Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К /НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АФРИКИ

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо от US 1350

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (08.02 - 20.02.2018)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (23.02 - 09.03.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (16.05 - 29.05.2018)
Таинственная страна Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (19.06.-25.06.2018)
Сафари и рафтинг

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА (05.07 -20.07.2018)
Активное путешествие по островам

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2018)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2018)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2018)
Дикий животный мир Восточной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2018)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2018)
Акулы юга Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ (23.10 - 31.10.2018)
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2018)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 18.11 2018)
Восхождение на Рорайму


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АФРИКИ

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АФРИКИ

Первые сведения о школах на терр. А. относятся к 3-му тыс. до н. э. Они существовали в др.-егип. рабовладельч. гос-ве при дворце фараона и при храмах. В период араб, завоевания (7—9 вв.) на терр, Сев. и Сев,-Вост. А. сложилась довольно развитая система мусульм. образования, основу к-рой составляли коранич. школы. В 9—12 вв. широкой известностью пользовался кр. центр ср.-век. араб, культуры, находившийся на терр. совр. Туниса в Кайруане, Здесь имелись многочисл. б-ки, школы, мусульм. ун-т Бейт аль- хикма, в к-ром работали знаменитые араб, учёные в области естеств. наук, медицины, лит-ры, права и др. В 9 в. был осн. ун-т Каруин в Фесе (Марокко), в кон. 10 в. — ун-т аль-Азхар в Каире,

Ср.-век. араб, учёные положили начало развитию пед. мысли в странах Сев. А. В сер. 9 в. Мухаммедом ибн Сахну- ном была написана «Книга образования учителей», наиболее ранняя в араб, лит-ре работа по проблемам школьного образования. На рубеже 10—11 вв. араб, учёный Ибн аль- Кабиси подготовил трактат о постановке школьного дела.

По мере распространения ислама среди населения Тропич. А. коранич. школы распространились к югу. В15—16 вв. широкую известность получили ун-ты в гг. Томбукту и Дженне (терр. совр. Мали). В них наряду с богословием преподавали гуманитарные и естественные науки: юриспруденцию, лит-ру, географию, историю, математику, астрономию, музыку. Б-ка ун-та в Томбукту хранила одно из крупнейших в мире собраний араб, рукописей. Исламизация стран сопровождалась распространением араб. яз. как языка культа, школьного образования и науки.

К нач. 19 в. система мусульм. образования была представ-лена в А. гл. обр. коранич. школами и неск. мечетями- ун-тами, готовившими специалистов по богословию. Нередко коранич. школы, в к-рых уч-ся воспитывали в духе ненависти к колонизаторам, становились очагами сопротивления европ. колонизации.

В Тропич. А. воспитание и обучение молодого поколения осуществлялось в рамках традиционных институтов (институт возрастных классов, лагеря «посвящения» и т. п.). Иногда рамки такого воспитания были шире. Так, в лагерях «посвящения» народов ваи (Сьерра-Леоне) и тома (Гвинея, Либерия) возникла и распространилась силлабич. письменность, к-рая ещё в нач. 20 в. широко использовалась для переписки. Это вызывало недовольство колон, властей.

Так, в Камеруне, напр., в 1916 ими были закрыты школы, в к-рых дети пользовались письменностью народа бамум. Традиц. воспитание продолжало играть заметную роль в воспитании и обучении молодёжи, особенно в сел. р-нах, где значит. часть детей и подростков оставалась вне стен школьных учреждений.

Появление в А. школ европ. типа связано с установлением первых контактов-с португальцами и испанцами. В Конго, напр., в 1-й пол, 16 в. были созданы школы (в т. ч. и для девочек), в к-рых обучались дети местной племенной знати.

В 16—18 вв. в А. возникали школы в крепостях, основанных испанцами и португальцами на побережье Атлантич. ок. и на прилежащих о-вах. Эти школы создавались европ. работорговцами, к-рые нуждались в грамотных посредниках из местного населения для переговоров с афр. вождями о поставках рабов.

