Книги, статьи, материалы /История Сьерра-Леоне в новое и новейшее время. /СЬЕРРА-ЛЕОНЕ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо от US 1350

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (08.02 - 20.02.2018)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (23.02 - 09.03.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (16.05 - 29.05.2018)
Таинственная страна Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (19.06.-25.06.2018)
Сафари и рафтинг

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА (05.07 -20.07.2018)
Активное путешествие по островам

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2018)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2018)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2018)
Дикий животный мир Восточной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2018)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2018)
Акулы юга Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ (23.10 - 31.10.2018)
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2018)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 18.11 2018)
Восхождение на Рорайму


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы История Сьерра-Леоне в новое и новейшее время. СЬЕРРА-ЛЕОНЕ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

СЬЕРРА-ЛЕОНЕ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

Место в системе международного разделения труда

Решающее воздействие на положение страны в системе международного разделения труда оказывает исторически сложившаяся относительная монокультурность экономики Сьерра-Леоне, двойственность ее социально-экономической структуры. С одной стороны, большинство экономически активного населения связано с отсталым сельским хозяйством, нацеленным на производство продовольствия для собственных нужд. С другой — неразвитость промышленного потенциала, отсутствие квалифицированных 'кадров, финансовых средств, а главное, слабое развитие инфраструктуры существенно влияют на степень участия в международном разделении труда. Оно составляет менее 0,1% мирового внешнеторгового обмена и говорит о малой значимости Сьерра-Леоне в системе мирохозяйственных связей.

Более 95% объема экспорта Сьерра-Леоне составляют пять-шесть видов необработанного минерального сырья и продуктов тропического земледелия [54, 1987, с. 11, 13]. Доля Сьерра-Леоне в торговле этими товарами в масштабах мирового хозяйства незначительна, за исключением рутила, по добыче и экспорту которого она занимает второе место (около 25%). За годы независимости произошла некоторая переориентация экспорта страны, прекратилась добыча железной руды, начались добыча и экспорт золота, резко упало значение добычи алмазов. Если в начале 60-х годов Сьерра- Леоне экспортировала 1,5—2,0 млн. карат и занимала 4— 5-е место в мире (11—15%), то к началу 90-х годов ее роль в производстве и торговле этим товаром снизилась до 0,2%. Доля в мировом производстве других товаров (бокситов, какао-бобов, кофе и золота) не достигает и 2% (соответственно 1,7, 0,75, 0,07 и 0,04%). Некоторое значение в мировом производстве Сьерра-Леоне имеет по экспорту ядер пальмовых орехов, пиассавы и имбиря, но в последние годы их значение падает [59, 1975, 1989, табл. 2].

Ввозит Сьерра-Леоне топливо, продовольствие, оборудование и готовые промышленные товары. Импорт продовольствия Сьерра-Леоне составляет 1% от мирового, в абсолютных же ценах он вырос с 1963 по 1988 г. с 10 млн. до 140 млн. леоне (при общем росте импорта с 60 млн. до 553 млн. леоне) [69, 1975, с. 11; 54, 1987, с. 11—18; 53, 1990, № 1, с. 2]. 70% валовых капиталовложений осуществляется из внешних источников, т. е. Сьерра-Леоне, по существу, страна потребляющая, а не производящая, и эти тенденции усиливаются.

Говоря о географическом направлении внешней торговли, необходимо отметить некоторое расширение его диапазона и сокращение доли Великобритании во внешнеторговом обороте с 60% в 1963 г. до 10—11% в 1987 г. [76, 1970, с. 950; 55, 1989, с. 180], хотя она остается одним из главных покупателей сьерра-леонских алмазов (85%), значительной части кофе и поставщиком оборудования. Важное место во внешнеторговых связях Сьерра-Леоне играют другие страны Западной Европы, доля которых за годы независимости возросла с 20% внешнеторгового оборота до 35%. Крупнейшими партнерами Сьерра-Леоне являются Голландия, закупающая бокситы, какао-бобы й кофе и поставляющая промышленное оборудование, и ФРГ (вывоз бокситов и 'кофе, ввоз товаров длительного пользования). Крупными поставщиками являются также Франция, Италия, США и Япония, а в последние годы и страны — участницы Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС) и КНР. На Африканском континенте основные торговые партнеры Сьерра-Леоне — Либерия, Нигерия, Камерун, Сенегал и Гамбия, где закупаются топливо, товары потребительского спроса и продовольствие. Доля этих стран в импорте во второй половине 80-х годов выросла до 25% [55, 1989, с. 180].

Значителен ввоз в Сьерра-Леоне товаров (продовольствие, электроника) из Индии и Гонконга. Развиваются торговые связи со странами Восточной Европы, которые поставляют оборудование, автомашины, изделия легкой промышленности (хотя их доля в торговом обороте не превышает 2—4%). Торговые отношения с СНГ регулируются соглашением 1965 г., однако товарооборот не превышает 15 млн. рублей. Закупаются лишь какао-бобы, а Сьерра-Леоне импортирует из России автомашины, свежемороженую рыбу, стекло, цемент и мыло.

Экономическое развитие Сьерра-Леоне невозможно без притока капиталов извне. Главную роль играют здесь займы и субсидии, а не прямые капиталовложения, поскольку вложения в промышленное развитие страны малопривлекательно. Именно поэтому иностранные капиталовложения направляются либо в промышленность Фритауна, либо на разработку месторождений, находящихся недалеко от побережья (за исключением золота). Именно из-за малой рентабельности ушли из страны английская ДЕЛКО, «Бритиш Петролеум», «Селекшн Траст», американская «Бетлехем Стилз» и др.

