Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К /МУЗЫКА АФРИКИ

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ВНИМАНИЕ!!! Рядом с Эрта Але недавно родился новый вулкан, и мы его тоже обязательно увидим! Гарантируем незабываемые впечатления вплоть до полного срыва головы)))

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (08.02 - 20.02.2018)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (23.02 - 09.03.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (16.05 - 29.05.2018)
Таинственная страна Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (19.06.-25.06.2018)
Сафари и рафтинг

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА (05.07 -20.07.2018)
Активное путешествие по островам

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2018)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2018)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2018)
Дикий животный мир Восточной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2018)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2018)
Акулы юга Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ (23.10 - 31.10.2018)
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2018)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 18.11 2018)
Восхождение на Рорайму


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К МУЗЫКА АФРИКИ

МУЗЫКА АФРИКИ

Музыка — необходимый, повседневный компонент жизни каждого африканца, она неотделима от быта. Музыка неизменно присутствует во всех формах обществ, жизни; звучит по поводу офиц. и церемониальных событий (на праздниках, в богослужебных ритуалах), во время разл. работ, а также отдыха. В А. в сущности нет деления на артиста и зрителя, слушателя (в европ. понимании этих слов), каждый из участ-ников какого-либо празднества, ритуала вовлекается в общее муз. действо.

В афр. музыке различают два крупных пласта — музыка Сев. А., представленная прежде всего берберо-араб. муз. культурой, и музыка народов, живущих южнее Сахары. 8 свою очередь в муз. культуре народов Тропич. А. выделяется ряд самостоят. ветвей, в т. ч. бушмено-готтентотская, эфиопо-сомапийская, вост.-африканская, центр.-африканская, нилотская, кушитская и др, Афр. музыка не была зафиксирована графически, вплоть до недавнего времени. Она оставалась бесписьменной, что затрудняет её изучение. Своими корнями афр. музыка уходит в глубокую древность. Свидетельство тому — наскальные рисунки с изображением танцующих фигур, муз. инструментов (напр., обнаруженное в гробнице а Саккаре наскальное изображение слепого арфи-ста, относящееся приблизительно к 18 в. до н. э.). Сохранились словесные тексты др.-егип. песнопений (см. Египет Древний, раздел Музыка).

Уже древние времена характеризовались взаимовлиянием муз. культур афр. народов, с одной стороны, и греков, римлян, арабов, персов и мн. др. — с другой. Сильное вли-яние на развитие афр. музыки оказала араб, культура (начиная с 7 в.). Зачастую носителями араб, культуры являлись не сами арабы, а арабизированные афр. народы. В Сев. А. произошло смешение араб, музыки с берберской, к-рая была неразрывна с поэзией, танцами, а под воздействием араб-ской возникли «чистые“ жанры, не связанные со смежными иск-вами, большое значение приобрела инструм. музыка (см. разделы Музыка в ст. Алжир, Марокко, Тунис). Аналогичным изменениям подверглась музыка нек-рых народов Тропич. А. На смену характерному синтезу иск-в (пение, пляска, пластика, игра на муз. инструментах, декламация, мимич. игра) пришли пение с инструм. сопровождением, пляска под аккомпанемент инструментов, чистая инструм. музыка. Притом пение открытым естеств. звуком уступило место носальной вокализации, полиритмия барабанных ансамблей — более простой ритмич. организации.

С проникновением в А. арабов и исламиэацией афр. народов особое развитие получили разл. виды религ. музыки, прежде всего речитация (скандированный речитатив) корана и адана (призыв к молитве), стали популярными нек-рые араб. муз. инструменты, широко распространилась араб, классич. музыка, такие её жанры, как нуба (вокально-инструм.), касыда, мувашшах (вокальный), таксим (инструментальный) и др. В ряде стран Тропич. А. музыка представляет собой своеобразный сплав, в к-ром афр. элементы превалируют над арабскими. В свою очередь афр. муз. культура оказала влияние на арабскую. Так, у араб, народов появились муз. инструменты Тропич. А, в т, ч. гонг.

Меньшим, но довольно значительным было влияние индо- нез. муз. культуры (предки индонезийцев поселились в глу-бокой древности на Мадагаскаре), о чём свидетельствуют памятники материальной культуры, в т. ч. муз. инструменты, напр, ксилофон (так, лады индонез. и афр. ксилофонов или полностью совпадают или лишь незначит. отличаются друг от друга). Индонезийцы принесли с собой своеобразный инструмент, совмещающий возможности духового и струн нощипкового — вапиха, нек-рые разновидности цитр, ряд духовых и шумовых инструментов. В африканской музыкальной культуре присутствуют и элементы индийской музыки.