С кон. 18 в. в А. стали создаваться школы миссионерскими обществами, Осн. целями миссионерских школ были насаждение христианства и обеспечение прочной основы для установления колон, режима. Гл. внимание уделялось «моральному» воспитанию африканцев в духе послушания, подчинения, смирения с подвластным положением. В миссионерских 2—3-летних школах гл. предметом было Священное писание. Телесные наказания, механич. заучивание уч. материала (гл. обр. Библии) на почти незнакомом языке, слепая дисциплина и преданность «матери-метрополии» — таковы были основы воспитания и обучения в этих школах. К нач. 20 в. в миссионерских школах ФЭА обучалось ок. 3 тыс. чел. Гос, (светские) школы стали открываться в кон. 19— нач. 20 вв. Однако их число было крайне незначительно. Так, в кон. 19 в. в Сенегале было открыто 9 школ, в Судане — 30, в нач. 20 в. в Белы. Конго — 5—6 школ, в ФЗА в 1900 в гос. школах училось 2500 чел., в Мозамбике — 146 чел. Нек-рое расширение сети школ началось с 1920-х гг., что было связано с возросшим спросом на обученную рабочую силу, на мелких служащих колон, аппарата и т. п.

После 1-й мировой войны в большинстве колон, терр. А. существовали отдельные школы для европейцев и африканцев. Содержание образования характеризовалось полным отрывом его от афр. действительности, преобладанием религ. и гуманитарных предметов. В сел. школах франц. колоний уч-ся часто давался сокращённый курс. Во всех колониях ничтожными были возможности получения проф. или пед. подготовки, хотя бы низшей квалификации. Высшие уч. заведения имелись лишь в отдельных колониях, африканцам доступ был крайне затруднён и ограничен. В 1957.в ФЗА в нач. школах училось 246,4 тыс. чел., свидетельства об окончании школы получило 10,2 тыс. чел., в ср. школах училось 11,5 тыс. чел., экзамены на степень бакалавра выдержали 844 чел., всеми видами проф. и технич. специальностей было охвачено 5,5 тыс. чел., свидетельства об окончании центров ученичества по подготовке квалифициров. рабочих получили 339, об окончании технич. колледжей — 57 чел. Обучение в большинстве школ было платным.

Ко времени провозглашения независимости большинством афр. стран (1960) уровень неграмотности взрослого населения составлял здесь ок. 90%, а в таких странах, как Мавритания, Нигер, ЦАР, Чад и др., —до 99%, Охват детей младшего школьного возраста нач, образованием в целом по континенту не превышал 30%, а в ряде гос-в (Ливия, Мавритания, Нигер, Судан, Чад) не достигал и 10% (без учёта числ. учеников коранич. школ). В ср. общеобразоват. и проф.-техкич. уч. заведениях всех стран Тропич. А. в 1960 обучалось 630 тыс. чел., т. е. 2,7% численности молодёжи соответствующего возраста. Хотя нек-рые страны Сев. и Сев,-Вост. А. (Алжир, Египет, Марокко, Тунис) несколько дальше продвинулись в развитии ср. образования, охват молодёжи этой ступенью школьного обучения в регионе был ниже 10%. Лишь 9% общего контингента уч-ся ср. школ в А. приходилось на проф.-технич. уч. заведения. Слабо развита была система высш. образования (только 19 стран и терр. имели вузы). В 1960 в странах Тропич. А, насчитывалось 27 тыс. студентов (1 на 7 тыс. жит.), большинство к-рых обучалось в метрополиях.

Современная система образования. Общая характеристика. Завоевание политич. независимости создало предпосылки для демократизации образования и его ускоренного развития, для коренного пересмотра целей, задач и содержания школьного обучения, с тем чтобы при-вести деятельность. всех уч.-воспитат. учреждений в соответствие с потребностями социально-экономич, и политич. развития афр. стран.

По инициативе ЮНЕСКО в 1961 а г. Аддис-Абеба (Эфиопия) была проведена первая в истории континента конференция афр. гос-в по развитию образования в А. На ней был разработан рассчитанный на 20 лет План Аддис-Абебы, предусматривавший введение во всех странах А, к 1980 всеобщего нач. (6-классного) образования, значит, расширение сети ср. общеобразоват. и особенно проф.-технич. школ, создание нац. вузов, постепенный переход от колон, систем образования к национальным, повышение качества школьного обучения на основе пересмотра его содержания и методов и улучшения подготовки нац, преподават. кадров, всемерное развитие внешкольного образования, проведение мероприятий по ликвидации неграмотности взрослого населения.

