Книги, статьи, материалы /История Сьерра-Леоне в новое и новейшее время. /КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В АФРИКУ и не только (с русскоязычными гидами):


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2017)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2017)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2017)
Акулы юга Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2017)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2017)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО БАНГЛАДЕШ И НЕПАЛУ (11.02 - 27.02.2018)
Два азиатских тигра

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (23.02 - 09.03.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (16.05 - 29.05.2018)
Таинственная страна Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (19.06.-25.06.2018)
Сафари и рафтинг

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА (05.07 -20.07.2018)
Активное путешествие по островам

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2018)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2018)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2017)
Дикий животный мир Восточной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2018)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ (23.10 - 31.10.2018)
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 18.11 2018)
Восхождение на Рорайму


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы История Сьерра-Леоне в новое и новейшее время. КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ

Как уже отмечалось в I части, Сьерра-Леоне возникла как переселенческая колония освобожденных от рабства африканцев. Это способствовало тому, что в первой половине XIX в. в колонии было много грамотных, и она стала поставщиком служащих для колониальной администрации всей Западной Африки. Здесь сложились письменные литературные традиции, появилась местная креольская интеллигенция. Народам же протектората доступ к образованию был затруднен. Однако они обладали богатыми культурными традициями, а ваи, коранко, темне, менде и некоторые другие уже в конце XIX в. создали письменность. Эти различия в уровне образования в значительной степени были преодолены после завоевания независимости.

Несмотря на то что государственным языком является английский — на нем ведется обучение в средней и высшей школе, делопроизводство, и его знание обязательно для парламентариев,— значительную роль играет язык креолов — крио. Он является языком межэтнического общения для более чем 25% населения страны (креолы составляют 2%), на нем издаются газеты, художественная литература, ставятся театральные постановки. Многие заседания съездов ВК и другие общенациональные форумы ведутся на крио. Правительство с середины 80-х годов изучает возможности обязательного изучения его в школах, чтобы в будущем он мог играть роль общенационального языка [104, с. 3—5].

В результате усиления взаимовлияния культур народов бывшего протектората и креолов (особенно после провозглашения независимости) в сельской местности Южной и Северной провинций возникли диалекты крио, испытавшие влияние языков темне и менде. Происходит взаимообогащение афро-европейской культуры креолов и традиционных культур народов страны.

Система образования в современном смысле слова начала развиваться в колонии, как отмечалось в I части, в последнем десятилетии XVIII в. В 1827 г. был создан колледж Фура-бей. В 1876 г. он был ассоциирован с Университетом Дархэм в Англии. Первое техническое училище — Академия Альберта — было открыто в 1904 г., а в 50-х годах был создан Технологический институт для подготовки технологов, автомехаников, электриков, печатников, связистов. На территории современных провинций начальные школы появились в середине XIX в., первая государственная средняя школа была открыта в 1906 г. в административном центре протектората г. Бо. В 50-х годах в протекторате были созданы среднетехнические заведения (технический институт в г. Кенеме, торговое училище в г. Магбураке) и несколько педагогических колледжей (Бо, Магбурака, Порт-Локо). В канун независимости в стране имелось всего 550 начальных и 28 средних школ, которые посещали 9% и 1% детей соответствующего возраста [51, с. 334; 70, с. 18—22].

В области образования между протекторатом и колонией продолжали существовать громадные различия. В 1963 г. в бывшей колонии (Западная область) при населении в 215 тыс. человек в начальных школах училось 26 тыс., а в средних — 6 тыс. В провинциях же на 1,9 млн. жителей число школьников составляло 76 тыс. и 5 тыс. соответственно. Если в Западной области на 1 тыс. жителей было 125 учеников начальной и 33 — средней школы, то в бывшем протекторате— 41 и 5. Еще большие различия были между провинциями. Если в Южной провинции эти показатели составляли 50 и 5,5, то в Восточной — 41 и 2,2, а в Северной — 21 и 1 [131, с. 79—81]. Система среднего специального образования была развита слабо: в технических училищах обучалось 1,2 тыс., а в педагогических колледжах — чуть более 600 человек.

