Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К /Транспорт и связь Африки

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Записки каннибала


Как выбрать бандаж послеоперационный beautiful-line.ru.

СРОЧНО!!! ЖЕЛАЮЩИЕ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПУТЕШЕСТВИЯХ, А ТАК-ЖЕ ТЕ, КТО ОТПРАВЛЯЛ ПРЕДОПЛАТУ, СВЯЖИТЕСЬ ПО УКАЗАННЫМ КОНТАКТАМ!!!

Так-же прошу обратить внимание на то, что сайт и вся информация обновляется. В том числе цены на туры будут немного изменены по мере поступления информации в связи с ситуацией с вирусом. Проверяйте актуальность статей и появления новой информации. В общем почаще заглядывайте что-бы не упустить ничего.

САЙТ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ МОЕГО БЛИЗКОГО ДРУГА, И ПРОСТО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА РОМАНА КАШИГИНА, КОТОРЫЙ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ КАМПАЛЫ 2 НОЯБРЯ 2020 г. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!

БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ! (с 28.12.2020 - 09.01.2021)
Вся Уганда за 12 дней. Поторопитесь, времени остается совсем мало.

СЕВЕРНЫЙ СУДАН (03.01. - 11.01.21)
Путешествие по древней Нубии.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (17.01 - 27.01.2021)
Таинственная земля Догонов.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2021)
Африка в миниатюре.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 01.04 - 13.04.2021)
В краю вулканов и горных горилл.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские (28.04.-15.05.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (29.07.-05.08.2021)
Великая миграция.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (15.08 - 30.08.2021)
Большое путешествие по большому острову.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (13.09.-25.09.2021)
Большое путешествие по странам ЮЖНОЙ АФРИКИ.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулканы.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ и ДР КОНГО за 12 дней (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулкан Ньирагонго.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ И ДЖИБУТИ (02.01 - 15.01.2022)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо + плавание с китовыми акулами
ТУР ПЕРЕНОСИТСЯ НА ГОД В СВЯЗИ С НАЧАВШИМИСЯ БОЕВЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ В СТРАНЕ.


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии.

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР).

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К Транспорт и связь Африки

Транспорт и связь Африки

Транспорт. На долю афр, стран приходится не более 6% протяжённости (приведённой) наземной трансп. сети, ок. 5% объёма грузооборота и 4% пассажирооборота всех видов внутр. транспорта несоциалистич, мира (1980).

Формирование трансп. сети А. в колон, период было подчинено задачам политики метрополий, обеспечению их воен.-стратегии. интересов, продвижению в глубь континента, эксплуатации захваченных территорий. Осн. трансп. узлами служили экономич и политико-адм. центры колоний и зависимых территорий, как правило, — морские порты, от к-рых расходились лучи рельсовых и шосс. дорог. Странами- метрополиями осуществлялась политика ограничения развития экономич. связей между отд. частями колоний, между соседними странами,

Сохранение резких региональных диспропорций в экономии развитии большинства афр. стран после достижения политич. независимости закрепляется инерционностью трансп. системы, рисунок к-рой в основном сложился в колон, период. Недостаточное развитие трансп. сети ограничивает территорию, вовлечённую в активный процесс хоз. освоения. Трансп. сеть А. состоит из неск. изолиров. сетей с разл, сочетанием видов транспорта — системы Сев.-Вост., Сев.-Зап., Вост., Экваториальной и Юж. А. По мере развития внутрирегиональных интеграц. процессов постепенно объединяются трансп. сети зап.-афр. стран. Наиб, протяжённо-стью и густотой трансп, путей обладают страны Магриба и ЮАР. Вне сферы действия совр, видов транспорта остаются обширные терр. пустынь и тропич. лесов. Доля А. в суммар-ном грузообороте развивающихся стран мира составляет (1980, %): ж.-д. транспорта 15, автомобильного 17, внутр. водного 25, трубопроводного 26, воздушного 6. Для афр. стран характерна низкая трансп. подвижность населения, в среднем 0,7 тыс. пасс.-км на 1 жит. в год (1980).

Железнодорожный транспорт. Сеть жел, дорог А. (82,4 тыс. км, 6,6% протяжённости ж.-д. сети мира в 1981) в основном сформировалась до 2-й мировой войны. Ок. 3/7 ж.-д. путей было построено в 1910—30-е гг., их протяжённость стала расти после завоевания большинством стран А. политич. независимости. .

