Книги, статьи, материалы /История Сьерра-Леоне в новое и новейшее время. /СЬЕРРА-ЛЕОНЕ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

СРОЧНО!!! ЖЕЛАЮЩИЕ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПУТЕШЕСТВИЯХ, А ТАК-ЖЕ ТЕ, КТО ОТПРАВЛЯЛ ПРЕДОПЛАТУ, СВЯЖИТЕСЬ ПО УКАЗАННЫМ КОНТАКТАМ!!!

ВАЖНО!!! НЕ БЕРИТЕ ДОЛЛАРЫ ВЫПУЩЕННЫЕ ДО 2009 ГОДА, ТАК КАК БУДУТ ПРОБЛЕМЫ С ИХ ОБМЕНОМ!!!

Так-же прошу обратить внимание на то, что сайт и вся информация обновляется. В том числе цены на туры будут немного изменены по мере поступления информации в связи с ситуацией с вирусом. Проверяйте актуальность статей и появления новой информации. В общем почаще заглядывайте что-бы не упустить ничего.

САЙТ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ МОЕГО БЛИЗКОГО ДРУГА, И ПРОСТО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА РОМАНА КАШИГИНА, КОТОРЫЙ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ КАМПАЛЫ 2 НОЯБРЯ 2020 г. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!

БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ! (с 28.12.2020 - 09.01.2021)
Вся Уганда за 12 дней. Поторопитесь, времени остается совсем мало.

СЕВЕРНЫЙ СУДАН (03.01. - 11.01.21)
Путешествие по древней Нубии.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01-31.01.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (17.01 - 27.01.2021)
Таинственная земля Догонов.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2021)
Африка в миниатюре.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 01.04 - 13.04.2021)
В краю вулканов и горных горилл.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские (28.04.-15.05.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (29.07.-05.08.2021)
Великая миграция.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (15.08 - 30.08.2021)
Большое путешествие по большому острову.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (13.09.-25.09.2021)
Большое путешествие по странам ЮЖНОЙ АФРИКИ.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулканы.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ и ДР КОНГО за 12 дней (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулкан Ньирагонго.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ И ДЖИБУТИ (02.01 - 15.01.2022)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо + плавание с китовыми акулами
ТУР ПЕРЕНОСИТСЯ НА ГОД В СВЯЗИ С НАЧАВШИМИСЯ БОЕВЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ В СТРАНЕ.


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии.

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР).

Africa Tur Справочные материалы История Сьерра-Леоне в новое и новейшее время. СЬЕРРА-ЛЕОНЕ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

СЬЕРРА-ЛЕОНЕ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

Место в системе международного разделения труда

Решающее воздействие на положение страны в системе международного разделения труда оказывает исторически сложившаяся относительная монокультурность экономики Сьерра-Леоне, двойственность ее социально-экономической структуры. С одной стороны, большинство экономически активного населения связано с отсталым сельским хозяйством, нацеленным на производство продовольствия для собственных нужд. С другой — неразвитость промышленного потенциала, отсутствие квалифицированных 'кадров, финансовых средств, а главное, слабое развитие инфраструктуры существенно влияют на степень участия в международном разделении труда. Оно составляет менее 0,1% мирового внешнеторгового обмена и говорит о малой значимости Сьерра-Леоне в системе мирохозяйственных связей.

Более 95% объема экспорта Сьерра-Леоне составляют пять-шесть видов необработанного минерального сырья и продуктов тропического земледелия [54, 1987, с. 11, 13]. Доля Сьерра-Леоне в торговле этими товарами в масштабах мирового хозяйства незначительна, за исключением рутила, по добыче и экспорту которого она занимает второе место (около 25%). За годы независимости произошла некоторая переориентация экспорта страны, прекратилась добыча железной руды, начались добыча и экспорт золота, резко упало значение добычи алмазов. Если в начале 60-х годов Сьерра- Леоне экспортировала 1,5—2,0 млн. карат и занимала 4— 5-е место в мире (11—15%), то к началу 90-х годов ее роль в производстве и торговле этим товаром снизилась до 0,2%. Доля в мировом производстве других товаров (бокситов, какао-бобов, кофе и золота) не достигает и 2% (соответственно 1,7, 0,75, 0,07 и 0,04%). Некоторое значение в мировом производстве Сьерра-Леоне имеет по экспорту ядер пальмовых орехов, пиассавы и имбиря, но в последние годы их значение падает [59, 1975, 1989, табл. 2].

Ввозит Сьерра-Леоне топливо, продовольствие, оборудование и готовые промышленные товары. Импорт продовольствия Сьерра-Леоне составляет 1% от мирового, в абсолютных же ценах он вырос с 1963 по 1988 г. с 10 млн. до 140 млн. леоне (при общем росте импорта с 60 млн. до 553 млн. леоне) [69, 1975, с. 11; 54, 1987, с. 11—18; 53, 1990, № 1, с. 2]. 70% валовых капиталовложений осуществляется из внешних источников, т. е. Сьерра-Леоне, по существу, страна потребляющая, а не производящая, и эти тенденции усиливаются.

Говоря о географическом направлении внешней торговли, необходимо отметить некоторое расширение его диапазона и сокращение доли Великобритании во внешнеторговом обороте с 60% в 1963 г. до 10—11% в 1987 г. [76, 1970, с. 950; 55, 1989, с. 180], хотя она остается одним из главных покупателей сьерра-леонских алмазов (85%), значительной части кофе и поставщиком оборудования. Важное место во внешнеторговых связях Сьерра-Леоне играют другие страны Западной Европы, доля которых за годы независимости возросла с 20% внешнеторгового оборота до 35%. Крупнейшими партнерами Сьерра-Леоне являются Голландия, закупающая бокситы, какао-бобы й кофе и поставляющая промышленное оборудование, и ФРГ (вывоз бокситов и 'кофе, ввоз товаров длительного пользования). Крупными поставщиками являются также Франция, Италия, США и Япония, а в последние годы и страны — участницы Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС) и КНР. На Африканском континенте основные торговые партнеры Сьерра-Леоне — Либерия, Нигерия, Камерун, Сенегал и Гамбия, где закупаются топливо, товары потребительского спроса и продовольствие. Доля этих стран в импорте во второй половине 80-х годов выросла до 25% [55, 1989, с. 180].

