Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К /ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОЧЕРК АФРИКИ

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В АФРИКУ и не только :

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА НОВОЙ ГВИНЕЕ (05.07 - 20.07.2017)
Лучшее в Индонезии

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2017)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2017)
Знакомство с огромным островом

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2017)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2017)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2017)
Акулы юга Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2017)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2017)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО БАНГЛАДЕШ И НЕПАЛУ (11.02 - 27.02.2018)
Два азиатских тигра

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (06.03 - 20.06.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (31.05 - 13.06.2018)
Таинственная страна Догонов


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОЧЕРК АФРИКИ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОЧЕРК АФРИКИ

Общая характеристика хозяйства

А. — континент больших экономим, возможностей, отличающийся разнообразием природных условий, богатством флоры и фауны, запасов минер, сырья, обилием земельных и водных ресурсов, многочисленным и быстрорастущим населением. Вместе с тем х-во А. — наиболее отсталая часть периферии мирового капиталистич. х-ва В 1980 доля А. (без ЮАР; характеристику х-ва ЮАР см. в ст. Южно-Африканская Республика) в ВВП гос-в несоциалистич. мира составляла 3,2%, в добыче сырья и топлива 2,5%, в стоимости продукции обрабат. пром-сти ок. 1%, в с.-х. произ-ве примерно 10%. В А. находится 26 из 36 (1984) т. н. найм, развитых стран мира.

По социально-экономич. типу х-во А. многоукладно Преобладающая часть нас. всё ещё находит средства к существованию в рамках докапиталистич. укладов, сохраняющихся преим. в с. х-ве, ремесл. произ-ве, домашней и кустарной пром-сти и составляющих т. н. традиц. сектор экономики. Однако б. ч. ВВП гос-в региона (65—70%) создаётся в совр. секторе, включающем капиталистич. уклады (частные нац. и иностр.; государственный) в пром-сти, сфере услуг и в меньшей степени в с. х-ве.

Патриархально-общинный уклад характерен в осн. для стран Тропич. А. Несмотря на меры, направленные на развитие частного землевладения (преим. в странах капиталистич. ориентации) или преобразование общины на совр. коллективистских началах (в странах социалистич. ориентации), последняя обнаруживает большую устойчивость. Остатки общины а той или иной степени сохраняются в странах Сев. А., особенно в глубинных р-нах Алжира, Ливии и Марокко.

Уд. вес феод, уклада в х-ае А. сравнительно невелик как по охвату населения, так и в совокупном ВВП региона. В результате проведённых в годы независимости аграрных реформ феод, отношения, ранее широко распространённые в странах Сев. А, а также в Бурунди, Камеруне, Нигерии, Уганде и Эфиопии, были в значит, степени подорваны или полностью разрушены и сохраняются лишь в виде пережитков гл. обр. в отдельных р-нах зоны кочевого и.полукочевого жив-ва.

Важное место в х-ве А. занимает мелкотоварный уклад. В большинстве афр. стран мелкие производители являются гл. поставщиками с.-х. продуктов для внутр. рынка и на экспорт. Они играют также осн. роль в ремесл. произ-ве и кустарной пром-сти, сфере обслуживания. За годы независимости во многих странах малоземельным и безземельным крестьянам, с.-х. рабочим в полную собственность были переданы (за выкуп или бесплатно) земли, скот, инвентарь, хоз. постройки, ранее принадлежавшие иностр. компаниям, чиновникам колон, администрации или кр. землевладельцам. В странах, развивающихся по капиталистич. пути, сфера мелкотоварного уклада значительно расширилась в результате приватизации общинных земель, гос-во поощряет мелкие х-ва через системы кредита, сбыта, технич. содействия.

Нац, частнокапиталистич. уклад в большинстве освободившихся гос-в А. находится на стадии формирования. Завоевание политич. независимости и меры по национали-зации и ограничению позиций иностр. капитала в ряде отраслей нар, х-ва создали новые предпосылки для роста нац. частного предпринимательства. В 60—70-е гг. афр. буржуазия заметно расширила свои позиции в нац. экономике практически всех гос-в региона. Наиб, развитие нац. частно-капиталистич. уклад получил в странах, развивающихся по капиталистич. пути, и прежде всего в БСК, Египте, Кении, Либерии, Малави, Марокко, Нигерии, Сенегале, Тунисе. Осн. сфера деятельности нац. частного капитала — внутр. тор-говля, стр-во, автомоб. транспорт, услуги. В обрабат. пром-сти (гл. обр. лёгкой и пищевкусовой) местным предпринимателям принадлежат мелкие и средние пр-тия. Афр. нац. капитал начинает проникать в гор но до б. пром-сть, в осн. путём участия в смешанных пр-тиях на паях с гос. или иностр. капиталом. Принадлежащие афр. буржуазии пр-тия, как правило, значительно уступают иностранным по мн. тех- нико-экономич. показателям (объёму производимой продукции и капиталовложений, стоимости осн. фондов, фондово-оружённости труда, квалификации рабочей силы, уровню организации и управления). Многие нац. частные фирмы, не выдерживая конкуренции с иностр. капиталом, разоряются или продолжают существовать только за счёт жестокой, нередко с использованием полуфеод. методов, эксплуатации рабочих, либо благодаря поддержке со стороны гос-ва.