Широкое привлечение внешней помощи при малых размерах внутреннего накопления обострило экономические проблемы страны. Займы и кредиты обходятся довольно дорого. Норма обслуживания долга постоянно растет, и в 1988 г. она составляла 29,7% поступлений от экспорта, а сам внешний долг превышает 720 млн. долл. (1990 г.). Причем основная часть финансовой помощи направляется на развитие социальной и экономической инфраструктуры, оплату импорта и техническую помощь (т. е. оплату иностранных специалистов). Общий объем финансовой помощи за годы независимости превысил 1,7 млрд. долл., что почти равно ВВП за два года. Иностранная помощь преобладает в финансировании дорожного строительства, энергетики, сельского хозяйства, некоторых отраслей промышленности и социальной сферы. Италия полностью финансирует подготовительные работы. (инженерные изыскания, проектирование) и строительство крупнейшей в стране ГЭС Бумбуна. Французский банк «Кимес сентраль-де комерсьон экономик» и Международная финансовая корпорация предоставили займы на строительство цементного завода, а Австрия — на финансирование и реконструкцию рудника по добыче железной руды в Ма- рампе (и горно-обогатительного предприятия).

Крупнейшими донорами Сьерра-Леоне являются Германия, Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Международный банк реконструкции и развития и его филиалы (Международное агентство развития — МАР, Международный фонд сельскохозяйственного развития), США, Африканский банк развития и Англия, на долю которых приходится свыше 60% суммы помощи. Около 22% финансовых средств, предоставленных Сьерра-Леоне за годы независимости, направлялось на развитие сельского хозяйства, 18% — на дорожное строительство, 15%—на возведение и реконструкцию энергетических объектов, 10%—на промышленность (в основном деревообработку, пищевую и стройматериалов); 8%—на систему образования. Однако около 40% полученных средств пошло на оплату технической помощи, иностранных специалистов и импорта оборудования, и это не считая процентов по займам.

В целом доля внешних ресурсов в капиталовложениях в экономику превышает 50%, и, например, развитие энергетики целиком финансируется за счет этих источников.

Таким образом, Сьерра-Леоне и после достижения независимости остается сырьевой периферией мирового хозяйства, с низкой долей внутреннего самообеспечения воспроизводства как социальных условий жизни, так и капитала.

Внешняя политика и экономическое сотрудничество

Внешнюю политику Сьерра-Леоне в период независимости можно рассматривать в трех аспектах: отношения с соседними странами Западной Африки, отношения со странами Африки в рамках ОАЕ и отношение к международной системе блоков, где она в основном придерживалась принципов Движения неприсоединения. Конечно, в разные периоды политического развития (1961 —1967 гг., 1967—1968 гг. и с 1968 г. по настоящее время) во внешней политике существовали некоторые отклонения в отношениях с блоками, но в целом она оставалась практически неизменной.

После провозглашения независимости премьер-министр страны Милтон Маргаи не стал рвать связи с бывшей метрополией. На Африканском континенте правительства Милтона и Альберта Маргаи проводили относительно независимую политику. До Монровийской конференции Сьерра-Леоне не участвовала в Африканских союзах. М. Маргаи усматривал, в частности, в Касабланкской группе, возглавляемой К. Нкрумой, не только коммунистические прожки, но >и попытки навязать свою волю малым странам. Сьерра-Леоне не собиралась играть лидирующую роль в идеологических войнах на континенте. Премьер-министр А. Маргаи считал, что ОАЕ должна быть чисто экономической организацией. Он даже высказался против ликвидации британских колоний в Африке, поскольку «Сьерра-Леоне имеет отношения с Великобританией, носящие „специальный характер44“ [210, с. 149; 5, с. 21].

Несколько радикальней была позиция Альберта Маргаи, который стал премьер-министром в апреле 1964 г. Он считал, что ОАЕ должна быть политическим союзом, который позволит снизить опасность неоколониальной политики [8, с. 19— 20]. Этот подход выразился в принятии экономических санкций к Португалии, развязавшей войну против народов Гви- неи-Бисау, Анголы и Мозамбика, и режиму Яна Смита Б Родезии. А. Маргаи даже заявил, что Сьерра-Леоне «предоставит финансовую и военную помощь народу Родезии для завоевания свободы» [301, 2.10.1965]. Однако, когда совещание Совета министров ОАЕ в ноябре 1965 г. приняло рекомендации прервать дипломатические связи с Великобританией, Сьерра-Леоне выступила против, мотивируя это тем, что «разрыв дипломатических отношений не позволит правительству противостоять влиянию Англии на континенте» [298, 1979, № 3, с. 68].

Отношения Сьерра-Леоне с соседними странами Африки носили противоречивый характер, особенно с Гвинеей. Гвинея была заинтересована в расширении экономических связей со Сьерра-Леоне, но поскольку ее лидер Секу Туре придерживался социалистической ориентации, а Сьерра-Леоне проводила консервативную прозападную политику, то это стало серьезным препятствием. Кроме того, Туре поддерживал оппозиционную партию Всенародный конгресс. Поэтому, несмотря на то что М. Маргаи и С. Туре подписали во время визита последнего во Фритаун коммюнике о «сотрудничестве в политической, экономической и финансовой областях и внешней безопасности», дальше разговоров дело не пошло. Лишь с приходом на пост премьер-министра Альберта Маргаи во время визита Секу Туре в Сьерра-Леоне в июне 1964 г. было подписано соглашение о торговле и взаимных выплатах [298, 1979, № 3, с. 19]. Для Сьерра-Леоне оно означало, что она будет помогать Гвинее устранять ее экономические проблемы. Но уже в 1965 г. возникли трудности, поскольку для финансирования проектов сотрудничества не было средств. Попытка получить займ у английской фирмы «Юнилевер бразерс» вызвала сопротивление правительства Великобритании. С точки зрения Запада, не стоило давать шанс С. Туре выбраться из экономического кризиса. Состоявшийся в марте 1965 г. визит С. Туре во Фритаун не привел к подписанию серьезных соглашений, но в феврале 1967 г. обе страны подписали «Пакт о взаимопомощи», который можно расценивать как реакцию на заговор офицеров сьер- ра-леонских вооруженных сил. Однако приход к власти Совета национального преобразования, по существу, отменил этот пакт [29i, 04.1967].

