Книги, статьи, материалы /История Сьерра-Леоне в новое и новейшее время. /СЬЕРРА-ЛЕОНЕ ПОСЛЕ ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ

!!!------ОБЪЯВЛЕНИЕ------!!!

ТУР ОПЕРАТОР АФРИКА-ТУР ОБЪЯВЛЯЕТ О ПОЛНОМ ВОССТАНОВЛЕНИИ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ c 10 Февраля 2021г.**

Сайт и вся информация продолжает обновляться. В том числе цены на туры будут немного изменены по мере поступления информации в связи с ситуацией с вирусом. Проверяйте актуальность статей и появления новой информации. В общем почаще заглядывайте что-бы не упустить ничего. Туры, которые подвергаются небольшим корректировкам отмечены как "!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!!". Это означает, что в течении нескольких дней они будут изменены окончательно, о чем даст знать подпись "----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----".







САЙТ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ МОЕГО БЛИЗКОГО ДРУГА, И ПРОСТО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА РОМАНА КАШИГИНА, КОТОРЫЙ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ КАМПАЛЫ 2 НОЯБРЯ 2020 г. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!









!!!---ВАЖНО---!!! НЕ БЕРИТЕ ДОЛЛАРЫ ВЫПУЩЕННЫЕ ДО 2009 ГОДА, ТАК КАК БУДУТ ПРОБЛЕМЫ С ИХ ОБМЕНОМ!!!


БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:

ВСЯ УГАНДА ЗА 10 ДНЕЙ (04 Апреля - 13 Апреля)
Активное путешествие по Уганде с посещением горных горилл за 10 дней.

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на Майские праздники (28.04.-15.05.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- САФАРИ ПО ТАНЗАНИИ С ОТДЫХОМ НА ЗАНЗИБАРЕ (29 Июля - 08 Августа 2021)
Великая миграция и отдых на побережье океана.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (13 Сентября - 25 Сентября 2021 г), а так-же дополнительно ЮАР - ЛЕСОТО - СВАЗИЛЕНД
Большое путешествие по странам ЮЖНОЙ АФРИКИ.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы.

!!!--ИНФОРМАЦИЯ ОБНОВЛЯЕТСЯ--!!! ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ и ДР КОНГО за 12 дней (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулкан Ньирагонго.

-----!!!ОБНОВЛЕНО!!!----- НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ! (с 29.12.2021 - 12.01.2022)
Лучшие парки Уганды и горные гориллы на Новый Год.


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время):

ВОСХОЖДЕНИЯ НА ВЕРШИНЫ: КИЛИМАНДЖАРО, ПИК МАРГАРЕТ, ВУЛКАН НЬИРАГОНГО И ДРУГИЕ.

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по этим странам Африки - Намибия, Ботсвана, Танзания, Уганда, Кения, Руанда, ЮАР, Замбия, Зимбабве, Бурунди, Камерун, Эфиопия.

-------------------------------------------------
** К СОЖАЛЕНИЮ НАЙТИ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ С ОЛИВЕР НАМБУЯ ВЛАДЕЮЩЕЙ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР (НЫНЕ НЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ПО ЦЕЛОМУ РЯДУ ПРИЧИН) НЕ УДАЛОСЬ. В СВЯЗИ С ЭТИМ АФРИКА-ТУР НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЗЯТЫХ НА СЕБЯ РАННЕЕ КОМПАНИЕЙ МАРАБУ-ТУР, А ТАКЖЕ НЕ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ОПЛАЧЕННЫЕ НА ИМЯ ОЛИВЕР НАМБУЯ И МАРАБУ-ТУР ПРЕДОПЛАТЫ ЗА ТУРЫ И ПУТЕШЕСТВИЯ. НО МЫ ГОТОВЫ ПОЙТИ НА ВСТРЕЧУ И СДЕЛАТЬ ВСЕ ВОЗМОЖНОЕ, ЧТОБЫ ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ВАМИ ПУТЕШЕСТВИЯ СОСТОЯЛИСЬ, И ПРЕДОСТАВИТЬ КАКИЕ-ТО СКИДКИ ТЕМ, КТО ПОТЕРЯЛ ДЕНЬГИ.
-------------------------------------------------
Мы уже потеряли часть клиентов, которые оказались жертвами недобросовестности Оливер Намбуя и ее младшей сестры Риты. Реорганизация заняла очень много времени, так как мы столкнулись со всяческими попытками помешать продолжать деятельность, но уже завершена. Мы будем продолжать водить группы тем же образом, как это осуществлялось раннее, но уже в другом составе.
-------------------------------------------------
Africa Tur Справочные материалы История Сьерра-Леоне в новое и новейшее время. СЬЕРРА-ЛЕОНЕ ПОСЛЕ ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ

СЬЕРРА-ЛЕОНЕ ПОСЛЕ ПРОВОЗГЛАШЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ

Первая республика (1971 —1978)

После провозглашения республики правительство провело назревшие социально-экономические преобразования. Были созданы Национальная торговая компания для поддержания низких цен на товары повседневного спроса, Национальная страховая компания (1972 г.), Центральный комитет планирования, Национальный кооперативный конгресс и Национальный кооперативный банк (1971 г.), а в феврале 1973 г.— Сьерра-леонский коммерческий банк. Командующим армией был назначен Дж. С. Момо, который возглавил верные правительству войска и подавил попытку переворота генерала Д. Бангуры.

В эти годы определились тенденции ослабления Народной партии и усиления Всенародного конгресса. Рост популярности ВК привел к его убедительной победе на всеобщих выборах в мае 1973 г., когда он получил 84 из 85 мест в парламенте. Одно место досталось независимому кандидату Десмоду Фэшоулу Люку, который после выборов присоединился к ВК и получил пост министра иностранных дел. Победа ВК была обеспечена благодаря понятной народу программе ВК, содержавшей демократические требования и учитывающей национальные интересы. Если в первые после основания годы ВК опирался на низшие городские слои столицы, крестьян темне и некоторые профсоюзы, то после прихода к власти ВК пополнили представители интеллигенции, часть предпринимателей, среднего и низшего офицерства.

Манифест партии, принятый в качестве основы предвыборной программы ВК перед парламентскими выборами 1973 г., включал такие цели, как повышение жизненного уровня рабочих, обеспечение свободы, демократизацию общественной жизни, расширение позиций госсектора, ограничение влияния иностранного капитала, стимулирование национального частного капитала.

В марте—апреле 1974 г. около 900 делегатов собрались на IV съезд ВК. Опорой партии стали региональные комитеты, созданные в провинциальных и районных центрах в начале 70-х годов, а также Женская и Молодежная лиги. На съезде С. Стивенс был вновь избран лидером Всенародного конгресса, а министр финансов К. Камара-Тейлор — генеральным секретарем. В докладе съезду Сиака Стивенс заявил, что большинство населения Сьерра-Леоне являются членами или сочувствующими партии Всенародный конгресс.

Идеологические взгляды руководителей Всенародного конгресса в этот период отличались эклектичностью и непоследовательностью, хотя постепенно эволюционировали в сторону социал-демократических принципов лейбористского направления, сближаясь со взглядами Л. Сенгора. Если в 1971 г. С. Стивенс говорил, что сьерралеонцы не являются ни коммунистами, ни социалистами, ни капиталистами и заинтересованы лишь в повышении жизненного уровня народа и развитии всей нации [71, с. 367], то перед парламентскими выборами 1973 г. утверждалось, что политической философией партии является либеральный социализм [71, с. 397—398].

На IV съезде ВК С. Стивенс заявил, что философией партии является социализм, под которым подразумевается труд на благо народа. Целью ВК объявлялось построение общества социальной справедливости, создание системы управления, которая отвечала бы интересам всех слоев общества. Средством для достижения этих целей должны были стать расширение государственного и частного секторов, стимулирование национального частного предпринимательства, развитие программ самопомощи, установление партнерства между иностранным и национальным капиталом.

