Книги, статьи, материалы /История Сьерра-Леоне в новое и новейшее время. /ОТ «ПРОВИНЦИИ СВОБОДЫ» ДО ПРОТЕКТОРАТА (1787—1896). Этнический состав населения

!!!------ОБЪЯВЛЕНИЕ------!!!

ТУР ОПЕРАТОР АФРИКА-ТУР ОБЪЯВЛЯЕТ О ПОЛНОМ ВОССТАНОВЛЕНИИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ c 10 Февраля 2021г.**

Сайт и вся информация продолжает обновляться. В том числе цены на туры будут немного изменены по мере поступления информации в связи с ситуацией с вирусом. Проверяйте актуальность статей и появления новой информации. В общем почаще заглядывайте что-бы не упустить ничего. Туры, которые подвергаются небольшим корректировкам отмечены как "!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!!". Это означает, что в течении нескольких дней они будут изменены окончательно, о чем даст знать подпись "----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----".







САЙТ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ МОЕГО БЛИЗКОГО ДРУГА, И ПРОСТО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА РОМАНА КАШИГИНА, КОТОРЫЙ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ КАМПАЛЫ 2 НОЯБРЯ 2020 г. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!









!!!---ВАЖНО---!!! НЕ БЕРИТЕ ДОЛЛАРЫ ВЫПУЩЕННЫЕ ДО 2009 ГОДА, ТАК КАК БУДУТ ПРОБЛЕМЫ С ИХ ОБМЕНОМ!!!


БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:

ВСЯ УГАНДА ЗА 10 ДНЕЙ (04 Апреля - 13 Апреля)
Активное путешествие по Уганде с посещением горных горилл за 10 дней.

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на Майские праздники (28.04.-15.05.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- САФАРИ ПО ТАНЗАНИИ С ОТДЫХОМ НА ЗАНЗИБАРЕ (29 Июля - 08 Августа 2021)
Великая миграция и отдых на побережье океана.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (13 Сентября - 25 Сентября 2021 г), а так-же дополнительно ЮАР - ЛЕСОТО - СВАЗИЛЕНД
Большое путешествие по странам ЮЖНОЙ АФРИКИ.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ и ДР КОНГО за 12 дней (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулкан Ньирагонго.

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ! (с 29.12.2021 - 12.01.2022)
Лучшие парки Уганды и горные гориллы на Новый Год.


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время):

ВОСХОЖДЕНИЯ НА ВЕРШИНЫ: КИЛИМАНДЖАРО, ПИК МАРГАРЕТ, ВУЛКАН НЬИРАГОНГО И ДРУГИЕ.

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по этим странам Африки - Намибия, Ботсвана, Танзания, Уганда, Кения, Руанда, ЮАР, Замбия, Зимбабве, Бурунди, Камерун, Эфиопия.

-------------------------------------------------
** К СОЖАЛЕНИЮ НАЙТИ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ С ОЛИВЕР НАМБУЯ ВЛАДЕЮЩЕЙ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР (НЫНЕ НЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПО ЦЕЛОМУ РЯДУ ПРИЧИН) НЕ УДАЛОСЬ. В СВЯЗИ С ЭТИМ АФРИКА-ТУР НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЗЯТЫХ НА СЕБЯ РАННЕЕ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР, А ТАКЖЕ НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОПЛАЧЕННЫЕ НА ИМЯ ОЛИВЕР НАМБУЯ И МАРАБУ-ТУР ПРЕДОПЛАТЫ ЗА ТУРЫ И ПУТЕШЕСТВИЯ. НО МЫ ГОТОВЫ ПОЙТИ НА ВСТРЕЧУ И СДЕЛАТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ, ЧТОБЫ ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ВАМИ ПУТЕШЕСТВИЯ СОСТОЯЛИСЬ, И ПРЕДОСТАВИТЬ КАКИЕ-ТО СКИДКИ ТЕМ, КТО ПОТЕРЯЛ ДЕНЬГИ.
-------------------------------------------------
Мы уже потеряли часть клиентов, которые оказались жертвами недобросовестности Оливер Намбуя и ее младшей сестры Риты. Реорганизация заняла очень много времени, так как мы столкнулись со всяческими попытками помешать продолжать деятельность, но уже завершена. Мы будем продолжать водить группы тем же образом, как это осуществлялось раннее, но уже в другом составе.
-------------------------------------------------
Africa Tur Справочные материалы История Сьерра-Леоне в новое и новейшее время. ОТ «ПРОВИНЦИИ СВОБОДЫ» ДО ПРОТЕКТОРАТА (1787—1896). Этнический состав населения

