Книги, статьи, материалы /Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К /ТЕАТР АФРИКИ

Навигация

Бизнес в Уганде Билеты в Африку Отель в Уганде Записки каннибала



БЛИЖАЙШИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ и не только (с русскоязычными гидами):


ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЭФИОПИИ (28.11 - 11.12.2017)
Пустыня Данакиль и племена долины Омо

ВНИМАНИЕ!!! Рядом с Эрта Але недавно родился новый вулкан, и мы его тоже обязательно увидим! Гарантируем незабываемые впечатления вплоть до полного срыва головы)))

НОВОГОДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (с 28.12 - 10.01.2018)
Вся Уганда за 12 дней

ТАНЗАНИЯ НА НОВЫЙ ГОД (с 03.01.2018 - 12.01.2018)
Сафари и отдых на Занзибаре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (16.01.-02.02.2018)
Путешествие по Восточной Африке

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СЕНЕГАЛУ (08.02 - 20.02.2018)
Приключения и отдых

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАМЕРУНУ (23.02 - 09.03.2018)
Африка в миниатюре

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 30.03 - 14.04.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ на майские(28.04.-15.05.2018)
Уганда - Кения - Танзания - Занзибар

ПУТЕШЕСТВИЕ В МАЛИ (16.05 - 29.05.2018)
Таинственная страна Догонов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ (19.06.-25.06.2018)
Сафари и рафтинг

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИНДОНЕЗИИ И ПАПУА (05.07 -20.07.2018)
Активное путешествие по островам

КЕНИЯ ( 04.08 - 14.08.2018)
ВЕЛИКАЯ МИГРАЦИЯ животных и при желании отдых на Индийском океане

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАДАГАСКАРУ (18.08 -04.09.2018)
Большое путешествие по большому острову

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КЕНИИ И ТАНЗАНИИ + ОТДЫХ НА ЗАНЗИБАРЕ (06.09.-21.09.2018)
Дикий животный мир Восточной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НАМИБИИ, БОТСВАНЕ, ЗАМБИИ и ЗИМБАБВЕ (30.09.-12.10.2018)
Путешествие по странам Южной Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮАР (12.10 - 22.10.2018)
Акулы юга Африки

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО УГАНДЕ, РУАНДЕ И КОНГО (с 20.10 - 04.11.2018)
В краю вулканов и горных горилл

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ (23.10 - 31.10.2018)
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАД (10.11 - 24.11.2018)
Забытые сокровища пустыни

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЕНЕСУЭЛЕ (С 18.11 2018)
Восхождение на Рорайму


ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЗАПРОСУ (В любое время) :

СЕВЕРНЫЙ СУДАН
Путешествие по древней Нубии

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ИРАНУ
Древняя цивилизация

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МЬЯНМЕ
Мистическая страна

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВЬЕТНАМУ И КАМБОДЖЕ
Краски юго-восточной Азии

Кроме этого мы организуем индивидуальные туры по странам Африки (Ботсвана, Бурунди, Камерун, Кения, Намибия, Руанда, Сенегал, Судан, Танзания, Уганда, Эфиопия, ЮАР). Пишите ntulege@gmail.com или kashigin@yandex.ru

Africa Tur Справочные материалы Африка: энциклопедический справочник. Том. 1. А—К ТЕАТР АФРИКИ

ТЕАТР АФРИКИ

Северная Африка. История развития театра Сев. А. восходит к древнейшим обрядам, в к-рые входили элементы антич. театра, магич. обрядов и культовых процессий, заимствованные у древних греков и финикийцев, колонизовавших Сев, А., а позднее у римлян. Элементы таких обрядов сохранились в танцах, распространённых у мн. племён (та-нец верблюда, игра с мечом, танец охоты на газелей и др,). Муз. и зрелищные элементы присутствуют во мн. религ. обрядах. Расцвет иск-ва бродячих повествователей относится к 12—13 вв. ( «устные романы» о султане аз-Захире Бейбарсе, о женщине-витязе Дельхеме и ее сыне Абд аль-Ваххаме). Обычно рассказ сопровождался муз. аккомпанементом. Популярная на Востоке фигура рассказчика пере-кочевала как персонаж а совр, араб, театр, где он выполняет функцию комментатора происходящего на сцене.

