Книги, статьи, материалы /История Сьерра-Леоне в новое и новейшее время. /ОТ ДОМИНИОНА К РЕСПУБЛИКЕ (1961 — 1971)

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В АФРИКУ и не только :

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА НОВОЙ ГВИНЕЕ (05.07 - 20.07.2017)
Лучшее в Индонезии

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2017)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2017)
Знакомство с огромным островом

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2017)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2017)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2017)
Акулы юга Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2017)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2017)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО БАНГЛАДЕШ И НЕПАЛУ (11.02 - 27.02.2018)
Два азиатских тигра

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (06.03 - 20.06.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (31.05 - 13.06.2018)
Таинственная страна Догонов


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы История Сьерра-Леоне в новое и новейшее время. ОТ ДОМИНИОНА К РЕСПУБЛИКЕ (1961 — 1971)

ОТ ДОМИНИОНА К РЕСПУБЛИКЕ (1961 — 1971)

Сьерра-Леоне при правительствах Народной партии

Волна национально-освободительного движения, всколыхнувшая Африканский континент, докатилась и до Сьерра- Леоне. Чтобы предотвратить социальные потрясения в стране, министерство колоний Великобритании дало согласие па проведение в апреле—мае 1960 г. в Лондоне конституционной конференции. Была достигнута договоренность, что независимость Сьерра-Леоне будет провозглашена 27 апреля 1961 г., в годовщину восстания в 1898 г. южных племен: ваи, менде, локо, темне, булом и сусу. Предусматривалось, что номинальным главой государства останется монарх Великобритании, представленный генерал-губернатором, законодательная власть будет осуществляться однопалатным парламентом— палатой представителей в составе 76 членов, а исполнительные функции поручались совету министров во главе с премьером.

На торжественной церемонии во Фритауне 27 апреля 1961 г. был спущен имперский «Юнион Джек» и поднят трехцветный, зелено-бело-голубой, флаг нового государства — доминиона Великобритании — Сьерра-Леоне.

В отличие от других африканских колоний Великобритании, в частности Ганы и Нигерии, в Сьерра-Леоне непосредственно перед провозглашением независимости всеобщие выборы не проводились. Министерство колоний Великобритании предпочло передать власть в новом государстве в руки правящей Народной партии Сьерра-Леоне (НПСЛ), лидеру которой Милтону Маргаи оно полностью доверяло. Обстановка в Сьерра-Леоне накануне независимости давала министерству колоний основания для беспокойства. К концу 50-х годов в руководстве НПСЛ возникли серьезные разногласия между консервативной группой, в которую входили Милтон Маргаи и ряд верховных вождей протектората — членов руководства НПСЛ, с одной стороны, и более радикальной группой в составе брата М. Маргаи, Альберта, Сиаки Стивенса и нескольких молодых влиятельных лидеров — с другой. Радикалы требовали более энергичных действий для достижения независимости страны.

Расхождения во взглядах зашли настолько далеко, что члены НПСЛ избрали лидером партии вместо М. Маргаи его брата Альберта. Милтону Маргаи удалось уговорить своего брата уступить ему лидерство как главе правительства. Почти год Альберт Маргаи, будучи фактически лидером партии, занимал в парламенте позицию заднескамеечника. В 1960 г. Сиака Стивенс, опираясь на городское население Фритауна и молодежь протектората, создал движение «Выборы до независимости», преобразованное впоследствии в партию Всенародный конгресс (ВК). Колониальные власти отдавали себе отчет в том, что выборы могут привести к руководству страной радикально-националистическое правительство. Перспектива получить в Сьерра-Леоне режим, похожий на тог, который установился в Гане или Гвинее, не устраивал колониальную администрацию, и она, ссылаясь на конституцию 1951 г., не согласилась на выборы, пред-шествующие независимости.