ОТ «ПРОВИНЦИИ СВОБОДЫ» ДО ПРОТЕКТОРАТА (1787—1896). Этнический состав населения

Гористый полуостров Сьерра-Леоне глубоко вдается в Атлантический океан, и португальцы, плывя в XV в. вдоль побережья Африки, легко его обнаружили. Они дали ему имя «Львиной горы» — «Сьерра-Леоне».

Сьерра-Леоне населяют многие народы. Темне и булом, менде и локо, ваи и коно поселились в ней много столетий назад.

Вплоть до XIX в. прибрежная равнина страны была покрыта густым лесом. С востока ее ограждали горы. Многочисленные реки неудобны для судоходства, так как отличаются быстрым течением, разделены порогами и водопадами. Особенности рельефа страны довольно надежно укрывали ее обитателей от вторжения извне. Поэтому даже великие империи Западной Африки — Гана и Мали — не сумели преодолеть эти преграды.

Но полностью избежать чужеземных завоеваний народам Сьерра-Леоне не удалось. Наиболее ощутимое давление они испытали со стороны соседних исламизированных народов, вторгшихся в Сьерра-Леоне в XVII в. В 1725 г. фула и мандинго развязали священную войну против своих соседей, обращая их в мусульманство. К концу XVIII в. возникло мусульманское государство Фута-Джаллон. Вытесненные мусульманами сусу и ялунка двинулись в устья северных рек, покорили темне и бага. Новопришельцы принесли с собой ислам.

Но в целом население Сьерра-Леоне не испытало серьезного внешнего воздействия. Ее лесные народы жили каждый своею собственной жизнью, мало общаясь друг с другом. Они выращивали рис, охотились, рыбачили, изготавливали гончарные изделия, циновки. У них сложилась определенная специализация. Например, булом искусно вырезали поделки из слоновой кости, фула и сусу, расселившиеся в предгорьях на северо-востоке, умели обрабатывать железо и обменивали его на соль у прибрежных народов.

При простоте хозяйственной жизни эти народы обладали собственной культурой, языками, религией, обычаями и обрядами.

Крупнейший этнос Сьерра-Леоне — более трети всего населения менде. За ним идут тем не-менее трети (вместе — всех жителей). Среди менде живут кисси, галлина, гола, мандинго, фула, лимба.

Термин «менде» появился недавно. Не исключено, что ого придумали европейцы. Первое упоминание менде относится к 1834 г. До этого фигурировало название «народ коса». Менде отличаются от остальных народностей Сьерра- Леоне воинственностью. Они высоко чтут боевые доблести, и не случайно в их легендах много места отводится родоначальнику— «великому воину» и выдающимся вождям Ндане и Каи Лундо, основавшим союз племен Луава. Считают, что менде в Сьерра-Леоне и Гвинее — общего происхождения и что в Сьерра-Леоне они пришли около 400 лет назад небольшими группами охотников.

Видимо, в XIV в. из Западного Судана в Сьерра-Леоне переселились темне. Они двигались по берегам рек и обосновались к северу и северо-западу от земель менде, натолкнувшись на сопротивление последних. В XVIII в. темне сражались с коранко в районах Колмфа и Мамунта. В начале XIX в. темне в районе Рокела были потеснены локо под началом Гумбу Смарта. В свою очередь, к началу 40-х годов локо попали под власть сусу (район Порт-Локо). У темне бытует легенда о великом воине Баи Фарма, пришедшем с востока. Своих врагов он обратил в рабство. Это были лимба, локо, бака. Он захватил Порт-Локо. Потом он обратил в бегство марунов [223, с. 26, 27, 72, 73].

Темне вместе с фульбе, лимба, булом, киси относятся к народам, говорящим на западно-атлантических языках.

Поскольку менде и темне — самые крупные народности Сьерра-Леоне и поскольку их культуру разделяют многие соседи, на их примере можно составить представление об образе жизни и культуре всего коренного населения страны.

