Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К /Транспорт и связь Африки

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В АФРИКУ и не только :

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА НОВОЙ ГВИНЕЕ (05.07 - 20.07.2017)
Лучшее в Индонезии

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2017)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2017)
Знакомство с огромным островом

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2017)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2017)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2017)
Акулы юга Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2017)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2017)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО БАНГЛАДЕШ И НЕПАЛУ (11.02 - 27.02.2018)
Два азиатских тигра

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (06.03 - 20.06.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (31.05 - 13.06.2018)
Таинственная страна Догонов


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К Транспорт и связь Африки

Транспорт и связь Африки

Транспорт. На долю афр, стран приходится не более 6% протяжённости (приведённой) наземной трансп. сети, ок. 5% объёма грузооборота и 4% пассажирооборота всех видов внутр. транспорта несоциалистич, мира (1980).

Формирование трансп. сети А. в колон, период было подчинено задачам политики метрополий, обеспечению их воен.-стратегии. интересов, продвижению в глубь континента, эксплуатации захваченных территорий. Осн. трансп. узлами служили экономич и политико-адм. центры колоний и зависимых территорий, как правило, — морские порты, от к-рых расходились лучи рельсовых и шосс. дорог. Странами- метрополиями осуществлялась политика ограничения развития экономич. связей между отд. частями колоний, между соседними странами,

Сохранение резких региональных диспропорций в экономии развитии большинства афр. стран после достижения политич. независимости закрепляется инерционностью трансп. системы, рисунок к-рой в основном сложился в колон, период. Недостаточное развитие трансп. сети ограничивает территорию, вовлечённую в активный процесс хоз. освоения. Трансп. сеть А. состоит из неск. изолиров. сетей с разл, сочетанием видов транспорта — системы Сев.-Вост., Сев.-Зап., Вост., Экваториальной и Юж. А. По мере развития внутрирегиональных интеграц. процессов постепенно объединяются трансп. сети зап.-афр. стран. Наиб, протяжённо-стью и густотой трансп, путей обладают страны Магриба и ЮАР. Вне сферы действия совр, видов транспорта остаются обширные терр. пустынь и тропич. лесов. Доля А. в суммар-ном грузообороте развивающихся стран мира составляет (1980, %): ж.-д. транспорта 15, автомобильного 17, внутр. водного 25, трубопроводного 26, воздушного 6. Для афр. стран характерна низкая трансп. подвижность населения, в среднем 0,7 тыс. пасс.-км на 1 жит. в год (1980).

Железнодорожный транспорт. Сеть жел, дорог А. (82,4 тыс. км, 6,6% протяжённости ж.-д. сети мира в 1981) в основном сформировалась до 2-й мировой войны. Ок. 3/7 ж.-д. путей было построено в 1910—30-е гг., их протяжённость стала расти после завоевания большинством стран А. политич. независимости. .

Для А, характерны большие региональные различия в гус-тоте ж.-д. сети, преобладание отд. магистралей, слабо связанных между собой и опирающихся» на мор. порты (т. н. анклавный тип размещения), а также однопутных ж.-д. линий с разл. шириной колеи, Жел. дороги представлены 9 типами колеи, разную ширину колеи в ряде случаев имеют ж.-д. линии в пределах одной страны (напр., ж.-д. сеть Заира состоит из 5 изолиров. систем и отд. линий и представлена 4 типами колеи). Наиб, развитие сеть жел. дорог получила на Ю. (ок. 40% общей протяжённости в 1981 приходилось на ЮАР, Анголу, Мозамбик, Зимбабве и Замбию) и С.-З. (ок. 7% — Алжир, Марокко); ряд афр. стран вообще не имеет жел. дорог. В 1960—70-е гг. вошли в строй жел. дороги в нек-рых странах Зап. А., Судане и др, Построена (1978) жел. дорога Дар-эс-Салам (Танзания) — Капири-Мпоши (Замбия) протяжённостью 1860 км. Строятся Трансгабонская и Транскамерунская ж. д. Большая программа стр-ва новых и реконструкции существующих ж.-д. линий осуществляется (1983) в Алжире и Марокко.