За годы независимости в системе образования произошли значительные изменения. Расходы правительства на образование увеличились более чем в 20 раз, в 3,7 раза увеличилось число начальных школ и в 7 раз — средних, были открыты новые средние специальные учебные заведения, Университет Сьерра-Леоне. В 1974 г. начальную школу посещало 35% детей, в том числе в Западной области — свыше 69%, в Южной — 42,8 (в районе Бо — 55,5%), в Восточной — 38,9, в Северной — 24,7%. Самая низкая доля учащихся была в районе Коинадугу в Северной провинции—15,1%. И это был значительный рост по сравнению с колониальным периодом [131, с. 79—83].

В 1988 г. в стране насчитывалось более 2,25 тыс. начальных (с 439 тыс. учащихся) и 233 средних школы (со 104 тыс. учащихся), И технических училищ и 7 педагогических колледжей [56, с. 17; 77, 1989, табл. 3, 6]. В начальной школе обучалось более 50% детей, а в средней — 20%. В средних специальных заведениях насчитывалось 4,5 тыс. студентов. В Университете, созданном в 1966 г. на базе колледжа Фура- бей, и экспериментальной сельскохозяйственной станции в Нджале обучалось 2,9 тыс. студентов и аспирантов. Университет на девяти факультетах готовит преподавателей средних школ, историков, филологов, экономистов, социологов, инженеров, специалистов в области естественных наук и сельского хозяйства. В 1988 г. открыт медицинский факультет [62, с. 136; 77, 1989, табл. 8].

Несмотря на эти сдвиги, уровень грамотности в стране в конце 80-х годов составлял чуть более 29%. Выше этот показатель в столице и крупных городах (Бо, Кенеме). В целом по стране начальную школу оканчивает 31% поступивших, а среднюю — 33%.

Правительство уделяет значительное внимание модернизации системы образования с целью приближения учебных программ к национальным нуждам. В Институте образования при университете разрабатываются курсы и учебники для средних школ и 'колледжей. К 2000 г. уровень охвата начальным образованием в городах намечено довести до 100%, а в сельской местности — до 80%. Поэтому в стране открываются новые педагогические колледжи (например, в Бунумбу и Макени), расширяется прием студентов на педагогические факультеты университета. Правительство посылает также молодых людей учиться в университеты США, Франции, Англии, ФРГ, Швеции, Югославии и других стран.

Развитие библиотечного дела и науки

После достижения независимости правительство страны стало уделять серьезное внимание развитию библиотечного дела с целью поднятия культурного уровня населения. В 1961 г. было создано Национальное библиотечное агентство, которому подчинены Национальная библиотека, провинциальные, районные библиотеки и передвижная библиотечная служба, обслуживающая начальные школы. Национальное библиотечное агентство оказывает помощь в приобретении книг библиотекам средних школ и колледжей. Действует также система передвижных сельских библиотек. Все выходящие в Сьерра-Леоне книги и публикации сьерра- леонских авторов депонируются в Национальной библиотеке, которая имеет в своих фондах около 400 тыс. книг, и в библиотеке колледжа Фура-бей (130 тыс. книг и 1,4 тыс. периодических изданий). Все библиотеки страны образуют единый фонд, и если в данной библиотеке нет какого-то издания, через межбиблиотечный абонемент ее можно заказать в Национальной библиотеке. Работают также небольшие библиотеки на инженерном и естественнонаучном факультетах колледжа Фура-бей, а также в колледже Нджала (50 тыс. единиц хранения). Значительные книжные фонды имеют пе-дагогические колледжи, Технологический институт Фритауна (40 тыс. книжных изданий). Свои библиотеки имеют некоторые государственные учреждения, например отдел геологической службы (16,6 тыс. единиц хранения), Верховный суд, министерства сельского хозяйства, образования, сельскохозяйственные исследовательские станции в Нджале, Теко.

