Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К /ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОЧЕРК АФРИКИ

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Записки каннибала



СРОЧНО!!! ЖЕЛАЮЩИЕ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПУТЕШЕСТВИЯХ, А ТАК-ЖЕ ТЕ, КТО ОТПРАВЛЯЛ ПРЕДОПЛАТУ, СВЯЖИТЕСЬ ПО УКАЗАННЫМ КОНТАКТАМ!!!

Так-же прошу обратить внимание на то, что сайт и вся информация обновляется. В том числе цены на туры будут немного изменены по мере поступления информации в связи с ситуацией с вирусом. Проверяйте актуальность статей и появления новой информации. В общем почаще заглядывайте что-бы не упустить ничего.

САЙТ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ МОЕГО БЛИЗКОГО ДРУГА, И ПРОСТО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА РОМАНА КАШИГИНА, КОТОРЫЙ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ КАМПАЛЫ 2 НОЯБРЯ 2020 г. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!

БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ! (с 28.12.2020 - 09.01.2021)
Вся Уганда за 12 дней. Поторопитесь, времени остается совсем мало.

СЕВЕРНЫЙ СУДАН (03.01. - 11.01.21)
Путешествие по древней Нубии.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (17.01 - 27.01.2021)
Таинственная земля Догонов.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2021)
Африка в миниатюре.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 01.04 - 13.04.2021)
В краю вулканов и горных горилл.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские (28.04.-15.05.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (29.07.-05.08.2021)
Великая миграция.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (15.08 - 30.08.2021)
Большое путешествие по большому острову.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (13.09.-25.09.2021)
Большое путешествие по странам ЮЖНОЙ АФРИКИ.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулканы.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ и ДР КОНГО за 12 дней (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулкан Ньирагонго.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ И ДЖИБУТИ (02.01 - 15.01.2022)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо + плавание с китовыми акулами
ТУР ПЕРЕНОСИТСЯ НА ГОД В СВЯЗИ С НАЧАВШИМИСЯ БОЕВЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ В СТРАНЕ.


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии.

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР).

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОЧЕРК АФРИКИ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОЧЕРК АФРИКИ

Общая характеристика хозяйства

А. — континент больших экономим, возможностей, отличающийся разнообразием природных условий, богатством флоры и фауны, запасов минер, сырья, обилием земельных и водных ресурсов, многочисленным и быстрорастущим населением. Вместе с тем х-во А. — наиболее отсталая часть периферии мирового капиталистич. х-ва В 1980 доля А. (без ЮАР; характеристику х-ва ЮАР см. в ст. Южно-Африканская Республика) в ВВП гос-в несоциалистич. мира составляла 3,2%, в добыче сырья и топлива 2,5%, в стоимости продукции обрабат. пром-сти ок. 1%, в с.-х. произ-ве примерно 10%. В А. находится 26 из 36 (1984) т. н. найм, развитых стран мира.

По социально-экономич. типу х-во А. многоукладно Преобладающая часть нас. всё ещё находит средства к существованию в рамках докапиталистич. укладов, сохраняющихся преим. в с. х-ве, ремесл. произ-ве, домашней и кустарной пром-сти и составляющих т. н. традиц. сектор экономики. Однако б. ч. ВВП гос-в региона (65—70%) создаётся в совр. секторе, включающем капиталистич. уклады (частные нац. и иностр.; государственный) в пром-сти, сфере услуг и в меньшей степени в с. х-ве.

Патриархально-общинный уклад характерен в осн. для стран Тропич. А. Несмотря на меры, направленные на развитие частного землевладения (преим. в странах капиталистич. ориентации) или преобразование общины на совр. коллективистских началах (в странах социалистич. ориентации), последняя обнаруживает большую устойчивость. Остатки общины а той или иной степени сохраняются в странах Сев. А., особенно в глубинных р-нах Алжира, Ливии и Марокко.

Уд. вес феод, уклада в х-ае А. сравнительно невелик как по охвату населения, так и в совокупном ВВП региона. В результате проведённых в годы независимости аграрных реформ феод, отношения, ранее широко распространённые в странах Сев. А, а также в Бурунди, Камеруне, Нигерии, Уганде и Эфиопии, были в значит, степени подорваны или полностью разрушены и сохраняются лишь в виде пережитков гл. обр. в отдельных р-нах зоны кочевого и.полукочевого жив-ва.

Важное место в х-ве А. занимает мелкотоварный уклад. В большинстве афр. стран мелкие производители являются гл. поставщиками с.-х. продуктов для внутр. рынка и на экспорт. Они играют также осн. роль в ремесл. произ-ве и кустарной пром-сти, сфере обслуживания. За годы независимости во многих странах малоземельным и безземельным крестьянам, с.-х. рабочим в полную собственность были переданы (за выкуп или бесплатно) земли, скот, инвентарь, хоз. постройки, ранее принадлежавшие иностр. компаниям, чиновникам колон, администрации или кр. землевладельцам. В странах, развивающихся по капиталистич. пути, сфера мелкотоварного уклада значительно расширилась в результате приватизации общинных земель, гос-во поощряет мелкие х-ва через системы кредита, сбыта, технич. содействия.

