Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К /ЛИТЕРАТУРА АФРИКИ

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала


Охранные системы видеонаблюдения метро люблино www.lpole.ru.

БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо от US 1350

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (08.02 - 20.02.2018)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (23.02 - 09.03.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (16.05 - 29.05.2018)
Таинственная страна Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (19.06.-25.06.2018)
Сафари и рафтинг

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА (05.07 -20.07.2018)
Активное путешествие по островам

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2018)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2018)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2018)
Дикий животный мир Восточной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2018)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2018)
Акулы юга Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ (23.10 - 31.10.2018)
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2018)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 18.11 2018)
Восхождение на Рорайму


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К ЛИТЕРАТУРА АФРИКИ

ЛИТЕРАТУРА АФРИКИ

Словесное творчество народов А. восходит к глубокой древности, На протяжении тысячелетий оно развивалось в устной — коллективной (см. Фольклор) и письменной (индивидуальной) формах. Очаги письм. лит-ры в древности существовали на территориях, примыкающих к Средиземному и Красному морям, в ср, века — в зоне распространения ислама (Сев. А., вост.-афр. побережье, Зап. Судан) и христианства (Эфиопия). В кон. 19 в. — нач. 20 в. у нек-рых народов Тропич. А., ранее либо бесписьменных, либо имевших письменность на базе араб графики, появилась письменность на основе лат. алфавита. В 20 в. широкое распространение получила лит-pa на европ. языках, ставших языками межэтнич. общения и принятых как официальные большинством афр. стран после провозглашения их независимости в 60-е гг.

Произв. письм. лит-ры прошлых эпох (древности, средневековья) отличаются синкретизмом, они сочетают черты, присущие художеств, произведениям, с чертами соч., не при-надлежащих сфере иск-ва (деловой документ, науч. исслдование и т, п.). Немногочисл. грамотные люди, представители привилегированных слоев общества {напр., духовное сословие), писали историч. хроники, повести о путешествиях, содержащие сведения этнографич. характера, религ. проповеди, соч. на темы морали, права и др. произв., отвечающие обществ, потребностям времени. Эта лит-pa. в к-рой обычно присутствовал дидактич. элемент, представлена и прозаическими, и поэтическими жанрами. В араб, странах, где относительно рано сложились феод, гос-ва, существовала традиция собственно художественной лит-ры: любовная лирика, панегирич. поэзия и т. д., сходные по своему характеру с европ. поэзией средневековья (напр-, с лирикой трубадуров).

Лит. форма словесного творчества развивалась во взаимодействии с фольклором. Носители письм. культуры, начиная с писцов Древнего Египта, фиксировали или обрабатывали произв. устного нар. творчества, сохраняя, т, о., для потомков его памятники. Так, др.- егип. тексты на папирусе содержат не только авторские произв., но и записи фольклорных сюжетов (см. Египет Древний, раздел Литера-тура). Ряд выдающихся памятников нар. гор. культуры, в т. ч. широко известный свод сказок «Тысяча и одна ночь», получил лит. оформление в Египте в эпоху средневековья (каирская редакция 13—15 вв.), Но наиболее широко записи и лит. обработки фольклора афр. народое осуществляются в 20 в. Вместе с тем произведения письм. лит-ры, переходя нередко в устную сферу, претерпевают изменения. Напр., в мусульм. странах Зап. А. в 20 в. сохранились сказители, занимавшиеся изложением Корана. Нек-рые памятники существуют у афр. народов одновременно в фольклорном и лит. вариантах — напр, восходящее к 14 в. эпич, сказание о герое Лионго Фумо на яз. суахили (Вост. А.), известное в про- заич. и поэтич. версиях.

