Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К /Внешнеэкономические связи Африки

СРОЧНО!!! ЖЕЛАЮЩИЕ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПУТЕШЕСТВИЯХ, А ТАК-ЖЕ ТЕ, КТО ОТПРАВЛЯЛ ПРЕДОПЛАТУ, СВЯЖИТЕСЬ ПО УКАЗАННЫМ КОНТАКТАМ!!!

ВАЖНО!!! НЕ БЕРИТЕ ДОЛЛАРЫ ВЫПУЩЕННЫЕ ДО 2009 ГОДА, ТАК КАК БУДУТ ПРОБЛЕМЫ С ИХ ОБМЕНОМ!!!

Так-же прошу обратить внимание на то, что сайт и вся информация обновляется. В том числе цены на туры будут немного изменены по мере поступления информации в связи с ситуацией с вирусом. Проверяйте актуальность статей и появления новой информации. В общем почаще заглядывайте что-бы не упустить ничего.

САЙТ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ МОЕГО БЛИЗКОГО ДРУГА, И ПРОСТО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА РОМАНА КАШИГИНА, КОТОРЫЙ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ КАМПАЛЫ 2 НОЯБРЯ 2020 г. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!

БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:


Вся Уганда за 10 дней (25.02. - 6.03.21)
Активное путешествие по Уганде за 10 дней.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2021)
Африка в миниатюре.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 01.04 - 13.04.2021)
В краю вулканов и горных горилл.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские (28.04.-15.05.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (29.07.-05.08.2021)
Великая миграция.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (15.08 - 30.08.2021)
Большое путешествие по большому острову.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (13.09.-25.09.2021)
Большое путешествие по странам ЮЖНОЙ АФРИКИ.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулканы.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ и ДР КОНГО за 12 дней (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулкан Ньирагонго.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ И ДЖИБУТИ (02.01 - 15.01.2022)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо + плавание с китовыми акулами
ТУР ПЕРЕНОСИТСЯ НА ГОД В СВЯЗИ С НАЧАВШИМИСЯ БОЕВЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ В СТРАНЕ.

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ! (с 29.12.2021 - 06.01.2022)
Лучшие парки Уганды и горные гориллы на Новый Год.


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии.

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР).

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К Внешнеэкономические связи Африки

Внешнеэкономические связи Африки

Система внешнеэкономич. связей стран А. охватывает внеш. торговлю, валютно-финанс. и кредитные связи, движение капиталов, междунар. услуги, научно-технич. сотрудничество и др. формы экономич. отношений. Гл. место среди них занимает внеш. торговля. Афр. страны являются кр. поставщиками на мировой рынок топлива (гл. обр. нефти и природного газа), минер, и с.-х. сырья, цветных и благородных металлов, а также нек-рых прод. товаров (в основном продукции тропич. земледелия). В большинстве стран экспорт — гл. источник поступления иностр. валюты. Доля А. в экспорте несоциалистич. мира в 1982 составляла 4,9%, при этом на развивающиеся страны приходилось 3,8%, на ЮАР 1,1% (вкл. экспорт золота). Примерно такой же была доля А. в мировом импорте. Доля экспорта товаров и услуг в ВВП афр. стран повысилась с 26% в 1970 до 30% в 1983; доля импорта соответственно с 25 до 31% (в текущих ценах).

Внешнеторг. баланс афр. стран подвержен резким кол-баниям в зависимости от изменений конъюнктуры на мировом капиталистич, рынке (см. табл. 19).

В большинстве афр. стран бюджеты сводятся с дефицитом, к-рый имеет тенденцию к увеличению. Дефицит центральных бюджетов на 45—70% покрывается за счёт внутр. и внеш. займов.

Процесс накопления ссудного капитала, на к-ром базируются кредитные операции, тормозится крайне низким уров-нем доходов и сбережений подавляющей части нас., замедленной трансформацией кредитно-банковских систем, архаическими традициями и пережитками (тезаврация денег, институт большой семьи, расходы, связанные с отправлением религиозных ритуалов, и др.), Осн. масса личных сбережений — от 70 до 80% — концентрируется в руках узкой прослойки имущих классов, причём значит, их часть переводится за рубеж.

