Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К /Средние века Африки

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В АФРИКУ и не только (с русскоязычными гидами):


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2017)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2017)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2017)
Акулы юга Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2017)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2017)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО БАНГЛАДЕШ И НЕПАЛУ (11.02 - 27.02.2018)
Два азиатских тигра

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (23.02 - 09.03.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (16.05 - 29.05.2018)
Таинственная страна Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (19.06.-25.06.2018)
Сафари и рафтинг

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА (05.07 -20.07.2018)
Активное путешествие по островам

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2018)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2018)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2017)
Дикий животный мир Восточной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2018)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ (23.10 - 31.10.2018)
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 18.11 2018)
Восхождение на Рорайму


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К Средние века Африки

Средние века Африки

Северная и Северо-Восточная А. Средневековье Сев. А. и Египта тесно связано с Сев. Средиземноморьем. Начиная с 3 в. Египет и страны Сев. А., входившие в состав Римской империи, переживали глубокий кризис. Обо-стрение внутр. противоречий позднеантичного общества способствовало успеху вторжений варваров {берберов, готов, вандалов^ в афр. провинции Рима. На рубеже 4—5 вв. при поддержке местного нас, варвары свергли власть Рима и образовали в Сев. А. несколько гос-в: королевство вандалов со столицей в Карфагене (439—534), берберское царство Джедар (между Мулуей и Оресом) и ряд более мелких княжеств берберских агеллидов (царей): Луата (на С. Трипо- литании), Нефзауа (в афр. Кастилии на терр. Бизацены, совр. Тунис), Джерауа (в Нумидии) и др. Процесс т. н. дероманизации включал восстановление позиций местных языков и тяготевших к востоку культур.

Власть Византии над Египтом и Сев. А. (завоёвана в 533— 534) была непрочной. Произвол воен. властей, коррупция гос. аппарата ослабляли центр, власть. Укреплялись позиции афр. провинц. знати (латинской в Сев. А., греческой в Египте), нередко вступавшей в союзные отношения с варварами и внеш. врагами Византии. В 616—626 перс, войска Сасанидов оккупировали Египет; в Сев. А. принадлежавшие империи земли захватывали берберские агеллиды, В 646 карфагенский экзарх (наместник) Византии Григорий объявил об отделении А. от Византии и провозгласил себя императором. Ухудшалось положение нар. масс, страдавших от фискального гнёта и эксплуатации со стороны крупных землевладельцев. Нар. недовольство находило выражение в широком распространении ересей [ариан, донатистов, моно- фиситов (яковитов) и обострении религиозно-общинной борьбы.

В сер. 7 в. нар.-еретич. движения обрели союзника в лице арабов-мусульман. В 639 арабы появились на границах Египта. В ходе воен. кампаний араб, полководцы Амр ибн аль-Ас, Окба ибн Нафи, Хасан ибн ан-Номан при активной поддержке местного нас., боровшегося против византийцев- «румв» и зем. аристократии, разбили войска визант. наместника Египта, затем карфагенского имп. Григория, царя Дже-дар Косейлы, царицы берберов Ореса Кахины и их союзников (см. Арабское завоевание Северной Африки и Египта). В 639—709 все афр. провинции Византии вошли в состав Араб, халифата (до 750 во главе с династией Омейядов, затем — Аббасидов). Монофиситы и представители др. ере- тич. движений поддерживали арабов, близких коренному нас. по языку и культурным традициям. Прочной власть халифов была в развитых р-нах Сев. А. (Египет, вост. и центр. Магриб). В периферийных р-нах с сильными пережитками родо-плем. отношений власть и авторитет халифов были весьма условными, если не номинальными.