Значителен ввоз в Сьерра-Леоне товаров (продовольствие, электроника) из Индии и Гонконга. Развиваются торговые связи со странами Восточной Европы, которые поставляют оборудование, автомашины, изделия легкой промышленности (хотя их доля в торговом обороте не превышает 2—4%). Торговые отношения с СНГ регулируются соглашением 1965 г., однако товарооборот не превышает 15 млн. рублей. Закупаются лишь какао-бобы, а Сьерра-Леоне импортирует из России автомашины, свежемороженую рыбу, стекло, цемент и мыло.

Экономическое развитие Сьерра-Леоне невозможно без притока капиталов извне. Главную роль играют здесь займы и субсидии, а не прямые капиталовложения, поскольку вложения в промышленное развитие страны малопривлекательно. Именно поэтому иностранные капиталовложения направляются либо в промышленность Фритауна, либо на разработку месторождений, находящихся недалеко от побережья (за исключением золота). Именно из-за малой рентабельности ушли из страны английская ДЕЛКО, «Бритиш Петролеум», «Селекшн Траст», американская «Бетлехем Стилз» и др.

Широкое привлечение внешней помощи при малых размерах внутреннего накопления обострило экономические проблемы страны. Займы и кредиты обходятся довольно дорого. Норма обслуживания долга постоянно растет, и в 1988 г. она составляла 29,7% поступлений от экспорта, а сам внешний долг превышает 720 млн. долл. (1990 г.). Причем основная часть финансовой помощи направляется на развитие социальной и экономической инфраструктуры, оплату импорта и техническую помощь (т. е. оплату иностранных специалистов). Общий объем финансовой помощи за годы независимости превысил 1,7 млрд. долл., что почти равно ВВП за два года. Иностранная помощь преобладает в финансировании дорожного строительства, энергетики, сельского хозяйства, некоторых отраслей промышленности и социальной сферы. Италия полностью финансирует подготовительные работы. (инженерные изыскания, проектирование) и строительство крупнейшей в стране ГЭС Бумбуна. Французский банк «Кимес сентраль-де комерсьон экономик» и Международная финансовая корпорация предоставили займы на строительство цементного завода, а Австрия — на финансирование и реконструкцию рудника по добыче железной руды в Ма- рампе (и горно-обогатительного предприятия).

Крупнейшими донорами Сьерра-Леоне являются Германия, Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Международный банк реконструкции и развития и его филиалы (Международное агентство развития — МАР, Международный фонд сельскохозяйственного развития), США, Африканский банк развития и Англия, на долю которых приходится свыше 60% суммы помощи. Около 22% финансовых средств, предоставленных Сьерра-Леоне за годы независимости, направлялось на развитие сельского хозяйства, 18% — на дорожное строительство, 15%—на возведение и реконструкцию энергетических объектов, 10%—на промышленность (в основном деревообработку, пищевую и стройматериалов); 8%—на систему образования. Однако около 40% полученных средств пошло на оплату технической помощи, иностранных специалистов и импорта оборудования, и это не считая процентов по займам.

В целом доля внешних ресурсов в капиталовложениях в экономику превышает 50%, и, например, развитие энергетики целиком финансируется за счет этих источников.

Таким образом, Сьерра-Леоне и после достижения независимости остается сырьевой периферией мирового хозяйства, с низкой долей внутреннего самообеспечения воспроизводства как социальных условий жизни, так и капитала.

Внешняя политика и экономическое сотрудничество

Внешнюю политику Сьерра-Леоне в период независимости можно рассматривать в трех аспектах: отношения с соседними странами Западной Африки, отношения со странами Африки в рамках ОАЕ и отношение к международной системе блоков, где она в основном придерживалась принципов Движения неприсоединения. Конечно, в разные периоды политического развития (1961 —1967 гг., 1967—1968 гг. и с 1968 г. по настоящее время) во внешней политике существовали некоторые отклонения в отношениях с блоками, но в целом она оставалась практически неизменной.

После провозглашения независимости премьер-министр страны Милтон Маргаи не стал рвать связи с бывшей метрополией. На Африканском континенте правительства Милтона и Альберта Маргаи проводили относительно независимую политику. До Монровийской конференции Сьерра-Леоне не участвовала в Африканских союзах. М. Маргаи усматривал, в частности, в Касабланкской группе, возглавляемой К. Нкрумой, не только коммунистические прожки, но >и попытки навязать свою волю малым странам. Сьерра-Леоне не собиралась играть лидирующую роль в идеологических войнах на континенте. Премьер-министр А. Маргаи считал, что ОАЕ должна быть чисто экономической организацией. Он даже высказался против ликвидации британских колоний в Африке, поскольку «Сьерра-Леоне имеет отношения с Великобританией, носящие „специальный характер44“ [210, с. 149; 5, с. 21].

