Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К /ТАНЕЦ АФРИКИ

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Записки каннибала



СРОЧНО!!! ЖЕЛАЮЩИЕ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПУТЕШЕСТВИЯХ, А ТАК-ЖЕ ТЕ, КТО ОТПРАВЛЯЛ ПРЕДОПЛАТУ, СВЯЖИТЕСЬ ПО УКАЗАННЫМ КОНТАКТАМ!!!

Так-же прошу обратить внимание на то, что сайт и вся информация обновляется. В том числе цены на туры будут немного изменены по мере поступления информации в связи с ситуацией с вирусом. Проверяйте актуальность статей и появления новой информации. В общем почаще заглядывайте что-бы не упустить ничего.

САЙТ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ МОЕГО БЛИЗКОГО ДРУГА, И ПРОСТО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА РОМАНА КАШИГИНА, КОТОРЫЙ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ КАМПАЛЫ 2 НОЯБРЯ 2020 г. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!

БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ! (с 28.12.2020 - 09.01.2021)
Вся Уганда за 12 дней. Поторопитесь, времени остается совсем мало.

СЕВЕРНЫЙ СУДАН (03.01. - 11.01.21)
Путешествие по древней Нубии.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (17.01 - 27.01.2021)
Таинственная земля Догонов.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2021)
Африка в миниатюре.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 01.04 - 13.04.2021)
В краю вулканов и горных горилл.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские (28.04.-15.05.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (29.07.-05.08.2021)
Великая миграция.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (15.08 - 30.08.2021)
Большое путешествие по большому острову.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (13.09.-25.09.2021)
Большое путешествие по странам ЮЖНОЙ АФРИКИ.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулканы.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ и ДР КОНГО за 12 дней (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулкан Ньирагонго.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ И ДЖИБУТИ (02.01 - 15.01.2022)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо + плавание с китовыми акулами
ТУР ПЕРЕНОСИТСЯ НА ГОД В СВЯЗИ С НАЧАВШИМИСЯ БОЕВЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ В СТРАНЕ.


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии.

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР).

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К ТАНЕЦ АФРИКИ

ТАНЕЦ АФРИКИ

Проф. танц. иск-во народов А. возникло сравнительно недавно и до 20 в. было ограничено областью фольклора. Первые сведения об афр. танце дают наскальные рисунки в горных массивах Сахары (8—6-е тыс. до н. э.). О роли танца а жизни африканцев свидетельствует наскальная живопись бушменов (Юж. А.). Изображение фантастич. существ и пляшущих людей в звериных шкурах, с рогами и в масках слона или антилопы указывает на связь танца с мифологии, представлениями африканцев. Найденные в р-не оз. Чад терракотовые статуэтки, названные «замаскированными танцовщиками», причудливо сочетают черты человеческих фигур с головами животных, что указывает на наличие масок как непременного атрибута танца. Афр. танец складывался на протяжении мн. веков — это синтетич. жанр, яркий сплав звуков, красок и движений, полный смысла для африканца, умеющего его «прочитать». Его осн. ритмич. рисунок связан с ритмикой ударных инструментов. Танец сопровождается хоровым пением, часто и аккомпанементом на духовых инструментах — охотничьих рогах, тростниковых флейтах, окаринах, трубах из слоновых бивней и древесных стволов. Красочность и выразительность танца подчёркивается использованием масок — ритуальных, культовых, игровых и др. (иногда весом до 6—8 кг), татуировок, а также костюмов, ходуль, колокольчиков, разл. украшений, оружия.

У народов Тропич. А, танец был связан прежде всего с охотой и земледелием. Охотники подражали повадкам и крикам животных и птиц; одетые в шкуры животных исполнители тотемич, пляски обещали удачу в охоте. Перед охотой на крупных зверей африканцы устраивали большие танц, представления. В костюмах из шкур леопарда, обезьяны, антилопы, др. животных, с украшениями из страусовых перьев на голове, танцоры изображали животных, преследуемых охотниками. Эти пляски отличались исключит, богатством, разнообразием и остротой ритмич. рисунка, напр, дошедший до наших дней танец ндламу (ЮАР), исполняемый участниками (до 300 чел.) в костюмах из звериных шкур, меховых браслетах и головных уборах из перьев птиц. Композиция танца строится линейно. Палочки, украшенные белым мехом обезьян, заменяют копья, Обязательно участие запевающего песню и задающего ритм танцу, постепенно ускоряющемуся и всё более усложняющемуся. Следы старой охотничьей пляски носит танец народа педи, один из немногих сохранившихся в южной А, танцев со щитами. Интересен зулусский танец охотников (Юж, А.).