Отношения с ганским правительством в период руководства страной М. Маргаи не были тесными из-за фундаментальных различий в идеологических взглядах М. Маргаи и К. Нкрумы. Нкрума выступал против «балканизации» Африки и в качестве примеров острых этнических противоречий приводил Сьерра-Леоне к Того, что не нравилось, естественно, Фритауну. М. Маргаи говорил, что мы «не сомневаемся в нашем будущем как независимого государства, оно выглядит многообещающим» [324, 15.10.1960]. Поэтому отношения двух стран были корректными, но холодными. Они улучшились с приходом Альберта Маргаи, выступившего с идеей однопартийного государства. В 1965 г. в ходе визита в Гану А. Маргаи в штаб-квартире Народной партии конвента заявил, что, подобно НПК, его партия считает, что правительство не должно быть выше партии [322, 27.10.1965]. Идея однопартийного государства была серьезно подорвана после свержения Кваме Нкрумы. В Сьерра-Леоне окрепло опасение, что «переворот в Гане подрывает аргументы в пользу однопартийности». Новое военное правительство Ганы холодно восприняло сьерра-леонские инициативы, направленные на нормализацию отношений, особенно после изгнания сотен гвинейских рыбаков из территориальных вод Сьерра-Леоне. Ситуация не улучшилась и после прихода к власти С. Стивенса в апреле 1968 г.

Сьерра-Леоне в этот период ориентировалась на развитые страны Запада, в то время как контакты с социалистическими странами находились на очень низком уровне, особенно при Милтоне Маргаи. Причем с Западом политические и экономические отношения в основном замыкались на Англии. Это были отношения зависимой страны с бывшей метрополией после формального провозглашения независимости. Отсюда поступала почти вся финансовая и техническая помощь, на Англию была сориентирована внешняя торговля. При этом сам объем помощи был относительно невелик, поскольку Сьерра-Леоне в период холодной войны не являлась стратегически важной частью Британского содружества ни в эко-номическом, ни в военном отношении.

Зависимость от Великобритании проявилась, в частности, в том, что когда в 1963 г. правительство консерваторов решило продать ЮАР оружие, то сьерра-леонские власти, следуя политике «специальных отношений», с крайней осторожностью подошли к этому вопросу из-за боязни потерять помощь, поступавшую из Англии.

С приходом к власти Альберта Маргаи внешняя политика Сьерра-Леоне стала менее ориентированной на Англию. Страна заявила о поддержке Движения неприсоединения. Англия стала терять свои позиции крупнейшего торгового партнера и донора Сьерра-Леоне, стала расти доля США, ФРГ, Франции и других стран. С США, например, еще 5 мая 1961 г. было заключено соглашение об экономическом сотрудничестве, подобные соглашения были в последующем заключены с правительствами и фирмами западноевропейских стран, а после установления в 1963 г. дипломатических отношений — и с Японией.

С 1963 г. начало развиваться сотрудничество с Южной Кореей, Тайванем. Последний оказал помощь Сьерра-Леоне в развитии сельского хозяйства. Окрепли связи с Израилем.

При Милтоне Маргаи официальных контактов с социа-листическими странами не было, хотя уже в 1960 г. несколько сьерралеонцев обучалось в вузах СССР. Посольство СССР во Фритауне было открыто в 1963 г., а сьерра-леонское в Москве — в 1965 г. Из других социалистических стран дипломатические отношения были установлены с ПНР (1962 г.), СФРЮ (1963 г.), ЧССР (1963 г.). Хотя Милтону Маргаи временами казалось, что Советский Союз поддерживает оппозиционную партию Всенародный конгресс, в конечном счете он был вынужден признать, что «Советский Союз никогда не вмешивался во внутренние дела ни одного независимого африканского государства» [301, 21.01.1963].

С приходом к власти Альберта Маргаи отношения с Советским Союзом получили новый импульс. В марте 1965 г. Сьерра-Леоне посетила советская парламентская делегация, а в апреле того же года было подписано соглашение о торговле, в сентябре — о культурном и научном сотрудничестве, а в октябре — Протокол к торговому соглашению [33, с. 15], по которому в Сьерра-Леоне стали поставляться советские автомобили, тракторы, цемент. Советский Союз предоставил стипендии студентам из Сьерра-Леоне и послал врачей для работы в госпиталь г. Магбураки. Советский Союз также согласился предоставить 28 млн. долл. в виде помощи, которая, однако, была оказана уже после падения правительства Альберта Маргаи.