С самого начала при решении этих задач молодые гос-ва столкнулись с серьёзными трудностями, обусловленными, с одной стороны, тяжелейшим наследием колониализма, в т. ч. и в области просвещения, с другой — совр. политикой империалистич. держав, к-рые через своих многочисл. советников, экспертов и преподавателей, с помощью разл. соглашений о помощи и культурном сотрудничестве, навя-занных быв. колониям накануне провозглашения их независимости, продолжали прямо или косвенно направлять в своих интересах развитие образования в этих странах. Поэтому лишь немногим странам А. (Алжир, Конго) удалось к 1980 приблизиться к реализации целей, предусмотренных «Планом Аддис-Абебы».

В 60 — 70-х гг. происходили количеств, сдвиги в развитии нар. образования. Но сами системы образования, их структура и принципы деятельности, содержание и методы обучения, гуманитарная направленность программ в большинстве стран существенно не изменились. Это объясняется прежде всего воздействием политики неоколониализма на развитие образования в молодых гос-вах, а также острой нехваткой школ, оборудования, квалифицир. преподават. кадров, методологии, трудностями разработки новых уч. программ, к-рые бы соответствовали специфич, потребностям экономич. и социального развития этих стран.

Итоги развития образования в А. за 20 лет (1960—80) подвела конференция в Хараре (1962). Доля ВНП, используемая афр. гос-вами на нужды просвещения, возросла по кон-тиненту в целом с 2,8% в 1960 до 5,5% в 1980, Увеличение ассигнований на эти цели сопровождалось в этот же период значит, ростом контингентов уч-ся на всех ступенях обучения: в нач. школе — с 16,8 млн. чел. до 56 млн. чел.; в средней — с 1,6 до 12,5 млн. чел.: в высшей —со 142 тыс. чел. до 1 169 тыс. чел. В странах А. ныне в уч. заведениях различного уровня в общей сложности обучается ок. 70 млн. чел.

Охват детей в возрасте 6—11 лет нач. обучением увеличился к 1960 до 62%, на уровне ср. школы — до 20% от общей численности молодёжи в возрасте 12—17 лет. Несмотря на заметное улучшение этих показателей по сравнению с колон, периодом, их увеличение не поспевало за темпами демографии, роста. В результате численность афр. детей и подростков, к-рые по-прежнему лишены возможности попасть в школу и вообще не охвачены обучением, продолжает расти. Нек-рый прогресс имел место в женском образовании, развитие к-рого в условиях мусульм. стран сопряжено с преодолением религ, предрассудков. В 1960— 75 доля уч-ся-девочек в начальных школах увеличилась с 34,8 до 39,9%, в ср школах — с 25,8 до 30,7%. в вузах — с 16 9 до 24,2%

В 1960—80 уровень неграмотности взрослого населения (старше 15 лет) снизился в А. до 60,6%. Однако в абс. выражении число неграмотных не только не уменьшилось, но постоянно растёт. В 1980 их было 156 млн. чел. (на 17 млн. чел. больше, чем в 1970), к 1990 око составит, согласно прог-нозам ЮНЕСКО, 168 млн. чел. Ликвидация неграмотности до сих пор является одной из главнейших задач гос-в А. Почти повсюду созданы спец. службы или центры, координирующие работу кружков и курсов по образованию взрослых. Проводятся широкие кампании по ликвидации неграмотности с привлечением студентов и школьников. В ходе многолетней общенац. кампании по ликвидации неграмотности в Эфиопии доля неграмотных снизилась с 93 до 36%. В ряде стран, где особо остро ощущается нехватка учителей, получило распространение обучение взрослого населения при помощи радио, телевидения, киноустановок. Большую помощь оказывает ЮНЕСКО в создании центров обучения взрослых и т. п. По инициативе ЮНЕСКО на континенте вводится новый принцип «функциональной» грамотности, по к-рому взрослые не только обучаются грамоте, но и приобретают новые проф, навыки и технич. знания (к 1971 по этому методу в А. было обучено 170 тыс. чел., только в Мали к 1974 — 70 тыс.).