Широкое распространение в араб, странах в период средневековья получил теневой театр, для к-рого характерна сатирич. направленность. Он был одним из средств формирования обществ, мнения. Теневой театр известен в Египте с 9 в. Из Турции пришёл теневой театр Карагёз (в Сев. А, его называют Гарагуз).

С 19 в, во мн. странах Сев. А. были известны бродячие комедианты-скоморохи — мухаббизин. Актёры давали представления на базарных площадях. Это были фарсы с буффонадой, потасовками, музыкой, песнями и танцами.

Знакомство зрителей Сев. А. с европ. театр, традициями началось с гастролей франц. и итал. трупп в 30-е гг. 19 в_ В Алжире и Тунисе селились французы, испанцы, итальянцы, швейцарцы и др, Европ. культура проникала гл. обр. через Египет, к-рый к этому времени занимал ведущее положение среди араб, стран. Первое в Сев. А. театр, здание построено в Алжире в 1853, в Египте — в 1858 (в Александрии). Первый араб, драматич. театр создан в Каире Якубом Санну в 1870. Возникали театр, труппы, возглавлявшиеся в основном бежавшими от репрессий тур. властей сирийско- ливанскими просветителями (Адиб Исхак, Селим Наккаш, аль-Кардахи, Жорж Абьяд и др.). В условиях колон, гнёта нац. театр адаптировал зап.-европ. и антич. пьесы, делал первые попытки ант и колон, и антифеод, критики. В этот период определились два направления араб, драматич. театра; первое возглавил Ибрахим Фарах, к-рый ставил классич. пьесы, не имевшие особого успеха у зрителей; второе формировали апь-Каббани и Салам Хигази, спектакли к-рых основывались на нац. музыке, песнях, танцах, на традициях нар. театра и пользовались успехом. Второе направление стало определяющим в Алжире и Марокко, где театр даже в момент своей профессионализации не обращался к заимствованиям из франц. театра, а черпал формы и идеи из нац. фольклора.

Для стран Сев. А. театр становится важной сферой кристаллизации нац. самосознания, а также средством распространения идей араб. Возрождения. Большое значение для укрепления межараб. связей имели многочисл. гастрольные поездки егип. трупп по странам Сев. А. (труппы аль-Каббани, Салама Хигази, Нагиба ар-Рейхани, Жоржа Абьяда и др.).

Театр европ. типа появился во 2-й пол. 19 в. Развитие его шло неравномерно, В Тунисе драматич. театр создан в 1908, в Марокко первые любительские труппы появились после 1- й мировой войны, в Алжире первая нац. пьеса датируется 1926. Если Египет к 50-м гг. 20 в. уже имел богатые театр, традиции, то в Ливии и Судане театр ещё только зарождался. Совр. театральное иск-во основано на традициях нар. зрелищ, классич. араб, поэзии и европ. театра.

Наиб, известные драматурги — египтяне Тауфик аль- Хаким, Юсуф Идрис, алжирец Ясин Катеб, марокканец Тайеб Саддики. Мн. драматурги Сев. А. пишут на европ. языках. В Сев. А. регулярно проводятся нац. и межараб. конкурсы и фестивали театр, иск-ва, Межараб. фестиваль устраивается раз в два года в тунисском городе Монастир. Театр, коллективы Сев. А. были участниками 1-го Всемирного фестиваля негро-афр. искусства в Дакаре в 1966 и Все- афр. фестиваля культуры в Алжире в 1969.

Кадры актёров и режиссёров готовят нац. театральные уч-ща. Мн. театр, работники учатся в Европе, в т. ч. в СССР.