В развитии муз. культуры существенными оказались тенденции, связанные с историей европ. народов. Работорговля нанесла урон также культуре, в т. ч. музыкальной. Колониализм подавлял её развитие, поскольку она была одной из форм проявления афр. самосознания. Нередко проводниками колониальной политики выступали миссионеры, к-рые запрещали исполнение афр. песен, танцев, как противоречащих христ. религии, сжигали барабаны и др. инструменты. Насаждение христианства и вытеснение местных религий в колониальный период привело к постепенному отмиранию культовой музыки, являвшейся одним из ведущих жанров народов Тропич. А. Позже, приспосабливаясь к местным условиям, миссионеры были вынуждены пойти на компро-мисс: разрешали исполнять церк. гимны на афр. мелодии, изменять ритмы, тексты религ. песнопений, использовать во время богослужения афр. нар. инструменты, вплоть до барабанов.

Одним из первых видов европ. муз. иск-ва, с к-рым позна-комились африканцы, была церк. музыка. Впоследствии начали звучать марши, модные песенки, Воздействие европ. музыки на африканскую (у одних народов большее, у др. — меньшее) приводило к изменению мелодики, гармонии, рит-ма. Этот процесс, характерный в основном для прибрежных городов, в сел. местности, т. е. в большей части А, был незначительным. В свою очередь афр. музыка оказала вли-яние на муз. культуру Европы (через американскую, в истории к-рой велика роль музыки афр. рабоа), Лат. Америки, где сложилась т. н. афро-амер. музыка. Ныне наблюдается обратный процесс: амер. и лат.-амер. музыка находит отражение в совр. афр. муа. культуре.

Богат афр. инструментарий, гл. разновидности к-рого сформировались ещё в первобытном обществе. Основу его составляют ударные инструменты и прежде всего пере-пончатые, а среди них — многочисл. барабаны. Им принад-лежит важная роль в муз. и социальной жизни большинства афр. народов. Коллективный труд всегда сопровождается игрой на барабанах. Они — непременные участники инструм. ансамблей, аккомпанирующих танцам, песням, обрядовым и ритуальным действам. У ряда народов барабаны служат средством передачи сообщений, что обусловлено тональным характером мн. афр. языков (используются высота и ритм отд. слов и фраз; существуют стереотипные фразы, означающие определ. события — смерть, рождение, свадьбу и даже тот или иной миф). Различаются следующие виды барабанов: без резонаторов, котлообразные, цилиндрические — с одной и двумя мембранами. Барабан без резонатора — наиб, древний, имеет примитивное устройство (высушенная шкура животного прикрепляется к столбикам, вбитым в землю; играющий придерживает левой рукой шкуру, а правой бьёт по ней палкой). Простейший вид котлообразного барабана с мембраной (бамбуковый или дерев, кувшин, наполненный небольшим кол-вом воды, верх к-рого затянут бараньей шкурой) встречается у бушменов и готтентотов. У народов банту Юж. и Центр. А. популярны котлообразный нгома и его разновидности, у нек-рых народов Юж. А. — барабаны-фартуки. Самый большой барабан ому- бала и самый длинный (цилиндрический, с колокольчиками) энгалаби известны в Уганде (см. также разделы Музыка в ст. Ангола, Бурунди, Кения, Нигерии и др.). У народов Зап. А. распространены семейства барабанов ацимеву, твене, в составе к-рых барабан-“Хозяин» и неск. др. инструментов разнообразной формы, каждый из них выдерживает свой ритм.

В группу ударных входят также самозвучащие инструменты (идиофоны): пластинчатые (источник звука — дерев, или металлич. пластинка), в числе к-рых язычково-щилковая санса (по-разному называется у разл. народов — мбира, капимба, ликемба и др.), а также широко популярные ксило-фон (балафон), маримба (искусной игрой славятся ксилофонисты народа шопи в Мозамбике), и целиком состоящие из звучащего материала — погремушки, трещотки, скребки, колокольчики и др.