Наиб, ранние памятники афр. словесности непосредственно связаны с религ,-мифологич. воззрениями народов древности и, в частности, с представлением о магич. силе слова. Их целью было достижение покровительства высших сил, благополучия в земной либо потусторонней жизни: дощечки с текстами магич, заклинаний, обнаруженные в захоронениях бедняков Др. Египта; надписи на каменных надгробиях вельмож и на пирамидах фараонов, упоминавшие об осн. событиях жизни, делах и заслугах покойного. С течением времени памятники письменности приобретают светский характер; так, авантюрно-биографич. повесть о странствиях знатного египтянина Синухета (Синухэ, ок. 20 в. до н. а.), сохраняя традиц. форму надгробной надписи, содержит развлекательно-познават, элементы. Сакральный характер имеют также ранние памятники эфиопской (аксум- ской) письменности, восходящие к первым векам до н. э., — т. н. царские надписи на кам. стеллах, повествующие о воен. победах и посвящавшиеся царями Аксума богам.

Миграция народов, завоеват. войны накладывали существенный отпечаток на развитие культурных, в т. ч. письменных, традиций афр. стран. Нередко старые традиции либо в осн. своей части отвергались, либо существенно преобразо-вывались, воспринимая элементы нового, становясь синкретичными. Синкретичной была егип. лит-pa на греч. яз., возникшая после включения Египта в состав эллинистич. мира после завоевания страны Александром Македонским (4 в. до н. э.). Определённая её часть — не что иное, как свободный перевод на греч. яз. др.-егип. памятников; другая же, сохраняя связь со старой традицией, представляет собой новое, неизвестное раньше явление. Напр., в Египте возник один из ранних образцов жанра романа в мировой лит-ре — «Роман об Александре», напоминающий, однако, традиц. жанр др.-егип. лит-ры — жизнеописание, причём связь с традиц. жизнеописаниями фараонов подчёркнута и тем, что Александр Македонский представлен сыном египетского фараона.

Иную природу имела более поздняя, зародившаяся в 4 в. н э. коптская литература. Являясь первоначально всецело религиозной по содержанию, она служила задаче распространения в егип. массах христианства и знаменовала своим появлением начало принципиально новой для Египта лит, традиции, С греческого на коптский яз. были переведены христ. тексты. Существенные изменения в традициях коптской лит-ры произошли, в свою очередь, с завоеванием в 7 в. н, э. Египта арабами, принёсшими в страну ислам: наряду с религиозной, заметно выявилась светская струя; при этом лит-pa испытала сильное влияние местного фольклора. В 8 в., после того как офиц. языком Египта был объявлен арабский, начался упадок коптской культуры.

Большую устойчивость обнаруживала лит. традиция в Эфиопии — единственной афр. стране, сохранившей на пр-тяжении всей истории (кроме кратковременного, в 1935—41, господства Италии) политич. независимость. С момента принятия страной христианства (4 в.) и вплоть до кон. 19— нач. 20 вв. эфиоп, лит-pa на яз. геэз сохраняла преим, религ характер, К светской ветви ср.-век. эфиоп, лит-ры относятся прежде всего т. н. царские хроники, среди к-рых выделяется «Хроника царя Амда Сиона» (сер. 14 в,), повествующая о победоносной борьбе с мусульманами, В кон. 19 в. на смену яз. геэз как литературному пришёл амхарский яз., являвшийся на протяжении столетий разговорным языком одного из наиболее многочисл. народов Эфиопии — амхара — и не связанный с церковной обрядностью. Это способствовало становлению новой эфиоп, лит-ры как светской, Процесс обновления лит. традиции Эфиопии проходил в условиях расширения культурных связей страны и знакомства её представителей с достижениями мировой лит-ры, более близкой духовным запросам эфиоп, общества 20 s., чем архаичная лит-pa на яз. геэз. Культура ср.-век. типа, а нередко и ещё более ранние формы культуры господствовали при этом вплоть до 20 в. не только в Эфиопии, но и в большинстве афр. стран, что связано с длит, сохранением здесь архаичных форм обществ, отношений,

В эпоху древности, кроме Др. Египта, лит-ру имели пунийцы — население сев.-афр. гос-ва Карфаген; памятники, созданные до н. э., обнаружены в Эфиопии и в верх, течении Нила на терр. древнего гос-ва Мероэ. В начале н. э. произошло заметное расширение зоны письменности в А., что связано с распространением мировых религий — христиан-ства и-особенно ислама.