Тропическая и Южная Африка. Совр, театральное иск- во Тропич. и Юж. А. развивается на основе взаимодействия и синтеза традиц. культурного наследия народов региона и традиции европ. театра. Элементы театрального иск-ва издревле встречались в трудовой деятельности, в ритуалах, обрядах, празднествах, спортивных состязаниях и даже в вооружённых столкновениях; их эволюция в ходе общественного развития привела к возникновению своеобразного афр. театра. Ко времени колониального раздела афр континента народы Тропич. и Юж. А. различались по уровню социально-экономич. развития, что наряду с принадлежно-стью отдельных этносов к различным культурным ареалам и обусловило многообразие видов и стадиальных форм теат-рального иск-ва. Одной из самых ранних форм преображе-ния человека в иное существо была охотничья маскировка Изображение людьми животных встречалось и в разл магич и культовых действах — охотничьих и тотемич. ритуалах. Широкое распространение имело изображение умерших родственников во время погребальных и поминальных обрядов и церемоний, при этом часто использовались наго-ловники и маски, характерные предметы туалета умершего и др. (напр., у йоруба, джукун, эве, моей, чокве и др.). Повсеместно в А. южнее Сахары устраивалось драматизирован-ное представление, изображавшее божества местного пантеона и духов предков, Маскированные участники церемоний приходили за умершими во время погребальных обрядов, участвовали в инициациях, присутствовали на календарных праздниках и т. д. Во время этих представлении в ролях предков и местных божеств выступали посвящённые лица — члены тайных ритуальномагич. обществ, использовавшие разнообразный реквизит, маски и костюмы. Часто, напр, во время инициаций, разворачивался своеобразный спектакль, знакомящий молодёжь с нар. мифами и сказаниями. Так, ярко выраженный драматич. характер носили инициации у этнич. групп, проживающих в пограничных районах Гвинеи, Либерии и БСК. Ранние формы театрального иск-ва были тесно связаны и с системой космологии, представлений и религиозных верований и часто носили сакрализованный характер. В разл, районах Тропич. и Юж. А. на определённый срок (7 лет у ибибио, год у эконде) формировались своеобразные труппы, к-рым, как правило, приписывалось божественное происхождение. Их участники готовили ритуальное действо, постигали систему верований и представлений о мире своей этнич. группы. Тайные ритуально- магич. общества широко использовали в обрядах элементы театрального искусства (напр., в обществе Эгунгун у йоруба), Одним из выразит, средств на этом этапе развития афр. театра были монологи и драматизированные диалоги, пате-тические возгласы, музыка, хоровое и сольное пение, ритуальные движения и жесты, танцы, обыгрывание аксес-суаров. Постепенно сформировались более развитые формы нар. театра: их появление связано с возникновением государственности и формированием цивилизаций. Так. в годы расцвета гос-ва йоруба (18 в.) деятельность членов общества Эгунгун вышла за пределы религиозных церемониалов. Они образовывали светские театральные труппы, к- рые давали представления при дворе правителя и для народа. Представления включали танцевальные интермедии, драматич. сцены мифологич., нравоучит. и сатирич. содержания. Другая ветвь нар. театра связана с эволюцией иск-ва сказителей — гриотов у народов Зап. Судана, мвет у фанг, этийери у йоруба. марока у хауса, азмари у амхара, камерун-ских сказочников гбайя и др, Изменяя интонации голоса, пользуясь выразит, мимикой и пантомимой, включая в ткань рассказа песню и танец, они превращали повествование в театр одного актёра. Постепенно такие исполнители стали объединяться в небольшие труппы, разыгрывавшие сценки бытового и нравоучит. содержания, представлявшие люби-мых фольклорных персонажей и др. Этот вид театра получил широкое распространение у народов Зап. Африки. Ещё в нач. 20 в, в Сенегале, Того и др. странах существовали бро-дячие труппы гриотов (руководимые Мейсой Мбайе Галиной, Агезаном и др.). У бамбара был известен театр котеба, представление к-рого состояло из 5—6 небольших сценок комедийного или сатирич. содержания. Этому театру были родственны комедии бобо в Буркина-Фасо и др. Широкое распространение в доколониальной А. получил театр кукол, (у йоруба, ибибио, хауса, тив, бамбара, волоф, ротсе и др народов Тропич. и Юж. Африки). Куклы (фигурки, вырезанные из дерева, тростевые марионетки перчаточные куклы) в разл. районах изготовлялись из разных материалов; кукловоды использовали разнообразную технику. Ко времени колонизации традиц. афр. театр выработал собственные художеств, приёмы и специфич. набор выразит. средств. Разнообразные виды и формы нар театра были тесно связаны с музыкой, танцами, песнями, пантомимой, иск-вом рассказчика. В отличие от европ. театра в афр. театре исполнитель живо отражал своё отношение к разы-грываемому зрелищу, ведущий подчёркивал свою роль истолкователя-комментатора, действующие лица общались со зрителем. Важную роль в представлении играли имеющие символич. значение маска, костюм, цвет, жест, Ещё одной характерной чертой традиц. театра было исполнение мужчинами женских ролей — обычай, вероятно, ведущий свое происхождение от древних сакральных действ, В нар, театре отсутствовали рампа, кулисы, задник с декорациями; зрители чаше всего располагались вокруг сценич. площадки, здесь же происходили переодевания актёров