Значительный вклад в развитие культуры вносят Британский совет и ЮСАИД (Ассоциация международного развития США), которые имеют в своих библиотеках во Фритауне и г. Бо книжный фонд в 40 тыс. единиц хранения, а также библиотека Дж. Дж. Томаса (20 тыс. книг).

До получения независимости научные исследования про-водились лишь отделом геологической службы, а также на Западноафриканской научно-исследовательской станции в Рокупре, сельскохозяйственной станции в Нджале и животноводческой станции в Теко.

После завоевания независимости и создания университета сфера научных исследований значительно расширилась. Координирует деятельность в области науки университет, при котором в конце 60-х—начале 70-х годов было образовано несколько научно-исследовательских институтов, в том числе- Институт африканских исследований, где ведутся работы по изучению проблем истории, этнографии и экономики Сьерра-Леоне, а также других стран Западной Африки. Их результаты публикуются в «Африка Рисерч Бюллетин», выходящем два раза в год, и «Сьерра-Леоне Стадиз». Исследования сьерра-леонских ученых, работающих в стране и в за-рубежных научных институтах (в США, Англии, Германии), приобрели международную известность. Среди работ сьерра-леонских историков можно упомянуть публикации по истории страны — Магбайла Файла, Сирила Форея, о государствах темне — Вилие Кеннета, «Менделенде» — Артура Абрахама, стране Галлинас — А. Джонса, о политике правительства и области культуры — А. Абрахама, по истории Африки — Уильяма Контона. В области экономики ученые исследуют развитие мелкой промышленности, миграции между городом и деревней (Гута Оньюнна), трудовые отношения в государственном секторе (Фашоле Люк), сельское хозяйство и экономику в целом (С. А. Джабати, Альвин Б., Тейлор и др.).

В созданном в 1973 г. Институте государственного, административного и экономического управления ведутся исследования в области управления и планирования народного хозяйства. В составе университета работают также Институт морской биологии и океанографии во главе с Д. И. Чайте- ром, Институт образования, где ведутся работы по проблемам развития системы подготовки кадров, Институт демографии, изучающий демографическую ситуацию (Арманд Томас и др.) и этнографию народов Сьерра-Леоне (С. А. Ту- рей, М. Такер, М. Джексон и др.).

Исследования в области культуры осуществляют Институт языков народов Сьерра-Леоне, Литературное бюро в г. Бо, Ассоциация историков Сьерра-Леоне и Народная ассоциация Сьерра-Леоне (изучение фольклора), а также Национальный музей во Фритауне. С 1957 г. музей — член Ассоциации музеев Британского Содружества, он входит в Ассоциацию музеев Тропичесской Африки и Международный совет музеев.

На сьерра-леонских сельскохозяйственных станциях в Ро- купре, Нджале, а также на 15 опытных станциях министерства сельского хозяйства ведутся исследования в области селекции, механизации и т. д.

Широкую известность имеют работы литературоведов факультета искусств университета Элдреда Дуромиси Джона, Джанет Камара, Иустаса Палмера, Кадиата Сисея, анализирующих творчество писателей Сьерра-Леоне и других стран (В. Шоинка, Окота П’Битека, Мбема Сонне Днесоко, Адеолы, Мвея Мванго, Н. Фараха, Л. Сенгора, Сарифа Исмона, Камары Лея, Д. Нгуги, Эквенси, А. Мадди и др.)» исследующих пути развития африканского романа, поэзии и другие проблемы африканской литературы. Около 20 лет под руководством Э. Д. Джонса издается литературоведческий журнал «Африкен Литератур Тудэй», где публикуются работы сьерра-леонских критиков, а также зарубежных авторов.