Образ жизни и культура менде

Менде вместе с ваи, дьялонке, сусу и др. относятся к группе народов менде. Этнически менде неоднородны. Среди них различают два расовых типа. Их культура также свидетельствует о том, что они смешались с другими народами У разных подразделений менде разные диалекты, они придерживаются и патрилинейного и матрилинейного отсчета родства. Усматривают антропологическую близость между менде и мандинго.

Менде делятся на три отчетливые группы. Есть кпааменде (на западе страны). Их около 20% всех менде. В центре расселения менде живут севаменде (45%), на востоке — аппер-менде (35%).

Менде живут в небольших деревнях. 200 домов — это уже «город». Жилище возводится из плетеных прутьев, на которые наносится слой глины. Крыша — из пальмовых листьев. Дома — круглые или прямоугольные. В них 2—3 комнаты и веранда. Около поселения сохраняется участок леса, где действуют тайные общества «Поро» и «Санде» (для женщин). Дома размещены беспорядочно, близко один от другого. Основные занятия менде — рисосеяние, сбор плодов пальмы. Выращиваются также какао, хмель, земляные орехи. Развито ремесло. Мужчины — это ткачи, кузнецы, гончары, рыбаки, женщины пряли пряжу. Отличительный признак менде — надрезы (два-три) в верхней части щек, они нано-сятся при обряде инициации.

Основа социальной организации у менде — семейный компаунд, или большая семья, где живут родители, их дети и внуки. Поскольку у мужчин бывало несколько жен и поскольку вместе с близкими родственниками могли жить дальние, в таком компаунде иногда насчитывалось более 100 человек. Все трудились под присмотром старшей жены главы семейства. В компаунде несколько домов, размещенных вокруг общего двора: дом главы семьи, младших жен, дома для мужчин и работников, дома для пожилых женщин. В период сельскохозяйственных работ пищу готовили сообща под присмотром старшей жены, в остальное время каждая женщина варила для своей семьи. Работами в поле руководил глава большой семьи. Большие семьи объединялись в кланы.

В обществе менде были две главные категории людей: свободные и рабы. Но границы между ними были достаточно подвижны. Свободные члены семьи — братья, сыновья и дочери хозяина. Мужчины присматривали за рабами, женщины пряли пряжу. Глава семьи контролировал все их действия. Старшим мужчинам иногда разрешалось заводить собственное хозяйство. Вся собственность юноши считалась принадлежащей отцу. Его называли также «рабом» дяди, брата матери. В каких-то отношениях статус юношей и девушек, жен главы семьи мало чем отличался от положения рабов. Однако они имели право на обще-семейную собственность, включая землю, и не могли быть проданы в рабство. С возрастом их положение улучшалось, в частности повышался авторитет умелых воинов, удачливых торговцев. Но если свободный человек становился пленником, он превращался в раба.

До прихода англичан в XVII—XVIII вв. сельское хозяйство у менде играло подчиненную роль. Главным были войны для захвата рабов. Взятие селения означало, что его жители становились рабами и лишались земли. Ее могли передать в награду воинам или забросить.

Рабы у менде стали символом богатства. Они служили своеобразными деньгами при расчетах по сделкам. Они обменивались на все товары, особенно соль, которая доставлялась с морского побережья. На труде рабов держалось сельское хозяйство. Рабы не только обрабатывали рисовые поля господина, им выделялся также участок, урожай с которого шел на их собственные нужды. Расселяли их около обрабатываемых земель. В результате возникали селения одних рабов. Рабы считались членами хозяйства господина. Выполнив обязанности перед господином, они могли работать на себя. Поэтому бывало, что раб имел, в свою очередь, собственного раба или вступал в брак с членами семьи своего вла-дельца.

Если рабыня становилась наложницей свободного человека, она считалась свободной и рассматривалась как его жена. За нее выплачивался свадебный выкуп ее родителям. Если у раба появлялась личная собственность, он мог стать свободным, но все нажитое им переходило к господину, включая землю, им обрабатываемую.

У менде сложилась иерархия вождей: верховный вождь, его заместитель-глашатай, вождь племени, вожди поселений, старейшины. Власть вождей была наследственной. При каждом вожде действовал совет.