Внешняя политика Сьерра-Леоне после военного переворота в марте 1967 г. и установления режима Совета национального преобразования (СНП), правившего страной 13 месяцев, находилась в том же русле, что и при Милтоне Маргаи, т. е. была сориентирована на Запад. Но все же изменения были, поскольку СНП признал политику неприсоединения. Например, заключив соглашение с ФРГ о финансировании строительства дороги Тонколили—Коно, военное руководство одновременно подписало с СССР протокол о сотрудничестве в области здравоохранения, образования и социальных услуг, по которому Советский Союз выделял 40—50 стипендий сьерра-леонским студентам, в первую очередь для подготовки медиков, которых в стране не хватало.

С соседними государствами отношения в этот период были противоречивыми, если не холодными. И Либерия и Гвинея неохотно признали СНП. В июле 1967 г. руководитель СНП Джексон-Смит пригласил президента Либерии посетить Сьерра-Леоне. Его попытки достичь взаимопонимания с Гвинеей побуждались тем, что, по имевшимся у него сведениям, С. Стивенс якобы готовил в Гвинее партизан для вторжения в Сьерра-Леоне. В меморандуме, опубликованном в марте 1968 г., СНП отмечал «с особой тревогой слухи о том, что наблюдается подрывная активность против нашей страны в одной из соседних стран» [165, с. 194]. Члены СНП посетили Конакри и попытались убедить Секу Туре отказаться от поддержки С. Стивенса. Поездка закончилась провалом. Секу Туре, провожая в аэропорту лидера СНП, призвал его «посвящать больше времени политике примирения» [165, с. 194].

Однако реакция Гвинеи на назначение С. Стивенса премьер-министром в 1967 г. была отрицательной, и лишь- через шесть месяцев после военного переворота правительство Секу Туре стало оказывать С. Стивенсу поддержку,. Поэтому при С. Стивенсе отношения с соседями и «традиционными» друзьями Сьерра-Леоне в течение многих лет оставались натянутыми. Серьезные попытки к развитию связей в экономической, культурной и социальной сферах получили развитие только в 1979 г. Правда, бывали периоды потепления отношений со Сьерра-Леоне. В частности, оно наступило после осуждения Стивенсом и другими африканскими лидерами попытки португальского захвата Конакри в ноябре 1970 г.

Сложная внутриполитическая обстановка, противоречия между Стивенсом и командующим армией генералом Д. Бан- гурой вынудили первого обратиться к руководству Либерии и Гвинеи с предложением заключить пакт о взаимопомощи. 19 марта 1971 г. он выехал в Конакри с целью подписания соглашения о взаимной обороне. 23 марта во Фритауне была совершена попытка переворота, к вечеру 24 марта подавленная верными Стивенсу войсками. 28 марта был подписан этот пакт, а 31 марта во Фритаун прибыли первые 200 гвинейских солдат [165, с. 215] и оставались в стране в течение нескольких лет. Дальнейшему укреплению отношений не смогли помешать ни инциденты на границе между двумя странами в 1974 г., когда было убито несколько сьерралеон-цев, ни антигвинейские демонстрации во время футбольного- матча между национальными сборными в 1979 г.

В 1979 г. была проведена новая серия переговоров по улучшению двусторонних отношений. Были созданы четыре комитета для подготовки юридической конвенции, соглашений, по связи и транспорту, телекоммуникациям и конвенции о сотрудничестве в сфере культуры. В мае 1979 г. была установлена автобусная связь между двумя столицами, а «Эр Гинэ» стала обслуживать между ними авиалинию [290, 1979, 9.06, 9590]. Во время визита в Конакри С. Стивенс призвал Гвинею присоединиться к «Союзу реки Мано» [290, 21.01.1986, с. 9846]. Во время встречи президентов Сьерра-Леоне, Либерии и Гвинеи 31 января 1980 г. были рассмотрены пути и методы сотрудничества между тремя странами, и в октябре 1980 г. Гвинея присоединилась к «Союзу реки Мано». В 80-е годы отношения между Сьерра-Леоне и Гвинеей были стабильными. Происходили регулярные обмены визитами глав государств и правительств. Эта практика не изменилась и после свержения Секу Туре. Руководители Гвинеи были посредниками в урегулировании разногласий между правительством Сьерра-Леоне и режимом С. Доу в Либерии. Заключены соглашения о телефонной и телексной связи между двумя странами. Развивается торговое сотрудничество в рамках «Союза реки Мано», а столицы Конакри и Фритаун в 1987 г. стали породненными городами.

Одной из важных сторон внешней политики Сьерра-Леоне в последние годы являлись отношения с Либерией. В 1968— 1971 гг. отношения между двумя странами были натянутыми: в Либерии нашли убежище лидеры оппозиции. Имелись данные, что они планировали вторжение в Сьерра-Леоне. По этому поводу С. Стивенс направил либерийскому президенту Табмэну письмо протеста [295, 1970, № 5, с. 20]. Однако в 1971 г. руководители двух стран, к удивлению многих, встретились и провели переговоры об экономическом сотрудничестве. В апреле того же года был создан комитет по изучению конкретных областей сотрудничества. Идею сотрудничества поддержал и преемник Табмэна на посту президента Либерии У. Толберт. В 1972 г. С. Стивенс и У. Толберт пригласили экспертов ЮНИДО (Организация ООН по развитию), чтобы изучить возможность установления таможенного союза двух стран [298, 1981, № 1—2, с. 23]. В октябре 1973 г. в пограничном городе Малема была подписана декларация о создании «Союза реки Мано», и через три года была либерализована торговля местными товарами (сельскохозяйственными). Общая тарифная система охватила 98% всех статей межстрановой торговли.