Земледельцы, стараясь вызвать нужный для посевов дождь, воссоздавали музыкально-пластич. картины плывущих облаков, раскатов грома, льющихся потоков воды. У мн, народов были распространены танцы птиц, предохраняющих посевы от вредителей, танцы «благодарения природы». Танцы, исполняемые в земледельческой церемонии, имеют более плавный характер игровых и плясовых движений (напр., танец ташада в Зап. А., исполняемый мужчинами в ярко расписанных головных уборах, имитирующих птиц, держащих в клюве змею, хороводный танец игома народа нгони в Юж. А.). Танец, символизирующий значение для человека домашних животных, проходит под взмахи хлыстов из хвостов буйвола и сопровождается песнями о земле и урожае.

Важное место в фольклоре афр. народов занимают ритуальные танцы, связанные с культом предков'. Их большое эмоционально-художеств. воздействие направлено на создание чувства общности с родоначальниками племён. Танец-обряд поклонения предкам требует от исполнителей большого мастерства и длительной подготовки (напр., то-жественный танец чиконе во время совершения вождём обряда жертвоприношения предкам). Особое место занимают танцы-обряды инициации, бытующие во мн, р-нах совр. А. (Гана, Нигерия, Кения, Танзания, Конго и др.). Танцы, символизирующие переход в другую возрастную группу и требующие 3—4 месяцев подготовки (напр., танец питона народа венда). В процессе историч. развития и взаимодействия культур народов А. производился отбор выразит, средств танца, создавались законченные хореографич. структуры, соединённые с муз. и театр, формами, обогащённые разными аксессуарами декоративно-прикладного искусства. Со временем сложились строго канонизированные танц. тради-ции и чёткие программы плясовых выступлений. Импровизация танцев не допускалась. Основа афр. танца: ритм, синкретизм, а также жанровая цельность пляски и пантомимы. Наряду с развитием нар. танца, в рамках танцевально-музыкального фольклора происходило становление танца «цехового», «Профессионального», использующего определённые средства худож. выражения и требующего длительной специальной подготовки (значит, роль в этом процессе принадлежала тайным ритуально-магическим об-вам).

Большая часть народов Центр., Зап. и Юж. А. до 20 в. не имела письменности (её заменяли устная лит-pa, муз. и танц. иск-во). Историч. предания, легенды и мифы сохранялись и передавались из поколения в поколение музыкантами-сказителями. Выступления нар. музыкантов и танцоров широко распространены во мн. странах А. Аккомпанируя себе на каком-нибудь муз. инструменте, они поют и танцуют, рассказывают о великих событиях прошлого, передают новости сегодняшнего дня. Эти традиции сохраняются и В 20 В. Вожди имели в своей свите певцов и танцоров, в обязанности к-рых входило песнями и танцами восхвалять самих вождей и их гостей, вдохновлять членов племени на борьбу с врагами, оплакивать героев, высмеивать недостойных. В связи с одержанной победой устраивались целые представления. С распадом родовой организации и постепенным исчезновением древних традиций танец терял ритуальный и культовый характер. В нек-рых странах А. начали появляться проф. танцовщики, выступающие перед публикой на сельских праздниках. Параллельно с ритуальными представлениями стали устраиваться и комич. маскарады чисто развлекательного характера.

Длительное господство колонизаторов в А. нарушило естественный процесс культурного развития афр. народов. Колонизаторы уничтожали культуру и художеств, ценности местного населения. Вековое наследие афр. народов объявлялось неполноценным. Танцы искоренялись как «варвар-ские» и «идолопоклоннические». Однако африканцы сохранили свои богатейшие танц. традиции.

С успехами нац.-освободит. движения народов А. и возникновением независимых афр. гос-в остро встал вопрос развития афр. культуры. Во мн. афр. гос-вах создаются культурные центры, к-рые наряду с изучением танцевально-музыкального фольклора организуют ансамбли песни и тан-ца, проводят фестивали и смотры, имеющие большое значе-ние для сохранения и распространения культурного насле-дия. Первый проф. ансамбль афр. танца был организован в 1948—49 в Париже гвинейцем Кейта Фодеба. С 1950 под назв. Африканские балеты этот коллектив гастролировал по странам Европы. Среди ведущих деятелей афр. танца Альберти Опоку (руководитель Танц. ансамбля Ганы, осн. в 1961) , Абу Мама Диуф и Мамиду Мбей (руководители Нац. ансамбля Сенегала, осн. в 1961), Эдуард Гей (руководитель Нац. ансамбля Бенина, осн. в 1963), Ахмаду Сиссоко (руко-водитель ансамбля «Джолиба», Гвинея, осн. в 1964), М. Эзерон (руководитель Нац, ансамбля Замбии, осн. в 1971) и др.; танцовщики и танцовщицы Фанта Туре (Сенегал), Апсита Фрадет, Сокона Дионг (Гвинея), Козо Нкетмя (Гана), Нгамбида Саломе (Камерун) и др. Прогрессивные деятели куль-туры пытаются развить и обновить нар. иск-во. Развитие фольклорных традиций связывается ими с освоением лучших достижений мирового иск-ва. Афр. танцы — обязательная составная часть всех театр представлений (см. раздел Театр). Традиц. афр. культура и, в частности, танец оказали значит, влияние на совр. европ. и амер. хореографию.