Нац, частнокапиталистич. уклад в большинстве освободившихся гос-в А. находится на стадии формирования. Завоевание политич. независимости и меры по национали-зации и ограничению позиций иностр. капитала в ряде отраслей нар, х-ва создали новые предпосылки для роста нац. частного предпринимательства. В 60—70-е гг. афр. буржуазия заметно расширила свои позиции в нац. экономике практически всех гос-в региона. Наиб, развитие нац. частно-капиталистич. уклад получил в странах, развивающихся по капиталистич. пути, и прежде всего в БСК, Египте, Кении, Либерии, Малави, Марокко, Нигерии, Сенегале, Тунисе. Осн. сфера деятельности нац. частного капитала — внутр. тор-говля, стр-во, автомоб. транспорт, услуги. В обрабат. пром-сти (гл. обр. лёгкой и пищевкусовой) местным предпринимателям принадлежат мелкие и средние пр-тия. Афр. нац. капитал начинает проникать в гор но до б. пром-сть, в осн. путём участия в смешанных пр-тиях на паях с гос. или иностр. капиталом. Принадлежащие афр. буржуазии пр-тия, как правило, значительно уступают иностранным по мн. тех- нико-экономич. показателям (объёму производимой продукции и капиталовложений, стоимости осн. фондов, фондово-оружённости труда, квалификации рабочей силы, уровню организации и управления). Многие нац. частные фирмы, не выдерживая конкуренции с иностр. капиталом, разоряются или продолжают существовать только за счёт жестокой, нередко с использованием полуфеод. методов, эксплуатации рабочих, либо благодаря поддержке со стороны гос-ва.

Важное место в экономике афр. стран продолжает занимать иностранный капитал. Более чем в половине гос-в на долю иностр. и смешанных (с участием иностр. капитала) пр-тий приходится до 50% ВВП. По объёму инвестиров. капитала наиб, сильные позиции иностр. монополии занимают в Ботсване, БСК, Габоне, Гане, Гвинее, Египте, Заире, Того, Зимбабве, Кении, Марокко, Нигерии, Нигере, Сенегале, ЦАР. Наряду с созданием филиалов всё более широкое распространение получает деятельность иностр. монополий в рамках смешанных пр-тий на паях с местным (гос. или частным) капиталом. Смешанные пр-тия характерны а основном для пром-сти, торговли, транспорта и в меньшей степени для с. х-ва. Во многих афр странах в соответствии с законодательством контрольный пакет акций в смешанных пр-тиях принадлежит гос-ву. В то же время в отд. странах, напр, в БСК, Габоне, Заире, Малави, мн. смешанные пр-тия находятся под контролем иностр. монополистич. капитала, Наиб, активно иностр. капитал действует в горнодоб., особенно нефтегазовой, пром-сти (66% объёма иностр. инвестиций в А. на нач. 1980-х гг.) в обрабатывающей пром-сти (20%), агросфере (7%). Занимая важные позиции в экономике многих афр. стран, иностр. монополистич. капитал служит тем каналом, по к-рому происходит перемещение огромной массы прибавочной стоимости в развитые капиталистич. гос-ва.

Особую роль в х-ве А. играет гос. сектор. С его деятельно-стью большинство афр. стран связывают решение таких проблем, как ограничение влияния иностр. капитала, диверсификация произ-ва, развитие базовых отраслей пром-сти, освоение природных ресурсов, преобразование отсталых р-нов, обеспечение нас. важнейшими потребительскими товарами (в т. ч. продовольственными), расширение занятости и др. Особенно сильные позиции гос. сектор занимает в экономике стран социалистич. ориентации со сравнительно развитой пром. базой, таких, как Алжир, Ангола, Мозамбик и Конго. В ряде стран (Габон, Заир, Замбия, Египет, Нигер, Нигерия, Сенегал, Судан, Тунис и др.) значит, развитие получил гос.-капиталистич. сектор. Гос. или находящиеся под контролем гос-ва пр-тия сосредоточены в важнейших отраслях экономики: в горнодоб. и обрабат. пром-сти, элект-роэнергетике, стр-ве, на транспорте, во внеш. торговле, кре- дитно-финанс сфере. В с -х. произ-ве госхозы играют замет-ную роль лишь в таких странах, как Алжир, Ангола, Замбия, Мозамбик и Судан.

Всё большее значение в хоз. структуре А. приобретают пр-тия, базирующиеся на кооп. форме собственности. Кооперативы создаются, как правило, в с. х-ве, кустарных промыслах, кредитной и снабженческо-сбытовой сфере. Несколько большее развитие кооп. формы х-ва получили в странах социалистич. ориентации. Из капиталистически ориентированных стран А. кооперация сравнительно развита в Египте, Кении, Нигерии, Сенегале, Судане, Тунисе. Здесь мн. кооперативы базируются на полуфеод. и капиталистич. системах распределения.

Характерной чертой укладной структуры х-ва А. является обилие всякого рода смешанных форм. К нач. 80-х гг. в регионе практически не осталось докапиталистич. укладов в их чистом виде. Каждый из них включает в себя в той или иной степени отд. фазы обществ, воспроиз-ва, подчиняющиеся законам др. укладов. Напр., в патриархально-общинном укладе стран Тропич. А. процесс произ-ва осуществляется во многих случаях на натуральнохозяйственной основе, а по типу обмена и реализации продукции подчиняется законам товарного хозяйства и мирового капиталистического рынка. целом крайне низкий уровень развития производит, сил. Почти для 120 млн. чел. мотыга до сих пор служит осн. орудием труда. С. х-во, к-рое является гл. отраслью экономики для большинства стран, базируется в осн. на архаичных типах ведения х-ва, отсталой агротехнике. Широко распространено низкопродуктивное подсечно-огневое земледелие и кочевое жив-во.