Несколько радикальней была позиция Альберта Маргаи, который стал премьер-министром в апреле 1964 г. Он считал, что ОАЕ должна быть политическим союзом, который позволит снизить опасность неоколониальной политики [8, с. 19— 20]. Этот подход выразился в принятии экономических санкций к Португалии, развязавшей войну против народов Гви- неи-Бисау, Анголы и Мозамбика, и режиму Яна Смита Б Родезии. А. Маргаи даже заявил, что Сьерра-Леоне «предоставит финансовую и военную помощь народу Родезии для завоевания свободы» [301, 2.10.1965]. Однако, когда совещание Совета министров ОАЕ в ноябре 1965 г. приняло рекомендации прервать дипломатические связи с Великобританией, Сьерра-Леоне выступила против, мотивируя это тем, что «разрыв дипломатических отношений не позволит правительству противостоять влиянию Англии на континенте» [298, 1979, № 3, с. 68].

Отношения Сьерра-Леоне с соседними странами Африки носили противоречивый характер, особенно с Гвинеей. Гвинея была заинтересована в расширении экономических связей со Сьерра-Леоне, но поскольку ее лидер Секу Туре придерживался социалистической ориентации, а Сьерра-Леоне проводила консервативную прозападную политику, то это стало серьезным препятствием. Кроме того, Туре поддерживал оппозиционную партию Всенародный конгресс. Поэтому, несмотря на то что М. Маргаи и С. Туре подписали во время визита последнего во Фритаун коммюнике о «сотрудничестве в политической, экономической и финансовой областях и внешней безопасности», дальше разговоров дело не пошло. Лишь с приходом на пост премьер-министра Альберта Маргаи во время визита Секу Туре в Сьерра-Леоне в июне 1964 г. было подписано соглашение о торговле и взаимных выплатах [298, 1979, № 3, с. 19]. Для Сьерра-Леоне оно означало, что она будет помогать Гвинее устранять ее экономические проблемы. Но уже в 1965 г. возникли трудности, поскольку для финансирования проектов сотрудничества не было средств. Попытка получить займ у английской фирмы «Юнилевер бразерс» вызвала сопротивление правительства Великобритании. С точки зрения Запада, не стоило давать шанс С. Туре выбраться из экономического кризиса. Состоявшийся в марте 1965 г. визит С. Туре во Фритаун не привел к подписанию серьезных соглашений, но в феврале 1967 г. обе страны подписали «Пакт о взаимопомощи», который можно расценивать как реакцию на заговор офицеров сьер- ра-леонских вооруженных сил. Однако приход к власти Совета национального преобразования, по существу, отменил этот пакт [29i, 04.1967].

Отношения с ганским правительством в период руководства страной М. Маргаи не были тесными из-за фундаментальных различий в идеологических взглядах М. Маргаи и К. Нкрумы. Нкрума выступал против «балканизации» Африки и в качестве примеров острых этнических противоречий приводил Сьерра-Леоне к Того, что не нравилось, естественно, Фритауну. М. Маргаи говорил, что мы «не сомневаемся в нашем будущем как независимого государства, оно выглядит многообещающим» [324, 15.10.1960]. Поэтому отношения двух стран были корректными, но холодными. Они улучшились с приходом Альберта Маргаи, выступившего с идеей однопартийного государства. В 1965 г. в ходе визита в Гану А. Маргаи в штаб-квартире Народной партии конвента заявил, что, подобно НПК, его партия считает, что правительство не должно быть выше партии [322, 27.10.1965]. Идея однопартийного государства была серьезно подорвана после свержения Кваме Нкрумы. В Сьерра-Леоне окрепло опасение, что «переворот в Гане подрывает аргументы в пользу однопартийности». Новое военное правительство Ганы холодно восприняло сьерра-леонские инициативы, направленные на нормализацию отношений, особенно после изгнания сотен гвинейских рыбаков из территориальных вод Сьерра-Леоне. Ситуация не улучшилась и после прихода к власти С. Стивенса в апреле 1968 г.

Сьерра-Леоне в этот период ориентировалась на развитые страны Запада, в то время как контакты с социалистическими странами находились на очень низком уровне, особенно при Милтоне Маргаи. Причем с Западом политические и экономические отношения в основном замыкались на Англии. Это были отношения зависимой страны с бывшей метрополией после формального провозглашения независимости. Отсюда поступала почти вся финансовая и техническая помощь, на Англию была сориентирована внешняя торговля. При этом сам объем помощи был относительно невелик, поскольку Сьерра-Леоне в период холодной войны не являлась стратегически важной частью Британского содружества ни в эко-номическом, ни в военном отношении.

Зависимость от Великобритании проявилась, в частности, в том, что когда в 1963 г. правительство консерваторов решило продать ЮАР оружие, то сьерра-леонские власти, следуя политике «специальных отношений», с крайней осторожностью подошли к этому вопросу из-за боязни потерять помощь, поступавшую из Англии.

С приходом к власти Альберта Маргаи внешняя политика Сьерра-Леоне стала менее ориентированной на Англию. Страна заявила о поддержке Движения неприсоединения. Англия стала терять свои позиции крупнейшего торгового партнера и донора Сьерра-Леоне, стала расти доля США, ФРГ, Франции и других стран. С США, например, еще 5 мая 1961 г. было заключено соглашение об экономическом сотрудничестве, подобные соглашения были в последующем заключены с правительствами и фирмами западноевропейских стран, а после установления в 1963 г. дипломатических отношений — и с Японией.

С 1963 г. начало развиваться сотрудничество с Южной Кореей, Тайванем. Последний оказал помощь Сьерра-Леоне в развитии сельского хозяйства. Окрепли связи с Израилем.

При Милтоне Маргаи официальных контактов с социа-листическими странами не было, хотя уже в 1960 г. несколько сьерралеонцев обучалось в вузах СССР. Посольство СССР во Фритауне было открыто в 1963 г., а сьерра-леонское в Москве — в 1965 г. Из других социалистических стран дипломатические отношения были установлены с ПНР (1962 г.), СФРЮ (1963 г.), ЧССР (1963 г.). Хотя Милтону Маргаи временами казалось, что Советский Союз поддерживает оппозиционную партию Всенародный конгресс, в конечном счете он был вынужден признать, что «Советский Союз никогда не вмешивался во внутренние дела ни одного независимого африканского государства» [301, 21.01.1963].