Роль средств массовой информации в развитии культуры

Главную роль среди средств массовой информации в области влияния на культурное развитие играет радио и телевидение страны. Система радиовещания Сьерра-Леоне «Нэшнл Бродкастинг Систем» (НБС)—старейшая радиовещательная служба в англоязычной Западной Африке, созданная в 1934 г. В начале 90-х годов передачи велись двумя коротковолновыми и тремя средневолновыми передатчиками около 170 часов в неделю. Значительное место в радиовещании посвящено темам религии, воспитания, культуры народов страны и развлекательным программам (около 70 часов). Передачи транслируются на английском, а также языках крио, темне, менде и лимба. Раз в неделю ведутся передачи новостей на девяти других языках народов страны, в которых звучат драмы, сказки и музыка этих народов. Регулярно выходят в эфир передачи на четырех языках на семейные темы. Ежедневны программы для школьников. Образовательные программы — одна из важнейших функций радио, поскольку большинство населения неграмотно, и радиопередачи являются, по существу, единственным источником информации для большинства населения. Во второй половине 80-х годов в стране было около 700 тыс. радиоприемников. В 1963 г. в составе НБС было организовано телевизионное вещание. Построенный на холме Лейсестерпик в 1978 г. десятикиловаттный передатчик позволил охватить телевидением две трети населения страны, живущего в 7 из 12 районов Сьерра-Леоне. Около половины времени работы телевидения, которое ведет передачи по двум каналам 24 часа в неделю, занимают образовательные программы и показ художественных фильмов.

В НБС (Национальная радиовещательная служба) работает о'коло 600 человек. НБС в 1979 г. получила приз ЭКОВАС «Золотой Меркурий», присуждаемый за укрепление мира и сотрудничества между африканскими государствами.

Газетное дело в стране насчитывает почти двухсотлетнюю историю: с появления первого периодического издания «Сьерра-Леоне Ройал Газет» в 1801 г., которое выходит по настоящее время (с 1808 г.— под названием «Сьерра-Леоне Газет»). В 1900 г. в Сьерра-Леоне издавалось 35 газет и журналов из 70 печатавшихся в британской Западной Африке. После второй мировой войны получили распространение печатные -органы политических партий — Народной партии Сьерра-Леоне «Вэнгард» (1951—1962), «Юнити» (1965—1971), «Пипл» (1968—1973), а также орган Сьерра-леонской прогрессивной партии «Шекпенди» (1957—1967). С 1964 г. стал издаваться орган ЦК ВК, газета «Ви Юн» ( «Наша газета»). С 1982 г. она выходит ежедневно тиражом 12 тыс. экземпляров. В начале 90-х годов в Сьерра-Леоне было около 30 газет и журналов. Крупнейшими из них были «Дейли Мейл» (тираж 12 тыс. экз.), еженедельники «Прогресс» (10 тыс. экз.), «Флеш» (5 тыс. экз.), «Форди Пипл», «Глоб», «Миррор», «Войс», «Нью шафт» и др. Другие газеты выходят нерегулярно, а тираж их не превышает 1—2 тыс. экз. Известную роль в развитии культуры играют провинциальные газеты на менде ( «Семе Локо») и темне ( «Якера Ки Кафемнг»), ежемесячники, издающиеся в г. Бо.

Выходят общественно-политические журналы «Фокус» (5 тыс. экз.), «Мониен Сан», экономические — «Сьерра-Леоне Трейд Джорнал», «Сьерра-Леоне Чамбер оф Коммерс Джорпал», «Сьерра Трейд» и «Сьерра-Леоне Трэйд оф Экзибишн» (10 тыс. экз.). Два журнала издаются религиозными организациями (методистами и сектой Ахмадийя) [46, 1990, с. 457; 146, с. 237—250]. Значительно количество научных журналов, публикуемых университетами, Национальной библиотекой по проблемам геологии, истории, сельского хозяйства, биологии, образования, языкознания, религии.

Несмотря на довольно значительный тираж периодических изданий (около 150 тыс. экз.), влияние прессы на культурную жизнь носит ограниченный характер, поскольку профессиональный уровень журналистов большинства газет невысок и в основном дается информация на местные и международные политические темы, а вопросы культуры затрагиваются мало.

Литература и театр

Большую роль в культуре Сьерра-Леоне играет художественная интеллигенция — писатели, поэты, драматурги, деятели театра, музыки и изобразительного искусства.