В противоположность ВК оппозиционная НПСЛ имела более узкую социальную базу в лице верхушки креолов, части родо-племенной знати и опиралась по преимуществу на южные и восточные этносы страны, главным образом на менде. Руководство НПСЛ выступало за широкое привлечение иностранного капитала и направление государственных инвестиций в основном в инфраструктуру, за верность идеалам западной демократии. НПСЛ критиковала ВК за ограничение иностранного капитала, обвиняя С. Стивенса в «коммунизме», в «обмане партии» и «подавлении свободы». Прозападный курс НПСЛ не вызывал симпатий населения страны. Кроме того, в ее руководстве шла острая борьба за лидерство, партия фактически раскололась, что в значительной мере способствовало ее поражению на выборах. С другой стороны, не лишены оснований и жалобы лидера

НПСЛ Салиа Джусу-Шерифа на препятствия, чинимые местными властями предвыборной кампании Народной партии.

Сиака Стивенс проявил заинтересованность в устранении конфронтации между политическими и этнорегиональными группировками в Сьерра-Леоне, провозгласил курс на национальное примирение и стремился привлечь в государственные и правоохранительные органы популярных в народе деятелей, оппозиционных партий.

Такая политика вызвала сопротивление левацки настроенных деятелей, которые в отсутствие в стране С. Стивенса попытались 29 июля 1974 г. совершить переворот, арестовав, генерального секретаря ВК Т. Камара-Тейлора, вице-президента— С. И. Корому и командующего армией бригадира Дж. С. Момо. Однако выступившие ранним утром (3 часа) заговорщики были разгромлены и арестованы частями армии, и полиции.

Правительству удалось привлечь на свою сторону армию и полицию, увеличив до 9% бюджетные расходы на >их содержание. Были построены новые военные городки, повышено жалованье, а в ноябре 1974 г. комиссара «полиции и командующего армией президент страны назначил членами парламента.

Выступая на праздновании дня республики 19 апреля 1976 г., С. Стивенс отметил, что в течение пяти лет страна шла по пути мирного развития [71, с. 132].

Эти годы относительного покоя, однако, не были использованы для подъема национальной экономики. Считавшаяся в колониальную эпоху житницей Западной Африки, Сьерра- Леоне к середине 70-х годов превратилась в импортера риса, ее сельское хозяйство было не в состоянии прокормить свой народ. Повышение мировых цен на нефть поставило Сьерра- Леоне на грань банкротства.

Ухудшение экономического положения, коррупция среди чиновников вызывали растущее недовольство. В феврале 1977 г. во Фритауне забастовали студенты, которые потребовали улучшения условий жизни и проведения досрочных выборов. Волнения распространились на средние школы, а затем на провинциальные центры. Президент ввел чрезвычайное положение и объявил о проведении в мае 1977 г. досрочных парламентских выборов.

Предвыборная кампания проходила в обстановке столкновений между сторонниками ВК и НПСЛ, что вынудило отложить выборы на 5 месяцев. Сами выборы сопровождались насилием. Было убито 7 человек. Правящая партия сумела сохранить лидерство. ВК получил 74 места, а НПСЛ—15. Однако к марту 1978 г., после проверки фактов нарушения закона о выборах, у НПСЛ осталось 11 мест, что позволила С. Стивенсу заявить, что однопартийная система в стране достигнута де-факто, если не де-юре [71, с. 141]. Таким образом, вынашиваемая с 1973 г. идея введения в стране однопартийной системы стала воплощаться на практике. В обращении к нации 3 июня 1977 г. вновь избранный президентом С. Стивенс заявил, что пришло время ввести однопартийную политическую систему [71, с. 141].

В последующие 10—11 месяцев правительство и ВК вели активную пропаганду за введение однопартийной системы. Несмотря на противодействие оппозиционной НПСЛ, 24 мая 1978 г. парламент одобрил новую конституцию и решил вынести ее на референдум в июле 1978 г. 97,6% голосовавших одобрили ее принятие [324, 01.V1II.1978].

По новой конституции в руках президента сосредотачивалось все больше власти. Если по конституции 1971 г. президент являлся главой государства и правительства, министром обороны, имел право назначать вице-президента, кабинет министров и верховного судью, то в дополнение к этому в 1974 г. он получил право назначать трех членов парламента, в 1977 г.— семь, а по конституции 1978 г. уже 10 членов парламента.

Экономическая политика правительства в период первой республики была направлена на расширение госсектора, поддержку частного предпринимательства, создание смешанной экономики. В принятом в июне 1974 г. пятилетнем плане на 1974/75—1978/79 гг. было записано, что «концепция смешанной экономики принята за основу экономического развития Сьерра-Леоне». Предполагалось достичь разумной кооперации между частным и государственным секторами. Частный сектор мог рассчитывать на поддержку, однако он должен был функционировать в рамках плана и в соответствии с задачами национального развития. В отраслях, стратегически важных для страны, и в тех отраслях, где частный капитал не в состоянии освоить крупные капиталовложения, государственный сектор будет играть преобладающую роль [67, с. 32]. Общая сумма капиталовложений была определена в 623 млн. леоне, из которых 45,6% приходилось на государственные инвестиции, 43,6%—на национальные частные и 10,8 — на внешние частные. Половину государственных капиталовложений предполагалось обеспечить за счет внешних займов и кредитов [67, с. 71]. Основными целями пятилетнего плана были объявлены ускорение хозяйственного развития (предусматривался среднегодовой рост ВВП в 6,2%), повышение уровня жизни народа, развитие производительных сил, диверсификация экономики [67, с. 30—32].

Усиливая контроль государства над экономикой, правительство укрепляло свои позиции и в области кредитно-денежных операций. Были созданы государственный коммерческий банк, Национальная страховая компания, Кооперативный банк, Управление сельскохозяйственного кредита, Банк национального развития. Возникли государственные плантации масличной пальмы, каучука, сахарного тростника, показательные фермы по выращиванию риса. Государственные тракторные станции проводили обработку полей кооперативов и отдельных крестьян за плату. Намечалось пере-смотреть отношения землевладения и землепользования, и в 1975 г. для этого был учрежден специальный комитет, но он так и не представил правительству никаких рекомендаций.

В 1971 г. правительство добилось получения 51% акций «Сьерра-Леоне Селекшн Траст» (дочерняя фирма одной из крупнейших английских компаний «Консолидейтид Африкен Селекшн Траст»), и была создана смешанная компания «Даймонд корпорейшн» (ДИМИМКО). В 1976 г. был принят закон об ограничении права компании на вывоз алмазов из страны и была создана государственная фирма по их экспорту.

В целях стимулирования частного предпринимательства в 1971 г. была введена дифференцированная плата за регистрацию фирм. По этому закону акционерные компании вносили 100 леоне в год, иностранные предприниматели — 30, национальные—10. В ноябре 1974 г. плата была поднята в три раза, а в 1976 г. стала еще выше. Проводя линию на африканизацию кадров, правительством в 1974 г. был увеличен налог за найм иностранного специалиста с 250 до 1000 леоне, а в 1976 г.— до 2,5 тыс. леоне в год.

В целях защиты национального мелкого предпринимательства правительство ввело в 1971 г. ограничение на деятельность иностранных фирм, запретив им участвовать в 16 отраслях мелкого производства, а затем установило минимум капитала создаваемых в стране предприятий (не менее 100 тыс. леоне).

В целях стимулирования национального предпринимательства правительство оказывало через Банк национального развития финансовую помощь национальным предпринимателям. Банк предоставлял им кредиты или вкладывал средства в их акции, и в 1975 г. 75% активов банка были вложены в финансирование частных, вернее, смешанных предприятий. Эта политика основывалась на стремлении обеспечить финансовыми ресурсами предприятия частного бизнеса, чтобы в последующем, после того как предприятие приобретет финансовую устойчивость, передать или продать свои акции частникам. Был создан также Директорат мелкой промышленности, оказывавший маркетинговые услуги и услуги в области подготовки кадров и обучения маркетингу национальных предпринимателей.

Поспешные действия по ограничению иностранного капитала нанесли национальной экономике ощутимый ущерб.