Вторжение европейцев в А. подорвало развитие афр. культуры. Деятельность миссионеров и колонизаторов была направлена против самобытного «языческого» иск-ва. Миссионеры, организовывавшие в дни церковных праздников небольшие представления (инсценировали эпизоды из священной истории, ставили сценки на сюжеты, заимствованные из ср-век. мираклей и моралите), содействовали распространению театра европ. типа. Создавались кружки при школах. По случаю окончания уч. года силами учащихся ста-вились спектакли, дополнявшие курс европ. лит-ры постановками пьес англ. и франц. классиков. Кружки существовали также и при разл, молодёжных просветительных и культурных организациях, находившихся под контролем колонизаторов В качестве средства воздействия на деятельность любительских коллективов использовались и смотры-конкурсы, проводившиеся колониальными властями.

Возникновение и становление нового афр. театра тесно связано с подъёмом освободительной борьбы. Миссионер-ские, школьные и др, любительские коллективы стали обра-щаться к актуальным проблемам, вводили оригинальный афр. репертуар, по мере того как во главе этих коллективов становились сами африканцы. Одна из первых попыток соз-дать самобытный театр была предпринята в 1-м десятилетии 20 в, в Зап, Нигерии (Лагос и его окрестности) в среде передовой интеллигенции йоруба, группировавшейся вокруг христианских миссий. Спектакли прославляли героич. прош-лое народа. В постановки включалось много музыки и пения, что дало основание назвать этот самобытный театр «оперой йоруба». Позднее (в 40-е гг,) в Зап. Нигерии стали возникать передвижные муз.-драматич, труппы (Хуберт Огунде, Кола Огунмола), много сделавшие для развития этого вида театра. В 30-е гг. а Гане зародился ещё один вид совр. афр. музыкально-драматического театра— «консерт- парти», на формирование к-рого большое влияние оказали европ. и амер. варьете. Центром создания афр. драм, театра была в 30-е гг. школа У. Понти е Дакаре (Сенегал), учащиеся к-рой создавали спектакли, посвящённые мифологии, истории, жизни африканцев ( «Последняя встреча Беханзина и Байоля», «Сокаме», «Претенденты — соперники» и др.). Выпускники школы (А. Аданде — Бенин, Ф, Ж. Амон д'Аби, Гадо Коффи — БСК и др.), возвращавшиеся на родину, сочи-няли собственные пьесы, ставили спектакли и организовывали театральные труппы.

Подъём нац.-освободит. движения после 2-й мировой войны способствовал развитию театрального иск-ва не только в самих афр. странах, но и среди учащихся-африканцев в Зап. Европе. В Париже в 1948 начали работать два студенческих ансамбля, руководители к-рых М. Сонар Сенгор из Сенегала и Фодеба Кейта из Гвинеи ставили перед собой задачу пропагандировать афр. культуру. В 60-е гг. во мн. странах Тропич. А. были созданы подобные ансамбли нар. песен и танцев, включавшие в свои выступления муз.-драматич. сценки собственного сочинения (т. н. афр. балеты). Мн. из этих коллективов гастролировали в СССР,

