Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К /ТЕАТР АФРИКИ

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Записки каннибала



СРОЧНО!!! ЖЕЛАЮЩИЕ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ПУТЕШЕСТВИЯХ, А ТАК-ЖЕ ТЕ, КТО ОТПРАВЛЯЛ ПРЕДОПЛАТУ, СВЯЖИТЕСЬ ПО УКАЗАННЫМ КОНТАКТАМ!!!

Так-же прошу обратить внимание на то, что сайт и вся информация обновляется. В том числе цены на туры будут немного изменены по мере поступления информации в связи с ситуацией с вирусом. Проверяйте актуальность статей и появления новой информации. В общем почаще заглядывайте что-бы не упустить ничего.

САЙТ ПОСВЯЩЕН ПАМЯТИ МОЕГО БЛИЗКОГО ДРУГА, И ПРОСТО ПРЕКРАСНОГО ЧЕЛОВЕКА РОМАНА КАШИГИНА, КОТОРЫЙ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАЛСЯ В ГОСПИТАЛЕ КАМПАЛЫ 2 НОЯБРЯ 2020 г. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!

БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ с русскоязычными гидами:


НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ! (с 28.12.2020 - 09.01.2021)
Вся Уганда за 12 дней. Поторопитесь, времени остается совсем мало.

СЕВЕРНЫЙ СУДАН (03.01. - 11.01.21)
Путешествие по древней Нубии.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАЛИ (17.01 - 27.01.2021)
Таинственная земля Догонов.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (08.02 - 22.02.2021)
Африка в миниатюре.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 01.04 - 13.04.2021)
В краю вулканов и горных горилл.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские (28.04.-15.05.2021)
УГАНДА - КЕНИЯ - ТАНЗАНИЯ - ЗАНЗИБАР

САФАРИ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ (29.07.-05.08.2021)
Великая миграция.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (15.08 - 30.08.2021)
Большое путешествие по большому острову.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (13.09.-25.09.2021)
Большое путешествие по странам ЮЖНОЙ АФРИКИ.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ И РУАНДЕ (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулканы.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ и ДР КОНГО за 12 дней (02.11.2021 - 12.11.2021)
Горные гориллы и вулкан Ньирагонго.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ И ДЖИБУТИ (02.01 - 15.01.2022)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо + плавание с китовыми акулами
ТУР ПЕРЕНОСИТСЯ НА ГОД В СВЯЗИ С НАЧАВШИМИСЯ БОЕВЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ В СТРАНЕ.


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии.

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР).

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К ТЕАТР АФРИКИ

ТЕАТР АФРИКИ

Северная Африка. История развития театра Сев. А. восходит к древнейшим обрядам, в к-рые входили элементы антич. театра, магич. обрядов и культовых процессий, заимствованные у древних греков и финикийцев, колонизовавших Сев, А., а позднее у римлян. Элементы таких обрядов сохранились в танцах, распространённых у мн. племён (та-нец верблюда, игра с мечом, танец охоты на газелей и др,). Муз. и зрелищные элементы присутствуют во мн. религ. обрядах. Расцвет иск-ва бродячих повествователей относится к 12—13 вв. ( «устные романы» о султане аз-Захире Бейбарсе, о женщине-витязе Дельхеме и ее сыне Абд аль-Ваххаме). Обычно рассказ сопровождался муз. аккомпанементом. Популярная на Востоке фигура рассказчика пере-кочевала как персонаж а совр, араб, театр, где он выполняет функцию комментатора происходящего на сцене.

Широкое распространение в араб, странах в период средневековья получил теневой театр, для к-рого характерна сатирич. направленность. Он был одним из средств формирования обществ, мнения. Теневой театр известен в Египте с 9 в. Из Турции пришёл теневой театр Карагёз (в Сев. А, его называют Гарагуз).

С 19 в, во мн. странах Сев. А. были известны бродячие комедианты-скоморохи — мухаббизин. Актёры давали представления на базарных площадях. Это были фарсы с буффонадой, потасовками, музыкой, песнями и танцами.

