Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К /Средние века Африки

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Записки каннибала



СРОЧНО!!! ЖЕЛАЮЩИЕ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПУТЕШЕСТВИЯХ, А ТАК-ЖЕ ТЕ, КТО ОТПРАВЛЯЛ ПРЕДОПЛАТУ, СВЯЖИТЕСЬ ПО УКАЗАННЫМ КОНТАКТАМ!!!

Так-же прошу обратить внимание на то, что сайт и вся информация обновляется. В том числе цены на туры будут немного изменены по мере поступления информации в связи с ситуацией с вирусом. Проверяйте актуальность статей и появления новой информации. В общем почаще заглядывайте что-бы не упустить ничего.

САЙТ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ МОЕГО БЛИЗКОГО ДРУГА, И ПРОСТО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА РОМАНА КАШИГИНА, КОТОРЫЙ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ КАМПАЛЫ 2 НОЯБРЯ 2020 г. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!

БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ! (с 28.12.2020 - 09.01.2021)
Вся Уганда за 12 дней. Поторопитесь, времени остается совсем мало.

СЕВЕРНЫЙ СУДАН (03.01. - 11.01.21)
Путешествие по древней Нубии.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (17.01 - 27.01.2021)
Таинственная земля Догонов.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2021)
Африка в миниатюре.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 01.04 - 13.04.2021)
В краю вулканов и горных горилл.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские (28.04.-15.05.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (29.07.-05.08.2021)
Великая миграция.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (15.08 - 30.08.2021)
Большое путешествие по большому острову.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (13.09.-25.09.2021)
Большое путешествие по странам ЮЖНОЙ АФРИКИ.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулканы.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ и ДР КОНГО за 12 дней (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулкан Ньирагонго.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ И ДЖИБУТИ (02.01 - 15.01.2022)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо + плавание с китовыми акулами
ТУР ПЕРЕНОСИТСЯ НА ГОД В СВЯЗИ С НАЧАВШИМИСЯ БОЕВЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ В СТРАНЕ.


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии.

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР).

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К Средние века Африки

Средние века Африки

Северная и Северо-Восточная А. Средневековье Сев. А. и Египта тесно связано с Сев. Средиземноморьем. Начиная с 3 в. Египет и страны Сев. А., входившие в состав Римской империи, переживали глубокий кризис. Обо-стрение внутр. противоречий позднеантичного общества способствовало успеху вторжений варваров {берберов, готов, вандалов^ в афр. провинции Рима. На рубеже 4—5 вв. при поддержке местного нас, варвары свергли власть Рима и образовали в Сев. А. несколько гос-в: королевство вандалов со столицей в Карфагене (439—534), берберское царство Джедар (между Мулуей и Оресом) и ряд более мелких княжеств берберских агеллидов (царей): Луата (на С. Трипо- литании), Нефзауа (в афр. Кастилии на терр. Бизацены, совр. Тунис), Джерауа (в Нумидии) и др. Процесс т. н. дероманизации включал восстановление позиций местных языков и тяготевших к востоку культур.

Власть Византии над Египтом и Сев. А. (завоёвана в 533— 534) была непрочной. Произвол воен. властей, коррупция гос. аппарата ослабляли центр, власть. Укреплялись позиции афр. провинц. знати (латинской в Сев. А., греческой в Египте), нередко вступавшей в союзные отношения с варварами и внеш. врагами Византии. В 616—626 перс, войска Сасанидов оккупировали Египет; в Сев. А. принадлежавшие империи земли захватывали берберские агеллиды, В 646 карфагенский экзарх (наместник) Византии Григорий объявил об отделении А. от Византии и провозгласил себя императором. Ухудшалось положение нар. масс, страдавших от фискального гнёта и эксплуатации со стороны крупных землевладельцев. Нар. недовольство находило выражение в широком распространении ересей [ариан, донатистов, моно- фиситов (яковитов) и обострении религиозно-общинной борьбы.

