Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К /Историческая наука Африки

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ВНИМАНИЕ!!! Рядом с Эрта Але недавно родился новый вулкан, и мы его тоже обязательно увидим! Гарантируем незабываемые впечатления вплоть до полного срыва головы)))

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (08.02 - 20.02.2018)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (23.02 - 09.03.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (16.05 - 29.05.2018)
Таинственная страна Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (19.06.-25.06.2018)
Сафари и рафтинг

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА (05.07 -20.07.2018)
Активное путешествие по островам

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2018)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2018)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2018)
Дикий животный мир Восточной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2018)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2018)
Акулы юга Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ (23.10 - 31.10.2018)
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2018)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 18.11 2018)
Восхождение на Рорайму


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К Историческая наука Африки

Историческая наука Африки

Историч. наука в афр. странах уходит своими корнями в далёкое прошлое. Первые свидетельства об интересе к прошлому и о стремлении передать память о нём будущим поколениям запечатлены в иероглифич. надписях Др. Египта, представляющих собой преим. погодные записи о разл. событиях. Егип. жрец Манефон {2-я пол. 4 — нач. 3 ев. до н. э.), усвоив греч. приёмы историч. описания, составил сводный труд по истории Египта. Из вост.-афр. региона сохранились надписи царей Аксума (4—6 вв. н. э.), содержащие ценные сведения по истории Эфиопии. На рубеже древности и средневековья, когда ces.-афр. города стали центрами греко-лат. христ. богословия, епископ из Гиппона Августин Блаженный создал философско-историч. концепцию (трактат «О граде божием»), оказавшую значит, влияние на последующую зап. христ. историографию.

С завоеванием Сев. А. арабами (7—в вв.) распространи-лась ср.-век. арабомусульм. культура {в т. ч. историография). Араб, учёные — уроженцы Сев. А. (или выходцы из др. р-нов Араб, халифата, обосновавшиеся в сев.-афр. культурных центрах) внесли заметный вклад в её развитие. Культурное значение сев.-афр. региона особенно возросло с кон. 10 в., когда Каир как столица гос-ва Фатимидов стал одним из гл. культурных очагов араб. мира. Центрами развития историч., геогр., юридич. знаний (излагавшихся в трудах ср.- век. араб, учёных часто недифференцированно) стали с 9— 10 вв. мусульм. высшие школы при мечетях аль-Азхар в Каире, Карауин в Фесе, аз-Зитуна в Тунисе, а позже, в 15—16 ее., с проникновением ислама на юг, — также Санкоре в Томбукту (Зап. А.). В Сев. А. получили распространение все осн. жанры ср.-век. арабской историч. лит-ры: историч. биографии; генеалогич. своды; хроники, посвящённые как отд. событиям или регионам, так и типа всеобщих историй; энциклопедии. Одна из ранних биографий основателя ислама Мухаммеда — «Книга жития посланника аллаха» принадлежит егип. грамматисту 9 в. Ибн Хишаму. Были записаны и литературно обработаны многочисл. устные предания о завоевании арабами Сев. А. ( «Книга о завоевании Египта и Запада и о рассказах относительно этого» егип. правоведа и историка 9 в. Ибн Абд аль-Хакама, к к-рой восходят мн. ана-логичные соч. более позднего времени). Среди местных хроник и соч, хроникапьно-биографич. характера — «Перечень правителей Египта» аль-Кинди (10 в.), «Достоинства Египта» Ибн Зулака (10 в.) и др. Авторами хроник были обосновавшиеся в Египте выдающиеся араб, учёные и путешественники аль-Якуби (9 в.; кроме знаменитого геогр. труда оставил соч. «Тарих» — «История“) и аль-Масуди (10 в.; соч. -Промывапьни золота и рудники драгоценных камней»). Их труды (как и труд ат-Табари, автора самого обширного соч, подобного рода) содержат сведения не только по истории, но и по этнографии, географии, праву и т. д. (в т. ч. и о народах А. к Ю. от Сахары — Зап. и Вост. Судана, Эфиопии, вост. побережья вплоть до Мадагаскара). Труды географов и путешественников 12—14 вв., таких, как аль-Идриси (родом из Марокко), Ибн Саид ан-Нас (ряд лет жил в Египте, умер, возможно, в Тунисе), Ибн Баттута (родом из Танжера), также содержат весьма ценную информацию по истории народов А. Христ. традицию в сев.-афр. арабоязычной историч. лит-ре представляет Саид ибн Битрик (христ. имя Евти- хий, 10 в.), автор краткой всемирной истории (с преимуществ. вниманием к истории Египта). Егип. учёные 14—15 вв. ан-Нувайри, апь-Капькашанди, апь-Омари были составителями обширных энциклопедий, в к-рых большое место занимает историко-геогр. материал. Учёный из Туниса Ибн Хальдун (14 — нач. 15 вв.) в фундаментальном труде «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов и берберов» сделал не только удачную попытку системати-зировать все наличные знания своего времени по всемирной истории, но попытался во «введении» ( «Аль-Мукаддима», «Пролегомены») перейти к изложению историч, событий в их причинной связи, разработав оригинальное учение об общих законах развития общества. Подход к истории Ибн Хальдуна был вершиной ср.-век. арабской историч. мысли. Представители традиционной араб, историч. науки более позднего времени, в к-рой сев.-афр., особенно егип., историки занимали ведущее место (аль-Макризи, Ибн Тагри- берди и др.), не поднялись выше хроникального перечисления событий, объясняемых с позиций мусульм. провиденциализма. Последним и наиб, крупным представителем традиционной араб, историографии был египтянин аль- Джабарти, автор труда по истории Египта с кон. 17 в.