Знакомство зрителей Сев. А. с европ. театр, традициями началось с гастролей франц. и итал. трупп в 30-е гг. 19 в_ В Алжире и Тунисе селились французы, испанцы, итальянцы, швейцарцы и др, Европ. культура проникала гл. обр. через Египет, к-рый к этому времени занимал ведущее положение среди араб, стран. Первое в Сев. А. театр, здание построено в Алжире в 1853, в Египте — в 1858 (в Александрии). Первый араб, драматич. театр создан в Каире Якубом Санну в 1870. Возникали театр, труппы, возглавлявшиеся в основном бежавшими от репрессий тур. властей сирийско- ливанскими просветителями (Адиб Исхак, Селим Наккаш, аль-Кардахи, Жорж Абьяд и др.). В условиях колон, гнёта нац. театр адаптировал зап.-европ. и антич. пьесы, делал первые попытки ант и колон, и антифеод, критики. В этот период определились два направления араб, драматич. театра; первое возглавил Ибрахим Фарах, к-рый ставил классич. пьесы, не имевшие особого успеха у зрителей; второе формировали апь-Каббани и Салам Хигази, спектакли к-рых основывались на нац. музыке, песнях, танцах, на традициях нар. театра и пользовались успехом. Второе направление стало определяющим в Алжире и Марокко, где театр даже в момент своей профессионализации не обращался к заимствованиям из франц. театра, а черпал формы и идеи из нац. фольклора.

Для стран Сев. А. театр становится важной сферой кристаллизации нац. самосознания, а также средством распространения идей араб. Возрождения. Большое значение для укрепления межараб. связей имели многочисл. гастрольные поездки егип. трупп по странам Сев. А. (труппы аль-Каббани, Салама Хигази, Нагиба ар-Рейхани, Жоржа Абьяда и др.).

Театр европ. типа появился во 2-й пол. 19 в. Развитие его шло неравномерно, В Тунисе драматич. театр создан в 1908, в Марокко первые любительские труппы появились после 1- й мировой войны, в Алжире первая нац. пьеса датируется 1926. Если Египет к 50-м гг. 20 в. уже имел богатые театр, традиции, то в Ливии и Судане театр ещё только зарождался. Совр. театральное иск-во основано на традициях нар. зрелищ, классич. араб, поэзии и европ. театра.

Наиб, известные драматурги — египтяне Тауфик аль- Хаким, Юсуф Идрис, алжирец Ясин Катеб, марокканец Тайеб Саддики. Мн. драматурги Сев. А. пишут на европ. языках. В Сев. А. регулярно проводятся нац. и межараб. конкурсы и фестивали театр, иск-ва, Межараб. фестиваль устраивается раз в два года в тунисском городе Монастир. Театр, коллективы Сев. А. были участниками 1-го Всемирного фестиваля негро-афр. искусства в Дакаре в 1966 и Все- афр. фестиваля культуры в Алжире в 1969.

Кадры актёров и режиссёров готовят нац. театральные уч-ща. Мн. театр, работники учатся в Европе, в т. ч. в СССР.