Важное место в экономике афр. стран продолжает занимать иностранный капитал. Более чем в половине гос-в на долю иностр. и смешанных (с участием иностр. капитала) пр-тий приходится до 50% ВВП. По объёму инвестиров. капитала наиб, сильные позиции иностр. монополии занимают в Ботсване, БСК, Габоне, Гане, Гвинее, Египте, Заире, Того, Зимбабве, Кении, Марокко, Нигерии, Нигере, Сенегале, ЦАР. Наряду с созданием филиалов всё более широкое распространение получает деятельность иностр. монополий в рамках смешанных пр-тий на паях с местным (гос. или частным) капиталом. Смешанные пр-тия характерны а основном для пром-сти, торговли, транспорта и в меньшей степени для с. х-ва. Во многих афр странах в соответствии с законодательством контрольный пакет акций в смешанных пр-тиях принадлежит гос-ву. В то же время в отд. странах, напр, в БСК, Габоне, Заире, Малави, мн. смешанные пр-тия находятся под контролем иностр. монополистич. капитала, Наиб, активно иностр. капитал действует в горнодоб., особенно нефтегазовой, пром-сти (66% объёма иностр. инвестиций в А. на нач. 1980-х гг.) в обрабатывающей пром-сти (20%), агросфере (7%). Занимая важные позиции в экономике многих афр. стран, иностр. монополистич. капитал служит тем каналом, по к-рому происходит перемещение огромной массы прибавочной стоимости в развитые капиталистич. гос-ва.

Особую роль в х-ве А. играет гос. сектор. С его деятельно-стью большинство афр. стран связывают решение таких проблем, как ограничение влияния иностр. капитала, диверсификация произ-ва, развитие базовых отраслей пром-сти, освоение природных ресурсов, преобразование отсталых р-нов, обеспечение нас. важнейшими потребительскими товарами (в т. ч. продовольственными), расширение занятости и др. Особенно сильные позиции гос. сектор занимает в экономике стран социалистич. ориентации со сравнительно развитой пром. базой, таких, как Алжир, Ангола, Мозамбик и Конго. В ряде стран (Габон, Заир, Замбия, Египет, Нигер, Нигерия, Сенегал, Судан, Тунис и др.) значит, развитие получил гос.-капиталистич. сектор. Гос. или находящиеся под контролем гос-ва пр-тия сосредоточены в важнейших отраслях экономики: в горнодоб. и обрабат. пром-сти, элект-роэнергетике, стр-ве, на транспорте, во внеш. торговле, кре- дитно-финанс сфере. В с -х. произ-ве госхозы играют замет-ную роль лишь в таких странах, как Алжир, Ангола, Замбия, Мозамбик и Судан.

Всё большее значение в хоз. структуре А. приобретают пр-тия, базирующиеся на кооп. форме собственности. Кооперативы создаются, как правило, в с. х-ве, кустарных промыслах, кредитной и снабженческо-сбытовой сфере. Несколько большее развитие кооп. формы х-ва получили в странах социалистич. ориентации. Из капиталистически ориентированных стран А. кооперация сравнительно развита в Египте, Кении, Нигерии, Сенегале, Судане, Тунисе. Здесь мн. кооперативы базируются на полуфеод. и капиталистич. системах распределения.

Характерной чертой укладной структуры х-ва А. является обилие всякого рода смешанных форм. К нач. 80-х гг. в регионе практически не осталось докапиталистич. укладов в их чистом виде. Каждый из них включает в себя в той или иной степени отд. фазы обществ, воспроиз-ва, подчиняющиеся законам др. укладов. Напр., в патриархально-общинном укладе стран Тропич. А. процесс произ-ва осуществляется во многих случаях на натуральнохозяйственной основе, а по типу обмена и реализации продукции подчиняется законам товарного хозяйства и мирового капиталистического рынка. целом крайне низкий уровень развития производит, сил. Почти для 120 млн. чел. мотыга до сих пор служит осн. орудием труда. С. х-во, к-рое является гл. отраслью экономики для большинства стран, базируется в осн. на архаичных типах ведения х-ва, отсталой агротехнике. Широко распространено низкопродуктивное подсечно-огневое земледелие и кочевое жив-во.

За годы независимости во мн. афр. странах в результате пром. стр-ва и мер по модернизации с. х-ва заметно расширилась база для развития производит, сил на индустриаль-ной основе. В сфере современного пром. произ-ва и произ-водств, инфраструктуры А. в нач. 80-х гг. было занято не менее 20 млн, чел., или ок. 10% экономически активного нас. континента. Постепенно индустриальные методы и машинная техника внедряются в с. х-во. Однако энерговооружённость этой отрасли всё ещё находится на крайне низ-ком уровне — более чем в два раза ниже соответствующего

С. х-во — ведущая отрасль экономики а найм, развитых странах, где его продукция составляла (1983) от 35 до 76% ВВП (напр., в Уганде 76,3%, Бурунди 64,3%). Вместе с тем в странах с относительно развитой обрабат. пром-стью его доля в структуре ВВП не превышала 25—27% (в Тунисе — 14,6%, Зимбабве — 15,3%, Марокко — 18,9%, Египте — 26,2%, Нигерии — 26,5%), а в нек-рых гос-вах с развитой нефтяной пром-стью менее 10% {в Габоне 5,4%, Ливии 2,3%). Отраслевая структура афр. с. х-ва характеризуется преобладанием земледелия над жив-вом: в валовом продукте с. х-ва ряда стран доля продукции земледелия состав-ляет 65—80%, достигая 98% показателя для стран Азии и Лат. Америки. Как в с. х-ве, так и в пром-сти афр. стран внедрение машинного произ-ва и современной организационной структуры базируется в значительной мере на использовании иностранных специа-листов ввиду острой нехватки собственных технических кадров.

