Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К /НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АФРИКИ

СРОЧНО!!! ЖЕЛАЮЩИЕ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПУТЕШЕСТВИЯХ, А ТАК-ЖЕ ТЕ, КТО ОТПРАВЛЯЛ ПРЕДОПЛАТУ, СВЯЖИТЕСЬ ПО УКАЗАННЫМ КОНТАКТАМ!!!

ВАЖНО!!! НЕ БЕРИТЕ ДОЛЛАРЫ ВЫПУЩЕННЫЕ ДО 2009 ГОДА, ТАК КАК БУДУТ ПРОБЛЕМЫ С ИХ ОБМЕНОМ!!!

Так-же прошу обратить внимание на то, что сайт и вся информация обновляется. В том числе цены на туры будут немного изменены по мере поступления информации в связи с ситуацией с вирусом. Проверяйте актуальность статей и появления новой информации. В общем почаще заглядывайте что-бы не упустить ничего.

САЙТ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ МОЕГО БЛИЗКОГО ДРУГА, И ПРОСТО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА РОМАНА КАШИГИНА, КОТОРЫЙ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ КАМПАЛЫ 2 НОЯБРЯ 2020 г. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!

БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:


Вся Уганда за 10 дней (25.02. - 6.03.21)
Активное путешествие по Уганде за 10 дней.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2021)
Африка в миниатюре.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 01.04 - 13.04.2021)
В краю вулканов и горных горилл.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские (28.04.-15.05.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (29.07.-05.08.2021)
Великая миграция.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (15.08 - 30.08.2021)
Большое путешествие по большому острову.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (13.09.-25.09.2021)
Большое путешествие по странам ЮЖНОЙ АФРИКИ.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулканы.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ и ДР КОНГО за 12 дней (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулкан Ньирагонго.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ И ДЖИБУТИ (02.01 - 15.01.2022)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо + плавание с китовыми акулами
ТУР ПЕРЕНОСИТСЯ НА ГОД В СВЯЗИ С НАЧАВШИМИСЯ БОЕВЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ В СТРАНЕ.

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ! (с 29.12.2021 - 06.01.2022)
Лучшие парки Уганды и горные гориллы на Новый Год.


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии.

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР).

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АФРИКИ

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ АФРИКИ

Первые сведения о школах на терр. А. относятся к 3-му тыс. до н. э. Они существовали в др.-егип. рабовладельч. гос-ве при дворце фараона и при храмах. В период араб, завоевания (7—9 вв.) на терр, Сев. и Сев,-Вост. А. сложилась довольно развитая система мусульм. образования, основу к-рой составляли коранич. школы. В 9—12 вв. широкой известностью пользовался кр. центр ср.-век. араб, культуры, находившийся на терр. совр. Туниса в Кайруане, Здесь имелись многочисл. б-ки, школы, мусульм. ун-т Бейт аль- хикма, в к-ром работали знаменитые араб, учёные в области естеств. наук, медицины, лит-ры, права и др. В 9 в. был осн. ун-т Каруин в Фесе (Марокко), в кон. 10 в. — ун-т аль-Азхар в Каире,

Ср.-век. араб, учёные положили начало развитию пед. мысли в странах Сев. А. В сер. 9 в. Мухаммедом ибн Сахну- ном была написана «Книга образования учителей», наиболее ранняя в араб, лит-ре работа по проблемам школьного образования. На рубеже 10—11 вв. араб, учёный Ибн аль- Кабиси подготовил трактат о постановке школьного дела.

По мере распространения ислама среди населения Тропич. А. коранич. школы распространились к югу. В15—16 вв. широкую известность получили ун-ты в гг. Томбукту и Дженне (терр. совр. Мали). В них наряду с богословием преподавали гуманитарные и естественные науки: юриспруденцию, лит-ру, географию, историю, математику, астрономию, музыку. Б-ка ун-та в Томбукту хранила одно из крупнейших в мире собраний араб, рукописей. Исламизация стран сопровождалась распространением араб. яз. как языка культа, школьного образования и науки.

