Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К /Внешнеэкономические связи Африки

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ВНИМАНИЕ!!! Рядом с Эрта Але недавно родился новый вулкан, и мы его тоже обязательно увидим! Гарантируем незабываемые впечатления вплоть до полного срыва головы)))

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (08.02 - 20.02.2018)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (23.02 - 09.03.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (16.05 - 29.05.2018)
Таинственная страна Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (19.06.-25.06.2018)
Сафари и рафтинг

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА (05.07 -20.07.2018)
Активное путешествие по островам

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2018)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2018)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2018)
Дикий животный мир Восточной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2018)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2018)
Акулы юга Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ (23.10 - 31.10.2018)
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2018)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 18.11 2018)
Восхождение на Рорайму


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К Внешнеэкономические связи Африки

Внешнеэкономические связи Африки

Система внешнеэкономич. связей стран А. охватывает внеш. торговлю, валютно-финанс. и кредитные связи, движение капиталов, междунар. услуги, научно-технич. сотрудничество и др. формы экономич. отношений. Гл. место среди них занимает внеш. торговля. Афр. страны являются кр. поставщиками на мировой рынок топлива (гл. обр. нефти и природного газа), минер, и с.-х. сырья, цветных и благородных металлов, а также нек-рых прод. товаров (в основном продукции тропич. земледелия). В большинстве стран экспорт — гл. источник поступления иностр. валюты. Доля А. в экспорте несоциалистич. мира в 1982 составляла 4,9%, при этом на развивающиеся страны приходилось 3,8%, на ЮАР 1,1% (вкл. экспорт золота). Примерно такой же была доля А. в мировом импорте. Доля экспорта товаров и услуг в ВВП афр. стран повысилась с 26% в 1970 до 30% в 1983; доля импорта соответственно с 25 до 31% (в текущих ценах).

Внешнеторг. баланс афр. стран подвержен резким кол-баниям в зависимости от изменений конъюнктуры на мировом капиталистич, рынке (см. табл. 19).

В большинстве афр. стран бюджеты сводятся с дефицитом, к-рый имеет тенденцию к увеличению. Дефицит центральных бюджетов на 45—70% покрывается за счёт внутр. и внеш. займов.

Процесс накопления ссудного капитала, на к-ром базируются кредитные операции, тормозится крайне низким уров-нем доходов и сбережений подавляющей части нас., замедленной трансформацией кредитно-банковских систем, архаическими традициями и пережитками (тезаврация денег, институт большой семьи, расходы, связанные с отправлением религиозных ритуалов, и др.), Осн. масса личных сбережений — от 70 до 80% — концентрируется в руках узкой прослойки имущих классов, причём значит, их часть переводится за рубеж.

Гос-во стремится расширить сферу аккумуляции кредитных ресурсов и ускорить процесс становления нац. кредитных систем. В Алжире, Эфиопии, Гвинее, Танзании, Анголе, на Мадагаскаре, а также в Ливии и в ряде др. стран кредитно-финансовые учреждения и банки полностью национализированы, а в ряде случаев (Алжир) подверглись существенной реорганизации и специализации, стали важным инструментом политики, направленной на укрепление гос. сектора и ведущих отраслей х-ва, на повышение эффективности централизованного управления ресурсами. Во многих др. странах гос-во проводит политику избирательного регулирования кредита. В рамках «африканизации» осуществляется преобразование отделений иностр. банков в смешанные компании с преобладающим или частичным участием частного нац, капитала и гос-ва. Расширяется сфера контроля центральных банков за деятельностью коммерческих банков и др. кредитных учреждений. Коммерческие банки {гл. звено кредитных систем) обычно кредитуют потребности в оборотном капитале. В большинстве стран преобладающая часть ссуд коммерческих банков направляется на финансирование енутр. и внеш. торговли; 70—80% займов приходится на долю краткосрочных кредитов, тогда как ощущается острая потребность в долгосрочном креди-товании. Поэтому гос-во стимулирует создание и операции нац. многоотраслевых или специализированных финансовых корпораций развития (банки развития и др.) — часто при содействии иностр. вкладчиков. В ряде стран (Алжир и др.) финансовые корпорации занимают важное место в кредито-вании капиталоёмких объектов, предусмотренных планами развития, стимулируют процесс накопления в разл. отраслях х-ва. В странах капиталистич. ориентации банки развития и др. учреждения специализированного долгосрочного кредита используются гл. обр. с целью стимулирования частного предпринимательства в «приоритетных» отраслях х-ва.