Несмотря на абсолютный рост ж.-д. грузовых перевозок, их доля в грузообороте всех видов транспорта неуклонно снижается. Жел. дороги сохраняют своё значение в качестве осн, вида массовых междугородных пассажирских сообщений. Эффективность перевозок снижается из-за отсталости путевого х-ва и подвижного состава. Переход на новые виды тяги происходил на афр. жел. дорогах медленно, однако к нач. 80-х гг. более 80% объёма перевозок осуществлялось преим. на тепловозной и в значительно меньшей степени на электрической тяге (ЮАР, Заир. Алжир). Из общего парка магистральных локомотивов — 8,3 тыс, ед. (1980) на тепловозы приходится 3,8 тыс. ед., электровозы 2.0 тыс. ед., паровозы 2,5 тыс. ед. Маневровый локомотивный парк состоит из 661 тепловоза и 219 паровозов. Грузовых вагонов насчитывается 300 тыс. ед., пассажирских 13.3 тыс. Низка обеспеченность жел. дорог подвижным составом, к-рый отличается большим разнообразием типов по мощности, грузоподъёмности и др. технич. параметрам.

Созданный в 1972 Союз афр. жел. дорог, объединяющий 29 стран (штаб-квартира в Киншасе), разработал генеральный план развития ж.-д. транспорта, предусматривающий реконструкцию и стр-во ок. 40 жел. дорог общей протяжённостью 27 тыс. км; проводятся работы по повышению пропускной способности ж.-д. линий. Локомотивные парки пополняются тепловозами мощностью 2500—3500 л. с.

Автомобильный транспорт развивается высокими темпами, й ряде стран вытесняя ж -д. транспорт даже в пере-возках на дальние расстояния. Общая протяжённость сети дорог, пригодных для автомоб. движения, достигает н А. 1,6 млн, км, или 7,2% мировой сети (1980); дороги с покрытиями всех типов составляют 615 тыс. км — 4% сети этих дорог в мире. Дорог с усовершенствованным покрытием менее 300 тыс. км, т. е. Vs общей сети автомоб, дорог в А, Большинство этих дорог имеет низкое качество дорожного покрытия, узкую проезжую часть, недостаточное кол-во мостовых переходов через водотоки. Лишь в немногих странах сформировалась сеть общегос, автомагистралей (Марокко, ЮАР). Преобладают грунтовые дороги, значит, часть к-рых в период дождей становится непроезжей. Дорожная сеть размещена крайне неравномерно. Ок. 1/л протяжённости всех автомоб. дорог и 2/6 дорог, имеющих покрытие, приходится на ЮАР (1980) при ср. густоте сети 270 км на 1000 км? терр. страны (соответственно для стран Зап. А. 42, Центр. А 43, Вост. А. 54). Относительно высокая густота автодорожной сети в нек-рых странах Сев. А.: в Марокко 128 км на 1000 кмг территории, Тунисе 140 км. Идеи развития сотрудничества между афр. странами материализуются в проектах междунар. автомагистралей, Кр. автодорожное стр-во было развёрнуто в 1960—70-х гг. (Великая Северная дорога Дар-эс-Салам — Замбия, дороги Найроби — Аруша, Хартум — Порт-Судан и др.). Ведётся стр-во (1983) междунар. автомагистралей: широтной Трансафриканской от Момбасы до Лагоса (протяжённостью 6,5 тыс. км), Транссахарской от Алжира до Агадеса в Нигере и до Гао в Мали (2,9 тыс. км), Транссахельской (Нджамена — Дакар), Прибрежной (Дакар — Лагос), Вост.-африканской (Каир — Габороне, 11 тыс. км), Средиземноморской прибрежной (Каир — Нуакшот), центральной Транссахарской (Триполи — Нджамена) и др.