Объем межстрановой торговли с 1980 г. значительно вырос. Кроме торговли деятельность союза охватывает и другие сферы: подготовку кадров, развитие промышленности, сельского хозяйства, энергетики и т. д. В частности, для подготовки кадров в Либерии созданы Объединенный институт инженеров лесного хозяйства и Объединенный институт работников морского дела, в Сьерра-Леоне—Объединенный институт инженеров почтовой и телекоммуникационной служб и Объединенная программа подготовки работников налоговой и торговой статистики.

Военный переворот, совершенный в Либерии сержантом С. Доу, несколько дестабилизировал отношения между двумя странами. Однако уже в июне 1980 г. Фритаун посетил С. Доу, а министр иностранных дел Либерии В. Мэтьюз сделал заявление, что отношения между его страной и Сьерра- Леоне находятся в центре внимания его правительства [298,1980, № 2—3, с. 20]. Отношения постоянно омрачались внутриполитическими неурядицами в Либерии, ответственности которые С. Доу пытался возлагать на соседние страны, в том числе и Сьерра-Леоне. Так было в 1985 г. после попытки военного переворота под руководством генерала Куик-вонкпы, после чего Либерия закрыла границы со Сьерра- Леоне. Лишь через полгода при посредничестве президента Гвинеи Конте конфликт был улажен и отношения восстановлены, а в июле 1986 г. был подписан пакт о ненападении. Дальнейшему развитию связей между двумя странами и урегулированию противоречий послужили встречи глав госу-дарств «Союза реки Мано» в марте 1988 г., подписание в апреле 1988 г. меморандума о взаимоотношениях между двумя странами. В июне—июле 1990 г. Фритаун стал местом переговоров между правительством С. Доу и повстанцами Национально-патриотического фронта Либерии. Однако в марте 1991 г. отношения между странами обострились из-за вторжения в Сьерра-Леоне отрядов Ч. Тейлора (НПФ).

Не просто в первые годы после прихода к власти С. Стивенса развивались отношения с другими англоязычными странами Западной Африки (Ганой и Нигерией).

Связи с Ганой в первые пять лет нахождения у власти правительства ВК были серьезно нарушены. Основной причиной этого явился отказ ганских властей выдать майора С. Джуму, который участвовал в перевороте 1967 г. В ответ сьерра-леонское правительство 7 декабря 1968 г. выслало 146 ганских рыбаков. Комментируя это решение, ганская газета «Ганаен Таймс» писала: «Эта акция доказывает, что власти потерпели неудачу в попытке юридически добиться выдачи бывшего военного лидера». В свою очередь, «Дейли Мейл» утверждала, что «в отношении к ганским рыбакам Сьерра-Леоне осуществила свое суверенное право», а ган-ская пресса открыла шлюзы ругательной, придирчивой, лицемерной критики и вызывающей тошноту болтовни [298, 1968, № 4, с. 36].

Эта газетная война продолжалась довольно долго. Отношения между двумя правительствами потеплели лишь после- прихода к власти в Гане администрации И. Ачампонга. После возвращения к гражданскому правлению в Гане в 1979 г. двусторонние связи стали более стабильными. Однако послевоенного переворота, совершенного 31 декабря 1979 г. Дж. Ролингсом, связи Сьерра-Леоне с Ганой опять практически заморозились, и только в августе 1981 г., после визита, председателя ВСНО Ганы Дж. Ролингса, отношения сталга.

восстанавливаться, и контакты между двумя странами осуществлялись на дипломатическом уровне и в рамках ОАЕ. Лишь в августе 1987 г. было подписано соглашение о породнении Фритауна и Аккры.

Хотя отношения Сьерра-Леоне с Нигерией, за исключением 1961 —1964 гг., не прерывались, они никогда не были тесными и посол Нигерии в Сьерра-Леоне был назначен лишь в 1969 г. Война в Биафре не только нанесла вред отношениям Нигерии с другими бывшими английскими колониями, но и обнаружила серьезные недостатки во внешней политике Сьерра-Леоне. Пробиафрские позиции привели к охлаждению отношений с Нигерией и повредили долгосрочным интересам Сьерра-Леоне. До войны некоторые политики этой страны пришли к выводу, что Нигерия, большая и сильная, станет гарантом намечаемого Союза Западной Африки и гегемоном в субрегионе. Они рассчитывали, что оттуда будет поступать сырье и другие материалы для промышленности Сьерра-Леоне. Их надежды окрепли после назначения в 1969 г. министром иностранных дел Нигерии христианина, учитывался также нефтяной бум в этой стране и ее активность в ЭКОВАС при подписании конвенции Ломе.

Однако эти надежды были разрушены сьерра-леонскими лидерами, которые на конференции премьер-министров Сообщества в Лондоне (1969 г.) распространили меморандум о войне в Биафре, рассердивший нигерийцев. Они характеризовали этот шаг как нелогичный и непрактичный, потому что он трактовал обе стороны, участвующие в войне, как равные и суверенные государства. С. Стивенсу дали понять, что и в Сьерра-Леоне могут возникнуть сепаратистские движения. Но предупреждение было проигнорировано, и вместе с Габоном, Кот-д’Ивуаром, Танзанией и Замбией Сьерра- Леоне формально признала независимость Биафры. Это еще более обострило отношения между двумя странами. Лидер Нигерии генерал Я. Говон призвал сьерра-леонскую армию свергнуть правительство С. Стивенса. Таким образом, когда в начале 1970 г. война закончилась, правительство Сьерра- Леоне оказалось в весьма затруднительной позиции [298, 1981, № 11, с. 20].