К нач. 19 в. система мусульм. образования была представ-лена в А. гл. обр. коранич. школами и неск. мечетями- ун-тами, готовившими специалистов по богословию. Нередко коранич. школы, в к-рых уч-ся воспитывали в духе ненависти к колонизаторам, становились очагами сопротивления европ. колонизации.

В Тропич. А. воспитание и обучение молодого поколения осуществлялось в рамках традиционных институтов (институт возрастных классов, лагеря «посвящения» и т. п.). Иногда рамки такого воспитания были шире. Так, в лагерях «посвящения» народов ваи (Сьерра-Леоне) и тома (Гвинея, Либерия) возникла и распространилась силлабич. письменность, к-рая ещё в нач. 20 в. широко использовалась для переписки. Это вызывало недовольство колон, властей.

Так, в Камеруне, напр., в 1916 ими были закрыты школы, в к-рых дети пользовались письменностью народа бамум. Традиц. воспитание продолжало играть заметную роль в воспитании и обучении молодёжи, особенно в сел. р-нах, где значит. часть детей и подростков оставалась вне стен школьных учреждений.

Появление в А. школ европ. типа связано с установлением первых контактов-с португальцами и испанцами. В Конго, напр., в 1-й пол, 16 в. были созданы школы (в т. ч. и для девочек), в к-рых обучались дети местной племенной знати.

В 16—18 вв. в А. возникали школы в крепостях, основанных испанцами и португальцами на побережье Атлантич. ок. и на прилежащих о-вах. Эти школы создавались европ. работорговцами, к-рые нуждались в грамотных посредниках из местного населения для переговоров с афр. вождями о поставках рабов.

С кон. 18 в. в А. стали создаваться школы миссионерскими обществами, Осн. целями миссионерских школ были насаждение христианства и обеспечение прочной основы для установления колон, режима. Гл. внимание уделялось «моральному» воспитанию африканцев в духе послушания, подчинения, смирения с подвластным положением. В миссионерских 2—3-летних школах гл. предметом было Священное писание. Телесные наказания, механич. заучивание уч. материала (гл. обр. Библии) на почти незнакомом языке, слепая дисциплина и преданность «матери-метрополии» — таковы были основы воспитания и обучения в этих школах. К нач. 20 в. в миссионерских школах ФЭА обучалось ок. 3 тыс. чел. Гос, (светские) школы стали открываться в кон. 19— нач. 20 вв. Однако их число было крайне незначительно. Так, в кон. 19 в. в Сенегале было открыто 9 школ, в Судане — 30, в нач. 20 в. в Белы. Конго — 5—6 школ, в ФЗА в 1900 в гос. школах училось 2500 чел., в Мозамбике — 146 чел. Нек-рое расширение сети школ началось с 1920-х гг., что было связано с возросшим спросом на обученную рабочую силу, на мелких служащих колон, аппарата и т. п.

После 1-й мировой войны в большинстве колон, терр. А. существовали отдельные школы для европейцев и африканцев. Содержание образования характеризовалось полным отрывом его от афр. действительности, преобладанием религ. и гуманитарных предметов. В сел. школах франц. колоний уч-ся часто давался сокращённый курс. Во всех колониях ничтожными были возможности получения проф. или пед. подготовки, хотя бы низшей квалификации. Высшие уч. заведения имелись лишь в отдельных колониях, африканцам доступ был крайне затруднён и ограничен. В 1957.в ФЗА в нач. школах училось 246,4 тыс. чел., свидетельства об окончании школы получило 10,2 тыс. чел., в ср. школах училось 11,5 тыс. чел., экзамены на степень бакалавра выдержали 844 чел., всеми видами проф. и технич. специальностей было охвачено 5,5 тыс. чел., свидетельства об окончании центров ученичества по подготовке квалифициров. рабочих получили 339, об окончании технич. колледжей — 57 чел. Обучение в большинстве школ было платным.