Тропическая и Южная Африка. Совр, театральное иск- во Тропич. и Юж. А. развивается на основе взаимодействия и синтеза традиц. культурного наследия народов региона и традиции европ. театра. Элементы театрального иск-ва издревле встречались в трудовой деятельности, в ритуалах, обрядах, празднествах, спортивных состязаниях и даже в вооружённых столкновениях; их эволюция в ходе общественного развития привела к возникновению своеобразного афр. театра. Ко времени колониального раздела афр континента народы Тропич. и Юж. А. различались по уровню социально-экономич. развития, что наряду с принадлежно-стью отдельных этносов к различным культурным ареалам и обусловило многообразие видов и стадиальных форм теат-рального иск-ва. Одной из самых ранних форм преображе-ния человека в иное существо была охотничья маскировка Изображение людьми животных встречалось и в разл магич и культовых действах — охотничьих и тотемич. ритуалах. Широкое распространение имело изображение умерших родственников во время погребальных и поминальных обрядов и церемоний, при этом часто использовались наго-ловники и маски, характерные предметы туалета умершего и др. (напр., у йоруба, джукун, эве, моей, чокве и др.). Повсеместно в А. южнее Сахары устраивалось драматизирован-ное представление, изображавшее божества местного пантеона и духов предков, Маскированные участники церемоний приходили за умершими во время погребальных обрядов, участвовали в инициациях, присутствовали на календарных праздниках и т. д. Во время этих представлении в ролях предков и местных божеств выступали посвящённые лица — члены тайных ритуальномагич. обществ, использовавшие разнообразный реквизит, маски и костюмы. Часто, напр, во время инициаций, разворачивался своеобразный спектакль, знакомящий молодёжь с нар. мифами и сказаниями. Так, ярко выраженный драматич. характер носили инициации у этнич. групп, проживающих в пограничных районах Гвинеи, Либерии и БСК. Ранние формы театрального иск-ва были тесно связаны и с системой космологии, представлений и религиозных верований и часто носили сакрализованный характер. В разл, районах Тропич. и Юж. А. на определённый срок (7 лет у ибибио, год у эконде) формировались своеобразные труппы, к-рым, как правило, приписывалось божественное происхождение. Их участники готовили ритуальное действо, постигали систему верований и представлений о мире своей этнич. группы. Тайные ритуально- магич. общества широко использовали в обрядах элементы театрального искусства (напр., в обществе Эгунгун у йоруба), Одним из выразит, средств на этом этапе развития афр. театра были монологи и драматизированные диалоги, пате-тические возгласы, музыка, хоровое и сольное пение, ритуальные движения и жесты, танцы, обыгрывание аксес-суаров. Постепенно сформировались более развитые формы нар. театра: их появление связано с возникновением государственности и формированием цивилизаций. Так. в годы расцвета гос-ва йоруба (18 в.) деятельность членов общества Эгунгун вышла за пределы религиозных церемониалов. Они образовывали светские театральные труппы, к- рые давали представления при дворе правителя и для народа. Представления включали танцевальные интермедии, драматич. сцены мифологич., нравоучит. и сатирич. содержания. Другая ветвь нар. театра связана с эволюцией иск-ва сказителей — гриотов у народов Зап. Судана, мвет у фанг, этийери у йоруба. марока у хауса, азмари у амхара, камерун-ских сказочников гбайя и др, Изменяя интонации голоса, пользуясь выразит, мимикой и пантомимой, включая в ткань рассказа песню и танец, они превращали повествование в театр одного актёра. Постепенно такие исполнители стали объединяться в небольшие труппы, разыгрывавшие сценки бытового и нравоучит. содержания, представлявшие люби-мых фольклорных персонажей и др. Этот вид театра получил широкое распространение у народов Зап. Африки. Ещё в нач. 20 в, в Сенегале, Того и др. странах существовали бро-дячие труппы гриотов (руководимые Мейсой Мбайе Галиной, Агезаном и др.). У бамбара был известен театр котеба, представление к-рого состояло из 5—6 небольших сценок комедийного или сатирич. содержания. Этому театру были родственны комедии бобо в Буркина-Фасо и др. Широкое распространение в доколониальной А. получил театр кукол, (у йоруба, ибибио, хауса, тив, бамбара, волоф, ротсе и др народов Тропич. и Юж. Африки). Куклы (фигурки, вырезанные из дерева, тростевые марионетки перчаточные куклы) в разл. районах изготовлялись из разных материалов; кукловоды использовали разнообразную технику. Ко времени колонизации традиц. афр. театр выработал собственные художеств, приёмы и специфич. набор выразит. средств. Разнообразные виды и формы нар театра были тесно связаны с музыкой, танцами, песнями, пантомимой, иск-вом рассказчика. В отличие от европ. театра в афр. театре исполнитель живо отражал своё отношение к разы-грываемому зрелищу, ведущий подчёркивал свою роль истолкователя-комментатора, действующие лица общались со зрителем. Важную роль в представлении играли имеющие символич. значение маска, костюм, цвет, жест, Ещё одной характерной чертой традиц. театра было исполнение мужчинами женских ролей — обычай, вероятно, ведущий свое происхождение от древних сакральных действ, В нар, театре отсутствовали рампа, кулисы, задник с декорациями; зрители чаше всего располагались вокруг сценич. площадки, здесь же происходили переодевания актёров