Культура Сьерра-Леоне развивается в условиях взаимодействия традиционной африканской, западной и афро-евро- пейской культур. Частью городской культуры стал особый стереотип мышления, психологии и поведения, в основе которого лежат как особенности социальной психологии жизни традиционного общества, так и влияние европейской культуры. Поэтому все усиливается интерес творческой интеллигенции к традиционной культуре, поиску национальных корней, стремлению преодолеть различия между традиционным и современным мироощущением.

На литературу Сьерра-Леоне значительное влияние оказывает фольклор народов страны — легенды, сказки, песни. Их исследованием и обработкой занимаются Институт африканских исследований и Институт языка университета, Литературное бюро, Народная ассоциация образования.

Записи сьерра-леонского фольклора издаются в основном за границей (из-за слабости полиграфических мощностей в стране). К таким публикациям относятся «Песни мандинго» (1928 г., Фритаун), «Антология фольклора крио», изданная Л. Д. Тэрнером (1963 г.), «Сказки Сьерра-Леоне» Кларка Б. Р., «Сказки менде» Ф. Иннеса (1964 г.), «Рассказы и сказки лимба» Р. Финнегана (1967 г.), «История Сьерра- Леоне» Мухаммеда Ясина (1967 г.), «Сказки и песни Сьерра-Леоне» (Фритаун, 1967 г.) и др. Кроме того, в различных журналах Сьерра-Леоне, Англии и других стран опубликовано немало сказок и песен большинства народов Сьерра-Леоне. Устное народное творчество продолжает развиваться в Сьерра-Леоне и в настоящее время. Примеры такого народного творчества приведены, например, в романе Сарифа Ис- мона «Роковое предсказание» и книге «Сказки и песни Сьерра-Леоне».

Письменная литература начала складываться в середине XIX в. на языках крио, ваи, а с конца XIX в.— на языках других народов страны. Первыми прозаиками Сьерра-Леоне стали в XIX в. авторы публицистических произведений Э. Блайден (1832—1912), Джеймс Африканус Хортон (1835— 1883), Иен Джозеф Клаудис (1845—1902) и др.

Зарождение современной прозы в Сьерра-Леоне относится к 1911 г., когда появился рассказ «Миста Кафирера» Аделаиды Смит Кейсли-Хейфорд, повествовавший о конфликте поколений. На 30—40-е годы приходится творчество поэтессы и писательницы Глейдис Мей Кейсли-Хейфорд (1904— 1950), дочери А. Кесли-Хейфорд. Она писала на английском и крио короткие рассказы и истории, а ее стихотворное творчество основывалось на традициях английской классической поэзии. Ее стихи отличались морализаторским и дидактическим характером.

В 1945 г. вышел сборник стихов «Музы тюрем» журналиста, политического и профсоюзного деятеля Сьерра-Леоне И. Т. А. Уоллеса-Джонсона, написанных в годы его тюремного заключения (1939—1944). Во второй половине 50-х годов появились рассказы Н. Сина, Д. Гарта, Б. Уильямса и первый сьерра-леонский роман Роберта Велеса Коле «Мальчик из Коссо», основанный на автобиографических воспоминаниях, переплетающихся с описанием обычаев и традиций креольской буржуазии Фритауна (1957 г.).

Одним из значительных писателей, публицистов и поэтов Сьерра-Леоне является Николь Абиосе Дэвидсон Уиллоуфби (род. в 1924 г.), который в 1954 г. выпустил сборник стихов «Слезы любви», проникнутый любовью к родной стране, ее природе и людям. В других произведениях, поэмах «Слова мудрости и любви» (1980), «Африканское рождество» и «Богатство Африки» (1982) он развивает эту тему уже в масштабах континента. Его перу принадлежат статьи о Э. Блай- дене, Африканусе Хортоне, А. Швейцере, Грэме Грине и Джойс Кэри (1965), публикации о современной Африке — «Африка: традиции и изменения» (1972). Он великолепный стилист. В его коротких рассказах ярко изображены внутренний мир человека, столкновения характеров. Таковы его но-веллы «Как ночью, так и днем», «Охота на леопарда». Но^ особенно образно раскрыл он эту тему в рассказе «Дьявол на мосту Иохолум», где он показывал скрытую неприязнь, маскируемую внешней вежливостью, инженер а-африканца и подрядчика-европейца.