Для А, характерны большие региональные различия в гус-тоте ж.-д. сети, преобладание отд. магистралей, слабо связанных между собой и опирающихся» на мор. порты (т. н. анклавный тип размещения), а также однопутных ж.-д. линий с разл. шириной колеи, Жел. дороги представлены 9 типами колеи, разную ширину колеи в ряде случаев имеют ж.-д. линии в пределах одной страны (напр., ж.-д. сеть Заира состоит из 5 изолиров. систем и отд. линий и представлена 4 типами колеи). Наиб, развитие сеть жел. дорог получила на Ю. (ок. 40% общей протяжённости в 1981 приходилось на ЮАР, Анголу, Мозамбик, Зимбабве и Замбию) и С.-З. (ок. 7% — Алжир, Марокко); ряд афр. стран вообще не имеет жел. дорог. В 1960—70-е гг. вошли в строй жел. дороги в нек-рых странах Зап. А., Судане и др, Построена (1978) жел. дорога Дар-эс-Салам (Танзания) — Капири-Мпоши (Замбия) протяжённостью 1860 км. Строятся Трансгабонская и Транскамерунская ж. д. Большая программа стр-ва новых и реконструкции существующих ж.-д. линий осуществляется (1983) в Алжире и Марокко.

Несмотря на абсолютный рост ж.-д. грузовых перевозок, их доля в грузообороте всех видов транспорта неуклонно снижается. Жел. дороги сохраняют своё значение в качестве осн, вида массовых междугородных пассажирских сообщений. Эффективность перевозок снижается из-за отсталости путевого х-ва и подвижного состава. Переход на новые виды тяги происходил на афр. жел. дорогах медленно, однако к нач. 80-х гг. более 80% объёма перевозок осуществлялось преим. на тепловозной и в значительно меньшей степени на электрической тяге (ЮАР, Заир. Алжир). Из общего парка магистральных локомотивов — 8,3 тыс, ед. (1980) на тепловозы приходится 3,8 тыс. ед., электровозы 2.0 тыс. ед., паровозы 2,5 тыс. ед. Маневровый локомотивный парк состоит из 661 тепловоза и 219 паровозов. Грузовых вагонов насчитывается 300 тыс. ед., пассажирских 13.3 тыс. Низка обеспеченность жел. дорог подвижным составом, к-рый отличается большим разнообразием типов по мощности, грузоподъёмности и др. технич. параметрам.

Созданный в 1972 Союз афр. жел. дорог, объединяющий 29 стран (штаб-квартира в Киншасе), разработал генеральный план развития ж.-д. транспорта, предусматривающий реконструкцию и стр-во ок. 40 жел. дорог общей протяжённостью 27 тыс. км; проводятся работы по повышению пропускной способности ж.-д. линий. Локомотивные парки пополняются тепловозами мощностью 2500—3500 л. с.

Автомобильный транспорт развивается высокими темпами, й ряде стран вытесняя ж -д. транспорт даже в пере-возках на дальние расстояния. Общая протяжённость сети дорог, пригодных для автомоб. движения, достигает н А. 1,6 млн, км, или 7,2% мировой сети (1980); дороги с покрытиями всех типов составляют 615 тыс. км — 4% сети этих дорог в мире. Дорог с усовершенствованным покрытием менее 300 тыс. км, т. е. Vs общей сети автомоб, дорог в А, Большинство этих дорог имеет низкое качество дорожного покрытия, узкую проезжую часть, недостаточное кол-во мостовых переходов через водотоки. Лишь в немногих странах сформировалась сеть общегос, автомагистралей (Марокко, ЮАР). Преобладают грунтовые дороги, значит, часть к-рых в период дождей становится непроезжей. Дорожная сеть размещена крайне неравномерно. Ок. 1/л протяжённости всех автомоб. дорог и 2/6 дорог, имеющих покрытие, приходится на ЮАР (1980) при ср. густоте сети 270 км на 1000 км? терр. страны (соответственно для стран Зап. А. 42, Центр. А 43, Вост. А. 54). Относительно высокая густота автодорожной сети в нек-рых странах Сев. А.: в Марокко 128 км на 1000 кмг территории, Тунисе 140 км. Идеи развития сотрудничества между афр. странами материализуются в проектах междунар. автомагистралей, Кр. автодорожное стр-во было развёрнуто в 1960—70-х гг. (Великая Северная дорога Дар-эс-Салам — Замбия, дороги Найроби — Аруша, Хартум — Порт-Судан и др.). Ведётся стр-во (1983) междунар. автомагистралей: широтной Трансафриканской от Момбасы до Лагоса (протяжённостью 6,5 тыс. км), Транссахарской от Алжира до Агадеса в Нигере и до Гао в Мали (2,9 тыс. км), Транссахельской (Нджамена — Дакар), Прибрежной (Дакар — Лагос), Вост.-африканской (Каир — Габороне, 11 тыс. км), Средиземноморской прибрежной (Каир — Нуакшот), центральной Транссахарской (Триполи — Нджамена) и др.