Завоевание политич, независимости явилось важным эта-пом в развитии афр. культуры. Значительно возрос интерес к традиц. культурному наследию, к нар. творчеству, большое внимание стало уделяться развитию демократич. и самобытного театрального иск-ва. Важную роль играют ун-ты, к-рые не только готовят будущих актёров, режиссёров, драматургов (в 1962 Ибаданский ун-т в Нигерии первым ввёл курс театрального иск-ва), но и стали важными центрами изучения и пропаганды театра; при них созданы и активно действуют экспериментальные студии, передвижные театральные коллективы и др. Активной деятельностью в области театра выделяются также ун-ты Ифе, Ахмаду Белло (Нигерия), Дар-эс-Салама (Танзания), Бамако (Мали), Макерере (Уганда), университетский колледж Фура- Бей (Сьерра-Леоне), ун-т в Замбии и др. Из этой среды вышли видные деятели афр. театра Воле Шойинка, О. Ротими, Д. Нвоко, Э. Сазерленд, Джо-де Графт, Дж. Кларк, Р, Серумага и др. В странах, избравших не капиталистич. путь развития, иск-во было объявлено достоянием народа. Художеств, коллективы находятся в ведении гос-ва и вносят вклад в повышение политич. сознательности масс. В др. странах театральными коллективами ведают общественные организации, просветит, общества, клубы и школы. Во мн. гос-вах Тропич. и Юж. А. любительские труппы существуют длительное время, добиваются высокого художеств, уровня постановок, регулярно обслуживают население, фактически заменяя проф. театр. В ряде стран правительства, сознавая значение театра в общем комплексе культурного развития, оказывают содействие в создании проф, трупп. Один из первых таких коллективов был создан в 1965 в Сенегале (Театр Даниеля Сорано), в последующие годы проф. труппы, существующие при поддержке гос-ва, были созданы в БСК, Кении. Заире, Габоне, Мали, Того и др. странах. За годы независимости во мн. странах Тропич. А. были организованы нац. институты, драматич. школы, готовящие кадры для проф. и любительских театральных коллективов. Почти во всех странах гос. или общественными организациями проводятся фестивали театрального иск-ва. Актёры, режиссёры, драматурги независимых стран Тропич. и Юж. А. стремятся внести свой вклад в борьбу за духовную деколонизацию, в дело культурного возрождения, Всё чаще они обращаются к актуальным проблемам современности, стараются глубже проникнуть в суть процессов, происходящих на континенте; разоблачают бурж. нравы, коррупцию, осуждают пороки капиталистич. общества, активно борются с остатками колониализма и расовым угнетением ( «Риса» Воле Шойинки, 1981; «Полночный отель»' Феми Ософисана, 1981; «Катаката для неудачника» Олушегу Ойекучле, 1982; цикл спектаклей о трагедии Соуэто — в ЮАР; постановки замбийского театра «Тиквиза“, 1977—79, и др.). Решая важ-ные просветительские и воспитательные задачи, театральные коллективы широко обращаются к героич. прошлому афр. народов, к недавней истории антиколониальной борьбы {''Прекрасный урок терпения» Массы Макана Диаба- те, 1971, Мали; «Овонрамвен Ногбаиси» Олавале Ротими, 1971, Нигерия; «Амазулу» Абду Анту Ка, 1972, Сенегал; «Героическая смерть ламидо из Баньо» Ж. П. Диконг-Пипы, 1973, Камерун; «Мой сын — за мою свободу» Кеннета Вате- не, 1973, Кения; «Амина— королева Зарии» Умара Ахмеда, 1981, Нигерия). Мн. постановки затрагивают проблемы взаимодействия афр. и европ. культур, взаимоотношений между поколениями ( «Лев и жемчужина» Воле Шойинки, «Го подин Того-Гнини» Б. Дадье, «Сыновья и дочери»-де Гра эта и др.). По-прежнему популярны на афр. сцене произв. мировой классики, особенно Шекспира и Мольера. Успехом пользуются «Ревизор“ Н. В. Гоголя, “'Предложение» и «Медведь» А. П. Чехова, пьесы 6. Брехта ( «Кавказский меловой круг», «Добрый человек из Сезуана»), Становление самобытного театра тесным образом связано с использованием местных языков, с поисками выразит. средств, доступных широкой народной аудитории. За годы независимости написано немало пьес на суахили, йоруба, хауса, акан, волоф, нгала, бамбара, ганда, амхарском и др, языках, Деятели афр. сцены Сазерленд, А. Сиссе Диа, Нвоко, Ротими, Воле Шойинка, Серумага, Диконг-Пипа, С. Коли, Н. Миканза и др. неоднократно делали попытки найти формы постановок, наиболее отвечающие специфике афр. аудитории: соединяли драматич. диалоги С прямым обращением к зрителю, широко использовали музыку, пение, танцы, добивались активного участия зрителей в сце- нич. действии, отказывались от европ. театральных форм и стремились создать сценич, пространство, более подходящее для форм афр, театра.