Вторжение европейцев в А. подорвало развитие афр. культуры. Деятельность миссионеров и колонизаторов была направлена против самобытного «языческого» иск-ва. Миссионеры, организовывавшие в дни церковных праздников небольшие представления (инсценировали эпизоды из священной истории, ставили сценки на сюжеты, заимствованные из ср-век. мираклей и моралите), содействовали распространению театра европ. типа. Создавались кружки при школах. По случаю окончания уч. года силами учащихся ста-вились спектакли, дополнявшие курс европ. лит-ры постановками пьес англ. и франц. классиков. Кружки существовали также и при разл, молодёжных просветительных и культурных организациях, находившихся под контролем колонизаторов В качестве средства воздействия на деятельность любительских коллективов использовались и смотры-конкурсы, проводившиеся колониальными властями.

Возникновение и становление нового афр. театра тесно связано с подъёмом освободительной борьбы. Миссионер-ские, школьные и др, любительские коллективы стали обра-щаться к актуальным проблемам, вводили оригинальный афр. репертуар, по мере того как во главе этих коллективов становились сами африканцы. Одна из первых попыток соз-дать самобытный театр была предпринята в 1-м десятилетии 20 в, в Зап, Нигерии (Лагос и его окрестности) в среде передовой интеллигенции йоруба, группировавшейся вокруг христианских миссий. Спектакли прославляли героич. прош-лое народа. В постановки включалось много музыки и пения, что дало основание назвать этот самобытный театр «оперой йоруба». Позднее (в 40-е гг,) в Зап. Нигерии стали возникать передвижные муз.-драматич, труппы (Хуберт Огунде, Кола Огунмола), много сделавшие для развития этого вида театра. В 30-е гг. а Гане зародился ещё один вид совр. афр. музыкально-драматического театра— «консерт- парти», на формирование к-рого большое влияние оказали европ. и амер. варьете. Центром создания афр. драм, театра была в 30-е гг. школа У. Понти е Дакаре (Сенегал), учащиеся к-рой создавали спектакли, посвящённые мифологии, истории, жизни африканцев ( «Последняя встреча Беханзина и Байоля», «Сокаме», «Претенденты — соперники» и др.). Выпускники школы (А. Аданде — Бенин, Ф, Ж. Амон д'Аби, Гадо Коффи — БСК и др.), возвращавшиеся на родину, сочи-няли собственные пьесы, ставили спектакли и организовывали театральные труппы.

Подъём нац.-освободит. движения после 2-й мировой войны способствовал развитию театрального иск-ва не только в самих афр. странах, но и среди учащихся-африканцев в Зап. Европе. В Париже в 1948 начали работать два студенческих ансамбля, руководители к-рых М. Сонар Сенгор из Сенегала и Фодеба Кейта из Гвинеи ставили перед собой задачу пропагандировать афр. культуру. В 60-е гг. во мн. странах Тропич. А. были созданы подобные ансамбли нар. песен и танцев, включавшие в свои выступления муз.-драматич. сценки собственного сочинения (т. н. афр. балеты). Мн. из этих коллективов гастролировали в СССР,