Под предлогом обеспечения безопасности за месяц до про-возглашения независимости по распоряжению Милтона Маргаи 44 наиболее активных члена ВК, включая ее лидера Сиаку Стивенса, были арестованы. Формально против них были выдвинуты обвинения, что Всенародный конгресс — это «организация, финансируемая из-за рубежа» (якобы она получает помощь Ганы, Гвинеи и даже Советского Союза). Лидеров партии приговорили к шестимесячному тюремному заключению, и лишь в июне 1961 г. Верховный суд отменил это решение [71, с. 62].

Правящая Народная партия Сьерра-Леоне — типичная африканская партия капиталистической ориентации, выступающая за тесные связи с Западом, преимущественно с бывшей метрополией, за воплощение в жизнь политики «открытых дверей» и поощрение иностранных инвестиций. Возникшая и завоевавшая определенный авторитет как партия, защищающая права населения протектората, НПСЛ очень быстро перешла к отстаиванию привилегий родо-племенной верхушки, компрадорской буржуазии и образованной элиты.

Оппозиционная партия Всенародный конгресс и ее лидер— профсоюзный деятель Сиака Стивенс — выступали от имени рабочих, ремесленников, крестьян, мелких и средних предпринимателей. На начальном этапе партия разделяла идеи британской социал-демократии, добивалась некоторого ограничения иностранного капитала, африканизации и поддержки местного предпринимательства. Впоследствии в программных документах партии появились социалистические лозунги.

Руководство НПСЛ не без оснований усматривало в динамичной политике ВК вызов своему господству. Оно использовало государственный аппарат принуждения и средства массовой информации для дискредитации Всенародного конгресса. Зависимые от НПСЛ верховные вожди и другие традиционные правители запрещали митинги и собрания сторонников ВК, центральные власти предпринимали акции против печатных изданий ВК. Особенно досаждал правительству М. Маргаи орган Всенародного конгресса «Ви Юн». Выходящая на английском и языке крио, газета приобрела популярность в твердыне консерватизма столичной Западной области, бывшей колонии Англии, что способствовало росту авторитета ВК [71, с. 61].

В мае 1962 г. состоялись первые после достижения неза-висимости парламентские выборы. Правящая Народная партия Сьерра-Леоне не сумела представить избирателям привлекательной программы. Кроме того, все больше сьерралеонцев видели в ней трайбалистскую партию, продвигающую на ключевые посты в правительстве, армии, судебных органах представителей этноса менде.

Оппозиционная партия Всенародный конгресс, отражая настроения избирателей, сочувствующих антиимпериалистической позиции Ганы, Гвинеи, Мали, выдвинула требования полной политической и экономической независимости, установления дружественных связей и взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами, высказалась за социалистическую перспективу развития Сьерра-Леоне.

На выборах правящая партия, НПСЛ, получила 28 мест. Правда, ее поддержали верховные вожди, за которыми было зарезервировано 12 депутатских мандатов и 14 независимых депутатов. Таким образом, располагая 56 местами в парламенте, НПСЛ сумела удержать власть [71, с. 63].

Всенародный конгресс получил 16 мест, что было большим успехом молодой, недавно возникшей партии. Вместе со своим союзником — Сьерра-леонским независимым прогрессивным движением с четырьмя депутатскими мандатами ВК представляла солидную силу в законодательном органе страны.

28 апреля 1964 г., через день после празднования третьей годовщины независимости, внезапно умер Милтон Маргаи. Началась борьба за пост премьер-министра, на который кроме брата Милтона Маргаи — Альберта претендовали и Д. Карефа-Смарт, Мухамед Мустафа и некоторые другие члены руководства НПСЛ. Генерал-губернатор Г. Лайтфут-Бостон назначил на этот пост А. Маргаи. Это вызвало недовольство. Был организован митинг протеста, в котором участвовали 40 депутатов парламента.