Духовые представлены инструментами с пальцевыми отверстиями и без них (последние — более древнего проис-хождения). Среди древнейших инструментов — рога (изготовляются из полых рогов животных, из древесины, камыша, кости, металла). Особенно популярна в А. флейта, к-рая встречается у всех народов, различается по размерам, материалу (из бамбука, тростника и др.), форме, ладу, а также наименованиями — касба, моротвана, нара и др. В Вост. А. известны многочисл. разновидности флейты энде- ре, в Зап. А. встречается флейта азиатского происхождения в виде парных камышовых трубок. Африканские ансамбли включают от А—5 до 100—200 флейтистов. Почти каждый ансамбль включает трубы, изготовленные из различных материалов (тыква, рога животных, дерево, слоновые бивни и ДР-)-

Древние струнные муз. инструменты были близки луку: к изогнутой деревянной палке прикреплялись одна или неск. струн, один конец палки закапывался в землю; со временем инструмент стал снабжаться примитивным резонатором (панцирь черепахи, тыква, кокосовый орех). Муз. лук широко распространён по всему континенту. Среди его разновидно-стей мбет (резонатором является тыква, струны изготовляются из узких полос коры). Не менее популярна арфа, дека к-рой покрывается змеиной кожей или львиной шкурой. Количество струн варьируется у разл. народов (от 5 до 8 струн). Среди др. струнных щипковых — уд, многострунная кора, лира (преим. 8-струнная; на 5 струнах исполняется мелодия, на 3 других — аккомпанемент), лютня (имеет 6—8 двойных струн из крупного волоса или кишок ягнёнка, звук извлекается с помощью плектра), гитара (чаще 2-струнная), гунбри (с 3 струнами из кручёного волоса или кишок). При игре на арфе импровизация не допускается: установлена определ. постоянная последовательность аккордов, сопровождающих осн. мелодию муз. произведения. На лиру не распространяются подобные ограничения.

Струнные смычковые представлены афр. скрипкой (имеет 1 или 2 струны из волос лошади или пальмового листа, резо-натор из тыквы, обтянутой кожей), ребабом, его разновидностью пара и др. инструментами (в осн. азиатского происхождения). Кроме того, в А. встречаются инструменты, занимающие промежуточное положение между группами или совмещающие признаки разных групп, в их числе — струнно-духовой инструмент гора.

Муз. культура народов А. отличается разнообразием жан-ров. Танцы и песни развлекат. характера постоянно изменяются: одни жанры исчезают, другие возникают. Среди наиб, развивающихся жанров —трудовые, героич., колыбельные, лирич. песни.

Одним из своеобразных и самых выразительных художеств. средств афр. нар. и традиц. музыки является ритм, к-рому принадлежит доминирующая роль в муз. ткани. У афр. народов особенно развито чувство ритма. Слова в афр. песнях свободны в метрич. отношении, они не совпадают с ударными долями, как это принято у европейцеа. В ритмич. рисунках преобладают короткие длительности — четверти, восьмые (наиб, употребительные единицы), шестнадцатые. Используются 2-, 3-дольные и гл. обр. смешанные размеры. Имеются неакцентированный, смещенный (сильная доля периодически сдвигается), асимметричный ритмы. Основу афр. ритмики составляют полиметрия и полиритмия, к-рые особенно ярко проявляются в ансамблевом исполнении. Ритмич. свободу афр. музыки можно наблюдать на примере барабанных ансамблей, где возникает характерный для неё т. н. перекрёстный ритм, т. е. такое сочетание неск. ритмов (у каждого инструмента свой ритмич. рисунок) с неоднородным кол-вом врем, долей в такте, когда гл. акценты совпадают во всех голосах. При исполнении песни накладываются друг на друга неск. ритмов (вокальной мелодии, хлопанья в ладоши, барабанов и др. муз. инструментов), имеющих свой рисунок и не совпадающие друг с другом акценты. Благодаря несовпадению акцентов всех этих ритмич. рисунков создаётся эффект синкопирования, но синкопы как таковые не применяются.

В мелодике афр. песен превалирует нисходящее движение. Контуры мелодич. рисунка довольно тесно связаны с разговорной речью. Многие афр. языки тонапьны (имеют 3, 5 и даже 7 тонов). Каждый отд. слог обладает своим муз тоном. Звуковысотному интонированию текста точно соответствует мелодич. рисунок песни. Слова, переложенные на музыку, сохраняют свой смысл только при точном соответствии мелодич. движения слогам. Так, если интонирование текста состоит из Н—В—Н—В—В—Н (где Н — низкий, а В — высокий тоны), то мелодич. линия песни придерживается того же рисунка и последовательности интервалов.

Афр. гармония, в отличие от европейской, определяется прежде всего мелодич. движением, а не аккордовыми тяготениями. В песнях чаще встречается 2-голосие, движение голосов параллельными квартами, квинтами, октавами, реже терциями. Каждый народ использует определ. интервалы: напр., октавы (применяются чаще у арабизированных народов) характерны для мандинка, сусу, мано, темне, кис- си, моей, йоруба, хауса, тив, туарегов, амба, ганда; кварты (наряду с октавами) —для эве, урхобо, ньоро, хауса, нанди; квинты — для нгомбе, конго, луба, лулуа, каонде, лала, соли, азанде, тесо; терции — для мва, бауле, га, тви, бира, бемба, тонга и др.