Терр.-отраслевая структура х-ва А. в целом сохраняет унаследованные от колон, прошлого диспропорции и характеризуется неравномерностью в размещении производит, сил, неразвитостью или даже отсутствием межрайонных экономич. связей. Осн. ареалы концентрации производи-тельных сил большинства афр. стран сосредоточены в сравнительно небольших по площади р-нах, наиб, удобных для освоения, обладающих богатыми минер, ресурсами или зна-чит. с.-х. потенциалом. Велико относительное аграрное перенаселение. Отраслевая специализация р-нов товарного произ-ва определяется потребностями в первую очередь внеш. и в значительно меньшей степени внутр. рынка в минер, сырье и с.-х. продукции. Б. ч. экспортной продукции вывозится в необработанном виде. Для многих афр. гос-в характерна узкая (одна ведущая отрасль) специализация х-ва, а для нек-рых из них — монотоварная. Значит, часть территории афр. стран с низким или неисследованным ресурсным потенциалом практически полностью отрезана от внеш. мира. Типы х-в здесь в решающей степени определяются природно-климатич. условиями. Нас. сосредоточено в осн. вблизи рек и др. водных источников и аедёт преим. натуральное х-во. Стр-во в годы независимости совр. пром. и с.-х. пр-тий, жел. дорог, автомагистралей и аэропортов способствовало преобразованию отдалённых изолированных р-нов; развитию межотраслевых и межрайонных связей, нек-рому расширению внутр. рынка и т. д.

По своей хоз. структуре и уровню развития производит, сил подавляющее большинство афр. гос-в принадлежит к числу развивающихся аграрных стран; нек-рые из них — аграрно-пром. (Алжир, Египет, Заир, Замбия, Зимбабве, Нигерия, Марокко и др.). В то же время в результате замедления темпов прироста объёма с.-х. произ-ва (с 2,7% в 60-е гг. до 1,6% в 70-е гг.) и действия ряда др. факторов уд. вес с. х-ва в ВВП развивающихся гос-в А. к нач. 80-х гг. снизился почти в 2 раза (с 41,3% в 1960 до 22,8% в 1980, см. табл. 1).

За годы независимости в структуре ВВП развивающихся стран А, существенно возрос (с 20% в 1960 до 37.5% в 1983) уд. вес пром-сти (см. табл. 2). Особенно быстрыми темпами развивалась горнодобывающая промышленность. В нач. 80-х гг. на её долю приходилось ок. 12% совокупного ВВП гос-в региона (в отд. странах эта доля гораздо выше, напр, в Ливии св. 50%). К нач. 80-х гг. в среднем ок. 70% стоимости экспорта приходилось на долю минерального топлива и металлов.

В 60—70-е гг. обрабат. пром-сть развивающихся стран А. испытывала значит, подъём. Возросло число пр-тий и занятых в отрасли, увеличился объём произ-ва (напр, в Нигерии более чем в 4 раза, Кении в 2 раза). В ряде стран были созд. новые отрасли тяжёлой индустрии (нефтелерераб., нефте-химии., цементная, минер, удобрений и др_). Однако темпы роста обрабат. пром-сти в 70-е гг. оставались на постоянном уровне — до 10% выкачивать по разл. каналам присвоения (инвестиционным и внешнеторговым) б. ч. прибавочного продукта. Только за 1970—82 иностранные монополии вывезли из А. 12 млрд. долл. в виде различ. доходов. В результате большинство афр. стран не в состоянии самостоятельно осуществлять общественное воспроизводство и вынуждено во всё больших масштабах прибегать к внеш. ресурсам. Во многих из них доля этих ресурсов в общем фонде накопления превышает 50% (в целом по региону в 1980 26,5%).

Особенность процесса обществ, воспроизва во мн. афр. странах — исключительно активная роль гос-ва в распределении и перераспределении обществ, продукта и нац. дохода, в мобилизации ресурсов на цели развития. Через гос, бюджет перераспределяется до 40% совокупного ВВП гос-в А, В нач. 80-х гг. доля гос. ресурсов в фонде накопления составляла 50—55%. Возросла и норма накопления — с Доля транспорта и связи в ВВП развивающихся стран А. в нач. 80-х гг. не превышала 6,9%. Сравнительно редка сеть путей сообщения, особенно во внутренних районах Африканского континента, слабо развиты международные трассы связи,

В экономике большинства афр. стран высока роль внеш. торговли, к-рая характеризуется неблагоприятной структурой товарооборота. Напр., ⅔ стоимости экспорта стран Тропич. А. в кон. 70-х гг. приходилось на 4 товара: нефть, кофе, какао-бобы и медь. Экспорт ряда стран состоит из 2—3, а иногда одного вида минер, или с.-х. сырья. Во многих гос-вах региона значит, часть производимой товарной продукции поступает на экспорт (в Ливии, Габоне, Либерии — св., /2). В целом за годы независимости развивающимся странам А. не удалось укрепить свои позиции в мировой торговле, а их уд. вес в экспорте с.-х. и минер, сырья (за исключением нефти) в 60—80-х гг. снизился соответственно с 9 до 5% и с 8 до 3%. Экономика гос-в региона, зависящая от экспорта сырья, страдает от низких, подверженных частым колебаниям цен на него на мировом рынке. В этих условиях всё острее встаёт вопрос об изменении существующих экономии, отношений между развитыми капиталистич. и развивающимися странами, об устранении диктата междунар. монополий на сырьевых рынках. Новым направлением внешнеэкономич. стратегии афр. гос-в стало их участие в борьбе за коренную перестройку междунар. экономич, отношений на справедли-вой основе.