Включение Сев. А. в состав халифата способствовало постепенной нивелировке уровней социально-экономич. развития разл. её регионов. Были преодолены последствия хоз. упадка 3—7 вв. В эпоху Омейядов в Египте и странах Сев. А. начался подъём с. х-ва, прежде всего земледелия, связанный с массовым стр-вом в 8 в. ирригац. систем (водо-хранилищ, подземных, распределит, и водоотводных каналов, новых дамб и водоподъёмных механизмов) и переходом к многопольным севооборотам. Наряду с традиц. отраслями с. х-ва (произ-во зерновых, оливководство, виноделие, садо-водство) широкое распространение получили произ-во т. н. инд. культур (сах. тростник, рис, хлопок), а также шелководство (в Ифрикии). Добыча серебра, золота (в Сиджильмасе), меди, сурьмы, железа, олова полностью обеспечивала внутр. потребности. Высокого уровня достигло ремесл, произ-во, особенно изготовление тканей, обработка стекла, меди, железа, оружейное дело, разл. художеств, промыслы. В Египте и Ифрикии были построены судостроит. верфи, изготовлялась осадная техника. Происходил подъём то- варно-ден. х-ва. Земля и крупные мануфактуры принадлежали гос-ву; торговля и ремесл. произ-во сосредоточивались в руках частных лиц. Социальная структура нас. имела раннефеод. характер. Господствующий класс феодалов (хасса) составляли бюрократич. слои, араб, воен, знать, смыкавшаяся с ней верхушка местного нас. Осн. массу нас. составляло общинное крестьянство и плебейские слои города (амма) — мелкие собственники и лица наёмного труда. Большое кол-во рабов (в Ифрикии в 9 в. 20—25% населения) использовалось в разл. отраслях произ-ва и в непроизводств. сфере. Большую роль играли торгово-купеч. слои, откупщики. Преобладали коллективные формы эксплуатации непосредств. производителей (рента-налог). В А. находились значит, центры араб, культуры халифата: в Ифрикии, Египте, с 9—10 вв. — в Фесе, развивавшемся под сильным влиянием Ифрикии и мусульм. Испании. Широкое распространение получил араб, яз., ставший с 706 официальным. Арабизация нас., прежде всего процесс его приобщения к ценностям араб, культуры, происходила крайне неравномерно. Быстрее она охватила Тунис и др. приморские р-ны Сев. А., где преобладало семитское нас. Более медленно арабизация протекала в Египте, Кастилии и др. местностях Сев. А., а также во внутр. берберских р-нах

Алжира и Марокко, где в 8—11 вв. нас. продолжало говорить соответственно на коптском, латинском и разл. берберских яз. В Египте лишь в нач. 14 в. коптский яз. был вытеснен арабским (отд. очаги разговорного коптского яз. сохранялись до 17 в.). В Тунисе последние надписи на лат. яз. относятся к сер. 11 в., местные романский и берберские яз. существовали до 15 в. На 3. Магриба процесс арабизации протекал ещё медленнее. К нач. 16 в. 85% нас. Марокко и 50% нас. Алжира продолжало говорить на берберских яз.

Ислам исповедовали правящая верхушка, армия, однако большинство мусульман составляли плебейские слои города, нас. менее развитых р-нов. По нек-рым подсчётам, 2!3 мусульм. служителей культа в 8—11 вв. были выходцами из торг.-ремесл. слоев населения. Мало были затронуты исла- мизацией земледельч. нас., интеллигенция, служащие пра-вительств. учреждений. Большинство нас, Марокко и др. р-нов Сев. Сахары уже в нач. 8 в. считало себя мусульманами. В Марокко последние очаги христианства и язычества исчезли в 10 в. Вместе с тем в Египте и Ифрикии вплоть до нач. 10 в. мусульмане составляли меньшинство. Первичный процесс исламизации в этих странах завершился в основном в нач. 11 в., когда до 80% нас. отошло от христианства, В Ифрикии последние христ. общины прекратили существование в сер. 12 в. Социальные и политич. противоречия находили отражение в борьбе многообразных религ. школ и направлений.

С распадом халифата в Э в. в приверженных суннизму областях А. власть Аббасидов ослабела. Их афр. провинции стали самостоят. феод, гос-вами. Во главе их стояли династии Тулунидов (868—905) и Ихшидидов (935—969) в Египте, Аглабидов (800 909) в Ифрикии, признававшие власть халифов лишь как духовных руководителей ислама. Гос-ео Идрисидов (788—974) в сев. Марокко не признавало сюзе-ренитет Аббасидов и находилось под сильным влиянием правителей мусульм. Испании..