Гос-во стремится расширить сферу аккумуляции кредитных ресурсов и ускорить процесс становления нац. кредитных систем. В Алжире, Эфиопии, Гвинее, Танзании, Анголе, на Мадагаскаре, а также в Ливии и в ряде др. стран кредитно-финансовые учреждения и банки полностью национализированы, а в ряде случаев (Алжир) подверглись существенной реорганизации и специализации, стали важным инструментом политики, направленной на укрепление гос. сектора и ведущих отраслей х-ва, на повышение эффективности централизованного управления ресурсами. Во многих др. странах гос-во проводит политику избирательного регулирования кредита. В рамках «африканизации» осуществляется преобразование отделений иностр. банков в смешанные компании с преобладающим или частичным участием частного нац, капитала и гос-ва. Расширяется сфера контроля центральных банков за деятельностью коммерческих банков и др. кредитных учреждений. Коммерческие банки {гл. звено кредитных систем) обычно кредитуют потребности в оборотном капитале. В большинстве стран преобладающая часть ссуд коммерческих банков направляется на финансирование енутр. и внеш. торговли; 70—80% займов приходится на долю краткосрочных кредитов, тогда как ощущается острая потребность в долгосрочном креди-товании. Поэтому гос-во стимулирует создание и операции нац. многоотраслевых или специализированных финансовых корпораций развития (банки развития и др.) — часто при содействии иностр. вкладчиков. В ряде стран (Алжир и др.) финансовые корпорации занимают важное место в кредито-вании капиталоёмких объектов, предусмотренных планами развития, стимулируют процесс накопления в разл. отраслях х-ва. В странах капиталистич. ориентации банки развития и др. учреждения специализированного долгосрочного кредита используются гл. обр. с целью стимулирования частного предпринимательства в «приоритетных» отраслях х-ва.

Испытывая нехватку финансовых ресурсов, гос-во всё чаще обращается к кредиту коммерческих банков, В начале 1980-х гг. правительственная задолженность составляла св. 40% совокупных активов коммерческих банков Ганы; в Египте, Марокко и Гамбии — от 34 до 36%; в Кении, Тунисе, Буркина-Фасо, Габоне и Уганде — от 12 до 20%. В то же время гос. долг коммерческим банкам в Камеруне, Конго,

Руанде, Сенегале, Судане, Того, Заире, Малави и Нигере не достигал и 7—8%, а в Бурунди, Мавритании, ЦАР, Мали, Либерии и БСК и 1,5% их активов, В ряде афр. стран зоны франка гос-во само кредитовало банки, к-рые затем пере-распределяли средства на нужды иностр. фирм и местной привилегированной прослойки. Коммерческим банкам порой в принудительном (или полупринудительном) порядке предписывается покупать определённую квоту правительственных облигаций и др. ценных бумаг. Делаются попытки внедрить элементы принудительных сбережений — в форме частичного их перечисления на особые, блокированные сче-та. Там, где товарно-денежные отношения получили существенное развитие, часть гос. долга размещается в небан-ковской сфере — страховых и пенсионных фондах, а также сберегательных учреждениях (Алжир, Нигерия, Кения и др.).

Нарастание бюджетных дефицитов заставляет афр. страны всё чаще прибегать к содействию центральных бан-ков. Размещая в них казначейские векселя, гос-во получает под их обеспечение кредиты за счёт выпуска дополнительной массы денег. В результате нарушения законов денежного обращения усиливается инфляция. В сочетании с др. её факторами (гл. обр. ростом стоимости импорта) избыточный выпуск денег в обращение ускоряет повышение розничных цен. Во многих афр. странах среднегодовой темп их при-роста удерживался в 1970-х — нач. 80-х гг. на уровне 15— 18%, а в нек-рых значительно выше (Заир, Гана, Габон и ДР)

Внешние кредиты и субсидии нередко являются ведущим источником финансирования капиталовложений и покрытия бюджетного дефицита в странах А., особенно наименее раз-витых, достигая 50% и выше всех инвестиций, проходящих по бюджетам развития. 8 целом за счёт внешних субсидий и займов в регионе покрывается до 20% общенац. фонда накопления. Ю. М: Осипов