Ко времени провозглашения независимости большинством афр. стран (1960) уровень неграмотности взрослого населения составлял здесь ок. 90%, а в таких странах, как Мавритания, Нигер, ЦАР, Чад и др., —до 99%, Охват детей младшего школьного возраста нач, образованием в целом по континенту не превышал 30%, а в ряде гос-в (Ливия, Мавритания, Нигер, Судан, Чад) не достигал и 10% (без учёта числ. учеников коранич. школ). В ср. общеобразоват. и проф.-техкич. уч. заведениях всех стран Тропич. А. в 1960 обучалось 630 тыс. чел., т. е. 2,7% численности молодёжи соответствующего возраста. Хотя нек-рые страны Сев. и Сев,-Вост. А. (Алжир, Египет, Марокко, Тунис) несколько дальше продвинулись в развитии ср. образования, охват молодёжи этой ступенью школьного обучения в регионе был ниже 10%. Лишь 9% общего контингента уч-ся ср. школ в А. приходилось на проф.-технич. уч. заведения. Слабо развита была система высш. образования (только 19 стран и терр. имели вузы). В 1960 в странах Тропич. А, насчитывалось 27 тыс. студентов (1 на 7 тыс. жит.), большинство к-рых обучалось в метрополиях.

Современная система образования. Общая характеристика. Завоевание политич. независимости создало предпосылки для демократизации образования и его ускоренного развития, для коренного пересмотра целей, задач и содержания школьного обучения, с тем чтобы при-вести деятельность. всех уч.-воспитат. учреждений в соответствие с потребностями социально-экономич, и политич. развития афр. стран.

По инициативе ЮНЕСКО в 1961 а г. Аддис-Абеба (Эфиопия) была проведена первая в истории континента конференция афр. гос-в по развитию образования в А. На ней был разработан рассчитанный на 20 лет План Аддис-Абебы, предусматривавший введение во всех странах А, к 1980 всеобщего нач. (6-классного) образования, значит, расширение сети ср. общеобразоват. и особенно проф.-технич. школ, создание нац. вузов, постепенный переход от колон, систем образования к национальным, повышение качества школьного обучения на основе пересмотра его содержания и методов и улучшения подготовки нац, преподават. кадров, всемерное развитие внешкольного образования, проведение мероприятий по ликвидации неграмотности взрослого населения.

С самого начала при решении этих задач молодые гос-ва столкнулись с серьёзными трудностями, обусловленными, с одной стороны, тяжелейшим наследием колониализма, в т. ч. и в области просвещения, с другой — совр. политикой империалистич. держав, к-рые через своих многочисл. советников, экспертов и преподавателей, с помощью разл. соглашений о помощи и культурном сотрудничестве, навя-занных быв. колониям накануне провозглашения их независимости, продолжали прямо или косвенно направлять в своих интересах развитие образования в этих странах. Поэтому лишь немногим странам А. (Алжир, Конго) удалось к 1980 приблизиться к реализации целей, предусмотренных «Планом Аддис-Абебы».

В 60 — 70-х гг. происходили количеств, сдвиги в развитии нар. образования. Но сами системы образования, их структура и принципы деятельности, содержание и методы обучения, гуманитарная направленность программ в большинстве стран существенно не изменились. Это объясняется прежде всего воздействием политики неоколониализма на развитие образования в молодых гос-вах, а также острой нехваткой школ, оборудования, квалифицир. преподават. кадров, методологии, трудностями разработки новых уч. программ, к-рые бы соответствовали специфич, потребностям экономич. и социального развития этих стран.