Кинематограф стран Тропич. А. стал складываться в основном в нач. 1960-х гг, Но первый документальный фильм в Тропич. А. был создан ещё в 1947 на Мадагаскаре. Его автор Рабероно запечатлел мемориальную церемонию, посвящённую 100-летию со дня смерти нац. героя Разаламы. В 1953 гвинейский реж. М. Туре снял короткометражную ленту на фольклорной основе «Мурамани».

Студенты, обучавшиеся в Парижском киноинституте, — П. Вьейра, Ж, М. Кан, М. Сарр и Р. Керистан организовали Африканскую киногруппу и сняли документальный ф, «Африка на Сене» (1955), рассказавший о жизни афр. студентов в Европе. Об афр. студентах, обучающихся в Париже, повествует фильм камерунца Ж. П. Нгассы «Приключение во Франции» (1960). Гвинейцы — стажёры Центр, студии документальных фильмов в Москве создали документальный ф. «Этой зимой в Москве» (1960) о жизни афр. студентов ун-та Дружбы народов им. П. Лумумбы.

Кино независимых стран А, начиналось с хроникальных фильмов. В Гане в первые дни независимости был создан Информац. центр, начавший снимать документальные фильмы о первых шагах суверенного гос-ва, о праздновании провозглашения республики, о культурном строительстве и др. В Мали возникли гос. киноклубы под руководством Департамента кинематографии Г ос. секретариата по информации и туризму. В документальных фильмах Буркина-Фасо режиссёры. выступали против кастовых предрассудков, ханжеской морали, межплем. розни и вражды.

Первые фильмы Мозамбика фиксировали этапы нац.- освободит. движения, развернувшегося под руководством ФРЕЛИМО. Документальные фильмы Анголы и Эфиопии, созданные в 70 — нач. 80-х гг., рассказывают о прогрессив-ных преобразованиях в этих странах, о борьбе против внутр. и внеш. реакции. Так, документальный фильм эфиопского реж. М. Папатакиса «Борьба продолжается» (1975) посвящён проблемам, к-рые пришлось решать после революции 1974 народу Эфиопии, вставшему на некапиталистич. путь развития.

Документальные фильмы играют значит, роль в повышении политич. сознания нар. масс. Большую роль в совр. А. играют короткометражные документально-хроникальные фильмы, особенно культурно-просветительные. Кино для африканцев — не только зрелище и развлечение, источник информации, средство пропаганды и агитации, но и возможность привить населению навыки культуры, санитарии и гигиены,

Первые художеста. фильмы были посвящены проблеме эмиграции. В полнометражном художеств, ф, «Чернокожая из …» (1966) сенегальского реж. Сембена Усмана рассказывалось о девушке Диоане, работавшей служанкой во франц. семье. Тоскуя по родине, живя в полном одиночестве, Дио- ана кончает самоубийством. Фильм Д. Экаре (БСК) «Концерт для изгнанника (1968) посвящён жизни афр, эмигрантов во Франции, к-рые выполняют чёрную работу за парижан. живут в нищете. М. Хондо (Мавритания) в своих ф. „Солнце О“ (1970) и «Вест-Индия» (1979) показывает, что иммиграция африканцев в Европу в поисках работы представляет собой модернизированное рабство.

Афр. кино всё чаще обращается к борьбе народов А. про-тив колониализма. Первый мозамбикский художеств, ф, «Муэда: Память о резне» (1980, реж, Р. Герра) повествует о событиях нац.-освободит. движения страны. Эфиопский ф. «Путь к победе» (1981, реж. Т. Джарра, Г, Тарекеген) рассказывает о сопротивлении итал. агрессорам, пытавшимся захватить страну. Ангольско-мозамбикский ф. «Да здрав-ствует Зимбабве» (1982) отразил последний этап борьбы Зимбабве за независимость. Цветной полнометражный художеств, ф «Амок» (1932, реж. С. Бен Барка), в создании к-рого участвовало неск. стран (Марокко, Сенегал, Гвинея, Мали), рассказывает о положении чёрного населения в Юж. А, — оплоте расизма на континенте.