Альберт Маргаи, первый житель протектората с дипломом юриста, в 1951 —1964 гг. занимал важные посты в министерствах финансов, сельского хозяйства и природных ресурсов, а после выборов 1962 г. стал министром финансов. Однако его политика, продолжившая линию М. Маргаи на усиление роли менде, привела к дальнейшему падению авторитета Народной партии. Этому способствовали и некоторые неудачные решения нового премьера. Так, Альберт Маргаи вывел из кабинета тех деятелей НПСЛ, что выступали против назначения его главой правительства. Эти акции сильно ослабили позиции партии.

14 сентября 1964 г. А. Маргаи распустил муниципалитет Фритауна и назначил новые выборы. Но в результате их НПСЛ потеряла контроль над муниципалитетом Фритауна, в то время как ВК получил И из 18 мест советников. Лидер Всенародного конгресса Сиака Стивенс стал мэром Фритауна.

В начале 1965 г. А. Маргаи было даровано королевой рыцарское звание. А в конце 1965 г. сэр Альберт выступил с предложением порвать с британской короной и ввести: в Сьерра-Леоне республиканское правление. Кроме того, он потребовал учредить однопартийную систему и таким образом устранить оппозицию.

Вождям менде было предоставлено право определять политику НПСЛ на местах. Себе А. Маргаи оставил роль арбитра межплеменных противоречий. Предложение о введении однопартийной системы, которое он официально изложил в выступлении в парламенте 20 декабря 1965 г., вызвало' протесты не только оппозиционной партии ВК, но и других общественных организаций (профсоюзные, женские, молодежные). В нескольких районах на митингах были приняты резолюции протеста, и в мае 1966 г. А. Маргаи был вынужден заявить, что правительство введет однопартийную систему лишь после одобрения ее национальным референдумом.. Как отмечал журнал «Марше Тропико э Медитериен» 18 февраля 1967 г., по мнению многих сьерралеонцев, однопартийная система означала усиление власти родо-племенной знати менде в стране и окончательно закрепила бы господство менде над темне.

Острая полемика развернулась и вокруг отдельных пунктов проекта конституции. В частности, НПСЛ выступила за предоставление всей полноты власти президенту, оппозиция — за сохранение исполнительной власти в руках главы правительства. Однако по основным положениям конституции между правящей и оппозиционной партией расхождения не было, и поэтому 25 января 1967 г. парламент 55 голосами против 8 одобрил проект республиканской конституции.

Правительство не было уверено в успехе референдума о введении однопартийной системы еще и потому, что на районных выборах в мае 1966 г. ВК одержал победу в Северной, Восточной провинциях и Западной области. Подрывала позиции НПСЛ явная поддержка правительством представителей менде в армии (как будет показано ниже, это вызвало брожение среди офицеров — выходцев из других этнических групп). 8 февраля 1967 г., после раскрытия заговора офицеров, А. Маргаи заявил об отказе правительства от введения однопартийной системы.

16 февраля А. Маргаи назначил парламентские выборы на 17 марта, а на 21 марта — выборы от верховных вождей. В связи с этим были предприняты меры по обеспечению безопасности. 16 марта вокруг Фритауна были развернуты армейские части, командование которых поддерживало НПСЛ. В результате выборов ВК получил 44,25% голосов и 32 места в парламенте, Народная партия — 35,75% и 28 мест. Независимые кандидаты собрали 20% голосов и получили 4 мандата [165, с. 156].

Среди причин поражения НПСЛ важнейшей была неудачная экономическая политика правительства, которая привела к падению жизненного уровня населения. План развития из-за нехватки ресурсов в 1965 г. был отменен. В 1965 г. дефицит платежного баланса составил 11,6 млн. леоне, а резервы иностранной валюты сократились с 29,2 до 17,6 млн. леоне, бюджетный дефицит в 1966/67 финансовом году оценивался в 19,3 млн. леоне, или около 4% ВВП [49, 1970, с. 70—76; 50, 1971, с. 73].