Итоги развития образования в А. за 20 лет (1960—80) подвела конференция в Хараре (1962). Доля ВНП, используемая афр. гос-вами на нужды просвещения, возросла по кон-тиненту в целом с 2,8% в 1960 до 5,5% в 1980, Увеличение ассигнований на эти цели сопровождалось в этот же период значит, ростом контингентов уч-ся на всех ступенях обучения: в нач. школе — с 16,8 млн. чел. до 56 млн. чел.; в средней — с 1,6 до 12,5 млн. чел.: в высшей —со 142 тыс. чел. до 1 169 тыс. чел. В странах А. ныне в уч. заведениях различного уровня в общей сложности обучается ок. 70 млн. чел.

Охват детей в возрасте 6—11 лет нач. обучением увеличился к 1960 до 62%, на уровне ср. школы — до 20% от общей численности молодёжи в возрасте 12—17 лет. Несмотря на заметное улучшение этих показателей по сравнению с колон, периодом, их увеличение не поспевало за темпами демографии, роста. В результате численность афр. детей и подростков, к-рые по-прежнему лишены возможности попасть в школу и вообще не охвачены обучением, продолжает расти. Нек-рый прогресс имел место в женском образовании, развитие к-рого в условиях мусульм. стран сопряжено с преодолением религ, предрассудков. В 1960— 75 доля уч-ся-девочек в начальных школах увеличилась с 34,8 до 39,9%, в ср школах — с 25,8 до 30,7%. в вузах — с 16 9 до 24,2%

В 1960—80 уровень неграмотности взрослого населения (старше 15 лет) снизился в А. до 60,6%. Однако в абс. выражении число неграмотных не только не уменьшилось, но постоянно растёт. В 1980 их было 156 млн. чел. (на 17 млн. чел. больше, чем в 1970), к 1990 око составит, согласно прог-нозам ЮНЕСКО, 168 млн. чел. Ликвидация неграмотности до сих пор является одной из главнейших задач гос-в А. Почти повсюду созданы спец. службы или центры, координирующие работу кружков и курсов по образованию взрослых. Проводятся широкие кампании по ликвидации неграмотности с привлечением студентов и школьников. В ходе многолетней общенац. кампании по ликвидации неграмотности в Эфиопии доля неграмотных снизилась с 93 до 36%. В ряде стран, где особо остро ощущается нехватка учителей, получило распространение обучение взрослого населения при помощи радио, телевидения, киноустановок. Большую помощь оказывает ЮНЕСКО в создании центров обучения взрослых и т. п. По инициативе ЮНЕСКО на континенте вводится новый принцип «функциональной» грамотности, по к-рому взрослые не только обучаются грамоте, но и приобретают новые проф, навыки и технич. знания (к 1971 по этому методу в А. было обучено 170 тыс. чел., только в Мали к 1974 — 70 тыс.).

За усреднёнными в масштабах континента показателями скрываются существ, различия в уровне и темпах развития нар. образования в отд. гос-вах. В 1980 доля неграмотных среди людей в возрасте старше 15 лет составляла в зависимости от страны от 30 до 95%, охват нач. обуиением — от 13 до 100%, первой ступенью ср. школы — от 2,1 до 82,3%. Наряду с гос-вами, к-рые вплотную подошли или уже осуществили нач, всеобуч, добились значит, снижения уровня неграмотности взрослого населения и заметно продвинулись вперёд в развитии ср. {общего и проф.-технич.) и высш. образования, на афр. континенте находятся наиб, отсталые в области просвещения страны мира (Нигер, Чад, ЦАР и др.),

Сохранение по существу мало изменённых программ обучения, их несоответствие нуждам развивающейся экономики привели к обострению дефицита в квалифицир. кадрах. Большими недостатками афр, школы являлись гуманитарный характер уч. программ, неравномерные территориальное распределение уч-ся (в нек-рых странах соотношение числа уч-ся гор. и сел. р-нов составляет 7:1) и количеств. соотношение отд. звеньев системы образования (в 1970-х гг. соотношение уч-ся нач., ср. и высш. школ по всей А. было 80:6:1). Школа продолжала ориентировать выпускников или на продолжение образования, или на работу в качестве клерков, служащих, чиновников. Рост безработицы среди молодёжи, получившей образование, стал чрезвычайно острой проблемой. В основе этого явления лежат прежде всего социально-экономич. причины, вместе с тем парадокс «перепроизводства образованных» объясняется также неэффективностью проводившихся реформ колон, систем образования.