При этом распространение ислама в А. происходило как вследствие миграции араб, племен, носителей новой веры, так и благодаря торговым и культурным контактам афр. народов с внешним миром. Араб, завоеванию подверглись в первую очередь Египет и страны Сев. Африки. Арабы принесли с собой в завоёванные области все основные жанры классической лит-ры, которая достигла в Египте значит, развития в 11—12 вв. при династии Фатимидов. В Египте интенсивно развивались поэзия (крупнейший араб, поэт- суфий Омар ибн аль-Фарид, кон. 12 — нач. 13 вв.), эпистолярная рифмованная проза, историография (гл. обр. жанр хроники). В 16 в., когда Египет и страны Сев. А. стали провинциями Османской империи, наступил период упадка араб, культуры, возрождение к-рой началось только в 19 в.

Араб, кочевые племена, осевшие в странах Сеа. А., вна-чале встретили сильное сопротивление коренных жителей — берберов (7 — нач. 8 вв.), к-рые, приняв мусульманство, сохранили тем не менее самобытность культуры. Берберские диалекты не имеют письменности, хотя отдельные произв. устной словесности записывались с помощью арабской, а позднее латинской графики. Мн. берберские авторы писали на араб. яз. (в т. ч. историк и философ 14 в. Ибн Хальдун). На берберских диалектах существуют поэтич. фольклор и индивидуальная поэзия, передающиеся из поколения в поколение изустно (поэт Си Моханд).

В странах Вост. А. относительно немногочисленные переселенцы-арабы постепенно смешались с местным нас., усвоив его язык. Вследствие этого культурные, в т. ч. и лит., традиции, принесённые араб, иммигрантами, подверглись влиянию местной культуры и трансформировались, тогда как в Сев. А, лит-pa развивалась теми же путями, что и в остальных частях араб. мира. Вост.-афр. лит-ра на яо. суахили, вплоть до кон. 19 в. существовавшая в записи араб, гра-фикой (аналогично лит-ре на ряде языков Зап. Судана, а также лит-ре Мадагаскара) и находившаяся в более тесной связи, чем лит-ры зап.-афр. стран на местных языках, со ср.- век. араб, традицией, восходит к 14 в.; ранние её памятники погибли в эпоху португ. колонизации вост.-афр. побережья (16—17 вв.). Подъём лит-ры суахили заметен в 18 в. и особенно в 1-й пол. 19 в.

Распространению ислам, письм. культуры обязаны своим появлением письменность и лит-ра ряда народов Зап. А. При покровительстве местной власти, использовавшей ислам как средство политич. централизации, в Зап. Судане возникли очаги мусульм. лит-ры на араб. яз. — в первую очередь, ун-ты в Томбукту и Дженне. Появление в зап.-суданских странах араб, письменности и лит-ры, развивавшейся в русле общеараб. Ср.-век. традиции, способствовало возникновению письменности на местных яз., прежде всего хауса и фула (фульфульде). Словесное творчество на этих языках представлено авторскими произв., близкими к традициям араб, лит-ры, и записями местного фольклора.

Письм. лит-pa до кон. 19 в. отсутствовала у автохтонного населения Юж, А. Во 2-й пол. 17 в. зародилась лит-pa буров — нидерл. поселенцев в Юж. А. До 18 в. это были гл. обр. путевые записки, дневники, отчёты служащих Ост-Индской компании, составлявшиеся на нидерл. яз., а позднее на сло-жившемся на его основе (первоначально как разговорный) яз. африкаанс. Как лит-pa нац. общности бурская лит-ра заявила о себе в 19 в., когда буры испытали натиск англ. колонизаторов, вынудивших их переселиться в глубину материка. Англо-бурский конфликт, приведший к кровопролитной войне 1899—1902, в к-рой пали независимые бурские республики Трансвааль и Оранжевое свободное гос-во, обострил националиста, настроения буров, что нашло отражение в лит-ре. В 30—60-е гг. 20 в. в лит-ре на африкаанс появились демократич. тенденции; она выступала, в частно-сти, против политики расового угнетения африканцев.