В Эфиопии ср.-век. историография развивалась на языке геэз (с примесью амхарского элемента). Она испытывала влияние христианства (распространялось с 4 в., с 6 в. — гос. религия) и араб, историографии (переводы араб, авторов). Произв. агиографич. (жития эфиоп, святых) и собственно историч. (хроники и др.) характера известны со времени, следующего за воцарением династии Соломонидов (кон. 13 в.). С целью обосновать законность и древность происхождения новой династии был создан ряд произв. псевдоисторич. характера, содержавших в осн. легендарный материал ( «Слава царей», 14 в., «Богатство царей», 17 в.). От 14 в. дошло «Сказание о походе негуса Амдэ-Цыйона» — повествование, сочетающее черты хроники, героич. песни и сказ-ки. Осн. жанром историч. лит-ры стали хроники — крупные повествования об отдельных царствованиях, начиная с царствования имп. Зара-Якоба I (правил в 1434—68). Наиболее обширная из них «Хроника царствования Сэрцэ-Дынгыля» (кон, 16 в.). Её автор монах Бахрей написал также «Историю галла», в к-рой подробно изложил обществ, и семейные отношения народа галла (оромо) в сопоставлении с обществ, строем Эфиопии. В целом эфиоп, историография сохранила традиц. характер вплоть до 20 в. (последняя хроника посвящена периоду правления имп. Менелика Л, 1889—1913).

В районах А. к Ю. от Сахары письм. культура распространилась вместе с проникновением ислама. Она развивалась на араб, и на местных афр. яз. (хауса, канурй) с использова-нием араб, графики. В 16—18 вв. в крупном культурном центре Зап. А, Томбукту были написаны хроники «История искателя» ( «Тарих альнфатташ»), «История Судана» ( «Тарих ас-Судан») и «Напоминание забывчивому» ( «Тазкират ан-нисьян»). Авторы первых двух известны (первой — учёные из неск. поколений семейства Кати; второй — Абд ар- Рахман ас-Саади), и это позволяет утверждать, что доколон. Тропич. А. имела своих историков. В нач. 19 в. хроникальное историч. соч. «Краткое изложение истории стран Текрура» ( «Инфак аль-майсур фитарих билад-ат-Такрур») написал Мухаммаду Белло. Во всех этих историч. соч. повествуется о политич. событиях и социально-экономич. процессах в странах Зап. Судана.