В сер. 7 в. нар.-еретич. движения обрели союзника в лице арабов-мусульман. В 639 арабы появились на границах Египта. В ходе воен. кампаний араб, полководцы Амр ибн аль-Ас, Окба ибн Нафи, Хасан ибн ан-Номан при активной поддержке местного нас., боровшегося против византийцев- «румв» и зем. аристократии, разбили войска визант. наместника Египта, затем карфагенского имп. Григория, царя Дже-дар Косейлы, царицы берберов Ореса Кахины и их союзников (см. Арабское завоевание Северной Африки и Египта). В 639—709 все афр. провинции Византии вошли в состав Араб, халифата (до 750 во главе с династией Омейядов, затем — Аббасидов). Монофиситы и представители др. ере- тич. движений поддерживали арабов, близких коренному нас. по языку и культурным традициям. Прочной власть халифов была в развитых р-нах Сев. А. (Египет, вост. и центр. Магриб). В периферийных р-нах с сильными пережитками родо-плем. отношений власть и авторитет халифов были весьма условными, если не номинальными.

Включение Сев. А. в состав халифата способствовало постепенной нивелировке уровней социально-экономич. развития разл. её регионов. Были преодолены последствия хоз. упадка 3—7 вв. В эпоху Омейядов в Египте и странах Сев. А. начался подъём с. х-ва, прежде всего земледелия, связанный с массовым стр-вом в 8 в. ирригац. систем (водо-хранилищ, подземных, распределит, и водоотводных каналов, новых дамб и водоподъёмных механизмов) и переходом к многопольным севооборотам. Наряду с традиц. отраслями с. х-ва (произ-во зерновых, оливководство, виноделие, садо-водство) широкое распространение получили произ-во т. н. инд. культур (сах. тростник, рис, хлопок), а также шелководство (в Ифрикии). Добыча серебра, золота (в Сиджильмасе), меди, сурьмы, железа, олова полностью обеспечивала внутр. потребности. Высокого уровня достигло ремесл, произ-во, особенно изготовление тканей, обработка стекла, меди, железа, оружейное дело, разл. художеств, промыслы. В Египте и Ифрикии были построены судостроит. верфи, изготовлялась осадная техника. Происходил подъём то- варно-ден. х-ва. Земля и крупные мануфактуры принадлежали гос-ву; торговля и ремесл. произ-во сосредоточивались в руках частных лиц. Социальная структура нас. имела раннефеод. характер. Господствующий класс феодалов (хасса) составляли бюрократич. слои, араб, воен, знать, смыкавшаяся с ней верхушка местного нас. Осн. массу нас. составляло общинное крестьянство и плебейские слои города (амма) — мелкие собственники и лица наёмного труда. Большое кол-во рабов (в Ифрикии в 9 в. 20—25% населения) использовалось в разл. отраслях произ-ва и в непроизводств. сфере. Большую роль играли торгово-купеч. слои, откупщики. Преобладали коллективные формы эксплуатации непосредств. производителей (рента-налог). В А. находились значит, центры араб, культуры халифата: в Ифрикии, Египте, с 9—10 вв. — в Фесе, развивавшемся под сильным влиянием Ифрикии и мусульм. Испании. Широкое распространение получил араб, яз., ставший с 706 официальным. Арабизация нас., прежде всего процесс его приобщения к ценностям араб, культуры, происходила крайне неравномерно. Быстрее она охватила Тунис и др. приморские р-ны Сев. А., где преобладало семитское нас. Более медленно арабизация протекала в Египте, Кастилии и др. местностях Сев. А., а также во внутр. берберских р-нах

Алжира и Марокко, где в 8—11 вв. нас. продолжало говорить соответственно на коптском, латинском и разл. берберских яз. В Египте лишь в нач. 14 в. коптский яз. был вытеснен арабским (отд. очаги разговорного коптского яз. сохранялись до 17 в.). В Тунисе последние надписи на лат. яз. относятся к сер. 11 в., местные романский и берберские яз. существовали до 15 в. На 3. Магриба процесс арабизации протекал ещё медленнее. К нач. 16 в. 85% нас. Марокко и 50% нас. Алжира продолжало говорить на берберских яз.