За годы независимости во мн. афр. странах в результате пром. стр-ва и мер по модернизации с. х-ва заметно расширилась база для развития производит, сил на индустриаль-ной основе. В сфере современного пром. произ-ва и произ-водств, инфраструктуры А. в нач. 80-х гг. было занято не менее 20 млн, чел., или ок. 10% экономически активного нас. континента. Постепенно индустриальные методы и машинная техника внедряются в с. х-во. Однако энерговооружённость этой отрасли всё ещё находится на крайне низ-ком уровне — более чем в два раза ниже соответствующего

С. х-во — ведущая отрасль экономики а найм, развитых странах, где его продукция составляла (1983) от 35 до 76% ВВП (напр., в Уганде 76,3%, Бурунди 64,3%). Вместе с тем в странах с относительно развитой обрабат. пром-стью его доля в структуре ВВП не превышала 25—27% (в Тунисе — 14,6%, Зимбабве — 15,3%, Марокко — 18,9%, Египте — 26,2%, Нигерии — 26,5%), а в нек-рых гос-вах с развитой нефтяной пром-стью менее 10% {в Габоне 5,4%, Ливии 2,3%). Отраслевая структура афр. с. х-ва характеризуется преобладанием земледелия над жив-вом: в валовом продукте с. х-ва ряда стран доля продукции земледелия состав-ляет 65—80%, достигая 98% показателя для стран Азии и Лат. Америки. Как в с. х-ве, так и в пром-сти афр. стран внедрение машинного произ-ва и современной организационной структуры базируется в значительной мере на использовании иностранных специа-листов ввиду острой нехватки собственных технических кадров.

Терр.-отраслевая структура х-ва А. в целом сохраняет унаследованные от колон, прошлого диспропорции и характеризуется неравномерностью в размещении производит, сил, неразвитостью или даже отсутствием межрайонных экономич. связей. Осн. ареалы концентрации производи-тельных сил большинства афр. стран сосредоточены в сравнительно небольших по площади р-нах, наиб, удобных для освоения, обладающих богатыми минер, ресурсами или зна-чит. с.-х. потенциалом. Велико относительное аграрное перенаселение. Отраслевая специализация р-нов товарного произ-ва определяется потребностями в первую очередь внеш. и в значительно меньшей степени внутр. рынка в минер, сырье и с.-х. продукции. Б. ч. экспортной продукции вывозится в необработанном виде. Для многих афр. гос-в характерна узкая (одна ведущая отрасль) специализация х-ва, а для нек-рых из них — монотоварная. Значит, часть территории афр. стран с низким или неисследованным ресурсным потенциалом практически полностью отрезана от внеш. мира. Типы х-в здесь в решающей степени определяются природно-климатич. условиями. Нас. сосредоточено в осн. вблизи рек и др. водных источников и аедёт преим. натуральное х-во. Стр-во в годы независимости совр. пром. и с.-х. пр-тий, жел. дорог, автомагистралей и аэропортов способствовало преобразованию отдалённых изолированных р-нов; развитию межотраслевых и межрайонных связей, нек-рому расширению внутр. рынка и т. д.

По своей хоз. структуре и уровню развития производит, сил подавляющее большинство афр. гос-в принадлежит к числу развивающихся аграрных стран; нек-рые из них — аграрно-пром. (Алжир, Египет, Заир, Замбия, Зимбабве, Нигерия, Марокко и др.). В то же время в результате замедления темпов прироста объёма с.-х. произ-ва (с 2,7% в 60-е гг. до 1,6% в 70-е гг.) и действия ряда др. факторов уд. вес с. х-ва в ВВП развивающихся гос-в А. к нач. 80-х гг. снизился почти в 2 раза (с 41,3% в 1960 до 22,8% в 1980, см. табл. 1).

За годы независимости в структуре ВВП развивающихся стран А, существенно возрос (с 20% в 1960 до 37.5% в 1983) уд. вес пром-сти (см. табл. 2). Особенно быстрыми темпами развивалась горнодобывающая промышленность. В нач. 80-х гг. на её долю приходилось ок. 12% совокупного ВВП гос-в региона (в отд. странах эта доля гораздо выше, напр, в Ливии св. 50%). К нач. 80-х гг. в среднем ок. 70% стоимости экспорта приходилось на долю минерального топлива и металлов.

В 60—70-е гг. обрабат. пром-сть развивающихся стран А. испытывала значит, подъём. Возросло число пр-тий и занятых в отрасли, увеличился объём произ-ва (напр, в Нигерии более чем в 4 раза, Кении в 2 раза). В ряде стран были созд. новые отрасли тяжёлой индустрии (нефтелерераб., нефте-химии., цементная, минер, удобрений и др_). Однако темпы роста обрабат. пром-сти в 70-е гг. оставались на постоянном уровне — до 10% выкачивать по разл. каналам присвоения (инвестиционным и внешнеторговым) б. ч. прибавочного продукта. Только за 1970—82 иностранные монополии вывезли из А. 12 млрд. долл. в виде различ. доходов. В результате большинство афр. стран не в состоянии самостоятельно осуществлять общественное воспроизводство и вынуждено во всё больших масштабах прибегать к внеш. ресурсам. Во многих из них доля этих ресурсов в общем фонде накопления превышает 50% (в целом по региону в 1980 26,5%).