Характер и масштабы обществ, еослроиз-ва в странах А, в осн. определяются механизмом взаимодействия их хоз, укладов, регулирующей деятельностью гос-ва и влиянием двух мировых социально-экономич. систем (капитализма и социализма). Деформирующее влияние на экономику разви-вающихся гос-в региона продолжают оказывать центры мирового капиталистич. х-ва. Используя навязанное афр. странам в колон, период неравноправное положение в системе междунар, капиталистич. разделения труда, иностр. монополистич. капитал продолжает осуществлять прямой (через свои филиалы) и косвенный (через мировой капиталистич. рынок) контроль надоен, хоз. ресурсами А. и 16,1% до 25,7%. В ряде стран, напр, в Алжире и Ливии, этот показатель в отд. годы превышал 40%.

Развитие х-ва А, в рамках мировой системы капиталистич. х-ва характеризуется крайне неудовлетворительными ито-гами, По мере углубления общего кризиса капитализма и усиления экономич. и политич. экспансии империалистич. держав и их монополий экономика А. попадает во всё более неблагоприятные условия. Общее неуклонное падение цен на мировом рынке на осн. товары афр. экспорта (на нек-рые из них — до самого низкого за послевоен, годы уровня) сопровождалось в 1980—83 сокращением объёма и ужесточением условий предоставления внеш. помощи.

Новым крайне тревожным фактором стало устойчивое нарушение экологич. равновесия во мн. странах региона. В результате участившихся с сер. 70-х гг продолжительных засух, охвативших 24 страны Тропич. А., ежегодно из с.-х. оборота выпадает не менее 60—70 тыс. к м² плодородных земель.

В этих условиях х-во А, характеризуется всё большей неравномерностью развития, общей тенденцией к замедлению темпов роста, усилению диспропорций в системе обществ, воспроиз-ва. Ср.-год. темпы прироста совокупного ВВП гос-в А. снизились с 5,8% в 60-е гг, до 5,2% в 70-е гг. (см. табл. 3). В 1983 ВВП развивающихся стран региона составил 306 млрд. долл. по сравнению с 315 млрд. долл. в 1980. В расчёте на душу нас. за этот период он понизился более чем на 10%.

Особенностью х-ва развивающихся стран в 60—70-е гг. становится увеличение различий в темпах и уровне экономич. развития, прежде всего между гос-вами Сев. и Тропич. А. По уровню валютных доходов выделилась группа стран — экспортёров нефти и природного газа — Алжир, Ливия, Нигерия и Габон. Среднегодовые темпы их экономического роста более чем вдвое превышали соответствующие по-казатели прочих африканских стран, особенно наименее развитых.

ВВП развивающихся стран А. в расчёте на душу нас. в 1983 в среднем составил 648 долл. (в текущих ценах), в т. ч. в осн. нефтедоб. странах с нас. 176 млн. чел. — 1184, в

Государственный сектор

Рост масштабов и роли государственного сектора (Г. с.) — одна из важнейших закономерностей развития стран А. Г. с, включает орг-ции и пр-тия, принадлежащие гос-ву и функционирующие под его управлением. Гос-во осуществляет свою деятельность в двух осн. направлениях: произ-во и реализация товаров и услуг (гос. предпринимательство); контроль и регулирование экономич, и социальной деятельности (включая планирование). Нек-рые гос. орг-ции и пр-тия совмещают предпринимательскую и контрольно- регулирующую функции. Кроме того, во многих странах имеются орг-ции и пр-тия, принадлежащие неск. гос-вам и действующие обособленно от нац. Г. с. В регионе преобладают автономные орг-ции, ведущие предпринимательскую деятельность. Неавтономные орг-ции и пр-тия занимаются сбором и обработкой экономич. и др. информации, выдачей лицензий на тот или иной вид хоз. деятельности и т. п, осу-ществляют услуги некоммерческого характера, обслуживают нужды самого гос-ва (казначейства, монетные дворы, ф-ки военной амуниции, организации транспорта и связи и т. д.). Для большинства организаций и предприятий Г. с. характерна акционерная форма: компании и т. н. уставные (или статутные) корпорации. Среди последних выделяют (гл, обр. в быв. брит, колониях) корпорации развития — кр, многоотраслевые орг-ции холдингового типа, контролиру-ющие деятельность неск. десятков компаний. Напр., в Замбии корпорация ЗИМКО» объединяет б. ч. гос. компаний в добывающей и обрабат, пром-сти, а также в сфере финансов. Некорпорированные орг-ции Г,с, представлены разл. агентствами, бюро и управлениями. Напр, в Марокко гос. участие в развитии пром-сти осуществляется через три управления: ОДИ — для обрабатывающей, БРПМ — для добывающей (без фосфатной) пром-сти и ОШФ — для добычи и переработки фосфатов. Акционерная форма сближает соотв. гос. орг-ции с частными и способствует появлению смешанных гос,-частных компаний. В большинстве стран в состав Г, с. официально включаются только те смешанные компании, где гос-во имеет контрольный пакет акций, составляющий, как правило, более ½ оплаченного капитала компании. Напр., в Кении в 1981 насчитывалось 27 гос. и 36 (с контрольным пакетом акций у гос-ва) смешанных компаний.