Функции вождей были многообразны. Споры в селениях разрешали старейшины. Более серьезные конфликты разбирали вожди. Иногда они устраивали традиционный суд, допрашивая свидетелей, истца и обвиняемого, выслушивая мнение старейшин. Последних как истцу, так и ответчику было принято задабривать вином, подарками.

Вождь — это верховный собственник земли племени, поэтому к нему нередко обращаются как к «человеку земли» или «владельцу земли». Но фактически собственниками земли считаются основатели поселения. Их называют «большие люди». Земля передается по наследству, но абсолютной собственности нет. Поэтому земля не может уйти за пределы семьи. Вождь считается распределителем всех земель племени. Широкими правами располагают «большие люди». Они могут использовать свои земли по собственному усмотрению: строить на них дома, сажать деревья, охотиться, ловить рыбу, временно с согласия вождя передавать свои права любому лицу. После кончины владельца первыми наследниками считаются братья, затем сыновья, после них — дочери. Основной наследник — старший брат. Нели нет братьев, а собственные дети малы, земля передается племяннику (сыну сестры). Но после его смерти она возвращается наследникам первого владельца. Право сыновей выше права дочерей. Дети не могут стать наследниками до совершеннолетия. Ведущий наследник среди них — старший сын. Если бы не было таких жестких правил, то в условиях полигамии, когда число детей превышает 20—25, раздел земли между всеми привел бы к полной дробности. Поэтому действует строгое правило — наследник один, но остальные члены семьи сохраняют определенные права на землю, дома, посаженные деревья. Тот, кто наследовал землю, возглавлял родственную группу.

Земля определяла социальный статус семьи, клана, племени. Чем ее больше, тем больше так называемых арендаторов, тем выше авторитет владельца, тем весомее его слово в местной политике. Потеря земли лишала всего этого. К тому же земля — это место, где захоронены предки, где, по представлению африканцев, они продолжали жить в собственном мире, вступая в контакты с живущими в этом. Таким образом, земля — это надежная связь между прошлыми, нынешними и будущими поколениями. Земля сплачивала семью, клан, племя. Поэтому общее правило в Западной Африке— земля неотчуждаема.

Чужак, чтобы получить землю, обязан был сделать подарок вождю. Обретя землю, он считался временным арендатором и вассалом ее владельца. Чем дольше он ее обрабатывал, тем убедительнее было его право на нее. Воинам земля доставалась за боевые заслуги. Земли, расчищенные рабами, рассматривались как собственность их владельца. Тот, кто осваивал земли, считался ее собственником до кончины, а потом она переходила к его наследникам. Распределение земли и выделение новых участков обычно осуществлялись перед началом сельскохозяйственных работ.

Основная сельскохозяйственная культура менде — рис. Он служил повседневной их пищей. Ели два раза в день — в полдень и вечером. На едока приходилось до бушеля (мешок объемом 36,3 литра) риса в месяц. Риса не хватало. Поэтому июль и август называли «сезоном голода», когда рис заменяли ямсом и кассавой. Рис выращивали преимущественно на неполивных землях. И хотя поливной рис приносил значительно более высокие урожаи, но был непопулярен, ибо его надо обрабатывать, погружаясь в воду до колен. Бытовало также мнение, что поливной рис не такой вкусный, как суходольный.

Рису посвящено множество обрядов. Культ риса — в песнях, танцах, бытовых привычках. Чем лучше менде выращивал рис, тем выше его социальный престиж, тем легче ему иступить в брак.

Менде активно торговали. Основными товарами были зерно, масло, скот, соль и, конечно, рабы. Торговля этими и другими товарами носила местный характер и была меновой.

Скот и соль перевозили по определенным дорогам, выплачивая установленные племенем пошлины. Чтобы пересечь всю страну менде, с Енгемы на северо-востоке до Сумбуи па юго-западе, уходил целый месяц. При торговых операциях мерилом стоимости наряду с рабами были местные одежды, слитки железа. За раба давали 3—6 коров, т. е. около

Менде — воины

Полагают, что до прихода европейцев в XV в. менде вели мирный образ жизни охотников, рыболовов, земледельцев. Навыки к войне в их среде стали культивироваться после нашествия других народов с севера в сравнительно недавнюю эпоху. Постоянные войны коренным образом изменили образ жизни менде. Поселения стали напоминать крепости. Чтобы избежать неожиданной атаки, вокруг селения возводились деревянные ограды, дороги прокладывались узкие, рассчитанные на движение только одного человека. Через ворота мог пройти также лишь один путник. Дома строились компактно, чтобы затруднить действия воинов противника. Вокруг поселения сооружались три кольца оград: третья, так называемая внешняя, не охранялась, но идущие за ней две имели постоянный караул воинов. У каждого поста около дороги и ограды было караульное помещение, где ночью находилось четыре воина.

