и «свободную прессу» — две частные газеты «АсСараха» и «Аль-Джихад».

В 1954 г. стал издаваться центральный печатный орган СДНО — газета «Аль-Майдан» ( «Форум»). Всеобщая федерация рабочих профсоюзов выпускает свою газету «Ат-Талиа» ( «Авангард»), а Союз женщин Судана — «Саут аль-Мара» ( «Голос женщины»). Прогрессивная печать сыграла немалую роль в росте политического сознания народных масс, активизации антиколониального движения. Печатным органом созданного в 1953 г. антиимпериалистического фронта стала газета «Ас-Сараха» ( «Откровенность»). Она опубликовала программу фронта: немедленный вывод иностранных войск из Судана, независимость родины и неучастие Судана в военных. блоках [73, с. 16.].

Всего накануне переворота Аббуда в Судане выходило 12 ежедневных, 9 еженедельных газет, а также 4 ежемесячных журнала.

При Аббуде были запрещены все газеты, кроме двух и еще одной, специально им основанной как официоз.

После свержения диктатуры Аббуда в 1964 г. наступил период нового кратковременного расцвета суданской прессы. В это время издавалось не менее 15 газет и журналов, в основном на арабском языке. Но в 1969 г. Нимейри вновь закрыл большинство газет, другие были переданы под контроль правительства, армии, министерств информации и по делам Юга, Хартумского университета и пр. Но, несмотря на упадок политической прессы, именно в это время появились новые специальные журналы: философский, историко-археологический ( «Куш»), медицинский, сельскохозяйственный.

В 70—80-е годы продолжала существовать газета «Аль Майдан», которая помещала на своих страницах различные материалы — от политических статей до новостей культуры и искусства. Выходили еженедельная «АльАям» ( «Дни»), «Ас Сияса» ( «Политика»), с 1978 г. специальный журнал по вопросам культуры «Маджаллят ассахафа ассуданийя» ( «Суданская культура»). Его главный редактор — Ахмед Исмаил Шей лаб.

В целом суданская пресса адекватно отражает реалии времени, современную жизнь Судана во всех ее проявлениях.

1 Кроме того, персидскую поэзию пропагандировал иранский купец Ахмед Хашим Багдади, живший в Судане в 1900—1933 гг.
2 В ноябре 1987 г. газета «Аль-Майдан» поместила большую статью о жизни и творчестве Мухаммеда альФейтури, во время правления Нимейри находившегося в эмиграции. Его возвращению в Хартум был посвящен вечер, устроенный Союзом суданских писателей и транслировавшийся по телевидению.
3 Так называемых «хауаджа»— дословно «чужеземцев».
4 Большим авторитетом среди музыкантов пользовался в то время Аднан Мухаммед Абдалла Аднан, служивший дирижером суданских групп египетского военного оркестра в конце 80-х — начале 90-х годов.
5 Приобретение фортепиано, скрипки и др. семьями суданской элиты было скорее данью внешнему престижу, нежели вызвано реальными культурными запросами.
6 Наиболее известен среди них Ахмед Вад Башум из Кабочии, воспитавший на рубеже XIX в. выдающихся поэтов и певцов, в том числе Мухаммеда Вад альФаки и др.
7 Так, например, как отмечают суданские музыканты, метро-ритмический рисунок награзан, впоследствии активно используемый ведущими певцами Судана, был введен шейхом Мурджаном в рамках зикровой практики в турецкий и махдистский периоды.
8 Наиболее характерным признаком аттанбора является специфическое гортанное пение без слов, соединяющее куплеты и песни и сопровождаемое ритмизированными хлопками ладоней и притопыванием. По мнению аль-Фати ха атТахира Диаба, данное горловое звукоизвлечение возникло в подражание голосам животных (например, верблюда).
9 Дословно — «два бейта»; в этом стиле чисто мужского сольного пения без сопровождения, где важнейшую роль играла поэтическая сторона, исполнялось в начале XX в. большинство обрядовых песен.
10 Введение этого нового музыкально-поэтического жанра приписывается выдающемуся поэту и музыканту Мухаммеду Вад альФаки (1880—1964).
11 Музыковед и композитор альФатих атТахир Диаб называет его «Первой артистической школой».
12 Так, например, на мелодию песни Серора «Я твой раб навеки» (была невероятно популярна в 1920-е годы) в дальнейшем различными поэтами было написано 12 текстов, исполняемых разными певцами.
13 В те времена специальные музыкальные концерты еще были редкостью; в основном певцы и инструменталисты выступали на обрядах. С 1932 г. у них появилась первая небольшая сценическая площадка в любительском театре Саддыка Фарида в колледже Хартума.
14 Фирмы грамзаписи, функционировавшие в Египте, часто финансировали приезд суданских певцов в Каир или Александрию для записи на грампластинки.
15 Он умер, будучи совсем молодым.
16 Особой популярностью пользовалась его песня «Азза»; ее знают и сегодня.
17 Песни аттумтум впервые появились в г. Кости (200 км от Хартума); с середины 1980-х годов распространились в тройственной столице, а затем и по всей стране.
18 При этом певицы не снимали специального покрывала, закрывающего волосы и половину лица; исключение делалось только для женщин легкого поведения.
19 Он был автором и исполнителем большинства песенгимнов основанного в 1938 г. Конгресса выпускников — организации суданской революционно настроенной интеллигенции, боровшейся за независимость и национальное объединение Судана.
20 Концерты организовывались даже в суданских воинских частях в Северной и Восточной Африке в годы второй мировой войны.
21 Получил известность далеко за пределами Судана. После июльского революционного движения 1971 г. был арестован и заключен в тюрьму на полтора года. Изза политических разногласий с режимом Нимейри был вынужден в течение ряда лет проживать за границей.
22 Термин аль-Фатиха ат-Тахира Диаба.
23 Таким образом, в известной мере понятие «мусикар» в суданской музыкальной культуре можно соотнести по значению с термином «композитор», как оно применяется на Западе.
21 Роль театра в развитии музыкального искусства Судана была значительно более скромной по сравнению, например, с тем же Египтом или Ливаном.
25 Один из немногих суданских певцов, имевших успех в Европе и США; в Судане не пользуется широкой популярностью.