В Вост. А. примерно в то же время на яз. суахили с применением араб, графики были написаны истории ряда городов- государств и княжеств побережья — «Хроника Пате», «Хроника Момбасы», «Хроника зинджей» и на араб. яз. — «Хроника Килвы“ (есть и суахилийский вариант).

В большинстве районов Тропич. и Юж. А. в продолжение мн. веков основной была устная форма передачи знаний о прошлом (этногонич. мифы, сказания, легенды, эпос). У одних народов имелись проф. певцы-сказители (в Зап. А. гриоты), у других хранителями социальной памяти были старейшины и вожди племён. В одних случаях историч. знания носили тайный, эзотерич. характер и сообщались только избранным, в других — эти сказания регулярно исполнялись перед воем народом на торжествах. Как правило, богатая устная историч. традиция и проф. сказители были у афр. народов, к-рые в доколон. времена создали свою государственность. Придворный эпос в раннеклассовом обществе выполнял важные социальные и идеологич. функции; он способствовал консолидации власти правителей и освещал социальные институты, оправдывал неравенство, прославлял подвиги правившей династии. Наиб, известно эпич. сказание о Сундьяте — основателе ср.-век. -'империи» Мали, сохранившееся в неск. вариантах до наших дней. Устная традиц. история оставалась широко распространённой и в тех афр. странах, где в течение мн. столетий существовала письменная донаучная историография (в форме хроник и др).

Становление науч. историографии в странах А. знамено-валось переходом от традиционной — письм. и устной исто-рии к созданию историч. соч., основанных на критич. анализе историч. источников и содержащих осмысление и теоретич. обобщение историч. фактов. Характерной особенностью науч. изучения истории А. было то, что долгое время оно по существу было монополией зап. бурж. историч. науки, что наложило отпечаток на характер исследования Афр. континента (см. в ст. Африканистика). Созданные в А. в колон, период немногочисл. науч. центры служили опорными базами бурж. науки метрополий, здесь работали почти исключительно зап. учёные. Науч. изучение Афр. континента самими африканцами началось позднее. При этом афр. историки (получавшие обычно образование в зап.-европ. науч. учреждениях) усваивали теоретико-филос. категории и методику историч. исследования, уже выработанные к тому времени заг,-европ, историч. наукой. Процесс превращения истории в науку шел медленно и крайне неравномерно; раньше других совр. историография начала складываться в Египте и Юж. А.

На становление новой егип. историографии большое влияние оказала деятельность просветителя Рифаа Рафи ат- Тахтави. Кроме ряда лит. и публицистич. трудов он написал обширный труд «Освещение истории Египта и арабов в царствование хедива Исмаила» (опубл. в 60—70-х гг. 19 в.), был автором первого учебника по истории Египта. Другой выдающийся егип. просветитель А. Мубарак составил историю всех егип. городов и населённых пунктов с 15 до 1-й пол, 19 вв. Соч. первых египетских учёных-историков начали появляться в кон. 19 в. Среди видных учёных 1-й пол. 20 в. — А. Амин, М. Сабри, А. ар-Рафии, работы к-рого по новой и новейшей истории Египта написаны с латриотич. и антиимпериалистич. позиций. Вслед за Египтом в 20— 30-х гг. 20 в. совр. историография оформляется в др. сев.- афр. странах — Тунисе, Алжире, Марокко. Среди наиб, зна-чительных науч. трудов этого периода — 3-томная история Алжира с древнейших времён Мбарека Мили, «Краткая история Туниса» и др. работы X. Абд аль-Ваххаба, «История алауитских династий и города Мекнеса» марокканского историка и собирателя исторических документов А. бен Зейдана.