В 1971 г. в ответ на требование правительства предоставить 51% акций прекратила свою деятельность англо-американская компания «Шербро Минералз», занимавшаяся добычей рутила. В 1973 г. безрезультатно закончились переговоры о передаче государству 51% акций английской компании «Сьерра-Леоне Девелопмент Компани» (ДЕЛКО), добывавшей железную руду. Правда, удалось договориться об увеличении до 60% налога на прибыль и в два раза — ренты за используемую землю. Но в октябре 1975 г. ДЕЛКО заявила о прекращении деятельности в Сьерра-Леоне в связи с нерентабельностью производства. Ее примеру в феврале 1976 г. последовала «Сьерра-Леоне Ор энд Метал Компани» (СИЕРОМКО), занимавшаяся добычей рутила. Таким образом, расчеты правительства получить к 1978—1979 гг. 23 млн. леоне за счет продажи рутила не оправдались.

В период первой республики произошел относительно резкий (в стоимостном выражении) скачок промышленного производства (в 1,7 раза) при росте ВВП в текущих ценах в 2,4 раза. При том если объем производства в горнодобывающей промышленности увеличился в 1,5 раза, то его доля в ВВП упала почти в 2 раза. Абсолютный объем производства в сельском хозяйстве возрос в 2,8 раза. Значительно увеличился за 8 лет стоимостный объем строительства (в 2,1 раза) и транспорта (в 2,6 раза). Однако если рассматривать изменения в структуре ВВП в постоянных ценах, т. е. с учетом инфляции и изменения цен, то рост окажется незначительным. Так, рост ВВП за 8 лет составил 18% (население возросло на 21%). Объем производства сократился в горнодобывающей промышленности почти в три раза, в обрабатывающей промышленности — на 2%, в строительстве остался почти неизменным (увеличение на 3%), на транспорте увеличился на 20%, в сельском хозяйстве произошло увеличение на 14%. Таким образом, несмотря на видимый рост, реального роста не происходило, а если рассматривать эти результаты с учетом роста населения, то налицо сокращение производства на душу населения и лишь в сфере услуг наблюдался рост.

Снижение доли горнодобывающей промышленности объясняется сокращением физических объемов добычи и экспорта алмазов (с 1,2 млн. до 400 тыс. карат), прекращением в 1975 г. добычи железной руды (в 1971 г. добывалось более 2 млн. т).

В марте 1978 г. в связи с тем, что наметки пятилетнего плана оказались невыполненными, было решено на два года продлить его действие. К этому времени стало ясно, что не будут построены многие предприятия частного сектора из-за нежелания вкладывать средства в промышленность, а ВВП в постоянных ценах оказался на 20% ниже запланированного.

Не смотря на прирост сельскохозяйственного производства в денежном выражении, его фактического увеличения не произошло. Сбор основного продукта питания населения— риса практически не увеличился и составлял около 500 тыс. т. При этом его поступление на внутренний рынок сократился с 300 тыс. до 240 тыс. т, что вызвало необходимость импортировать в 1978 г. 60 тыс. т риса. Упали и закупки пальмовых орехов (с 52 тыс. до 26 тыс. т), пиассавы (с 4 тыс. до 2,5 тыс. т), практически не увеличилось производство какао и кофе-бобов, а также имбиря [50, 1973, с. 75— 77; 1981, с. 63—70].

Экономические и финансовые трудности, сочетавшиеся со снижением цен на сырьевые товары в мире, способствовали развитию инфляционных процессов и падению покупательной способности леоне. В 1971 —1978 гг. цены на внутреннем рынке выросли в 2 раза (в том числе на продовольствие— в 2,8 раза) [50, 1979, с. 81], возрос дефицит торгового баланса (в 1971 г.— 2,4 млн. леоне, в 1978 г.— более 65 млн. леоне при росте объемов экспорта в 1,7 раза и импорта в 2,5 раза). Покупательная способность экспорта снизилась в 1,8 раза, а денежная масса в обращении выросла с 30,5 млн. до 100,9 млн. леоне [63, 1979, с. 46, 71]. Инфляционные процессы отрицательно воздействовали на положение трудящихся. Несмотря на рост номинальной заработной платы, ее реальное содержание в 1971 —1987 гг. снизилось более чем на 33% [80, 1980, табл. 8].

Таким образом, политическое развитие страны привело к провозглашению однопартийного государства в условиях продолжавшегося ухудшения экономического положения.

Среди внутренних причин необходимо отметить слабость национального предпринимательства, на участие которого рассчитывало правительство, принимая план развития в 1974 г. Финансовые и технические возможности национального бизнеса были явно недостаточны. Ощущалась также слабая компетентность руководителей государственного сектора, коррумпированность и непотизм аппарата, отсутствие технических кадров (например, для руководства добычей железной руды после ухода ДЕЛКО), нехватка финансовых ресурсов, неразвитость экономической инфраструктуры.

Из внешних факторов наиболее остро ощущались падение и неустойчивость цен на сырьевые товары, нежелание иностранных фирм вкладывать средства в глубинные районы из-за отсутствия дорог и квалифицированной рабочей силы, выделять средства на реконструкцию производства (например, рудников Марампы, где добыча велась с начала 30-х годов и оборудование не менялось). Именно поэтому при разработке следующего пятилетнего плана, на 1981/82—1985/ 86 гг., правительство отказалось от планирования частных инвестиций, а это, в свою очередь, отразилось на сбаланси-рованности плана развития.

Вторая республика. Правительство С. Стивенса (1978—1985)

По конституции 1978 г. Сьерра-Леоне была провозглашена суверенной однопартийной республикой, а партия Всенародный конгресс—авангардом революционных масс. В соответствии со ст. 5 конституции гражданам гарантировались основные права и свободы независимо от расы, национальности, пола и религиозных убеждений.

Главой государства по конституции (ст. 21) провозглашается президент. Исполняя обязанности главы правительства, он одновременно является главнокомандующим вооруженными силами, обладает прерогативами подписывать соглашения, договоры и конвенции, вносить законы на рассмотрение парламента, объявлять состояние войны и вводить чрезвычайное положение. Президент вправе также распускать парламент, устанавливать сроки парламентских выборов, назначать двух вице-президентов, членов Верховного суда и Кабинета министров, послов, командующих родами войск, комиссара полиции, а также 10 членов парламента, в который входят еще 105 депутатов, избираемых населением, и 12 де-путатов, избираемых вождями. Президент, он же лидер единственной партии должен быть членом парламента и быть не моложе 45 лет.

Законодательные функции кроме президента принадлежат палате представителей, членом которой может быть любой гражданин страны (кроме военнослужащих) старше 21 года. Избирательным правом пользуются все граждане старше 21 года (1 октября 1990 г. возрастной ценз был снижен по решению парламента до 18 лет) [2, с. 15].

По конституции 1978 г., как уже говорилось, единственной политической партией страны стал Всенародный конгресс Сьерра-Леоне (ВК). ВК по принятому VII съездом партии в 1981 г. Уставу является общедемократическим национальным фронтом, объединяющим представителей различных групп населения. Она — авангард народа в борьбе за политическую и экономическую независимость, за социалистические цели.

ВК провозгласил своими целями преобразование колониальной социально-экономической структуры страны, опираясь на «социалистическую философию», активное участие всех народов страны в управлении государством, сплочение всех сьерралеонцев независимо от этнической принадлежности, религиозных убеждений, верность идеалам братства, солидарности, социализма. Ее цели — освобождение Африканского континента от колониализма, установление тесных связей с прогрессивными партиями и организациями во всем мире и борьба за мир, национальную независимость, демократию и социальный прогресс [71, с. 287]. Конечной целью ВК является построение общества национального благосостояния, а также обеспечение суверенитета и независимости Сьерра- Леоне на основе политики позитивного нейтралитета и неприсоединения.