Особенность процесса обществ, воспроизва во мн. афр. странах — исключительно активная роль гос-ва в распределении и перераспределении обществ, продукта и нац. дохода, в мобилизации ресурсов на цели развития. Через гос, бюджет перераспределяется до 40% совокупного ВВП гос-в А, В нач. 80-х гг. доля гос. ресурсов в фонде накопления составляла 50—55%. Возросла и норма накопления — с Доля транспорта и связи в ВВП развивающихся стран А. в нач. 80-х гг. не превышала 6,9%. Сравнительно редка сеть путей сообщения, особенно во внутренних районах Африканского континента, слабо развиты международные трассы связи,

В экономике большинства афр. стран высока роль внеш. торговли, к-рая характеризуется неблагоприятной структурой товарооборота. Напр., ⅔ стоимости экспорта стран Тропич. А. в кон. 70-х гг. приходилось на 4 товара: нефть, кофе, какао-бобы и медь. Экспорт ряда стран состоит из 2—3, а иногда одного вида минер, или с.-х. сырья. Во многих гос-вах региона значит, часть производимой товарной продукции поступает на экспорт (в Ливии, Габоне, Либерии — св., /2). В целом за годы независимости развивающимся странам А. не удалось укрепить свои позиции в мировой торговле, а их уд. вес в экспорте с.-х. и минер, сырья (за исключением нефти) в 60—80-х гг. снизился соответственно с 9 до 5% и с 8 до 3%. Экономика гос-в региона, зависящая от экспорта сырья, страдает от низких, подверженных частым колебаниям цен на него на мировом рынке. В этих условиях всё острее встаёт вопрос об изменении существующих экономии, отношений между развитыми капиталистич. и развивающимися странами, об устранении диктата междунар. монополий на сырьевых рынках. Новым направлением внешнеэкономич. стратегии афр. гос-в стало их участие в борьбе за коренную перестройку междунар. экономич, отношений на справедли-вой основе.

Характер и масштабы обществ, еослроиз-ва в странах А, в осн. определяются механизмом взаимодействия их хоз, укладов, регулирующей деятельностью гос-ва и влиянием двух мировых социально-экономич. систем (капитализма и социализма). Деформирующее влияние на экономику разви-вающихся гос-в региона продолжают оказывать центры мирового капиталистич. х-ва. Используя навязанное афр. странам в колон, период неравноправное положение в системе междунар, капиталистич. разделения труда, иностр. монополистич. капитал продолжает осуществлять прямой (через свои филиалы) и косвенный (через мировой капиталистич. рынок) контроль надоен, хоз. ресурсами А. и 16,1% до 25,7%. В ряде стран, напр, в Алжире и Ливии, этот показатель в отд. годы превышал 40%.

Развитие х-ва А, в рамках мировой системы капиталистич. х-ва характеризуется крайне неудовлетворительными ито-гами, По мере углубления общего кризиса капитализма и усиления экономич. и политич. экспансии империалистич. держав и их монополий экономика А. попадает во всё более неблагоприятные условия. Общее неуклонное падение цен на мировом рынке на осн. товары афр. экспорта (на нек-рые из них — до самого низкого за послевоен, годы уровня) сопровождалось в 1980—83 сокращением объёма и ужесточением условий предоставления внеш. помощи.

Новым крайне тревожным фактором стало устойчивое нарушение экологич. равновесия во мн. странах региона. В результате участившихся с сер. 70-х гг продолжительных засух, охвативших 24 страны Тропич. А., ежегодно из с.-х. оборота выпадает не менее 60—70 тыс. к м² плодородных земель.

В этих условиях х-во А, характеризуется всё большей неравномерностью развития, общей тенденцией к замедлению темпов роста, усилению диспропорций в системе обществ, воспроиз-ва. Ср.-год. темпы прироста совокупного ВВП гос-в А. снизились с 5,8% в 60-е гг, до 5,2% в 70-е гг. (см. табл. 3). В 1983 ВВП развивающихся стран региона составил 306 млрд. долл. по сравнению с 315 млрд. долл. в 1980. В расчёте на душу нас. за этот период он понизился более чем на 10%.

Особенностью х-ва развивающихся стран в 60—70-е гг. становится увеличение различий в темпах и уровне экономич. развития, прежде всего между гос-вами Сев. и Тропич. А. По уровню валютных доходов выделилась группа стран — экспортёров нефти и природного газа — Алжир, Ливия, Нигерия и Габон. Среднегодовые темпы их экономического роста более чем вдвое превышали соответствующие по-казатели прочих африканских стран, особенно наименее развитых.

ВВП развивающихся стран А. в расчёте на душу нас. в 1983 в среднем составил 648 долл. (в текущих ценах), в т. ч. в осн. нефтедоб. странах с нас. 176 млн. чел. — 1184, в

Государственный сектор

Рост масштабов и роли государственного сектора (Г. с.) — одна из важнейших закономерностей развития стран А. Г. с, включает орг-ции и пр-тия, принадлежащие гос-ву и функционирующие под его управлением. Гос-во осуществляет свою деятельность в двух осн. направлениях: произ-во и реализация товаров и услуг (гос. предпринимательство); контроль и регулирование экономич, и социальной деятельности (включая планирование). Нек-рые гос. орг-ции и пр-тия совмещают предпринимательскую и контрольно- регулирующую функции. Кроме того, во многих странах имеются орг-ции и пр-тия, принадлежащие неск. гос-вам и действующие обособленно от нац. Г. с. В регионе преобладают автономные орг-ции, ведущие предпринимательскую деятельность. Неавтономные орг-ции и пр-тия занимаются сбором и обработкой экономич. и др. информации, выдачей лицензий на тот или иной вид хоз. деятельности и т. п, осу-ществляют услуги некоммерческого характера, обслуживают нужды самого гос-ва (казначейства, монетные дворы, ф-ки военной амуниции, организации транспорта и связи и т. д.). Для большинства организаций и предприятий Г. с. характерна акционерная форма: компании и т. н. уставные (или статутные) корпорации. Среди последних выделяют (гл, обр. в быв. брит, колониях) корпорации развития — кр, многоотраслевые орг-ции холдингового типа, контролиру-ющие деятельность неск. десятков компаний. Напр., в Замбии корпорация ЗИМКО» объединяет б. ч. гос. компаний в добывающей и обрабат, пром-сти, а также в сфере финансов. Некорпорированные орг-ции Г,с, представлены разл. агентствами, бюро и управлениями. Напр, в Марокко гос. участие в развитии пром-сти осуществляется через три управления: ОДИ — для обрабатывающей, БРПМ — для добывающей (без фосфатной) пром-сти и ОШФ — для добычи и переработки фосфатов. Акционерная форма сближает соотв. гос. орг-ции с частными и способствует появлению смешанных гос,-частных компаний. В большинстве стран в состав Г, с. официально включаются только те смешанные компании, где гос-во имеет контрольный пакет акций, составляющий, как правило, более ½ оплаченного капитала компании. Напр., в Кении в 1981 насчитывалось 27 гос. и 36 (с контрольным пакетом акций у гос-ва) смешанных компаний.