В афр. музыке встречаются различные типы ладов. Мн. лады состоят из неск. устоев и образующихся вокруг них «проходящих» звуков, скользящих на ¼ и меньшую долю тона (в европ. понимании). Зачастую афр. звукоряды неравномерны по темперации (интервалы, образующие данный лад, акустически неодинаковы). Африканцы свободно обращаются с ладами. Исполнитель может менять устойчивые опорные звуки, варьировать интервалы внутри лада. В А. распространены 5-ступенные, известны 6- и 7-ступенные звукоряды. У каждой этнич. группы — свой определ. лад. Разнообразие ладов основывается также и на многообразии муз. инструментов, каждый из к-рых обладает своим ладом: лад флейт, лад мбиры и др. Причём у разных народов каждый из ладов инструмента имеет свой вариант.

В афр. пении присутствуют элементы полифонии, преим. имитационной. Наиболее развитые полифонии, эпизоды возникают при респонсорной перекличке солиста и хора или двух хоров (зов и ответ-), в моменты наложения друг на друга антифонных фраз.

Разнообразие отличает исполнительские манеры африканцев. Для пения характерны неопределенность диапазонов, короткое глиссандо, специфич. тембр голоса, высокий фальцет, выкрики, тенденции к детонированию, импровизационность.

Простейшая форма песни — 2-частная фраза (аЬ), каждая часть к-рой исполняется поочерёдно солистом и хором.

Солист (а) может варьировать текст песни, её мелодию, в то время как часть, исполняемая хором (Ь), остаётся неизменной. Обе части могут повторяться неск. раз в разных тональностях (вариант ab), или партия солиста неизменна, а хора — полностью видоизменяется (вариант abac). При такой технике развития основной формы (ab) создаются песни из 6, 8 и более частей (путём повторов, изменения последовательности или введения новых элементов). У каждого народа существуют определ. эстетич. нормы в отношении вокальной техники. Музыкант должен подобрать слова так, чтобы мелодия оставалась более или менее постоянной. В ансамблевом (вокальном и инструменталь-ном) исполнении у ряда народов применяется своеобразный принцип гокета, при к-ром каждый участник исполняет один определ. звук, в каком бы месте муз. ткани он ни встречался.

Развитие совр. афр. муз. культуры неотделимо от социально-экономич. и политич. процессов, происходящих в А. после 2-й мировой войны и особенно после завоевания гос-вами независимости. Изменениям в области муз. куль-туры способствуют рост го^дов, пром-сти, усиление мигра-ции нас. из деревень в города, более тесные контакты с Европой, Америкой (мн, афр. студенты получают муз. Образование в др. странах, в т. ч. в СССР), науч.-технич. револю-ция и развитие средств коммуникаций (кино, радио, телевидение)

В ряде стран складываются проф. композиторские школы. Существуют своего рода очаги новой муз. культуры, откуда она распространяется по всему континенту: это долина Нила — в Сев. А., крупнейшие города Ганы и Нигерии — в Зап. А., города басс. Конго — в Центр А.,' Йоханнесбург — в Юж. А, Под непосредств. влиянием европ. и амер. культур широкое распространение получила поп-музыка, возникли разл. стили, в к-рых трансформируются традиц. жанры. В Сев. А. — это т. н. аль-джад (см. Алжир, раздел Музыка), появившийся в нач. 20 в. Среди мастеров этого стиля в Алжире — композитор'и исполнитель Хадж Мухаммед аль-Анка. В странах Зап. А. сложился стиль хайлайф. Здесь созданы многочисл. оркестры хайлайф, в т. ч. под руководством С. Акаея, Г. Уоррена, А. Менсы и др, (в Гане). Эти оркестры гастролировали во мн. афр, странах, нек-рые из них успешно участвовали в междунар, муз. конкурсах. В Нигерии (преим. у йоруба) сформировался стиль джу-джу. В Центр. А. известен т. н. гитаристский стиль (его называют также конголезским), к-рый особенно ярко проявился в муз. культуре Анголы, а также Конго. В Юж. А. пользуется успехом стиль квела.