Экспорт афр. стран в 60-х гг. возрастал как по стоимости, так и по физич. объёму. В 70-е гг. темпы роста стоимости экспорта ускорились, однако это увеличение было обуслов-лено гл. обр. повышением мировых цен на нефть и нек-рые др. виды топлива и сырья. Импорт афр. стран в 60—70-х гг. также возрастал и по стоимости, и по физич. объёму. Рост импорта был особенно значительным в странах—экспортеpax нефти, к-рые использовали возросшие валютные пост-пления для увеличения закупок товаров производств, и потребительского назначения. В нач. 80-х гг. в условиях эко-номич. кризиса мировой системы капиталистич. х-ва экспорт развивающихся стран А. сократился. С 1984 экспорт стал медленно возрастать, а импорт был резко ограничен.

Стоимость экспорта большинства развивающихся гос-в региона значительно уступала стоимости импортируемых товаров и услуг (наибольший пассив внешнеторг, баланса имели Египет, Марокко и Тунис). В то же время нек-рые страны — экспортёры нефти сохраняли активное сальдо внешнеторг. обмена (наибольшее повышение стоимости экс-порта над импортом имела Ливия). Начиная с 1983 большинство афр. стран усилили ограничения импорта с целью выравнивания торговых и платёжных балансов.

На долю сырьевых товаров (минер, сырья и топлива, цвет-ных металлов, с.-х. сырья и продовольствия) в нач. 80-х гг. приходилось ок. 95% всей стоимости экспорта. Монотоварный характер экспорта мн. гос-в обусловливает чрезвычайную зависимость их внеш. торговли от стихийных колебаний мировых цен. В товарной структуре экспорта, при сохраняющейся аграрно-сырьевой специализации, в 60—70-е гг. произошли заметные сдвиги (см. табл. 20). Повысилась доля минерального топлива (преобладающая часть экспорта топлива приходится на сырую нефть). Экспорт нефти увели-чился с 12 млн. т в 1960 до 271 млн. т в 1970. А. стала кр. поставщиком нефти в Зап. Европу и США. В течение 70-х гг. экспорт нефти был относительно стабильным, колеблясь от 220 млн. т в 1975 до 290 млн. т в 1979; в то же время миро-вые цены на нефть повысились в 17 раз. В нач. 80-х гг, экс-порт нефти из афр. стран сократился (до 180 млн. т в 1984), несколько снизились также мировые цены на нефть. Г л. экс-портёры нефти — Нигерия, Ливия и Алжир. В меньших мас-штабах нефть вывозят Ангола, Габон, Конго, а также Египет и Тунис. Экспорт природного газа s 1984 составил ок. 20 млрд. м 3. Наиб, кр. экспортёры — Алжир и Ливия. В нач 80-х гг. заключён ряд долгосрочных контрактов, предусматривающих увеличение экспорта газа в Зап. Европу и США.

Важное место в экспорте минер, сырья занимает медь. Доля афр. стран в мировом экспорте меди в 1960-х гг, дости-гала 30%, к нач. 80-х гг. снизилась до 25—27%. Гл. экспор-тёры меди — Замбия и Заир (медь экспортируется также из ЮАР). Экспорт бокситов в нач. 80-х гг. превысил 10 млн. т в год; наряду с этим вывозилось ок. 600 тыс, т глинозёма и 170 тыс. т алюминия. Страны А. — осн. поставщики кобальта на мировой рынок;' наиб, крупные экспортёры — Заир и Замбия, Экспортируется также свинец, цинк и олово в виде первичных металлов, руд и концентратов. Осн. поставщики свинца и цинка — Заир, Замбия, Марокко, Тунис, Алжир, Намибия, олова — Нигерия, Заир и ЮАР, руд хрома и ферросплавов — Зимбабве и ЮАР. Доля афр. стран в мировом экс-