Развитие массовых антифеод, движений обусловило пер-вые успехи Фатимидов, к-рые на рубеже 9—10 вв. стали во

главе шиитов-исмаилитов, проповедовавших установление социальной справедливости и мессианские идеи о близком пришествии Махди. Фатимиды установили свою власть в Ифрикии, завоевали Марокко и Египет (969) и основали халифат, включавший также ряд стран Бл. Востока. В 973 его столица из Махдии была перенесена в Каир (Египет). Социальные и политич, институты эпохи Аббасидов претерпели значит, изменения. Частная торговля и свободное ремесло были ликвидированы, крест, общины поставлены под контроль гос-ва. Гос-во монополизировало разл. отрасли ремесл. и с.-х. произ-ва, непосредств. производители превратились в гос, крепостных. Фатимиды насильственно насаждали исмаилизм и покончили с относит, веротерпимостью времён Омейядов и Аббасидов. В ответ на неповиновение Зиридов, восстановивших (1048) в Ифрикии независимое суннитское гос-во, Фатимиды направили в Сеа. А. араб, кочевые племена бану хиляль и бану сулейм, к-рые

14 апр. 1052 в битве при Хайдаране (к С. от Габеса) разбили войска ифрикийских эмиров, Вторжение бедуинов изменило судьбы Сев. А. Кочевники — арабы и примкнувшие к ним берберы зената — разрушили города, разорили поля и селения Ифрикии и алж. Высоких плато. Гор. и земледельч. нас. платило им дань. Зап. р-ны Магриба подверглись наше-ствию берберов-Альморавидов, опиравшихся на сахарские кочевые племена санхаджа. В 1054 Альморавиды захватили столицу Зап. Сахары Аудагост, покорили Тафилальт, Сус и земли Бергвата, взяли Фес (1069) и установили свою власть в зап, Алжире. К нач. 12 в. государство Альморавидов включало Зап, Сахару, Марокко, Зап. Алжир, мусульм. Испанию.

С сер. 11 в. Египет и особенно страны Магриба вступили в полосу хоз. и культурного упадка. Разветвлённые системы орошения в них были полностью уничтожены кочевниками. В этот же период изменилось соотношение сил на Среди-земном м.: судох-во и мор, торговля начали переходить в руки европейцев. Норманны завоевали Сицилию (1061—91), захватили Триполи (1140), Беджаию, Сус, Махдию (1148), вместе с крестоносцами совершили неск. нападений на Тинис, Александрию (1155) и др. города на Средиземноморском побережье Египта. В 12—13 вв. крестоносцы вели оже-сточённую войну на море и предприняли неск. вторжений в Египет и страны Сев. А. В 1168 их войска подошли к Каиру. Тяжёлые поражения, к-рые крестоносцы потерпели в Египте в 1219—21 и 1249—50 и в Тунисе в 1270, вынудили их отказаться от завоеват. планов в А.

Борьбу против норманнов и крестоносцев под флагом защиты и возрождения ислама развернули Ибн Тумарт на 3. и Салах ад-Дин на В. Ибн Тумарт заложил основы воен,- религ. движения Альмохадов, к-рые свергли власть Альморавидов, подчинили араб, и берберские зенатские племена и создали в Сев. А. могуществ. воен. державу (1146—1269). Её преемниками явились гос-ва Хафсидов в Тунисе (1229— 1574), Зайянщов в зап. Алжире (1235—1551) и Маринидов в Марокко (1269—1465), Салах ад-Дин низложил династию Фатимидов (1171), уничтожил социальные и политич. учреждения их халифата и основал в Египте суннитское гос-во во главе с династией Айюбидов (1171—1250). В Египте традиции Салах ад-Дина и Айюбидов были восприняты султанами Мамлюков (1250—1517), к-рые встали во главе могуществ. империи, претендовавшей на гегемонию а мусульм. мире. Гос-вам Айюбидов, Альмохадов и их преемников удалось отразить угрозу со стороны крестоносцев и утвердить религ. единство Сев. А. на основе суннизма. Начался период безраздельного господства суннитской ортодоксии и беспощадной борьбы с иноверцами. Происходил дальнейший хоз. регресс Египта и Сев. А. Разрушение ирригац. систем предопределило упадок с. х-ва. В 12—15 вв. постепенно исчезли культуры риса и хлопка, шелководство и виноделие, упало произ-во льна и технич, культур. Население очагоз земледелия, включая долину Нила, переориентировалось на произ- во зерновых, а также фиников, оливок и садово-огородных культур. Огромные площади заняло экстенсивное скот-во. Исключительно быстро шёл процесс т. н. бедуинизации населения. На рубеже 11—12 вв. алж. Высокие плато, равнины центр, и юж. Туниса, позднее Триполитания и Киренаи--ка, в 14 в. Верх. Египет превратились в полупустынные сухие степи. Исчезли десятки городов и тысячи селений. В Киренаике к кон. 14 в. не осталось ни одного поселения гор. типа. Быстро падала численность нас. (по оценкам тунисских историков, нас. Ифрикии в 11—15 вв. сократилось на две трети; видимо, примерно в такой же пропорции уменьшилось нас. Египта).