В центре поселения размещались вождь и его дружина воинов. Последние действовали почти как наемники. Вождь делился с ними добычей, главным образом рабами, захваченными во время набегов на соседей. Чем успешнее воевал вождь, тем больше воинов сходились к нему в дружину. Удачливые вожди подчиняли силой соседей. Постепенно возникли конфедерации во главе с верховным вождем. Вожди выплачивали регулярно дань этому владыке. Он же выступал в роли арбитра при разрешении местных споров. Возникновению таких союзов содействовало тайное общество «Поро».

В условиях непрерывных войн у менде стала высоко цениться военная доблесть. Юношей тщательно обучали ратному делу. Сложилась целая наука о войне. Поскольку менде сражались в густом лесу, где редко бывали схватки в открытую, ценилось умение передвигаться скрытно, устраивать засады. Перед атакой на противника менде высылали к его селениям разведчиков. По их данным вырабатывался план рейда. Среди воинов была специализация: штурмующий, поддерживающий лестницы, совершающий прыжок вниз и т. п. Эти бойцы вели за собой остальных. Поскольку нападения чаще всего происходили в темноте, определялся пароль и отзыв. Вождь обычно в битве не участвовал. Сражались мечами и копьями.

Добычу делил вождь: из каждых четырех пленников два доставались ему, один — главному воину, один — тому, кто захватил эту группу.

Темне

Ученые считают, что темне пришли в Сьерра-Леоне в конце XIV—начале XV в. из района Фута-Джаллон (в современной Гвинее). Их движение в восточном и юго-восточном направлении было приостановлено племенами менде лишь в конце XVIII в.

В начале XVI в. темне закрепились во внутренних районах полуострова Сьерра-Леоне, в прибрежных жили булом. В том же столетии они испытали давление со стороны мигрирующих менде и шедших у них в авангарде локо, но сумели остановить их.

Между 1540 и 1550 гг. на земли темне вторглись говорящие на менде племена и к 1560 г. подчинили их. Пришельцы были выходцами из империи Мали и проникли в Сьерра- Леоне через Гану. Они воевали совместно с ваи, коно и кру. Покоренные племена они разделили на четыре государства. В XVIII в. началось вторжение фула и мандинка на земли темне с севера. Они подчинили себе не только темне, но и их соседей — булом и менде.

Подвергаясь таким серьезным потрясениям, темне проявили высокую жизнестойкость. Они ассимилировали всех завоевателей и сохранили самобытность. Кроме того, они установили тесные и дружественные отношения с автохтонным населением и перемешались с ним.

В итоге этих этнических передвижек к концу XVIII в. темне расселились на севере и северо-западе современной Сьерра-Леоне, установили контроль над устьями рек на этих землях и, как следствие, над торговлей в прибрежных районах.

По своему языку темне близки булом, крим, шербро,. мандума, бага. Темне проявили себя как умелые земледельцы. Они выращивали поливной и суходольный рис, разводили скот — коз, овец и даже коров. Устная традиция темне >ходит в глубь веков и повествует о происхождении кланов, их основателях, войнах, которые они вели.

Темне живут в селениях, вокруг которых размещены их сельскохозяйственные и охотничьи угодья. Жители селения обычно образуют клан. Несколько кланов составляют племя во главе с вождем. Связи между кланами и племенами скрепляет тайное общество. У темне возникали довольно крупные объединения, которые можно условно назвать протогосударственными образованиями. Вождь темне избирался из числа членов так называемого королевского клана. При нем был совет из старейшин кланов. Во главе деревни стоял старейшина, выбираемый из числа самых уважаемых представителей ведущей семьи в селении. В районе Порт-Локо вождя называли «обаи». Женщина у темне, в отличие от менде, не может быть вождем. Должность вождя была пожизненной. Он имел определенную долю в урожае, охотничьей добыче, торговле. После смерти вождя старейшины собирались в укромном месте, намечали его преемника и лишь потом объявляли о смерти правителя. Проходившие выборы были уже простой формальностью.