Ислам исповедовали правящая верхушка, армия, однако большинство мусульман составляли плебейские слои города, нас. менее развитых р-нов. По нек-рым подсчётам, 2!3 мусульм. служителей культа в 8—11 вв. были выходцами из торг.-ремесл. слоев населения. Мало были затронуты исла- мизацией земледельч. нас., интеллигенция, служащие пра-вительств. учреждений. Большинство нас, Марокко и др. р-нов Сев. Сахары уже в нач. 8 в. считало себя мусульманами. В Марокко последние очаги христианства и язычества исчезли в 10 в. Вместе с тем в Египте и Ифрикии вплоть до нач. 10 в. мусульмане составляли меньшинство. Первичный процесс исламизации в этих странах завершился в основном в нач. 11 в., когда до 80% нас. отошло от христианства, В Ифрикии последние христ. общины прекратили существование в сер. 12 в. Социальные и политич. противоречия находили отражение в борьбе многообразных религ. школ и направлений.

С распадом халифата в Э в. в приверженных суннизму областях А. власть Аббасидов ослабела. Их афр. провинции стали самостоят. феод, гос-вами. Во главе их стояли династии Тулунидов (868—905) и Ихшидидов (935—969) в Египте, Аглабидов (800 909) в Ифрикии, признававшие власть халифов лишь как духовных руководителей ислама. Гос-ео Идрисидов (788—974) в сев. Марокко не признавало сюзе-ренитет Аббасидов и находилось под сильным влиянием правителей мусульм. Испании..

Развитие массовых антифеод, движений обусловило пер-вые успехи Фатимидов, к-рые на рубеже 9—10 вв. стали во

главе шиитов-исмаилитов, проповедовавших установление социальной справедливости и мессианские идеи о близком пришествии Махди. Фатимиды установили свою власть в Ифрикии, завоевали Марокко и Египет (969) и основали халифат, включавший также ряд стран Бл. Востока. В 973 его столица из Махдии была перенесена в Каир (Египет). Социальные и политич, институты эпохи Аббасидов претерпели значит, изменения. Частная торговля и свободное ремесло были ликвидированы, крест, общины поставлены под контроль гос-ва. Гос-во монополизировало разл. отрасли ремесл. и с.-х. произ-ва, непосредств. производители превратились в гос, крепостных. Фатимиды насильственно насаждали исмаилизм и покончили с относит, веротерпимостью времён Омейядов и Аббасидов. В ответ на неповиновение Зиридов, восстановивших (1048) в Ифрикии независимое суннитское гос-во, Фатимиды направили в Сеа. А. араб, кочевые племена бану хиляль и бану сулейм, к-рые

14 апр. 1052 в битве при Хайдаране (к С. от Габеса) разбили войска ифрикийских эмиров, Вторжение бедуинов изменило судьбы Сев. А. Кочевники — арабы и примкнувшие к ним берберы зената — разрушили города, разорили поля и селения Ифрикии и алж. Высоких плато. Гор. и земледельч. нас. платило им дань. Зап. р-ны Магриба подверглись наше-ствию берберов-Альморавидов, опиравшихся на сахарские кочевые племена санхаджа. В 1054 Альморавиды захватили столицу Зап. Сахары Аудагост, покорили Тафилальт, Сус и земли Бергвата, взяли Фес (1069) и установили свою власть в зап, Алжире. К нач. 12 в. государство Альморавидов включало Зап, Сахару, Марокко, Зап. Алжир, мусульм. Испанию.