Осн. социальные, политич. и воен. институты позднего средневековья сложились при Айюбидах и Альмохадах. Зна-чение натуральнохоз- отношений, особенно в странах Магри-ба, возросло. Широкое распространение получила система икта — зем. и др. пожалований за воен. службу. Держатели икта — бедуинские эмиры, мамлюкские и альмохадские воины составляли осн. социальную опору позднесредневековых гос-в. В городах гос-во монополизировало произ-во и сбыт отд. видов товаров (при сохранении в ряде отраслей свободного ремесла и частной торговли), регламентировало хоз. жизнь, нередко выступая в качестве владельца или совладельца (при Альмохадах) гор. недвижимости (мастер-ские, пекарни, лавки, бани и т. п.). В сел. местности, особенно Верх. Египта и стран Сеа. А., эмиры и шейхи кочевых племён (арабов и берберов зената), опираясь на собств, воен. формирования, выступали в качестве непосредств. эксплуататоров крестьян и полукочевников, плативших им дань и нёсших ряд др. повинностей.

Феод, произвол и налоговый гнёт в условиях резкого ухудшения экологич. условий и хоз, упадка обострили социальные противоречия. На рубеже 15—16 вв, Хафсиды, Зайяниды, Мариниды и мамлюкские султаны Египта оказались не в состоянии подавлять недовольство масс, сдерживать сепаратистские устремления местных правителей и одновременно противостоять внеш. угрозе. В 14-15 португальцы захватили Сеуту, затем Арсилу и Танжер (1471), в 1515 совершили нападение на Марракеш — столицу юж. Марокко. Испанцы в 1509—10 захватили города Оран, Алжир, Три-поли, подчинили внутр. р-ны Алжира. Зайяниды в 1509, Хаф-сиды в 1535 признали себя вассалами Испании. Флот ордена иоаннитов е 1509 совершил нападение на Египет. Португальцы, к-рые в 1498 появились в басс. Индийского ок., в 1507 проникли в Красное м, в 1509 разгромили егип. флот у Диу, создав угрозу священным мусульм. городам Мекке и Медине, паломничеству и торговле. В этих условиях Османская империя, выступавшая в роли защитника ислама, при поддержке местного нас. в 1516—17 разгромила Мамлюков и присоединила Египет и Киренаику. В 1512—15 османские гази —борцы с «неверными» —Орудж и Хайраддин Барбаросса подняли антиисп, восстание в Сев. А. Повстанцы при поддержке османских войск нанесли поражение испанцам, свергли местных правителей и признали сюзеренитет тур. султана (1518). В 1533 Алжир, в 1551 Триполитания, в 1574 Тунис стали провинциями Османской империи. В Марокко «священную войну» против португальцев возглавили Ватта- сиды (1465—1554) и Саадиды (1554—1659). Изгнание исп. и португ. завоевателей, прекращение феод, войн и ограничение кочевничества турками-османами способствовали воз-рождению городов и земледелия. Большую роль в развитии мануфактур, ремесл. произ-ва и распространении новых с,-х. культур (кукуруза, табак, цитрусовые) сыграли изгнанные из Испании мориски, к-рые в 16 — нач. 17 вв. расселились по всему юж. побережью Средиземного м. от Марокко до Кирекаики.