На рубеже 19—20 вв. в Юж, А. начала развиваться лит-ра на англ. яз., к-рую наряду с апологетами колон, экспансии представляли писатели демократич. убеждений, защищавшие права притесняемых африканцев. Родоначальницей прогрессивной лит-ры Юж. А. стала О. Шрейнер. Возникшая тогда же лит-ра европ. поселенцев в Сев. А. на франц. яз. за редким исключением развивала идеи цивилизаторской» миссии Запада. В полемике с ней зародилось антиколон, творчество сев.-афр. авторов, пишущих также на франц. яз.

Колон, порабощение народов А. империалистич державами способствовало разрушению традиц. обществ, институтов и традиц. образа жизни. Появление нац. интеллигенции, распространение европ. языков в качестве средства широкого межэтнич. общения явились предпосылками формирования совр. лит-p, Становление нового типа художеств, творчества происходит не только в появляющихся лит-рах на европ. языках, но и в лит-рах коренного населения на местных языках. В странах Тропич. А. европ. языки и лит-ра на них стали одним из важных факторов нац.-политич. консолидации в эпоху нац.-освободит. борьбы и после провозглашения независимости. Прогрессивная лит-ра на европ. языках (хотя и более медленными темпами) в странах Тропич. А. активно противодействует центробежным, сепаратистским тенденциям, выступая за стабильность молодых гос-в (нигерийцы Ч. Ачебе, С. Эквензи и др.). В странах Сев. А. (особенно в Алжире) лит-ра на франц. яз. сыграла значит, роль в процессе консолидации населения для отпора колон режиму. В то же время в араб, странах А. в 20 в. повсеместно происходит интенсивное развитие лит-ры на араб, яз., к-рая усиленно (прежде всего в Египте) осваивает совр. жанры, новые художеств, средства для выражения актуального обществ, содержания (в Египте Таха Хусейн, Тауфик аль- Хаким, Нагиб Махфуз, Юсеф Идрис, Гамаль аль-Гитани и ДР)

Становление совр. лит-p А. сопряжено с формированием жанровой системы, однотипной с жанровыми системами совр. лит-p др. регионов мира. При переходе от лит-ры ср.- век. типа к лит-ре нового и новейшего времени меняется соотношение жанровых форм: вместо поэтич. жанров, на первый план выступают прозаические, позволяющие дать более широкую картину жизни общества. Новые афр. лит-ры обнаруживают богатство индивидуальных творч. методов, всё более отчётливо укладывающихся, однако, в рамки неск. осн. направлений, ведущим из к-рых является реализм (просветительский, критический, критический с просветит, тенденциями и др.).

Развитие совр. лит-ры связано с культурной политикой. В странах Сев. А. (прежде всего в Алжире), где в колон, период большое место занимала лит-ра на франц. яз., происходит расширение арабоязычного сектора лит-ры. К лит-ре араб. яз. и разговорному диалекту всё чаще обращаются и франкоязычные писатели: Ясин Катеб, Рашид Буджедра. В то же время в Тропич. А. во всех трёх зонах распространения европ. языков (франц., англ., португ.): несмотря на успехи, достигнутые здесь в последние десятилетия лит-рой на афр. языках (особенно на суахили), сохраняется ведущая роль лит-ры на европ. языках. И наконец, в ЮАР лит-ра на европ. языках (а первую очередь на англ.) является важным фактором сплочения прогрессивны) сил юж.-афр. общества в борьбе против расовой сегрегации и политики раздельного развития рас и культур.

В формировании совр. лит-p в странах А. выделяется несколько этапов. Отдельные лит-ры (ЮАР, Анголы) зародились до 1-й мировой войны, появление др. лит-p (Сенегала, Нигерии, Мозамбика) относится к периоду между 1-й и 2- й мировыми войнами. Мн. лит-ры возникли в период анти- колон. борьбы 40—50-х гг. (Камеруна, Конго и др.). Наконец отдельные лит-ры (напр., Кении) появились в основном уже после достижения независимости. Несмотря на разное время возникновения этих лит-p, большинство из них не обнаруживает существ, стадиальных различий.