Организационно ВК строился по территориальному признаку. Первичные организации создаются на уровне избирательных округов и объединяются провинциальными организациями. Высшим органом этих организаций является конференция соответствующего уровня, созываемая дважды в год. Органом ВК, формирующим ее политику, является съезд, созываемый один раз в два года, который вносит изменения в программу партии, избирает Центральный комитет и генерального секретаря. В рамках ВК действует Молодежная и Женская лиги. Между съездами политику партии осуществлял ЦК, куда кроме высшего руководства входят члены парламента от районов, все председатели районных организаций ВК и по 4 представителя Молодежной и Женской лиги. За текущую деятельность ВК отвечает Политбюро из 5 постоянных и 7 избираемых членов и секретариат ЦК. Печатным органом ВК является газета «Ви Юн» ( «Наш собеседник») [71, с. 290—293]. Идеология ВК размыта, в ней представлены элементы социал-демократических и лейбористских постулатов, некоторые марксистские идеи социализма и свободного предпринимательства, демократии и национализма. Теоретики ВК заявляли, что специфические условия Сьерра-Леоне не позволяют применить в стране принципы западного мира, а также социализма. Они считали, что в Сьерра-Леоне частные накопления в размерах, необходимых для организации современного производства, невозможны и поэтому доступны только государству и иностранному капиталу. С. Стивенс и другие руководители утверждали, что для Сьерра-Леоне важно не то, кто владеет средствами производства, а то, где их приобрести и как эффективно использовать. При этом главная задача — чтобы не было ни богатых, ни бедных. Поэтому ВК провозгласило цель — обеспечить богатство всего народа, соблюдая принципы справедливости и личной свободы [71, с. 257—263].

Таким образом, в идеологическом плане позиции руководства ВК в эти годы были близки взглядам английских лейбористов, последователем которых был Сиака П. Стивенс, хотя говорить о полном совпадении взглядов нельзя. Что касается численности, то партия практически охватывала все взрослое население страны (по данным 1986 г., в ней было 1,5 млн. членов при 3,5 млн. населения). В ряде случаев в партию записывали целыми селениями. Поскольку в рядах ВК находились представители различных классов и социальных групп с противоположными, нередко антагонистическими интересами, ни о каком единстве идеологических взглядов в ее рядах не могло быть речи.

Внутриполитическая ситуация в стране в 1978—1985 гг., несмотря на всплески забастовочного и студенческого движения, характеризовалась сохранением относительной стабильности и усилением авторитарных устремлений руководства ВК; из-за ухудшения экономического положения, роста коррупции это был единственный путь сохранить власть ВК- Подспудно в недрах ВК шла борьба между различными группировками, в том числе между более молодыми деятелями и старой гвардией, между деятелями ВК и лицами, пришедшими в него из Народной партии. Наряду с этим копилось недовольство учащейся молодежи, особенно в уни-верситете, где действовали группы как ультралевой ориентации (например, последователи идей Ким Ир Сена «чучхе», Движения за справедливость в Африке), так и правой или центристской (ориентировавшиеся на эмигрантов, выехавших в Англию и США). Имели место и противоречия на национальной почве. Именно поэтому С. Стивенс неоднократно проводил реорганизации правительства (февраль, март, декабрь 1980 г., август 1981 г., май 1982 г., май 1984 г., июнь 1986 г.), вводя новых лиц, перемещая министров с одного министерства на другое или отстраняя их вообще.

Ухудшение экономического положения в стране неоднократно вызывало выступления студентов и забастовки рабочих, служащих, преподавателей школ и т. д. Так, в начале марта 1980 г. в связи с повышением стоимости билетов на транспорт выступили студенты колледжа Фура-Бей, которых поддержали учителя и учащиеся старших классов. В ходе вспыхнувших беспорядков было убито два человека. Демонстрации состоялись и летом того же года во время проведения сессии ОАЕ во Фритауне. Его жители протестовали против высоких расходов на проведение сессии, роста цен за 1979—1980 гг. на 22%. Особенно значительными были выступления рабочих летом и осенью 1981 г., когда цены на товары первой необходимости за год выросли на 26%, а на продовольствие, и прежде всего на рис,— на 19% [69,. 1982, № 1, с. 35].

После принятия в 1980 г. закона о печати правительство неоднократно закрывало независимые газеты якобы за его нарушение, а их редакторов сажало под арест. Так, например, редактор газеты «Фор зе Пипл» вынужден был провести в тюрьме 70 дней. За публикацию критических статей закрывались газеты «Таблет», «Ситизен», «Эдвокат», «Войс», «Сабано», «Уик энд Спарк», «Миррор», «Хроникл», «Нью Шафт». В стране практически постоянно с сентября 1981 г. действовало чрезвычайное положение.

В середине августа 1981 г. Конгресс труда Сьерра-Леоне призвал трудящихся страны к всеобщей забастовке. Предварительно КТСЛ опубликовал меморандум о правительственной экономической политике, утверждая, что она ведет к росту цен. Меморандум предлагал меры по реформе экономики, включая изменение системы налогообложения, контроль над правительственными расходами, ростом цен, перемен в земельных отношениях и мер по развитию мелкого бизнеса. Вскоре КТСЛ опубликовал список из восьми требований, требуя немедленно установить контроль над ценами на рис и мясо, ограничить безработицу, снизить стоимость жилья, улучшить систему здравоохранения, увеличить зарплату. В поддержку этих требований были проведены забастовки и демонстрации 14 августа. И хотя С. Стивенс запретил акции протеста, они прошли во многих районах страны.

1 сентября профсоюзы провели всеобщую забастовку. В ней приняло участие более 20 тыс. человек. Полиция применила против забастовщиков оружие, восемь человек были убиты. Во время беспорядков было разгромлено несколько магазинов, а также издательство газеты «Таблет». В стране на три месяца было введено чрезвычайное положение и арестовано более 200 человек, в том числе 15 профсоюзных лидеров во главе с генеральным секретарем КТСЛ Дж. Кабиа, а также ряд журналистов. 10 сентября после переговоров между правительством и профсоюзными лидерами забастовка была прекращена. Было решено выделить 5 млн. леоне для субсидирования цен на рис, обсудить с профсоюзами проблему контроля над ценами и зарплатой, а также рассмотреть другие требования КТСЛ.

Однако 18 сентября волнения перекинулись в другие районы страны. Наиболее крупная демонстрация состоялась в Макени, в ней участвовали сотни рабочих и учителей. Правительству пришлось пойти на новые уступки и освободить арестованных [69, 1981, № 4, с. 34].

В январе 1984 г., во время VIII съезда ВК, начались демонстрации студентов, которые потребовали остановить рост цен на пальмовое масло и продовольствие, покончить с безработицей, начать борьбу с коррупцией. Они призвали С. Стивенса уйти в отставку. Полиция арестовала более 100 человек, двое были убиты. Правительство закрыло на три месяца университет, но согласилось в следующем академическом году повысить на 100% стипендии. Волнения перекинулись на провинциальные центры, и в середине января в Бо и Кенеме школьники и безработная молодежь разгро-мили многие магазины и рынки. Вновь 100 человек было арестовано.

В марте 1985 г. забастовали студенты, недовольные условиями своей жизни. 21 марта свыше 2000 учителей устроили демонстрацию. Им было обещано в течение недели выполнить их требования. В это же время забастовало около 1000 рабочих городских служб Фритауна, более 400 служащих студенческого городка и колледжа Фура-бей [69, 1985, № 2, с. 26].

Внутрипартийная жизнь ВК отличалась значительной ак-тивностью. За эти годы состоялись три съезда ВК (VI — в июле 1979 г., VII — в октябре 1981 г., и VIII—в январе 1984 г.). Наиболее значительным и помпезным был VII съезд, на котором были приняты новая программа (объявившая ВК авангардной партией) и новый устав, о чем говорилось выше.

Правительство и ВК вынуждены были лавировать и, чтобы сгладить противоречия между различными группировками в партии, создать видимость демократии и успокоить население, объявили о намерении провести очередные парламентские выборы по новой системе с выдвижением нескольких кандидатов на одно место, (всех от ВК). Избирательная кампания проходила в сложной обстановке. В некоторых округах число кандидатов доходило до шести, между их сторонниками споры выливались в вооруженные стычки. В результате было убито свыше 60 человек, а в 13 округах в связи с неустойчивой обстановкой выборы были перенесены на июнь. После выборов было создано новое правительство в составе 40 человек, включая девять новых членов, которые не участвовали в его работе ранее [69, 1982, № 3, с. 32]. Уже- в начале 1983 г. из правительства был вынужден уйти министр природных ресурсов Дж. Лавере, которого обвинили в коррупции и подкупе избирателей во время предвыборной кампании 1982 г. За подкуп избирателей были лишены мандатов еще пять членов парламента [69, 1983, № 1, с. 18].