Первые результаты выборов стали известны 19 марта, а 20 марта генерал-губернатор Генри Лайтфут-Бостон предложил А. Маргаи и С. Стивенсу сформировать коалиционное правительство, но Маргаи отказался. Днем на городском стадионе собрались 25 тыс. сторонников ВК, ожидавших решения генерал-губернатора.

21 марта Стивенс был назначен премьер-министром, однако продержался он на этом посту всего полчаса. По приказу командующего армии бригадного генерала Дэвида Лансаны только что назначенный премьер был арестован. Таков был финал сговора руководства НПСЛ и армейского командования.

Начало союзу Д. Лансаны, женатого на племяннице А. Маргаи, и сэра Альберта было положено в 1962—1963 гг.

Альянс военных и политиков, в том числе и по семейной линии,— обычное явление в стране. Поэтому необходимо* кратко остановиться на роли армии в Сьерра-Леоне.

Когда Сьерра-Леоне получила независимость, в королевских вооруженных силах страны из 47 офицеров лишь девять были африканцами и только трое имели звание капитана. Д. Лансана получил чин капитана в 1964 г. После достижения независимости Сьерра-Леоне стала посылать своих военнослужащих на учебу в Королевскую военную академию Санхерст, а также в кадетскую школу в Олдершоте и Теме (Гана) и нигерийский военный колледж в Кадуне. Африканизация офицерского корпуса проходила медленно, и в конце 1963 г. только 20 из 132 офицеров и сержантов были сьерралеонцами [165, с. 23, 45]. Ускорилась она в 1964 г., но проходила с перекосами. По переписи 1963 г., менде составляли 30,9% населения страны, темне — 29,8, лимба — 8,4% [51, т. 1, табл. 3], но в 1961 г. из девяти офицеров четверо были менде и двое — темне [165, с. 23], в 1962 г. из 15 офицеров шестеро были менде, двое — темне [323» 04.07.1964]. После того как в 1965 г. Д. Лансана стал командующим армией, в Бенгуэме с помощью Израиля была открыта военная академия. К 1967 г. африканизация армии была практически завершена. И когда в марте 1967 г.. произошел переворот, из 88 офицеров лишь трое были англичанами, а среди высших офицеров сьерралеонцами были бригадный генерал, полковник, подполковник, четыре майора и 10 капитанов [165, с. 61].

Назначая менде на крупные офицерские посты, правительство А. Маргаи поставило армию под контроль НПСЛ.. И политики, и офицеры учились в одних престижных школах (средняя школа в г. Бо, школы имени принца Уэльского, Св. Эдварда и Академия Альберта во Фритауне). Высшие офицеры были связаны семейными узами с политиками правительства А. Маргаи [165, с. 62—63]. Так, майор Ч. Блейк был женат на дочери министра финансов, капитан Б. Каи Самба являлся вождем чифдома Нонгобы, брат его отца был министром, а сам он был женат на одной из племянниц А. Маргаи. Капитан С. Б. Джуму из семьи вождей Тиконко и Нонгобы был женат на дочери министра просвещения.

В 1964—1967 гг. происходил дальнейший рост влияния мепде. Офицерский корпус увеличился с 34 до 79 человек, более половины из них были менде, причем из 45 офицеров, получивших звание за эги четыре года, почти две трети были менде. Еще выше была доля менде среди кадетов Бенгуэмы, окончивших курс в апреле 1967 г.,— 80% [165, с. 62—63]. Офицеры-неменде с трудом продвигались по службе. В армии сложилась группа «антимаргаистов» в составе подполковника Д. Бангуры, майоров А. Джексона-Смита, А. Турея и двух лейтенантов — С. Таравали и А. А. Сирей-Вури. В конце февраля 1966 г. они обратились к генерал-губернатору с петицией об устранении Д. Лансаны с поста главнокомандующего армией. Г. Лайтфут-Бостон направил их к премьер- министру А. Маргаи [323, 26.03.1966]. В ходе возникшей полемики Д. Лансана обвинил офицеров в подготовке переворота, а А. Маргаи предложил заключить их в тюрьму, но генеральный прокурор отклонил эти требования.