В странах социалистич. ориентации (Алжир, Ангола, Конго, Мозамбик, Танзания, Эфиопия и др) в руках гос-ва сосредоточены ключевые отрасли экономики. В странах, разви-ающихся в направлении к капитализму (БСК, Габон, Камерун, Кения, Марокко, Сенегал и др.), гос-во стимулирует прежде всего рост местного частного капитала. Гос. предпринимательство используется гл. обр. в тех отраслях, освоение к-рых местным частным предпринимателям не под силу. Участие гос-ва в экономике этих стран осуществляется в осн. через капиталовложения в смешанные компании с контрольным пакетом акций у частного, гл. обр. иностр., капитала, что ведёт к росту частнокапиталистич. сектора.

Исходной базой развития Г. с. в освободившихся странах А. был переход в руки гос-ва собственности бывшей колон, администрации. В ряде стран в Г, с. вошли плантации экс-портных культур, созданные в осн. во время 2-й мировой войны {Камерун, Бенин, Нигерия, Танзания, Уганда и др.). Многие гос-ва стали собственниками пр-тий по первичной переработке экспортной продукции, производимой в мелких х-вах. Национализация была характерна для нач. этапа развития освободившихся стран. В 1960-х — 1-й пол. 70-х гг. она охватила гл. обр. компании, принадлежавшие частному капиталу бые. метрополий, а позже — и др. развитых калиталистич. стран. В большинстве стран национализации подверглись недра, леса и воды, а также ведущие звенья производств. инфраструктуры, кредитно-банковской системы и добывающей пром-сти. Так, в 1969—79 были в осн. национализированы добыча нефти и газа в Алжире, нефти — в Египте, Ливии и Нигерии, добыча и переработка редких и цветных металлов — в Замбии, Заире, бокситов — в Гане, Гвинее и алмазов — в Гане, Сьерра-Леоне и Заире, фосфатов — в Того и Сенегале, золота — в Гане. Процесс перехода к гос-ву этих отраслей был длительным; кр. частные компании, как правило, национализировались путём выкупа вначале небольшой части акций, дающей гос-ву лишь право участвовать в управлении компанией совместно с её частными владельцами. В Замбии, напр., национализация компаний по добыче меди заняла 10 лет. Наиб, размеров национализация достигла в Египте (1961—64), Гвинее (1961—62), Танзании (1967—68), Алжире (1967—1972), Эфиопии (1975—76) и привела к переходу в руки гос-ва кр. и ср. частных пр-тий во всех важнейших отраслях экономики, включая обрабат. пром-сть, с. х-во и торговлю. В странах капиталистич. ориентации национализации подверглась в наиб, степени добывающая пром-сть, в др. отраслях практи-ковалось гл. обр. приобретение акций иностр. компаний, имеющее целью гл. обр. увеличение бюджетных доходов, но не расширение масштабов Г. с. Осн. способом расширения Г. с. в таких странах, как Заир, Нигерия, Уганда, стала «аф-риканизация» нек-рых отраслей экономики: собственность многих иностр. компаний, действовавших в этих отраслях, не была выкуплена местным частным капиталом, и её временно приобрело гос-во, с целью последующей перепродажи местным предпринимателям.

В 1970—80-е гг. осн. путём роста Г. с. стало расширение существующих, а также организация и стр-во новых гос. пр-тий. В большинстве афр. стран за годы независимости были созданы центр, банки, ин-ты долгосрочного кредитования, пром. пр-тия по произ-ву стройматериалов, нефтепродуктов, нек-рых потребительских товаров, орг-ции по регулированию и стимулированию развития пром-сти и с. х-ва, экспортно-импортные компании и др. Многие гос-ва (Нигерия, Замбия, Сенегал, БСК и др.) создавали плантации по выращиванию прод. культур, скотоводч., сортоиспытательные и демонстрац. фермы.

В сфере материального произ-ва и товарно-ден. обраще-ния новые пр-тия создаются преим, в форме смешанных компаний с контрольным пакетом акций у гос-ва и участием в качестве партнёров иностр. компаний, на долю к-рых при-ходится проектирование, сооружение и налаживание функционирования нового пр-тия. Часто иностр. партнёрам пере-даётся управление пр-тием и сбыт экспортной продукции. Орг-ции и пр-тия, принадлежащие совместно неск. афр. гос- вам, создавались преим. в финансово-кредитной системе, сфере пром. произ-ва и инфраструктуры. В одних (напр., АБР) участвуют все или большинство развивающихся стран А., другие созданы на субрегиональной или двусторонней основе.