Испытывая нехватку финансовых ресурсов, гос-во всё чаще обращается к кредиту коммерческих банков, В начале 1980-х гг. правительственная задолженность составляла св. 40% совокупных активов коммерческих банков Ганы; в Египте, Марокко и Гамбии — от 34 до 36%; в Кении, Тунисе, Буркина-Фасо, Габоне и Уганде — от 12 до 20%. В то же время гос. долг коммерческим банкам в Камеруне, Конго,

Руанде, Сенегале, Судане, Того, Заире, Малави и Нигере не достигал и 7—8%, а в Бурунди, Мавритании, ЦАР, Мали, Либерии и БСК и 1,5% их активов, В ряде афр. стран зоны франка гос-во само кредитовало банки, к-рые затем пере-распределяли средства на нужды иностр. фирм и местной привилегированной прослойки. Коммерческим банкам порой в принудительном (или полупринудительном) порядке предписывается покупать определённую квоту правительственных облигаций и др. ценных бумаг. Делаются попытки внедрить элементы принудительных сбережений — в форме частичного их перечисления на особые, блокированные сче-та. Там, где товарно-денежные отношения получили существенное развитие, часть гос. долга размещается в небан-ковской сфере — страховых и пенсионных фондах, а также сберегательных учреждениях (Алжир, Нигерия, Кения и др.).

Нарастание бюджетных дефицитов заставляет афр. страны всё чаще прибегать к содействию центральных бан-ков. Размещая в них казначейские векселя, гос-во получает под их обеспечение кредиты за счёт выпуска дополнительной массы денег. В результате нарушения законов денежного обращения усиливается инфляция. В сочетании с др. её факторами (гл. обр. ростом стоимости импорта) избыточный выпуск денег в обращение ускоряет повышение розничных цен. Во многих афр. странах среднегодовой темп их при-роста удерживался в 1970-х — нач. 80-х гг. на уровне 15— 18%, а в нек-рых значительно выше (Заир, Гана, Габон и ДР)

Внешние кредиты и субсидии нередко являются ведущим источником финансирования капиталовложений и покрытия бюджетного дефицита в странах А., особенно наименее раз-витых, достигая 50% и выше всех инвестиций, проходящих по бюджетам развития. 8 целом за счёт внешних субсидий и займов в регионе покрывается до 20% общенац. фонда накопления. Ю. М: Осипов

Экспорт афр. стран в 60-х гг. возрастал как по стоимости, так и по физич. объёму. В 70-е гг. темпы роста стоимости экспорта ускорились, однако это увеличение было обуслов-лено гл. обр. повышением мировых цен на нефть и нек-рые др. виды топлива и сырья. Импорт афр. стран в 60—70-х гг. также возрастал и по стоимости, и по физич. объёму. Рост импорта был особенно значительным в странах—экспортеpax нефти, к-рые использовали возросшие валютные пост-пления для увеличения закупок товаров производств, и потребительского назначения. В нач. 80-х гг. в условиях эко-номич. кризиса мировой системы капиталистич. х-ва экспорт развивающихся стран А. сократился. С 1984 экспорт стал медленно возрастать, а импорт был резко ограничен.

Стоимость экспорта большинства развивающихся гос-в региона значительно уступала стоимости импортируемых товаров и услуг (наибольший пассив внешнеторг, баланса имели Египет, Марокко и Тунис). В то же время нек-рые страны — экспортёры нефти сохраняли активное сальдо внешнеторг. обмена (наибольшее повышение стоимости экс-порта над импортом имела Ливия). Начиная с 1983 большинство афр. стран усилили ограничения импорта с целью выравнивания торговых и платёжных балансов.

На долю сырьевых товаров (минер, сырья и топлива, цвет-ных металлов, с.-х. сырья и продовольствия) в нач. 80-х гг. приходилось ок. 95% всей стоимости экспорта. Монотоварный характер экспорта мн. гос-в обусловливает чрезвычайную зависимость их внеш. торговли от стихийных колебаний мировых цен. В товарной структуре экспорта, при сохраняющейся аграрно-сырьевой специализации, в 60—70-е гг. произошли заметные сдвиги (см. табл. 20). Повысилась доля минерального топлива (преобладающая часть экспорта топлива приходится на сырую нефть). Экспорт нефти увели-чился с 12 млн. т в 1960 до 271 млн. т в 1970. А. стала кр. поставщиком нефти в Зап. Европу и США. В течение 70-х гг. экспорт нефти был относительно стабильным, колеблясь от 220 млн. т в 1975 до 290 млн. т в 1979; в то же время миро-вые цены на нефть повысились в 17 раз. В нач. 80-х гг, экс-порт нефти из афр. стран сократился (до 180 млн. т в 1984), несколько снизились также мировые цены на нефть. Г л. экс-портёры нефти — Нигерия, Ливия и Алжир. В меньших мас-штабах нефть вывозят Ангола, Габон, Конго, а также Египет и Тунис. Экспорт природного газа s 1984 составил ок. 20 млрд. м 3. Наиб, кр. экспортёры — Алжир и Ливия. В нач 80-х гг. заключён ряд долгосрочных контрактов, предусматривающих увеличение экспорта газа в Зап. Европу и США.