Вожди находились в вассальной зависимости от верховного вождя. Сила и влияние последнего определялись во многом удачливостью его военной дружины и подчинявшегося ему военного вождя. У темне он назывался «анкуругба». Это был профессиональный воин с большим боевым опытом. Он не только руководил боевыми операциями, но и сам подбирал воинов, обеспечивал их оружием и пищей. Он же назначал бывалых воинов для обучения юношей. Во время учебы те обязаны были трудиться на своего наставника. Воины имели внешние отличия от соплеменников — они носили красные рубашки и шапки.

Авторитет военного вождя был весьма высоким, и, если ему сопутствовала удача в сражениях, он мог со временем и сам стать верховным вождем.

В тактические приемы воинов-темне входили засады, окружение и рукопашный бой. Если, скажем, булом широко использовали для переброски воинов большие пироги, то темне предпочитали действовать на суше. К пирогам они прибегали крайне редко.

С приходом европейцев темне включились в торговлю, а затем и в работорговлю. В эпоху работорговли на землях темне возникали на короткое время протогосударственные образования, такие, как Митомбо, но быстро распадались под ударами пришельцев с севера. Тем не менее тенденция к централизации сохранялась. Ее усиливала деятельность общества «Поро», возникшего в XVII в., а возможно, и раньше. Существует мнение, что общество «Поро» темне позаимствовали у своих соседей булом, шербро или менде.

Уже отмечалось удачное географическое расположение территории расселения темне, благодаря чему они контролировали торговлю между приморскими районами, Фута-Джал- лоном и Верхним Нигером. К Фритауну через их селения тянулись караваны не только из Канкана и Тимбо, но из Бамако, Сегу и Томбукту с грузом золота, слоновой кости и другими товарами. Фритаунская бухта издавна была крупнейшим естественным портом Западной Африки. Еще со времен португальцев из приморских районов везли соль и слоновую кость, а из хинтерленда— железо, золото, перец, красное дерево и, конечно, рабов. В эту торговлю активно включились темне. Их основным товаром были рабы. Они же облагали пошлиной торговые караваны.

В середине XVIII в. темне стали испытывать влияние ислама, что привело к определенным переменам в их традиционных институтах. Проводниками ислама в среде темне были сусу.

Тайное общество «Поро»

Огромную роль в жизни коренного населения Сьерра- Леоне играло тайное общество «Поро». Оно контролировало и направляло все стороны жизни — и социальную, и религиозную. Оно было арбитром в спорах между вождями, и его решение выполнялось беспрекословно. Оно было религиозной, идеологической основой власти. Обычно вождь и общество действовали заодно. Без согласия «Поро» нельзя было получить никакой должности. Общество выполняло функции учебные, политические, экономические и медицинские. Оно осуществляло социальную подготовку членов племени, контролировало политические и экономические дела, оказывало медицинскую помощь, организовывало отдых и развлечения.

Происхождение тайного общества «Поро» не совсем ясно. Схожие организации были практически у всех народов Западной Африки. В Сьерра-Леоне расцвет его деятельности пришелся на эпоху работорговли и непрерывных войн за невольников. Общество внушило африканцам, что его члены поддерживают постоянную связь с могущественными духами, маски которых время от времени появляются в селении. Главного духа величают Гбени, другие духи — Нгафоготи, Явен, Джобаи, Дагбадайи. К их маскам приближаться нельзя. На Гбени наброшена леопардовая шкура, он увешан аму-летами, в том числе и арабскими заклинаниями. Гбени поназывали народу в исключительных случаях. О его появлении извещал долгий и наводящий ужас крик—сигнал «Поро». С другими духами можно было общаться и даже танцевать после того, как Гбени удалился. Весь ритуал «Поро» сопровождался боем тамтамов.

Центром деятельности общества являлся так называемый священный лес «Поро», который находился, как правило, недалеко от селения. В его глубине четыре больших камня обозначают место захоронения основателя местного «Поро». В обуви к нему приближаться нельзя. Здесь проходили важные церемонии общества. Здесь же захоронены выдающиеся члены когда-то совершались жертвоприношения.