Политика культурной ассимиляции, проводившаяся во франц. и португ. колониях, изгнание из офиц. сферы местных языков привели к относительно раннему зарождению в них лит-ры на европ. языках; португалоязычной на рубеже 19—20 вв., франкоязычной в 20—30-е гг. 20 в. Вместе с тем в странах, находившихся под франц. и португ. колониальным господством, где ущемление культурной самобытности африканцев и колон, гнёт ощущались сильнее, более активно, чем в брит, колониях, формируется лит-ра протеста, нередко связанная с романтич. тенденцией, проявившейся уже в 30—40-е гг. (поэты Р. ди Норонья, Мозамбик; Л. С. Сенгор, Сенегал). В период высшего подъёма освободит, борьбы во франц. колониях (50-е гг.) развивается революц,- романтич. поэзия (Д. Диоп, Сенегал; Б, Дадье, БСК).

После завоевания независимости тенденции развития лит-ры в разных языковых зонах заметно сближаются, что связано с общностью проблем, встающих перед лит-рами освободившихся от колон, зависимости стран. Лит-ра, сыгравшая заметную роль в антикопон. борьбе, получила новый стимул для развития, в частности благодаря успехам образования в этих странах, что привело к расширению круга читателей. Осн. темы лит-ры — борьба против социальной отсталости, архаичных норм и представлений, разоблачение антигуманности нарождающихся бурж, отношений, строительство новой афр. культуры на базе лучших отечеств, традиций и достижений мировой цивилизации. Повышается и воспитат. роль лит-ры, обращающейся к широким массам. Вместе с тем растущая классовая дифференциация, формирование буржуазии и рабочего класса привели к размежеванию идейных позиций писателей, появлению в лит-ре наряду с прогрессивными консервативных, бурж.-националистич. тенденций.

В 60—70-е гг. в поэзии Тропич. А. на англ., франц. и португ. яз. развивается, с одной стороны, консерватиэно-романтич. тенденция (её представители идеализируют афр. старину, противопоставляя её бурж. отношениям), с другой — лирико-филос тенденция, осмысливающая сложный социальный опыт 20 а. (Чикайя У Тамси, Конго, и др.). Поэзия на араб., амхарском, суахили языках освобождается от ср.-еек. канона и обращается к совр. проблематике, что делает её менее элитарной, более близкой нар. массам.

Развитие прозы и драматургии дифференцируется в период независимости в соответствии с тем, обращаются писатели к широким массам или к образованной элите. В лит-ре для масс наблюдается развитие просветительных тенденций, ярко воплощающихся, напр., в лучших образцах комедии {камерунец Г. Ойоно-Мбиа и др.).

В 70-е гг. становится заметным различие социальных функций лит-ры в странах социалистич. и капиталистич. ориентаций: в первых лит-pa всё больше берёт на себя воспитат. и образоват. функции, обращаясь к массовому читателю; во вторых — ведущая роль принадлежит лит-ре, разоблачающей пороки капиталистич. цивилизации. См. также раздел Театр

В странах Тропич. А. появился ряд выдающихся прозаиков, противопоставляющих социалистич. идеалы бурж. идеологии: Усман Сембен (Сенегал), Анри Лопес (Конго), Нгуги Ва Тхионго (Кения). Мн. писатели резко критикуют бурж. общество, но не имеют чёткой программы социального переустройства (Чинуа, Ачебе, Нигерия; Айи Квей Арма, Гана; и др.). Об истории развития литератур народов А. см также разделы Литература в статьях о странах.

Литературоведение.