Новые веяния коснулись всех форм муз, жизни и творчества. Своеобразное толкование получают нек-рые традиц. жанры. Напр., ритуальные песни неожиданно приобретают политич. окраску: религ. песня «Боже, благослови Африку», написанная в 1899 Э. Сентонга, учителем одной из миссионерских школ в Кейптауне, превращена в политич. песню, исполняется на митингах протеста, демонстрациях.

Совр. муз. культуру отличает стремление проф. композиторов к освоению жанров, ранее неизвестных африканцам. Появились произв. крупной формы — оперы, оратории, сим-фонии., театр, музыка. Развитию муз. культуры своих стран, а также всего Афр. континента способствуют мн. композиторы, музыканты-исполнители, муз.-обществ. деятели.

Среди композиторов Ганы — Э. Аму, внёсший большой вклад и в изучение муз. фольклора; старейший композитор Ф. Гбехо, автор Нац. гимна страны; Дж. Боатенг. Музыковедение возглавляет крупнейший ганский учёный, а также композитор К. Нкетия. Известны имена многих егип. композиторов, в числе к-рых М. Абд аль-Ваххаб, продолжающий традиции основоположника новой егип. музыки С. Дервиша; М. Р. Гарана, А. Б. Хайрат. Автор мн. произв. камерунский композитор Ф. Бебей концертирует также как гитарист и занимается музыковедением. Его соотечественник С. Эно Белинга — один из крупнейших афр. музыковедов. Популярны в Марокко композиторы А. ас-Синд, М. Шекруни. В Нигерии работает большая группа проф. композиторов, в их числе — А. Юба, автор ряда муз. произв. для оркестра афр, инструментов и статей о муз, культуре Нигерии; Ф. Сованде, написавший многие симфонич. произв., в частности симфонию «Свобода“ (посвящена провозглашению независимости страны), автор ряда музыковедч. работ, гл. обр, о традиц. музыке; С. Акпабот, А. Банколе, У. Эчезона и др. Среди суданских композиторов— И. аль-Кашиф, Мухаммед аль-Амин, X. Фарах; танзанийских — С. Мбунги, Э, Макала, Дж. Мбилиньи. Существен вклад в муз, культуру Эфиопии композиторов К. И. Негуссе, А. М. Бегго-Сеу, А. Ибрахима, Д. Йоханныса,

Большое место в творчестве афр, композиторов занимает театр, музыка. Одной из первых попыток освоения этого жанра была муз. драма -Кикункор» сьерра-леонского ком-позитора А. Дафара (1934), показанная во мн. странах А., Европы, в США. В 40-х гг. 20 в. а Нигерии стали популярны муз. спектакли фольклорного типа (использовались нар. песни, танцы, инструменты), выросшие в нар. муз. драмы, оперы. Ряд нар. драм создал Юба ( «Лесные духи'», «Абику» и др.), а также Т. Ойелана ( «Адуфе», «Колдовство в крови»), В 50-х гг. в Гане широкое распространение получили муз,- драматич, спектакли, насыщенные песнями, танцами, среди к-рых выделялась муз. комедия «Обадзенг» С. Аквея (показана во мн. странах, в т. ч. в 1961 8 СССР). К числу лучших принадлежат такие произв. композиторов ЮАР, как опера «Кинг Конг» Матчикизы (показана в Лондоне, Нью-Йорке), муз. спектакли «Ночь сменяется рассветом» Лешоая, «Юноша с разбитым сердцем» Г. Скосана, связанные с идеями борьбы с дискриминацией и сегрегацией.

В развитии муз. культуры значит, роль принадлежит музыковедам, деятельность к-рых развернулась с 50-х гг. 20 в, Помимо К. Нкетии и ряда композиторов, занимающихся в то же время вопросами фольклористики, муз. науки, большой вклад вносят музыковеды Д. Амес (Нигерия), Дж. Кьягам-биддва (Уганда) и мн. др.

В независимых странах А. создаются культурные центры, к-рые организуют собирание муз. фольклора, осуществляют постановку муз. спектаклей, создают разл. ансамбли. Музыке отводится большая роль в художеств, воспитании и образовании. Она включена как обязат. предмет в уч. про-граммы школ и высших уч. заведений. В кон, 50-х гг. в странах Сев. А., в 60-х гг. в Гане, Нигерии, Уганде, Эфиопии и др. странах были открыть! консерватории, ин-ты и академии музыки (см, разделы Музыка в статьях о странах). В странах А. проводятся междунар. конгрессы, конференции, симпозиумы с целью дальнейшего изучения проблем афр. муз. куль-туры. Организуются разл. фестивали, конкурсы, демонстрирующие достижения афр. музыкантов.