Завоевание политич, независимости явилось важным эта-пом в развитии афр. культуры. Значительно возрос интерес к традиц. культурному наследию, к нар. творчеству, большое внимание стало уделяться развитию демократич. и самобытного театрального иск-ва. Важную роль играют ун-ты, к-рые не только готовят будущих актёров, режиссёров, драматургов (в 1962 Ибаданский ун-т в Нигерии первым ввёл курс театрального иск-ва), но и стали важными центрами изучения и пропаганды театра; при них созданы и активно действуют экспериментальные студии, передвижные театральные коллективы и др. Активной деятельностью в области театра выделяются также ун-ты Ифе, Ахмаду Белло (Нигерия), Дар-эс-Салама (Танзания), Бамако (Мали), Макерере (Уганда), университетский колледж Фура- Бей (Сьерра-Леоне), ун-т в Замбии и др. Из этой среды вышли видные деятели афр. театра Воле Шойинка, О. Ротими, Д. Нвоко, Э. Сазерленд, Джо-де Графт, Дж. Кларк, Р, Серумага и др. В странах, избравших не капиталистич. путь развития, иск-во было объявлено достоянием народа. Художеств, коллективы находятся в ведении гос-ва и вносят вклад в повышение политич. сознательности масс. В др. странах театральными коллективами ведают общественные организации, просветит, общества, клубы и школы. Во мн. гос-вах Тропич. и Юж. А. любительские труппы существуют длительное время, добиваются высокого художеств, уровня постановок, регулярно обслуживают население, фактически заменяя проф. театр. В ряде стран правительства, сознавая значение театра в общем комплексе культурного развития, оказывают содействие в создании проф, трупп. Один из первых таких коллективов был создан в 1965 в Сенегале (Театр Даниеля Сорано), в последующие годы проф. труппы, существующие при поддержке гос-ва, были созданы в БСК, Кении. Заире, Габоне, Мали, Того и др. странах. За годы независимости во мн. странах Тропич. А. были организованы нац. институты, драматич. школы, готовящие кадры для проф. и любительских театральных коллективов. Почти во всех странах гос. или общественными организациями проводятся фестивали театрального иск-ва. Актёры, режиссёры, драматурги независимых стран Тропич. и Юж. А. стремятся внести свой вклад в борьбу за духовную деколонизацию, в дело культурного возрождения, Всё чаще они обращаются к актуальным проблемам современности, стараются глубже проникнуть в суть процессов, происходящих на континенте; разоблачают бурж. нравы, коррупцию, осуждают пороки капиталистич. общества, активно борются с остатками колониализма и расовым угнетением ( «Риса» Воле Шойинки, 1981; «Полночный отель»' Феми Ософисана, 1981; «Катаката для неудачника» Олушегу Ойекучле, 1982; цикл спектаклей о трагедии Соуэто — в ЮАР; постановки замбийского театра «Тиквиза“, 1977—79, и др.). Решая важ-ные просветительские и воспитательные задачи, театральные коллективы широко обращаются к героич. прошлому афр. народов, к недавней истории антиколониальной борьбы {''Прекрасный урок терпения» Массы Макана Диаба- те, 1971, Мали; «Овонрамвен Ногбаиси» Олавале Ротими, 1971, Нигерия; «Амазулу» Абду Анту Ка, 1972, Сенегал; «Героическая смерть ламидо из Баньо» Ж. П. Диконг-Пипы, 1973, Камерун; «Мой сын — за мою свободу» Кеннета Вате- не, 1973, Кения; «Амина— королева Зарии» Умара Ахмеда, 1981, Нигерия). Мн. постановки затрагивают проблемы взаимодействия афр. и европ. культур, взаимоотношений между поколениями ( «Лев и жемчужина» Воле Шойинки, «Го подин Того-Гнини» Б. Дадье, «Сыновья и дочери»-де Гра эта и др.). По-прежнему популярны на афр. сцене произв. мировой классики, особенно Шекспира и Мольера. Успехом пользуются «Ревизор“ Н. В. Гоголя, “'Предложение» и «Медведь» А. П. Чехова, пьесы 6. Брехта ( «Кавказский меловой круг», «Добрый человек из Сезуана»), Становление самобытного театра тесным образом связано с использованием местных языков, с поисками выразит. средств, доступных широкой народной аудитории. За годы независимости написано немало пьес на суахили, йоруба, хауса, акан, волоф, нгала, бамбара, ганда, амхарском и др, языках, Деятели афр. сцены Сазерленд, А. Сиссе Диа, Нвоко, Ротими, Воле Шойинка, Серумага, Диконг-Пипа, С. Коли, Н. Миканза и др. неоднократно делали попытки найти формы постановок, наиболее отвечающие специфике афр. аудитории: соединяли драматич. диалоги С прямым обращением к зрителю, широко использовали музыку, пение, танцы, добивались активного участия зрителей в сце- нич. действии, отказывались от европ. театральных форм и стремились создать сценич, пространство, более подходящее для форм афр, театра.