В нач. 80-х гг. в большинстве афр. стран в Г. с. находилась преобладающая часть производств, и социальной инфраструктуры, в т. ч. весь ж.-д. и воздушный транспорт, б. ч. произ-ва и распределения электроэнергии и газа, городское коммунальное х-во, кр. оросительные системы, обще-образовательные школы и вузы, лечебные учреждения общего профили. На Г. с. приходится значит, часть внутр. оптовой и внеш. торговли: закупки и экспорт важнейших видов с.-х. продукции (напр., в Сенегале и Нигере — арахис, в Гане и Эфиопии — кофе и какао-бобы, Зимбабве и Кении — куку-руза), древесины (Габон, Гана, Камерун, Конго), продуктов первичной переработки (напр., в Египте, Мали, Судане, Чаде — хлопок-еолокно и хлопковое семя, в Конго, Бенине— пальмовое ядро). Гос. торговые пр-тия имеют преим. право на импорт и оптовое распределение многих товаров широкого потребления, а также минер, удобрений, химикатов, сортовых семян для с. х-ва. В нач. 1980-х гг. на пр-тиях Г. с. добывалось более э/4 продукции горнодобывающей пром-сти Алжира, Египта, Марокко, Сенегала, Танзании, Эфиопии. В обрабатывающей пром-сти позиции Г. с, менее значительны. В большинстве стран в нём сосредоточены первичная обработка минер, продукции гос. пр-тий (обогащение руд, выплавка металлов) и многих видов экспортного с.-х. сырья (очистка хлопка, сушка кофе и т. д.), а также лесопиление и произ-во стройматериалов; полностью или частично государственными являются и машиносборочные пр-тия, нефтеперераб. з-ды, Незначительны позиции Г. с. и в с. х-ве; исключение составляют Алжир, Ангола, Замбия, Сан-Томе и Принсипи и Судан. Так, в Алжире на долю т. н. сектора социалистич, пр-тий (реорганизованные, самоуправляемые и кооперативные х-ва), составной части Г. с., приходится а/э валовой продукции этой отрасли.

В целом Г. с. играет более важную роль в странах социа-листич. ориентации, в к-рых есть целые отрасли, принадле-жащие гос-ву. В Алжире на его долю приходится ок. 80% ВВП, Гвинее — 50%, Мозамбике — 45% (1981). Масштабы и роль Г. с. значительны в странах, где пр-ва проводят активную гос.-капиталистич. политику. В Замбии, Марокко и Тунисе его доля в ВВП составляет от 38 до 50% (1981). В странах, ранее развивавшихся по пути социалистич. ориентации (Египет, Гана, Мали, Судан), Г. с. сохраняет ведущие и во многом самостоят. позиции в экономике и социальной сфере. В большинстве стран, идущих по пути капиталистич. развития, позиции Г. с. заметно слабее. Его уд. вес в ВВП в ср. в 3—4 раза ниже аналогичного показателя для стран социалистич. ориентации и составляет 15—20%. Преобладают орг-ции и пр-тия, занятые преим. организационно-тех- нич. и финанс.-экономич. обслуживанием частнохоз. предпринимательства. Пр-тия в сфере материального произ-ва и товарно-ден. обращения, как правило, немногочисленны, и Г. с. является разновидностью гос. капитализма.

В процессе развития Г, с. сталкивается с серьёзными проблемами, одна из к-рых — относительно низкая экономич. эффективность (и даже убыточность) гос. пр-тий в сравнении с частными. Вместе с тем имеются и прибыльные гос. пр-тия, Многие афр. пр-ва прилагают усилия к повышению экономич. эффективности Г. с. (Алжир, БСК, Конго, Мали, Эфиопия и др.). С этой целью проводились реформы организац. структуры Г. с., направленные на повышение хоз. самостоятельности производств, компаний и входящих в них пр-тий, упорядочение цен на производимую продукцию, сокращение численности персонала и т. п. Отдельные убыточные орг-ции и пр-тия полностью или частично продаются частному (в ОСН. национальному) капиталу. С. А. Бессонов.

Иностранный капитал

Ввозу на континент капитала в ссудной и предпринимательской формах исторически предшествовала деятельность кр. торг, компаний, осуществлявших вывоз из А. рабов, слоновой кости, пряностей. Колон, раздел А. в кон. 19 в. стимулировал иностр. инвестиции производств, назначения. Кр. капиталовложения были сделаны в разведку и добычу полезных ископаемых в странах, богатых м-ниями цветных и драгоценных металлов (ЮАС, Родезия, Бельгийское Конго). В 1930—40-е гг. частный предпринимательский капитал начал в значит, масштабах экспортироваться из метрополий в те страны континента, где были обнаружены источники минер, сырья и плодородные земли, пригодные для ведения плантац. х-ва.

В колон, период наиб, сильные экономич. позиции в А. занимала Великобритания. В 1870—1936 в брит, колонии было вложено ок. 1 млрд. ф. ст, (77% всех иностр. инвестиций в А.); из них ок. 500 млн. ф. ст. в ЮАС; 110 млн. в Сев. и Юж. Родезию и Ньясаленд; 120 млн. в Зап. А. и 190 млн. в Вост. А. В кон. 19 — нач. 20 вв. в А. стали вывозить капитал Франция, Германия, Бельгия, Португалия, имевшие здесь колон, владения. Осн. инвестиции были сделаны в добывающую пром-сть, ж.-д. транспорт и др. инфраструктуру, финансы и торговлю.

После 2-й мировой войны в условиях начавшегося распада колон, системы произошли существ, изменения в структуре и направлениях экспорта капитала в А. Ослабевали позиции стран-метрополий, усиливалась экспансия монополистич. капитала США, Нидерландов, Италии, а позднее ФРГ, Японии, возрастала роль капиталовложений непосредственно в сферу произ-ва освободившихся стран. Повышалось значение прямых предпринимательских инвестиций, к-рые, в отличие от портфельных капиталовложений, предполагают владение не менее чем 25% акц. капитала иностр. компании, что обеспечивает прямой контроль над ней. Происходил относит, и абс. рост иностр. сектора в экономике. Одновременно падал удельный вес вывоза частного ссудного капитала.