Автомоб, парк растёт высокими темпами (млн. автомоби-лей): в 1966 — 3,7, в 1976 — 7,7, в 1980 — 8,4 (в т. ч. грузовых 2.1 млн, — ок. 4% грузового автопарка мира, легковых 6.2 млн. — 2%, автобусов ок. 150 тыс.). Во мн. странах грузо-вые автомобили составляют св. 50% всего парка. Наиб, число — 40% легковых, 46% грузовых автомобилей и автобусов А. — приходится на ЮАР (118 автомобилей на 1 тыс. жит.). В др. странах насыщенность автомобилями значительно ниже (от 3,8 на 1 тыс, жит. в Заире до 38 в Алжире). Автомоб. парк состоит в основном из импортных машин, относительно высока доля устаревших и изношенных автомобилен. В грузовом автопарке значительно число машин повышенной грузоподъемности.

Грузооборот автомоб. транспорта за 1960—70-е гг. вырос в 4 раза, но по абс. размерам невелик: ок. 3% мирового грузооборота. Наиб, объём грузоперевозок — в ЮАР, а также странах Сев. А. и Нигерии. Автомоб. перевозки осуществляются пром., торг. и коммерч. частными фирмами; массовые перевозки на большие расстояния — кр, автотрансп. компаниями, как правило, с гос. участием: «Кенатка» (Кения), «Зам—Тан» — совместное автотранспортное пр-тие Замбии и Танзании «Контракт—Хоуле» (Замбия), Судано-Кувейт- ская компания и др. В нек-рых странах кр. автотрансп. компании национализированы, Пассажирооборот легковых автомобилей превосходит автобусный. Автомоб. и автобусное движение сосредоточено в городах и пригородах — ок. ⅔ пассажирооборота. Парк легковых автомобилей сконцен-рирован в столицах и др, кр. экономич. центрах (напр., в Най-роби сосредоточено 60% всех легковых автомобилей Кении). Автобусный парк в основном рассредоточен по ср. и мелким городам. Наиболее значителен пассажирооборот в ЮАР, Алжире, Марокко, Египте, Нигерии, Гане, Кении, Зимбабве.

Трубопроводный транспорт стал развиваться в 1950-е гг., с началом освоения богатых нефт. м-ний Сев. и затем Зап. А. Осн. трубопроводы представляют собой мощные высокопроизводительные трансп. магистрали относительно большой протяжённости с применением средств автоматизации и дистанц. управления перекачивающими станциями. По ср. диаметру труб сеть трубопроводов стоит на одном из первых мест в мире (540 мм при ср. показателе по миру 390 мм). Общая протяжённость сети нефт. трубопро-водов в 1975—81 возросла с 16,4 до 21,5 тыс. км (соответ-ственно с 4,7 до 5,9% протяжённости сети несоциалистич. мира), в т. ч. нефтепроводов с 12,9 до 16,4 тыс. км (с 6,7 до 7,6%), продуктопроводов с 3,45 до 5,13 тыс. км (с 2,2 до 2,8%). В 60—70-х гг. осн. фонды нефт. трубопроводного транспорта выросли со 150 до 625 млн. долл. (с 4 до 11% несоциалистич. мира). Концентрация добычи на кр. м-ниях обусловила незначит. развитие сети промысловых (соби-рающих) нефтепроводов (менее 10% протяжённости всей сети). Высока доля нефтепроводов ср. и большого диаметра — 508 мм и более (напр., в Алжире 75%, Ливии 93%, Нигерии 54% а 1960). В 60-х гг. началось стр-во нефт. трубо-проводов для перекачки нефти и нефтепродуктов от мор. побережья к кр. экономич. центрам в глубине материка (напр., трубопроводы Дар-эс-Салам — Ндола, Момбаса — Найроби, Дурбан — Йоханнесбург, Вейра — Мутаре, Порт- Судан — Хартум и др.). Построен (1979) двухниточный нефтепровод Суэц — Александрия. По этому нефтепроводу при его полной загрузке перекачивается ок. 80 млн. т нефти в год. В 70-е гг. продуктопроводы построены и в нек-рых нефтедобывающих странах (Алжир, Ливия, Нигерия). Добыча нефти в шельфовой зоне Зап. А. у побережья Нигерии, Габона, Камеруна вызвала необходимость сооружения ряда подводных нефтепроводов. Подводные трубопроводы используются также в странах Сев. А. для погрузки нефти на крупнотоннажные танкеры.

