Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К /ТАНЕЦ АФРИКИ

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В АФРИКУ и не только (с русскоязычными гидами):


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2017)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2017)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2017)
Акулы юга Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2017)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2017)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО БАНГЛАДЕШ И НЕПАЛУ (11.02 - 27.02.2018)
Два азиатских тигра

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (23.02 - 09.03.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (16.05 - 29.05.2018)
Таинственная страна Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (19.06.-25.06.2018)
Сафари и рафтинг

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА (05.07 -20.07.2018)
Активное путешествие по островам

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2018)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2018)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2017)
Дикий животный мир Восточной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2018)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ (23.10 - 31.10.2018)
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 18.11 2018)
Восхождение на Рорайму


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К ТАНЕЦ АФРИКИ

ТАНЕЦ АФРИКИ

Проф. танц. иск-во народов А. возникло сравнительно недавно и до 20 в. было ограничено областью фольклора. Первые сведения об афр. танце дают наскальные рисунки в горных массивах Сахары (8—6-е тыс. до н. э.). О роли танца а жизни африканцев свидетельствует наскальная живопись бушменов (Юж. А.). Изображение фантастич. существ и пляшущих людей в звериных шкурах, с рогами и в масках слона или антилопы указывает на связь танца с мифологии, представлениями африканцев. Найденные в р-не оз. Чад терракотовые статуэтки, названные «замаскированными танцовщиками», причудливо сочетают черты человеческих фигур с головами животных, что указывает на наличие масок как непременного атрибута танца. Афр. танец складывался на протяжении мн. веков — это синтетич. жанр, яркий сплав звуков, красок и движений, полный смысла для африканца, умеющего его «прочитать». Его осн. ритмич. рисунок связан с ритмикой ударных инструментов. Танец сопровождается хоровым пением, часто и аккомпанементом на духовых инструментах — охотничьих рогах, тростниковых флейтах, окаринах, трубах из слоновых бивней и древесных стволов. Красочность и выразительность танца подчёркивается использованием масок — ритуальных, культовых, игровых и др. (иногда весом до 6—8 кг), татуировок, а также костюмов, ходуль, колокольчиков, разл. украшений, оружия.

У народов Тропич. А, танец был связан прежде всего с охотой и земледелием. Охотники подражали повадкам и крикам животных и птиц; одетые в шкуры животных исполнители тотемич, пляски обещали удачу в охоте. Перед охотой на крупных зверей африканцы устраивали большие танц, представления. В костюмах из шкур леопарда, обезьяны, антилопы, др. животных, с украшениями из страусовых перьев на голове, танцоры изображали животных, преследуемых охотниками. Эти пляски отличались исключит, богатством, разнообразием и остротой ритмич. рисунка, напр, дошедший до наших дней танец ндламу (ЮАР), исполняемый участниками (до 300 чел.) в костюмах из звериных шкур, меховых браслетах и головных уборах из перьев птиц. Композиция танца строится линейно. Палочки, украшенные белым мехом обезьян, заменяют копья, Обязательно участие запевающего песню и задающего ритм танцу, постепенно ускоряющемуся и всё более усложняющемуся. Следы старой охотничьей пляски носит танец народа педи, один из немногих сохранившихся в южной А, танцев со щитами. Интересен зулусский танец охотников (Юж, А.).

Земледельцы, стараясь вызвать нужный для посевов дождь, воссоздавали музыкально-пластич. картины плывущих облаков, раскатов грома, льющихся потоков воды. У мн, народов были распространены танцы птиц, предохраняющих посевы от вредителей, танцы «благодарения природы». Танцы, исполняемые в земледельческой церемонии, имеют более плавный характер игровых и плясовых движений (напр., танец ташада в Зап. А., исполняемый мужчинами в ярко расписанных головных уборах, имитирующих птиц, держащих в клюве змею, хороводный танец игома народа нгони в Юж. А.). Танец, символизирующий значение для человека домашних животных, проходит под взмахи хлыстов из хвостов буйвола и сопровождается песнями о земле и урожае.