Важное место в экспорте минер, сырья занимает медь. Доля афр. стран в мировом экспорте меди в 1960-х гг, дости-гала 30%, к нач. 80-х гг. снизилась до 25—27%. Гл. экспор-тёры меди — Замбия и Заир (медь экспортируется также из ЮАР). Экспорт бокситов в нач. 80-х гг. превысил 10 млн. т в год; наряду с этим вывозилось ок. 600 тыс, т глинозёма и 170 тыс. т алюминия. Страны А. — осн. поставщики кобальта на мировой рынок;' наиб, крупные экспортёры — Заир и Замбия, Экспортируется также свинец, цинк и олово в виде первичных металлов, руд и концентратов. Осн. поставщики свинца и цинка — Заир, Замбия, Марокко, Тунис, Алжир, Намибия, олова — Нигерия, Заир и ЮАР, руд хрома и ферросплавов — Зимбабве и ЮАР. Доля афр. стран в мировом экс-

Межафриканское экономическое сотрудничество

Первые региональные союзы и интеграционные экономич. группировки появились в А. в кон. 1950-х — нач. 60-х гг., когда процесс деколонизации на континенте приобрёл широкие масштабы. В этот период были созданы Совет согласия, Западноафриканский таможенный союз и др. региональные союзы; общеафр. экономич. организации, такие, как Африканский банк развития (АБР). В кон. 60-х — нач. 70-х гг. созданы Союз афр. железных дорог, Ассоциация афр. авиалиний (ААФРА), Афр. комиссия гражданской авиации, Афр. союз почтово-телеграфной связи, Ассоциация содействия афр. торговле и др. Впоследствии нек-рые союзы распались (напр., Восточноафр экономич. сообщество), др. подверглись реорганизации. В сер. 80-х гг. в А, действовали 16 экономич. группировок интеграционного характера, наиб, значительные из них — Экономическое сообщество западноафриканских стран (ЭКОВАС), Конференция по координации развития стран юга Африки (САДКК), Экономическое сообщество стран западной Африки (КЕАО), Экономическое сообщество стран Центральной Африки, Экономич. сообщество стран р-на Великих озёр Африки и др. При наличии нек-рых специфических черт все эти группировки ставят перед собой общие задачи: способствовать совместному подъёму экономики стран-участ- ниц и усилению экономич. связей между ними. В рамках этих орг-ций осуществляется сотрудничество в области пром-сти, с. х-ва, инфраструктуры, предусматриваются взаимные льготы в торговле и т. п.

Растёт число межафр. орг-ций многостороннего сотрудни-чества, имеющих целью развитие отд. р-нов, как, напр., Межгос. комитет по борьбе с засухой в Сахеле, Орг-ция сотрудничества по освоению р-на Липтако—Гурма; разл, орг-ции по комплексному освоению реч. и озёрных бассейнов (орг-ции стран бассейнов pp. Сенегал, Гамбия, Нигер и др.). В регионе действует ряд объединений стран—производителей и экспортёров определённого вида продукции (межафр. орг-ции производителей риса, кофе, какао, арахиса, леса, фосфатов); специализированные многосторонние орг-ции по борьбе с болезнями с.-х. культур и скота, с вреди-телями с. х-ва; разл. совместные учебные и исследовательские центры (Афр. институт экономич. развития и планирования, Афр. учебный и исследовательский центр администрации развития, Ассоциация содействия развитию с-х. наук и др.). .

Расширяется сотрудничество между афр. странами на двусторонней основе. Так, Танзания и Алжир в 1983 разработали и приняли совместную программу в области пром-сти. Конго и Республика Гвинея-Бисау заключили ряд двусторонних соглашений о сотрудничестве в области пром. развития и в подготовке технич. специалистов. Мозамбик и Зимбабве подписали соглашение о сотрудничестве в области пром-сти, энергетики, транспорта и связи. Бенин и Алжир сотрудничают в сфере добычи полезных ископаемых, в реализации с.-х. проектов, осуществляют совместные меры по повышению эффективности работы транспорта, ведут стр-во энергетич. объектов.

Большое внимание уделяется развитию внутриафр. торговли. Доля внутрирегиональных операций во внеш. торговле стран А. невелика и в 80-е гг. отмечалась тенденция к её снижению (4% в 1982 по сравнению с 5,6% в 1970). В основном это связано с тем, что страны — экспортёры нефти (Алжир, Ливия, Нигерия и др.), к-рые играют ведущую роль во внеш. торговле А., вывозят нефть гл. обр. за пределы региона. В торговле др. стран (не экспортирующих нефть) доля внутриафриканской торговли более значительна (напр., доля взаимных поставок стран—членов КЕАО в их внешней торговле в нач. 80-х гг. составляла ок. 9%).

Замедляющее воздействие на процесс экономич. интеграции развивающихся стран А. оказывает ряд факторов, в первую очередь низкий уровень развития производит, сил и схожесть экономич. структур большинства гос-в континента, а также слабость транспортных связей между ними. Тормозом в развитии экономич. интеграции служат также политич. разногласия между отдельными афр. гос-вами. Империалистич, державы пытаются использовать нек-рые интеграционные группировки для укрепления своего влияния в А., расширения сбыта товаров, производимых филиалами ТНК.

Лагосский план действий определил задачи укрепления межафр. экономич. сотрудничества на ближайшие десяти-летия и предусматривает, в частности, создание всеафр. экономцч. сообщества.