Изучение афр. лит-p (за исключением араб, лит-p А. и эфиоп, лит-ры) зародилось в кон. 40-х гг. 20 в. и обрело черты концептуального подхода в 60—70-е гг. На раннем этапе развития совр. афр. лит-p большинство зап. литературоведов считало, что афр. лит-ры на англ., франц. и португ. языках возникли исключительно в силу воздействия культуры Запада и, в частности, в результате политики ассимиляции во франц. и португ. колониях и политики акульгурации в британских. Эта точка зрения игнорировала объективные условия обществ, развития, к-рые привели к историч. перестройке жизни народов А. и были гл. причиной возникновения и становления совр. лит-p. Согласно противоположной точке зрения, афр. лит-ры рассматривались как самобытные, а не вторичные по отношению к лит-рам метрополии (напр., работы зап.-герм, африканиста Я. Яна и белы, исследовательницы Лилиан Кестелот). При этом Ян трактует афр. иск-во и лит-ру как неизменную метафизич. данность, а Кестелот подчёркивает связь лит-ры с фактами социальной жизни. В 60-е и особенно в 70-е гг. к вопросам развития нац. лит-p А. всё чаще обращаются афр. исследователи, к-рые прежде занимали периферийное положение в африканистике. До сер. 60-х гг. изучение ими афр. лит-p не выходило за рамки лит. критики. Теперь в орбиту их интере-сов попадают не только отдельные, частные вопросы, но и узловые моменты лит. процесса. Особенности развития литературоведения в той или иной стране А. ныне определяются своеобразием пути развития соответствующей лит-ры.

Наибольший вклад в науку о лит-ре в А. внесли нигерийские литературоведы и критики, мн. из к-рых получили образование в нац. и зарубежных ун-тах и выступили в печати в 60-е гг. (т. н. вторая волна, в отличие от литературоведов, выступавших ранее). В журналах [наиболее значит, из к-рых — «Блэк Орфьюс» ( «Black Orpheus»), изд. в Ибадане с 1957] и газетах публиковались рецензии, заметки, обзоры, поев. гл. обр. творчеству отд. писателей. Успешное развитие англоязычных лит-p поставило перед афр. литераторами и критиками задачу теоретич. осмысления проблем художеств. творчества. Первые собственно литературоведч. работы — «Введение в западноафриканскую литературу» (1967) и «Культура и нигерийский роман» (1976) О. Тайво. Проблемам взаимосвязи культурного наследия и совр. лит-р поев, книги писателя Ганы К. Авунора «Грудь земли» (1975), нигерийцев В. Шойинки «Миф, литература и африканский мир» (1976), Р. Эгуду «Современная африканская поэзия и общественные условия в Африке» (1978) и др. В кн. 3. Обиечины «Культура, традиции и общество в романе Западной Африки» (1975), мн. положения к-рой равно при-менимы и к лит-рам др. регионов континента, исследуются осн, художеств, категории афр. романа (сюжет, принципы создания образа, художеств, время, пространство и т. д.). В 70-е гг. обострилась идеологич. борьба в афр. литературове-дении, особенно актуальными стали проблемы социально-ориентированного художеств, поиска, «ангажированности» писателя и т. д. Среди работ, освещающих развитие лит-ры в контексте гл. тенденций социальной действительности и утверждающих гражданственность писательского труда, наиболее значительны работы кенийцев П. Назарета ( «Ли-тература и общество», 1972; «Писатель третьего мира», 1978) и Нгуги Ва Тхионго ( «Возвращение», 1972), нигерийца 4. Ачебе ( «Утро дня творения», 1975), В сб, статей под ред. нигер. исследователя К. Огунгбесана «Новая африканская литература» (1979) ставится вопрос об обществ, позиции писателя, его социальных обязанностях, В коллективном труде «По пути деколонизации африканской литературы» (1980) его авторы нигерийцы Чинвеизу, О. Джеми и И. Мадубуике критикуют взгляды заруб, и афр. литературоведов, выступающих с неоколониалистских позиций. В работе нигерийца С. Анози «Структурные модели и африканская поэтика» (1981) сделана попытка применить методы структурного анализа для исследования произв. афр. писателей (в част-ности, некоторых произв. Л. С. Сенгора, Сенегал).