Автомоб, парк растёт высокими темпами (млн. автомоби-лей): в 1966 — 3,7, в 1976 — 7,7, в 1980 — 8,4 (в т. ч. грузовых 2.1 млн, — ок. 4% грузового автопарка мира, легковых 6.2 млн. — 2%, автобусов ок. 150 тыс.). Во мн. странах грузо-вые автомобили составляют св. 50% всего парка. Наиб, число — 40% легковых, 46% грузовых автомобилей и автобусов А. — приходится на ЮАР (118 автомобилей на 1 тыс. жит.). В др. странах насыщенность автомобилями значительно ниже (от 3,8 на 1 тыс, жит. в Заире до 38 в Алжире). Автомоб. парк состоит в основном из импортных машин, относительно высока доля устаревших и изношенных автомобилен. В грузовом автопарке значительно число машин повышенной грузоподъемности.

Грузооборот автомоб. транспорта за 1960—70-е гг. вырос в 4 раза, но по абс. размерам невелик: ок. 3% мирового грузооборота. Наиб, объём грузоперевозок — в ЮАР, а также странах Сев. А. и Нигерии. Автомоб. перевозки осуществляются пром., торг. и коммерч. частными фирмами; массовые перевозки на большие расстояния — кр, автотрансп. компаниями, как правило, с гос. участием: «Кенатка» (Кения), «Зам—Тан» — совместное автотранспортное пр-тие Замбии и Танзании «Контракт—Хоуле» (Замбия), Судано-Кувейт- ская компания и др. В нек-рых странах кр. автотрансп. компании национализированы, Пассажирооборот легковых автомобилей превосходит автобусный. Автомоб. и автобусное движение сосредоточено в городах и пригородах — ок. ⅔ пассажирооборота. Парк легковых автомобилей сконцен-рирован в столицах и др, кр. экономич. центрах (напр., в Най-роби сосредоточено 60% всех легковых автомобилей Кении). Автобусный парк в основном рассредоточен по ср. и мелким городам. Наиболее значителен пассажирооборот в ЮАР, Алжире, Марокко, Египте, Нигерии, Гане, Кении, Зимбабве.

Трубопроводный транспорт стал развиваться в 1950-е гг., с началом освоения богатых нефт. м-ний Сев. и затем Зап. А. Осн. трубопроводы представляют собой мощные высокопроизводительные трансп. магистрали относительно большой протяжённости с применением средств автоматизации и дистанц. управления перекачивающими станциями. По ср. диаметру труб сеть трубопроводов стоит на одном из первых мест в мире (540 мм при ср. показателе по миру 390 мм). Общая протяжённость сети нефт. трубопро-водов в 1975—81 возросла с 16,4 до 21,5 тыс. км (соответ-ственно с 4,7 до 5,9% протяжённости сети несоциалистич. мира), в т. ч. нефтепроводов с 12,9 до 16,4 тыс. км (с 6,7 до 7,6%), продуктопроводов с 3,45 до 5,13 тыс. км (с 2,2 до 2,8%). В 60—70-х гг. осн. фонды нефт. трубопроводного транспорта выросли со 150 до 625 млн. долл. (с 4 до 11% несоциалистич. мира). Концентрация добычи на кр. м-ниях обусловила незначит. развитие сети промысловых (соби-рающих) нефтепроводов (менее 10% протяжённости всей сети). Высока доля нефтепроводов ср. и большого диаметра — 508 мм и более (напр., в Алжире 75%, Ливии 93%, Нигерии 54% а 1960). В 60-х гг. началось стр-во нефт. трубо-проводов для перекачки нефти и нефтепродуктов от мор. побережья к кр. экономич. центрам в глубине материка (напр., трубопроводы Дар-эс-Салам — Ндола, Момбаса — Найроби, Дурбан — Йоханнесбург, Вейра — Мутаре, Порт- Судан — Хартум и др.). Построен (1979) двухниточный нефтепровод Суэц — Александрия. По этому нефтепроводу при его полной загрузке перекачивается ок. 80 млн. т нефти в год. В 70-е гг. продуктопроводы построены и в нек-рых нефтедобывающих странах (Алжир, Ливия, Нигерия). Добыча нефти в шельфовой зоне Зап. А. у побережья Нигерии, Габона, Камеруна вызвала необходимость сооружения ряда подводных нефтепроводов. Подводные трубопроводы используются также в странах Сев. А. для погрузки нефти на крупнотоннажные танкеры.