Стр-во газопроводов связано с освоением м-ний природного газа и организацией его сжижения и экспорта из Ал-жира, Ливии, Нигерии и Габона. Общая протяжённость газо-проводов 8 тыс. км (1981), ок. 1/г приходится на Алжир. За-вершено (1983) сооружение уникального газопровода Ал-жир—Тунис—Италия (Хасси-Рмель—Сев. Италия) с двумя подводными участками, пересекающими Тунисский (160 км) и Мессинский (15 км) проливы; общая протяжённость газо-провода 2,5 тыс. км, годовая пропускная способность 12 млрд. м³ (1983). В стадии подготовки (1984) находится проект др. межконтинентального газопровода: Нигерия — Алжир (Уэд-Мелл) — Испания (Альмерия) пропускной спо-собностью до 50 млрд. м³ в год,

Внутренний водный транспорт — один из наиб, тради-ционных видов транспорта в А. Общая протяжённость судо-ходных реч. путей ок. 40 тыс. км, из к-рых для регулярного судох-ва используется всего 20 тыс. км — это прежде всего р. Конго с притоками, р. Нил с судоходным маршрутом на оз. Виктория и Мобуту-Сесе-Секо, pp. Нигер, Замбези и Сенегал. В незначит. степени используется трансп. потенциал озёр Вост. Африки. Реч. судами ежегодно перевозится ок. 25 млн. т грузов, в т.н. в Египте ок. 10 млн. т. В составе флота велика доля устаревших судов небольшой грузоподъёмности и несамоходных барж Пополнение и обновление флота осуществляется в основном за счёт судов, построенных на небольших местных верфях.

Морской транспорт. Подавляющее большинство внешне- торг. грузов афр. стран перевозится мор транспортом. Все мор, перевозки по суммарному грузообороту портов развивались следующим образом (см. табл. 16).

По объёму грузооборота портов выделяются страны — поставщики минер, сырья и топлива на мировой рынок (млн т, 1982): Нигерия (74), Ливия (66), Алжир (58), Марокко (31) Либерия (20), а также страны с более разнообразным соста-вом грузооборота— ЮАР (96), Египет (26). Доля торг. флота А. в мировом тоннаже составляет ок. 1,3%, в т.н. под флагом Алжира 1,4 млн. бр.-рег. т (143 судна), Ливии соответ-ственно 0,9 (104), ЮАР 0,77 (295), Египта 0,66 (351), Нигерии 0,46 (169), Марокко 0,4 (218), Ганы 0,26 {130) Основу нац. флотов составляют малотоннажные суда устаревших типов. У нефтеэкспортирующих стран — Нигерии, Ливии, Алжира растёт тоннаж совр, нефтеналивных судов, В 70-е гг. увеличивался разрыв между объёмом мор. перевозок афр. стран и тоннажем нац. флотов, развитию к-рых препятствует дискриминац. политика мор. держав Запада и растущая конкуренция флагов «удобств» (60% мирового тоннажа «удоб ных» флагов приходится на флаг Либерии — 68 млн. бр.-рег. т в 1983, фактически '/3 тоннажа этого флота принадлежит судовладельцам США, V5 Греции и т.д.). В нач. 80-х гг, на долю нац. флотов приходилось от 5 до 10% всех грузов, перерабатываемых в портах афр. стран. Из общего числа мор. портов А. (св. 100) более 50 имеют грузооборот св. 2 млн, т в год (1980), в т. ч. 21 порт более 10 млн. т. Наиб, концентрация мор. портов — в Зап. А, (47) и на Средиземно-морском побережье (25). Крупнейшие по грузообороту порты специализируются на отправке нефти — Бонни (Нигерия), Эс-Сидер и Марса-эль-Бурейка (Ливия), Арзев (Алжир): угля — Ричардс-Бей (ЮАР); пр. минер, сырья и с.-х. продукции — Дурбан (ЮАР), Монровия (Либерия), Касабланка (Марокко), Александрия (Египет) и др. В ряде портов в странах зависящих от импорта топлива, ввоз превышает вывоз (Момбаса в Кении, Дар-эс-Салам в Танзании и др.) Оборот контейнеров в портах в 70-е гг. увеличился в 20 раз и в нач 80-х гг. составлял ок. 1 млн. ед. в год. 15 портов оборудованы специализиров. контейнерными терминалами и причалами, крупнейшие среди них — Лагос, Дурбан, Абиджан Монровия, Триполи. Особую роль в мировом судох-ве играет Суэцкий канал.