Кинематограф стран Тропич. А. стал складываться в основном в нач. 1960-х гг, Но первый документальный фильм в Тропич. А. был создан ещё в 1947 на Мадагаскаре. Его автор Рабероно запечатлел мемориальную церемонию, посвящённую 100-летию со дня смерти нац. героя Разаламы. В 1953 гвинейский реж. М. Туре снял короткометражную ленту на фольклорной основе «Мурамани».

Студенты, обучавшиеся в Парижском киноинституте, — П. Вьейра, Ж, М. Кан, М. Сарр и Р. Керистан организовали Африканскую киногруппу и сняли документальный ф, «Африка на Сене» (1955), рассказавший о жизни афр. студентов в Европе. Об афр. студентах, обучающихся в Париже, повествует фильм камерунца Ж. П. Нгассы «Приключение во Франции» (1960). Гвинейцы — стажёры Центр, студии документальных фильмов в Москве создали документальный ф. «Этой зимой в Москве» (1960) о жизни афр. студентов ун-та Дружбы народов им. П. Лумумбы.

Кино независимых стран А, начиналось с хроникальных фильмов. В Гане в первые дни независимости был создан Информац. центр, начавший снимать документальные фильмы о первых шагах суверенного гос-ва, о праздновании провозглашения республики, о культурном строительстве и др. В Мали возникли гос. киноклубы под руководством Департамента кинематографии Г ос. секретариата по информации и туризму. В документальных фильмах Буркина-Фасо режиссёры. выступали против кастовых предрассудков, ханжеской морали, межплем. розни и вражды.

Первые фильмы Мозамбика фиксировали этапы нац.- освободит. движения, развернувшегося под руководством ФРЕЛИМО. Документальные фильмы Анголы и Эфиопии, созданные в 70 — нач. 80-х гг., рассказывают о прогрессив-ных преобразованиях в этих странах, о борьбе против внутр. и внеш. реакции. Так, документальный фильм эфиопского реж. М. Папатакиса «Борьба продолжается» (1975) посвящён проблемам, к-рые пришлось решать после революции 1974 народу Эфиопии, вставшему на некапиталистич. путь развития.

Документальные фильмы играют значит, роль в повышении политич. сознания нар. масс. Большую роль в совр. А. играют короткометражные документально-хроникальные фильмы, особенно культурно-просветительные. Кино для африканцев — не только зрелище и развлечение, источник информации, средство пропаганды и агитации, но и возможность привить населению навыки культуры, санитарии и гигиены,

Первые художеста. фильмы были посвящены проблеме эмиграции. В полнометражном художеств, ф, «Чернокожая из …» (1966) сенегальского реж. Сембена Усмана рассказывалось о девушке Диоане, работавшей служанкой во франц. семье. Тоскуя по родине, живя в полном одиночестве, Дио- ана кончает самоубийством. Фильм Д. Экаре (БСК) «Концерт для изгнанника (1968) посвящён жизни афр, эмигрантов во Франции, к-рые выполняют чёрную работу за парижан. живут в нищете. М. Хондо (Мавритания) в своих ф. „Солнце О“ (1970) и «Вест-Индия» (1979) показывает, что иммиграция африканцев в Европу в поисках работы представляет собой модернизированное рабство.

Афр. кино всё чаще обращается к борьбе народов А. про-тив колониализма. Первый мозамбикский художеств, ф, «Муэда: Память о резне» (1980, реж, Р. Герра) повествует о событиях нац.-освободит. движения страны. Эфиопский ф. «Путь к победе» (1981, реж. Т. Джарра, Г, Тарекеген) рассказывает о сопротивлении итал. агрессорам, пытавшимся захватить страну. Ангольско-мозамбикский ф. «Да здрав-ствует Зимбабве» (1982) отразил последний этап борьбы Зимбабве за независимость. Цветной полнометражный художеств, ф «Амок» (1932, реж. С. Бен Барка), в создании к-рого участвовало неск. стран (Марокко, Сенегал, Гвинея, Мали), рассказывает о положении чёрного населения в Юж. А, — оплоте расизма на континенте.