В 1968 на конференции министров образования афр. стран в Найроби ставились задачи проведения реформы нач. образования, создания предпосылок для подготовки науч. и технич. кадров, организации преподавания естеств. наук и проф.-технич. обучения. На конференции министров образования в 1976 в Лагосе был поставлен вопрос об изменении всей системы образования в А. с тем, чтобы она стала более эффективной и приспособленной к местным условиям, о широком использовании в преподавании афр. яз., особенно во внешкольных формах обучения, напр, в программах по ликвидации неграмотности среди взрослых и т. п. В числе мн. других была принята также рекомендация укреплять связь школы с жизнью, однако не был поставлен конкретно вопрос о трудовом обучении в школе. Тем не менее в эти годы многие страны стали осуществлять связь школы с производством через организацию трудового, в частности с.-х., обучения.

В кон. 70-х гг. во мн. странах были проведены реформы системы образования, введены новые школьные программы, всеобщее бесплатное образование, обязат. нач, образование, резко увеличилась подготовка преподават. кадров.

Переориентация школьного образования на практич. нужды, на производств, и трудовую подготовку одновременно с попыткой таким образом стимулировать экономич развитие способствует социальной переориентации молодёжи. Воспитат. задачи образовательных реформ в гос-вах различной политич. ориентации решаются по-разному. В странах капиталистич. ориентации внимание уделяется в основном соответствию образоват. программ экономич. нуждам, причём обсуждение этих задач пока проводится шире, чем конкретные мероприятия, а декларирование этих задач зачастую подменяет их осуществление.

Гос-ва социалистич. ориентации наиб, последовательно идут по пути коренной перестройки систем образования, выдвинув в качестве осн. задач усиление роли гос-ва в деле образования, отделение школы от церкви, ограничение деятельности частных школ; демократизацию образования; планирование развития образования в тесной связи с планированием социально-экономич. развития страны; изменение содержания образования, связь обучения с жизнью; введение трудового воспитания, с.-х. и производств, практики и политич. занятий в школах; обеспечение единства и преемственности школ; ликвидацию «тупиковых» школ; перевод обучения на нац. языки; организацию массовых кампаний по борьбе с неграмотностью взрослого населения и др.

Эти гос-ва пытаются осуществлять в комплексе мероприятия по идейно-политич., трудовому и нравств. воспитанию молодого поколения. Участие молодёжи в трудовых кампаниях увязывается с пропагандистской работой среди населения, с мероприятиями по повышению политич. сознательности населения. Б Алжире издан специальный декрет о нац. комиссии студенческого волонтариата (1973), активно действуют студенческие строительные отряды, в Гвинее были организованы спец. студенческие отряды для работы в деревне. В Эфиопии в «Национальной кампании развития через сотрудничество» участвовало ок. 60 тыс. студентов и учащихся старших классов, в Конго с 1982 присуждаются нац. премии школам за лучшую организацию трудового воспитания. Кампании по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, активно проводящиеся с помощью школьников и студентов, выполняют также серьёзную воспитательную функцию не только по отношению ко взрослому населению, но и по отношению к участвующим в них молодым людям.