С сер. 11 в. Египет и особенно страны Магриба вступили в полосу хоз. и культурного упадка. Разветвлённые системы орошения в них были полностью уничтожены кочевниками. В этот же период изменилось соотношение сил на Среди-земном м.: судох-во и мор, торговля начали переходить в руки европейцев. Норманны завоевали Сицилию (1061—91), захватили Триполи (1140), Беджаию, Сус, Махдию (1148), вместе с крестоносцами совершили неск. нападений на Тинис, Александрию (1155) и др. города на Средиземноморском побережье Египта. В 12—13 вв. крестоносцы вели оже-сточённую войну на море и предприняли неск. вторжений в Египет и страны Сев. А. В 1168 их войска подошли к Каиру. Тяжёлые поражения, к-рые крестоносцы потерпели в Египте в 1219—21 и 1249—50 и в Тунисе в 1270, вынудили их отказаться от завоеват. планов в А.

Борьбу против норманнов и крестоносцев под флагом защиты и возрождения ислама развернули Ибн Тумарт на 3. и Салах ад-Дин на В. Ибн Тумарт заложил основы воен,- религ. движения Альмохадов, к-рые свергли власть Альморавидов, подчинили араб, и берберские зенатские племена и создали в Сев. А. могуществ. воен. державу (1146—1269). Её преемниками явились гос-ва Хафсидов в Тунисе (1229— 1574), Зайянщов в зап. Алжире (1235—1551) и Маринидов в Марокко (1269—1465), Салах ад-Дин низложил династию Фатимидов (1171), уничтожил социальные и политич. учреждения их халифата и основал в Египте суннитское гос-во во главе с династией Айюбидов (1171—1250). В Египте традиции Салах ад-Дина и Айюбидов были восприняты султанами Мамлюков (1250—1517), к-рые встали во главе могуществ. империи, претендовавшей на гегемонию а мусульм. мире. Гос-вам Айюбидов, Альмохадов и их преемников удалось отразить угрозу со стороны крестоносцев и утвердить религ. единство Сев. А. на основе суннизма. Начался период безраздельного господства суннитской ортодоксии и беспощадной борьбы с иноверцами. Происходил дальнейший хоз. регресс Египта и Сев. А. Разрушение ирригац. систем предопределило упадок с. х-ва. В 12—15 вв. постепенно исчезли культуры риса и хлопка, шелководство и виноделие, упало произ-во льна и технич, культур. Население очагоз земледелия, включая долину Нила, переориентировалось на произ- во зерновых, а также фиников, оливок и садово-огородных культур. Огромные площади заняло экстенсивное скот-во. Исключительно быстро шёл процесс т. н. бедуинизации населения. На рубеже 11—12 вв. алж. Высокие плато, равнины центр, и юж. Туниса, позднее Триполитания и Киренаи--ка, в 14 в. Верх. Египет превратились в полупустынные сухие степи. Исчезли десятки городов и тысячи селений. В Киренаике к кон. 14 в. не осталось ни одного поселения гор. типа. Быстро падала численность нас. (по оценкам тунисских историков, нас. Ифрикии в 11—15 вв. сократилось на две трети; видимо, примерно в такой же пропорции уменьшилось нас. Египта).

Осн. социальные, политич. и воен. институты позднего средневековья сложились при Айюбидах и Альмохадах. Зна-чение натуральнохоз- отношений, особенно в странах Магри-ба, возросло. Широкое распространение получила система икта — зем. и др. пожалований за воен. службу. Держатели икта — бедуинские эмиры, мамлюкские и альмохадские воины составляли осн. социальную опору позднесредневековых гос-в. В городах гос-во монополизировало произ-во и сбыт отд. видов товаров (при сохранении в ряде отраслей свободного ремесла и частной торговли), регламентировало хоз. жизнь, нередко выступая в качестве владельца или совладельца (при Альмохадах) гор. недвижимости (мастер-ские, пекарни, лавки, бани и т. п.). В сел. местности, особенно Верх. Египта и стран Сеа. А., эмиры и шейхи кочевых племён (арабов и берберов зената), опираясь на собств, воен. формирования, выступали в качестве непосредств. эксплуататоров крестьян и полукочевников, плативших им дань и нёсших ряд др. повинностей.