В мае 1984 г. С. Стивенс вновь провел частичную реорганизацию кабинета министров. По болезни оставил свой пост первый вице-президент К- А. Камара-Тейлор, вместо которого был назначен С. И. Корома (бывший до этого вторым вице- президентом). На место С. И. Коромы был назначен министр юстиции Френсис М. Мина. Были назначены два новых министра, а трое сменили министерства. В сентябре 1984 г. президент провел новую частичную реорганизацию кабинета, создав министерство государственных предприятий [69, 1985, № 3, с. 28].

Все эти перемещения имели целью не дать крупным чиновникам засиживаться на одном месте. Однако скандалы постоянно возникали, и, например, в марте 1982 г. было арестовано около 100 чиновников различных министерств, а министр финансов С. Банья в связи с финансовыми махинациями был снят с поста [69, 1982, № 2, с. 33].

Экономическая политика правительства в этот период отличалась серьезной непоследовательностью. Если в программе ВК 1981 года отмечалось, что юссектор играет основную роль в экономике, то на практике, особенно к концу периода, началась приватизация предприятий госсектора. В 1984 г. было заявлено о приватизации плантаций в Дару и Гамбия- Маттру. Правда, были примеры и другого рода. Так, в 1984 г. была национализирована собственность «Бритиш Петролеум», в марте 1985 г.— ДЕЛКО (Девелопмент Корпорешн). Однако из-за отсутствия финансовых средств у правительства 49% акций ДИМИНКО (Диаманд Майнинг Компани) было продано частному капиталу, в том числе Джамилю Мухаммеду и А. Язбеку — крупнейшим предпринимателям страны, нажившимся на полузаконной добыче алмазов и контрабандном вывозе их за границу. По 15% акции Дж. Мухаммед и А. Язбек получили и в созданной государством компании.

«Прешиоз Чинерал Маркетинг» (35% акций — у государства). Дж. Мухаммед владел значительной долей акций и в других компаниях ( «Сьерра-Леоне Фишинг», предприятия по производству цемента, и др.)* Дж- Мухаммед был настолько богат, что смог предоставить правительству кредит в размере около 18 млн. долл. В целом же левантийские предприниматели в середине 80-х годов контролировали большинство предприятий обрабатывающей промышленности, розничную торговлю (в 1981 г. в их руки перешел последний супермаркет во Фритауне, ранее принадлежавший европейской фирме), операции по разведке и продаже алмазов, значительную часть сферы услуг.

В 1982 г. парламент принял решение о постепенной передаче предприятий в частные руки, поскольку государственное управление оказалось малоэффективным. В первую очередь это касалось компании «Форест Индастриз», отелей международного класса, таких, как «Кап Сьерра», «Бинту- мани» и др.

Правительству удалось заключить соглашение с «Австро- минералз» об участии последнего в управлении рудником по добыче железной руды в Марампа. Австрийская фирма предоставила кредит на сумму 16 млн. долл. для реконструкции рудника, и в 1983 г. добыча железной руды была возобновлена, обеспечив работой более 1,5 тыс. человек. Однако в начале 1985 г. в силу финансовых неурядиц «Австромине- ралз» прекратил свое сотрудничество, и рудник в Марампа был вновь законсервирован.

Правительство неоднократно повышало закупочные цены па сельскохозяйственную продукцию: кофе, какао, имбирь (1979, 1982 гг.). Вместе с тем нехватка финансовых ресурсов н дефицит бюджета вызывали необходимость введения новых налогов или повышения старых. Так, в 1981 г. налог за найм иностранцев был увеличен на 25%, импортные налоги — на 40—50%, в ноябре 1982 г. установлены пошлины на импорт соли, картофеля, молока, масла и других продовольственных товаров, введены налоги на импортные лицензии, увеличены консульский налог, налоги на парфюмерию, импорт электротоваров, на 66,6% увеличена плата за пользование телефоном [69, 1981, № 4, с. 37; 69, 1982, № 4, с. 40].

Финансовое положение страны в первой половине 80-х годов продолжало ухудшаться. Росла масса денег в обращении. Если в 1979 г. она составляла 72,9 млн. леоне, то в 1985 г. уже 445,9 млн. леоне [54, 1987, 1988, с. 23—25]. Поэтому в 1980 г. курс леоне был снижен на 8,92%, а в декабре 1982 г. правительство в целях поощрения экспорта ввело двойной курс леоне: официальный и коммерческий, последний был в два раза ниже официального (2,5 и 1,25 леоне за доллар). 11 июля 1983 г. двойной курс был отменен и обменный курс леоне был установлен на основе коммерческого— 2,5 леоне за 1 доллар. В феврале 1985 г. леоне была вновь девальвировано и 1 долл. стал обмениваться на шесть, леоне [54, 1986/87, с. 22].

Нехватка финансовых ресурсов, постоянный дефицит бюджета вынуждали правительство прибегать к привлечению* иностранных займов и кредитов, что вело к росту внешнего государственного долга, который в 1985 г. составил 540 млн. долл., а выплаты по задолженности достигли 157 млн. леоне (60% бюджетных расходов). Правительство* вынуждено было просить у кредиторов отсрочки в выплате долга. Так, в 1980 г. члены Парижского клуба согласились, дать отсрочку на пять лет по выплате 157 млн. долл., а в 1984 г.— 88 млн. долл. В 1985 г. крупнейший донор страны— ФРГ согласилась перевести предоставленные Сьерра- Леоне займы на сумму 46 млн. долларов на безвозмездную* основу [69, 1984—85, с. 36].

Дефицит бюджета увеличился с 50,6 млн. леоне в 1979 г. (28% доходов бюджета) до 190 млн. (в 1985 г.) —63% доходов бюджета. Все это вынуждало правительство постоянно прибегать к заимствованиям на внутреннем кредитном рынке, и с 1980 по 1985 г. внутренний государственный долг вырос с 81 млн. до 568 млн. леоне [54, 1986/87, с. 3].

Инфляция, бюджетный дефицит неизбежно вели и к росту цен, и за 1979—1985 гг. они увеличились в девять раз. Если в 1979/80 г. их рост составил 11%, то в 1984/85 г.— 76,6% [69, 1985/86, с. 11]. Происходило резкое падение жизненного уровня, и, хотя правительство неоднократно повышало заработную плату, реально она снизилась более чем в два раза. Например, дневная зарплата неквалифицированного рабочего в 1985 г. составляла всего 3 леоне, ее повышение в общественном секторе также не компенсировало роста цен. Так, в 1983 г. при росте цен на 69% зарплата была поднята на 30%, а в 1985 г.— на 25% (при росте цен на 76%) [80» 1986, с. 16].

Пытаясь привлечь иностранный капитал, в 1983 г. прави-тельство приняло новый инвестиционный кодекс, который давал налоговые льготы для капиталовложений в ресурсные отрасли, строительную промышленность, экспорто-ориентированные производства.

Несмотря на эти трудности, экономика страны все же развивалась. С 21 тыс. до 100 тыс. т увеличилась добыча рутила, с 670 тыс. т до 1240 тыс. выросло производство бокситов, до 20 тыс. унций — экспорт золота. Несмотря на трехкратное сокращение добычи алмазов, их экспорт оставался одним из крупнейших источников поступления финансовых ресурсов, хотя и сократился с 50 млн. до 20 млн. долл. Если в 1980 г. алмазы давали 51% экспортных поступлений, то в 1985 г. их доля в экспорте составила 18,8%. Доля рутила за эти годы возросла с 5,5 до 21,8%, кофе — с 15 до 20,3, бокситов — с 8 до 17,4, какао-бобов — с 10,5 до 15,9%. Значительным источником поступлений стал экспорт золота, на долю которого падало 4,2% стоимости экспорта [69, 1986, с. 1 — 15].