Брожение в армии продолжалось, и это, как и разногласия между политическими партиями, подтолкнуло генерала Д. Лансану осуществить переворот, чтобы сохранить статус-кво, т. е. влияние менде на политическую жизнь страны. 46 часов правления Д. Лансаны сопровождались насилием над сторонниками С. Стивенса, последние стали сооружать баррикады на улицах Фритауна. На следующий день, 23 марта, генерал Д. Лансана, А. Маргаи и комиссар полиции Л. Лей были арестованы группой из восьми офицеров во главе с майором Ч. Блейком, который выступил по радио с заявлением, что цель офицеров — созвать межпартийную конференцию и создать национальное правительство на неплеменной основе [165, с. 77].

Был образован Совет национального преобразования (СНГ1), приостановлено действие конституции, запрещена политическая деятельность.

В чем же причины быстроты и легкости военного переворота? Первое — это нерешительность С. Стивенса, не призвавшего своих сторонников выйти на улицы. Ведь 21 марта, когда было объявлено о назначении С. Стивенса премьер- министром, собралось 25 тыс. человек, а после переворота Д. Лансаны сторонники ВК возвели баррикады на улицах Фритауна, была открыта стрельба, несколько человек были убиты, но голоса С. Стивенса они не услышали.

Второе — это непоследовательность и противоречивость экономической политики правительства А. Маргаи. Взяв курс на развитие капитализма, правительство ориентировалось на широкое привлечение иностранного капитала в страну, однако помощь местным предпринимателям оказывалась в недостаточных размерах. Так, в 1961 —1964 гг. сьерра-леонским предпринимателям были предоставлены кредиты на 83 тыс. фунтов стерлингов, государство слабо помогало создавать плантации масличной пальмы, кофе, какао.

Третья причина — недовольство широких масс политикой правительства. В 1965 г. были снижены на 10—15% закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, а индекс цен за 1960—1966 гг. достиг 128, число безработных выросло в три раза [68, 1966, № 7].

Правительство Маргаи пыталось осуществить экономическое развитие страны без учета реальных возможностей их финансирования. Широко использовалось дефицитное финансирование, что способствовало росту бюджетного дефицита (в 1965/66 финансовом году около И млн. леоне), увеличению внутренней и внешней задолженности (в 1966 г.— 65 млн. леоне, в т. ч. 50 млн.— внешний долг), дефициту внешнеторгового баланса (в 1966 г.— 12,6 млн. леоне), резкому сокращению валютных резервов (с 28,4 млн. леоне в начале 1965 г. до 12 млн. в феврале 1967 г.), а также непрерывному росту цен и стоимости услуг [50, 1970, с. 60—72].

Немаловажную роль в усилении этих трудностей сыграли коррупция, взяточничество, казнокрадство. Только при сделках по кофе путем установления фиктивных цен высокопоставленные чиновники присвоили 0,5 млн. леоне (А. Маргаи— 72 тыс. леоне, Э. Мукурзель — 215 тыс. леоне). Во взятках оказался замешанным ряд иностранных фирм — «Шан- раи», «Милхем».

Совет национального преобразования

Как указывалось выше, после отстранения бригадного генерала Дэвида Лансаны был сформирован Совет национального преобразования (СНП). Его главой был назначен находившийся в то время на учебе за границей подполковник Эмброуз Генда. До его возвращения руководство СНП было поручено подполковнику А. Джексон-Смиту, который так и не передал власть Э. Генде. СНП стал выполнять функции премьер-министра. Число министерств было сокращено с 13 до 9, и для контроля их деятельности были назначены координаторы СНП. СНП заявил, что будет бороться за искоренение трайбализма, непотизма, коррупции, семейственности, за оздоровление экономики. 31 марта СНП распустил муни-ципалитет Фритауна и вместо него назначил управляющего делами города. Двумя неделями позднее были ликвидированы все городские и районные советы и назначены районные комитеты управляющих. Опубликование в печати заявлений, направленных на разжигание межплеменной розни, стало караться заключением в тюрьму от двух до пяти лет. От бывших министров потребовали вернуть государственные автомобили и дома. В сентябре был ликвидирован институт племенных вождей, за исключением верховных вождей, которые должны были поддерживать политику Совета.