Начальная школа является формально обяза-тельной, бесплатной для детей в возрасте от 6 до 14 лет. Продолжительность обучения в ней от 4 (Ангола, Мозамбик) до 8 (Сомали) лет, а в большинстве стран — 6 лет. Наиб, высокий процент охвата детей нач. образованием в нач. 80-х гг. был в Алжире, Габоне, Египте, Конго (ок. 100%), самый низкий — в Мавритании, Нигере, Чаде (ок. 20%). В нач. школе ряда афр. гос-в отсев (особенно среди девочек) и второгодничество уч-ся по причинам материальных труд-ностей семей уч-ся, отдалённости школ, недостаточно ква-лифицир. обучения и др. приводят к увеличению ср. продол-жительности обучения (до 8—9 лет вместо 6). к крайней неоднородности возрастного состава уч-ся старших классов нач, школы и к огромному перерасходу средств (до 50% общей суммы ассигнований на нужды просвещения). Во мн. странах темпы строительства гос. школ заметно отстают от роста численности населения, поэтому многие дети поступают в частные или миссионерские школы, наиболее разветвлённая сеть к-рых — в Габоне, Того, Замбии, Лесото и др.

В ср. уч. заведения стран А. попадает 1/3—1/4 выпускников нач. школы, что существенно затрудняет возможности раз-вития ср. образования и повышения общеобразоват. уровня экономически активного населения.

Общеобразовательная средняя школа стран А. по своей структуре и профилю неоднородна. Про-должительность обучения на этой ступени составляет от 4 до 7 лет, включает два цикла (3+2, 3+3, 4+2, 4-3). Наиб, охват ср. школой (св. 40%) достигнут в странах Сев. А. (Ал-жир, Египет, Марокко, Тунис) и в нек-рых странах Тропич, А. (Конго, Сенегал), самый низкий (меньше 5%) — в Мавритании, Нигере, Чаде, ЦАР и др. Профессионально-техническая средняя школа является до сих пор найм, развитой в А. В сер. 70-х гг. в Тропич. А. на долю общеобразоват. уч. заведений приходилось 88%, проф.-тех- нич. — 6%, пед.—6% общего числа уч-ся ср. школ, а в стра-нах Сев. А. соответственно 83,15 и 2%. Существуют 3 основных типа проф.-технич. уч. заведений: на базе начальной школы (готовят [ абочих), неполной ср. школы (готовят низший ср.-технич. персонал) и полной ср. школы (готовят ср,- технич, кадры). Б. ч. технич. школ составляют пром. и коммерческие, значительно меньшую — сельскохозяйственные (хотя с. х-ао — основа экономики большинства афр. стран). Проф.-технич. школы находятся в ведении не только мин-в образования, но и разл. др. мин-в — мин-в пром-сти, стр-ва. связи, здравоохранения. Имеются курсы, действующие при помощи разл. спец. учреждений ООН (напр., МОТ и др.), на к-рых проводится проф.-технич, обучение. В ряде стран социалистич. ориентации приняты меры, направленные, с одной стороны, на форсированное развитие проф.-технич. школы, с другой — на усиление трудовой и проф. подготовки уч-ся общеобразоват. школ путём расширения их участия в производит, труде на пром. пр-ти»х иве. х-ве.

Велик отсев уч-ся из ср. школы. Из тысячи подростков, поступающих в ср. уч. заведения, диплом о завершении пол-ного ср. образования получают лишь единицы, а большинство выбывает еще до окончания 1-й ступени ср. школы.

Развитие высшего образования в странах А. в основном началось после получения независимости и осуществляется довольно высокими темпами. Контингент студентов в афр странах в 1966—70 увеличивался ежегодно на 10,2%, в 1971—75 — на 22,2%. Тем не менее удельный вес студентов в общей массе как уч-ся, так и всего населения пока остаётся низким. При среднем показателе по А. 12 студентов на 10 тыс. чел. (сер. 70-х гг.) этот показатель для стран Тропич. А. — 5 чел., для североафр. стран значительно выше, напр, в Египте — 88, Ливии — 42.

Доступ к высшему образованию остаётся ограниченным, особенно для сел. населения. Узка социальная база поступающих в вузы.