Женщины принимаются в общество «Поро» редко, скажем если она — верховный вождь или ее семья несколько поколений тесно сотрудничает с обществом. Иногда это бездетная женщина. Ее принимают, чтобы излечить от бесплодия. Единственная женщина, входящая в руководство общества, называется «маболе». Она руководит подготовкой девушек к инициации. У нее хранятся трубка главного духа и нож для нанесения насечек после инициации. Другие женщины, если они узнавали секрет общества или побывали — сознательно или несознательно — в священном лесу «Поро», сурово наказывались.

Власть над обществом передавалась по наследству и путем отбора лучших. Общество действовало не непрерывно, а решало отдельные возникающие задачи. Каждая его секция в отдельных селениях автономна, но обряды и ритуал у них общие. Вновь принимаемые после инициации и при повышении статуса вносили свой вклад. Эти сборы распределяли между собой руководители «Поро». Рядовые члены в выработке решений не участвовали.

Поскольку отдельные кланы и племена Сьерра-Леоне были слабо связаны друг с другом и действовали самостоятельно, на общество «Поро» возлагалась задача при необходимости координировать их усилия [92, с. 25—26]. Выход общества за пределы селения, клана, племени закреплен в обряде похорон вождя. Его хоронили не в священном лесу «Поро», а в собственном компаунде. Это символизировало, что он принадлежит только племени, а не всем африканцам.

«Поро» по самому своему происхождению, по своим задачам и целям было призвано отстаивать традиционные институты и традиционные верования. И все же в XVII—XVIII вв. оно подверглось воздействию и христианства и, особенно, мусульманства. Этому есть несколько очевидных свидетельств. Распространенные имена у менде — Сиаффа, Лузени, Момо, Адама — ведут начало от мусульманских Мустафа, Альхусейн, Мухаммед и Адам соответственно. То, что члены «Поро» вступали в свой священный лес босыми, идет от мусульман. И ряд других обычаев также заимствован у мусульман.

Носителями ислама в среде менде стали вожди и пришлые торговцы — мандинго и сусу. Многие их вожди были сами по происхождению мандинго. В исламе менде показались привлекательными и строгие правила обращения с женщинами у мусульман. В целом вожди менде терпимы и к исламу, и к христианству, и к традиционным верованиям независимо от того, какую религию они сами исповедуют.

Первые контакты с европейцами

Как отмечалось, с европейцами коренное население по-знакомилось в XV в. Первые европейские купцы в Сьерра- Леоне (португальцы, голландцы) действовали в одиночку. Они основывали свои фактории на островах, в устьях рек. В правовом отношении европейцы находились под защитой африканского вождя и поэтому выплачивали ему ренту и налоги. Вождь разрешал все конфликты, в которые оказывался втянутым купец. Постепенно наладилась торговля между Европой и Западной Африкой. Из Европы доставлялись промышленные изделия, туда и в Америку везли золото, слоновую кость и во все возраставших количествах рабов. Начиная с XVI в. рабы стали главным товаром.

В 60—70-е годы XVII в. в Сьерра-Леоне стала торговать британская монопольная компания «Роял Африкен компани». Она возвела два форта на ее территории, но в начале XVIII в. прекратила там свои операции. В последней четверти XVIII в., после основания в Сьерра-Леоне переселенческой колонии, контакты африканцев и европейцев стали повседневными.

Европейцы относились к менде с презрением и недоверием. В книгах XIX в. им давалась весьма недоброжелательная характеристика; «У менде давняя слава жестоких, грубых и воинственных людей»; они — «язычники, абсолютно невежественные, с чрезвычайно низким уровнем цивилизации» [96; 97].

Менде отвечали европейцам тою же монетою. Африканцы обычно подозрительно относятся к европейцу. Менде — не исключение. Европейские обычаи они считали чуждыми. Английский язык заимствовали только в интересах торговли. К тому же многие стороны их жизни контролировались тайными обществами, что увеличивало их скрытность. Величайший грех для менде — «выдать тайны своей страны». И хотя менде гордятся своей культурой, они против того, чтобы о ней знали и даже писали чужеземцы.