Феод, произвол и налоговый гнёт в условиях резкого ухудшения экологич. условий и хоз, упадка обострили социальные противоречия. На рубеже 15—16 вв, Хафсиды, Зайяниды, Мариниды и мамлюкские султаны Египта оказались не в состоянии подавлять недовольство масс, сдерживать сепаратистские устремления местных правителей и одновременно противостоять внеш. угрозе. В 14-15 португальцы захватили Сеуту, затем Арсилу и Танжер (1471), в 1515 совершили нападение на Марракеш — столицу юж. Марокко. Испанцы в 1509—10 захватили города Оран, Алжир, Три-поли, подчинили внутр. р-ны Алжира. Зайяниды в 1509, Хаф-сиды в 1535 признали себя вассалами Испании. Флот ордена иоаннитов е 1509 совершил нападение на Египет. Португальцы, к-рые в 1498 появились в басс. Индийского ок., в 1507 проникли в Красное м, в 1509 разгромили егип. флот у Диу, создав угрозу священным мусульм. городам Мекке и Медине, паломничеству и торговле. В этих условиях Османская империя, выступавшая в роли защитника ислама, при поддержке местного нас. в 1516—17 разгромила Мамлюков и присоединила Египет и Киренаику. В 1512—15 османские гази —борцы с «неверными» —Орудж и Хайраддин Барбаросса подняли антиисп, восстание в Сев. А. Повстанцы при поддержке османских войск нанесли поражение испанцам, свергли местных правителей и признали сюзеренитет тур. султана (1518). В 1533 Алжир, в 1551 Триполитания, в 1574 Тунис стали провинциями Османской империи. В Марокко «священную войну» против португальцев возглавили Ватта- сиды (1465—1554) и Саадиды (1554—1659). Изгнание исп. и португ. завоевателей, прекращение феод, войн и ограничение кочевничества турками-османами способствовали воз-рождению городов и земледелия. Большую роль в развитии мануфактур, ремесл. произ-ва и распространении новых с,-х. культур (кукуруза, табак, цитрусовые) сыграли изгнанные из Испании мориски, к-рые в 16 — нач. 17 вв. расселились по всему юж. побережью Средиземного м. от Марокко до Кирекаики.

В первые века н. э. на терр. Сев. Эфиопии образовалось царство Аксум. В 4—6 вв., в период его расцвета, гегемония Аксума распространялась на Нубию (где на месте Мероит- ского царства образовались гос-ва Алоа, Мукурра и Ноба- тия), на юж. Аравию (Химьяритское царство), а также на обширные терр. Эфиопского нагорья и север Африканского Рога. В этот период в странах Сев.-Вост. А. начало распространяться христианство (в 4—6 вв. в Аксуме, а 5—6 вв. в Нубии). В Нубии в 7 в. Нобатия и Мукурра объединились в царство, отразившее нашествие арабов. В 10 в. Мукурра и Алоа образовали новое объединение, в к-ром главенству-ющая роль в сер. 10 в. перешла от царя Мукурры к царю Алоа. В стране кочевого народа беджа, Нубии и Эфиопии поселились арабы — купцы, искатели жемчуга, золотоискатели, к-рые, смешиваясь с коренным нас, распространяли среди него ислам- В сер, 9 в. царь беджа признал себя васса-лом халифата Аббасидов. В вост., центр, и юж. Эфиопии возникли мусульм. княжества, до 10 в. остававшиеся данниками Аксума. Эти княжества монополизировали торговлю гос-в Эфиопского нагорья с внеш. миром. В 8—9 вв. г. Аксум. главный порт Адулис и др. города пришли в упадок, в 1-й пол. 11 в. Аксумское царство окончательно распалось. Созданная аксумитами цивилизация легла в основу культуры ср.-век. Эфиопии. После распада Аксумского царства в юж. части Эфиопского нагорья образовались независимые царства Гафат, Дамот, Хадья. Даваро и др., на С,-3., в р-не оз. Тана, — княжество иудаистов-фалаша, на С. — ряд христ. княжеств (в т, ч. княжество агау Ласта). На В. и в центре нагорья в 12 — 1-й пол, 13 вв. сильнейшим из мусульм. гос-в на терр. Эфиопии был Махзумийский султанат. В 12 в. христ. княжества объединились под властью Ласты (династия Загуэ). В кон. 13 в. Мукурра стала вассалом Египта, в кон. 14 в. распалась на ряд мелких христ. и мусульм. княжеств; Алоа пришло в упадок. В кон, 13 в. династия Загуэ подчинилась Соломоновой династии, а Махзумийский султанат распался под ударами султаната Йифат. Эти два гос-ва вступили в ожесточённую борьбу, в ходе к-рой христ. Эфиопская империя временами подчиняла себе как мусульманские, так яэыч. и иудаистич. гос-ва нагорья. В 15— 16 вв. Эфиопская империя переживала период подъ-ёма.