В странах социалистич. ориентации (Алжир, Ангола, Конго, Мозамбик, Танзания, Эфиопия и др) в руках гос-ва сосредоточены ключевые отрасли экономики. В странах, разви-ающихся в направлении к капитализму (БСК, Габон, Камерун, Кения, Марокко, Сенегал и др.), гос-во стимулирует прежде всего рост местного частного капитала. Гос. предпринимательство используется гл. обр. в тех отраслях, освоение к-рых местным частным предпринимателям не под силу. Участие гос-ва в экономике этих стран осуществляется в осн. через капиталовложения в смешанные компании с контрольным пакетом акций у частного, гл. обр. иностр., капитала, что ведёт к росту частнокапиталистич. сектора.

Исходной базой развития Г. с. в освободившихся странах А. был переход в руки гос-ва собственности бывшей колон, администрации. В ряде стран в Г, с. вошли плантации экс-портных культур, созданные в осн. во время 2-й мировой войны {Камерун, Бенин, Нигерия, Танзания, Уганда и др.). Многие гос-ва стали собственниками пр-тий по первичной переработке экспортной продукции, производимой в мелких х-вах. Национализация была характерна для нач. этапа развития освободившихся стран. В 1960-х — 1-й пол. 70-х гг. она охватила гл. обр. компании, принадлежавшие частному капиталу бые. метрополий, а позже — и др. развитых калиталистич. стран. В большинстве стран национализации подверглись недра, леса и воды, а также ведущие звенья производств. инфраструктуры, кредитно-банковской системы и добывающей пром-сти. Так, в 1969—79 были в осн. национализированы добыча нефти и газа в Алжире, нефти — в Египте, Ливии и Нигерии, добыча и переработка редких и цветных металлов — в Замбии, Заире, бокситов — в Гане, Гвинее и алмазов — в Гане, Сьерра-Леоне и Заире, фосфатов — в Того и Сенегале, золота — в Гане. Процесс перехода к гос-ву этих отраслей был длительным; кр. частные компании, как правило, национализировались путём выкупа вначале небольшой части акций, дающей гос-ву лишь право участвовать в управлении компанией совместно с её частными владельцами. В Замбии, напр., национализация компаний по добыче меди заняла 10 лет. Наиб, размеров национализация достигла в Египте (1961—64), Гвинее (1961—62), Танзании (1967—68), Алжире (1967—1972), Эфиопии (1975—76) и привела к переходу в руки гос-ва кр. и ср. частных пр-тий во всех важнейших отраслях экономики, включая обрабат. пром-сть, с. х-во и торговлю. В странах капиталистич. ориентации национализации подверглась в наиб, степени добывающая пром-сть, в др. отраслях практи-ковалось гл. обр. приобретение акций иностр. компаний, имеющее целью гл. обр. увеличение бюджетных доходов, но не расширение масштабов Г. с. Осн. способом расширения Г. с. в таких странах, как Заир, Нигерия, Уганда, стала «аф-риканизация» нек-рых отраслей экономики: собственность многих иностр. компаний, действовавших в этих отраслях, не была выкуплена местным частным капиталом, и её временно приобрело гос-во, с целью последующей перепродажи местным предпринимателям.

В 1970—80-е гг. осн. путём роста Г. с. стало расширение существующих, а также организация и стр-во новых гос. пр-тий. В большинстве афр. стран за годы независимости были созданы центр, банки, ин-ты долгосрочного кредитования, пром. пр-тия по произ-ву стройматериалов, нефтепродуктов, нек-рых потребительских товаров, орг-ции по регулированию и стимулированию развития пром-сти и с. х-ва, экспортно-импортные компании и др. Многие гос-ва (Нигерия, Замбия, Сенегал, БСК и др.) создавали плантации по выращиванию прод. культур, скотоводч., сортоиспытательные и демонстрац. фермы.

В сфере материального произ-ва и товарно-ден. обраще-ния новые пр-тия создаются преим, в форме смешанных компаний с контрольным пакетом акций у гос-ва и участием в качестве партнёров иностр. компаний, на долю к-рых при-ходится проектирование, сооружение и налаживание функционирования нового пр-тия. Часто иностр. партнёрам пере-даётся управление пр-тием и сбыт экспортной продукции. Орг-ции и пр-тия, принадлежащие совместно неск. афр. гос- вам, создавались преим. в финансово-кредитной системе, сфере пром. произ-ва и инфраструктуры. В одних (напр., АБР) участвуют все или большинство развивающихся стран А., другие созданы на субрегиональной или двусторонней основе.

В нач. 80-х гг. в большинстве афр. стран в Г. с. находилась преобладающая часть производств, и социальной инфраструктуры, в т. ч. весь ж.-д. и воздушный транспорт, б. ч. произ-ва и распределения электроэнергии и газа, городское коммунальное х-во, кр. оросительные системы, обще-образовательные школы и вузы, лечебные учреждения общего профили. На Г. с. приходится значит, часть внутр. оптовой и внеш. торговли: закупки и экспорт важнейших видов с.-х. продукции (напр., в Сенегале и Нигере — арахис, в Гане и Эфиопии — кофе и какао-бобы, Зимбабве и Кении — куку-руза), древесины (Габон, Гана, Камерун, Конго), продуктов первичной переработки (напр., в Египте, Мали, Судане, Чаде — хлопок-еолокно и хлопковое семя, в Конго, Бенине— пальмовое ядро). Гос. торговые пр-тия имеют преим. право на импорт и оптовое распределение многих товаров широкого потребления, а также минер, удобрений, химикатов, сортовых семян для с. х-ва. В нач. 1980-х гг. на пр-тиях Г. с. добывалось более э/4 продукции горнодобывающей пром-сти Алжира, Египта, Марокко, Сенегала, Танзании, Эфиопии. В обрабатывающей пром-сти позиции Г. с, менее значительны. В большинстве стран в нём сосредоточены первичная обработка минер, продукции гос. пр-тий (обогащение руд, выплавка металлов) и многих видов экспортного с.-х. сырья (очистка хлопка, сушка кофе и т. д.), а также лесопиление и произ-во стройматериалов; полностью или частично государственными являются и машиносборочные пр-тия, нефтеперераб. з-ды, Незначительны позиции Г. с. и в с. х-ве; исключение составляют Алжир, Ангола, Замбия, Сан-Томе и Принсипи и Судан. Так, в Алжире на долю т. н. сектора социалистич, пр-тий (реорганизованные, самоуправляемые и кооперативные х-ва), составной части Г. с., приходится а/э валовой продукции этой отрасли.