Чтобы заручиться поддержкой гражданского населения, в начале апреля был создан из бывших политических деятелей Национальный консультативный совет, который должен был давать рекомендации правительству, содействовать укреплению национального единства и подготовить проведение всеобщих парламентских выборов.

Однако, осудив правительство А. Маргаи за нереалистическую политику в отношении финансирования экономического развития, военные, по существу, проводили тот же курс. А. Джексон-Смит подчеркнул, что правительство будет проводить либеральный внешнеторговый и валютный курс, следовать политике «открытых дверей» по отношению к иностранным вкладчикам, уважать права частной собственности. Экономическим советником СНП был назначен бывший сотрудник А. Маргаи П. Такер, представитель МБРР. В мае 1967 г. правительство СНП ввело контроль над ценами. Были снижены или заморожены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию. Действия военной администрации привели к дальнейшему ухудшению экономического положения страны. Сократилось производство, увеличился дефицит платежного баланса, свертывался государственный сектор.

СНП создал несколько комиссий, расследовавших деятельность бывшего правительства НПСЛ. Например, комиссия Фостера, созданная в мае 1967 г., изучила счета всех бывших министров, их заместителей и высших служащих. В феврале 1968 г. комиссия определила, что А. Маргаи должен вернуть государству 800 тыс. леоне, а его секретари Георг Панда и Питер Такер — соответственно 151 тыс. и 44 тыс. леоне. СНП приложил усилия, чтобы эти суммы, находящиеся в основном на счетах в иностранных банках, были конфискованы

Комиссия Беоку-Беттса занималась делами «Сьерра-Леоне Продьюс Маркетинг Боард» и обнаружила, что значительная часть прибыли компании была присвоена партийными боссами. В июле 1967 г. был сформирован отдел по борьбе с коррупцией.

Меры СНП против коррупции, трайбализма получили поддержку, однако его политические и экономические мероприятия вызвали оппозицию и сопротивление среди различных слоев населения страны. Уже через четыре дня после переворота 83 преподавателя университета подписали письмо, добиваясь свободы высказываний и публикаций. Еще через две недели появилась новая прокламация из университета, протестующая против подавления свободы прессы [7, с. 3]. 30 преподавателей колледжа Нджала 1 мая поддержали выступление преподавателей колледжа Фура-бей и Ассоциации адвокатов Сьерра-Леоне с требованием немедленно передать власть в руки конституционно назначенного премьер-министра [6, с. 4]. 26 и 28 апреля перед зданием парламента состоялись демонстрации женщин в поддержку ВК. Они критиковали членов Национального консультативного совета как коллаборационистов.

Отношения между СНП и университетами быстро ухудшались. Ректор колледжа Фура-бей Дэвидсон Николь Абио- се, приглашенный принять участие в работе Национального консультативного совета, вскоре заявил о сложении своих полномочий из-за фундаментальных разногласий с позицией председателя СНП Джексона-Смита, поскольку целью деятельности Консультативного совета, как оказалось, не является быстрый переход к гражданскому правлению. Ректор колледжа также заявил, что академические свободы не могут быть реализованы при правлении военной хунты.

Таким образом, почти сразу после переворота политика военного режима встретила противодействие интеллигенции страны. Оппозиционные настроения к СНГ1 вскоре начали проявляться и в армии. Наметился раскол в самой военной хунте.