Большим событием в литературной жизни стало появление в 1960 г., романа Уильяма Контона (род. в 1925 г.) «Африканец», написанного в традициях как сьерра-леонского фольклорного юмора, так и английского критического реализма, сочетающего жанровые признаки социально-психологического и воспитательного романа. Интересна его новелла «Кровь в умывальнике».

Сьерра-леонскую прозу характеризует глубокая связь с устной народной традицией, фольклором, она основана на критическом реализме, рисует жизнь общества, борьбу нового и старого. Таковы романы Сарифа Исмона «Роковое предсказание» (1967), А. Мадди «Без прошлого, настоящего и будущего» (1973). Развивается жанр новеллы, в котором пишут Сариф Исмон, Офори Офия (на менде), Дж. Э. Ду- ромиси Джонс, А. Мадди, Петер Карефа-Смарт, Фарид Раймонд Энтони, Караме Сонко, Сорие Конте, Банколе Тимоти, К. Н. Факла. В жанре поэзии работают Гастон Барт Уильямс, Уилфред Тейлор, С. Чени-Кокер, Дж. Пеппер-Кларк, Раймонд Г.-де Соузи, Б. Б. Джаба, Дельфина Кинг-Сисей, Офори Доменик, Джибаси Буба.

Сирила Чени-Кокера литературная критика считает одним из лучших поэтов Африки последней четверти XX в. Оригинальный стиль представляет поэтесса Джибаси Буба, которая пишет об африканской деревне.

В 50-е годы стала складываться отечественная драматургия. На любительских подмостках стали идти пьесы Клиффорда Гарбера, Сильвестра Рове, Эрика Хассани Дина, в которых высмеивались пороки общества. Проявили себя драматургами Джон Джозеф, Д. Акар, Сариф Исмон, А. Мадди, Барт Уильямс, Раймонд Д. Шарли, Джулиана Джон (Рове). Их пьесы ставились не только в Сьерра-Леоне, но и в Нигерии и ФРГ. Театральное искусство Сьерра-Леоне опирается на традиции народных карнавально-культовых представлений. Определенную роль играют и сказители-гриоты, выступления которых, по сути, являются спектаклями одного актера. Представителями этого жанра являются Ама- ду (Пат) Мадди, Крис Дюринг, певцы Леле Гбемба, Манта Ньякуме Кабба, Мохаммед Канне, Басси Конди, Салиа Ко- рома, Маттиа Конго Джей, Эбенезер Календа.

Современный театр Сьерра-Леоне возник как любительский. Самодеятельные театральные группы, действовавшие в учебных заведениях, создали в 1963 г. Национальную театральную лигу, осуществлявшую постановки пьес отечественных авторов. Во Фритауне была образована оперная труппа, поставившая «Иоланту». В 1965 г. Д. Акаром создана На-циональная танцевальная труппа — исполнитель традиционных танцев.

В конце 60-х годов стали ставиться пьесы на крио. В начале 70-х годов начали возникать профессиональные театры— экспериментальный театр Табиле Раймонда Шарли, и Театр «Лекомайддем» ( «Рождение») под руководством Джулианы Джон. Его название составлено из слов языков менде, темне и крио.

Имеют успех традиционный музыкальный театр и современные музыкальные и танцевальные ансамбли.

Для национальной музыки Сьерра-Леоне характерно сочетание традиционной народной музыки и современных мелодий, которые исполняются с использованием как национальных инструментов, так и европейских. Международным признанием пользуются сьерра-леонские рокгруппы, такие, как Афронэшнл, Голдфаза. Получили известность певцы, исполнители традиционных и современных песен — Па Конто- ба, Камари Джиба Таравали, Тонго Кану, джаз-оркестр «Оло’с Мило», группа «Диско Тенне».