Определилось и др. направление в афр. кино — социально-критическое. В фильмах этого направления рассматриваются социальные проблемы — борьба с отсталостью, нищетой, болезнями, с межплем. враждой, а также эмансипация женщин, положение трудящихся. В них обличаются те, кто, оказавшись у кормила власти, усвоили привычки европ. колонизаторов. Один из зачинателей афр. кино Сембен Усман показывает, как в А. нац. буржуазия препятствует развитию по пути прогресса. В ф. «Почтовый перевод» (1968), «Эмитай» (1971), «Хала» (1975) и др. Сем-бен Усман призывает к борьбе за социальную справедливость. Малийский реж. И. Траоре в ф. «Мы все виноваты» (1982) анализирует социальные мотивы, заставившие дочь чернорабочего убить своего незаконнорождённого ребёнка. В ф. «Петанки» (БСК, 1983) реж. И. Козолоа показал, как в условиях засухи, когда люди умирают от голода, богатеют те, кто наживается на несчастье и горе народа. Нигерский реж. Д. Майга в ф. «Чёрные облака» (1979) критикует подкуп, взяточничество, коррупцию. Однако несмотря на мрачную тональность этих фильмов, им присущ определённый оптимизм. Так, малийский реж, С. Сиссе, получивший кинематографич. образование в СССР, в ф «Пять дней одной жизни» (1971), «Девушка» (1975), «Труд» (1979), «Ветер» (1982) рассказывает о нищете народа, социальном неравенстве, но и вселяет надежду на лучшее будущее.

Мн. фильмы посвящены положению женщин, особенно в тех странах А., где население исповедует ислам. Таков, напр., фильм сенегальского реж. Б. Д. Бея «Мужчина и женщина» (1980), рассказавший об обычаях, предрассудках среды, окружающей афр. женщину, о её положении в полигамной семье. Фильм доказывает, что полигамная семья служит средством эксплуатации женщин, лишает её элементарных прав, личной свободы. Появилось новое поколение женщин, к-рое не хочет мириться с обычаями, сохранившимися от далёких времён, и требует изменения своей жизни.

Часто поднимаются в афр. фильмах проблемы религии. Так, а ф. «Седдо» (1977, седдо — племена, насильственно обращённые а ислам) Сембен Усман рассказывает о насаждении ислама, иногда сопровождавшегося разрушением местной культуры, обычаев народа, потерей их самобытно-сти.

Об острой борьбе за создание единой этнополитической общности в стране рассказывает реж. Б. Йонли (Буркина- Фасо) в ф. «На пути к примирению» (1976). Кастовые предрассудки мешают воссоединиться влюблённым в фильмах Колы «Кровь парии» (Буркина-Фасо, 1973), мальгаша Ж. Лемби «Азаказака» (1973) и др.

Большое внимание уделяется в фильмах традиц. песням и танцам, обычаям, ритуалам и обрядам, мифам и легендам По мотивам нар. сказки снят цветной художеств, фильм- балет «Найту“ гвинейского реж, М. К. Дьяките, в к-ром участвует ансамбль танца, известный своим искусством по гаст-ролям во мн. странах, в т. ч. и в СССР. Первый цветной мо-замбикский ф. -Пой, брат мой, и помоги мне петь» (1982, реж, Ж. Кордозу) рассказывает об особенностях музыки разл. народов страны. Стремясь к возрождению и сохранению афр. культуры, режиссёры создают и фильмы о спорте. Ф. «Борцы» (1982) реж. Ж. М. Чиссуку (Конго) повествует о жителях конголезской деревни, к-рые, готовясь к фестивалю афр. культуры, решают подготовить спортсменов для участия в соревнованиях по борьбе. Понадобилась помощь старейшин племён, чтобы вспомнить традиции этой борьбы

Условия развития киноиск-ва в каждой стране различны В Бенине, Эфиопии, Анголе, Конго, Мозамбике, Мадагаскаре, где кинопроизводство перешло под контроль гос-ва, киноискусство играет большую роль а строительстве новой жизни. В этих странах гос-во монополизировало кинозалы, произ-во фильмов, их импорт и прокат. Там, где кинопрокат всё ещё находится в руках частных нац. предпринимателей и иностр. компаний, на экранах царит засилье амер. и европ. боевиков, вестернов. Преследуя коммерч. цели, они не выпускают на экраны кинематографистов, стремящихся к реалистич. отображению жизни народа, страны, всего континента.