Основу системы высшего образования в А. составляют ун-ты, на долю к-рых приходится св. 80% студентов нац. вузов. Мн. ун-ты, созданные в своё время по моделям ун-тов бывших метрополий, испытывают сильную зависимость от зап. держав, к-рые с целью распространения буржуазной идеологии участвуют в финансировании высшего образования, в обеспечении афр. вузов административно-преподават. кадрами. Одна из задач развития высшего образования — преодоление его гуманитарной направленности, доставшейся в наследство от колониализма, поддерживаемой совр. неоколониализмом, обуславливаемой также меньшими потребностями в затратах и технич. оснащении,

В нач. 80-х гг. в большинстве стран А. студенты гуманитар-ных ф-тов составляли 60—65%.

Во мн. странах уже в 60-е гг. отмечался тем не менее рост контингента студентов естеств.-научных ф-тов, вызванный потребностями в преподават. кадрах по этим наукам. В 70-е гг. наблюдалось абсолютное и относительное расширение подготовки инженерно-технич. кадров, увеличение числа студентов-медиков, доли студентов с.-х, вузов. Проф. состав обучаемых связан со спецификой развития экономики той или иной страны. В экономически более развитых странах с многоотраслевым х-вом подготовка студентов ведётся, как правило, по более широкому кругу специальностей.

Под воздействием научно-технич, революции и в резуль-тате роста потребностей в квалифицир. научных и инженерно-технич. кадрах мн. страны А., и прежде всего гос-ва социалистич. ориентации, предприняли серьёзную реформу высшей школы, направленную на расширение сети технич. вузов и улучшение качества проф.-технич. подготовки выпускников. В результате с сер. 70-х гг. в развитии высшей школы наметилась тенденция превращения ун-тов в ком-плексы уч. заведений разного уровня и профиля.

Подготовка педагогических кадров. Преподавателей для нач. школ готовят пед. школы, для ср. уч. заведения — высш. пед. школы, для вузов — ун-ты. Существуют ткже специализир. уч. заведения (курсы, ин-ты и др. со сроком обучения 2—4 г.), готовящие преподавателей естеств.-науч. и технич. дисциплин.

В афр. странах ощущается острая нехватка квалифициро-ванных пед. кадров на всех уровнях образования. В сер. 70-х гг. св. 39% учителей нач. школы получили лишь нач. образование и не имели проф. подготовки. Этим объясняется низкое качество обучения в нач. школе мн. стран. Между тем преподавательские кадры для нач. школы пракдостигнуты и в африканизации пед. кадров в ср. школе, например доля иностранных преподавателей за годы независимости снизилась в Того, Малави, Гане, Габоне, а также в Эфиопии (после 1974) с 30% до 10%. В ряде стран {БСК, Заир, Сьерра-Леоне, Камерун и др.) эта доля состав-ляет ок. 50% (а в вузах ещё больше).

Большую помощь в решении задач в области образования оказывают афр. гос-вам СССР и страны социалистич. содру-жества. Сов.-афр. сотрудничество охватывает разл. области, в первую очередь стр-во в А. с помощью СССР вузов и науч. центров. К 1976 были созданы и начали функционировать 72 уч. заведения, в т. ч. 7 высш., 4 средних и 61 уч, центр. В Алжире к 1976 было создано 12 нефтехимии, и текст, центров, куда входят ин-ты и техникумы, готовящие инженеров и техников нефт, нефтехимич. и текст, пром-сти.

В Гвинее было создано одно из самых кр. уч. заведений Африки — Политехнич. ин-т в Конакри. 8 Мали в сер, 60-х гг. Открылись с.-х. ин-т и высш. школа руководящих работников гос. аппарата. Б. ч. существующих в Египте технич. вузов и кр. проф.-технич. центров открыта в 1956—72 при активном участии СССР, ГДР и др. социалистич. стран. Внедряются разл, формы подготовки местных проф.-технич, кадров. Св. 85 тыс. специалистов подготовлено непосредственно на сооружаемых в А. пром. объектах.

С нач. 60-х гг. значительно усилился приток студентов из А. в вузы социалистич стран; в кон. 70-х гг. обучалось ок. 15 тыс. афр. студентов, было выделено 3 тыс. стипендий для их обучения.