Стр-во газопроводов связано с освоением м-ний природного газа и организацией его сжижения и экспорта из Ал-жира, Ливии, Нигерии и Габона. Общая протяжённость газо-проводов 8 тыс. км (1981), ок. 1/г приходится на Алжир. За-вершено (1983) сооружение уникального газопровода Ал-жир—Тунис—Италия (Хасси-Рмель—Сев. Италия) с двумя подводными участками, пересекающими Тунисский (160 км) и Мессинский (15 км) проливы; общая протяжённость газо-провода 2,5 тыс. км, годовая пропускная способность 12 млрд. м³ (1983). В стадии подготовки (1984) находится проект др. межконтинентального газопровода: Нигерия — Алжир (Уэд-Мелл) — Испания (Альмерия) пропускной спо-собностью до 50 млрд. м³ в год,

Внутренний водный транспорт — один из наиб, тради-ционных видов транспорта в А. Общая протяжённость судо-ходных реч. путей ок. 40 тыс. км, из к-рых для регулярного судох-ва используется всего 20 тыс. км — это прежде всего р. Конго с притоками, р. Нил с судоходным маршрутом на оз. Виктория и Мобуту-Сесе-Секо, pp. Нигер, Замбези и Сенегал. В незначит. степени используется трансп. потенциал озёр Вост. Африки. Реч. судами ежегодно перевозится ок. 25 млн. т грузов, в т.н. в Египте ок. 10 млн. т. В составе флота велика доля устаревших судов небольшой грузоподъёмности и несамоходных барж Пополнение и обновление флота осуществляется в основном за счёт судов, построенных на небольших местных верфях.

Морской транспорт. Подавляющее большинство внешне- торг. грузов афр. стран перевозится мор транспортом. Все мор, перевозки по суммарному грузообороту портов развивались следующим образом (см. табл. 16).

По объёму грузооборота портов выделяются страны — поставщики минер, сырья и топлива на мировой рынок (млн т, 1982): Нигерия (74), Ливия (66), Алжир (58), Марокко (31) Либерия (20), а также страны с более разнообразным соста-вом грузооборота— ЮАР (96), Египет (26). Доля торг. флота А. в мировом тоннаже составляет ок. 1,3%, в т.н. под флагом Алжира 1,4 млн. бр.-рег. т (143 судна), Ливии соответ-ственно 0,9 (104), ЮАР 0,77 (295), Египта 0,66 (351), Нигерии 0,46 (169), Марокко 0,4 (218), Ганы 0,26 {130) Основу нац. флотов составляют малотоннажные суда устаревших типов. У нефтеэкспортирующих стран — Нигерии, Ливии, Алжира растёт тоннаж совр, нефтеналивных судов, В 70-е гг. увеличивался разрыв между объёмом мор. перевозок афр. стран и тоннажем нац. флотов, развитию к-рых препятствует дискриминац. политика мор. держав Запада и растущая конкуренция флагов «удобств» (60% мирового тоннажа «удоб ных» флагов приходится на флаг Либерии — 68 млн. бр.-рег. т в 1983, фактически '/3 тоннажа этого флота принадлежит судовладельцам США, V5 Греции и т.д.). В нач. 80-х гг, на долю нац. флотов приходилось от 5 до 10% всех грузов, перерабатываемых в портах афр. стран. Из общего числа мор. портов А. (св. 100) более 50 имеют грузооборот св. 2 млн, т в год (1980), в т. ч. 21 порт более 10 млн. т. Наиб, концентрация мор. портов — в Зап. А, (47) и на Средиземно-морском побережье (25). Крупнейшие по грузообороту порты специализируются на отправке нефти — Бонни (Нигерия), Эс-Сидер и Марса-эль-Бурейка (Ливия), Арзев (Алжир): угля — Ричардс-Бей (ЮАР); пр. минер, сырья и с.-х. продукции — Дурбан (ЮАР), Монровия (Либерия), Касабланка (Марокко), Александрия (Египет) и др. В ряде портов в странах зависящих от импорта топлива, ввоз превышает вывоз (Момбаса в Кении, Дар-эс-Салам в Танзании и др.) Оборот контейнеров в портах в 70-е гг. увеличился в 20 раз и в нач 80-х гг. составлял ок. 1 млн. ед. в год. 15 портов оборудованы специализиров. контейнерными терминалами и причалами, крупнейшие среди них — Лагос, Дурбан, Абиджан Монровия, Триполи. Особую роль в мировом судох-ве играет Суэцкий канал.