Воздушный транспорт. Общая протяжённость внутр. и междунар. авиалиний ок. 450 тыс км (1981). В междунар. сообщениях преобладают межконтинентальные перевозки, Воз д. связи отд. афр, стран с Зап. Европой и нек-рыми стра-нами Азии получили большее развитие, чем маршруты между афр.' аэропортами. Ср.-год. темпы прироста между-нар. возд. перевозок в 1970-е гг превысили 14% (в среднем по миру 12%). Велика роль возд. транспорта в общем пасса- жирообороте, напр, в Замбии 15%, в 2—3 раза выше, чем в промышленно развитых странах мира. В нач. 80-х гг. на афр. страны приходилось ок. 5% мировых пассажирских и ок. 3% грузовых авиаперевозок. Среди афр. авиатрансп. предприятий б. ч. перевозок осуществляется компаниями (млрд. пасс.-км, 1983): ЮАР (8,6), Египта (3,6), Марокко (1,7), Алжира (1,8), Нигерии (2,4), Туниса (1,6). Каждая страна имеет хотя бы один относительно кр. аэропорт. Из 136 междунар. аэропортов только ¼ имеет взлётно-посадочные полосы длиной св. 3000 м. Из 100 крупнейших аэропортов мира в А. находится 9 (в скобках соответственно пассажиро- оборот, млн. чел., и грузооборот, включая почту, тыс. т, в 1980): Каир (5,5 и 47), Йоханнесбург (3,9 и 119), Алжир (2,9 и 32), Тунис (1,9 и 15), Дурбан (1,3 и 13), Триполи (1,1 и 24), Касабланка (0,9 и 17), Найроби (0Г9 и 22), Оран (0,8 и 10). Для развития туризма важную роль играют посадочные площадки в заповедниках, нац. парках и др. рекреационных зонах. Наиб, интенсивные межконтинентальные связи с Великобританией, Францией, ФРГ, а также с Японией, Инди-ей, странами Ближнего и Ср. Востока. Ряд западноафр. аэропортов (Касабланка, Рабат, Дакар) являются транзит-ными пунктами для авиалиний, связывающих Зап. Европу со странами Сев., Центр, и Юж. Америки. В большинстве афр, стран действуют нац, авиакомпании, как правило, имеющие монопольное право на обслуживание внутр. линий, но также осуществляющие междунар. сообщение. Самолётный парк А. — один из самых устаревших в мире. Большинство нац, авиакомпаний оснащаются самолётами гл. обр. амер, произ-ва. В развитии возд. транспорта большую помощь афр. стра-нам оказывают СССР и др. социалистич. страны. Ряд нац. авиакомпаний оснащён самолётами советского произ-ва, в СССР ведётся подготовка лётного состава; во многие страны А, Аэрофлот открыл регулярные линии. С целью координации деятельности нац. авиакомпаний афр. стран в 1969 была организована Ассоциация африканских авиали-ний со штаб-квартирой в Дакаре, к-рая объединяет 39 стран.