В целом Г. с. играет более важную роль в странах социа-листич. ориентации, в к-рых есть целые отрасли, принадле-жащие гос-ву. В Алжире на его долю приходится ок. 80% ВВП, Гвинее — 50%, Мозамбике — 45% (1981). Масштабы и роль Г. с. значительны в странах, где пр-ва проводят активную гос.-капиталистич. политику. В Замбии, Марокко и Тунисе его доля в ВВП составляет от 38 до 50% (1981). В странах, ранее развивавшихся по пути социалистич. ориентации (Египет, Гана, Мали, Судан), Г. с. сохраняет ведущие и во многом самостоят. позиции в экономике и социальной сфере. В большинстве стран, идущих по пути капиталистич. развития, позиции Г. с. заметно слабее. Его уд. вес в ВВП в ср. в 3—4 раза ниже аналогичного показателя для стран социалистич. ориентации и составляет 15—20%. Преобладают орг-ции и пр-тия, занятые преим. организационно-тех- нич. и финанс.-экономич. обслуживанием частнохоз. предпринимательства. Пр-тия в сфере материального произ-ва и товарно-ден. обращения, как правило, немногочисленны, и Г. с. является разновидностью гос. капитализма.

В процессе развития Г, с. сталкивается с серьёзными проблемами, одна из к-рых — относительно низкая экономич. эффективность (и даже убыточность) гос. пр-тий в сравнении с частными. Вместе с тем имеются и прибыльные гос. пр-тия, Многие афр. пр-ва прилагают усилия к повышению экономич. эффективности Г. с. (Алжир, БСК, Конго, Мали, Эфиопия и др.). С этой целью проводились реформы организац. структуры Г. с., направленные на повышение хоз. самостоятельности производств, компаний и входящих в них пр-тий, упорядочение цен на производимую продукцию, сокращение численности персонала и т. п. Отдельные убыточные орг-ции и пр-тия полностью или частично продаются частному (в ОСН. национальному) капиталу. С. А. Бессонов.

Иностранный капитал

Ввозу на континент капитала в ссудной и предпринимательской формах исторически предшествовала деятельность кр. торг, компаний, осуществлявших вывоз из А. рабов, слоновой кости, пряностей. Колон, раздел А. в кон. 19 в. стимулировал иностр. инвестиции производств, назначения. Кр. капиталовложения были сделаны в разведку и добычу полезных ископаемых в странах, богатых м-ниями цветных и драгоценных металлов (ЮАС, Родезия, Бельгийское Конго). В 1930—40-е гг. частный предпринимательский капитал начал в значит, масштабах экспортироваться из метрополий в те страны континента, где были обнаружены источники минер, сырья и плодородные земли, пригодные для ведения плантац. х-ва.

В колон, период наиб, сильные экономич. позиции в А. занимала Великобритания. В 1870—1936 в брит, колонии было вложено ок. 1 млрд. ф. ст, (77% всех иностр. инвестиций в А.); из них ок. 500 млн. ф. ст. в ЮАС; 110 млн. в Сев. и Юж. Родезию и Ньясаленд; 120 млн. в Зап. А. и 190 млн. в Вост. А. В кон. 19 — нач. 20 вв. в А. стали вывозить капитал Франция, Германия, Бельгия, Португалия, имевшие здесь колон, владения. Осн. инвестиции были сделаны в добывающую пром-сть, ж.-д. транспорт и др. инфраструктуру, финансы и торговлю.

После 2-й мировой войны в условиях начавшегося распада колон, системы произошли существ, изменения в структуре и направлениях экспорта капитала в А. Ослабевали позиции стран-метрополий, усиливалась экспансия монополистич. капитала США, Нидерландов, Италии, а позднее ФРГ, Японии, возрастала роль капиталовложений непосредственно в сферу произ-ва освободившихся стран. Повышалось значение прямых предпринимательских инвестиций, к-рые, в отличие от портфельных капиталовложений, предполагают владение не менее чем 25% акц. капитала иностр. компании, что обеспечивает прямой контроль над ней. Происходил относит, и абс. рост иностр. сектора в экономике. Одновременно падал удельный вес вывоза частного ссудного капитала.