В целом же промышленное производство страны, несмотря на открытие многих новых предприятий, отличалось неустойчивостью, как и производство продовольственных культур. ВВП в текущих ценах за эти годы вырос в 4,5 раза, а в постоянных — снизился на 12%, но в расчете на душу населения его производство в постоянных ценах еще более упало. Население выросло на 15% [53, 1988, с. 1 —15]. 1985 год стал годом неожиданных перемен. Многие наблюдатели считали, что С. Стивекс будет выдвинут в президенты на очередной срок (его полномочия истекали 16 июня 1985 г.). Однако ему было уже почти 80 лет, и в феврале в сьерра-леонской печати был поднят вопрос о его преемнике. По конституции 1978 г. он не мог быть избран на второй срок. Поэтому в руководстве ВК началась борьба за президентский пост. По конституции президентские выборы должны были быть проведены не позднее 16 мая. При невозможности их проведения президент передавал власть первому вице-президенту. Однако Стивенс не желал упускать власть из рук своего клана, а с первым вице-президентом И. С. Коромой он был не в лучших отношениях. В апреле—мае президент добился изменения конституции, и парламент продлил его полномочия на шесть месяцев и внес поправки к ст. 29— 31 конституции, по которым власть в случае смерти президента передавалась на три месяца не первому вице-президенту, а президентскому совету. Намеченный на апрель IX съезд ВК, который должен был избрать нового генерального секретаря партии и кандидата на пост президента, из-за противоречий между группировками внутри ЦК ВК состоялся только в конце июля — начале августа. Стивенс добился включения в конституцию статьи, предусматривающей возможность занять пост президента военнослужащему (предназначая его воспитаннику его семьи, генерал-лейтенанту Джозефу Саиду Момо).

В июне С. Стивенс провел новую реорганизацию кабинета и вывел из него нескольких министров, своих противников [69, 1985, № 2, с. 26].

Состоявшийся в конце июля — начале августа IX съезд ВК избрал новым генеральным секретарем 48-летнего командующего армией генерал-лейтенанта Джозефа Саиду Мо- мо [69, 1985, № 3, с. 22]. Были произведены и другие перестановки в руководстве ВК. Вместо С. И. Коромы на пост секретаря по пропаганде был назначен М. А. Конте. На должность национального казначея был избран Л. Фофана. Национальный административный секретарь ВК Е. Т. Камара одновременно получил пост государственного министра по делам партии. Таким образом, правящая партия как бы официально была включена в государственно-административную систему [69, 1985, № 4, с. 25—26].

В своем выступлении на съезде Дж. Момо заявил о намерении начать перестройку экономики, бороться с проявлениями непотизма, казнокрадства, освободиться от некомпетентных людей в правительстве, укрепить дисциплину, обещал в недалеком будущем возвращение к многопартийной системе [53, 1986, № 3—4, с. 26]. 1 октября 1985 г. состоялись президентские выборы, в которых приняло участие 94% избирателей, и Дж. Момо получил голоса 99% из них. 28 ноября 1985 г. он официально вступил на пост президента [52, 1986/87, 4, с. 28].

Новый президент Дж. Момо получил страну с расстроенными финансами, значительным внешним и внутренним долгом, инфляцией, характеризующейся двузначными цифрами, ухудшением положения значительных масс населения. За 15 лет ВК довело страну до кризиса, а общество и партию раздирали противоречия.

Сьерра-Леоне при правительстве Дж. Момо После избрания Джозеф Саиду Момо в речи 28 ноября 1985 г. заявил, что целью его правительства являются перестройка экономики, улучшение налоговой и финансовой системы, повышение эффективности правительственных служб, борьба с коррупцией. Он подчеркнул, что будет действовать как националистический прагматик, отстаивающий интересы нации. 5 декабря Дж. Момо провел реорганизацию кабинета министров, сократив количество министерств с 29 до 19 и введя в него шесть новых министров [69, 1986, № 1, с. 26].

26 января 1986 г. на торжественной инаугурации президент Момо высказался за новую национально-экономическую политику, включающую изменения в денежной, финансовой и налоговой системе, перемены в механизме управления, проведение антиинфляционных мер, лучшее использование иностранной валюты для развития сельского хозяйства и горнодобывающей промышленности, поддержку малых предприятий. Он добавил, что приоритетными для правительства будут проблемы горнодобывающей промышленности, сельского хозяйства, а также образования и здравоохранения [69, 1986, № 1, с. 25—26].

Осуществление новой экономической политики началось в конце 1985 г. В декабре 1985 г. была создана государственная организация но золоту и алмазам для контроля за экспортом из страны этих минералов, а в январе 1986 г. была увеличена плата за лицензии на торговлю и экспорт золота и алмазов. В феврале 1986 г. было подписано соглашение с МВФ о введении плавающего курса леоне, помощи в оплате импорта, и правительство отменило субсидии на рис и топливо, создало национальный координационный комитет по распределению иностранной помощи. В том же месяце президент Момо провозгласил программу «зеленой революции» для достижения самообеспечения продовольствием и развития животноводства. В ее рамках выделялось 112 млн. долл. на расширение производства риса (за счет увеличения посевов на 100 тыс. га) и сборов на 180 тыс. т. Предусматривались также меры по развитию перерабатывающей промышленности сельскохозяйственного сырья и лесной промышленности [53, 1986, № 4, с. 21].

В марте 1986 г. парламентом страны был принят закон о парламентских выборах. Количество избирательных округов было увеличено с 80 до 105 и на одно место разрешено выдвигать грех -кандидатов и более. Начавшаяся после роспуска 11 апреля парламента предвыборная кампания проходила бурно, происходили столкновения между сторонниками различных кандидатов (хотя все они представляли ВК). Было зарегистрировано 339 кандидатов на 105 мест, но после вспыхнувших беспорядков в 17 округах выборы были перенесены с 30 мая на 6 июня. В результате выборов 10 ми-нистров и 56 членов парламента лишились своих парламентских мандатов (т. е. парламент старого состава обновился на 80%), а в новом правительстве, сформированном И июля, из 21 министра девять постов получили новые люди [53, 1986, № 3, с. 3, 20].

Таким был ответ правительства на недовольство населения ухудшением экономического положения (рост цен в 1982—1984 гг составил 65%, в 1984/85 г.— 76,7, а в 1985/ 86 г.— 80%). Масса денег в обращении за последний год увеличилась в два с лишним раза, объем ВВП в реальном исчислении с 1981 г. снизился на 12% [53, 1985, с. 6]. Дефицит бюджета составил в 1985/86 финансовом году 833 млн. леоне или около 15% ВВП, а расходы на оплату долга — 9% общей суммы расходной части бюджета [53, 1986, № 5, с. 3].

Новое правительство повысило закупочные цены на сельско-хозяйственную продукцию, создало президентский Экономический консультационный совет, а в конце августа парламенту министром планирования и развития была представлена программа восстановления экономики, по которой в течение трех лет было намечено вложить 667,5 млн. леоне (70% средств — за счет внешних источников). Была проведена либерализация импорта [53, 1986, № 4, с. 19].

Однако, как показали дальнейшие события, экономическая программа из-за некомпетентности, коррупции и других причин не была полностью осуществлена, что обострило внутриполитическую обстановку и еще более ухудшило экономическое положение.

28 ноября 1986 г. президент провел частичную реорганизацию кабинета министров, провел объединение некоторых министерств, сократил число парламентских заместителей министров. Были разработаны меры по усилению финансовой дисциплины, а парламент принял решение отправлять служащих на пенсию по достижении 55 лет в связи с безработицей среди лиц с высшим образованием [53, 1987, № 1, с. 19—20].

В конце января 1987 г. в столице вспыхнули волнения учащихся и студентов, перекинувшиеся на провинциальные и районные центры. В ходе беспорядков, в основе которых были экономические причины, было убито два человека, разгромлено значительное число магазинов, а ущерб составил ^более 800 млн. леоне. Правительство было вынуждено на два с половиной месяца закрыть университет и колледж Милтона Маргаи в Годериче [53, 1987, № 1, с. 17].