Воздушный транспорт. Общая протяжённость внутр. и междунар. авиалиний ок. 450 тыс км (1981). В междунар. сообщениях преобладают межконтинентальные перевозки, Воз д. связи отд. афр, стран с Зап. Европой и нек-рыми стра-нами Азии получили большее развитие, чем маршруты между афр.' аэропортами. Ср.-год. темпы прироста между-нар. возд. перевозок в 1970-е гг превысили 14% (в среднем по миру 12%). Велика роль возд. транспорта в общем пасса- жирообороте, напр, в Замбии 15%, в 2—3 раза выше, чем в промышленно развитых странах мира. В нач. 80-х гг. на афр. страны приходилось ок. 5% мировых пассажирских и ок. 3% грузовых авиаперевозок. Среди афр. авиатрансп. предприятий б. ч. перевозок осуществляется компаниями (млрд. пасс.-км, 1983): ЮАР (8,6), Египта (3,6), Марокко (1,7), Алжира (1,8), Нигерии (2,4), Туниса (1,6). Каждая страна имеет хотя бы один относительно кр. аэропорт. Из 136 междунар. аэропортов только ¼ имеет взлётно-посадочные полосы длиной св. 3000 м. Из 100 крупнейших аэропортов мира в А. находится 9 (в скобках соответственно пассажиро- оборот, млн. чел., и грузооборот, включая почту, тыс. т, в 1980): Каир (5,5 и 47), Йоханнесбург (3,9 и 119), Алжир (2,9 и 32), Тунис (1,9 и 15), Дурбан (1,3 и 13), Триполи (1,1 и 24), Касабланка (0,9 и 17), Найроби (0Г9 и 22), Оран (0,8 и 10). Для развития туризма важную роль играют посадочные площадки в заповедниках, нац. парках и др. рекреационных зонах. Наиб, интенсивные межконтинентальные связи с Великобританией, Францией, ФРГ, а также с Японией, Инди-ей, странами Ближнего и Ср. Востока. Ряд западноафр. аэропортов (Касабланка, Рабат, Дакар) являются транзит-ными пунктами для авиалиний, связывающих Зап. Европу со странами Сев., Центр, и Юж. Америки. В большинстве афр, стран действуют нац, авиакомпании, как правило, имеющие монопольное право на обслуживание внутр. линий, но также осуществляющие междунар. сообщение. Самолётный парк А. — один из самых устаревших в мире. Большинство нац, авиакомпаний оснащаются самолётами гл. обр. амер, произ-ва. В развитии возд. транспорта большую помощь афр. стра-нам оказывают СССР и др. социалистич. страны. Ряд нац. авиакомпаний оснащён самолётами советского произ-ва, в СССР ведётся подготовка лётного состава; во многие страны А, Аэрофлот открыл регулярные линии. С целью координации деятельности нац. авиакомпаний афр. стран в 1969 была организована Ассоциация африканских авиали-ний со штаб-квартирой в Дакаре, к-рая объединяет 39 стран.