В первые века н. э. на терр. Сев. Эфиопии образовалось царство Аксум. В 4—6 вв., в период его расцвета, гегемония Аксума распространялась на Нубию (где на месте Мероит- ского царства образовались гос-ва Алоа, Мукурра и Ноба- тия), на юж. Аравию (Химьяритское царство), а также на обширные терр. Эфиопского нагорья и север Африканского Рога. В этот период в странах Сев.-Вост. А. начало распространяться христианство (в 4—6 вв. в Аксуме, а 5—6 вв. в Нубии). В Нубии в 7 в. Нобатия и Мукурра объединились в царство, отразившее нашествие арабов. В 10 в. Мукурра и Алоа образовали новое объединение, в к-ром главенству-ющая роль в сер. 10 в. перешла от царя Мукурры к царю Алоа. В стране кочевого народа беджа, Нубии и Эфиопии поселились арабы — купцы, искатели жемчуга, золотоискатели, к-рые, смешиваясь с коренным нас, распространяли среди него ислам- В сер, 9 в. царь беджа признал себя васса-лом халифата Аббасидов. В вост., центр, и юж. Эфиопии возникли мусульм. княжества, до 10 в. остававшиеся данниками Аксума. Эти княжества монополизировали торговлю гос-в Эфиопского нагорья с внеш. миром. В 8—9 вв. г. Аксум. главный порт Адулис и др. города пришли в упадок, в 1-й пол. 11 в. Аксумское царство окончательно распалось. Созданная аксумитами цивилизация легла в основу культуры ср.-век. Эфиопии. После распада Аксумского царства в юж. части Эфиопского нагорья образовались независимые царства Гафат, Дамот, Хадья. Даваро и др., на С,-3., в р-не оз. Тана, — княжество иудаистов-фалаша, на С. — ряд христ. княжеств (в т, ч. княжество агау Ласта). На В. и в центре нагорья в 12 — 1-й пол, 13 вв. сильнейшим из мусульм. гос-в на терр. Эфиопии был Махзумийский султанат. В 12 в. христ. княжества объединились под властью Ласты (династия Загуэ). В кон. 13 в. Мукурра стала вассалом Египта, в кон. 14 в. распалась на ряд мелких христ. и мусульм. княжеств; Алоа пришло в упадок. В кон, 13 в. династия Загуэ подчинилась Соломоновой династии, а Махзумийский султанат распался под ударами султаната Йифат. Эти два гос-ва вступили в ожесточённую борьбу, в ходе к-рой христ. Эфиопская империя временами подчиняла себе как мусульманские, так яэыч. и иудаистич. гос-ва нагорья. В 15— 16 вв. Эфиопская империя переживала период подъ-ёма.

В Судане в 15 в. христ. царства Алоа и Дотаво были завоё-ваны арабами, в 16 в. возникли мусульм. султанаты фуйгов (Сеннар) и Дарфурский султанат. В нач. 16 в. в А. вторгались португальцы, захватившие большинство суахилийских сул-танатов, и турки, покорившие Египет и Сев. Нубию. В Эфиопии португальцы и турки вмешались в войну между христ империей и мусульм. султанатом Адаль (на В. нагорья), к-рая привела к ослаблению обоих roc-в. В результате в Эфиопской империи установилось влияние Португалии.

С побережьем Индийского ок. был связан и самостоят. центр государственности, к-рый сложился на терр. совр. Зимбабве (в междуречье Замбези и Лимпопо). В этом р-не на холме Зимбабве, в Иньянге, Дхло-Дхло и др. пунктах сохра-нились многочисл. остатки крупных кам. построек обществ, и культового назначения. Вскрытые вокруг самого Зимбабве поселения позволяют датировать древнейшие культурные слои 4 в. Стр-во крупных сооружений, начатое ок. 7 в, про-должалось почти тысячелетие: самые поздние постройки относятся к 17 в. Уже в 10 в. араб, авторы сообщают о суще-ствовании в глубинных областях Юго-Вост. А. сильного гос-ва, располагавшего большими запасами золота. Важными статьями экспорта были также железо и медь, к-рые вывозили не только во внутр. области А., но и на Аравийский п-ов, в Индию и Юго-Вост. Азию.

Создателями цивилизации Зимбабве были каранга и розви —две ветви бантуязычного народа шона. В нач, 15 в, один из правителей каранга принял титул Мвене Мутапа ( «господин Мутапа»), по к-рому гос-во каранга и розви стало называться Мономотапа. Разрушит, роль в судьбе Мономотапы сыграла португ. работорговля, получившая большой размах с сер. 16 в. В кон. 17 в. Мономотапа перестала существовать как великая держава Юго-Вост. А.

Среди народов А., в ср. века не соприкасавшихся непо-средственно со средиземноморско-ближневост. миром, наиб, развития достигли народы гвинейского побережья, в особенности йоруба на Ю.-З. совр. Нигерии и родственные ему этнич. группы по обе стороны границы Нигерии и Бенина. Сформировалась самобытная культура — одна из самых богатых в истории А. Город-государство йоруба (см. Йоруба государства) состоял из крупного гор. поселения с подчинённой ему с.-х. округой, Фактически такой город-государство представлял разросшуюся поземельную общину, внутри к-рой отделение ремесла от земледелия проходило сравнительно медленно. Осн. масса населения состояла из свободных общинников; широко применялся труд рабов, как правило в рамках больших патриархальных семей. На рубеже 16—17 вв. возросло могущество правителей Ойо. Это гос-во стало крупнейшим политич. объединением на гвинейском побережье. К Ю.-В. от осн. р-на расселения йоруба, на терр. народа бини (эдо), возник город-государство Бенин, основанный, по преданию, выходцами из Ифе. С 15 в. Бенин стал известен европейцам как самое сильное и богатое гос- во региона; этот подъём, начавшийся в 14 в., продолжался до 17 в. Основой могущества Бенина была торговля с внутр. областями А. и с европейцами- Всё большее значение при-обретала работорговля.