В Судане в 15 в. христ. царства Алоа и Дотаво были завоё-ваны арабами, в 16 в. возникли мусульм. султанаты фуйгов (Сеннар) и Дарфурский султанат. В нач. 16 в. в А. вторгались португальцы, захватившие большинство суахилийских сул-танатов, и турки, покорившие Египет и Сев. Нубию. В Эфиопии португальцы и турки вмешались в войну между христ империей и мусульм. султанатом Адаль (на В. нагорья), к-рая привела к ослаблению обоих roc-в. В результате в Эфиопской империи установилось влияние Португалии.

С побережьем Индийского ок. был связан и самостоят. центр государственности, к-рый сложился на терр. совр. Зимбабве (в междуречье Замбези и Лимпопо). В этом р-не на холме Зимбабве, в Иньянге, Дхло-Дхло и др. пунктах сохра-нились многочисл. остатки крупных кам. построек обществ, и культового назначения. Вскрытые вокруг самого Зимбабве поселения позволяют датировать древнейшие культурные слои 4 в. Стр-во крупных сооружений, начатое ок. 7 в, про-должалось почти тысячелетие: самые поздние постройки относятся к 17 в. Уже в 10 в. араб, авторы сообщают о суще-ствовании в глубинных областях Юго-Вост. А. сильного гос-ва, располагавшего большими запасами золота. Важными статьями экспорта были также железо и медь, к-рые вывозили не только во внутр. области А., но и на Аравийский п-ов, в Индию и Юго-Вост. Азию.

Создателями цивилизации Зимбабве были каранга и розви —две ветви бантуязычного народа шона. В нач, 15 в, один из правителей каранга принял титул Мвене Мутапа ( «господин Мутапа»), по к-рому гос-во каранга и розви стало называться Мономотапа. Разрушит, роль в судьбе Мономотапы сыграла португ. работорговля, получившая большой размах с сер. 16 в. В кон. 17 в. Мономотапа перестала существовать как великая держава Юго-Вост. А.

Среди народов А., в ср. века не соприкасавшихся непо-средственно со средиземноморско-ближневост. миром, наиб, развития достигли народы гвинейского побережья, в особенности йоруба на Ю.-З. совр. Нигерии и родственные ему этнич. группы по обе стороны границы Нигерии и Бенина. Сформировалась самобытная культура — одна из самых богатых в истории А. Город-государство йоруба (см. Йоруба государства) состоял из крупного гор. поселения с подчинённой ему с.-х. округой, Фактически такой город-государство представлял разросшуюся поземельную общину, внутри к-рой отделение ремесла от земледелия проходило сравнительно медленно. Осн. масса населения состояла из свободных общинников; широко применялся труд рабов, как правило в рамках больших патриархальных семей. На рубеже 16—17 вв. возросло могущество правителей Ойо. Это гос-во стало крупнейшим политич. объединением на гвинейском побережье. К Ю.-В. от осн. р-на расселения йоруба, на терр. народа бини (эдо), возник город-государство Бенин, основанный, по преданию, выходцами из Ифе. С 15 в. Бенин стал известен европейцам как самое сильное и богатое гос- во региона; этот подъём, начавшийся в 14 в., продолжался до 17 в. Основой могущества Бенина была торговля с внутр. областями А. и с европейцами- Всё большее значение при-обретала работорговля.