Связь. Ежегодные капиталовложения развивающихся стран А. в эту отрасль инфраструктуры невелики (в нач. 1980-х гг. в среднем 0,2—0.3% ВВП). Совр, средства связи в основном сконцентрированы в гл. городских центрах (1980): в Судане из 62 тыс. телефонных аппаратов 40 тыс. установлено в Хартуме, в Сенегале из 42 — 33 тыс. в Дакаре, в Марокко из 210 — 54 тыс. в Касабланке и 35 тыс, — в Рабате, в Нигерии из 128 — 45 тыс. в Лагосе и 10 тыс. — в Ибадане и т. д. В нач. 1980-х гг. в А. имелось 26 систем микроволновой связи (общей протяжённостью 20 тыс. км), 8 — радиорелейной связи (4 тыс. км), 3 многоканальных подводных кабеля (5 тыс. км) и 4 наземных кабеля (3,2 тыс. км),

Почтовая связь — самый распространённый вид связи в А. В 1980 общее число почтовых отправлений дости-гло 5 млрд. ед., или ок. 5—6% общего объёма мировых почтовых операций. Сравнительно высока доля междунар. почтовой корреспонденции (св. 21%), ок. половины её направляется за пределы континента, в первую очередь в развитые капиталистич. страны (гл. обр. в страны — быв, метрополии, кроме того — в США, ФРГ, Японию и др.), а также в Индию и нек-рые араб, гос-ва Ближнего Востока. Осн. часть почтовых операций приходится на ЮАР (32% всех отправлений, 10% всех междунар. отправлений), Нигерию (25%), Египет (6.0%), Алжир (5,3%), Марокко (3,3%), Кению (2,8%), Зимбабве (2,5%). В ряде стран объём междунар. корреспонденции значительно превосходит количество внутр. почтовых отправлений (в Джибути в 11 раз, Того в 5 раз, Бенине, Либерии и Эфиопии в 3 раза, Мавритании в 2 раза, Габоне и Лесото в 1,5 раза). Почти повсеместно наиб, острой является проблема обеспечения регулярной почтовой связью обширных территорий в сел. местности. В целом густота сети почтовых отделений сильно колеблется по странам региона. Напр., в нач. 80-х гг. в Египте 1 почтовое отделение приходилось на 10 тыс. жит., в Тунисе — на 16 тыс., Уганде — на 35 тыс., Нигерии — на 46 тыс., Гане — на 49 тыс., Камеруне — на 60 тыс, Эфиопии — на 100 тыс.

Телефонная связь. В 30 странах введена система междугородной автоматической связи, однако по уровню телефонизации А. находится на последнем месте среди всех регионов мира. В 1980 из общего числа телефонных аппар-тов в странах земного шара (448 млн. шт.) на А. приходилось немногим более 1% (4,77 мли. шт.). Ср. показатели телефонной плотности (число аппаратов на 100 жит.) в А. был равен 1,1, По абс. числу телефонных аппаратов выделяются ЮАР (2320 тыс.; телефонная плотность 9,9), Египет (503 тыс.; 1,2), Алжир (346 тыс.; 1,9), Марокко (216 тыс.; 1,1), Зимбабве (197 тыс.; 2,9), Тунис (158 тыс.; 2,7), Кения (156 тыс.; 1,0). Междунар. телефонная связь непосредственно между афр. гос-вами развита слабо. Во мн. случаях соединение осуществляется через зап.-европ. системы телефонной связи.

Телеграфная связь. Общее число отправленных телеграмм в 1980 достигло 41 млн., из них 17% приходится на междунар. сообщения. Ведущими странами по объёму телеграфной связи являются Замбия — 36% общего числа отправленных телеграмм (более V. телеграмм приходится на междунар. связь), ЮАР (29%; 9% всех междунар. телеграмм), Алжир (6,1%), Нигерия (4,1%), Гана и Судан (по 3, 5%), Наиб, высока доля междунар. телеграмм в Тунисе и Буркина-Фасо — по 43%, в Уганде — 37%, в Марокко, Кении, Того и Заире — по 25—28%. В 36 странах функционирует автоматическая телексная связь.

Геогр. положение Афр. континента создаёт предпосылки для сооружения здесь наземных станций спутниковой (космич.) связи, в первую очередь обеспечивающих космич. «мосты» связи между Европой и Азией. Такие станции (50 в 1980) сооружены в Кении (Маргерет), Либерии, Уганде (Аруа), Камеруне (Дуала) и др, странах. с. Б. шлихтер.