С приходом к власти Альберта Маргаи отношения с Советским Союзом получили новый импульс. В марте 1965 г. Сьерра-Леоне посетила советская парламентская делегация, а в апреле того же года было подписано соглашение о торговле, в сентябре — о культурном и научном сотрудничестве, а в октябре — Протокол к торговому соглашению [33, с. 15], по которому в Сьерра-Леоне стали поставляться советские автомобили, тракторы, цемент. Советский Союз предоставил стипендии студентам из Сьерра-Леоне и послал врачей для работы в госпиталь г. Магбураки. Советский Союз также согласился предоставить 28 млн. долл. в виде помощи, которая, однако, была оказана уже после падения правительства Альберта Маргаи.

Внешняя политика Сьерра-Леоне после военного переворота в марте 1967 г. и установления режима Совета национального преобразования (СНП), правившего страной 13 месяцев, находилась в том же русле, что и при Милтоне Маргаи, т. е. была сориентирована на Запад. Но все же изменения были, поскольку СНП признал политику неприсоединения. Например, заключив соглашение с ФРГ о финансировании строительства дороги Тонколили—Коно, военное руководство одновременно подписало с СССР протокол о сотрудничестве в области здравоохранения, образования и социальных услуг, по которому Советский Союз выделял 40—50 стипендий сьерра-леонским студентам, в первую очередь для подготовки медиков, которых в стране не хватало.

С соседними государствами отношения в этот период были противоречивыми, если не холодными. И Либерия и Гвинея неохотно признали СНП. В июле 1967 г. руководитель СНП Джексон-Смит пригласил президента Либерии посетить Сьерра-Леоне. Его попытки достичь взаимопонимания с Гвинеей побуждались тем, что, по имевшимся у него сведениям, С. Стивенс якобы готовил в Гвинее партизан для вторжения в Сьерра-Леоне. В меморандуме, опубликованном в марте 1968 г., СНП отмечал «с особой тревогой слухи о том, что наблюдается подрывная активность против нашей страны в одной из соседних стран» [165, с. 194]. Члены СНП посетили Конакри и попытались убедить Секу Туре отказаться от поддержки С. Стивенса. Поездка закончилась провалом. Секу Туре, провожая в аэропорту лидера СНП, призвал его «посвящать больше времени политике примирения» [165, с. 194].

Однако реакция Гвинеи на назначение С. Стивенса премьер-министром в 1967 г. была отрицательной, и лишь- через шесть месяцев после военного переворота правительство Секу Туре стало оказывать С. Стивенсу поддержку,. Поэтому при С. Стивенсе отношения с соседями и «традиционными» друзьями Сьерра-Леоне в течение многих лет оставались натянутыми. Серьезные попытки к развитию связей в экономической, культурной и социальной сферах получили развитие только в 1979 г. Правда, бывали периоды потепления отношений со Сьерра-Леоне. В частности, оно наступило после осуждения Стивенсом и другими африканскими лидерами попытки португальского захвата Конакри в ноябре 1970 г.

Сложная внутриполитическая обстановка, противоречия между Стивенсом и командующим армией генералом Д. Бан- гурой вынудили первого обратиться к руководству Либерии и Гвинеи с предложением заключить пакт о взаимопомощи. 19 марта 1971 г. он выехал в Конакри с целью подписания соглашения о взаимной обороне. 23 марта во Фритауне была совершена попытка переворота, к вечеру 24 марта подавленная верными Стивенсу войсками. 28 марта был подписан этот пакт, а 31 марта во Фритаун прибыли первые 200 гвинейских солдат [165, с. 215] и оставались в стране в течение нескольких лет. Дальнейшему укреплению отношений не смогли помешать ни инциденты на границе между двумя странами в 1974 г., когда было убито несколько сьерралеон-цев, ни антигвинейские демонстрации во время футбольного- матча между национальными сборными в 1979 г.

В 1979 г. была проведена новая серия переговоров по улучшению двусторонних отношений. Были созданы четыре комитета для подготовки юридической конвенции, соглашений, по связи и транспорту, телекоммуникациям и конвенции о сотрудничестве в сфере культуры. В мае 1979 г. была установлена автобусная связь между двумя столицами, а «Эр Гинэ» стала обслуживать между ними авиалинию [290, 1979, 9.06, 9590]. Во время визита в Конакри С. Стивенс призвал Гвинею присоединиться к «Союзу реки Мано» [290, 21.01.1986, с. 9846]. Во время встречи президентов Сьерра-Леоне, Либерии и Гвинеи 31 января 1980 г. были рассмотрены пути и методы сотрудничества между тремя странами, и в октябре 1980 г. Гвинея присоединилась к «Союзу реки Мано». В 80-е годы отношения между Сьерра-Леоне и Гвинеей были стабильными. Происходили регулярные обмены визитами глав государств и правительств. Эта практика не изменилась и после свержения Секу Туре. Руководители Гвинеи были посредниками в урегулировании разногласий между правительством Сьерра-Леоне и режимом С. Доу в Либерии. Заключены соглашения о телефонной и телексной связи между двумя странами. Развивается торговое сотрудничество в рамках «Союза реки Мано», а столицы Конакри и Фритаун в 1987 г. стали породненными городами.