К 17 в. сложились также те гос-ва, к-рым предстояло стать крупнейшими работорговцами на зап. побережье А. в эпоху расцвета европ. работорговли с сер. 17 в.: Аллада, Вида, Дагомея (или Абомей).

Крупный центр становления раннеклассового общества и государственности существовал также в басс. р. Конго (Заир) и к Ю. от него, за пределами зоны тропич. экв. леса. Однако здесь эти процессы шли медленнее и не достигли такого развития, как в суданской зоне или на вост. побережье. Отдельные общества создали могуществ. гос. образования, По-видимому, самым ранним из них было восходящее к 13 в. гос-во Конго. В кон. 15 в. в Конго появились португальцы. Они поддержали местных вождей, стремившихся освободиться от власти маниконго (верховного правителя). Внутр. смуты дополнило нашествие народа, к-рый источники именуют яга (или жага, джага), пришедшего с В. из зоны лесов и захватившего в 1568 столицу Мбанэа-Конго. С помощью португальцев нападение яга удалось отразить, но Конго попало фактически в полную зависимость от Португалии. К Ю.-В. от гос-ва Конго в 15—16 вв. сформировались два крупных гос. образования: Лунда и Луба, К С. от Лунда располагалось гос-во Куба (или Бушонго), возникшее ок. 2-й пол. 16 в. Бушонго отличало сравнительно высокоразвитое ремесл. произ-во — ткачество, выплавка и обработка железа и меди, — позволявшее поддерживать оживлённую торговлю с Шабой и терр. в низовьях р. Конго. Общества области Великих озёр Вост. А. в ср. века развивались также без непосредств. контакта со средиземноморско-ближневост. миром. Письменных источников по истории этих обществ нет до сер. 19 в., и судить о ней можно лишь на основании данных археологии и устного предания. Ми гранты-скотоводы, появившиеся в Межозерье не ранее 16 в., застали здесь уже сложившиеся гос. образования. Древнейшим из них была Китара, центр к-рой находился в зап. части совр. Уганды. Согласно устной традиции, прави-тели Китары были изгнаны пришедшими с С. луо, основав-шими в нач. 16 в. гос-во Уньоро (Буньоро).

Процесс государство-образования шёл особенно активно в 16 в. К 17 в. сформировались в воет, части Межозерья такие гос-ва, как Карагве, Кизиба и неск. более мелких. С сер. 17 в. с быстрым подъёмом воен. и политич. могущества Буганды большинство этих гос-в вынуждено было в той или иной форме признавать её преобладание в этой части А.

Развитие о. Мадагаскар на протяжении ср. веков прохо-дило изолированно от материка. В результате смешения мигрантов из Юго-Вост. Азии и местного негроидного нас. с участием нек-рых групп выходцев с Аравийского п-ова сложился народ малагасийцев, разделявшийся на неск. этнографии. групп, крупнейшими из к-рых были: мерина — в центр, областях о-ва, бецилеу — на Ю.-В., сакалаеа — на зап. побережье и бецимисарака — на вост. побережье. Наиб, крупное гос. образование Имерина возникло в гористых центр, р-нах Мадагаскара.

Темпы развития средневековой Тропич, А, были более медленными в сравнении с темпами развития сложившихся классовых обществ Сев. А. Причина такого отставания заключалась в осн. в том, что в большинстве афр. об-в производство в силу природных и демографич. условий оставалось застойным: сохранялись общинные отношения, преобладало простое воспроизводство, не завершилось отделение ремесла от земледелия. Относит изоляция мн. р-нов континента затрудняла обмен опытом культурного развития и усвоение достижений неафр. культур. Однобокий характер контактов подавляющего большинства остальных областей А. с более развитыми обществами Сре-диземноморья, Передней и Юж. Азии не стимулировал развитие собственного обществ, произ-ва.