В ноябре 1967 г. было объявлено, что юридическая комиссия Доу-Эдвина, назначенная СНП, рекомендовала начать переход к гражданскому правлению. К тому же призывали С. Стивенс и бывший губернатор страны Г. Лайтфут-Бостон. Об этом же раздавались голоса на заседаниях Национального консультативного совета. В качестве промежуточного шага СНП создал Комитет гражданского правления из представителей верховных вождей, местных властей, религиозных деятелей, партий, профсоюзов, Национального консультативного совета, Юридической ассоциации. 75 членов этого комитета должны были выработать условия для проведения новых выборов. 21 марта 1968 г. комиссия представила А. Джексону-Смиту доклад, в котором предлагалось в течение трех месяцев осуществить ее рекомендации. Вскоре стало ясно, что А. Джексон-Смит не намерен выполнять предложения Комитета гражданского правления. В то же время члены СНП комиссар Л. Лей, полковник Ч. Блейк и подполковник С. Джуму рекомендовали одобрить выводы комиссии.

Правительству СНП не удалось ликвидировать экономические неурядицы в стране. ВВП в 1967/68 г. сократился на 1,1%, а национальный доход — на 2,8%). С введением налога на старателей и увеличением экспортных пошлин на алмазы из-за роста контрабанды на 900 тыс. леоне сократились доходы казны от их экспорта. Заработная плата в промышленности упала на 8%, цены на продовольствие только за третий квартал 1967 г. увеличились на 8,5%, на 11% подорожала одежда, на 5,5%—жилье. В ноябре 1967 г. правительство было вынуждено девальвировать леоне. Произошло новое повышение цен на 12—15% [49, 1970, с. 45—70].

Эти меры вызвали возмущение населения, увеличилось число забастовок. В январе 1968 г. из-за разногласий из СНП вышел полковник Э. Генда, а комиссия, созданная СНП, признала экономическую политику военных неудачной и призвала к скорейшему проведению выборов в парламент и передаче власти гражданскому правительству.

Непопулярность политики СНП обусловила новый военный переворот, совершенный 17 апреля 1968 г. унтер-офицерами армии и полиции во главе с Патриком Конте, которые арестовали А. Джексона-Смита, а также 76 армейских и 48 полицейских офицеров. Утром 18 апреля П. Конте объявил о создании Революционного анти-коррупционного движения. 19 апреля из Гвинеи вернулся подполковник Д. Бангура, участник заговора военных в феврале 1967 г., и 20 апреля он возглавил Национальный временный совет, который назначил (не согласуя с короной) генерал-губернатором страны Банджа Теджан-Си и созвал парламент, избранный в 1967 г. 24 апреля из Гвинеи вернулся лидер Всенародного конгресса Сиака П. Стивенс. Парламентарии обратились к Стивенсу с просьбой возглавить кабинет министров, и после переговоров, состоявшихся утром 26 апреля с лидером Народной партии Сьерра-Леоне Салиа Джусу-Шерифом, было сформировано коалиционное правительство из 15 человек. В его состав вошли шесть представителей ВК, четыре — НПСЛ, пять постов пол>чили независимые. Днем 26 апреля на церемонии в Доме правительства генерал-губернатор Б. Теджан-Си назначил С. Стивенса премьер-министром.

Так закончилось правление военных в стране.

Первые годы правления правительства С. Стивенса

Эти годы (1968—1971) были для Сьерра-Леоне периодом острой политической борьбы, которая трижды выливалась в попытки свержения правительства и в конечном итоге привела к провозглашению Сьерра-Леоне республикой.

Открытие парламентской сессии в июне 1968 г. показало, что взаимодействию между ВК и НПСЛ приходит конец, поскольку они расходятся в оценке способов преодоления экономического кризиса страны. Только создание, по предложениям премьер- министра, однопартийного правительства позволило бы начать решение этих проблем.

Первая серия непредвиденных трудностей, с которыми столкнулось правительство, возникла в июле 1968 г., когда наемники из-за границы нелегально проникли во Фритаун и попытались захватить его. Особенно опасными оказались события в ноябре, когда некоторые лидеры НПСЛ попытались столкнуть армию с правительством.