За усреднёнными в масштабах континента показателями скрываются существ, различия в уровне и темпах развития нар. образования в отд. гос-вах. В 1980 доля неграмотных среди людей в возрасте старше 15 лет составляла в зависимости от страны от 30 до 95%, охват нач. обуиением — от 13 до 100%, первой ступенью ср. школы — от 2,1 до 82,3%. Наряду с гос-вами, к-рые вплотную подошли или уже осуществили нач, всеобуч, добились значит, снижения уровня неграмотности взрослого населения и заметно продвинулись вперёд в развитии ср. {общего и проф.-технич.) и высш. образования, на афр. континенте находятся наиб, отсталые в области просвещения страны мира (Нигер, Чад, ЦАР и др.),

Сохранение по существу мало изменённых программ обучения, их несоответствие нуждам развивающейся экономики привели к обострению дефицита в квалифицир. кадрах. Большими недостатками афр, школы являлись гуманитарный характер уч. программ, неравномерные территориальное распределение уч-ся (в нек-рых странах соотношение числа уч-ся гор. и сел. р-нов составляет 7:1) и количеств. соотношение отд. звеньев системы образования (в 1970-х гг. соотношение уч-ся нач., ср. и высш. школ по всей А. было 80:6:1). Школа продолжала ориентировать выпускников или на продолжение образования, или на работу в качестве клерков, служащих, чиновников. Рост безработицы среди молодёжи, получившей образование, стал чрезвычайно острой проблемой. В основе этого явления лежат прежде всего социально-экономич. причины, вместе с тем парадокс «перепроизводства образованных» объясняется также неэффективностью проводившихся реформ колон, систем образования.

В 1968 на конференции министров образования афр. стран в Найроби ставились задачи проведения реформы нач. образования, создания предпосылок для подготовки науч. и технич. кадров, организации преподавания естеств. наук и проф.-технич. обучения. На конференции министров образования в 1976 в Лагосе был поставлен вопрос об изменении всей системы образования в А. с тем, чтобы она стала более эффективной и приспособленной к местным условиям, о широком использовании в преподавании афр. яз., особенно во внешкольных формах обучения, напр, в программах по ликвидации неграмотности среди взрослых и т. п. В числе мн. других была принята также рекомендация укреплять связь школы с жизнью, однако не был поставлен конкретно вопрос о трудовом обучении в школе. Тем не менее в эти годы многие страны стали осуществлять связь школы с производством через организацию трудового, в частности с.-х., обучения.

В кон. 70-х гг. во мн. странах были проведены реформы системы образования, введены новые школьные программы, всеобщее бесплатное образование, обязат. нач, образование, резко увеличилась подготовка преподават. кадров.

Переориентация школьного образования на практич. нужды, на производств, и трудовую подготовку одновременно с попыткой таким образом стимулировать экономич развитие способствует социальной переориентации молодёжи. Воспитат. задачи образовательных реформ в гос-вах различной политич. ориентации решаются по-разному. В странах капиталистич. ориентации внимание уделяется в основном соответствию образоват. программ экономич. нуждам, причём обсуждение этих задач пока проводится шире, чем конкретные мероприятия, а декларирование этих задач зачастую подменяет их осуществление.

Гос-ва социалистич. ориентации наиб, последовательно идут по пути коренной перестройки систем образования, выдвинув в качестве осн. задач усиление роли гос-ва в деле образования, отделение школы от церкви, ограничение деятельности частных школ; демократизацию образования; планирование развития образования в тесной связи с планированием социально-экономич. развития страны; изменение содержания образования, связь обучения с жизнью; введение трудового воспитания, с.-х. и производств, практики и политич. занятий в школах; обеспечение единства и преемственности школ; ликвидацию «тупиковых» школ; перевод обучения на нац. языки; организацию массовых кампаний по борьбе с неграмотностью взрослого населения и др.

Эти гос-ва пытаются осуществлять в комплексе мероприятия по идейно-политич., трудовому и нравств. воспитанию молодого поколения. Участие молодёжи в трудовых кампаниях увязывается с пропагандистской работой среди населения, с мероприятиями по повышению политич. сознательности населения. Б Алжире издан специальный декрет о нац. комиссии студенческого волонтариата (1973), активно действуют студенческие строительные отряды, в Гвинее были организованы спец. студенческие отряды для работы в деревне. В Эфиопии в «Национальной кампании развития через сотрудничество» участвовало ок. 60 тыс. студентов и учащихся старших классов, в Конго с 1982 присуждаются нац. премии школам за лучшую организацию трудового воспитания. Кампании по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, активно проводящиеся с помощью школьников и студентов, выполняют также серьёзную воспитательную функцию не только по отношению ко взрослому населению, но и по отношению к участвующим в них молодым людям.