Одной из важных сторон внешней политики Сьерра-Леоне в последние годы являлись отношения с Либерией. В 1968— 1971 гг. отношения между двумя странами были натянутыми: в Либерии нашли убежище лидеры оппозиции. Имелись данные, что они планировали вторжение в Сьерра-Леоне. По этому поводу С. Стивенс направил либерийскому президенту Табмэну письмо протеста [295, 1970, № 5, с. 20]. Однако в 1971 г. руководители двух стран, к удивлению многих, встретились и провели переговоры об экономическом сотрудничестве. В апреле того же года был создан комитет по изучению конкретных областей сотрудничества. Идею сотрудничества поддержал и преемник Табмэна на посту президента Либерии У. Толберт. В 1972 г. С. Стивенс и У. Толберт пригласили экспертов ЮНИДО (Организация ООН по развитию), чтобы изучить возможность установления таможенного союза двух стран [298, 1981, № 1—2, с. 23]. В октябре 1973 г. в пограничном городе Малема была подписана декларация о создании «Союза реки Мано», и через три года была либерализована торговля местными товарами (сельскохозяйственными). Общая тарифная система охватила 98% всех статей межстрановой торговли.

Объем межстрановой торговли с 1980 г. значительно вырос. Кроме торговли деятельность союза охватывает и другие сферы: подготовку кадров, развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики и т. д. В частности, для подготовки кадров в Либерии созданы Объединенный институт инженеров лесного хозяйства и Объединенный институт работников морского дела, в Сьерра-Леоне—Объединенный институт инженеров почтовой и телекоммуникационной служб и Объединенная программа подготовки работников налоговой и торговой статистики.

Военный переворот, совершенный в Либерии сержантом С. Доу, несколько дестабилизировал отношения между двумя странами. Однако уже в июне 1980 г. Фритаун посетил С. Доу, а министр иностранных дел Либерии В. Мэтьюз сделал заявление, что отношения между его страной и Сьерра- Леоне находятся в центре внимания его правительства [298,1980, № 2—3, с. 20]. Отношения постоянно омрачались внутриполитическими неурядицами в Либерии, ответственности которые С. Доу пытался возлагать на соседние страны, в том числе и Сьерра-Леоне. Так было в 1985 г. после попытки военного переворота под руководством генерала Куик-вонкпы, после чего Либерия закрыла границы со Сьерра- Леоне. Лишь через полгода при посредничестве президента Гвинеи Конте конфликт был улажен и отношения восстановлены, а в июле 1986 г. был подписан пакт о ненападении. Дальнейшему развитию связей между двумя странами и урегулированию противоречий послужили встречи глав госу-дарств «Союза реки Мано» в марте 1988 г., подписание в апреле 1988 г. меморандума о взаимоотношениях между двумя странами. В июне—июле 1990 г. Фритаун стал местом переговоров между правительством С. Доу и повстанцами Национально-патриотического фронта Либерии. Однако в марте 1991 г. отношения между странами обострились из-за вторжения в Сьерра-Леоне отрядов Ч. Тейлора (НПФ).

Не просто в первые годы после прихода к власти С. Стивенса развивались отношения с другими англоязычными странами Западной Африки (Ганой и Нигерией).

Связи с Ганой в первые пять лет нахождения у власти правительства ВК были серьезно нарушены. Основной причиной этого явился отказ ганских властей выдать майора С. Джуму, который участвовал в перевороте 1967 г. В ответ сьерра-леонское правительство 7 декабря 1968 г. выслало 146 ганских рыбаков. Комментируя это решение, ганская газета «Ганаен Таймс» писала: «Эта акция доказывает, что власти потерпели неудачу в попытке юридически добиться выдачи бывшего военного лидера». В свою очередь, «Дейли Мейл» утверждала, что «в отношении к ганским рыбакам Сьерра-Леоне осуществила свое суверенное право», а ган-ская пресса открыла шлюзы ругательной, придирчивой, лицемерной критики и вызывающей тошноту болтовни [298, 1968, № 4, с. 36].

Эта газетная война продолжалась довольно долго. Отношения между двумя правительствами потеплели лишь после- прихода к власти в Гане администрации И. Ачампонга. После возвращения к гражданскому правлению в Гане в 1979 г. двусторонние связи стали более стабильными. Однако послевоенного переворота, совершенного 31 декабря 1979 г. Дж. Ролингсом, связи Сьерра-Леоне с Ганой опять практически заморозились, и только в августе 1981 г., после визита, председателя ВСНО Ганы Дж. Ролингса, отношения сталга.

восстанавливаться, и контакты между двумя странами осуществлялись на дипломатическом уровне и в рамках ОАЕ. Лишь в августе 1987 г. было подписано соглашение о породнении Фритауна и Аккры.

Хотя отношения Сьерра-Леоне с Нигерией, за исключением 1961 —1964 гг., не прерывались, они никогда не были тесными и посол Нигерии в Сьерра-Леоне был назначен лишь в 1969 г. Война в Биафре не только нанесла вред отношениям Нигерии с другими бывшими английскими колониями, но и обнаружила серьезные недостатки во внешней политике Сьерра-Леоне. Пробиафрские позиции привели к охлаждению отношений с Нигерией и повредили долгосрочным интересам Сьерра-Леоне. До войны некоторые политики этой страны пришли к выводу, что Нигерия, большая и сильная, станет гарантом намечаемого Союза Западной Африки и гегемоном в субрегионе. Они рассчитывали, что оттуда будет поступать сырье и другие материалы для промышленности Сьерра-Леоне. Их надежды окрепли после назначения в 1969 г. министром иностранных дел Нигерии христианина, учитывался также нефтяной бум в этой стране и ее активность в ЭКОВАС при подписании конвенции Ломе.