Первым шагом к улучшению отношений с Нигерией была организованная президентом С. Туре встреча руководителей двух стран в Конакри в 1970 г. В начале 1973 г. вице-президент Сьерра-Леоне С. Корома посетил Лагос. И хотя в целом визит имел ограниченный успех, тем не менее в ходе его Сьерра-Леоне оказала поддержку инициативе Я. Говона в создании региональной организации ЭКОВАС, а Нигерия поставила Сьерра-Леоне сырую нефть в обмен на растительное масло, скот и железную руду. Через три года делегация Сьерра-Леоне во главе с вице-президентом вновь посетила Нигерию и подписала соглашение о займах. Это заем в 15 млн. на поддержку бюджета, долгосрочный заем на оплату постазок нефти (35 млн.), 32 млн. на строительство сахарного комплекса и 37,8 млн. долл. для развития перерабатывающей промышленности. Однако Нигерия не выполнила всех обязательств, и, например, создание сахарного комплекса финансировалось за счет займа КНР [295, 1976/77, с. 3708].

После прихода к власти в Нигерии правительства Шеку Шагари отношения между двумя странами продолжали улучшаться. Обе страны дали отрицательную оценку перевороту в Либерии, заняли общую позицию по Западной Сахаре и относительно конфликта между Ливией и Чадом. В июне 1985 г. состоялся визит президента Сьерра-Леоне С. Стивенса в Нигерию, вновь избранный президент С. Момо в 1986 г. дважды (в феврале и июле) посетил эту страну и заключил с ней соглашение о поставках нефти. Во время визита в Сьерра-Леоне президента Нигерии И. Бабангиды в ноябре 1988 г. было подписано соглашение о сотрудничестве в области образования, культуры, экономики и развития техники. Вместе с Нигерией Сьерра-Леоне участвовала в урегулировании конфликта между противоборствующими сторонами в гражданской войне в Либерии, а ее аэродромы использовались войсками ЭКОВАС в 1990—1991 гг., которые, как известно, положили конец конфликту.

Позиция Сьерра-Леоне по проблемам Африканского континента и основным мировым проблемам

Внешняя политика правительства Всенародного конгресса в 1968—1983 гг. значительно отличалась от линии правительства Альберта Маргаи. В первые годы правительство ВК занимало консервативные позиции по отношению к режиму Яна Смита в Родезии. Позднее С. Стивенс, однако, поддержал «прифронтовые» государства в их критике колониалистов и империалистов. Правительство ВК поддержало принципы самоопределения и права на свободу всех народов от колониальной зависимости. В предвыборном манифесте ВК 1973 г. записано, что ВК «выступает против любых форм колониализма и решительно выступает в поддержку всех народов, борющихся за ликвидацию колониализма и неоколониализма з Африке и мире» [1, с. 10].

Однако в августе 1968 г. С. Стивенс заявил в парламенте, что по вопросу о Родезии его правительство осторожно добивается… ликвидации конфликта. Иными словами, государства, подобные Сьерра-Леоне, устраняются от вовлеченности в конфликт, в котором участвуют «прифронтовые» государства, но готовы морально поддерживать их. Следовательно, правительство ВК не имело стратегии относительно путей освобождения Южной Африки, о чем откровенно заявил С. Стивенс на конференции глав стран Содружества в 1977 г.: «Мы не имеем мнения по этому вопросу» [306, 6.VI.1977].

Эти колебания объяснялись разногласиями между радикально настроенными молодыми членами ВК и старыми членами партии. В результате партия выступала как борец против колониализма, империализма и неоколониализма, в основном на словах. Именно так надо воспринимать заявление в 1973 г. С. Стивенса о том, что «мы будем продолжать оказывать помощь и поддержку братьям в Намибии, Зимбабве, Мозамбике и Анголе… по мере возможности» [306, 7.11.1973]. Как правильно отмечают некоторые исследователи, внешняя политика ВК не могла быть антиколониальной [305, 1979, N° 2—3, с. 32]. Этот факт признан в выступлении С. Стивенса на съезде ВК в 1981 г., когда он заявил, что «наша внешняя политика… строится на принципах равенства и уважения суверенитета и территориальной целостности всех государств, неприсоединения и сотрудничества с дружественными странами в ООН…» [71, с. *166]. Не изменилась эта политика и при Дж. Момо. Благодаря такой терпимости Сьерра-Леоне играла значительную роль на Африканском континенте в улаживании конфликтов между Эфиопией и Суданом и Сомали, Ливией и Чадом, в Западной Сахаре (правительство САДР Сьерра-Леоне признало одним из первых). Активно выступала Сьерра-Леоне за предоставление независимости Намибии (к тому же в Университете Сьерра-Леоне учились многие намибийцы). Поддерживает правительство страны и борьбу африканцев ЮАР против апартеида.

В отношении глобальных проблем, таких, как прекращение гонки вооружений и ликвидация ядерного оружия, Сьерра-Леоне неизменно придерживалась позиции, что сокращение опасности ядерного и любого другого военного конфликта между крупнейшими мировыми державами и военными блоками послужит на благо человечества. Так, в конце 1990 — начале 1991 г. Сьерра-Леоне заявила о поддержке международных сил по освобождению Кувейта от иракской оккупации и даже послала в район боевых действий отряд солдат и врачей общей численностью в 300 человек.

Политические и экономические связи Сьерра-Леоне со странами международного сообщества

Почти 30 лет независимости не привели к серьезной перестройке политических и экономических связей Сьерра-Леоне с международным сообществом. Несмотря на усилия правительства по диверсификации этих связей, они продолжают оставаться ориентированными в основном на развитые страны.