К 17 в. сложились также те гос-ва, к-рым предстояло стать крупнейшими работорговцами на зап. побережье А. в эпоху расцвета европ. работорговли с сер. 17 в.: Аллада, Вида, Дагомея (или Абомей).

Крупный центр становления раннеклассового общества и государственности существовал также в басс. р. Конго (Заир) и к Ю. от него, за пределами зоны тропич. экв. леса. Однако здесь эти процессы шли медленнее и не достигли такого развития, как в суданской зоне или на вост. побережье. Отдельные общества создали могуществ. гос. образования, По-видимому, самым ранним из них было восходящее к 13 в. гос-во Конго. В кон. 15 в. в Конго появились португальцы. Они поддержали местных вождей, стремившихся освободиться от власти маниконго (верховного правителя). Внутр. смуты дополнило нашествие народа, к-рый источники именуют яга (или жага, джага), пришедшего с В. из зоны лесов и захватившего в 1568 столицу Мбанэа-Конго. С помощью португальцев нападение яга удалось отразить, но Конго попало фактически в полную зависимость от Португалии. К Ю.-В. от гос-ва Конго в 15—16 вв. сформировались два крупных гос. образования: Лунда и Луба, К С. от Лунда располагалось гос-во Куба (или Бушонго), возникшее ок. 2-й пол. 16 в. Бушонго отличало сравнительно высокоразвитое ремесл. произ-во — ткачество, выплавка и обработка железа и меди, — позволявшее поддерживать оживлённую торговлю с Шабой и терр. в низовьях р. Конго. Общества области Великих озёр Вост. А. в ср. века развивались также без непосредств. контакта со средиземноморско-ближневост. миром. Письменных источников по истории этих обществ нет до сер. 19 в., и судить о ней можно лишь на основании данных археологии и устного предания. Ми гранты-скотоводы, появившиеся в Межозерье не ранее 16 в., застали здесь уже сложившиеся гос. образования. Древнейшим из них была Китара, центр к-рой находился в зап. части совр. Уганды. Согласно устной традиции, прави-тели Китары были изгнаны пришедшими с С. луо, основав-шими в нач. 16 в. гос-во Уньоро (Буньоро).

Процесс государство-образования шёл особенно активно в 16 в. К 17 в. сформировались в воет, части Межозерья такие гос-ва, как Карагве, Кизиба и неск. более мелких. С сер. 17 в. с быстрым подъёмом воен. и политич. могущества Буганды большинство этих гос-в вынуждено было в той или иной форме признавать её преобладание в этой части А.

Развитие о. Мадагаскар на протяжении ср. веков прохо-дило изолированно от материка. В результате смешения мигрантов из Юго-Вост. Азии и местного негроидного нас. с участием нек-рых групп выходцев с Аравийского п-ова сложился народ малагасийцев, разделявшийся на неск. этнографии. групп, крупнейшими из к-рых были: мерина — в центр, областях о-ва, бецилеу — на Ю.-В., сакалаеа — на зап. побережье и бецимисарака — на вост. побережье. Наиб, крупное гос. образование Имерина возникло в гористых центр, р-нах Мадагаскара.

Темпы развития средневековой Тропич, А, были более медленными в сравнении с темпами развития сложившихся классовых обществ Сев. А. Причина такого отставания заключалась в осн. в том, что в большинстве афр. об-в производство в силу природных и демографич. условий оставалось застойным: сохранялись общинные отношения, преобладало простое воспроизводство, не завершилось отделение ремесла от земледелия. Относит изоляция мн. р-нов континента затрудняла обмен опытом культурного развития и усвоение достижений неафр. культур. Однобокий характер контактов подавляющего большинства остальных областей А. с более развитыми обществами Сре-диземноморья, Передней и Юж. Азии не стимулировал развитие собственного обществ, произ-ва.