Во франкоязычных странах литературоведение создаваемое силами самих афр. учёных, находится в стадии становления. С кон. 40-х гг. в парижском журн. «Презанс африкен» ( «Presence africaine», осн. в 1947) усилиями афр. культурных деятелей начали появляться отд. материалы об афр. лит-ре, рецензии афр. писателей. Предисл. и послесл. к антологиям негро-афр. поэзии и отд. сб-кам стихов дают основание говорить о двух тенденциях литературоведч. науки в странах франкоязычной зоны и Тропич. Африки: 1) ориентация на восстановление и прославление отечеств, культуры, подвергавшейся гонению в колон, период; 2) призыв к модернизации нац. культуры. Первая тенденция со всеми её противоречиями воплотилась в критико-публицистич. работах Сенгора, вошедших в сб, «Негритюд и гуманизм» (1964), а также в лит.-критич. выступлениях сторонников концепции негритюда. Для этой тенденции характерны изоляция лит. процесса афр. стран, утверждение исключительности и мессианской роли афр. лит-ры как специфич. расового феномена. Близка по направленности к этой точке зрения работа камерунского литератора и учёного Т. Мелоне «О негритюде в негро-африканской литературе» (1962), где он игнорирует основу, на к-рой развивались афр. лит-ры, — нац.-освободит. движение, и строит своё исследование не в конкретно-историч., а в абстрактно-психологич. плане. Др. тенденция обозначилась в критич. статьях афр. писателей и публицистов Монго Бети (Камерун), Жозефа Ки- Зербо (Буркина-Фасо), Кондетто Ненекхали-Камара (Гвинея), сотрудничавших в «Презанс африкен». Они применили критерий социально-политич. значимости и реалистич. отражения действительности в оценке произв. афр. лит-p на франц. яз. Мартиник. писатель Э. Глиссан в ст. «Чёрный романист и его народ» (1957) разделил афр. писателей на «свидетелей», разоблачающих колониализм и его последствия в А., и «формалистов», озабоченных лишь проблемами стиля. Статья Камерун, писателя Ж.-М. Нзуанке «Размышления о технике новеллы» (1977) изобилует широкими аналогиями при сопоставлении рассказов европ. (в т. ч. русских) писателей и афр. прозаиков. Большую известность в А. приобрели литературоведч, работы Мохамеду Кана, во многом разделяющего взгляды основоположника теории негритюда Сенгора. В «Эссе о сказках Амаду Кумба» (1981) он анализирует творчество Сенегал, поэта и прозаика Б. Диопа и эволюцию афр. сказки от традиционной к совр. литературной. В монографии «Африканский роман и тради-ция» (1983) Мохамеда Кан, рассматривая афр. франкоязычный роман как жанр заимствованный, большую роль в его формировании отводит фольклорной традиции. Своеобра-зие современной африканской литературы, по его мнению, связано с использованием форм, приёмов и речевых средств, характерных для традиционной африканской словесности.

В португалоязычных странах первые работы о лит-ре появились в 60-е гг.: исследования ангольца К. Эрведозы «Очерк ангольской литературы» (1963, 2 изд. 1979) , зеленомыссцев Л. Роману «Воспоминания о Португалии и присутствие Бразилии в зеленомысской литературе» (1966) и О. Силеейры «Рост самосознания в зеленомысской литературе» (1963); в них подчёркивается самобытность развивающихся лит-p. В работах 70 — 80-х гг. заметно стремление выявить афр. истоки нац. лит-p, утвердить их тенденцию к самостоят. развитию: исследования ангольцев А. Нето «О литературе» (1979, 2 изд. 1981), Э. Абраншиша «Рассуждения о национальной культуре» (1981). В труде романиста из РОЗМ М. Лопиша «Моделировка литературных персонажей и правда жизни» (1976) ставятся теоретич. проблемы взаимосвязи лит-ры и общества, раскрываются секреты лаборатории писателя. Во мм. исследованиях признаётся нац. самобытность афр. лит-p, складывающийся нац, облик: кн. М. Феррейры «Креольское путешествие, или Острова Зелёного Мыса, культурный и этнический синтез» Фольклор.