Видное место в экспансии иностр. капитала в А. занимает гос. ссудный капитал. Займы на межгос. двусторонней и многосторонней основе поступают по каналам междунар. капиталистич. кредита и программ «помощи», осуществляемых гос-вами Запада в рамках ОЭСР, а с 1970-х гг. странами ОПЕК. Гос. ссудный капитал является осн. источником валютных средств, обеспечивающих осуществление расширенного воспроиз-ва в найм, развитых странах (Чад, Буркина-Фасо, Уганда, Мали, Судан и др.). Уд. вес внеш. ресурсов в ежегодных капиталовложениях этих стран — 60— 80%. Программы иностр. «помощи» являются важным каналом мобилизации ресурсов для балансирования системы внеш. расчётов и в др. афр. странах (Марокко, БСК, Египет и др.).

Важную роль в кредитовании афр. стран играют междунар. финансовые организации МБРР, МАР, МВФ и др. Общая сумма займов, предложенных МБРР и МАР странам А., составила к сер. 1982 21,3 млрд. долл. (2,5 млрд. долл. в 1970), в т. ч. кредиты МАР за эти годы возросли с 0,55 млрд. долл, до 7,7 млрд. долл. МВФ предоставлял странам А. в 1980—83 кредитов на сумму в среднем св. 1,5 млрд. долл. в год (0,5 млрд. долл. в 197В—79). Из европ. фондов (ЕФР и ЕИБ) во 2-й пол. 70-х гг. поступало ок. 1 млрд. долл. в год, из стран ОПЕК — 1,4—2,8 млрд. долл. (до 80% — в араб, гос-ва А.). Рост уд. веса гос. и частных кредитов и займов в экспорте иностр. капитала в 70-е гг. обусловлен как сокращением части капиталовложений в связи с национализацией собственности кр. монополий в ряде стран А., так и низким уровнем их хоз. развития, создающим определённые препятствия для вложений частного предпринимательского капитала.

В 70-е гг. в А, в особенно широких масштабах поступает частный ссудный капитал, в первую очередь банковский, Инвестиции капиталистич. банков в А. возросли за 1967—80 в 112 раз (см. табл. 4). Дорогостоящие займы междунар. бан-ков, частные экспортные кредиты к нач. 1980-х гг становятся одним из существенных компонентов гос. задолженности стран А. Снижение уд. веса прямых частных капиталов; в совокупном экспорте капитала в А. не означает ослабления контроля кр. монополистич. капитала над экономикой афр. стран. Прежние колон, компании уступают место более мощным монополистич. объединениям — ТНК. Позиции ТНК в сфере предпринимательской деятельности в А. в 80-х гг. расширились в результате создания многими афр. странами смешанных гос.-частных компаний и предоставления иностр. частному капиталу ряда гарантий и льгот. В Нигерии, Заире и Гане ТНК владеют соответственно 70%, 60% и 50% акц. капитала пр-тий обрабат. пром-сти (в отд. отраслях — 90-~97%). В БСК доля иностр. капитала в пром. секторе — 70%.

ТНК занимают важные позиции как в базовых отраслях экономики, так и в таких сферах, как страхование и туризм. Страховые компании в Габоне, Кении, Либерии, Малави, Зимбабве, Сенегале, Чаде на 80 — 100% контролируются иностр. капиталом, в Камеруне, на Маврикии, в Тунисе — на 60—80%, в Нигерии, Уганде, Сьерра-Леоне — на 20—40%, ТНК контролируют ок. 20% всех отелей в А.

Под контролем монополистич. капитала находится значит. часть внутр. и внеш. торговли А. В странах Тропич. А., входящих в зону франка, важную роль в этой сфере сохраняет «большая тройка» — франц. монополия «КФАО», франко-швейцарская компания «СКОА» и англо-голл. концерн «Юнилевер». Они являются осн. покупателями кофе, какао-бобов и др. тропич. продуктов. Импорт и продажа нефтепродуктов на внутр. рынке мн. афр. стран находятся под контролем амер. и зап.-европ. нефтяных монополий.

Сумма прямых иностр. инвестиций в экономику стран А., произведённых преим. ТНК, достигла к 1981 15,5 млрд. долл. На А. приходится примерно 20% всех филиалов ТНК, действующих в развивающихся странах. Ведущие позиции в экспорте капитала в А. удерживают Великобритания и Франция. Б. ч. прямых вложений англ. частного капитала сосредоточена в Нигерии, Зимбабве, Кении и Гане (62—63% англ. инвестиций). Активно действует англо-голл. нефт. кон-церн «Шелл Бритиш петролеум», Кр. активы принадлежат англ. монополиям в горнодоб. пром-сти (добыча бокситов в Гане, фосфатов в Марокко и Тунисе и др.). Широко пред-ставлен англ. капитал в обрабат. пром-сти: компания «Юнайтед Африка» контролирует ок. 70 пр-тий в Нигерии и Гане (произ-во текст, изделий, цемента, пиломатериалов, резинотехнич. изделий, продуктов питания); многоотраслевая компания «Лонро» имеет пр-тия в 20 афр. странах; разветвлённая сеть филиалов у брит, монополий «Бритиш Лей- ленд» (сборка автомобилей), «Гиннес» (произ-во пива и др. напитков), «Тейт энд Лайл» (сахар), «Данлоп» (автомоб. шины).