Начальная школа является формально обяза-тельной, бесплатной для детей в возрасте от 6 до 14 лет. Продолжительность обучения в ней от 4 (Ангола, Мозамбик) до 8 (Сомали) лет, а в большинстве стран — 6 лет. Наиб, высокий процент охвата детей нач. образованием в нач. 80-х гг. был в Алжире, Габоне, Египте, Конго (ок. 100%), самый низкий — в Мавритании, Нигере, Чаде (ок. 20%). В нач. школе ряда афр. гос-в отсев (особенно среди девочек) и второгодничество уч-ся по причинам материальных труд-ностей семей уч-ся, отдалённости школ, недостаточно ква-лифицир. обучения и др. приводят к увеличению ср. продол-жительности обучения (до 8—9 лет вместо 6). к крайней неоднородности возрастного состава уч-ся старших классов нач, школы и к огромному перерасходу средств (до 50% общей суммы ассигнований на нужды просвещения). Во мн. странах темпы строительства гос. школ заметно отстают от роста численности населения, поэтому многие дети поступают в частные или миссионерские школы, наиболее разветвлённая сеть к-рых — в Габоне, Того, Замбии, Лесото и др.

В ср. уч. заведения стран А. попадает 1/3—1/4 выпускников нач. школы, что существенно затрудняет возможности раз-вития ср. образования и повышения общеобразоват. уровня экономически активного населения.

Общеобразовательная средняя школа стран А. по своей структуре и профилю неоднородна. Про-должительность обучения на этой ступени составляет от 4 до 7 лет, включает два цикла (3+2, 3+3, 4+2, 4-3). Наиб, охват ср. школой (св. 40%) достигнут в странах Сев. А. (Ал-жир, Египет, Марокко, Тунис) и в нек-рых странах Тропич, А. (Конго, Сенегал), самый низкий (меньше 5%) — в Мавритании, Нигере, Чаде, ЦАР и др. Профессионально-техническая средняя школа является до сих пор найм, развитой в А. В сер. 70-х гг. в Тропич. А. на долю общеобразоват. уч. заведений приходилось 88%, проф.-тех- нич. — 6%, пед.—6% общего числа уч-ся ср. школ, а в стра-нах Сев. А. соответственно 83,15 и 2%. Существуют 3 основных типа проф.-технич. уч. заведений: на базе начальной школы (готовят [ абочих), неполной ср. школы (готовят низший ср.-технич. персонал) и полной ср. школы (готовят ср,- технич, кадры). Б. ч. технич. школ составляют пром. и коммерческие, значительно меньшую — сельскохозяйственные (хотя с. х-ао — основа экономики большинства афр. стран). Проф.-технич. школы находятся в ведении не только мин-в образования, но и разл. др. мин-в — мин-в пром-сти, стр-ва. связи, здравоохранения. Имеются курсы, действующие при помощи разл. спец. учреждений ООН (напр., МОТ и др.), на к-рых проводится проф.-технич, обучение. В ряде стран социалистич. ориентации приняты меры, направленные, с одной стороны, на форсированное развитие проф.-технич. школы, с другой — на усиление трудовой и проф. подготовки уч-ся общеобразоват. школ путём расширения их участия в производит, труде на пром. пр-ти»х иве. х-ве.

Велик отсев уч-ся из ср. школы. Из тысячи подростков, поступающих в ср. уч. заведения, диплом о завершении пол-ного ср. образования получают лишь единицы, а большинство выбывает еще до окончания 1-й ступени ср. школы.

Развитие высшего образования в странах А. в основном началось после получения независимости и осуществляется довольно высокими темпами. Контингент студентов в афр странах в 1966—70 увеличивался ежегодно на 10,2%, в 1971—75 — на 22,2%. Тем не менее удельный вес студентов в общей массе как уч-ся, так и всего населения пока остаётся низким. При среднем показателе по А. 12 студентов на 10 тыс. чел. (сер. 70-х гг.) этот показатель для стран Тропич. А. — 5 чел., для североафр. стран значительно выше, напр, в Египте — 88, Ливии — 42.