В церквах, школах и колледжах регулярно исполняются произведения Генделя, Моцарта, Баха, Бетховена и других композиторов. Классическая музыка оказывает влияние на традиционную музыкальную культуру. Таким образом, музыкальная жизнь страны характеризуется углубляющимся взаимовлиянием европейской и традиционной африканской музыкальных культур.

Изобразительное искусство

Традиции изобразительного искусства народов Сьерра- Леоне имеют многовековую историю и характеризуются взаимовлиянием африканской традиционной, европейской и мусульманской культур. Это привело к появлению гибридных стилей, особенно в архитектуре и скульптуре. Уже в конце XV—начале XVI в. получила распространение на побережье у шербро специфическая форма скульптуры, известная как афро-португальская. Ее отличала сложность композиции и большое количество украшательских элементов. Общим для этих изделий из слоновой кости было наличие оснований в форме полусферы, на которой располагался конусовидный сосуд с крышкой, соединенный с основанием искусно вырезанными колоннами. На нижнем и верхнем основании обычно вырезались человеческие фигуры, с четко вырисованными деталями костюма, черт лица и т. д.

Разрушение традиционных норм социально-экономической жизни, в первую очередь в районах Западной области и больших городов, часто посещающихся туристами, не могло не отразиться на искусстве. За последние десятилетия оно претерпело значительные изменения, и в настоящее время народное творчество оказалось разбитым на три потока: «искусство» у туристских комплексов, полупрофессиональное творчество народных умельцев и ремесленников в городах и традиционное искусство, которое продолжает существовать (в частности, в тайных обществах), но все более отходит от вековых канонов.

В Западной области процветает поточное производство сувенирных изделий, ориентированное на непритязательный вкус туристов. В статуэтках и «ритуальных» масках эклектично сочетается влияние Африки, Латинской Америки и Азии, стиль этих вещей определяется чаще всего европейскими представлениями об Африке.

Традиционное искусство во все большей степени испытывает внешнее влияние, связанное с проникновением в сельские районы современных представлений о мире, развитием средств массовой информации. Маски тайных женских обществ менде и темне «Санде» и «Бунду», представляющие украшения для головы с антропоморфными и другими изображениями, все более отходят от прежних религиозных норм.

Религиозная ситуация

В Сьерра-Леоне, как и во многих странах Западной Африки, кроме местных традиционных верований, которых придерживаются значительные группы населения, получили распространение различные направления христианства, а также ислам.

Христианство в стране начало распространяться в последнее десятилетие XVIII в., хотя католические проповедники действовали в стране еще в XVI—XVII вв., как, например, Б. Баррейра, обративший в христианство некоторых вождей локо и темне. Однако после его смерти они вернулись к традиционным верованиям.

По различным оценкам, христианство исповедует от 7 до 20% населения, в том числе большинство креолов, а также значительные группы коранко, темне, лимба и локо. 60% христиан принадлежат к протестантским церквам. Около 30% протестантов составляют методисты, которых насчитывается около 100 тыс. Они объединены в нескольких организациях: Методистской церкви Сьерра-Леоне (свыше 26 тыс. прихожан), Объединенной методистской церкви (около 37 тыс. прихожан), Африканской методистской епископальной церкви и Веслеянской методистской церкви Сьерра- Леоне [46, 1990, с. 878].

Около 100 тыс. прихожан имеет англиканская церковь, которая владеет несколькими десятками храмов и других культовых сооружений. Во Фритауне находится резиденция архиепископа, который является примасом англиканской церкви провинции Западной Африки и которому подчинены епархии англичан в странах Западной Африки. В подчинении англикан находятся богословская семинария и 10 библейских школ [46, 1990, с. 878].

Около 25 тыс. прихожан насчитывает Евангелическая церковь собратьев. 10 тыс. приверженцев имеет Объединенная церковь братьев во Христе, религиозный центр котарой находится в г. Маттру. Она располагает девяносто двумя культовыми сооружениями.