Межафриканское экономическое сотрудничество

Первые региональные союзы и интеграционные экономич. группировки появились в А. в кон. 1950-х — нач. 60-х гг., когда процесс деколонизации на континенте приобрёл широкие масштабы. В этот период были созданы Совет согласия, Западноафриканский таможенный союз и др. региональные союзы; общеафр. экономич. организации, такие, как Африканский банк развития (АБР). В кон. 60-х — нач. 70-х гг. созданы Союз афр. железных дорог, Ассоциация афр. авиалиний (ААФРА), Афр. комиссия гражданской авиации, Афр. союз почтово-телеграфной связи, Ассоциация содействия афр. торговле и др. Впоследствии нек-рые союзы распались (напр., Восточноафр экономич. сообщество), др. подверглись реорганизации. В сер. 80-х гг. в А, действовали 16 экономич. группировок интеграционного характера, наиб, значительные из них — Экономическое сообщество западноафриканских стран (ЭКОВАС), Конференция по координации развития стран юга Африки (САДКК), Экономическое сообщество стран западной Африки (КЕАО), Экономическое сообщество стран Центральной Африки, Экономич. сообщество стран р-на Великих озёр Африки и др. При наличии нек-рых специфических черт все эти группировки ставят перед собой общие задачи: способствовать совместному подъёму экономики стран-участ- ниц и усилению экономич. связей между ними. В рамках этих орг-ций осуществляется сотрудничество в области пром-сти, с. х-ва, инфраструктуры, предусматриваются взаимные льготы в торговле и т. п.

Растёт число межафр. орг-ций многостороннего сотрудни-чества, имеющих целью развитие отд. р-нов, как, напр., Межгос. комитет по борьбе с засухой в Сахеле, Орг-ция сотрудничества по освоению р-на Липтако—Гурма; разл, орг-ции по комплексному освоению реч. и озёрных бассейнов (орг-ции стран бассейнов pp. Сенегал, Гамбия, Нигер и др.). В регионе действует ряд объединений стран—производителей и экспортёров определённого вида продукции (межафр. орг-ции производителей риса, кофе, какао, арахиса, леса, фосфатов); специализированные многосторонние орг-ции по борьбе с болезнями с.-х. культур и скота, с вреди-телями с. х-ва; разл. совместные учебные и исследовательские центры (Афр. институт экономич. развития и планирования, Афр. учебный и исследовательский центр администрации развития, Ассоциация содействия развитию с-х. наук и др.). .

Расширяется сотрудничество между афр. странами на двусторонней основе. Так, Танзания и Алжир в 1983 разработали и приняли совместную программу в области пром-сти. Конго и Республика Гвинея-Бисау заключили ряд двусторонних соглашений о сотрудничестве в области пром. развития и в подготовке технич. специалистов. Мозамбик и Зимбабве подписали соглашение о сотрудничестве в области пром-сти, энергетики, транспорта и связи. Бенин и Алжир сотрудничают в сфере добычи полезных ископаемых, в реализации с.-х. проектов, осуществляют совместные меры по повышению эффективности работы транспорта, ведут стр-во энергетич. объектов.

Большое внимание уделяется развитию внутриафр. торговли. Доля внутрирегиональных операций во внеш. торговле стран А. невелика и в 80-е гг. отмечалась тенденция к её снижению (4% в 1982 по сравнению с 5,6% в 1970). В основном это связано с тем, что страны — экспортёры нефти (Алжир, Ливия, Нигерия и др.), к-рые играют ведущую роль во внеш. торговле А., вывозят нефть гл. обр. за пределы региона. В торговле др. стран (не экспортирующих нефть) доля внутриафриканской торговли более значительна (напр., доля взаимных поставок стран—членов КЕАО в их внешней торговле в нач. 80-х гг. составляла ок. 9%).

Замедляющее воздействие на процесс экономич. интеграции развивающихся стран А. оказывает ряд факторов, в первую очередь низкий уровень развития производит, сил и схожесть экономич. структур большинства гос-в континента, а также слабость транспортных связей между ними. Тормозом в развитии экономич. интеграции служат также политич. разногласия между отдельными афр. гос-вами. Империалистич, державы пытаются использовать нек-рые интеграционные группировки для укрепления своего влияния в А., расширения сбыта товаров, производимых филиалами ТНК.

Лагосский план действий определил задачи укрепления межафр. экономич. сотрудничества на ближайшие десяти-летия и предусматривает, в частности, создание всеафр. экономцч. сообщества.