Видное место в экспансии иностр. капитала в А. занимает гос. ссудный капитал. Займы на межгос. двусторонней и многосторонней основе поступают по каналам междунар. капиталистич. кредита и программ «помощи», осуществляемых гос-вами Запада в рамках ОЭСР, а с 1970-х гг. странами ОПЕК. Гос. ссудный капитал является осн. источником валютных средств, обеспечивающих осуществление расширенного воспроиз-ва в найм, развитых странах (Чад, Буркина-Фасо, Уганда, Мали, Судан и др.). Уд. вес внеш. ресурсов в ежегодных капиталовложениях этих стран — 60— 80%. Программы иностр. «помощи» являются важным каналом мобилизации ресурсов для балансирования системы внеш. расчётов и в др. афр. странах (Марокко, БСК, Египет и др.).

Важную роль в кредитовании афр. стран играют междунар. финансовые организации МБРР, МАР, МВФ и др. Общая сумма займов, предложенных МБРР и МАР странам А., составила к сер. 1982 21,3 млрд. долл. (2,5 млрд. долл. в 1970), в т. ч. кредиты МАР за эти годы возросли с 0,55 млрд. долл, до 7,7 млрд. долл. МВФ предоставлял странам А. в 1980—83 кредитов на сумму в среднем св. 1,5 млрд. долл. в год (0,5 млрд. долл. в 197В—79). Из европ. фондов (ЕФР и ЕИБ) во 2-й пол. 70-х гг. поступало ок. 1 млрд. долл. в год, из стран ОПЕК — 1,4—2,8 млрд. долл. (до 80% — в араб, гос-ва А.). Рост уд. веса гос. и частных кредитов и займов в экспорте иностр. капитала в 70-е гг. обусловлен как сокращением части капиталовложений в связи с национализацией собственности кр. монополий в ряде стран А., так и низким уровнем их хоз. развития, создающим определённые препятствия для вложений частного предпринимательского капитала.

В 70-е гг. в А, в особенно широких масштабах поступает частный ссудный капитал, в первую очередь банковский, Инвестиции капиталистич. банков в А. возросли за 1967—80 в 112 раз (см. табл. 4). Дорогостоящие займы междунар. бан-ков, частные экспортные кредиты к нач. 1980-х гг становятся одним из существенных компонентов гос. задолженности стран А. Снижение уд. веса прямых частных капиталов; в совокупном экспорте капитала в А. не означает ослабления контроля кр. монополистич. капитала над экономикой афр. стран. Прежние колон, компании уступают место более мощным монополистич. объединениям — ТНК. Позиции ТНК в сфере предпринимательской деятельности в А. в 80-х гг. расширились в результате создания многими афр. странами смешанных гос.-частных компаний и предоставления иностр. частному капиталу ряда гарантий и льгот. В Нигерии, Заире и Гане ТНК владеют соответственно 70%, 60% и 50% акц. капитала пр-тий обрабат. пром-сти (в отд. отраслях — 90-~97%). В БСК доля иностр. капитала в пром. секторе — 70%.

ТНК занимают важные позиции как в базовых отраслях экономики, так и в таких сферах, как страхование и туризм. Страховые компании в Габоне, Кении, Либерии, Малави, Зимбабве, Сенегале, Чаде на 80 — 100% контролируются иностр. капиталом, в Камеруне, на Маврикии, в Тунисе — на 60—80%, в Нигерии, Уганде, Сьерра-Леоне — на 20—40%, ТНК контролируют ок. 20% всех отелей в А.

Под контролем монополистич. капитала находится значит. часть внутр. и внеш. торговли А. В странах Тропич. А., входящих в зону франка, важную роль в этой сфере сохраняет «большая тройка» — франц. монополия «КФАО», франко-швейцарская компания «СКОА» и англо-голл. концерн «Юнилевер». Они являются осн. покупателями кофе, какао-бобов и др. тропич. продуктов. Импорт и продажа нефтепродуктов на внутр. рынке мн. афр. стран находятся под контролем амер. и зап.-европ. нефтяных монополий.

Сумма прямых иностр. инвестиций в экономику стран А., произведённых преим. ТНК, достигла к 1981 15,5 млрд. долл. На А. приходится примерно 20% всех филиалов ТНК, действующих в развивающихся странах. Ведущие позиции в экспорте капитала в А. удерживают Великобритания и Франция. Б. ч. прямых вложений англ. частного капитала сосредоточена в Нигерии, Зимбабве, Кении и Гане (62—63% англ. инвестиций). Активно действует англо-голл. нефт. кон-церн «Шелл Бритиш петролеум», Кр. активы принадлежат англ. монополиям в горнодоб. пром-сти (добыча бокситов в Гане, фосфатов в Марокко и Тунисе и др.). Широко пред-ставлен англ. капитал в обрабат. пром-сти: компания «Юнайтед Африка» контролирует ок. 70 пр-тий в Нигерии и Гане (произ-во текст, изделий, цемента, пиломатериалов, резинотехнич. изделий, продуктов питания); многоотраслевая компания «Лонро» имеет пр-тия в 20 афр. странах; разветвлённая сеть филиалов у брит, монополий «Бритиш Лей- ленд» (сборка автомобилей), «Гиннес» (произ-во пива и др. напитков), «Тейт энд Лайл» (сахар), «Данлоп» (автомоб. шины).

Прямые инвестиции Франции (без учёта реинвестиций прибыли франц. компаний) превышают 3 млрд. долл. (1980). На А. приходится ок. 70% всех видов «помощи» Франции развивающимся странам. Франц. монополистич. капитал сохранил сильное экономич. влияние в Тропич. А. Доля франц. частных прямых инвестиций в общей сумме иностр. капиталовложений (1980, %): в Нигере 95,7, ЦАР 91,8, Сене-гале 87,4, БСК 80. Франц. корпорации владеют цем., текст., муком., сах., пивоваренными пр-тиями в Габоне, Сенегале, БСК, Камеруне и др. странах зоны франка; участвуют в меж-дунар. консорциумах в области добычи пол. ископаемых в А. (нефть, уран и др.).