Определилось и др. направление в афр. кино — социально-критическое. В фильмах этого направления рассматриваются социальные проблемы — борьба с отсталостью, нищетой, болезнями, с межплем. враждой, а также эмансипация женщин, положение трудящихся. В них обличаются те, кто, оказавшись у кормила власти, усвоили привычки европ. колонизаторов. Один из зачинателей афр. кино Сембен Усман показывает, как в А. нац. буржуазия препятствует развитию по пути прогресса. В ф. «Почтовый перевод» (1968), «Эмитай» (1971), «Хала» (1975) и др. Сем-бен Усман призывает к борьбе за социальную справедливость. Малийский реж. И. Траоре в ф. «Мы все виноваты» (1982) анализирует социальные мотивы, заставившие дочь чернорабочего убить своего незаконнорождённого ребёнка. В ф. «Петанки» (БСК, 1983) реж. И. Козолоа показал, как в условиях засухи, когда люди умирают от голода, богатеют те, кто наживается на несчастье и горе народа. Нигерский реж. Д. Майга в ф. «Чёрные облака» (1979) критикует подкуп, взяточничество, коррупцию. Однако несмотря на мрачную тональность этих фильмов, им присущ определённый оптимизм. Так, малийский реж, С. Сиссе, получивший кинематографич. образование в СССР, в ф «Пять дней одной жизни» (1971), «Девушка» (1975), «Труд» (1979), «Ветер» (1982) рассказывает о нищете народа, социальном неравенстве, но и вселяет надежду на лучшее будущее.

Мн. фильмы посвящены положению женщин, особенно в тех странах А., где население исповедует ислам. Таков, напр., фильм сенегальского реж. Б. Д. Бея «Мужчина и женщина» (1980), рассказавший об обычаях, предрассудках среды, окружающей афр. женщину, о её положении в полигамной семье. Фильм доказывает, что полигамная семья служит средством эксплуатации женщин, лишает её элементарных прав, личной свободы. Появилось новое поколение женщин, к-рое не хочет мириться с обычаями, сохранившимися от далёких времён, и требует изменения своей жизни.

Часто поднимаются в афр. фильмах проблемы религии. Так, а ф. «Седдо» (1977, седдо — племена, насильственно обращённые а ислам) Сембен Усман рассказывает о насаждении ислама, иногда сопровождавшегося разрушением местной культуры, обычаев народа, потерей их самобытно-сти.

Об острой борьбе за создание единой этнополитической общности в стране рассказывает реж. Б. Йонли (Буркина- Фасо) в ф. «На пути к примирению» (1976). Кастовые предрассудки мешают воссоединиться влюблённым в фильмах Колы «Кровь парии» (Буркина-Фасо, 1973), мальгаша Ж. Лемби «Азаказака» (1973) и др.

Большое внимание уделяется в фильмах традиц. песням и танцам, обычаям, ритуалам и обрядам, мифам и легендам По мотивам нар. сказки снят цветной художеств, фильм- балет «Найту“ гвинейского реж, М. К. Дьяките, в к-ром участвует ансамбль танца, известный своим искусством по гаст-ролям во мн. странах, в т. ч. и в СССР. Первый цветной мо-замбикский ф. -Пой, брат мой, и помоги мне петь» (1982, реж, Ж. Кордозу) рассказывает об особенностях музыки разл. народов страны. Стремясь к возрождению и сохранению афр. культуры, режиссёры создают и фильмы о спорте. Ф. «Борцы» (1982) реж. Ж. М. Чиссуку (Конго) повествует о жителях конголезской деревни, к-рые, готовясь к фестивалю афр. культуры, решают подготовить спортсменов для участия в соревнованиях по борьбе. Понадобилась помощь старейшин племён, чтобы вспомнить традиции этой борьбы

Условия развития киноиск-ва в каждой стране различны В Бенине, Эфиопии, Анголе, Конго, Мозамбике, Мадагаскаре, где кинопроизводство перешло под контроль гос-ва, киноискусство играет большую роль а строительстве новой жизни. В этих странах гос-во монополизировало кинозалы, произ-во фильмов, их импорт и прокат. Там, где кинопрокат всё ещё находится в руках частных нац. предпринимателей и иностр. компаний, на экранах царит засилье амер. и европ. боевиков, вестернов. Преследуя коммерч. цели, они не выпускают на экраны кинематографистов, стремящихся к реалистич. отображению жизни народа, страны, всего континента.