Афр. кинематограф развивается в очень трудных условиях, В большинстве стран он не обладает достаточной технич. оснащённостью. Отсутствуют проф. кадры. Однако при-нимаются меры к тому, чтобы кинематография стран Тропич. А. освободилась от зависимости европ. монополий. Во время 1-го Всемирного фестиваля негро-афр. искусства в Дакаре (1966) была создана Всеафр. федерация кинематографистов. В 1969 в Алжире кинематографисты впервые устроили показ афр. фильмов. В 1971 в Тунисе открылось постоянное бюро Всеафр. федерации кинематографистов, официально признании пр-вами независимых стран А. Осн. цель федерации — создание гос. кинопроизводства и кино-проката, участие афр. фильмов в междунар. кинофестивалях. Под её влиянием, борясь против ожесточённого сопротивления монополий, контролирующих кинорынок, многие афр. страны приступили к созданию гос. кинопроизводства; большую помощь в этом им оказывает Межафр, консорциум по прокату и произ-ву фильмов СИПРОФИЛЬМ и СИДК.

По рекомендации федерации в 1969 в Уагадугу состоялся первый в истории континента фестиваль афр. фильмов. Он содействовал установлению контактов между кинодеятелями и публикой, привлёк внимание широкой общественности к наиб, острым проблемам кинематографии континента. Каждые два года этот кинофестиваль знакомит с фильмами. б. ч. к-рых хорошо известна в Европе, но мало показывается в А. Лучшие фильмы афр. кинематографистов на этом кинофестивале отмечают премией им. Умару Ганда (Нигер), одного из основоположников афр. кинематографа. Афр. кинематографисты предоставляют Буркина-Фасо все права на свои фильмы, что даёт возможность противостоять бойкоту со стороны иностр. фирм. Афр. кинематографисты участвуют и в международных кинофестивалях стран А. и араб. Востока, проходящих регулярно в Картаджанне (Тунис)

Укрепляется сотрудничество между кинематографистами разл. стран А. Так, в столице Нигера Ниамее в 1982 состоял-ся первый общеафр. коллоквиум, на к-ром режиссёры, кри-тики, продюсеры обсуждали проблемы афр. киноискусства. Участники коллоквиума призвали пр-ва независимых стран принять меры, направленные на развитие афр. кино, усиление его образовательных и воспитательных функций. Второй общеафр. коллоквиум по кино состоялся в Могадишо (1983), на к-ром был принят Манифест афр. кинодеятелей. Обсуждались практич. проблемы: организация фондов для произ-ва фильмов в А, создание технич. инфраструктуры, подготовка проф. кадров, политич и законодательное участие афр. пр-в в развитии кино, создание киноархивов, распространение фильмов в А. и за её пределами.

Большую помощь молодым кинематографистам стран Тропич. А. оказывают социалистич. страны. Особую роль в развитии афр. кино играет Ташкентский фестиваль фильмов стран Азии, А. и Лат. Америки. Впервые состоявшийся в 1968 этот кинофестиваль каждые два года даёт возможность представителям киноискусства трёх континентов поделиться творч. опытом, познакомиться с сов. многонациональной культурой. Будущие мастера кино стран Тропич. А. получают кинематографии. образование во мн. странах Европы, в т, ч. и в СССР — во ВГИКе, крупнейшем центре подготовки специалистов для кинематографа. Многие из быв. студентов сегодня успешно и плодотворно работают в своих странах, нек-рые стали основоположниками нац. кинематографий. Кино Сев. А., Египта, а также ЮАР см. в статьях о соответствующих странах.