Доступ к высшему образованию остаётся ограниченным, особенно для сел. населения. Узка социальная база поступающих в вузы.

Основу системы высшего образования в А. составляют ун-ты, на долю к-рых приходится св. 80% студентов нац. вузов. Мн. ун-ты, созданные в своё время по моделям ун-тов бывших метрополий, испытывают сильную зависимость от зап. держав, к-рые с целью распространения буржуазной идеологии участвуют в финансировании высшего образования, в обеспечении афр. вузов административно-преподават. кадрами. Одна из задач развития высшего образования — преодоление его гуманитарной направленности, доставшейся в наследство от колониализма, поддерживаемой совр. неоколониализмом, обуславливаемой также меньшими потребностями в затратах и технич. оснащении,

В нач. 80-х гг. в большинстве стран А. студенты гуманитар-ных ф-тов составляли 60—65%.

Во мн. странах уже в 60-е гг. отмечался тем не менее рост контингента студентов естеств.-научных ф-тов, вызванный потребностями в преподават. кадрах по этим наукам. В 70-е гг. наблюдалось абсолютное и относительное расширение подготовки инженерно-технич. кадров, увеличение числа студентов-медиков, доли студентов с.-х, вузов. Проф. состав обучаемых связан со спецификой развития экономики той или иной страны. В экономически более развитых странах с многоотраслевым х-вом подготовка студентов ведётся, как правило, по более широкому кругу специальностей.

Под воздействием научно-технич, революции и в резуль-тате роста потребностей в квалифицир. научных и инженерно-технич. кадрах мн. страны А., и прежде всего гос-ва социалистич. ориентации, предприняли серьёзную реформу высшей школы, направленную на расширение сети технич. вузов и улучшение качества проф.-технич. подготовки выпускников. В результате с сер. 70-х гг. в развитии высшей школы наметилась тенденция превращения ун-тов в ком-плексы уч. заведений разного уровня и профиля.

Подготовка педагогических кадров. Преподавателей для нач. школ готовят пед. школы, для ср. уч. заведения — высш. пед. школы, для вузов — ун-ты. Существуют ткже специализир. уч. заведения (курсы, ин-ты и др. со сроком обучения 2—4 г.), готовящие преподавателей естеств.-науч. и технич. дисциплин.

В афр. странах ощущается острая нехватка квалифициро-ванных пед. кадров на всех уровнях образования. В сер. 70-х гг. св. 39% учителей нач. школы получили лишь нач. образование и не имели проф. подготовки. Этим объясняется низкое качество обучения в нач. школе мн. стран. Между тем преподавательские кадры для нач. школы пракдостигнуты и в африканизации пед. кадров в ср. школе, например доля иностранных преподавателей за годы независимости снизилась в Того, Малави, Гане, Габоне, а также в Эфиопии (после 1974) с 30% до 10%. В ряде стран {БСК, Заир, Сьерра-Леоне, Камерун и др.) эта доля состав-ляет ок. 50% (а в вузах ещё больше).

Большую помощь в решении задач в области образования оказывают афр. гос-вам СССР и страны социалистич. содру-жества. Сов.-афр. сотрудничество охватывает разл. области, в первую очередь стр-во в А. с помощью СССР вузов и науч. центров. К 1976 были созданы и начали функционировать 72 уч. заведения, в т. ч. 7 высш., 4 средних и 61 уч, центр. В Алжире к 1976 было создано 12 нефтехимии, и текст, центров, куда входят ин-ты и техникумы, готовящие инженеров и техников нефт, нефтехимич. и текст, пром-сти.

В Гвинее было создано одно из самых кр. уч. заведений Африки — Политехнич. ин-т в Конакри. 8 Мали в сер, 60-х гг. Открылись с.-х. ин-т и высш. школа руководящих работников гос. аппарата. Б. ч. существующих в Египте технич. вузов и кр. проф.-технич. центров открыта в 1956—72 при активном участии СССР, ГДР и др. социалистич. стран. Внедряются разл, формы подготовки местных проф.-технич, кадров. Св. 85 тыс. специалистов подготовлено непосредственно на сооружаемых в А. пром. объектах.

С нач. 60-х гг. значительно усилился приток студентов из А. в вузы социалистич стран; в кон. 70-х гг. обучалось ок. 15 тыс. афр. студентов, было выделено 3 тыс. стипендий для их обучения.