Прямые инвестиции Франции (без учёта реинвестиций прибыли франц. компаний) превышают 3 млрд. долл. (1980). На А. приходится ок. 70% всех видов «помощи» Франции развивающимся странам. Франц. монополистич. капитал сохранил сильное экономич. влияние в Тропич. А. Доля франц. частных прямых инвестиций в общей сумме иностр. капиталовложений (1980, %): в Нигере 95,7, ЦАР 91,8, Сене-гале 87,4, БСК 80. Франц. корпорации владеют цем., текст., муком., сах., пивоваренными пр-тиями в Габоне, Сенегале, БСК, Камеруне и др. странах зоны франка; участвуют в меж-дунар. консорциумах в области добычи пол. ископаемых в А. (нефть, уран и др.).

В 60-х — 1-й пол. 70-х гг. инвестиции США в Алжире, Ливии, Нигерии значительно сократились в связи с национализацией имущества амер. нефт. компаний. С кон. 70-х гг. амер. частные прямые капиталовложения стали возрастать, и в 1982 США вышли на 1-е место по объёму прямых инве-стиций в афр. гос-вах — 7,5 млрд. долл. (в т. ч. в ЮАР — 2,5 млрд. долл.). Значит, часть этих инвестиций концентрируется в Нигерии, Либерии, Гвинее, Габоне и Ливии. Усилилось влияние США в Египте, в результате чего возрос приток амер. частного капитала в экономику этой страны (1,3 млрд. долл. в 1982)

Прямые частные инвестиции ФРГ в развивающиеся страны А. за 1966—82 выросли с 0,1 до 1,3 млрд. долл., Японии с 0,02 по 2,5 млрд. долл. Предпринимательские инвестиции ФРГ направляются гл. обр. в обрабат. пром-сть; Японии — в нефт. и горнодобывающую.

Одна из особенностей экспорта иностр. государственно- монополистич. капитала в А. — широкое использование многонац, консорциумов для реализации кр, проектов в гор- нодоб. пром-сти. Так, в Габоне действует междунар. консор-циум по добыче марганца «КОМИЛОГ», в к-ром принимают участие амер. корпорация «Юнайтед стейтс стил» (44,1% капитала), франц. геологич, служба БРЖМ (19,8%), франц. компании «Компани-де Мокта» (17%) и «Сосьете оксильер дю мангамиз-де Франсвиль» (9%), пр-во Габона (10%). Для освоения уранового м-ния в Нигере (р-н Акута) создана «Компани миньер д'Акута» ( «КОМИНАК»), с участием комис-сариата по атомной энергии Франции (34% капитала), япон-ской «Оверсис урейниум рисёрчис дивелопмент» (25%) и др. монополистич. групп.

В 70—80-х гг. типичной формой деятельности иностр. частного капитала в А. становится смешанное предпринима-тельство. В Центр, и Юж. А. ряд таких компаний был создан англ. фирмой «Танганьика консешенс», монополиями «Бритиш мотор», «Бритиш петролеум», «Лейленд мотор». В Зап. А. действуют англ. фирма «Юнайтед Африка», создавшая ряд смешанных компаний в Нигерии, французские «Пеши- не», «Гран мулен-де Пари», гос.-монополистич. объединение «Рено» и др.

В нач. 80-х гг. ок, 2:3 всех прямых иностр. инвестиций было сосредоточено в горнодоб. пром-сти. Поскольку мн. афр. гос-ва установили контроль над добычей и первичной пере-работкой сырья, ТНК пытаются обеспечить себе прочные позиции в сфере конечной переработки, транспортировки и сбыта продукции, используя своё монопольное положение потребителей сырья на мировом рынке, кадровые, финанс. и технологич, затруднения афр. гос-в. Так, в 80-е гг. прибыли нефтяных ТНК оказались значительно выше, чем во времена их полного контроля над добычей нефти в А. Только система договоров о предоставлении афр. странам услуг обеспечивает ТНК прибыли, соизмеримые с теми, к-рые доставались им прежде от первичной добычи нефти. Многие нац. сырьевые компании в А. сохраняют связи с ТНК, заключая с ними соглашения об управлении, договоры о помощи в области технич. и торг. политики.

В 70-е гг. возросли инвестиции ТНК в обрабат. пром-сть А. Прямые капиталовложения США в эту отрасль (ок. 0,5 млрд. долл.) в 1982 увеличились почти в 5 раз по сравнению с 1970, а их доля в совокупных инвестициях (9,2%) — вдвое. Иностр. частный капитал направляется гл. обр, в отрасли, производящие продукцию потребительского назначения и использующие несложную технологию и низкоквалифицированную рабочую силу (пищевкус., кож.-обув., текст, отрасли, бытовую химию, сборку автомобилей и т. п.).

Растущая экспансия иностр. капитала в страны А. увели-чивает отток финанс. ресурсов, лишая африканские гос-ва существенной части создаваемого нац. дохода. По данным ЮНКТАД, в 1975—81 отток капитала в виде прибылей на прямые инвестиции из Нигерии составил 4,6 млрд. долп. (приток инвестиций — 2,1 млрд. долл.). Растущий отток доходов на иностр. капиталовложения усугубляет проблемы внеш. задолженности стран А., отрицательно отражается на их платёжных балансах.

Привлекая иностр. капитал в интересах экономич. развития, афр. страны стремятся ограничить его деятельность определ. финанс., отраслевыми, терр, и политич. рамками. В кон. 1960—70-х гг. мн. страны провели ряд мер по ограничению деятельности монополий — от принятия законов, регулирующих их операции, до частичной и полной национализации собственности (см. раздел «Государственный сек-тор»). Вместе с тем в нек-рых странах А, (БСК, Габон, Каме-рун, Кения. Либерия, Сенегал, Тунис, Египет) благоприятный инвестиц климат обеспечивает значит, приток новых иностр. капиталов. Мн. страны А, активно участвуют в разработке в рамках ООН «Кодекса поведения» ТНК, направ-ленного на междунар, регламентацию деятельности монополистич. капитала.