Связи Сьерра-Леоне с Великобританией остаются необходимым элементом не только потому, что они были заложены в период колониального режима, но и потому, что торговля с Великобританией — жизненно важный элемент развития экономики страны наряду с ее технической и финансовой помощью. Однако за годы независимости роль Великобритании в жизни Сьерра-Леоне снизилась. Если политические связи с Великобританией в рамках Содружества сохраняются, то экономические — значительно сократились. Зто произошло как за счет снижения доли экономической помощи Великобритании, сокращения ее роли во внешнеторговых связях Сьерра-Леоне, так и в результате прекращения деятельности ряда английских компаний (ДЕЛКО, «Бритиш Петролеум» и др.)-

В то же время значительно возросла роль связей Сьерра- Леоне с другими западными странами (Германией, США, Италией) и международными организациями. Наиболее значительную роль имеют связи с Германией и США.

Вскоре после завоевания независимости ФРГ стала пре-доставлять правительству Сьерра-Леоне займы и дары для строительства дорог и безвозмездные ссуды. Власти и частные компании ФРГ не только строили дороги, но и участвовали в реорганизации государственной транспортной корпорации по перевозке грузов и пассажиров между основными городами Сьерра-Леоне. Кроме развития транспортной сети западногерманские компании содействовали развитию сельского хозяйства, финансируя закупки удобрений, подготовку кадров, проекты диверсификации сельскохозяйственного производства. ФРГ также оказывала помощь в развитии промышленности (деревообработка) и рыболовства. Общий объем помощи ФРГ составлял 300 млн. долл.

Не касаясь политического аспекта отношений между ФРГ и Сьерра-Леоне (обмен визитами политических деятелей, парламентариев, деятелей культуры), целесообразно отметить цели помощи ФРГ. Эта помощь была проявлением соревнования за влияние в третьем мире, за позиции на внешних рынках для реализации конечного продукта и поступления сырья. Именно поэтому значительная часть помощи ФРГ была предоставлена на льготных условиях, в форме субсидии. В результате в конце 70-х годов ФРГ превратилась в крупнейшего донора Сьерра-Леоне.

Отношения Сьерра-Леоне и США стали складываться в 1961 г. после подписания соглашения о защите инвестиций. Однако после прихода к власти правительства ВК они долгое время были заморожены. Объяснялось это тем, что администрация США считала правительство ВК радикальным и социалистическим. В 1968 г. США практически прекратили свою помощь. В 1970—1971 гг. посольство США во Фритауне, по мнению правительства Сьерра-Леоне, было вовлечено в попытки устранить правительство С. Стивенса, что вызвало антиамериканскую демонстрацию, организованную молодежной лигой ВК. Через шесть месяцев посольство США было опять обвинено в попытках оказать помощь в свержении правительства, и посол США был выслан из страны. Отношения между странами были серьезно нарушены на долгое время. Ситуация стала меняться после 1976 г., когда С. Стивенс нанес официальный визит в Вашингтон, стремясь заручиться американской финансовой помощью.

Американцы решили возобновить помощь, что, согласно заявлению посла США во Фритауне, явилось демонстрацией «поддержки усилий» правительства С. Стивенса в экономическом развитии Сьерра-Леоне. Отношения между двумя странами стали более доброжелательными.

Объем помощи США за 1976—1990 гг. превысил 100 млн. долл. Около 25% ее приходилось на продовольствие (оплату закупок но закону № 480), 16%—на сельское хозяйство. Остальные средства пошли на развитие социальной инфраструктуры и образование. В частности, в мае 1987 г. было подписано соглашение о помощи США в подготовке кадров.

Другие развитые страны предоставляют помощь в основном по каналам многосторонней помощи через ЕЭС и МБРР: Франция — на развитие водоснабжения городов, Италия — на проектирование и строительство ГЭС Бумбуна. По этим же каналам получает помощь от Голландии, Дании, Японии и некоторых других стран.

После прихода к власти правительства Всенародного конгресса получили развитие и отношения со странами Азии: Южной Кореей, Таиландом, Пакистаном, Индией, Гонконгом, Ираном, Турцией.

С Южной Кореей в декабре 1970 г. подписано соглашение о военном сотрудничестве, возобновленное в январе 1984 г., в 1978 г.— о сотрудничестве в области сельского хозяйства. Делегации двух стран неоднократно обменивались визитами. Торговые отношения установлены с Таиландом и странами Индостанского субрегиона. Активно развиваются связи с Ираном. В мае 1981 г. во время визита министра? иностранных дел Сьерра-Леоне в Тегеран подписан меморандум о готовности расширять сотрудничество в экономической, политической и культурной сферах. В мае 1983 г. такое соглашение было подписано. В 1979 г. заключено соглашение о технико-экономическом сотрудничестве в области горного дела и сельского хозяйства с Турцией.

Заметно окрепли экономические и политические связи Сьерра-Леоне с арабскими странами. В 1982 г. Сьерра-Леоне была принята в Исламский банк развития, который финансирует строительство мусульманского университета в Магбура- ке, оплату технической помощи, строительство бумажной фабрики. Многосторонняя помощь арабских государств идет через Арабский банк экономического развития Африки» (БАДЕА) и ОПЕК, финансирующий развитие сельского хозяйства и энергетики. Сьерра-Леоне оказывается помощь на двусторонней основе Саудовской Аравией, Алжиром, АРЕ, Ливией, Кувейтом. Кроме финансовой области Сьерра-Леоне сотрудничает с арабскими странами и в других областях. В июле 1968 г. открыта авиалиния Каир—Фритаун, в ноябре 1975 г., во время визита президента С. Стивенса в Ливию, подписано сроком на 25 лет соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве в области сельского хозяйства, а в 1988 г.— соглашение о создании совместного ливийско-сьерра-леонского банка развития.