Афр. кинематограф развивается в очень трудных условиях, В большинстве стран он не обладает достаточной технич. оснащённостью. Отсутствуют проф. кадры. Однако при-нимаются меры к тому, чтобы кинематография стран Тропич. А. освободилась от зависимости европ. монополий. Во время 1-го Всемирного фестиваля негро-афр. искусства в Дакаре (1966) была создана Всеафр. федерация кинематографистов. В 1969 в Алжире кинематографисты впервые устроили показ афр. фильмов. В 1971 в Тунисе открылось постоянное бюро Всеафр. федерации кинематографистов, официально признании пр-вами независимых стран А. Осн. цель федерации — создание гос. кинопроизводства и кино-проката, участие афр. фильмов в междунар. кинофестивалях. Под её влиянием, борясь против ожесточённого сопротивления монополий, контролирующих кинорынок, многие афр. страны приступили к созданию гос. кинопроизводства; большую помощь в этом им оказывает Межафр, консорциум по прокату и произ-ву фильмов СИПРОФИЛЬМ и СИДК.

По рекомендации федерации в 1969 в Уагадугу состоялся первый в истории континента фестиваль афр. фильмов. Он содействовал установлению контактов между кинодеятелями и публикой, привлёк внимание широкой общественности к наиб, острым проблемам кинематографии континента. Каждые два года этот кинофестиваль знакомит с фильмами. б. ч. к-рых хорошо известна в Европе, но мало показывается в А. Лучшие фильмы афр. кинематографистов на этом кинофестивале отмечают премией им. Умару Ганда (Нигер), одного из основоположников афр. кинематографа. Афр. кинематографисты предоставляют Буркина-Фасо все права на свои фильмы, что даёт возможность противостоять бойкоту со стороны иностр. фирм. Афр. кинематографисты участвуют и в международных кинофестивалях стран А. и араб. Востока, проходящих регулярно в Картаджанне (Тунис)

Укрепляется сотрудничество между кинематографистами разл. стран А. Так, в столице Нигера Ниамее в 1982 состоял-ся первый общеафр. коллоквиум, на к-ром режиссёры, кри-тики, продюсеры обсуждали проблемы афр. киноискусства. Участники коллоквиума призвали пр-ва независимых стран принять меры, направленные на развитие афр. кино, усиление его образовательных и воспитательных функций. Второй общеафр. коллоквиум по кино состоялся в Могадишо (1983), на к-ром был принят Манифест афр. кинодеятелей. Обсуждались практич. проблемы: организация фондов для произ-ва фильмов в А, создание технич. инфраструктуры, подготовка проф. кадров, политич и законодательное участие афр. пр-в в развитии кино, создание киноархивов, распространение фильмов в А. и за её пределами.

Большую помощь молодым кинематографистам стран Тропич. А. оказывают социалистич. страны. Особую роль в развитии афр. кино играет Ташкентский фестиваль фильмов стран Азии, А. и Лат. Америки. Впервые состоявшийся в 1968 этот кинофестиваль каждые два года даёт возможность представителям киноискусства трёх континентов поделиться творч. опытом, познакомиться с сов. многонациональной культурой. Будущие мастера кино стран Тропич. А. получают кинематографии. образование во мн. странах Европы, в т, ч. и в СССР — во ВГИКе, крупнейшем центре подготовки специалистов для кинематографа. Многие из быв. студентов сегодня успешно и плодотворно работают в своих странах, нек-рые стали основоположниками нац. кинематографий. Кино Сев. А., Египта, а также ЮАР см. в статьях о соответствующих странах.