Однако эти надежды были разрушены сьерра-леонскими лидерами, которые на конференции премьер-министров Сообщества в Лондоне (1969 г.) распространили меморандум о войне в Биафре, рассердивший нигерийцев. Они характеризовали этот шаг как нелогичный и непрактичный, потому что он трактовал обе стороны, участвующие в войне, как равные и суверенные государства. С. Стивенсу дали понять, что и в Сьерра-Леоне могут возникнуть сепаратистские движения. Но предупреждение было проигнорировано, и вместе с Габоном, Кот-д’Ивуаром, Танзанией и Замбией Сьерра- Леоне формально признала независимость Биафры. Это еще более обострило отношения между двумя странами. Лидер Нигерии генерал Я. Говон призвал сьерра-леонскую армию свергнуть правительство С. Стивенса. Таким образом, когда в начале 1970 г. война закончилась, правительство Сьерра- Леоне оказалось в весьма затруднительной позиции [298, 1981, № 11, с. 20].

Первым шагом к улучшению отношений с Нигерией была организованная президентом С. Туре встреча руководителей двух стран в Конакри в 1970 г. В начале 1973 г. вице-президент Сьерра-Леоне С. Корома посетил Лагос. И хотя в целом визит имел ограниченный успех, тем не менее в ходе его Сьерра-Леоне оказала поддержку инициативе Я. Говона в создании региональной организации ЭКОВАС, а Нигерия поставила Сьерра-Леоне сырую нефть в обмен на растительное масло, скот и железную руду. Через три года делегация Сьерра-Леоне во главе с вице-президентом вновь посетила Нигерию и подписала соглашение о займах. Это заем в 15 млн. на поддержку бюджета, долгосрочный заем на оплату постазок нефти (35 млн.), 32 млн. на строительство сахарного комплекса и 37,8 млн. долл. для развития перерабатывающей промышленности. Однако Нигерия не выполнила всех обязательств, и, например, создание сахарного комплекса финансировалось за счет займа КНР [295, 1976/77, с. 3708].

После прихода к власти в Нигерии правительства Шеку Шагари отношения между двумя странами продолжали улучшаться. Обе страны дали отрицательную оценку перевороту в Либерии, заняли общую позицию по Западной Сахаре и относительно конфликта между Ливией и Чадом. В июне 1985 г. состоялся визит президента Сьерра-Леоне С. Стивенса в Нигерию, вновь избранный президент С. Момо в 1986 г. дважды (в феврале и июле) посетил эту страну и заключил с ней соглашение о поставках нефти. Во время визита в Сьерра-Леоне президента Нигерии И. Бабангиды в ноябре 1988 г. было подписано соглашение о сотрудничестве в области образования, культуры, экономики и развития техники. Вместе с Нигерией Сьерра-Леоне участвовала в урегулировании конфликта между противоборствующими сторонами в гражданской войне в Либерии, а ее аэродромы использовались войсками ЭКОВАС в 1990—1991 гг., которые, как известно, положили конец конфликту.

Позиция Сьерра-Леоне по проблемам Африканского континента и основным мировым проблемам

Внешняя политика правительства Всенародного конгресса в 1968—1983 гг. значительно отличалась от линии правительства Альберта Маргаи. В первые годы правительство ВК занимало консервативные позиции по отношению к режиму Яна Смита в Родезии. Позднее С. Стивенс, однако, поддержал «прифронтовые» государства в их критике колониалистов и империалистов. Правительство ВК поддержало принципы самоопределения и права на свободу всех народов от колониальной зависимости. В предвыборном манифесте ВК 1973 г. записано, что ВК «выступает против любых форм колониализма и решительно выступает в поддержку всех народов, борющихся за ликвидацию колониализма и неоколониализма з Африке и мире» [1, с. 10].

Однако в августе 1968 г. С. Стивенс заявил в парламенте, что по вопросу о Родезии его правительство осторожно добивается… ликвидации конфликта. Иными словами, государства, подобные Сьерра-Леоне, устраняются от вовлеченности в конфликт, в котором участвуют «прифронтовые» государства, но готовы морально поддерживать их. Следовательно, правительство ВК не имело стратегии относительно путей освобождения Южной Африки, о чем откровенно заявил С. Стивенс на конференции глав стран Содружества в 1977 г.: «Мы не имеем мнения по этому вопросу» [306, 6.VI.1977].

Эти колебания объяснялись разногласиями между радикально настроенными молодыми членами ВК и старыми членами партии. В результате партия выступала как борец против колониализма, империализма и неоколониализма, в основном на словах. Именно так надо воспринимать заявление в 1973 г. С. Стивенса о том, что «мы будем продолжать оказывать помощь и поддержку братьям в Намибии, Зимбабве, Мозамбике и Анголе… по мере возможности» [306, 7.11.1973]. Как правильно отмечают некоторые исследователи, внешняя политика ВК не могла быть антиколониальной [305, 1979, N° 2—3, с. 32]. Этот факт признан в выступлении С. Стивенса на съезде ВК в 1981 г., когда он заявил, что «наша внешняя политика… строится на принципах равенства и уважения суверенитета и территориальной целостности всех государств, неприсоединения и сотрудничества с дружественными странами в ООН…» [71, с. *166]. Не изменилась эта политика и при Дж. Момо. Благодаря такой терпимости Сьерра-Леоне играла значительную роль на Африканском континенте в улаживании конфликтов между Эфиопией и Суданом и Сомали, Ливией и Чадом, в Западной Сахаре (правительство САДР Сьерра-Леоне признало одним из первых). Активно выступала Сьерра-Леоне за предоставление независимости Намибии (к тому же в Университете Сьерра-Леоне учились многие намибийцы). Поддерживает правительство страны и борьбу африканцев ЮАР против апартеида.

В отношении глобальных проблем, таких, как прекращение гонки вооружений и ликвидация ядерного оружия, Сьерра-Леоне неизменно придерживалась позиции, что сокращение опасности ядерного и любого другого военного конфликта между крупнейшими мировыми державами и военными блоками послужит на благо человечества. Так, в конце 1990 — начале 1991 г. Сьерра-Леоне заявила о поддержке международных сил по освобождению Кувейта от иракской оккупации и даже послала в район боевых действий отряд солдат и врачей общей численностью в 300 человек.