В Юж. А. в кон. 19 — нач. 20 вв, начало науч. историографии положил Дж. Мак-К. Тил, автор первой основанной на источниках многотомной «Истории Южной Африки, соста-витель сборников архивных документов. В Юж. А. были соз-даны наиболее упорядоченные архивы, здесь ранее всего возникли науч. учреждения европ. типа, готовившие историков-профессионалов, ставших на путь освоения разработанных в Европе методов обработки историч. материала. Однако юж.-афр. историография приобрела расистский характер, сосредоточив внимание на истории „белого человека“, игнорируя или извращая историю афр. населения. При этом англоязычные историки определяющим фактором развития страны считали Великобританию, а африканерские — важнейшие события истории африканеров, рассматривавшихся как «избранный народ». Осн. положения и выводы историков пробританского направления во многом были сформулированы Э. А. Уокером. История страны с позиций консервативного африканерского национализма нашла освещение с 20—30-х гг. в трудах историков-африканеров (С. Ф- Ги, Й. Вейд, Г. Б. Том и др.).

В странах Тропич. А. и на Мадагаскаре первые историки (получившие европ. образование) появились во 2-й пол. 19 е. Они начали собирать и публиковать устные историч. предания. Их работы во многом ещё похожи на хроники, их отличает отсутствие критики источников, просветительская направленность. Первый нац. историк Мадагаскара Раумба- на, получивший образование в Англии, оставил обширную рукопись истории своей родины. В 1868 вышла «История Сьерра-Леоне» учителя из Фритауна А. Б. Сибторпа — хроникальное описание правления англ. губернаторов и деятельности местных епископов. В кон. 19 в. были написаны книги, авторы к-рых делали шаг вперёд от хроник к критич. истории ( «История Золотого Берега» К. К. Рейндор- фа, «История йоруба» С. Джонсона). В Вост. А. первым собирателем и публикатором историч. сказаний был А. Каггва ( «Короли Буганды», изд. в 1901).

Становление историч. науки в афр. странах шло в условиях тяжёлого колон, гнёта, экономич. и культурной отсталости. Историкам колон, периода, использовавшим историч. знания для пробуждения нац. самосознания своих народов, были присущи идеи национализма, известная идеализация доколон. прошлого. Методологически они находились под влиянием господствовавших на Западе философско-теоре- тич. концепций. Возможности для свободного развития нац. историографии начали создаваться в странах А. только после завоевания ими независимости, а в Египте — после антифеод., антиимпериалистич. революции 1952.

В странах Тропич. А. нац. науч. историография формировалась в 50-е гг. 20 в., а условиях подъема нац.-освободит. движения. В это время публикуются первые науч. труды проф. историков: сенегальца Ш. А. Диопа, ганца Дж. К,-де Графт-Джонсона, нигерийцев К. О, Дике и С, О. Биобаку, руандийца А. Кагаме, буркинийца Ж. Ки-Зербо; особенно большой обществ, резонанс получила книга Диопа «Негрские нации и культура» (1955), в к-рой дана широкая панорама развития афр. цивилизации, сформулирована нацио- нал-романтич. концепция афр. прошлого, взятая на идейное вооружение лидерами антиколон. борьбы.

Афр историки, не порывая окончательно с господство-вавшими бурж. идейно-теоретич. доктринами, подвергают критике концепции зап. бурж. историографии, провозглашая необходимость «переписать» историю афр. народов, очистив её от фальсификаций колонизаторов (характерна в этом отношении кн. алжирца М. Сахли «Деколонизовать историю», 1965). Они отвергают европоцентризм и в большинстве своём стоят на точке зрения «исключительности» историч. пути Афр. континента. Гл. место занимает переосмысление уже известных фактов с националистич. и нередко — антиимпериалистич. позиций. Особый интерес афр. историки проявляют к ранним периодам афр. истории (Ш. А. Диоп, Э. Мвенг, Т. Обенга и др.), к проблеме обществ, строя доколон. А. (П. Диань, С. М. Сиссоко, Бубу Хама, Б, Огот и др.), истории колониализма и (во всё возрастающей степени) антиколон. освободит, борьбы (Дж. Ф. А. Ад- жайи, А. Боахен, И. Д. Тиам, Г. Узоигве и др.). Выдающимися достижениями в области антропологии и археологии обогатила мировую науку семья кенийских археологов Лики. При активном участии афр. учёных была доказана науч. несостоятельность мн. важнейших положений зап. бурж. африканистики — о мнимой пассивности афр. народов и отсутствии у них истории до прихода европ. колонизаторов.