В марте 1969 г. были проведены дополнительные выборы В парламент, которые увеличили представительство ВК и позволили сформировать однопартийное правительство. Руководство ВК получило мандат на проведение ряда социально-экономических преобразований, которые раньше блокировались оппозицией. В июле 1969 г. был учрежден Комитет по африканизации торговли и промышленности, в августе был принят закон о прекращении деятельности иностранцев в 16 отраслях мелкой промышленности, а в декабре правительство приняло решение взять под свой контроль 51% акций горнодобывающих компаний.

В мае 1970 г. состоялся III съезд ВК (I съезд — в 1960 г., II — в 1962 г.), на котором было заявлено, что партия намерена создать общество социальной справедливости и провозгласить страну республикой, что Сьерра-Леоне — нейтральная страна, являющаяся членом движения неприсоединения и выступающая за ядерное разоружение. В программе социально-экономического и культурного развития страны говорилось о необходимости развития кооперативного движения [71, с. 353—362].

Деятели оппозиции создали в июле 1970 г. Объединенную демократическую партию, в которую вошли Джон Карефа-Смарт, работавший в Международной организации здравоохранения; М. Форна — бывший в 1968—1969 гг. министром финансов; М. Баш-Таки — один из основателей Движения «Выборы до независимости», журналист «Ви Юн»; министр информации и радиовещания до марта 1969 г. Хамид Баш- Таки, основавший Национальную демократическую партию в мае 1969 г. 13 сентября 1970 г. Объединенная демократическая партия (ОДП) спровоцировала в ряде районов страны беспорядки, и правительство ввело чрезвычайное положение. Деятели ОДП попытались привлечь на свою сторону часть армии и осуществить военный переворот. Заговор был раскрыт 22 октября. Правительство запретило деятельность ОДП и арестовало ее лидеров.

Ввиду опасности вторжения наемников в декабре 1970 г. правительство страны и парламент одобрили предложение о подписании договора о взаимной обороне с Гвинеей.

События конца 1970—начала 1971 г. ускорили конституционные изменения в стране. Этому способствовала и очередная попытка военного переворота 23 марта 1971 г., возглавленная командующим армией Д. Бангурой. Захватив радиостанцию. Д. Бангура заявил об отстранении правительства, но на следующий день был арестован верными правительству военными. Эта попытка переворота ускорила подписание договора о взаимной обороне с Гвинеей, и 28 марта в Сьерра-Леоне по просьбе правительства С. Стивенса были введены гвинейские армейские части, которые пробыли в стране более года. 19 апреля состоялось провозглашение Республики Сьерра-Леоне, был спущен британский флаг как символ доминиона, и 20 апреля парламент назначил С. Стивенса исполнительным президентом.

Основными причинами провозглашения республики являлись, во-первых, слабость исполнительной власти, во-вторых, желание руководства ВК избавиться от опеки Великобритании, в-третьих, это попытка примирить межклановые интересы, поставить армию под контроль исполнительной власти (президент становился главнокомандующим). Определенную роль здесь играли и экономические трудности, свойственные Сьерра-Леоне из-за ее аграрно-сырьевой специализации. 60-е годы характеризовались постоянными трениями между политическими партиями, в основе которых лежали межплеменные противоречия между мусульманами менде и христианизованными темне и креолами. Это была также борьба за сферы влияния между различными кланами, подогреваемая традиционными секретными обществами, между традиционалистскими и европейскими точками зрения относительно пути развития, в том числе и экономики. Если лидеры НПСЛ, опираясь на традиционных вождей, рассчитывали, что свобода иностранного предпринимательства обеспечит экономическое развитие страны, то лидеры ВК отдавали предпочтение развитию национального частного предпринимательства при поддержке государства, не отрицая, однако, роли иностранного капитала под контролем государства.