Важное место в фольклоре афр. народов занимают ритуальные танцы, связанные с культом предков'. Их большое эмоционально-художеств. воздействие направлено на создание чувства общности с родоначальниками племён. Танец-обряд поклонения предкам требует от исполнителей большого мастерства и длительной подготовки (напр., то-жественный танец чиконе во время совершения вождём обряда жертвоприношения предкам). Особое место занимают танцы-обряды инициации, бытующие во мн, р-нах совр. А. (Гана, Нигерия, Кения, Танзания, Конго и др.). Танцы, символизирующие переход в другую возрастную группу и требующие 3—4 месяцев подготовки (напр., танец питона народа венда). В процессе историч. развития и взаимодействия культур народов А. производился отбор выразит, средств танца, создавались законченные хореографич. структуры, соединённые с муз. и театр, формами, обогащённые разными аксессуарами декоративно-прикладного искусства. Со временем сложились строго канонизированные танц. тради-ции и чёткие программы плясовых выступлений. Импровизация танцев не допускалась. Основа афр. танца: ритм, синкретизм, а также жанровая цельность пляски и пантомимы. Наряду с развитием нар. танца, в рамках танцевально-музыкального фольклора происходило становление танца «цехового», «Профессионального», использующего определённые средства худож. выражения и требующего длительной специальной подготовки (значит, роль в этом процессе принадлежала тайным ритуально-магическим об-вам).

Большая часть народов Центр., Зап. и Юж. А. до 20 в. не имела письменности (её заменяли устная лит-pa, муз. и танц. иск-во). Историч. предания, легенды и мифы сохранялись и передавались из поколения в поколение музыкантами-сказителями. Выступления нар. музыкантов и танцоров широко распространены во мн. странах А. Аккомпанируя себе на каком-нибудь муз. инструменте, они поют и танцуют, рассказывают о великих событиях прошлого, передают новости сегодняшнего дня. Эти традиции сохраняются и В 20 В. Вожди имели в своей свите певцов и танцоров, в обязанности к-рых входило песнями и танцами восхвалять самих вождей и их гостей, вдохновлять членов племени на борьбу с врагами, оплакивать героев, высмеивать недостойных. В связи с одержанной победой устраивались целые представления. С распадом родовой организации и постепенным исчезновением древних традиций танец терял ритуальный и культовый характер. В нек-рых странах А. начали появляться проф. танцовщики, выступающие перед публикой на сельских праздниках. Параллельно с ритуальными представлениями стали устраиваться и комич. маскарады чисто развлекательного характера.

Длительное господство колонизаторов в А. нарушило естественный процесс культурного развития афр. народов. Колонизаторы уничтожали культуру и художеств, ценности местного населения. Вековое наследие афр. народов объявлялось неполноценным. Танцы искоренялись как «варвар-ские» и «идолопоклоннические». Однако африканцы сохранили свои богатейшие танц. традиции.

С успехами нац.-освободит. движения народов А. и возникновением независимых афр. гос-в остро встал вопрос развития афр. культуры. Во мн. афр. гос-вах создаются культурные центры, к-рые наряду с изучением танцевально-музыкального фольклора организуют ансамбли песни и тан-ца, проводят фестивали и смотры, имеющие большое значе-ние для сохранения и распространения культурного насле-дия. Первый проф. ансамбль афр. танца был организован в 1948—49 в Париже гвинейцем Кейта Фодеба. С 1950 под назв. Африканские балеты этот коллектив гастролировал по странам Европы. Среди ведущих деятелей афр. танца Альберти Опоку (руководитель Танц. ансамбля Ганы, осн. в 1961) , Абу Мама Диуф и Мамиду Мбей (руководители Нац. ансамбля Сенегала, осн. в 1961), Эдуард Гей (руководитель Нац. ансамбля Бенина, осн. в 1963), Ахмаду Сиссоко (руко-водитель ансамбля «Джолиба», Гвинея, осн. в 1964), М. Эзерон (руководитель Нац, ансамбля Замбии, осн. в 1971) и др.; танцовщики и танцовщицы Фанта Туре (Сенегал), Апсита Фрадет, Сокона Дионг (Гвинея), Козо Нкетмя (Гана), Нгамбида Саломе (Камерун) и др. Прогрессивные деятели куль-туры пытаются развить и обновить нар. иск-во. Развитие фольклорных традиций связывается ими с освоением лучших достижений мирового иск-ва. Афр. танцы — обязательная составная часть всех театр представлений (см. раздел Театр). Традиц. афр. культура и, в частности, танец оказали значит, влияние на совр. европ. и амер. хореографию.