С 70-х гг., в обстановке углубления нац.-освободит. резолюций, обострения классовых противоречий и размежевания политич. сил и идеологич. течений, наступил новый этап развития афр. историч. науки, к-рая превращается в средство нац. консолидации и важный фактор воспитания масс в соответствии с избранной той или иной страной политич. ориентацией.

Появились первые обобщающие труды, синтезирующие накопленные знания об афр. прошлом. Среди них: «История Чёрной Африки» Ж. Ки-Зербо (1972), вышедшая под ред. и с участием ведущего нигерийского учёного Аджайи «История Западной Африки» (1972—74), подготовленные и выходящие (с 1980) под эгидой ЮНЕСКО тома «Всеобщей истории Африки», авторами к-рых являются наиб, видные афр. исто-рики, Ки-Зербо, Бубу Хама, Г. Мохтар, Диоп и др. Созданы фундаментальные работы по истории Туниса (М. Тальби, Т. Башруш, Т. Гига, Б. Тлили и др.), исследования по истории национально-освободительного движения в Алжире (М. Каддаш и др.).

Совр. этап развития афр. историографии характеризуется оформлением и борьбой идейно-теоретич. течений, направлений и школ. В большинстве стран континента (при всей условности классификаций, особенно для историч. науки А, при подвижности границ между историографии. группировками) можно выделить три осн. методологии, течения: консервативное, либерально-бурж. и револю ц.-демократическое. В ряде стран имеются марксистские историч. исследо-вания (Л. Формен, Б. Бантинг, X. Дж. и Р. Э. Саймонс, Г. Мбе- ки — в ЮАР и др.). С кон. 70-х гг. в афр. обществ, науку (осо-бенно в экономич., социологию, отчасти — философию) усиленно проникают леворадикальные взгляды; историч. мысль они затронули слабо.

Консервативное течение выражает мировоззрение верхушки традиц. обществ, групп и консервативных слоев мест-ной буржуазии; к нему относятся и представители клерикальных (мусульм. и христ.) кругов. Историки этого течения развивают африканской исключительности концепцию, идеализируя обществ, строй и культуру А. до колон, захватов, отрицают наличие в ту эпоху классового расслоения и эксплуатации; преимуществ, интерес они проявляют к изу-чению традиц, культуры, идеологии, религии, как правило, абсолютизируют роль устной традиции как источника а историч. исследованиях. К этой группе учёных принадлежат Бубу Хама (Нигер), Кофи Бусиа (Гана), А. А. Ба (Мали), А. Кагаме (Руанда), Чишику Чибангу (Заир), представители традиц. мусульм. историографии в Египте, Тунисе, Марокко. Крайней реакционностью отличаются историч. взгляды тех историков ЮАР, преим. африканеров, к-рые пропагандируют расизм и агартхейд.

Либерально-бурж. течение (весьма неоднородное) отражает идеологию нац. буржуазии. Учёные этого направления находятся под влиянием националистич. и реформистских концепций бурж. обществ, мысли, а также разл. модификаций «африканского социализма“. Среди кр, учёных этого течения — представители нигерийской историч. школы Дике, Биобаку, Аджайи, Дж. Анене, Э. Алагоа, Т. Тамуно, О. Икиме, Э. Аянделе, А. Афигбо и др.; учёные других стран — Ки-Зербо (Буркина-Фасо), Огот (Кения), Боахен (Гана), Г. Меебело (Замбия) и др. В ЮАР к пересмотру прежних взглядов на историю страны с либерально-бурж. позиций призывают Ф. А. Ярсфелд, Л. Томпсон, А. дю Тойт, М. Вильсон.