В 60-х — 1-й пол. 70-х гг. инвестиции США в Алжире, Ливии, Нигерии значительно сократились в связи с национализацией имущества амер. нефт. компаний. С кон. 70-х гг. амер. частные прямые капиталовложения стали возрастать, и в 1982 США вышли на 1-е место по объёму прямых инве-стиций в афр. гос-вах — 7,5 млрд. долл. (в т. ч. в ЮАР — 2,5 млрд. долл.). Значит, часть этих инвестиций концентрируется в Нигерии, Либерии, Гвинее, Габоне и Ливии. Усилилось влияние США в Египте, в результате чего возрос приток амер. частного капитала в экономику этой страны (1,3 млрд. долл. в 1982)

Прямые частные инвестиции ФРГ в развивающиеся страны А. за 1966—82 выросли с 0,1 до 1,3 млрд. долл., Японии с 0,02 по 2,5 млрд. долл. Предпринимательские инвестиции ФРГ направляются гл. обр. в обрабат. пром-сть; Японии — в нефт. и горнодобывающую.

Одна из особенностей экспорта иностр. государственно- монополистич. капитала в А. — широкое использование многонац, консорциумов для реализации кр, проектов в гор- нодоб. пром-сти. Так, в Габоне действует междунар. консор-циум по добыче марганца «КОМИЛОГ», в к-ром принимают участие амер. корпорация «Юнайтед стейтс стил» (44,1% капитала), франц. геологич, служба БРЖМ (19,8%), франц. компании «Компани-де Мокта» (17%) и «Сосьете оксильер дю мангамиз-де Франсвиль» (9%), пр-во Габона (10%). Для освоения уранового м-ния в Нигере (р-н Акута) создана «Компани миньер д'Акута» ( «КОМИНАК»), с участием комис-сариата по атомной энергии Франции (34% капитала), япон-ской «Оверсис урейниум рисёрчис дивелопмент» (25%) и др. монополистич. групп.

В 70—80-х гг. типичной формой деятельности иностр. частного капитала в А. становится смешанное предпринима-тельство. В Центр, и Юж. А. ряд таких компаний был создан англ. фирмой «Танганьика консешенс», монополиями «Бритиш мотор», «Бритиш петролеум», «Лейленд мотор». В Зап. А. действуют англ. фирма «Юнайтед Африка», создавшая ряд смешанных компаний в Нигерии, французские «Пеши- не», «Гран мулен-де Пари», гос.-монополистич. объединение «Рено» и др.

В нач. 80-х гг. ок, 2:3 всех прямых иностр. инвестиций было сосредоточено в горнодоб. пром-сти. Поскольку мн. афр. гос-ва установили контроль над добычей и первичной пере-работкой сырья, ТНК пытаются обеспечить себе прочные позиции в сфере конечной переработки, транспортировки и сбыта продукции, используя своё монопольное положение потребителей сырья на мировом рынке, кадровые, финанс. и технологич, затруднения афр. гос-в. Так, в 80-е гг. прибыли нефтяных ТНК оказались значительно выше, чем во времена их полного контроля над добычей нефти в А. Только система договоров о предоставлении афр. странам услуг обеспечивает ТНК прибыли, соизмеримые с теми, к-рые доставались им прежде от первичной добычи нефти. Многие нац. сырьевые компании в А. сохраняют связи с ТНК, заключая с ними соглашения об управлении, договоры о помощи в области технич. и торг. политики.

В 70-е гг. возросли инвестиции ТНК в обрабат. пром-сть А. Прямые капиталовложения США в эту отрасль (ок. 0,5 млрд. долл.) в 1982 увеличились почти в 5 раз по сравнению с 1970, а их доля в совокупных инвестициях (9,2%) — вдвое. Иностр. частный капитал направляется гл. обр, в отрасли, производящие продукцию потребительского назначения и использующие несложную технологию и низкоквалифицированную рабочую силу (пищевкус., кож.-обув., текст, отрасли, бытовую химию, сборку автомобилей и т. п.).

Растущая экспансия иностр. капитала в страны А. увели-чивает отток финанс. ресурсов, лишая африканские гос-ва существенной части создаваемого нац. дохода. По данным ЮНКТАД, в 1975—81 отток капитала в виде прибылей на прямые инвестиции из Нигерии составил 4,6 млрд. долп. (приток инвестиций — 2,1 млрд. долл.). Растущий отток доходов на иностр. капиталовложения усугубляет проблемы внеш. задолженности стран А., отрицательно отражается на их платёжных балансах.

Привлекая иностр. капитал в интересах экономич. развития, афр. страны стремятся ограничить его деятельность определ. финанс., отраслевыми, терр, и политич. рамками. В кон. 1960—70-х гг. мн. страны провели ряд мер по ограничению деятельности монополий — от принятия законов, регулирующих их операции, до частичной и полной национализации собственности (см. раздел «Государственный сек-тор»). Вместе с тем в нек-рых странах А, (БСК, Габон, Каме-рун, Кения. Либерия, Сенегал, Тунис, Египет) благоприятный инвестиц климат обеспечивает значит, приток новых иностр. капиталов. Мн. страны А, активно участвуют в разработке в рамках ООН «Кодекса поведения» ТНК, направ-ленного на междунар, регламентацию деятельности монополистич. капитала.