Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К /Финансы и кредит В Африке

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В АФРИКУ и не только (с русскоязычными гидами):


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2017)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2017)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2017)
Акулы юга Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2017)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2017)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО БАНГЛАДЕШ И НЕПАЛУ (11.02 - 27.02.2018)
Два азиатских тигра

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (23.02 - 09.03.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (16.05 - 29.05.2018)
Таинственная страна Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (19.06.-25.06.2018)
Сафари и рафтинг

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА (05.07 -20.07.2018)
Активное путешествие по островам

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2018)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2018)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2017)
Дикий животный мир Восточной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2018)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ (23.10 - 31.10.2018)
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 18.11 2018)
Восхождение на Рорайму


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К Финансы и кредит В Африке

Финансы и кредит В Африке

Важнейшее звено финансовой системы развивающихся гос-в А. — бюджет центрального пр-ва, к-рый подразделяется на текущий (ординарный) бюджет и бюджет капиталовложений. Последний обычно входит составной частью в нац. планы развития (в разбивке по годам). За центральным бюджетом закрепляются осн. источники доходов; потребности местных властей финансируются по нисходящей линии путём дотаций и, как правило, второстепенных налогов, законодательно закрепляемых за местными органами власти. К центральному бюджету примыкают специальные правительственные фонды (инвестиционные, социального, личного и имущественного страхования), а также бюджеты автономных (или полуавтономных) гос. организаций и предприятий (железных дорог, корпораций и др.).

За счёт налогов формируется от 70 до 80% и более всех текущих доходов бюджета (см. табл. 17). Величина налоговых поступлений в 1970-е — нач. 80-х гг. в большинстве стран региона находилась на уровне 13—16% ВВП. Лишь в отдельных странах, имеющих довольно значит, доходы от добычи и экспорта нефти и др. ценного минерального сырья (Алжир, Нигерия, Ливия, Габон, Марокко, Ботсвана, Свази-ленд, Заир, Замбия, Маврикий, Конго), она достигала 22— 25% ВВП и выше.

Во многих гос-вах А, налоговые системы являются регрессивными, т. е. прирост нац. дохода не влечёт за собой авто- матич. увеличения налоговых поступлений. Гл. причина такого положения заключается в низкой эффективности механизма прямого налогообложения, что обусловлено целым рядом причин экономич., организационного и поли- тич. характера: 1) Прямые налоги в странах А. платит не более 2—3% населения, что гл. обр. связано с его низкой налогоспособностью (от 30 до 60% людей живут на доход менее 50—75 долл. в год в расчёте на 1 чел., т. е. фактически находятся за чертой «предельной бедности»), 2) Существуют большие трудности охвата прямыми налогами распылённого традиц. сектора х-ва; слабо организован учёт доходов пр-тий и лиц свободных профессий; не хватает налоговых инспекторов; распространено уклонение от уплаты налогов (по нек-рым оценкам, во мн, афр. странах ежегодно недобирается в казну от V3 до ’/г прямых налогов). Особенно широко к практике уклонения от налогообложения прибегают филиалы ТНК. 3) Представители «новых средних слоев» — чиновничья и армейская верхушка, дипломированные специалисты, сельская элита и др. имеют большие льготы и привилегии, вплоть до полного освобождения от налогообложения. 4) В тех странах, где усиленно насаждаются капиталистич. отношения, ставки налога на прибыль обычно не превышают 35—40%; местным, а зачастую и иностр. предпринимателям предоставляются льготы (ускоренное списание осн. фондов, скидка на развитие, минимальные тарифы и гос. пошлины и др.).

Налоги на доходы и прибыль составляют не более 3—6% ВВГ, причём взносы в казну от личного подоходного налога зачастую не превышают 1,5—2,0% ВВП. Крайне слабо организовано налогообложение недвижимого имущества, наследств и дарений, зачастую отсутствует налог на сделки с капиталом. В нек-рых странах крестьянство продолжает нести бремя архаичных подушных налогов, а также др. поборов (в т. ч. собираемых в деревне родо-племенной верхушкой).