Крупнейшим событием внутриполитической жизни стало раскрытие силами безопасности 23 марта 1987 г. заговора Мухаммеда Кай-Кай (бывшего начальника спецслужбы по борьбе с контрабандой в аэропорту Лунги). «Мотивами» заговора среди прочих послужили «понижение» по служебной лестнице самого М. Кай-Кай, лишение депутатского мандата его жены (за подкуп избирателей). По подозрению в участии в заговоре было арестовано 55 человек. При обысках у них было найдено значительное количество оружия и боеприпасов. В числе арестованных были два брата главы заговорщиков, заместитель начальника полиции Б. Тейлор, солдаты, полицейские [53, 1987, № 2, с. 23]. В ходе рассле-дования выяснилась причастность к заговору вице-президента Фрэнсиса Мина (менде по происхождению), а также некоторых бизнесменов левантийского происхождения, в том числе директора Агентства по закупке алмазов и золота миллионера Джамиля С. Мухаммеда (бежал из страны). Была установлена связь заговорщиков с экипажем арестованного в предыдущем году французской полицией судна с грузом оружия. 4 апреля после отставки и ареста Ф. Мины была проведена реорганизация кабинета министров, а самого его в числе 18 человек отдали под суд, который приговорил в октябре 1987 г. 12 человек к смертной казне (в том числе Ф. Мину и М. Кай-Кай), а четверых оправдал. Что касается целей заговора, то было установлено, что его участники хотели сместить президента и установить многопартийный режим.

После суда первым вице-президентом был назначен Абу Камара, вторым — Салиа Джусу-Шериф [53, 1987, № 2, с. 20].

В мае 1987 г. были вскрыты злоупотребления в министерстве сельского хозяйства (отставка министра А. Каргбо последовала в июле, когда оказалось, что он присвоил 6,3 млн. леоне), а затем и в некоторых других государственных службах. За злоупотребления и финансовые нарушения в 1987—1988 гг. были отстранены от должностей министры торговли и промышленности, транспорта и связи, общественных работ и труда, экономического развития и планирования, командир сил специального назначения и другие. Созданная в конце 1986 г. комиссия обнаружила, что из 65,5 тыс. государственных служащих 11 тыс. являются «мертвыми душами» (август 1987 г.) и жалованье за них получают другие [53, 1987, № 2, с. 22, № 4, с. 21].

Все эти факты заставили руководство ВК на очередном X съезде, состоявшемся 26—29 января 1989 г. без особой торжественности в г. Макени, принять кодекс поведения членов партии. На съезде Дж. Момо был переизбран генеральным секретарем ВК. Съезд принял манифест по проблемам социально-экономического развития и программу оздоровления политической и экономической жизни в духе выдвинутых Дж. Момо идей конструктивного национализма — принципов «основных нужд» и «самообеспечения» на национальном уровне и «самопомощи» — на местном [53, 1989, № 2, с. 19]. 5 апреля было объявлено, что раскрыт очередной заговор, в котором замешана Ливия, а 26 апреля 1989 г. правительство закрыло пять независимых газет ( «Фор зе Пипл», «Глоб», «Уикэнд Спарк», «Нью Шафт», «Визион») за «клеветнические и злобные» статьи по поводу коррупции в госаппарате и неспособности правительства улучшить экономическое положение [53, 1989, № 3, с. 21]. В октябре 1989 г. после рассмотрения кассационных жалоб пять участников «заговора Кай-Кай» были казнены, а десятерым смертная казнь была заменена на длительное тюремное заключение. 10 октября 1989 г. был смещен министр финансов и юстиции, а 28 ноября — еще пять министров. Новым министром финансов был назначен Томас Тейлор-Морган, в прошлом президент Торговой палаты Сьерра-Леоне и государственный министр в министерстве промышленности и торговли, были назначены также новые министры-резиденты провинций [53, 1990, № 1, с. 1].

Все эти изменения были свидетельством катастрофического положения в экономике — неспособности обуздать коррупцию, контрабандную торговлю (за годы правления Дж. Момо она, по оценкам специалистов, выросла на 40% и достигла 300 млн. долл.), непоследовательности хозяйственной политики [53, 1989, № 3, с. 25]. Отражением нестабильности, кризисных явлений явилось закрытие в конце ноября 1989 г. на два месяца после студенческих демонстраций университета и колледжа Милтона Маргаи, а также проведение в августе 1990 г. XI чрезвычайного съезда ВК, на котором рассматривался вопрос об изменении конституции. На основании решений съезда 5 сентября была создана Национальная комиссия по пересмотру конституции 1978 г. [313, 1990, № 3, с. 487]. В начале 1991 г. комиссия по пересмотру конституции предложила исключить из конституции упоминание об однопартийное и признать многопартийность. Обстановка в стране к тому времени обострилась. Намеченные вначале на март, а затем перенесенные на май парламентские выборы были отложены. В марте студенты Университета призвали к проведению референдума об изменениях конституции и переходе на многопартийную основу. В стране стали создаваться новые политические партии. Еще более обострило обстановку вторжение в приграничные районы Сьерра-Леоне вооруженных отрядов Национально-патриотического фронта Либерии Ч. Тейлора. За период с 23 марта по 10 апреля 1991 г. эти отряды захватили города Коинду, Кайлахун, Пуджехун, Зими Восточной и Южной провинции, грабя и убивая мирных жителей. В страну по просьбе правительства были переброшены части гвинейской и нигерийской армии, которые приняли участие в боях с отрядами Ч. Тейлора, и к середине июня они были выбиты из Восточной провинции.

Экономическое положение страны за годы пребывания у власти Дж. Момо резко ухудшилось. Если на первом этапе экономику удалось несколько стабилизировать (в 1987 г. в банковскую систему было возвращено свыше 300 млн. леоне, снижен уровень контрабанды, замедлено обесценивание леоне), то с 1988 г. обстановка вышла из-под контроля. К тому же летом 1988 г. из-за дождей погибла половина урожая риса, что заставило правительство 1 октября 1988 г. ввести «чрезвычайное продовольственное положение» и обратиться к международным организациям с просьбой о помощи. Из-за стихийного бедствия цена мешка риса на рынке выросла со 180 леоне до 3 тыс., а импорт риса в 1988/89 г. превысил 100 тыс. т [53, 1988, № 3, с. 22, № 4, с. 22].

Перед введением чрезвычайного положения в экономике министр финансов признал, что реформы не дали эффекта. Не увеличивается производство продовольствия, растет контрабанда, не хватает инвестиций. Поэтому правительство прекратило выдачу лицензий на экспорт алмазов и золота и передало монопольное право на их экспорт ГГДО. Использование армейских и полицейских частей позволило несколько снизить контрабанду и вернуть на депозитные счета банков 100 млн. леоне. Однако эти меры мало что дали. Зарплата служащим не выплачивалась по нескольку месяцев. После девальвации летом 1986 г. курс леоне упал с 6 до 55 леоне за доллар (март 1987 г.), но к октябрю 1987 г. удалось добиться его повышения до 22,5 леоне [53, 1987, № 2, с. 25].

Однако безудержная работа печатного станка (в 1988 г. объем денежной массы в обращении увеличился на 150%) привела к тому, что к марту 1989 г. курс леоне упал до 45 леоне за доллар, и в апреле 1989 г. по рекомендации МВФ леоне было девальвировано на 40% [53, 1989, № 2, с. 24]. Денежная масса в обращении стремительно росла, были выпущены сотни тысяч банкнот достоинством в 50 леоне, и уже в августе на черном рынке обменный курс составлял 1:250. 16 января 1990 г. леоне вновь было девальвировано и обменный курс был установлен 1:120 [295, 1990, № 1, с. 9843], но после введения в апреле плавающего курса он (в январе 1991 г.) был равен 1:187, а банковский процент по внутренним займам достиг 45% [295, 1990, № 10, с. 10049].