Революц.-демократич. течение формировалось в условиях усиливающегося влияния марксизма-ленинизма на нац.-освободительное движение. Историки этого течения занимают ведущие позиции в странах социалистич. ориентации; нек-рые из них получили историч. образование в СССР и др. социалистич. странах. Для историков этого течения характерна идейная эволюция от идеализма и многофакторной теории к материализму и монизму. Учёные революционно-демократич. направления последовательно выступают против империализма и местной реакции, признают наличие классов и классовой борьбы в афр. обществе, берут на вооружение марксистскую концепцию социально-эконо-мических формаций. Для них характерен отказ от идеализации доколон. А. Они подвергают критике концепции афр. исключительности», стремятся рассматривать прошлое кон-тинента в контексте общемирового историч. процесса. Цен-ными работами обогатили афр. историч. науку Обенга и С. Гома-Футу (Конго), Э. Абраншиш (Ангола), ТаддэсзТамрат (Эфиопия), М. Кананеш и А. Талеб Бендиаб (Алжир), А. Абдель-Малек и Г. М. Хасанейн (Египет), П, Диань (Сенегал) и др. Значит, вклад они внесли также в развитие социологии, философии и др. обществ, наук.

Быстрый рост и укрепление совр. афр. историографии проявляются в усилении интереса к методологич, проблемам, в большей концептуальной определённости обобщений, консолидации идейно-теоретич. течений и направлений, расширении тематики исследований, В историч, науке произошла определённая смена поколений учёных, всё более реальные очертания приобретает историография социалистич. ориентации, растёт авторитет ее представите-лей, падает обществ, и науч. влияние консервативного, неотрадиционалистского течения. Афр. нац. историография стала признанной составной частью мировой историч. науки и обогащает её знаниями о прошлом народов Афр. континента.

Большое значение для развития афр, историч. науки имело выделение африканистики в самостоят. отрасль знания и принятое на 25-м Междунар. конгрессе востоковедов (Москва, 1960) решение о регулярном проведении в независимых странах континента сессий Международного конгресса африканских исследований. На этих сессиях (Аккра, 1962; Дакар, 1967; Аддис-Абеба, 1973; Киншаса, 1978) проблемы истории занимали большое место. Важной вехой в развитии афр. историч. науки стал также конгресс историков-африканистов в Дар-эс-Саламе (1965). Активизации исследований прошлого способствовало создание Ассоциации африканских историков (1972). Несколько позже историки стран Сев. А. вошли в состав Союза араб, историков.

Свидетельством достижений афр. историч. науки стало участие историков мн. стран континента (Марокко, Сенегал, Камерун, Нигерия, Заир, Бурунди, Габон) в работе 15-го Междунар. конгресса историч. наук (Бухарест, 1980), На нём впервые была широко представлена афр, тематика, причём осн. докладчиками стали учёные-африканцы.

Почти во всех странах А. имеются н.-и. центры историч. профиля и вузы, в к-рых готовят кадры историков. Оставшаяся в наследство от колон, периода структура науч. учреждений подвергалась перестройке. Осн. центрами истории науки являются ун-ты, спец. исследовательские учреждения, музеи, историч, об-ва, архивы. В числе унтских центров — отделения истории на факультетах словесности и гуманитарных наук ун-тов: Каирского, Айн-Шамс, Александрийского (Египет), Алжирского (Алжир), Рабатского (Марокко), Ибаданского и др.. ун-тов Нигерии, Легонского ун-та в Аккре (Гана), Дакарского ун-та (Сенегал), ун-та в Аддис- Абебе (Эфиопия), Абиджанского ун-та (БСК), ун-та Маке- рере в Кампале (Уганда), ун-та Замбии в Лусаке, ун-та в Найроби (Кения), ун-тов Юж. Африки (Претория), Кейптаунского, Витаатерсрандского (в Йоханнесбурге) и др. — в ЮАР.