 

 

По нескольку тысяч приверженцев имеют адвентисты седьмого дня (в Западной области и районе Тонколили), пятидесятники (объединены в две общины — Ассамблея Бога и Объединенная церковь пятидесятников), церковь божественного пророчества, Свидетели Иеговы, баптисты (Сьерра-леонская баптистская конвенция с центром в г. Лунсар), миссионерская церковная ассоциация.

Католицизм начал распространяться в Сьерра-Леоне только во второй четверти XIX в., и первый католический викариат был образован в 1858 г. В 1988 г. в стране насчитывалось чуть более 66 тыс. католиков, подчиненных трем епархиям: Архиепископству Фритаун-Бо и епископствам Макени и Кенема. Католическое духовенство состоит из более чем 150 священников и 450 монахов. В 1970 г. католическая церковь частично субсидировала 369 начальных школ, где обучалось около 25% учащихся этого уровня.

Христианско-африканские церкви и секты в стране имеют около 20 тыс. приверженцев. Среди выходцев из Нигерии действует церковь Аладура. У части коно пользуется некоторым влиянием секта «Бог—наш свет». Часть верующих креолов Фритауна принадлежит к Западноафриканской методистской церкви, отколовшейся от Веслеянской методистской церкви.

Христианские организации оказывают значительное влияние на воспитание молодежи, практически во всех школах, как в начальной, так и средней, ведется религиозное воспитание, а в колледже Фура-Бей Университета Сьерра-Леоне действует факультет теологии. Правда, в последние годы на нем обучается не более пяти человек.

Ислам начал распространяться в стране еще в XVIII в. из Фута-Джаллон. Установить же точную численность мусульман сложно, поскольку для многих народов характерен религиозный синкретизм и в быту сохраняются традиционные обряды. По оценке численности мусульман высказываются довольно противоречивые мнения. Одни считают, что мусульмане составляют 10%, другие — 35, третьи — 50%. Определенную ясность может дать численность Ассоциации мусульман Сьерра-Леоне, которая объединяет 250 тыс. человек. В 1900 г. мусульмане составляли 15% населения страны. Активная деятельность мусульманских орденов и секты Ахмадийа (секта, возникшая в 1899 г. в Пенджабе, адепты которой считают своим пророком Мирзу Г. Ахмади), которая располагает в Сьерра-Леоне почти 50 миссионерскими центрами и станциями, 10 мечетями и 4 средними учебными заведениями в Южной и Северной провинциях, привела к значи: тьному увеличению численности мусульман. Обследование, проведенное государственными органами во второй пол^зине 80-х годов, обнаружило, что в стране действовало более 700 коранических школ, но большинство имело не более 10 учеников. В 1988 г. было зарегистрировано 80 начальных и 44 средних мусульманских школы. А с финансовой помощью Саудовской Аравии в г. Магбураки открыт мусульманский университет (строительство его начато в 1983 г.). О распространении или политической значимости ислама может свидетельствовать и состав парламента, избранного в 1983 г.: из 106 его членов 50 носили мусульманские имена, являлись имамами или имели титул хаджи.

Основная часть населения, исповедующая ислам, придерживается суннитского направления маликатской религиозно-правовой системы. Среди части мусульман Сьерра-Леоне имеют влияние суфийские ордена: Тиджанийя (среди сусу, малинке, фульбе), Шадалийя (фульбе), Кадирийя (среди дьялонке).

Вместе с тем нормы шариата в Сьерра-Леоне не получили широкого распространения, поскольку многие из тех, кто сохраняет приверженность соблюдению норм традиционных культов, считают, что предписания Корана должны соблюдать лишь люди, знающие все тонкости религии.

Мусульманами являются дьялонке, фульбе, малинке, ливанцы, около 45% менде, часть сусу, темне и других народов. Традиционных верований и культов придерживается от 30 до 50% населения. Для них характерным является культ предков, и объектами религиозного поклонения выступают прародители семьи, рода или клана. Почти все народы, придерживающиеся традиционных верований, предпочитают также конкретных божеств и почитают тотемы, являющиеся табу для членов кланов.