Политические и экономические связи Сьерра-Леоне со странами международного сообщества

Почти 30 лет независимости не привели к серьезной перестройке политических и экономических связей Сьерра-Леоне с международным сообществом. Несмотря на усилия правительства по диверсификации этих связей, они продолжают оставаться ориентированными в основном на развитые страны.

Связи Сьерра-Леоне с Великобританией остаются необходимым элементом не только потому, что они были заложены в период колониального режима, но и потому, что торговля с Великобританией — жизненно важный элемент развития экономики страны наряду с ее технической и финансовой помощью. Однако за годы независимости роль Великобритании в жизни Сьерра-Леоне снизилась. Если политические связи с Великобританией в рамках Содружества сохраняются, то экономические — значительно сократились. Зто произошло как за счет снижения доли экономической помощи Великобритании, сокращения ее роли во внешнеторговых связях Сьерра-Леоне, так и в результате прекращения деятельности ряда английских компаний (ДЕЛКО, «Бритиш Петролеум» и др.)-

В то же время значительно возросла роль связей Сьерра- Леоне с другими западными странами (Германией, США, Италией) и международными организациями. Наиболее значительную роль имеют связи с Германией и США.

Вскоре после завоевания независимости ФРГ стала пре-доставлять правительству Сьерра-Леоне займы и дары для строительства дорог и безвозмездные ссуды. Власти и частные компании ФРГ не только строили дороги, но и участвовали в реорганизации государственной транспортной корпорации по перевозке грузов и пассажиров между основными городами Сьерра-Леоне. Кроме развития транспортной сети западногерманские компании содействовали развитию сельского хозяйства, финансируя закупки удобрений, подготовку кадров, проекты диверсификации сельскохозяйственного производства. ФРГ также оказывала помощь в развитии промышленности (деревообработка) и рыболовства. Общий объем помощи ФРГ составлял 300 млн. долл.

Не касаясь политического аспекта отношений между ФРГ и Сьерра-Леоне (обмен визитами политических деятелей, парламентариев, деятелей культуры), целесообразно отметить цели помощи ФРГ. Эта помощь была проявлением соревнования за влияние в третьем мире, за позиции на внешних рынках для реализации конечного продукта и поступления сырья. Именно поэтому значительная часть помощи ФРГ была предоставлена на льготных условиях, в форме субсидии. В результате в конце 70-х годов ФРГ превратилась в крупнейшего донора Сьерра-Леоне.

Отношения Сьерра-Леоне и США стали складываться в 1961 г. после подписания соглашения о защите инвестиций. Однако после прихода к власти правительства ВК они долгое время были заморожены. Объяснялось это тем, что администрация США считала правительство ВК радикальным и социалистическим. В 1968 г. США практически прекратили свою помощь. В 1970—1971 гг. посольство США во Фритауне, по мнению правительства Сьерра-Леоне, было вовлечено в попытки устранить правительство С. Стивенса, что вызвало антиамериканскую демонстрацию, организованную молодежной лигой ВК. Через шесть месяцев посольство США было опять обвинено в попытках оказать помощь в свержении правительства, и посол США был выслан из страны. Отношения между странами были серьезно нарушены на долгое время. Ситуация стала меняться после 1976 г., когда С. Стивенс нанес официальный визит в Вашингтон, стремясь заручиться американской финансовой помощью.

Американцы решили возобновить помощь, что, согласно заявлению посла США во Фритауне, явилось демонстрацией «поддержки усилий» правительства С. Стивенса в экономическом развитии Сьерра-Леоне. Отношения между двумя странами стали более доброжелательными.

Объем помощи США за 1976—1990 гг. превысил 100 млн. долл. Около 25% ее приходилось на продовольствие (оплату закупок но закону № 480), 16%—на сельское хозяйство. Остальные средства пошли на развитие социальной инфраструктуры и образование. В частности, в мае 1987 г. было подписано соглашение о помощи США в подготовке кадров.

Другие развитые страны предоставляют помощь в основном по каналам многосторонней помощи через ЕЭС и МБРР: Франция — на развитие водоснабжения городов, Италия — на проектирование и строительство ГЭС Бумбуна. По этим же каналам получает помощь от Голландии, Дании, Японии и некоторых других стран.

После прихода к власти правительства Всенародного конгресса получили развитие и отношения со странами Азии: Южной Кореей, Таиландом, Пакистаном, Индией, Гонконгом, Ираном, Турцией.

С Южной Кореей в декабре 1970 г. подписано соглашение о военном сотрудничестве, возобновленное в январе 1984 г., в 1978 г.— о сотрудничестве в области сельского хозяйства. Делегации двух стран неоднократно обменивались визитами. Торговые отношения установлены с Таиландом и странами Индостанского субрегиона. Активно развиваются связи с Ираном. В мае 1981 г. во время визита министра? иностранных дел Сьерра-Леоне в Тегеран подписан меморандум о готовности расширять сотрудничество в экономической, политической и культурной сферах. В мае 1983 г. такое соглашение было подписано. В 1979 г. заключено соглашение о технико-экономическом сотрудничестве в области горного дела и сельского хозяйства с Турцией.

Заметно окрепли экономические и политические связи Сьерра-Леоне с арабскими странами. В 1982 г. Сьерра-Леоне была принята в Исламский банк развития, который финансирует строительство мусульманского университета в Магбура- ке, оплату технической помощи, строительство бумажной фабрики. Многосторонняя помощь арабских государств идет через Арабский банк экономического развития Африки» (БАДЕА) и ОПЕК, финансирующий развитие сельского хозяйства и энергетики. Сьерра-Леоне оказывается помощь на двусторонней основе Саудовской Аравией, Алжиром, АРЕ, Ливией, Кувейтом. Кроме финансовой области Сьерра-Леоне сотрудничает с арабскими странами и в других областях. В июле 1968 г. открыта авиалиния Каир—Фритаун, в ноябре 1975 г., во время визита президента С. Стивенса в Ливию, подписано сроком на 25 лет соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве в области сельского хозяйства, а в 1988 г.— соглашение о создании совместного ливийско-сьерра-леонского банка развития.