За счёт косвенных налогов формируется от 60 до 80% всех налоговых поступлений. Осн. метод косвенного обложения — таможенные пошлины. В большинстве афр. стран на них приходится от 40 до 60% всех налоговых поступлений. Преобладает обложение импорта. В странах, к-рые про-водят политику импортного замещения, используются также покровительственные тарифы. Налоговое обложение экспорта практикуется ограниченно. Однако в ряде стран (Бурунди, Эфиопия, Гана, Руанда и др.) экспортные пошлины достигают от 20 до 80% всех собираемых налогов. К этому виду обложения фактически следует отнести и значит. часть доходов, мобилизуемых гос. организациями при закупках у производителей ряда плантационных культур (кофе, какао, кокосового масла, хлопка и др.). Общая нехватка ресурсов частично возмещается расширением сферы и повышением ставок акцизов, к-рыми преимущественно облагаются товары массового потребления, а также путём более широкого использования общего налога на продажи. Во многих афр. странах гос-во пытается смягчить бремя косвенных налогов путём субсидирования цен на предметы первой необходимости, прибегает к контролю над ценами. Одновременно вводятся более высокие ставки налога на предметы роскоши.

Отчисления в бюджет от прибыли гос, пр-тий 24 афр. стран в середине 1970-х гг. не превышали в целом 6% текущих доходов центрального бюджета. Вклад госсектора в бюджеты отд. стран был выше, гл. обр. за счёт рентных доходов, перечисляемых горнодоб. пр-тиями (вкл. отчисления от продажи нефти).

Бюджетные расходы растут довольно быстро, достигая 25% ВВП и выше в странах — экспортёрах нефти, 17—20% в большинстве остальных (в наименее развитых странах 12—16% ВВП).

В 1960-х — нач. 70-х гг. многие афр. страны делали осн. упор на стимулирование совр. произ-ва в частном секторе. Такая стратегия привела к усилению технико-экономич. и валютно-финансовой зависимости А. от центров мирового капиталистич, х-ва, диспропорций в экономике, вызвала упадок в с, х-ве, увеличила безработицу. В кон, 1970-х — нач. 80-х гг. стратегия бюджетных капиталовложений была переориентирована на удовлетворение потребностей взаимодополняемого развития с. х-ва и базовых отраслей пром-сти, ускорение социального развития. Существенно увеличилась (в отд. странах до 1/3 и более) доля всех инве-стиций, направляемых на развитие с.-х. произ-ва. В наиме-нее развитых странах осн. внимание уделяется развитию производственной инфраструктуры, включая дорожное стр-во (от 1/3 до 2/5 всех гос. инвестиций). В странах, к-рые уже сделали ощутимые шаги на пути создания основ инфраструктуры, значит, часть гос. инвестиций поступает на развитие пром. произ-ва, в т. ч. в тяжёлую пром-сть (Египет, Алжир, Нигерия, Кения и др.). В отрасли обрабат. пром-сти в наименее развитых странах Тропич. А. направляется 8— 12% всех гос. капиталовложений; в остальных — примерно до '/5, а Е относительно более развитых гос-вах Сев. А. — до V4 и более. В странах, обладающих значит, запасами полезных ископаемых, гос-во активно финансирует добычу минер, сырья, предназначенного на экспорт.

С целью ускорить процесс становления базовых отраслей х-ва гос-во широко прибегает к субсидиям и льготным бюджетным кредитам. Бюджетные средства также используются на создание смешанных пр-тий в пром-сти. Существенно повысилось внимание к финансированию мелкомасштабных проектов, общественных работ, кустарных и ремесленных промыслов.

Постепенно увеличивается объём финансовых ресурсов, направляемых на социальное развитие — образование, здравоохранение, подготовку кадров, жилищно-коммуналь-ное обслуживание, субсидирование прожиточного минимума городских и сельских низов. Так, в Алжире, Кении, Марокко, на Маврикии и Мадагаскаре гос. капиталовложения, выделяемые на эти цели, достигают 30—50% затрат, предусмотренных планами развития.

Быстро растут текущие расходы гос-ва. В нач. 1980-х гг. доля военных расходов в ВВП развивающихся стран А. достигла высокого уровня — 6%. Преобладающая часть их прироста приходится на Египет. Ливию, Нигерию и Алжир. В Судане, Сомали, Руанде и Мали военные расходы достигают 15—20% всех бюджетных ассигнований. Увеличиваются затраты и на содержание гос. аппарата. В целом по региону средства, выделяемые на нужды управления и военные цели, составляют свыше 1/3 всех текущих затрат центрального бюджета.

В большинстве афр. стран бюджеты сводятся с дефицитом, к-рый имеет тенденцию к увеличению. Дефицит центральных бюджетов на 45—70% покрывается за счёт внутр. и внеш. займов.