Связь. Ежегодные капиталовложения развивающихся стран А. в эту отрасль инфраструктуры невелики (в нач. 1980-х гг. в среднем 0,2—0.3% ВВП). Совр, средства связи в основном сконцентрированы в гл. городских центрах (1980): в Судане из 62 тыс. телефонных аппаратов 40 тыс. установлено в Хартуме, в Сенегале из 42 — 33 тыс. в Дакаре, в Марокко из 210 — 54 тыс. в Касабланке и 35 тыс, — в Рабате, в Нигерии из 128 — 45 тыс. в Лагосе и 10 тыс. — в Ибадане и т. д. В нач. 1980-х гг. в А. имелось 26 систем микроволновой связи (общей протяжённостью 20 тыс. км), 8 — радиорелейной связи (4 тыс. км), 3 многоканальных подводных кабеля (5 тыс. км) и 4 наземных кабеля (3,2 тыс. км),

Почтовая связь — самый распространённый вид связи в А. В 1980 общее число почтовых отправлений дости-гло 5 млрд. ед., или ок. 5—6% общего объёма мировых почтовых операций. Сравнительно высока доля междунар. почтовой корреспонденции (св. 21%), ок. половины её направляется за пределы континента, в первую очередь в развитые капиталистич. страны (гл. обр. в страны — быв, метрополии, кроме того — в США, ФРГ, Японию и др.), а также в Индию и нек-рые араб, гос-ва Ближнего Востока. Осн. часть почтовых операций приходится на ЮАР (32% всех отправлений, 10% всех междунар. отправлений), Нигерию (25%), Египет (6.0%), Алжир (5,3%), Марокко (3,3%), Кению (2,8%), Зимбабве (2,5%). В ряде стран объём междунар. корреспонденции значительно превосходит количество внутр. почтовых отправлений (в Джибути в 11 раз, Того в 5 раз, Бенине, Либерии и Эфиопии в 3 раза, Мавритании в 2 раза, Габоне и Лесото в 1,5 раза). Почти повсеместно наиб, острой является проблема обеспечения регулярной почтовой связью обширных территорий в сел. местности. В целом густота сети почтовых отделений сильно колеблется по странам региона. Напр., в нач. 80-х гг. в Египте 1 почтовое отделение приходилось на 10 тыс. жит., в Тунисе — на 16 тыс., Уганде — на 35 тыс., Нигерии — на 46 тыс., Гане — на 49 тыс., Камеруне — на 60 тыс, Эфиопии — на 100 тыс.

Телефонная связь. В 30 странах введена система междугородной автоматической связи, однако по уровню телефонизации А. находится на последнем месте среди всех регионов мира. В 1980 из общего числа телефонных аппар-тов в странах земного шара (448 млн. шт.) на А. приходилось немногим более 1% (4,77 мли. шт.). Ср. показатели телефонной плотности (число аппаратов на 100 жит.) в А. был равен 1,1, По абс. числу телефонных аппаратов выделяются ЮАР (2320 тыс.; телефонная плотность 9,9), Египет (503 тыс.; 1,2), Алжир (346 тыс.; 1,9), Марокко (216 тыс.; 1,1), Зимбабве (197 тыс.; 2,9), Тунис (158 тыс.; 2,7), Кения (156 тыс.; 1,0). Междунар. телефонная связь непосредственно между афр. гос-вами развита слабо. Во мн. случаях соединение осуществляется через зап.-европ. системы телефонной связи.

Телеграфная связь. Общее число отправленных телеграмм в 1980 достигло 41 млн., из них 17% приходится на междунар. сообщения. Ведущими странами по объёму телеграфной связи являются Замбия — 36% общего числа отправленных телеграмм (более V. телеграмм приходится на междунар. связь), ЮАР (29%; 9% всех междунар. телеграмм), Алжир (6,1%), Нигерия (4,1%), Гана и Судан (по 3, 5%), Наиб, высока доля междунар. телеграмм в Тунисе и Буркина-Фасо — по 43%, в Уганде — 37%, в Марокко, Кении, Того и Заире — по 25—28%. В 36 странах функционирует автоматическая телексная связь.

Геогр. положение Афр. континента создаёт предпосылки для сооружения здесь наземных станций спутниковой (космич.) связи, в первую очередь обеспечивающих космич. «мосты» связи между Европой и Азией. Такие станции (50 в 1980) сооружены в Кении (Маргерет), Либерии, Уганде (Аруа), Камеруне (Дуала) и др, странах. с. Б. шлихтер.