Президенты Сьерра-Леоне неоднократно наносили визиты во многие арабские государства (АРЕ, Алжир, Ливию,. Марокко, Саудовскую Аравию, Кувейт, Катар). Сьерра-Леоне несколько раз посетили делегации Организации Освобождения Палестины.

Отношения с социалистическими государствами были развиты слабо, ибо восточноевропейские страны и СССР сами испытывали трудности и не имели широких возможностей для предоставления финансовой помощи странам, подобным Сьерра-Леоне.

Однако, как уже указывалось, СССР оказывал Сьерра- Леоне значительную помощь в подготовке кадров, и за более чем 20 лет советские вузы окончило 1,2 тыс. сьерра-леонцев. В 1989 г. между СССР и Сьерра-Леоне подписано соглашение о равенстве дипломов. Уже более 20 лет в госпитале г. Магбурака работают отечественные врачи. СССР оказал Сьерра-Леоне помощь в развитии рыболовной промышленности в соответствии с подписанным в 1976 г. со-глашением о совместной рыболовной компании. По этому соглашению создана мореходная школа во Фритауне, подготовлен проект строительства фабрики рыболовного оборудования. В 1992 г. посольство России во Фритауне из соображений экологии было закрыто.

Расширены контакты Сьерра-Леоне с большинством во-сточноевропейских государств. Так, с СФРЮ в июле 1969 г. подписано соглашение о торговле, в 1971 г.— о техническом и культурном сотрудничестве в области науки и образования, в 1975 г.— о сотрудничестве в области рыболовства, сельского хозяйства и геологии, в 1987 г.— о займе в 13 млн. долл. В июне 1990 г. президент Дж. Момо посетил с визитом СФРЮ.

В 1974 г. во время визита президента С. Стивенса в Румынию было подписано соглашение о технико-экономическом сотрудничестве с этой страной в проведении геологической разведки, развитии лесной промышленности, туризма, а а 1980 г.—об авиасообщении между двумя странами.

Несколько более развиты экономические и политические связи Сьерра-Леоне с Кубой, которая оказала помощь в подготовке охраны президента и предоставила стипендии для подготовки журналистов. С 1971 г. действует соглашение о культурном сотрудничестве, с 1974 г.— о научном, с 1975 г.— об авиа-сообщении, в 1976 г. подписан договор о дружбе между двумя странами. В 1972 г. Ф. Кастро, нанес визит в Сьерра-Леоне.

Значительного развития достигли связи Сьерра-Леоне с КНДР. Первая делегация этой страны посетила Сьерра- Леоне в августе 1969 г. В октябре 1971 г. после установления, дипломатических отношений между двумя странами подписано соглашение об экономическом сотрудничестве, в 1977 г.— о культурном сотрудничестве, в 1982 г.— о научно-техническом, в 1983 г.— в области здравоохранения, в 1984 г.— в области связи, а в 1989 г.— о строительстве ГЭС в Бинколо и развитии мелиорации. В 1981 и 1988 гг. в КНДР находился* с визитом первый вице-президент Сьерра-Леоне и в октябре 1990 г.— второй вице-президент. Делегации ЦК Трудовой, партии Кореи посетили страну в 1986 и 1989 гг.

Окрепли связи Сьерра-Леоне с КНР после установления: дипломатических отношений в июле 1971 г., хотя в 1968— 1970 гг. Сьерра-Леоне голосовала против принятия КНР* в ООН. Однако трудности экономики вынудили правительство разорвать дипломатические отношения с Тайванем и установить их с КНР [298, 1981, № 2—3, с. 41—42].

Было заключено соглашение о сотрудничестве (во время визита С. Стивенса в КНР), в том числе о строительстве ГЭС в Додо. В 1972 г. КНР подарила правительству патрульный катер для ВМС и подготовила 60 сьерралеонцев для военно-морских сил страны. В 1980 г. подписано соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве, в рамках которого КНР предоставила Сьерра-Леоне займы на 90 млн. долл. В 1985 и 1986 гг. была достигнута договоренность о сотрудничестве в области сельского хозяйства. В рамках этих соглашений КНР оказала помощь в создании агропромышленного комплекса в Магбассе по производству сахара-рафинада из сахарного тростника, построила стадион, несколько мостов, создала 13 показательных экспериментальных рисоводческих ферм, в стране работает группа китайских врачей. Заключено соглашение о строительстве фанерной фабрики, ведутся переговоры о реконструкции железных дорог Сьерра-Леоне, китайцы построили правительственный комплекс, где разместились все министерства страны. Значителен обмен делегациями двух стран. В КНР пять раз побывал президент Сьерра-Леоне (1973, 1981, 1985, 1986 и 1990 гг.), происходил обмен делегациями парламента, правящих партий, женских организаций и т. д.

Во время визита в КНР в 1973 г. С. Стивенс отмечал, что «КНР не была раньше нашим другом, но в короткое время мы стали друзьями и нашли многие позитивные направления для ее развития» [300, 6.11.1973, с. И]. Посетив Пекин в 1981 г. с новым визитом, С. Стивенс отметил усилия КНР в оказании помощи Сьерра-Леоне и добавил, что «китайские рабочие, занятые в строительстве и на экспериментальных фермах, своим усердным трудом вызывают воодушевление наших людей» [324, 11.05.1981, с. 1062].