Президенты Сьерра-Леоне неоднократно наносили визиты во многие арабские государства (АРЕ, Алжир, Ливию,. Марокко, Саудовскую Аравию, Кувейт, Катар). Сьерра-Леоне несколько раз посетили делегации Организации Освобождения Палестины.

Отношения с социалистическими государствами были развиты слабо, ибо восточноевропейские страны и СССР сами испытывали трудности и не имели широких возможностей для предоставления финансовой помощи странам, подобным Сьерра-Леоне.

Однако, как уже указывалось, СССР оказывал Сьерра- Леоне значительную помощь в подготовке кадров, и за более чем 20 лет советские вузы окончило 1,2 тыс. сьерра-леонцев. В 1989 г. между СССР и Сьерра-Леоне подписано соглашение о равенстве дипломов. Уже более 20 лет в госпитале г. Магбурака работают отечественные врачи. СССР оказал Сьерра-Леоне помощь в развитии рыболовной промышленности в соответствии с подписанным в 1976 г. со-глашением о совместной рыболовной компании. По этому соглашению создана мореходная школа во Фритауне, подготовлен проект строительства фабрики рыболовного оборудования. В 1992 г. посольство России во Фритауне из соображений экологии было закрыто.

Расширены контакты Сьерра-Леоне с большинством во-сточноевропейских государств. Так, с СФРЮ в июле 1969 г. подписано соглашение о торговле, в 1971 г.— о техническом и культурном сотрудничестве в области науки и образования, в 1975 г.— о сотрудничестве в области рыболовства, сельского хозяйства и геологии, в 1987 г.— о займе в 13 млн. долл. В июне 1990 г. президент Дж. Момо посетил с визитом СФРЮ.

В 1974 г. во время визита президента С. Стивенса в Румынию было подписано соглашение о технико-экономическом сотрудничестве с этой страной в проведении геологической разведки, развитии лесной промышленности, туризма, а а 1980 г.—об авиасообщении между двумя странами.

Несколько более развиты экономические и политические связи Сьерра-Леоне с Кубой, которая оказала помощь в подготовке охраны президента и предоставила стипендии для подготовки журналистов. С 1971 г. действует соглашение о культурном сотрудничестве, с 1974 г.— о научном, с 1975 г.— об авиа-сообщении, в 1976 г. подписан договор о дружбе между двумя странами. В 1972 г. Ф. Кастро, нанес визит в Сьерра-Леоне.

Значительного развития достигли связи Сьерра-Леоне с КНДР. Первая делегация этой страны посетила Сьерра- Леоне в августе 1969 г. В октябре 1971 г. после установления, дипломатических отношений между двумя странами подписано соглашение об экономическом сотрудничестве, в 1977 г.— о культурном сотрудничестве, в 1982 г.— о научно-техническом, в 1983 г.— в области здравоохранения, в 1984 г.— в области связи, а в 1989 г.— о строительстве ГЭС в Бинколо и развитии мелиорации. В 1981 и 1988 гг. в КНДР находился* с визитом первый вице-президент Сьерра-Леоне и в октябре 1990 г.— второй вице-президент. Делегации ЦК Трудовой, партии Кореи посетили страну в 1986 и 1989 гг.

Окрепли связи Сьерра-Леоне с КНР после установления: дипломатических отношений в июле 1971 г., хотя в 1968— 1970 гг. Сьерра-Леоне голосовала против принятия КНР* в ООН. Однако трудности экономики вынудили правительство разорвать дипломатические отношения с Тайванем и установить их с КНР [298, 1981, № 2—3, с. 41—42].

Было заключено соглашение о сотрудничестве (во время визита С. Стивенса в КНР), в том числе о строительстве ГЭС в Додо. В 1972 г. КНР подарила правительству патрульный катер для ВМС и подготовила 60 сьерралеонцев для военно-морских сил страны. В 1980 г. подписано соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве, в рамках которого КНР предоставила Сьерра-Леоне займы на 90 млн. долл. В 1985 и 1986 гг. была достигнута договоренность о сотрудничестве в области сельского хозяйства. В рамках этих соглашений КНР оказала помощь в создании агропромышленного комплекса в Магбассе по производству сахара-рафинада из сахарного тростника, построила стадион, несколько мостов, создала 13 показательных экспериментальных рисоводческих ферм, в стране работает группа китайских врачей. Заключено соглашение о строительстве фанерной фабрики, ведутся переговоры о реконструкции железных дорог Сьерра-Леоне, китайцы построили правительственный комплекс, где разместились все министерства страны. Значителен обмен делегациями двух стран. В КНР пять раз побывал президент Сьерра-Леоне (1973, 1981, 1985, 1986 и 1990 гг.), происходил обмен делегациями парламента, правящих партий, женских организаций и т. д.

Во время визита в КНР в 1973 г. С. Стивенс отмечал, что «КНР не была раньше нашим другом, но в короткое время мы стали друзьями и нашли многие позитивные направления для ее развития» [300, 6.11.1973, с. И]. Посетив Пекин в 1981 г. с новым визитом, С. Стивенс отметил усилия КНР в оказании помощи Сьерра-Леоне и добавил, что «китайские рабочие, занятые в строительстве и на экспериментальных фермах, своим усердным трудом вызывают воодушевление наших людей» [324, 11.05.1981, с. 1062].