Процесс накопления ссудного капитала, на к-ром базируются кредитные операции, тормозится крайне низким уров-нем доходов и сбережений подавляющей части нас., замедленной трансформацией кредитно-банковских систем, архаическими традициями и пережитками (тезаврация денег, институт большой семьи, расходы, связанные с отправлением религиозных ритуалов, и др.), Осн. масса личных сбережений — от 70 до 80% — концентрируется в руках узкой прослойки имущих классов, причём значит, их часть переводится за рубеж.

Гос-во стремится расширить сферу аккумуляции кредитных ресурсов и ускорить процесс становления нац. кредитных систем. В Алжире, Эфиопии, Гвинее, Танзании, Анголе, на Мадагаскаре, а также в Ливии и в ряде др. стран кредитно-финансовые учреждения и банки полностью национализированы, а в ряде случаев (Алжир) подверглись существенной реорганизации и специализации, стали важным инструментом политики, направленной на укрепление гос. сектора и ведущих отраслей х-ва, на повышение эффективности централизованного управления ресурсами. Во многих др. странах гос-во проводит политику избирательного регулирования кредита. В рамках «африканизации» осуществляется преобразование отделений иностр. банков в смешанные компании с преобладающим или частичным участием частного нац, капитала и гос-ва. Расширяется сфера контроля центральных банков за деятельностью коммерческих банков и др. кредитных учреждений. Коммерческие банки {гл. звено кредитных систем) обычно кредитуют потребности в оборотном капитале. В большинстве стран преобладающая часть ссуд коммерческих банков направляется на финансирование енутр. и внеш. торговли; 70—80% займов приходится на долю краткосрочных кредитов, тогда как ощущается острая потребность в долгосрочном кредитовании. Поэтому гос-во стимулирует создание и операции нац. многоотраслевых или специализированных финансовых корпораций развития (банки развития и др.) — часто при содействии иностр. вкладчиков. В ряде стран (Алжир и др.) финансовые корпорации занимают важное место в кредитовании капиталоёмких объектов, предусмотренных планами развития, стимулируют процесс накопления в разл. отраслях х-ва. В странах капиталистич. ориентации банки развития и др. учреждения специализированного долгосрочного кредита используются гл. обр. с целью стимулирования частного предпринимательства в «приоритетных» отраслях х-ва.

Испытывая нехватку финансовых ресурсов, гос-во всё чаще обращается к кредиту коммерческих банков, В начале 1980-х гг. правительственная задолженность составляла св. 40% совокупных активов коммерческих банков Ганы; в Египте, Марокко и Гамбии — от 34 до 36%; в Кении, Тунисе, Буркина-Фасо, Габоне и Уганде — от 12 до 20%. В то же время гос. долг коммерческим банкам в Камеруне, Конго,

Руанде, Сенегале, Судане, Того, Заире, Малави и Нигере не достигал и 7—8%, а в Бурунди, Мавритании, ЦАР, Мали, Либерии и БСК и 1,5% их активов, В ряде афр. стран зоны франка гос-во само кредитовало банки, к-рые затем пере-распределяли средства на нужды иностр. фирм и местной привилегированной прослойки. Коммерческим банкам порой в принудительном (или полупринудительном) порядке предписывается покупать определённую квоту правительственных облигаций и др. ценных бумаг. Делаются попытки внедрить элементы принудительных сбережений — в форме частичного их перечисления на особые, блокированные сче-та. Там, где товарно-денежные отношения получили существенное развитие, часть гос. долга размещается в небанковской сфере — страховых и пенсионных фондах, а также сберегательных учреждениях (Алжир, Нигерия, Кения и др.).

Нарастание бюджетных дефицитов заставляет афр. страны всё чаще прибегать к содействию центральных бан-ков. Размещая в них казначейские векселя, гос-во получает под их обеспечение кредиты за счёт выпуска дополнительной массы денег. В результате нарушения законов денежного обращения усиливается инфляция. В сочетании с др. её факторами (гл. обр. ростом стоимости импорта) избыточный выпуск денег в обращение ускоряет повышение розничных цен. Во многих афр. странах среднегодовой темп их при-роста удерживался в 1970-х — нач. 80-х гг. на уровне 15— 18%, а в нек-рых значительно выше (Заир, Гана, Габон и ДР)

Внешние кредиты и субсидии нередко являются ведущим источником финансирования капиталовложений и покрытия бюджетного дефицита в странах А., особенно наименее раз-витых, достигая 50% и выше всех инвестиций, проходящих по бюджетам развития. 8 целом за счёт внешних субсидий и займов в регионе покрывается до 20% общенац. фонда накоплений