Внешний долг страны с 1985 по 1989 г. вырос с 380 млн. до 931 млн. долл. [295, 1990, № 12, с. 9798]. В 1988/89 финансовом году из запланированных на оплату процентов 1,35 млрд. леоне было выплачено лишь 45 млн., а из 2,5 млрд. амортизационных платежей—180 млн. [53, 1990, № 1, с. 28]. В 1988/89 г. дефицит бюджета достиг 3,13 млрд. леоне, или 19,3% ВВП, а на 1990/91 финансовый год дефицит запланирован в размере 7 млрд. леоне [53, 1990, № 1, с. 28; 313, 1991, № 2362, с. 318].

ВВП во второй половине 80-х годов ежегодно сокращался на 2,2%, и лишь в 1989/90 г. удалось добиться некоторого роста (на 2,5% при росте населения на 2,6%) [295, 1991, № 12, с. 10298]. Количество денег в обращении с 1985 г. к августу 1990 г. увеличилось в 6,5 раз, а цены — в 15 раз (только в 1989/90 финансовом году они выросли в 2,1 раза) [295, 1991, № 1, с. 432]. Особенно стремительно росли цены на продовольствие. Так, за 1986—1990 гг. на рис они выросли в 12 раз, рыбу — 10, хлеб —8 [53, 1990, № 1, с. 22].

Единственной относительно стабильной отраслью оставалась горнодобывающая промышленность, которая в 1989/90 финансовом году обеспечила 70% поступлений от экспорта (за счет бокситов—1,5 млн. т, титановых руд — 126,3 тыс. т и 62 тыс. ильменита в 1989 г.) [295, 1990, № 10г с. 10159]. Однако экспорт алмазов продолжал падать, хотя, по оценкам, контрабандный вывоз оценивался в 300 млн. долл. [295, 1989, № 12, с. 9797]. Развивалась также сфера иностранного туризма. За эти годы было построено несколько гостиничных комплексов (на побережье полуострова Сьерра-Леоне и острове Банана), а число туристов, посещающих страну, достигло 25 тыс. человек.

Горнодобывающая промышленность держится благодаря, иностранным инвесторам. Так, в разработке кимберлитовых трубок в районе Коно участвуют финская фирма «Оутокум- ку», «Афро Вест машинг К°» (Австралия), английская «Митчел Кост», шведская СКАНСКА; месторождения Марампа — французская «Шарбоне» и американская «Норд Ресорсиз» [295, 1991, № 3, с. 10334]. Австралийский и американский капитал ( «Интерконтинентал Голд», «МК Майнинг НЛ») подписали соглашение с правительством об организации через 15 месяцев добычи в районе Ротифунк 83 тыс. т ильменита, 56 тыс. рутила и 6 тыс. т циркония [53, 1989, № 3, с. 22]. Продолжались также работы на стройплощадке ГЭС Бумбуна.

После введения в конце 1987 г. чрезвычайного положения в экономике правительство опиралось не на внутренние ресурсы (вопреки лозунгу самообеспечения), а на внешние займы и иностранные инвестиции. Но если горнодобывающие предприятия привлекательны для иностранного капитала, то в обрабатывающую промышленность он почти не вкладывает средств, а сельское хозяйство интересует его лишь в рамках подсобного хозяйства (например, «Сьерра Рутайл» организовала фермерское хозяйство по выращиванию риса и кукурузы на 1,5 тыс. га, чтобы кормить рабочих) [53, 1989, No 2, с. 29].

В начале 1989 г. было принято решение о широкой приватизации государственного сектора. Если в 1987 г. была приватизирована только одна компания — «Форест Индастриз», то теперь ей подлежали практически все предприятия госсектора: Корпорация автотранспорта, «Прешиоз Минералз», «Веллингтон Индастри», Национальный завод по переработке нефти, сахарный завод. Национальная страховая компания, морской транспорт, телефон, государственная лотерея. Одновременно вновь были введены лицензии на продажу и экспорт золота и алмазов, стоимость их была увеличена. Для золотодобывающих компаний минимальный капитал был определен в 125 тыс. долл., для алмазодобывающих— 250 тыс. долл. Из золото- и алмазодобывающих, районов были изгнаны 22 торговца-иностранца.

После замены министра финансов в декабре 1989 г, Дж. Момо выступил с новой трехлетней программой экономических реформ, поддержанной МВФ, которые включали резкое повышение акцизных сборов, цен на минеральное топливо, тарифов на электроэнергию, отмену лицензий на экспорт. Одновременно принят закон «О валютном контроле и экономическом саботаже», по которому было запрещено держать на руках более трех дней свыше 100 тыс. леоне. Исключение предоставлялось покупателям и экспортерам алмазов (они могли иметь до 500 тыс. леоне) и золота (250 тыс. леоне). За нарушение закона полагался штраф в 500 тыс. леоне или пять лет тюрьмы. Однако в мае 1990 г. этот закон был отменен и торговля была либерализована.

В целом за 1985—1991 гг. в промышленности и сельском хозяйстве наблюдается застой или падение производства. Программа «зеленой революции» не выполнена. 2 июля 1989 г. Дж. Момо признал, что улучшений в экономике не произошло. Однако правительство надеется, что в 1991 г. наступит перелом и ВВП увеличится на 2,5% (а в последующем будет расти на 5% при ежегодном увеличении населения на 2,2—2,6%) [295, 1990, № 7, с. 10097].

Военный переворот 1992 г.

В конце апреля 1992 г. в стране произошел бескровный военный переворот. Это был один из самых странных переворотов за всю историю независимой Африки. Военные не собирались брать власть. Они приехали с границы с Либерией, где части сьерра-леонской армии вели постоянные бои с отрядами Национально-патриотического фронта Ч. Тейлора (Либерия) и местными партизанами во главе с капралом Санко из Революционного фронта, с просьбой выплатить им заработную плату за последние четыре месяца. Но президент, увидев приближающуюся группу военных, бежал из страны, и военные решили взять власть в свои руки.

Простота переворота объяснялась несколькими причинами. Экономическое положение страны, как уже говорилось выше, в последние годы ухудшилось. Сокращалось производство, росли масштабы коррупции и контрабанды алмазов и золота, уменьшались поступления в бюджет. Сьерра-Леоне оказалась втянутой в войну с Национально-патриотическим фронтом (беженцами стало более 200 тыс. сьерралеонцев). Рос внешний государственный долг, превысивший 1 млрд. долл. Президент С. Момо намеренно затягивал введение новой конституции и переход к многопартийной системе, понимая, что выборы приведут к отстранению от власти представителей партии Всенародный конгресс, руководивших: страной с 1968 г. и доведших страну до нынешнего состояния.

После бегства президента офицеры создали Национальный временный правящий совет (НВПС) во главе с двадцатисемилетним капитаном Валентином Мелвил Штрассер-Кингом.

Новое правительство провозгласило курс на демократизацию общественной жизни. Оно обещало ввести многопартийную систему и провести свободные выборы. В экономической области новые руководители намерены принять меры по оздоровлению хозяйства, следуя рекомендациям Международного банка реконструкции и развития. В стране развернулась кампания против взяточничества и хищений. В июне 1992 г. была создана комиссия по борьбе с коррупцией, блокированы банковские счета членов бывшего правительства, временно прекращены операции по продаже золота и алмазов.

Однако обстановка в стране оставалась сложной. В ряде- районов шли вооруженные стычки с боевиками Революционного фронта и сторонниками свергнутого президента. В конце октября 1992 г. повстанцы из Революционного фронта захватили второй по величине город страны — Коиду (но 5 ноября были выбиты из него), 15 ноября был раскрыт заговор с целью свержения НВПС, организованный сторонниками бывшего президента, а в конце декабря — второй. В северных районах развернулись боевые действия между правительственными войсками и сторонниками бывшего президента С. Момо.

В 1993 г. правительственной армии удалось вытеснить повстанцев Революционного фронта из Южной провинции и почти из всех районов Восточной (за исключением района г. Кайлахун).

Правительство НВПС объявило программу перехода к гражданскому травлению в течение трех лет и в конце августа 1993 г. подготовило проект новой конституции для принятия на референдуме. В экономической области ему удалось стабилизировать курс леоне, договориться о списании части внешнего долга и в рамках Программы структурной перестройки экономики получить более 100 млн. долл. внешней помощи.